Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список рекомендуемой литературы - Список рекомендуемой методической литературы - Список рекомендуемых Интернет-ресурсов; - Список рекомендуемых произведений для репертуара обучающихся. Пояснительная записка I. 1. Характеристика учебного предмета, образовательном процессе Общеразвивающая программа его место и роль в в области театрального искусства «Художественное слово» составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации. Предмет «Художественное слово» тесно связан с другими учебными предметами программы «Искусство театра». При выполнении комплексов по технике речи, в разделе «Сценическая речь» педагог включает элементы сценического движения, мастерства актёра. При разборе произведений также применяется метод действенного анализа, являющийся профессиональным инструментом при разборе пьесы и роли. В то же время, задачи программы «Художественное слово» шире и предполагают комплексный подход, включающий не только освоение знаний, умений и навыков по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и развитие культуры речевого общения, расширение кругозора чтения, повышение общекультурного уровня ребёнка. 2. Срок реализации учебного предмета «Художественное слово» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести лет до двенадцати лет, составляет 4 года. 3. Объем образовательного учебного времени, учреждения «Художественное слово»: на предусмотренный реализацию учебным учебного планом предмета Таблица 1 Классы 1 -4 классы Максимальная учебная нагрузка (в часах) 278 Количество 139 часов на аудиторные занятия Количество часов на внеаудиторную работу 139 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий Обучение проходит в форме мелкогрупповых (от 4 до 10 человек) занятий. Аудиторные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. На внеаудиторную (самостоятельную работу) предусмотрен 1 час в неделю. Для более эффективного усвоения материала, улучшения качества практических навыков, для развития чувства партнёра и умения работать в команде могут быть выбраны такие виды аудиторных учебных занятий, как мастер-класс, семинар и другие. Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. 5. Цели и задачи учебного предмета Цели: 1. Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков. Задачи: • приобретение детьми знаний, умений и навыков в области техники речи, орфоэпии; • обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при исполнении художественного произведения; • ознакомление с возможностями различной исполнительской трактовки произведения; • расширение круга чтения; • приобретение детьми опыта творческой деятельности; 6. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, объяснение); - наглядный (наблюдение, демонстрация); - практический (упражнения воспроизводящие и творческие). 7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда и предполагает: просторное, хорошо проветриваемое учебное помещение; наличие в комнатах коврового покрытия или спортивных матов для выполнения занятий по технике речи с движенческим компонентом; библиотеку аудио- и видеозаписей профессиональных чтецов; библиотеку словарей и художественной литературы; технические средства обучения: телевизор, видеопроектор. II. Содержание учебного предмета Предмет «Художественное слово» имеет следующие разделы: 1. Техника речи (дыхание, голосоведение, дикция). 2. Орфоэпия. 3. Логический анализ текста. 4. Культура речевого общения. 5. Сценическая речь. Все разделы программы «Художественное слово» осваиваются в тесной взаимосвязи с другими предметами театрального искусства. Начиная с обучающимися выполнение упражнений дыхательной и артикуляционной гимнастики, дикционных и орфоэпических комплексов (преимущественно в игровой форме, сообразно возрасту), знакомя их с основами логического разбора исполняемого произведения, педагог должен раскрыть необходимость постоянной тренировки своего речевого аппарата и умения выстраивать линию словесного действия в соответствии с исполнительскими задачами для достижения главной цели занятий - открытия мира искусства художественного слова, как материала актёрского искусства, исполнительского искусства чтеца и как жизненно важного принципа культуры личности и культуры общения. Педагог должен планировать занятия, соединяя теоретический материал с определённо выстроенными практическими занятиями и обсуждением пройденного. Раздел «Сценическая речь» входит в программу, как значительный, особо важный этап процесса реализации программы и предназначен для развития навыков владения ясной, логически осмысленной, грамотной речью во время исполнения роли в спектакле. При подготовке к исполнению отдельного художественного произведения или литературной, литературно-музыкальной композиции, литературного спектакля предлагается включить в учебный процесс групповое посещение музеев для знакомства с творчеством писателя и эпохой, отображённой в произведении. Также возможны и виртуальные экскурсии с использованием информационных средств, возможностей интернет-пространства, что будет способствовать развитию навыков самостоятельной работы над изучением произведений. Важным компонентом обучения является групповое и мелкогрупповое запланированное посещение библиотек и библиографических кабинетов с приглашением библиографов для обучения навыкам работы со справочно-информационными ресурсами библиотек, в том числе и электронных. При планировании самостоятельной работы обучающихся по программе «Художественное слово» следует учитывать время на выполнение домашних заданий, а также посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. Нормативный срок обучения - 4 года Учебно-тематический план Первый год обучения 1 Аудиторные занятия Вид учебного занятия Самостоятельная работа Наименование раздела, темы Максимальная учебная нагрузка № № Таблица 2 Общий объем времени (в часах) 68 34 34 16 8 8 1 . 1 . Дыхание. Основы. 4 2 2 1.2.Ряд гласных. Основы 4 2 2 8 4 4 14 7 7 8 4 4 8 4 4 Техника речи. Урок голосоведения. 2 1.3. Дикция. Речевые игры на развитие активности согласных Орфоэпия. 2.1. Произносительные нормы современного русского языка и ошибки в бытовой речи. 2.1.Зависимость произносительных норм от ударения в слове Урок 3 Урок Логический анализ текста. 3.1. Речевые такты. слова. 3.2. Логические паузы. Главные 24 12 12 2 1 1 2 1 1 2 1 1 18 9 9 10 5 5 3.3. Тема. Идея. Сверхзадача. 4 3.4. Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов от первого лица и описательного характера Культура речевого общения. 4.1.Умение владеть грамотной речью в основных жизненных ситуациях. Этюды «Знакомство», «Прощание», «Покупка», «Поездка» и т.п. Итого: Урок 68 часов Самостоятельная работа Аудиторные занятия Максимальная учебная нагрузка №№ Второй год обучения _________________________________ Таблица 3 Общий объем времени (в часах) Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 70 35 35 1 Техника речи. Урок 20 10 10 8 4 4 4 2 2 4 2 2 4 2 2 16 8 8 2.1.Пословицы и поговорки для 8 4 4 тренировки ударных и безударных гласных 2.1. Пословицы и поговорки для тренировки согласных Логический анализ текста. 8 4 4 22 11 11 3.1. Тема. Идея. Событийный 2 1 1 ряд. 3.2. Конфликт 3.3.Объект внимания. 3.4.Разбор произведений. Исполнение басен, русских народных сказок; авторских сказок Культура речевого общения. 4.1.Речевые игры «Слушаем и отвечаем» 2 2 16 1 1 8 1 1 8 Урок 4 2 2 Урок 8 4 4 5.1. Общение. Чтецкий дуэт. 4 2 2 5.2.Конфликт. 2 1 1 5.3. Действенные задачи и 2 1 1 1Техника речи. 1.1. Дыхательноартикуляционные комплексы с движением. 1.2. Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом. 1.3.Развитие силы голоса. 1.4. Скороговорки с сюжетно ролевым компонентом. 2 3 4 5 Орфоэпия. Сценическая речь приспособления для их решения Итого: Урок Урок 70 часов Третий год обучения 1 Техника речи. Вид учебного занятия 70 35 35 18 9 9 4 2 2 6 4 4 3 2 2 3 2 2 Урок 14 7 7 Урок 2 5 24 2 5 12 2 5 12 4 2 2 2 1 1 2 1 1 16 8 8 Урок 1. 1 .Дыхательно-артикуляционные комплексы. 1.2.Дикционные комплексы 1.3.Развитие силы голоса. 1.4. Скороговорки 2 Орфоэпия. 3 2.1. Ударение в слове. 2.1. Двойные согласные. Логический анализ текста. 3.1.Основы работы над стихотворным произведением. Ритмические законы стиха. Межстиховая пауза 3.2. Знаки препинания в стихотворном произведении. 3.3.Фантазия и воображение. Видения. Исполнительская задача передачи видений в поэтическом произведении. 3.4.Исполнение поэтического Аудиторные занятия Наименование раздела, темы Самостоятельная работа № № Максимальная учебная нагрузка Таблица 4 Общий объем времени (в часах) произведения лирического характера 4 5 Культура речевого общения. 4.1.Речевые игры Урок 4 2 2 Сценическая речь. Урок Действенный анализ монолога из пьесы и его исполнение. 5.1. Сверхзадача. Сквозное действие. 