Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Годовые требования III. Требования к уровню подготовки учащихся - Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список литературы и средств обучения - Список рекомендуемой методической литературы - Рекомендуемые Интернет-ресурсы 3 I. Характеристика ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Театральные игры» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее - ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства. Содержание учебного предмета «Театральные игры» направлено: на формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; на воспитание активного зрителя, участника творческой самодеятельности, а также на приобретение детьми начальных художественно-творческих умений и навыков в театральном искусстве. Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 6-8 лет. Программа по учебному предмету «Театральные игры» составлена с учетом возрастных особенностей детей и возможностей игровых методов обучения, а именно: - игры являются одним из способов постижения мира, а также адаптации ребенка в социальной среде; - игровая методика обучения способствует развитию у детей воображения, внимания, памяти; - театральные беседы и игры способны реализовать потребности детей в самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал; они способствуют развитию у детей познавательных интересов; - театральные игры обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности. В игре ребенок испытывает радость общения, открывает в себе новые возможности. 4 Срок реализации учебного предмета Срок освоения программы «Театральные игры» составляет 2 года. Продолжительность учебных занятий - 34 недели. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Объем учебного времени, составляет 130 часов аудиторной нагрузки, 130 часов внеаудиторной (самостоятельной), максимальная нагрузка составляет 260 часов. Сведения о затратах учебного времени Срок обучения/классы 2 года 1-2 классы Максимальная учебная нагрузка (в часах) 130 Количество 130 часов на аудиторные занятия Форма проведения учебных аудиторных занятий Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек). Занятия проводятся из расчета 2 часа в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока - 30 минут. Цели и задачи учебного предмета Цель: Развитие духовных, творческих и интеллектуальных способностей детей на основе игровой художественно-творческой деятельности в области театрального искусства. Задачи: развитие мотивации личности к познанию и творчеству; развитие внимания, фантазии и воображения; воспитание творческой инициативы; 5 устранение излишнего мышечного напряжения, зажатости; создание комфортной среды для общения, гарантирующей ребенку ситуацию эмоционального благополучия, психического здоровья и успеха. Структура программы учебного предмета Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником и содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: практические: - игры, тренинги как комплекс упражнений, целью которых является приобретение и закрепление определенных навыков; - творческие задания: письменные и устные (сочинения, рисунки), сценические (этюды, мини спектакли); наглядные: - просмотр видеозаписей спектаклей и презентаций по конкретным темам; - просмотр спектаклей для детей, посещение концертов и выставок обязательным обсуждением увиденного; - просмотр творческих работ учащихся в различных видах деятельности; репродуктивные: 6 с - участие в концертах, театрализованных тематических вечерах, спектаклях, конкурсах и фестивалях различного уровня; частично-поисковые: - совместный с преподавателем выбор репертуара, определение темы, жанра; - разработка этюдов к образу, экспромтов, импровизаций; проблемные: - создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения задачи. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Средства, необходимые для реализации программы Дидактические: - наглядные и учебно-методические пособия; - методические рекомендации; - наличие учебной и методической литературы для учащихся и педагога. Материально-технические: - учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и правилам; - сценическая площадка с наличием звуковой и световой аппаратуры; - учебная мебель (стулья, сценические станки, кубы, стол, лавки); - спортивный инвентарь (маты, обручи, скакалки, мячи); - видеомагнитофон, DVD проигрыватель; - проектор и экран; - слайды, диски; - компьютер, оснащенный звуковыми колонками; - видеотека; - использование сети Интернет; - материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов; 7 - спортивная форма, желательно однотонного цвета; удобная, нескользкая обувь в целях обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе занятий; -помещение для хранения реквизита и бутафории; - школьная библиотека. