Рабочая программа по учебному предмету "Театральные игры"

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения
- Список рекомендуемой методической литературы
- Рекомендуемые Интернет-ресурсы

3

I.
Характеристика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Театральные игры» разработана в
соответствии с федеральными государственными требованиями (далее - ФГТ) к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной

общеобразовательной

программы

в

области

театрального искусства.
Содержание учебного предмета «Театральные игры» направлено:
на формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями
искусства;
на воспитание активного зрителя, участника творческой самодеятельности,
а также на приобретение детьми начальных художественно-творческих умений и
навыков в театральном искусстве.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 6-8 лет.
Программа по учебному предмету «Театральные игры» составлена с
учетом возрастных особенностей детей и возможностей игровых методов
обучения, а именно:
- игры являются одним из способов постижения мира, а также адаптации
ребенка в социальной среде;
- игровая методика обучения способствует развитию у детей воображения,
внимания, памяти;
- театральные беседы и игры способны реализовать потребности детей в
самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал; они способствуют
развитию у детей познавательных интересов;
- театральные игры обладают огромным потенциалом по раскрепощению,
творческому преобразованию и раскрытию личности.
В игре ребенок испытывает радость общения, открывает в себе новые
возможности.
4

Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы «Театральные игры» составляет 2 года.
Продолжительность учебных занятий - 34 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Объем учебного времени, составляет 130 часов аудиторной нагрузки, 130
часов внеаудиторной (самостоятельной), максимальная нагрузка составляет 260
часов.
Сведения о затратах учебного времени
Срок обучения/классы

2 года
1-2 классы

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

130

Количество

130

часов на аудиторные занятия
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых
занятий (от 4 до 10 человек).
Занятия проводятся из расчета 2 часа в неделю. Рекомендуемая
продолжительность урока - 30 минут.
Цели и задачи учебного предмета
Цель:
Развитие духовных, творческих и интеллектуальных

способностей

детей на основе игровой художественно-творческой деятельности в области
театрального искусства.
Задачи:
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
развитие внимания, фантазии и воображения;
воспитание творческой инициативы;
5

устранение излишнего мышечного напряжения, зажатости;
создание комфортной среды для общения, гарантирующей ребенку
ситуацию эмоционального благополучия, психического здоровья и успеха.
Структура программы учебного предмета
Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с
учеником и содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
практические:
- игры, тренинги как комплекс

упражнений, целью которых является

приобретение и закрепление определенных навыков;
- творческие задания: письменные и устные (сочинения, рисунки),
сценические (этюды, мини спектакли);
наглядные:
- просмотр видеозаписей спектаклей и презентаций по конкретным темам;
- просмотр спектаклей для детей, посещение концертов и выставок
обязательным обсуждением увиденного;
- просмотр творческих работ учащихся в различных видах деятельности;
репродуктивные:
6

с

-

участие

в

концертах,

театрализованных

тематических

вечерах,

спектаклях, конкурсах и фестивалях различного уровня;
частично-поисковые:
- совместный с преподавателем выбор репертуара, определение темы,
жанра;
- разработка этюдов к образу, экспромтов, импровизаций;
проблемные:
- создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения
задачи.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Средства, необходимые для реализации программы
Дидактические:
- наглядные и учебно-методические пособия;
- методические рекомендации;
- наличие учебной и методической литературы для учащихся и педагога.
Материально-технические:
- учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и
правилам;
- сценическая площадка с наличием звуковой и световой аппаратуры;
- учебная мебель (стулья, сценические станки, кубы, стол, лавки);
- спортивный инвентарь (маты, обручи, скакалки, мячи);
- видеомагнитофон, DVD проигрыватель;
- проектор и экран;
- слайды, диски;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- видеотека;
- использование сети Интернет;
- материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;

7

- спортивная форма, желательно однотонного цвета; удобная, нескользкая
обувь в целях обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы
движения в процессе занятий;
-помещение для хранения реквизита и бутафории;
- школьная библиотека.

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
1 класс

2

Аудиторные
занятия

1

Наименование раздела, темы

Самостоятельная
работа

№
№

4

-

4

Урок

5

-

5

Урок

5

-

5

Урок

5

-

5

Урок

10

-

10

Вид учебного
занятия

Основы театральной игры.

Урок

Формы и виды игр
Игровые комплексы различных

Максимальная
учебная нагрузка

Общий объем времени
(в часах)

типов для развития внимания и
памяти
3

Игровые комплексы для снятия
излишнего

мышечного

напряжения
4

Игры для развития фантазии и
воображения

5

Игры для развития сценического
общения

6

Народные игры

Урок

5

-

5

7

Сюжетно-ролевые игры (в том

Урок

20

-

20

Урок

10

-

10

Концерт-

1

-

1

числе музыкальные)
8

Режиссёрские игры

9

Итоговое занятие
8

просмотр
Итого:

65

65

Учебно-тематический план
2 класс
Таблица 3
№
№

Наименование раздела,
темы

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени (в часах)
Максимальная Самостояте Аудиторн
учебная
льная
ыезанятия
нагрузка
работа

Игровые комплексы
различных типов для
развития внимания и
памяти

Урок

4

2.

