Рабочая программа по учебному предмету "Работа в материале"

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
На протяжении всей истории человечества декоративно-прикладное искусство
является неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняет традиции
преемственности поколений, влияет на формирование художественного вкуса.
Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд.
В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Многие
семьи отдают часть своего досуга с детьми созданию предметов декоративноприкладного характера не потому, что не могут приобрести необходимые вещи в
магазине, но из естественного стремления к творчеству. И действительно - среда
нашего обитания является интереснейшим объектом для развития изобретательской
смекалки, художественного вкуса, умения приложить свои руки к творческой
работе. А значит, это уже не только индивидуальное дело, но и социально значимое,
поскольку пробуждает в каждом человеке творческое начало, повышает культуру
нашего общества. Однако далеко не каждый, кто стремится к этому, обладает
достаточным вкусом, опытом и умением. Между тем декоративно-прикладное, как и
любое

другое

искусство,

проявляется

во

множестве

специфических

закономерностей, что требует не только художественной интуиции, но и подчас
довольно развитых профессиональных знаний. Ведь одно дело – увидеть, где то
впечатляющую вещь, и совсем иное – самому сделать красиво, удобно и
оригинально.
Каждый ребенок одарен от природы, и в каждом есть талант, который
нуждается в раскрытии и дальнейшем развитии. В эпоху технического прогресса
особенно необходимо приводить детей к традиционным видам прикладных ремёсел
на ранних стадиях их развития, чтобы не потерять в последующем этот дар и
предоставить обществу полноценного человека.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического
мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых,
образованных членов общества, живущих по законам красоты, независимо от

будущей профессии. Ведь красота преображает и тех, кто её создаёт, и тех, кто её
воспринимает. Под её воздействием меняется и сам облик людей, нравственный
мир, психология.
Учитывая вышеизложенное, программа «Работа в материале», включает в себя
материал,

освоение

которого

способствует

формированию

интереса

и

положительной мотивации к изучению предлагаемых модулей и возвращает детей к
народным традициям. Содержание программы состоит из четырех основных блоков:
1. «Вышивалочка»
2. «Бумажкино царство»
3. «Весёлые петельки»
4. «Римейка-переделки».
Выбор содержания программы, прежде всего, зависит от выбора детей.
Особенностью программы «Работа в материале» заключается в том, что этот
вид прикладного творчества – вышивка -

стал доступен любому ребенку,

желающему научиться старейшему виду рукоделия. Вышивка прекрасное, древнее,
но не стареющее рукоделие. Она, как и любой другой вид народного творчества,
постоянно совершенствуется и дополняется. Умеющие вышивать могут создавать и
облагораживать модные и красивые вещицы, отличающиеся оригинальностью и
индивидуальностью, т.к. любая вышивка эксклюзивна.
Последующий раздел программы предусматривает обучение работе с бумагой.
Этот этап даёт возможность почувствовать интерес к познанию нового, испытывать
чувство радости от результатов своей работы, прививает основы пространственного
мышления, развивает мелкую моторику - готовит руку к более сложной
деятельности, развивает воображение.
Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к
вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к.

основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их
дальнейшей жизни.
Заключительный

модуль

даёт

возможность

полностью

проявить

свои

индивидуальные творческие способности в работе с бросовыми и упаковочными
материалами, которые можно превратить в предметы украшения интерьера.
Темы заданий программы

«Работа в материале» продуманы с учетом

возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню
подготовки

обучающихся

данного

возраста.

При

реализации

программы

«Декоративно-прикладное творчество» с нормативным сроком обучения 8 лет
учебный предмет «Работа в материале» осваивается 5 лет, с нормативным сроком
обучения 5 лет учебный предмет «Работа в материале» осваивается 5 лет.
Объем учебного времени и виды учебной работы при 8-летнем обучении
Вид учебной
работы
классы
полугодия
Аудиторные
занятия
Самостоятельна
я работа
Максимальная
учебная
нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

Годы обучения

Всего
часов

4 класс
7
8
96
102

5 класс
9
10
96
102

6 класс
11
12
112
119

7 класс
13
14
112
119

8 класс
15
16
128 136

1122

64

68

64

68

64

68

80

85

80

85

726

160

170

160

170

176

187

192

204

208

221

1848

З.