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно-тематический план 1 класс 2 Аудиторные занятия 1 Наименование раздела, темы Самостоятельная работа № № 4 - 4 Урок 5 - 5 Урок 5 - 5 Урок 5 - 5 Урок 10 - 10 Вид учебного занятия Основы театральной игры. Урок Формы и виды игр Игровые комплексы различных Максимальная учебная нагрузка Общий объем времени (в часах) типов для развития внимания и памяти 3 Игровые комплексы для снятия излишнего мышечного напряжения 4 Игры для развития фантазии и воображения 5 Игры для развития сценического общения 6 Народные игры Урок 5 - 5 7 Сюжетно-ролевые игры (в том Урок 20 - 20 Урок 10 - 10 Концерт- 1 - 1 числе музыкальные) 8 Режиссёрские игры 9 Итоговое занятие 8 просмотр Итого: 65 65 Учебно-тематический план 2 класс Таблица 3 № № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах) Максимальная Самостояте Аудиторн учебная льная ыезанятия нагрузка работа Игровые комплексы различных типов для развития внимания и памяти Урок 4 2. Игры для развития фантазии и воображения Урок 4 4 3. Игровые комплексы для снятия излишнего мышечного напряжения Урок 4 4 4. Игры для развития сценического общения Урок 5 5 5. Народные игры Урок 7 7 6. Сюжетно-ролевые игры (в том числе музыкальные) Урок 25 25 7. Режиссёрские игры Урок 15 15 8. Итоговое занятие (зачет) Концертпросмотр 1 1 65 65 1. Итого - 4 III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения Данный раздел содержит перечень знаний, умений и приобретение которых обеспечивает программа «Театральные игры»: Первый год обучения 9 навыков, знать: - правила поведения и технику безопасности на занятиях; - правила поведения в театре; - что такое мизансцена тела; - начальные слагаемые выразительности маленького актера – жест, мимика, слово; - что такое перво-звук, перво-взгляд, перво-чувство; - правила предлагаемых преподавателем театральных игр; - о понятии «герой сказки»; - как выстраивается сказочная история; - о театральном жанре «театр на столе»; - о театральном направлении «хэнд - арт»; - волшебное слово для превращений «если бы» и как им пользоваться; уметь: - объяснять жестами свои желания; - угадывать через жест желания других; - приветствовать жестами; - в мимике отразить настроение; - принимать позу в форме цифр, букв и «писать телом» в команде несложные слова; - показать походки разных людей, их настроение; - участвовать в играх на слагаемые выразительности; - владеть своим телом; - участвовать в играх на знакомство; - участвовать в играх на внимание; - согласованно действовать в группе; - сосредотачиваться на задании преподавателя и выполнять его; - одновременно командой выполнять заданные движения и придумывать новые; - ориентироваться в сценическом пространстве; 10 - фантазировать на заданную тему; - словесно воздействовать на партнера; - активно участвовать в играх; - восстанавливать последовательность всех предметов задания; - изменять свое поведение в соответствии с заданием; - участвовать в этюде; - организовывать сценическое пространство на столе из подручных предметов; - сочинять маленькие сказки с помощью подручных предметов и при помощи рук; - с помощью рук конструировать сказочных персонажей; - фантазировать с предметами и превращать их в нечто другое; - превращать комнату в сценическую площадку для разыгрывания придуманных историй; - «превращаться» по заданию преподавателя в предметы, растения и животных; - держать внимание в течение 5-10 минут; - равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом в разных темпах; - участвовать в 5-10-минутном импровизационном спектакле, сочинённом самостоятельно и разыгранном индивидуально или в группе в жанре «театра на столе». Второй год обучения знать: - о контрастах в жизни и в театре; - по 2-3 упражнения на внимание, на воображение, на развитие памяти; - по 2-3 упражнения на активизацию ассоциативного или образного мышления; 11 - по 2-3 упражнения на развитие эмоциональной памяти и на импровизационное самочувствие; - что такое этюд; - что такое событие; - что такое роль; уметь: - переносить внимание с предмета на себя и свое тело; - участвовать в упражнениях на активизацию ассоциативного, образного мышления; - участвовать в упражнениях на развитие эмоциональной памяти; - участвовать в упражнениях на импровизационное самочувствие; - выполнять задания с музыкальным сопровождением; - участвовать в упражнениях на развитие логики; - объяснять свое поведение в том или ином упражнении или этюде; - логически достраивать начатое предложение; - запоминать заданные преподавателем мизансцены; - сочинять маленький монолог от придуманного персонажа; - составлять предложение из 3-4-х заданных слов; - представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени; - оживлять скульптуру и фотографию в упражнениях «скульптура» и «стоп кадр»; - находить оправдание заданной позе; - сочинять и рассказывать сказку (историю) «Необычное приключение обычного предмета»; - обыграть предмет в небольшой сценке, придуманной самостоятельно; - передать характер предмета-образа; - рассказать, какой характер у любимой игрушки, принесённой из дома; - побеседовать от имени своей игрушки с партнером; - устроить импровизированный концерт с игрушками; 12 - превращаться в предмет