Игры для развития
фантазии и воображения

Урок

4

4

3.

Игровые комплексы для
снятия излишнего
мышечного напряжения

Урок

4

4

4.

Игры для развития
сценического общения

Урок

5

5

5.

Народные игры

Урок

7

7

6.

Сюжетно-ролевые игры (в
том числе музыкальные)

Урок

25

25

7.

Режиссёрские игры

Урок

15

15

8.

Итоговое занятие
(зачет)

Концертпросмотр

1

1

65

65

1.

Итого

-

4

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
Данный

раздел

содержит

перечень

знаний,

умений

и

приобретение которых обеспечивает программа «Театральные игры»:
Первый год обучения
9

навыков,

знать:
- правила поведения и технику безопасности на занятиях;
- правила поведения в театре;
- что такое мизансцена тела;
- начальные слагаемые выразительности маленького актера – жест,
мимика, слово;
- что такое перво-звук, перво-взгляд, перво-чувство;
- правила предлагаемых преподавателем театральных игр;
- о понятии «герой сказки»;
- как выстраивается сказочная история;
- о театральном жанре «театр на столе»;
- о театральном направлении «хэнд - арт»;
- волшебное слово для превращений «если бы» и как им пользоваться;
уметь:
- объяснять жестами свои желания;
- угадывать через жест желания других;
- приветствовать жестами;
- в мимике отразить настроение;
- принимать позу в форме цифр, букв и «писать телом» в команде
несложные слова;
- показать походки разных людей, их настроение;
- участвовать в играх на слагаемые выразительности;
- владеть своим телом;
- участвовать в играх на знакомство;
- участвовать в играх на внимание;
- согласованно действовать в группе;
- сосредотачиваться на задании преподавателя и выполнять его;
- одновременно командой выполнять заданные движения и придумывать
новые;
- ориентироваться в сценическом пространстве;
10

- фантазировать на заданную тему;
- словесно воздействовать на партнера;
- активно участвовать в играх;
- восстанавливать последовательность всех предметов задания;
- изменять свое поведение в соответствии с заданием;
- участвовать в этюде;
- организовывать сценическое пространство на столе из подручных
предметов;
- сочинять маленькие сказки с помощью подручных предметов и при
помощи рук;
- с помощью рук конструировать сказочных персонажей;
- фантазировать с предметами и превращать их в нечто другое;
- превращать комнату в сценическую площадку для разыгрывания
придуманных историй;
- «превращаться» по заданию преподавателя в предметы, растения и
животных;
- держать внимание в течение 5-10 минут;
- равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не
сталкиваясь друг с другом в разных темпах;
- участвовать в 5-10-минутном импровизационном спектакле, сочинённом
самостоятельно и разыгранном индивидуально или в группе в жанре «театра на
столе».
Второй год обучения
знать:
- о контрастах в жизни и в театре;
- по 2-3 упражнения на внимание, на воображение, на развитие памяти;
- по 2-3 упражнения на активизацию ассоциативного или образного
мышления;
11

- по 2-3 упражнения на развитие эмоциональной памяти и на
импровизационное самочувствие;
- что такое этюд;
- что такое событие;
- что такое роль;
уметь:
- переносить внимание с предмета на себя и свое тело;
- участвовать в упражнениях на активизацию ассоциативного, образного
мышления;
- участвовать в упражнениях на развитие эмоциональной памяти;
- участвовать в упражнениях на импровизационное самочувствие;
- выполнять задания с музыкальным сопровождением;
- участвовать в упражнениях на развитие логики;
- объяснять свое поведение в том или ином упражнении или этюде;
- логически достраивать начатое предложение;
- запоминать заданные преподавателем мизансцены;
- сочинять маленький монолог от придуманного персонажа;
- составлять предложение из 3-4-х заданных слов;
- представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог
от его имени;
- оживлять скульптуру и фотографию в упражнениях «скульптура» и «стоп
кадр»;
- находить оправдание заданной позе;
- сочинять и рассказывать сказку (историю) «Необычное приключение
обычного предмета»;
- обыграть предмет в небольшой сценке, придуманной самостоятельно;
- передать характер предмета-образа;
- рассказать, какой характер у любимой игрушки, принесённой из дома;
- побеседовать от имени своей игрушки с партнером;
- устроить импровизированный концерт с игрушками;
12