Э.

З.

Э.

З.

Э.

З. – зачет;
Э.-экзамен.

Объем учебного времени и виды учебной работы при 5-летнем обучении
Вид учебной
работы
классы
полугодия
Аудиторные
занятия
Самостоятельна
я работа
Максимальная
учебная
нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

Годы обучения

Всего
часов

1 класс
1
2
64
68

2 класс
3
4
64
68

3 класс
5
6
74
78

4 класс
7
8
87
92

5 класс
9
10
96
101

792

32

36

32

36

32

36

42

47

49

54

396

96

104

96

104

106

114

129

139

145

155

1188

З.

Э.

З.

Э.

З.

Э.

З.

Э.

З.

Э.

З. – зачет;
Э.-экзамен.

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек.
При 8-летнем обучении:
Аудиторные занятия:

Самостоятельная работа:

4-5 класс – 6 часов в неделю;

4-6 класс – 4 часа в неделю;

6-7 класс – 7 часов в неделю;

7-8 класс – 5 часов в неделю.

8 класс – 8 часов в неделю.

При 5-летнем обучении:
Аудиторные занятия:

Самостоятельная работа:

1-2 класс – 6 часов в неделю;

1-2 класс – 4 часа в неделю;

3-4 класс – 7 часов в неделю;

3-4 класс – 5 часов в неделю.

5 класс – 8 часов в неделю.

Цель программы: Способствовать формированию творческих способностей в
процессе овладения различными техниками декоративно-прикладного искусства,
развитию социально значимых качеств личности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Обучать детей различным приёмам и техникам работы в области вышивания,
бумагопластики, вязания крючком, римейка.
Развивающие:
-способствовать развитию индивидуальных творческих способностей
познавательной творческой активности в декоративном творчестве;

и

Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, потребность к трудовой деятельности.
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 класс) 4 класс.
№

Наименование
раздела, темы

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторн
учебная
работа
ые занятия
нагрузка
330
132
198

7 полугодие
«Вышивалочка»

1.
1.1.

Вид
учебного
занятия

Вводное занятие

урок

3

1

2

1.2.

Способы перевода
рисунка на ткань,
изменение рисунка
(моделирование).

урок

18

4

14

1.3.

Знакомство с
простейшими видами
швов, используемых
для украшения и
отделки.
Знакомство со
свободными
вышивками.

урок

24

10

14

урок

33

15

18

1.4.

«Бумажкино царство»

2
2.1

2.2.

2.3.

Вводное занятие.
История декоративноприкладного
искусства. Инструктаж
по технике
безопасности при
работе с
инструментами и
материалами.
Айрис-фолдинг.
Просмотр работ в этой
технике. Приемы
работы.

Урокбеседа

4

2

2

урок

28

22

6

Айрис-фолдинг из
осенних листьев.
Открытки к Новому
году и Рождеству.

урок

50

10

40

160

64

96

2

4

8 полугодие
«Веселые петельки»

3.
3.1.

Вводное занятие.
Планы и задачи
кружка. Правила
поведения на
занятиях.
Демонстрация
изделий. Инструкция
по технике
безопасности.
Начальная
диагностика.

Урокбеседа

6

3.2.

Основные приемы
вязания крючком.
Ассортимент крючков
и нитей. Правильное
положение рук при
работе. Освоение
приемов вязания.

урок

14

6

8

3.3.

Упражнения вязания
столбиков и
воздушных петель.
Условные
обозначения. Запись
схем.
Изобретательные
цепочки. Картины из
цепочек.
Вязание узорного
полотна.
Изменение фактуры
вязаного полотна.
Способы вязания.
Правила вязания
круга, квадрата,
пятигранника.
Понятие о рапорте.

урок

15

6

9

урок

15

5

10

Прихватка. Выбор
форм. Зарисовка схем
оформления.

урок

35

15

20

3.4.

3.5.

«Римейка»

4.
4.1.

4.2.