и угадывать превращения других; - создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела; - угадывать задуманный всеми в группе конкретный объект; - сочинять диалог двух антагонистов и разыграть его на сцене; - живо и интуитивно реагировать на объективные изменения условий вымысла («сел на бугорок, а это оказался муравейник»); - придумывать ситуации, требующие активной работы воображения и яркого эмоционального отклика; - организовывать события в маленьком этюде; - импровизировать на тему выбранного или предложенного персонажа; - одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному; - «участвовать, как герой в сказке» – импровизации, придуманные в группе совместно с преподавателем. Третий год обучения знать: - о кукольном театре; - о пантомиме; - об итальянской опере; - о скоморошине; - о понятии «спектакль» и его слагаемых; уметь: - импровизировать сказку на заданную тему в жанрах кукольного театра, пантомимы, итальянской оперы, скоморошины; - участвовать в подобранных преподавателем для решения этой задачи упражнениях; - рассказывать сказку от имени разных героев; - согласовывать свои действия с партнёрами; 13 - строить диалог с партнером на заданную тему; - реагировать на команду или музыкальный сигнал; - запоминать заданные режиссером мизансцены; - удерживать внимание 15-20 минут; - действовать на сценической площадке естественно; - оценивать действия других детей и сравнивать их со своими; - участвовать от имени персонажа в итоговом спектакле. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации учащихся и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого отчёта. Формы промежуточной и итоговой аттестации: первый год обучения: мини спектакли в жанре «театр на столе» с использованием подручных предметов и рук, сочинённые совместно с преподавателем (индивидуальные, групповые); второй год обучения: сказка-импровизация, придуманная совместно с преподавателем, в которой героями становятся дети; третий год обучения: спектакль-фантазия «Сказка странствий» на тему уже существующего литературного материала, выбранного преподавателем совместно с детьми. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные контрольные уроки по разделам программы (текущий контроль). Итоговая аттестация проводится в форме публичного выступления. Критерии оценки По результатам текущей и промежуточной аттестации 1-2 годов обучения рекомендуется знания оценивать по безотметочной системе (систему оценивания преподаватель может придумать свою, например, наклейка в виде театральной 14 маски или бумажные медальки «разных достоинств» в виде театральных масок): 3 маски – отлично; 2 маски – хорошо; 1 маска – удовлетворительно. По результатам итоговой аттестации знания оцениваются: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Предложенный вариант оценивания знаний, умений, навыков носит рекомендательный характер, система оценивания (в том числе, критерии оценки) разрабатывается и утверждаются образовательной организацией, реализующей программу, самостоятельно. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации педагогическим работникам На занятиях педагог своей главной задачей должен ставить не обучение актерскому ремеслу, а развитие у ребенка его творческих способностей (творческого мышления). Необходимо рассматривать каждого учащегося как личность неповторимую и особенную с учетом его психофизических и возрастных возможностей. Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования учащегося и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения. Особенности возрастной психологии состоят в том, что ребенок 6-8 лет легче фантазирует не на бытовые темы, а на более абстрактные и далекие от реалий темы. Поэтому для пробуждения первых навыков фантазирования необходимо давать темы, далекие от бытовых условностей: «африканский» язык, первобытные танцы, инопланетные цветы и существа. То, что пробуждают перво-чувства, перво-ощущения, перво-эмоцию, перво-взгляд. 15 Педагогу не стоит «жонглировать» теоретическими выкладками и изысками, анализировать с учащимися сам процесс игры и игровых технологий. Учащегося необходимо вовлечь в процесс поиска новых «форм жизни», элементарного способа существования и общения. Путь открытий интереснее утилитарной необходимости самих результатов поиска. Они скажутся значительно позже. Сам процесс игры должен доставлять радость. И в то же время ребенок должен осознавать важность и значимость творческого процесса, не превращая его в баловство или «длинную переменку». Главная задача первого года обучения для преподавателя: создавая игровую ситуацию, увлечь детей импровизацией и творчеством, результатом которых является участие в 5-10-минутном импровизационном спектакле, сочинённом самостоятельно и разыгранном индивидуально или в группе в жанре «театра на столе». Второй год обучения предполагает формирование у учащихся умений переносить историю с абстрактного персонажа на собственное «Я». Педагог дает задания ученику с учетом того, что все происходящее в ролевых играх, этюдах-историях происходит лично с ним: «Я» в предлагаемых обстоятельствах» по К.