10 2 5 1 5 1 4 2 2 4 70 часов 2 2 5.2. Контрдействие Итого: Четвёртый год обучения Таблица 5 Общий объем времени (в часах) 1 Техника речи. 1.1. Дыхательноартикуляционные комплексы с движением. 1.2.Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом. 1.3.Развитие силы голоса. 1.4. Скороговорки с сюжетно ролевым компонентом. Урок Аудиторные занятия Вид учебного занятия Самостоятельная работа Наименование раздела, темы Максимальная учебная нагрузка № № 70 35 35 14 4 7 2 7 2 4 2 2 2 4 1 2 1 2 2 3 4 5 Орфоэпия. 2.1.Пословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных 2.1.Пословицы и поговорки для тренировки согласных Логический анализ текста. 3.1. Логика словесного действия и композиционный анализ произведения. 3.2.Разбор произведений. Тема. Идея. Сверхзадача. 3.3. Исполнение отрывков из сюжетных произведений крупных эпических форм (повесть, роман). Культура речевого общения. 4.1.Обсуждение спектакля, концерта. Виды аргументации Урок Сценическая речь. 8 4 4 4 2 2 4 2 2 36 18 18 4 2 2 6 3 3 26 13 13 Урок 6 3 3 Урок 6 3 3 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Урок 5.1. Исполнение монологов из пьес различных жанров. Характерность. Приспособления. 5.2. Внутренний монолог. Второй план. 5.3. Объекты сценического внимания Итого: 70 часов III. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате освоения учебного предмета «Художественное слово» обучающиеся приобретут следующие знания, умения, навыки: - знание строения артикуляционного аппарата; - знание основных норм литературного произношения текста; - умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства; - умение работать с литературным текстом; - умение устанавливать непосредственное общение со слушателями; - навык самостоятельного выбора материала для репертуара; - умение работать с библиографическими ресурсами обычных библиотек, и с электронными ресурсами; - умение давать объективную оценку своему труду, - навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание: В качестве средств контроля успеваемости образовательные учреждения могут использоваться успеваемости устные обучающихся опросы, проводится тестирование. в счет Текущий контроль аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебного года в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Художественное слово». По окончании полугодий учебного года выставляются оценки, соответствующие целям и задачам программы «Художественное слово» и ее учебному плану. Виды аттестации по предмету «Художественное слово»: - текущая; - промежуточная; - итоговая. Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала. Освоение разделов программы могут контролироваться в форме проведения открытых уроков. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по образовательного окончании полугодий учреждения оценка учебного результатов года. учебной По решению деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти. Основной формой промежуточной аттестации по программе «Художественное слово» является итоговое занятие в форме показа творческих работ. Итоговая аттестация проводится в форме зачета по окончании курса обучения во втором полугодии 4 класса. Оценка, полученная на зачете заносится в документ утвержденного образца, свидетельствующий об окончании школы. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2» Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно 2. Критерии оценки Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: Таблица 7 Оценка 5 («отлично») Критерии оценивания дикционная культура, соблюдение орфоэпических законов, логики речи; выразительное, богатое интонационно, точное, эмоциональное исполнение произведений различных жанров (в соответствии с этапами освоения программы); донесение авторской задачи, подтекста; работоспособность, успешная самостоятельная работа профессиональных по освоению навыков, дисциплина, самоконтроль 4 («хорошо») частично правильное использование элементов техники и логики речи, некоторая зажатость в исполнении, но с донесением логики авторской мысли, элементами выразительности; дальнейшего развития, интонационной видимая дисциплина возможность и желание обучаться 3 («удовлетворительно») ученик плохо владеет элементами техники речи и словесного действия, недостаточно работает над собой, не держит сценическую задачу, не умеет пользоваться объектами внимания; говорит тихо, неэмоционально, в основном из-за отсутствия самоконтроля, дисциплины, но в его исполнении присутствуют элементы освоенного материала, а также он проявляет стремление к дальнейшему профессиональному росту 2 невозможность выполнить поставленные задачи по («неудовлетворительно») технике, орфоэпии, логическому разбору, культуре речи и искусству звучащего слова в результате регулярного невыполнения недисциплинированности, заданий, пропуска занятий без уважительных причин, невыполнения домашней работы зачет (без оценки) промежуточная оценка работы ученика, отражающая полученные на определённом этапе навыки и умения Основной является существующая пятибалльная система оценок качества полученных знаний. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности эта система может корректироваться дополнительными к баллам «+» и «-», несущими и немалый эмоциональный заряд, позволяя преподавателю реже ставить «тройки», избегать «двоек». V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам Обучение по предмету «Художественное слово» проходит в форме занятий, состоящих из теоретической части, выполнения практических заданий, обсуждения и показа домашнего задания. В то же время часть занятий проходит в виде беседы, в ходе которой эвристическим методом обучающиеся выявляют ту или иную проблему, обсуждают и пытаются найти наиболее интересный способ её решения. Программа делится на разделы. Каждый раздел требует особенного методического подхода. Например, в разделе «Техника речи» необходимо обратить особое внимание на начальный этап практических занятий, где закладываются основы правильного дыхания, голосоведения и дикционной культуры. На первых годах обучения упражнения проводятся в игровой форме, но важно проконтролировать правильность выполнения, а не обозначения «понарошку» элементов дыхательноречевых и дикционных комплексов. Проводится тренировка произношения сочетаний согласных звуков с гласными в упражнениях, словах, фразах, специально подобранных для этой цели. Эти слова и фразы могут быть частями детских стихотворений любимых авторов (детские стихотворения и композиции из них с успехом используются в тренингах при обучении профессиональных актёров драматического и музыкального театра). Особое созданному внимание курсу естественностью правильным уделяется упражнений. артикуляции, использованием активности Проводится свободой дыхания, согласных постоянное мышц за по наблюдение голосового естественным, специально аппарата, за за ненапряжённым звучанием голоса. Также проводятся беседы и практический показ упражнений, необходимых для профилактических мер по сохранению здорового голосового аппарата. К концу обучения каждый должен уметь провести расслабляющий массаж и несколько упражнений для полного раскрытия гортани, научиться координировать дыхание со звуком, укреплять и освобождать от ненужного напряжения мышцы речевого аппарата. Необходимо придерживаться принципа постепенного освоения материала - «от простого к сложному». В старших классах, при изучении раздела «Сценическая речь», необходима совместная беседа о роли слова на сцене, раскрытой в книге К.С.Станиславского "Работа актера над собой. II" (гл. 3). Например, обсуждение следующего утверждения мастера. "Говорить значит действовать. Эту-то активность дает нам задача внедрять в других свои видения. ... Об этом позаботятся матушка-природа и батюшка- подсознание. Ваше дело - хотеть внедрять, а хотения порождают действия". Или: «Прошу всех обратить внимание, что в жизни, когда мы слушаем своего собеседника, в нас самих в ответ на все, что нам говорят, всегда идет такой внутренний монолог по отношению к тому, что мы слышим. Актеры же очень часто думают, что слушать партнера на сцене - это значит уставиться на него глазами и ни о чем в это время не думать. Сколько актеров "отдыхают" во время большого монолога партнера по сцене и оживляются к последним словам его, в то время как в жизни мы ведем всегда внутри себя диалог с тем, кого слушаем». После интерактивной беседы необходимо выполнить несколько практических упражнений на сценическое общение и словесное действие, как бы соединив практические и теоретические навыки. В разделе «Логический анализ текста» при работе над текстом исполняемого художественного произведения значительное внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимся, в ходе которой он должен уметь выразить своё отношение к рассказываемым фактам, ознакомиться с понятиями перспективы речи, цели и сверхзадачи. Обязательной является домашняя работа по выбору литературных