4.3

Вводное занятие.
Демонстрация
изделий. Инструкция
по технике
безопасности.
Поделки из
гафрокартона,
просмотр работ,
основные приемы.
Изготовление
«Мамонтенка».

Урокбеседа

3

1

2

урок

25

10

15

урок

57

23

34

170

68

102

(2 класс) 5 класс
№

Наименование
раздела, темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальна Самостоятель Аудиторн
я учебная
ная работа
ые занятия

нагрузка
330
1.
1.1.

1.2.
1.3.

2.2.

2.3.

Вводное занятие.
Повторение
пройденного
материала.
Знакомство со счетной
вышивкой
Знакомство с
простейшими видами
гладьевых швов.

3.2.

3.3.

4.
4.1.

4.2.

Урок-беседа

3

1

2

урок

27

11

16

урок

50

20

30

«Бумажкино царство»
Вводное занятие.
Повторение
пройденного
материала.
Вытынанки. Просмотр
работ в этой технике.
Приемы работы.
Вытынанки. Выбор
узора. Изготовление
панно.

Урок-беседа

3

1

2

урок

27

11

16

урок

50

20

30

160

64

96

10 полугодие
«Веселые петельки»

3.
3.1.

198

9 полугодие
«Вышивалочка»

2.
2.1.

132

Вводное занятие.
Повторение
пройденного.
Сумочка.
Построение чертежа
для сумочки. Выбор и
зарисовка схем узоров.
Вязание изделия.
Сувениры.
Зарисовка эскизов.
Вязание сувениров,
оформление.

урок

5

2

3

урок

28

10

18

урок

52

22

30

Вводное занятие.
Повторение
пройденного.
Поделки из
мешковины. Просмотр
поделок. Знакомство с
основными приемами
работы.

урок

5

2

3

урок

28

10

18

«Римейка»

4.3.

Изготовление панно.

урок

52
170

22
68

30
102

(3 класс) 6 класс
№

1.
1.1.

1.2.
2.
2.1.

2.2.

2.3.

Наименование
раздела, темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальна Самостоятель Аудиторн
я учебная
ная работа
ые занятия
нагрузка
363
132
231

11 полугодие
«Вышивалочка»
Вводное занятие.
Повторение
пройденного.
Знакомство с
вышивкой бисером.

урок

4

2

2

урок

84

30

54

«Бумажкино царство»
Вводное занятие.
Повторение
пройденного.
Скрапбукинг.
Просмотр работ в этой
технике.
Выполнение работы в
технике Скрапбукинг.

Урок-беседа

4

2

2

урок

24

10

14

урок

60

20

40

176

64

112

12 полугодие
2.
2.1.

2.2.

3.
3.1.

«Веселые петельки»
Вводное занятие.
Повторение
пройденного.
Кружева, воротники и
салфетки.
Способы вязания
воротников по
выкройке. Два способа
выполнения кружев:
на цепочке и по краю
ткани. Чтение схем
салфеток, воротников,
кружев.

Урок-беседа

4

2

2

урок

89

32

57

2

2

«Римейка»
Вводное занятие.

урок

4

3.2.

3.3

Повторение
пройденного.
Поделки из газет.
Знакомствл с
основными приемами
работы. Просмотр
творческих работ.
Изготовление
шкатулки.

урок

30

10

20

урок

60

22

38

187

68

119

(4 класс) 7 класс
№

Наименование
раздела, темы

1.2.
2.
2.1.

2.2.

2.3.

3.
3.1

3.2.

Общий объем времени в часах
Максимальна Самостоятель Аудиторн
я учебная
ная работа
ые занятия
нагрузка
396
165
231

13 полугодие
«Вышивалочка»

1.
1.1.

Вид учебного
занятия

Вводное занятие.
Повторение
пройденного.
Знакомство с
аппликацией.

Урок-беседа

4

2

2

урок

92

38

54

«Бумажкино царство»
Вводное занятие.
Повторение
пройденного.
Оригами модульное.
Просмотр работ в этой
технике.
Изготовление поделки
«Корабль счастья».