- превращаться в предмет и угадывать превращения других;
- создавать образы живых существ и предметов через пластические
возможности своего тела;
- угадывать задуманный всеми в группе конкретный объект;
- сочинять диалог двух антагонистов и разыграть его на сцене;
- живо и интуитивно реагировать на объективные изменения условий
вымысла («сел на бугорок, а это оказался муравейник»);
- придумывать ситуации, требующие активной работы воображения и
яркого эмоционального отклика;
- организовывать события в маленьком этюде;
- импровизировать на тему выбранного или предложенного персонажа;
- одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях
по-разному;
- «участвовать, как герой в сказке» – импровизации, придуманные в группе
совместно с преподавателем.
Третий год обучения
знать:
- о кукольном театре;
- о пантомиме;
- об итальянской опере;
- о скоморошине;
- о понятии «спектакль» и его слагаемых;
уметь:
- импровизировать сказку на заданную тему в жанрах кукольного театра,
пантомимы, итальянской оперы, скоморошины;
- участвовать в подобранных преподавателем для решения этой задачи
упражнениях;
- рассказывать сказку от имени разных героев;
- согласовывать свои действия с партнёрами;
13

- строить диалог с партнером на заданную тему;
- реагировать на команду или музыкальный сигнал;
- запоминать заданные режиссером мизансцены;
- удерживать внимание 15-20 минут;
- действовать на сценической площадке естественно;
- оценивать действия других детей и сравнивать их со своими;
- участвовать от имени персонажа в итоговом спектакле.

IV.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную

и

итоговую аттестации учащихся и проводятся в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет в виде творческого отчёта. Формы
промежуточной и итоговой аттестации:
первый год обучения: мини спектакли в жанре «театр на столе» с
использованием подручных предметов и рук, сочинённые совместно с
преподавателем (индивидуальные, групповые);
второй год обучения: сказка-импровизация, придуманная совместно с
преподавателем, в которой героями становятся дети;
третий год обучения: спектакль-фантазия «Сказка странствий» на тему
уже существующего литературного материала, выбранного преподавателем
совместно с детьми.
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
промежуточные

контрольные

уроки

по

разделам

программы

(текущий

контроль).
Итоговая аттестация проводится в форме публичного выступления.
Критерии оценки
По результатам текущей и промежуточной аттестации 1-2 годов обучения
рекомендуется знания оценивать по безотметочной системе (систему оценивания
преподаватель может придумать свою, например, наклейка в виде театральной
14

маски или бумажные медальки «разных достоинств» в виде театральных масок):
3 маски – отлично;
2 маски – хорошо;
1 маска – удовлетворительно.
По результатам итоговой аттестации знания оцениваются: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно».
Предложенный вариант оценивания знаний, умений, навыков носит
рекомендательный характер, система оценивания (в том числе, критерии оценки)
разрабатывается и утверждаются образовательной организацией, реализующей
программу, самостоятельно.
V.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам

На занятиях педагог своей главной задачей должен ставить не обучение
актерскому ремеслу, а развитие у ребенка его творческих способностей
(творческого мышления). Необходимо рассматривать каждого учащегося как
личность неповторимую и особенную с учетом его психофизических и
возрастных возможностей.
Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из
основных методов эмоционального стимулирования учащегося и представляет
собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых
ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него
чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.
Особенности возрастной психологии состоят в том, что ребенок 6-8 лет
легче фантазирует не на бытовые темы, а на более абстрактные и далекие от
реалий темы. Поэтому для пробуждения первых навыков фантазирования
необходимо давать темы, далекие от бытовых условностей: «африканский» язык,
первобытные танцы, инопланетные цветы и существа. То, что пробуждают
перво-чувства, перво-ощущения, перво-эмоцию, перво-взгляд.

15

Педагогу не стоит «жонглировать» теоретическими выкладками и
изысками, анализировать с учащимися сам процесс игры и игровых технологий.
Учащегося необходимо вовлечь в процесс поиска новых «форм жизни»,
элементарного способа существования и общения.
Путь открытий интереснее утилитарной необходимости самих результатов
поиска. Они скажутся значительно позже. Сам процесс игры должен доставлять
радость. И в то же время ребенок должен осознавать важность и значимость
творческого процесса, не превращая его в баловство или «длинную переменку».
Главная задача первого года обучения для преподавателя: создавая
игровую ситуацию, увлечь детей импровизацией и творчеством, результатом
которых является участие в 5-10-минутном импровизационном спектакле,
сочинённом самостоятельно и разыгранном индивидуально или в группе в жанре
«театра на столе».
Второй год обучения предполагает формирование у учащихся умений
переносить историю с абстрактного персонажа на собственное «Я». Педагог
дает задания ученику с учетом того, что все происходящее в ролевых играх,
этюдах-историях

происходит

лично

с

ним:

«Я»

в

предлагаемых

обстоятельствах» по К.С.Станиславскому.
Третий год обучения

подразумевает

введение в игру элементов

непредвиденного, не подготовленного заранее, а родившегося по ходу игрыдействия.
VI.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Список рекомендуемой методической и учебной литературы
Ануфриев А. Ф. и др. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.,
2001
Гавриленко Н. Театральные уроки. «Начальная школа», 2005: №1
Гаврина С.Е. и др. Развиваем внимание (рабочая тетрадь). - М., 2003
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3, 4
классы. - М., Баласс, 2004
16

Гипиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств.