произведений для индивидуального и группового исполнения, подбору сведений о творческих биографиях авторов данных произведений, об эпохе, в которую жил автор, об историческом времени, освещаемом в исполняемом произведении. Так постепенно обучающийся обращается к методу исследовательской деятельности. Индивидуальный подход к каждому ученику очень важен. Педагогу необходимо создать условия для проявления инициативы и самостоятельности ребёнка. Также важно создать творческую атмосферу занятий, атмосферу доброжелательности, и вместе с тем - осознанной дисциплины. Обучающийся должен сам, по мере прохождения этапов занятий, попробовать методом «ролевой игры» побыть «педагогом» и осознать необходимость творческой дисциплины. В такой форме лучше осваиваются последовательность упражнений тренингов. Педагог должен развивать мотивированность обучающихся, поддерживать их уверенность в дальнейших творческих успехах, ставить новые задачи с учётом психофизических особенностей каждого. Необходимо применение деятельностного метода, когда результат обучения зависит от того, насколько активно ребенок включается в творческую деятельность, выполняя самостоятельные задания и этюды, обсуждая работу других членов группы и т.д. Также необходимо избегать показа «с голоса», т.е. бездумного заучивания интонации, предлагаемой педагогом. Ученик сам должен открыть свою неповторимую интонацию с помощью метода действенного анализа и поставленных задач. При освоении раздела «Культура речевого общения» важным является метод создания проблемных ситуаций в ролевых играх. Предлагая темы для этюдов по освоению речевой культуры, педагог должен учитывать наличие различной социальной среды в окружении обучающихся. Этюды можно объединять с повторением пройденного в разделе Орфоэпия. Такой комплексным подход поможет сделать выбор в организации языковых средств с обязательным учетом литературных норм. Совместное посещение театров, концертов, музеев, конкурсов и фестивалей, прослушивание аудиозаписей известных мастеров слова и просмотр видеозаписей их выступлений, посещение мастер-классов известных чтецов и актёров с последующим обсуждением повышает уровень культуры обучающихся и воспитывает желание профессионального совершенствования. Программа состоит из нескольких разделов, но в процессе обучения используется комплексный подход, то есть, на каждом занятии изучаются темы из разных разделов. Примерная структура занятия: 1. Техника речи. Дыхательные и дикционные комплексы. 2. Орфоэпические комплексы. Упражнения. Этюды. 3. Этюды на развитие культуры речевого общения. 4. Логический разбор произведений различных жанров и их исполнение. 5. Обсуждение занятия. Получение домашнего задания. VII. Список рекомендуемой литературы Список рекомендуемой методической литературы 1. Андроников И.Л. Я хочу рассказать вам... - М.: Советский писатель,1962 2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1972 3. Бруссер А.М. Основы дикции. - М., 2003 4. Булатова Л.Н., Касатникн Л.Л., Строганова Т.Ю. О русских говорах. - М., 1975 5. Введенская Л.А.Словарь ударений для работников радио и телевидения - М., Феникс, 2012 6. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М., 1977 7. Винокур Г.О. Русское сценическое произношение. - М., 1997 8. Выготский Л.С. Театральное творчество в школьном возрасте. - М., 1988 9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999 10. Галендеев В.Н., Кирилова Е.Н. Групповые занятия сценической речью. - Л., 1983 11. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.,1980 12. Гольтяпина Н. Материалы для работы над дыханием, дикцией, орфоэпией и текстом на факультете музыкального театра. - М., 2007 13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978 14. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. - М.: Просвещение, 1974 15. Искусство сценической речи. Учебник /Под ред. И. Ю. Промптовой. - М.: ГИТИС, 2007 16. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 1998 17. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. - М., 1970 18. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. - М., 1985 19. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М., 1977 20. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. - М., 1967 21. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси.- Л., 1984 22. Оссовская М.П. Орфоэпия. - М., 1998 23. Оссовская М.П. Русские диалекты. - М., 2000 24. Петрова А.