урок

4

2

2

урок

32

14

18

урок

60

24

36

192

80

112

14 полугодие
«Веселые петельки»
Вводное занятие.
Повторение
пройденного.
Панно.
Выбор рисунка.
Нанесение эскиза на
ткань, вывязывание
элементов панно.
Пришивание
элементов.
Оформление.

Урок-беседа

4

2

2

урок

97

40

57

4.
4.1

4.2

«Римейка»
Вводное занятие.
Повторение
пройденного.
Пластик. Выбор
поделки, схемы,
изготовление поделки
из пластиковых
бутылок.

урок

4

2

2

урок

99

41

58

204

85

119

(5 класс) 8 класс
№

Наименование
раздела, темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальна Самостоятель Аудиторн
я учебная
ная работа
ые занятия
нагрузка
429
165
264

15 полугодие
«Вышивалочка»

1.
1.1

1.2.
2.
2.1.

2.2.

3.
3.1.

3.2.

4.

Вводное занятие.
Повторение
пройденного.
Творческий проект

урок

4

2

2

урок

100

38

62

«Бумажкино царство»
Вводное занятие.
Повторение
пройденного.
Творческий проект по
выбранной технике
бумагопластики.

урок

4

2

2

урок

100

38

62

208

80

128

16 полугодие
«Веселые петельки»
Вводное занятие.
Повторение
пройденного.
Вязание изделий (по
желанию учащихся).
Вязание и оформление
изделия.

Урок-беседа

4

2

2

урок

110

42

66

«Римейка»

4.1.

4.2.

Вводное занятие.
Повторение
пройденного.
Изготовление
творческого проекта
по желанию детей.

урок

4

2

2

урок

109

43

66

221

85

136

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
(1 класс) 4 класс
7 Полугодие
«Вышивалочка»
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Знакомство с работой объединения, его
программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности.
2. Способы перевода рисунка на ткань, изменение рисунка (моделирование).
Перевод рисунка через копировальную бумагу; «припорохом»; подсветом;
наметкой; проглаживанием. Моделирование рисунка.
3. Знакомство с простейшими видами швов, используемых для украшения и
отделки. Виды швов: вперед иголку; за иголку; строчка; петельный; козлик;
бархатный; стебель-чатый; цепочкой; зигзаг; петля в прикреп; узелки.
4. Знакомство со свободными вышивками.

«Пышечка»; «листик»; «цветочек»;

насыпь; калачики; дырочки; узелки; паутинка.
«Бумажкино царство»
1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по
технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
2. Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы.
3. Айрис-фолдинг из осенних листьев. Открытки к Новому году и Рождеству.
8 полугодие
«Веселые петельки»
1. Вводное занятие .Планы и задачи кружка. Правила поведения на занятиях.
Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности. Начальная
диагностика.
1. Основные приемы вязания крючком.

Ассортимент крючков и нитей.

Правильное положение рук при работе. Освоение приемов вязания.
2. Упражнения вязания столбиков и воздушных петель. Условные обозначения.
Запись схем. Изобретательные цепочки. Картины из цепочек.

3. Вязание узорного полотна. Изменение фактуры вязаного полотна. Способы
вязания. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. Понятие о рапорте.
4. Прихватка. Выбор форм. Зарисовка схем оформления.
«Римейка»
1. Вводное

занятие.

Демонстрация

изделий.

Инструкция

по

технике

безопасности.
2. Поделки из гафрокартона, просмотр работ, основные приемы.
3. Изготовление «Мамонтенка». Самостоятельное изготовление игрушки
поэтапно.
(2 класс) 5 класс
9 полугодие
«Вышивалочка»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного материала. Знакомство с работой
объединения, его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
2. Знакомство со счетной вышивкой. Крест; Двойной крест; полукрест; зубчики;
ромбики; прямоугольники; косые стежки; двухцветные зубчики;

сложный

узор.
3. Знакомство с простейшими видами гладьевых швов. Александровская цветная
гладь; белая гладь; владимирская гладь.
«Бумагопластика»
1.Вводное занятие. Повторение пройденного материала. Вводный инструктаж по
технике безопасности.
2. Вытинанки. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы.
3. Вытинанки. Выбор узора. Изготовление панно самостоятельно, по этапно.
10 полугодие
«Веселые петельки»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного. Вводный инструктаж по технике
безопасности.

