1. Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Скульптура» составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации. Скульптура - в переводе с латинского обозанчае6т высекание из твердых материалов иди, иначе, ваяние. Одновременно со словом скульптура существует слово пластика, что на греческом языке означает работу в мягком материале - лепку. Предмет «Скульптура» объединяет эти виды деятельности и направлена на развитие у учащихся умение чувствовать объём и пространство и передавать их изобразительными средствами. в процессе обучения задания по скульптуре плавно переходят в задание по декоративно- прикладному искусству. Значимость программы Глубокое изучение теории и практики скульптуры позволит учащимся приблизиться к постижению основ изобразительного искусства в целом и пониманию природы творчества, потому что пластический образ лежит в основе всех пластических искусств, будь то графика, живопись или скульптура. За период обучения учащимся приобретаются элементарные навыки работы с пластическими материалами (пластилин, глина), инструментами. Актуальность программы Необходимость изучения дисциплины «Скульптура» в школе обусловлена развивающей функцией этих уроков, которая поддерживается активным интересом и увлеченностью учащихся. Тактильные ощущение ощущения податливости глины или пластилина, возможность созидания и превращения комка в объемные произведения дают мощный импульс в умственном и творческом развитии учащихся. Радикальное отличие рисования от лепки состоит в том, что в первом случае учащиеся имеют дело с изображением на плоскости, а в другом – они создают трехмерные, объемные композиции. При работе с трехмерные объектами задействуются ранее не использовавшие отделы головного мозга и нервной системы, что подчеркивает развивающую роль лепки. Кроме того, психологически, созданные учащимися объемные композиции из пластических материалов имеют для них очень важное значение. Они воспринимают свои работы как подлинный процесс создания материальных ценностей. Срок реализации учебного предмета Учебный предмет «Скульптура» при 4-летнем сроке обучения реализуется со 2 по 4 класс. Срок реализации учебного предмета «Скульптура» составляет 3 года для детей от 6 до 17 лет. Объем учебного времени и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка Вид аттестации Годы обучения Всего часов 2 класс 35 3 класс 35 4 класс 35 Контрольный урок Контрольный урок Зачёт 105 Форма проведения учебных занятий Занятия по предмету «Скульптура» рекомендуется проводить в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность академического часа составляет 45 минут. Для учащихся 1-2 классов (возраст 6-7 лет) продолжительность уроков может составлять 30 минут. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цель программы: развитие у учащихся художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусств. Задачи программы Образовательные: Освоение системы знаний по народному творчеству и малых жанров культуры. Развивающие: развитие творческой активности личности, познавательных интересов через ознакомление со скульптурой, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ученика в его творческом развитии. Воспитательные: ценностно-ориентированная компетентность - воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через пластическое искусство скульптуры; информационно-познавательная компетентность – воспитывать интерес к изучению и познанию к малым скульптурным жанрам; коммуникабельная компетентность – учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению. Приемы и методы организации занятий. Работая в глине, пластилине, скульптор не высекает из этих мягких материалов, а лепит из них, т.е. путем постепенного накладывания, наращивания материала достигает желаемого объема и формы своего произведения. В процессе лепки скульптор может не только накладывать глину, но и срезать ее, если в этом есть необходимость. Во время работы натура и этюд должен быть по возможности освещены одинаково. Лучшим освещением является дневное, верхнее, при котором форма предметов выступает наиболее четко. Работая над лепкой отдельных предметов, изучая форму и расположение в пространстве, учащиеся не ограничиваются только лепкой, а выполняют упражнения в рисунке. Рисование поможет лучше понять и вылепить их, заставит лишний раз проверить пропорции, форму предметов и их взаимосвязь и будет способствовать выработке навыков в рисовании. С самого начала наряду с лепкой с натуры, учащимся предлагается практиковаться в работе по памяти. В работе по памяти следует обращать внимание на основные пропорции всей группы, на связь частей и на общую форму. Кроме упражнений, связанных с учебными заданиями, ученикам рекомендуется наблюдать за предметами, событиями окружающей жизни и зарисовывать наиболее интересные моменты, которые в дальнейшем