I. Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Живопись» составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации. Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды. Срок реализации учебного предмета Учебный предмет «Живопись» при 4-летнем сроке обучения реализуется со 2 по 4 класс. Срок реализации учебного предмета «Живопись» составляет 3 года (4 -летний срок обучения) 2 – 4 класс для детей от 6 до 17 лет. Объем учебного времени и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка Вид аттестации Годы обучения Всего часов 2 класс 35 3 класс 35 4 класс 35 Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок 105 Форма проведения учебных занятий Занятия по предмету «Живопись» рекомендуется проводить в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность академического часа составляет 45 минут. Для учащихся 1-2 классов (возраст 6-7 лет) продолжительность уроков может составлять 30 минут. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цель и задачи учебного предмета Цель учебного предмета: Целью учебного предмета «Живопись» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Задачи учебного предмета: - приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе: знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; знаний разнообразных техник живописи; знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя; умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; навыков в использовании основных техник и материалов; навыков последовательного ведения живописной работы; Обоснование структуры программы Обоснованием структуры программы являются отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, предметами натурного фонда. II. Содержание учебного предмета. Учебно-тематический план В данной программе предложен пример учебно-тематического плана с объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации общеразвивающей образовательной программы «Живопись» со 2 по 4 классы. 2 класс (первый год обучения) № Наименование темы 1. 2. 3. Характеристика цвета Характеристика цвета Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Вид учебного занятия урок урок Урок Количество учебных часов 1 1 1 урок урок урок урок урок 2 2 2 2 2 9. 10. Приемы работы с акварелью Приемы работы с акварелью Приемы работы с акварелью Нюанс Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль Цветовая гармония. Полярная гармония. Трехцветная и многоцветная гармония Урок урок 2 2 11. 12. Гармония по общему цветовому тону Гармония по общему цветовому тону урок урок 2 2 13. 14. 15. Гармония по общему цветовому тону Цветовой контраст (хроматический) Цветовой контраст (хроматический) урок урок урок 2 2 2 16. 17. 18. Контрастная гармония (на насыщенных цветах) Гармония по общему цветовому тону Фигура человека урок урок урок 2 2 4 Всего 35 4. 5. 6. 7. 8. 3 класс (второй год обучения) № Наименование темы 1. 2. Гармония по общему цветовому тону Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах) 3. 4. 5. Гармония по общему цветовому насыщенности (на насыщенных цветах) Гармония по насыщенности Контрастная гармония 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Гармония по светлоте и насыщенности Фигура человека Гармония по общему цветовому тону Гармония по насыщенности и светлоте Гармония по общему цветовому тону Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Гармония по насыщенности Гармония по общему цветовому тону и светлоте тону и Вид учебного занятия Количество учебных часов урок урок 2 2 урок 3 урок урок 2 2 Урок урок урок урок урок урок Урок урок урок всего 4 2 4 2 3 2 2 2 3 35 4 класс (третий год обучения) № Наименование темы Вид учебного занятия Количество учебных часов 1. 2. Контрастная гармония (на насыщенных цветах) Гармония по общему цветовому тону и светлоте урок урок 1 3 3. 4. 5. урок урок урок 4 4 4 6. Контрастная гармония (на насыщенных цветах) Фигура человека Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах) Гармония по общему цветовому тону урок 4 7. 8. 9. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах Гармония по общему цветовому тону и светлоте Гармония по светлоте урок урок урок всего 4 5 6 35 Годовые требования 2 класс (первый год обучения) 1. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами. 2. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца. 3. Тема. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья». Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье». 4. Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок).Этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п.Использование акварели, бумаги формата А4.Самостоятельная работа: этюды осенних цветов. 5. Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, по-сырому, alaprima). Этюд с палитрой художника. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и т.п.) 6. Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов. Копирование лоскутков тканей. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: тема «Морские камешки», «Мыльные пузыри». 7. Тема. Нюанс. Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении. 8. Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль. Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне. 9. Тема. Цветовая гармония. Полярная гармония. Понятие «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтыйфиолетовый и т.д.). Использование акварели (техника alaprima), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу. 10. Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии. Поиск цветовых отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии. Этюд цветов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии. 11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари. 12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы (кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. 13. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари. 14. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на красном фоне). Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. 15. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на зеленом фоне). Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях. 16. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Применение различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. 17. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Тонкие цветовые отношения. Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы различных приемов акварели, передача формы и материальности предметов. Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари. 18. Тема. Фигура человека. Ознакомление с изображением человеческой фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с натуры фигуры человека. Использование акварели (монохром), бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды с натуры фигуры человека. 3 класс (второй год обучения) 1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Использование акварели (техника alaprima), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне. 2. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная живопись),бумаги формата А3.Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне. 3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне. 4. Тема. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: эскизы домашних животных. 5. Тема. Контрастная гармония. Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов. Этюды двух предметов быта, контрастных по форме и цвету. Использование акварели, бумаги формата А3.Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне. 6. Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги различного формата. Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль). 7. Тема. Гармония по светлоте и насыщенности. Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды комнатных растений. 8. Тема. Фигура человека. Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах). Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фигуры человека. 9. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок).Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне. 10. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом). Использование акварели (техника alaprima), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне. 11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями. 12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону. 13. Тема. Гармония по насыщенности. Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов(с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне. 14. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне. 4 класс (третий год обучения) 1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов. 2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель, поэтапная работа над формой), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари. 3. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой. 4. Тема. Фигура человека. Передача характера движения. Обобщенная передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению. 5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Натюрморт из предметов быта против света. Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией. 6. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц. 7. Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. 8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Использование акварели («по сырому), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства. 9. Тема. Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой тональности. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: - знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств, - знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя; - умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды; - умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; - умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах; - навыки в использовании основных техник и материалов; - навыки последовательного ведения живописной работы. Требования к зачету Зачет рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на формате А3 в течение 4 учебных часов. Натюрморт состоит из различных по форме и цвету предметов (3-4 предмета и несложные по цвету драпировки). Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен: - грамотно расположить предметы в листе; - точно передать пропорции предметов; - поставить предметы на плоскость; - правильно строить цветовые гармонии; - умело использовать приемы работы с акварелью; - передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность; - добиться цельности в изображении натюрморта. IV. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы. Формы промежуточной и итоговой аттестации: 2-3 классы – контрольный урок в конце второго полугодия (творческий просмотр); 4 класс – зачет в конце учебного года (творческий просмотр). Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль). При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков: 2 класс (1 год обучения) - грамотно компоновать изображение в листе; - грамотно передавать локальный цвет; - грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону; - грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов; - грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей; 3 класс (2 год обучения) - грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов; - грамотно передавать оттенки локального цвета; - грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами; - грамотно передавать пропорции и объем простых предметов; - грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных поверхностей. 4 класс (3 год обучения) - грамотно компоновать сложные натюрморты; - грамотно строить цветовые гармонии; - грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения; - грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость; - грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи; С учетом данных критериев выставляются оценки: 5 («отлично»)- ставится, если соблюдены и выполнены все критерии; 4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев; 3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев. V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации преподавателям Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи: 1. Анализ цветового строя натюрморта. 2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художниковклассиков. 3. Выбор техники исполнения. 4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением. 5. Выполнение картона. 6. Выполнение работы на формате в материале. Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем. Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя - посещение выставок; - поиск необходимого материала в сетевых ресурсах; - чтение дополнительной литературы; - выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях; - посильное копирование шедевров мирового искусства; - выполнение аудиторных заданий по памяти. Средства обучения - материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; - аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи. VI. Список рекомендуемой литературы Методическая литература 1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974 2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003 3. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986 4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004 5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002 6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. М.: Арт-Родник, 2004 7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992 8. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977 9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997 11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2008 12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986 13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992 14. Люшер М. Магияцвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996 15. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007 16. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003 17. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996 18. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975 19. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974