2. Сумочка. Построение чертежа для сумочки. Выбор и зарисовка схем узоров.
Вязание изделия.
3. Сувениры. Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление.
«Римейка»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
2. Поделки из мешковины. Просмотр поделок. Знакомство с основными приемами
работы.
3. Изготовление панно. Изготовление поделки поэтапно.
(3 класс) 6 класс
11 полугодие
«Вышивалочка»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного. Знакомство с работой объединения,
его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности.
2. Знакомство с вышивкой бисером.

Одиночная бусина. Закрепление бисера с

помощью швов: «вперед иголку»; вприкреп; строчной; арочный; стебельчатый;
обметочный; «монастырский».
«Бумагопластика»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
2. Скрапбукинг. Просмотр работ в этой технике.
3. Выполнение работы в технике Скрапбукинг. Самостоятельная работа поэтапно.
12 полугодие
«Веселые петельки»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
2. Кружева, воротники и салфетки. Просмотр схем. Вязание узоров.
3. Способы вязания воротников по выкройке. Два способа выполнения кружев: на
цепочке и по краю ткани. Чтение схем салфеток, воротников, кружев.

«Римейка»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
2. Поделки из газет. Знакомство с основными приемами работы. Просмотр
творческих работ. Изготовление шкатулки.
(4 класс) 7 класс
13 полугодие
«Вышивалочка»
1.Вводное занятие. Повторение пройденного. Знакомство с работой объединения,
его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности.
2. Знакомство с аппликацией. Виды аппликации: одноцветная; двухцветная;
многоцветная; объемная. Виды приметывания с помощью швов: петельный;
зигзаг; козлик; потайной.
«Бумагопластика»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
2. Оригами модульное. Просмотр работ в этой технике. Основные приемы
изготовления модулей, их скрепление между собой.
3. Изготовление поделки «Корабль счастья». Изготовление поделки в
соответствии со схемой, поэтапно.
14 полугодие
«Веселые петельки»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
2. Панно. Выбор рисунка. Нанесение эскиза на ткань, вывязывание элементов
панно. Пришивание элементов. Оформление.
«Римейка»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного. Вводный инструктаж по технике
безопасности.

2. Пластик. Выбор поделки, схемы, изготовление поделки из пластиковых
бутылок, по схеме, в соответствии этапам.
(5 класс) 8 класс
15 полугодие
«Вышивалочка»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного.

Знакомство

с

работой

объединения, его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
2. Творческий

проект.

Самостоятельное

изготовление

вышитого

изделия

поэтапно.
«Бумажкино царство»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
2. Творческий проект по выбранной технике бумагопластики. Выполнение
проекта поэтапно.
16 полугодие
«Веселые петельки»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
2. Вязание изделий (по желанию учащихся). Вязание и оформление изделия в
соответствии со схемой.
«Римейка»
1. Вводное занятие. Повторение пройденного. Вводный инструктаж по технике
безопасности.
2. Изготовление творческого проекта по желанию детей. В соответствии со
схемой поэтапно.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Работа в материале».
1. Знание основных понятий и терминологии в области работа в материале.
2.Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
3.Знание

основных

признаков

работы в материале (бумагопластика:

скрапбукинг, айрис-фолдинг, вытинанки, модульное оригами; вышивка:
гладьевые швы, швы «крестиком», вышивание бисером; вязание крючком:
воздушная петля, столбик, полустолбик, столбик с накидом, вязание салфеток и
кружевных воротников; римейка-поделки: поделки из гафрокартона, пластика,
крученных газет и т.д.).
4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом,
схемой.
5. Умение использовать техники работы в материале для воплощения
художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, вязания,
вышивания, конструирования.
8. Умение изготавливать поделки из различных материалов, своими руками.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10. Навыки ритмического заполнения поверхности.
11.
Навыки
проведения
объемно-декоративных
работ
рельефного
изображения.
12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового
и композиционного решения.
15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой
деятельности.
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Контроль

знаний,

умений

и

навыков

обучающихся

обеспечивает

оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную,

воспитательную

и

корректирующую

функции.