могут послужить темой для скульптурного эскиза. Для получения положительных результатов на уроках, необходимо освоить технологию и приемы работы с материалом. В программе используются названия новых техник, а также даны названия различным приемам и материалам. Педагогические приемы и методы По характеру познавательной деятельности: - объяснительно-иллюстративный (словесно-наглядный) – объяснение новых тем; - репродуктивный – воспроизведение приемов лепки; - проблемное изложение – объяснение материала, показ новых элементов, на основе которых ученики самостоятельно выбирают, что таким способом можно слепить и как это лучше сделать; - частично-поисковый (эвристический) – в конце изученного материала ученики самостоятельно придумывают и выполняют изделие. Описание материально-технических условий реализации программы Материально-технические условия должны обеспечивать возможность достижения учащимися результатов, предусмотренных общеразвивающей программой. Материально-техническая противопожарным нормам, база нормам общеразвивающей программы соответствует охраны труда. санитарным Для и реализации имеется необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-техническое обеспечение: - выставочный зал; - библиотеку; - помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал); - мастерские; - учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятии. Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов, оснащены видео оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями. II. Содержание учебного предмета. Тематический план 2 класс (1год обучения) № 1 2 Разделы программы Вводное занятие. Лепка фруктов и овощей Кол-во часов 2 3 Лепка натюрморта, состоящего из крынки и яблока. Лепка симметричного изображения птицы (совы) по воображению в рельефе. 5 Лепка несложного гипсового орнамента. 6 Лепка птицы 7 Лепка домашнего животного по памяти и по представлению 8 Композиция, состоящая из 2-х фигур, объединенных единым сюжетом. 9 Композиция на сказочную тему. 10 Лепка мелких бытовых предметов по памяти Итого: 3 класс (2год обучения) 3 4 3 4 4 3 3 5 5 3 35 № Разделы программы Кол-во часов 1 2 Вводное занятие Этюд тематического натюрморта, составленного учащимися («Завтрак») Этюд с гипсового слепка, представляющего растительную форму («Клиновый лист») Этюд ветки дерева с листьями. Этюд глиняного кувшина на фоне гладкой драпировки. Наброски с животных по наблюдению и по памяти Кратковременные наброски с человеческой фигуры. Создание детской народной игрушки. Итого: 1 5 3 4 5 6 7 8 5 5 5 4 5 5 35 4 класс (3 год обучения) 7 № Разделы программы Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 Вводное занятие Лепка птицы Лепка этюдов глаза, носа, губ. Лепка моделей кисти руки и стопы. Наброски фигуры человека в движении Создание композиции на тему, наблюдаемую в жизни Этюд натуры. Античная голова или лепка автопортрета. Итого: 1 2 10 4 4 4 10 35 Годовые требования 2 класс (1 год обучения) Тема 1. Вводное занятие. Цели и задачи предмета. Глина, пластилин. Основные принципы работы с материалом. ТБ при работе с инструментами и материалами. Правила поведения в классе. Тема 2. Лепка фруктов и овощей (натуральные или муляж). Знакомство с пластическим материалом. Освоение основных приемов лепки. Построение объемного предмета. Тема 3. Лепка натюрморта, состоящего из крынки и яблока. Построение объема в пространстве. Соблюдение пропорций предметов. Размещение предметов в пространстве. Тема 4. Лепка симметричного изображения птицы (совы) по воображению. Понятие рельефа по осям. Закрепление понятия «Симметрия». Тема 5. Лепка несложного гипсового орнамента. Принцип построения орнамента. Развитие глазомера. Тема 6. Лепка птицы. Развитие наблюдательности, Развитие зрительной памяти. Тема 7. Лепка наблюдательности домашнего ха характером животного. поведения Углубление животных. развития Нахождение композиционной и пластической связи между фигуркой животного и подставкой. Тема 8. Композиция, состоящая из двух фигур, объединенных единым сюжетом. Понятие о пластической и композиционной связи двух фигур. Грамотное композиционное размещение их на подставке. Тема 9. Композиция на сказочную тему. Развитие фантазии учащихся. Тема 10. Лепка мелких бытовых предметов по памяти. Развитие наблюдательности, чувства объема, характера пропорций. 