С.Станиславскому. Третий год обучения подразумевает введение в игру элементов непредвиденного, не подготовленного заранее, а родившегося по ходу игрыдействия. VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ Список рекомендуемой методической и учебной литературы Ануфриев А. Ф. и др. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 2001 Гавриленко Н. Театральные уроки. «Начальная школа», 2005: №1 Гаврина С.Е. и др. Развиваем внимание (рабочая тетрадь). - М., 2003 Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3, 4 классы. - М., Баласс, 2004 16 Гипиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. СПб, Прайм- Еврознак, 2008 Голубовский Б.Г. Читайте ремарку. – М., «ГИТИС», 2004 Голубовский Б.Г. Актер - самостоятельный художник. - М., «Я вхожу в мир искусства», 2004 Голубовский Б.Г. Путь к спектаклю. - М., «Я вхожу в мир искусства», 2005 Голубовский Б.Г. Большие, маленькие театры. - М., Издательство имени Собашниковых,1998 Голубовский Б.Г. Шаг в профессию. - М., «ГИТИС», 2002 Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ. - М., «ГИТИС», 2001 Гурков А.Н. Школьный театр. - Ростов н/Д: Феникс, 2005 Доронова Т.Н. Играем в театр. - М., Просвещение, 2004 Ершова А., Захарова Е. Искусство в жизни детей. - М., «Просвещение» 1991 Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М., ТОО «Горбунок», 1992 Ершова А., Букатов Б. Актерская грамота – подросткам. - М., «Просвещение», 1994 Ершов П.М. Искусство толкования. «Режиссура как практическая психология». Т 1. - Дубна, Издательский центр «Феникс», 1997 Ершов П.М. Искусство толкования. т.2. - Дубна, Издательский центр «Феникс», 1997 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб, Речь, 2006 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб, Речь, 2006 Кипнис М.Ш. Актерский тренинг. - СПб, Прайм-Еврознак, 2008 Кнебель М.И. О действенном анализе пьесы и роли.- М., «Театр», 1955: №№ 1-2 17 Кожанова. Как хорошо, что есть театр. - «Начальная школа», 2005: №1 Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. М., «Школьная пресса», 2000 Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. - М., Просвещение, 2006 Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе). Методическое пособие. Ч. 1,2. - М., ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006 Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра. - М., «Я вхожу в мир искусства», 2004 Миллер С. Психология игры. - СПб, 1999 Немировский А.В. Пластическая выразительность актёра. - М., Искусство,1976 Новицкая Л.Н. Уроки вдохновения. – М., ВТО, 1984 О школьном театре. «Классный руководитель», 2002: № 6 Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. - СПб, Речь; М., Сфера, 2008 Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М., ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008 Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1987 Рутберг И.Г. Пантомима. Первые опыты. - М., Искусство, 1972 Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993 Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005 Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - СПб, Речь, 2007 Станиславский К.С. Работа актёра над собой. – М., «Искусство», 19541961 Стреллер Д. Театр для людей. - М. «Радуга», 1984 Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург, У-Фактория, 2006 18 Сценическая акробатика в физическом тренинге актера по методике А.Дрознина. - М., ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2005 Театр: практические занятия в детском театральном коллективе. - М., «Я вхожу в мир искусства», 2001 Театр, где играют дети (учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллектив) под редакцией А.Б.Никитиной. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 Ткачева Е.М. Пьесы. - М., ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008 Чехов М. Об искусстве актера. Т.2. - М., «Искусство», 1995 Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности М., «Владос» 2004 Шихматов Л. Сценические Этюды. - М., «Просвещение» 1971 Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. - М., ВЦХТ, 1998 Энциклопедия для детей. Искусство. Музыка. Театр. Кино. – М., «Аванта», 2003 Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 Список рекомендуемых Интернет-ресурсов Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.artworld-theatre.ru. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat В. П. Шильгави. Начнём с игры. 01. Мы будем играть. http://dramateshka.ru/index.php/education/4032-v-p-shiljgavi-nachnyom-s-igrih-01mih-budem-igratj 19 "Лукошко сказок" - сказки для детей. www.lukoshko.net Большая библиотека для мам и детей. Забавные истории, загадки. www.kid.ru Детская литература и детские книги в бесплатной электронной библиотеке детской литературы. www.kidsbook.ru Театральная библиотека Сергея Ефимова. http://www.theatrelibrary.ru/authors/p/panchev Библиотека Машкова, раздел «Литература для детей». http://lib.ru/ 20