Текущий

контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех
занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся
программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и
теоретическую грамотность. Программа
аттестацию. Промежуточная

предусматривает

аттестация (зачет)

промежуточную

проводится

в

форме

творческих просмотров работ учащихся в 7-ом, 9-ом, 15-ом полугодиях (8летний срок обучения), 1,3,5,7,9 полугодии (5-летний срок обучения) за счет
аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за
полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение
отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических
знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования,
обсуждения,

решения тематических кроссвордов, тестирования. Экзамен

проводится в 8-ом 14-ом полугодии (8-летний срок обучения), 2,4,6,8
полугодии (5-летний срок обучения). Итоговая аттестация (экзамен) проводится
в 16 полугодии (8-летний срок обучения), 10 полугодии (5-летний срок
обучения).

2. Критерии оценок.
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит
качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность
художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы
задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку учащихся.

“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности, составил компазицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть
небрежность.
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным
руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически
отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Для

развития

навыков

творческой

работы

учащихся

программой

предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах

обучения,

что

позволяет

педагогу

полнее

учитывать

индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать
более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей
детей младшего школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении
материала

является формирование

умения

у

учеников при менять

полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала
учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать
педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время
на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой
атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на3 вида заданий:

-

тренировочные,

в

которых

предлагается

работа

по

образцу,

с

иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик

должен

неизвестным

и

осмыслить,
арсеналом

самостоятельно
своих

знаний,

определить
найти

способ

связь

между

изображения

заданного.
Рекомендации по организации самостоятельной работы.
Для

полноценного

самостоятельной

усвоения

работы.

На

программы

предусмотрено

самостоятельную

работу

введение

отводится50%

времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних
заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с
применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны
экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и
образовательного

заведения.

Для

эффективного

выполнения

домашней

работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних
заданий».

VII. Список литературы и средств обучения.
1. Андронова С.М. Волшебная нить, Пермская книга, 1994.
2. .Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик. 2007.
3. Глинская Е. Азбука вышивания. -М, 1994.
4. Гумилевская М.Н. Строчка и вышивка. - М, 1993.
5. Еременко Т.И. Иголка волшебница. – М, 1998.

6. Ерзенкова Н.В. Украшения и дополнения к одежде. - М, 2001.
7. Жанна Граф. Вязаная летняя мода. Ниола – Пресс. 2007.
8. Журнал «Валя – Валентина», 2006 – 2008.
9. Журнал «Вяжем сами», 2008.
10. Журнал «Вязание: модно и просто», 2007 – 2008.
11. Ижболдина С.И. Художественная вышивка. - М, 1990.
12. Карсонов В.А. Педагогические технологии в образовании. - Саратов, 2005.
13. Максимова М. В. Быстрый крючок. ЗАО «ЭКСМО». 1999.
14. Миронова Т.В. Энциклопедия вышивания (16 томов). –М, 2006.
15. Проснякова

Т.Н.

«Бабочки».

Энциклопедия

технологий

прикладного

творчества. –М, 2000.
16. Рукоделие. Санкт – Петербург «ДИАМАНТ».1996.
17. Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки. - М, 1996.
18. Хапилина И.А. Художественная вышивка. - М, 2004.

Приложение №1
Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками,
булавками, крючками.
1. Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе,
чтобы при движении не уколоться об их острые концы.

2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол. При падении они могут поранить тебя
или твоего товарища. При падении у ножниц портятся лезвия.
3. Ножницы во время работы класть справа, острием от себя.
4. Передавать ножницы кольцами вперед.
5. Нельзя держать и класть на стол ножницы с раскрытыми лезвиями, они должны
быть сомкнутыми.
6. Не шить ржавой иглой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней ржавчину
и, кроме того, может сломаться.
7. Во время работы не вкалывать иглы и булавки в одежду. Хранить в специальной
подушечке.
8. Не перекусывать нитку зубами – можно поранить губы и испортить эмаль.
9. Кусочки сломанной иглы не бросать, а собрать и сдать педагогу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».