3 класс (2 год обучения) Тема 1. Вводное занятие. Глина, пластилин. Основные принципы работы с материалом. ТБ при работе с инструментами материалами. Правила поведения в классе. Беседа о целях и задачах второго года обучения. Тема 2. Этюд тематического натюрморта, составленного самими учащимися («Завтрак»). Знакомство с правилами несложного натюрморта, состоящего из 2-4 предметов. Композиционное размещение предметов на плоскости (подставке). Тема 3. Этюд с гипсового слепка, представляющего растительную форму («Кленовый лист»). Практическое изучение растительных форм, выполненных в пластической технике. Точная передача пропорциональных отношений элементов. Тема 4. Этюд ветки дерева с листьями. Приобретение навыков в изображении растительных мотивов в рельефе. Тема 5. Этюд глиняного кувшина на фоне гладкой драпировки. Развитие навыков по основным принципам изображения в рельефе. Тема 6. Наброски с животных по наблюдению и по памяти. Развитие наблюдательности и зрительной памяти. Стремление передать характерные позы животных. Тема 7. Кратковременные наброски с фигуры человека с натуры. Развитие внимания и наблюдательности. Передача пропорций и характерных черт человека. Тема 8. Создание детской народной игрушки. Проявление фантазии. Использование вспомогательного иллюстративного материала. Реализация пластического замысла композиции. 4 класс (3 год обучения) Тема 1. Вводное занятие. Глина, пластилин. Основные принципы работы с материалом. ТБ при работе с инструментами и материалами. Ознакомление с годовыми требованиями и содержанием программы. Тема 2. Лепка птицы. Совершенствование навыков лепки птицы. Передача индивидуальных характерных черт, позы, объема, пропорций птицы, ее анатомических особенностей. Тема 3. Лепка этюдов глаза, носа, губ. Знакомство с анатомическими особенностями лица человека. Моделировка человеческого глаза. Лепка гипсового слепка человеческих губ, глаза, носа. Тема 4. Лепка моделей кисти руки и стопы. Этюд с деталей фигуры человека (кисть руки, стопа). Знакомство с анатомическим строением и особенностями кисти руки и стопы. Четкое построение объемов по осям, изучение пропорций. Тема 5. Наброски фигуры человека в движении. Изображение подвижной модели в пространстве. Передача характера и пропорций человеческой фигуры. Тема 6. Создание композиции на тему, наблюдаемую в жизни. Умение выразить идею в композиции. Передача взаимодействия между двумя-тремя фигурами. Тема 7. Этюд натуры. Античная голова или лепка автопортрета. Знакомство с анатомическим строением черепа человека. Четкое построение объемов по осям, изучение пропорций. Итоговая работа к зачету. IV. Формы и методы контроля, система оценок Оперативное осуществления управление контроля учебным знаний, процессом умений и невозможно навыков без обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции. Видами контроля по учебному предмету «Скульптура» являются текущая, промежуточная и итоговая аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал. Промежуточная аттестация – контрольные уроки в конце 2 и 3 класса. Итоговая аттестация проводится по окончании курса обучения в 4 классе в форме зачета. Критерии оценок Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2» Оценивание работ осуществляется по следующим критериям: «5» (отлично) – творческая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, композиция составлена с учетом законов композиции, проявлена фантазия, технически грамотный и творческий подход к решению задачи. «4» (хорошо) – наличие незначительных недочетов в композиции и в цветовом решении, при работе в материале отмечена небрежность. «3» (удовлетворительно) – творческая работа выполнена не в полном объеме без соблюдения последовательности, нарушены законы композиции. Слабое проявление фантазии. Небрежное выполнение творческой работы. V. Методическое обеспечение учебного процесса Общеразвивающая программа «Скульптура» составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития творческих навыков программой предусмотрены следующие методы: - объяснительно-иллюстративный (демонстрирование методических пособий, иллюстраций); - частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); - творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); - исследовательские (исследование свойств скульптурных материалов). Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом уроке после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятиях способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. VI. Список литературы 1. Алексеева В.В. «Что такое искусство?» изд-во «советский художник» 1991, Москва. 2. Алексич М.Н. «Школа изобразительного искусства» (10 томов). Изд-во «Искусство» 1964, Москва. 3. Беляева С.Е. «основы изобразительного искусства и художественного проектирования » . Изд-во «Феникс» 2004, Ростов-на-Дону. 4. Сокольникова Н.М. «Основы рисунка», «основы композиции», «Словарь терминов». Изд-во «Титул» 1996, Обнинск. 5. Константинова С.С. «Техники изобразительного искусства». Изд-во «Феникс», 2004, Ростов -на –Дону. 6. Генадий Федотов «Глина и керамика». Изд-во «Эксмо-пресс», 2003, Москва. 7. Левадный В.СЧ. «Лепка». Изд-во «ООО Арфа СВ», 1998, Москва Основные средства обучения - матеоиальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски; - демонстрационные: натюрмортный фонд. муляжи, гербарии, демонстрационные модели,