СПб, Прайм-

Еврознак, 2008
Голубовский Б.Г. Читайте ремарку. – М., «ГИТИС», 2004
Голубовский Б.Г. Актер - самостоятельный художник. - М., «Я вхожу в
мир искусства», 2004
Голубовский Б.Г. Путь к спектаклю. - М., «Я вхожу в мир искусства»,
2005
Голубовский Б.Г. Большие, маленькие театры. - М., Издательство имени
Собашниковых,1998
Голубовский Б.Г. Шаг в профессию. - М., «ГИТИС», 2002
Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ. - М., «ГИТИС», 2001
Гурков А.Н. Школьный театр. - Ростов н/Д: Феникс, 2005
Доронова Т.Н. Играем в театр. - М., Просвещение, 2004
Ершова А., Захарова Е. Искусство в жизни детей. - М., «Просвещение»
1991
Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М., ТОО «Горбунок»,
1992
Ершова А., Букатов Б. Актерская грамота – подросткам. - М.,
«Просвещение», 1994
Ершов П.М. Искусство толкования. «Режиссура как практическая
психология». Т 1. - Дубна, Издательский центр «Феникс», 1997
Ершов П.М. Искусство толкования. т.2. - Дубна, Издательский центр
«Феникс», 1997
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия.

- СПб, Речь,

2006
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб,
Речь, 2006
Кипнис М.Ш. Актерский тренинг. - СПб, Прайм-Еврознак, 2008
Кнебель М.И. О действенном анализе пьесы и роли.- М., «Театр», 1955:
№№ 1-2
17

Кожанова. Как хорошо, что есть театр. - «Начальная школа», 2005: №1
Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. М., «Школьная пресса»,
2000
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. - М., Просвещение, 2006
Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе). Методическое
пособие. Ч. 1,2. - М., ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006
Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра. - М., «Я вхожу в мир искусства»,
2004
Миллер С. Психология игры. - СПб, 1999
Немировский

А.В.

Пластическая

выразительность

актёра.

-

М.,

Искусство,1976
Новицкая Л.Н. Уроки вдохновения. – М., ВТО, 1984
О школьном театре. «Классный руководитель», 2002: № 6
Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая
программа для детей. - СПб, Речь; М., Сфера, 2008
Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М., ВЦХТ (“Я вхожу в мир
искусств”), 2008
Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. - М.,
1987
Рутберг И.Г. Пантомима. Первые опыты. - М., Искусство, 1972
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и
коррекционные программы. - М., 1993
Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005
Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с
детьми и подростками. - СПб, Речь, 2007
Станиславский К.С. Работа актёра над собой. – М., «Искусство», 19541961
Стреллер Д. Театр для людей. - М. «Радуга», 1984
Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения у детей. –
Екатеринбург, У-Фактория, 2006
18

Сценическая акробатика в физическом тренинге актера по методике
А.Дрознина. - М., ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2005
Театр: практические занятия в детском театральном коллективе. - М., «Я
вхожу в мир искусства», 2001
Театр, где играют дети (учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллектив) под редакцией А.Б.Никитиной. – М., Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2001
Ткачева Е.М. Пьесы. - М., ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских
театров”), 2008
Чехов М. Об искусстве актера. Т.2. - М., «Искусство», 1995
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
М., «Владос» 2004
Шихматов Л. Сценические Этюды. - М., «Просвещение» 1971
Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания
детей средствами театра. - М., ВЦХТ, 1998
Энциклопедия для детей. Искусство. Музыка. Театр. Кино. – М.,
«Аванта», 2003
Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов.
- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов
Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru.
Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.artworld-theatre.ru.
Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим
доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru
Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat
В. П. Шильгави. Начнём с игры. 01. Мы будем играть.
http://dramateshka.ru/index.php/education/4032-v-p-shiljgavi-nachnyom-s-igrih-01mih-budem-igratj
19

"Лукошко сказок" - сказки для детей. www.lukoshko.net
Большая библиотека для мам и детей. Забавные истории, загадки.
www.kid.ru
Детская литература и детские книги в бесплатной электронной библиотеке
детской литературы. www.kidsbook.ru
Театральная библиотека Сергея Ефимова. http://www.theatrelibrary.ru/authors/p/panchev
Библиотека Машкова, раздел «Литература для детей». http://lib.ru/

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».