Н. Сценическая речь. - М., 1983 25. Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т. Т. 3.- М., 1995 26. Филимонов Ю.С. Заметки о слове на эстраде. - М.: Сов. Россия, 1976 27. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. - М., 2001 28. Формановская Н.Н. Употребление русского речевого этикета. - М.: Русский язык, 1994 Список рекомендуемых произведений для репертуара обучающихся. 1-4 класс • Русские народные пословицы, поговорки, потешки, дразнилки, считалки, загадки • Русские народные сказки • Русские былины • Легенды и мифы Древней Греции (под ред. Н. Куна) • Эзоп. Жизнеописание. Басни • Басни Бабрия, Лафонтена, Тредиаковского, Крылова, Михалкова, Кривина • Братья Гримм. Сказки • В. Гауф. Сказки • Ш. Перро. Сказки • Г.-Х. Андерсен. Сказки • А.С.Пушкин. Сказки. Поэзия. Поэмы. Повести • М.Ю.Лермонтов. Поэзия. Ашик-Кериб. Песня про купца Калашникова • Л.Н.Толстой. Детство. Отрочество. Юность • С. Аксаков. Детские годы Багрова-внука • Н. Гарин-Михайловский. Детство Темы • А.Н. Толстой. Детство Никиты • П. Бажов. Малахитовая шкатулка • Тютчев Ф.И. Стихи • Чехов А.П. Рассказы • Л. Чарская. Рассказы для детей • К. Паустовский. Стальное колечко • Ю. Олеша. Три толстяка • А. Волков. Волшебник изумрудного города • Н. Носов. Незнайка и его друзья • Поэзия С. Маршака, В.Берестова, А.Барто, С.Михалкова, К.Чуковского, Д. Хармса, Ю. Мориц, Л. Квитко, В. Дриза, Г. Сапгира, А. Кушнера, Г. Остера • Э. Успенский. Чебурашка • А. Милн. Винни-Пух и все, все, все • А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино • Дж. Свифт. Приключения Гулливера • Р.-Э. Распе. Барон Мюнхгаузен • Пивоварова И. Рассказы • Черный С. Детский остров • Аверченко А. Юмористические рассказы • Р. Киплинг. Маугли. Сказки, поэзия • Ф. Бернет. Приключения маленького лорда Фаунтлероя • Д. Барри. Питер Пэн • М. Твен. Принц и нищий. Приключения Тома Сойера и Геккельберри Финна • А. Сент-Экзюпери. Маленький принц • М. Додж. Серебряные коньки • Ч. Диккенс. Рождественские рассказы • В. Каверин. Два капитана • В. Драгунский. Денискины рассказы • Теффи Н. Юмористические рассказы • Л. Кассиль. Дорогие мои мальчишки. Кондуит и Швамбрания • А. Гайдар. Повести и рассказы • В. Катаев. Белеет парус одинокий • Поэзия Великой Отечественной войны • Б. Шергин. Поморские были • Б. Житков. Что бывало. Рассказы • А. Грин. Алые паруса. Рассказы • Ф. Искандер. Дерево детства • Повесть временных лет • Новгородские былины • Завещание Владимира Мономаха • Калевала • Гомер. Одиссея, Илиада • Махабхарата. Рамаяна • Старшая Эдда. Младшая Эдда • Исландские саги • Песнь о Нибелунгах • Песнь о Роланде • Песнь о моем Сиде • А.С.Пушкин. Стихотворения. Поэмы. Повести Белкина. Пиковая дама • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени • Н.В.Гоголь. Мёртвые души. Петербургские повести. Шинель. Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба • Поэзия Ломоносова, Державина, Радищева, Жуковского, Некрасова, Жемчужникова, Тютчева, Фета, Баратынского • М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. Сказки. Господа Головлёвы • И.С.Тургенев. Ася. Отцы и дети. Записки охотника • Н.С.Лесков. Левша. Тупейный художник • Л.Н.Толстой. Хаджи Мурат. Война и мир • М.Горький. Песня о Соколе. Челкаш. Дед Архип и Ленька. Сказки об Италии • Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Идиот • А.П.Чехов. Рассказы • И.Бунин. Рассказы. Жизнь Арсеньева • М.Булгаков. Белая гвардия • А.Аверченко. Юмористические рассказы • М.Зощенко. Юмористические рассказы • Н.Тэффи. Юмористические рассказы • Поэзия Серебряного века. В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, О. Мандельштам, А. Белый, А. Ахматова, В. Ходасевич, Д. Мережковский • Поэзия Блока, Есенина, Маяковского • И.С.Шмелев. Лето Господне • В.М.Шукшин Рассказы • Прозаические произведения о Великой отечественной войне Б. Горбатова, Э. Казакевича, А. Бек, В. Некрасова, В. Быкова, Ю. Бондарева, В.Богомолова, Г. Бакланова, К. Воробьёва, В. Васильева • А.Твардовский. Василий Тёркин. За далью даль • В. Г. Распутин. Последний срок. Прощание с Матёрой. Живи и помни • А.Дюма. Три мушкетера • В.Скотт. Айвенго • Э.-Т.-А. Гофман. «Золотой горшок». «Кавалер Глюк» • Дж. Г. Байрон. Стихотворения. Корсар • В.Гюго. Отверженные. Собор Парижской богоматери • Архив образцов художественного чтения. Уникальные записи авторского исполнения Ахматовой, Блока, Есенина и других поэтов. Записи мастеров эстрады - И.Андронникова, Н. Журавлёва и др.