Рабочая программа по учебному "Предмету рисунок"

I.
Настоящая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

дополнительная общеразвивающая программа в области

изобразительного искусства «Рисунок» составлена на основе «Рекомендаций
по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013
№191-01-39/06-ГИ

с

учетом

кадрового

потенциала

и

материально-

технических условий образовательной организации.
Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе
художественного образования рисунок является основополагающим учебным
предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок»,
«Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются
взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира
обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и
воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного
развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд
теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и
осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм
природы и овладеть навыками графического изображения.
Срок реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 3 года (4 летний срок обучения) 2 – 4 класс для детей от 6 до 17 лет. Недельная
нагрузка составляет 1 час в неделю. Продолжительность академического часа
составляет 45 минут. Для учащихся

1-2 классов

(возраст 6-7 лет)

продолжительность уроков может составлять 30 минут.
Объем учебного времени и виды учебной работы
Вид учебной
работы

Максимальная
учебная нагрузка
Вид аттестации

Годы обучения

Всего
часов

2 класс
35

3 класс
35

4 класс
35

Контрольный

Контрольный

Контрольный

105

урок

урок

урок

Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме
мелкогрупповых занятий от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие
творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы
художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков
по учебному предмету.
Задачи:
- освоение терминологии предмета «Рисунок»;
- приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с
натуры и по памяти предметы окружающего мира;
- формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе
решения технических и творческих задач;
- приобретение

навыков

работы

с

подготовительными

материалами:

набросками, зарисовками, эскизами;
- формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции
предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на
которых они расположены.
Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;

предмета

•

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления).
Предложенные
программы

методы

являются

работы
наиболее

в

рамках

предпрофессиональной

продуктивными

при

реализации

поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам
и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с
целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями основной и
дополнительной

учебной

изобразительному

и

искусству,

учебно-методической литературы
истории

мировой

по

культуры,

художественными альбомами.
Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, подиумами,
софитами.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа

учебного

предмета

«Рисунок»

составлена

с

учетом

сложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку, а также
принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание
программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных
особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного
мышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы
и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу
формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать
трехмерную форму на двухмерной плоскости.

Темы

учебных

заданий

располагаются

в

порядке

постепенного

усложнения – от простейших упражнений до изображения сложной и
разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по рисунку
носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие
задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески
применять на занятиях авторские методики.
Главной формой обучения является длительный тональный рисунок,
основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении
натуры.

Параллельно

с

длительными

постановками

выполняются

краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность
и зрительную память обучающихся, дают возможность быстрее овладеть
искусством рисунка.
В первые годы, на примере рисования простых форм предметов дается
представление о наглядной (наблюдательной) перспективе, понятия о
светотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии
животных и человека. В последующие годы обучения осуществляется
переход к изображению более сложных комбинированных форм, изучаются
законы линейной и воздушной перспективы, приемы решения живописного и
творческого рисунка, передача пространства. Постепенно обучающие
приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу:
от общего к частному и от частного к обогащенному общему.
На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные
домашние (самостоятельные) задания.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование раздела темы

Вид учебного
занятия

Общий объем
времени в часах

2 класс (I полугодие)
1
1.1

Раздел 1. Технические приемы в освоении
учебного рисунка
Вводная беседа о рисунке.
Организация работы

урок

1

1.2

Графические изобразительные средства

урок

1

1.3

Рисунок простых плоских предметов.
Симметрия. Асимметрия

урок

4

1.4

Рисунок геометрических фигур и предметов
быта. Пропорция. Силуэт
Зарисовка чучела птицы

урок

8

урок

2
16

урок

2

урок

2

урок

2

урок

2

урок

1

урок

1

урок

1

урок

3

урок
урок

4
1
19

урок

4

урок

2

урок

2

урок

4

урок
урок

2
2

1.5

II полугодие
2.1
3.1
3.2
3.3

4.1
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

1.1

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Раздел 2. Линейный рисунок
Зарисовки фигуры человека
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень
Линейные зарисовки геометрических фигур.
Наглядная перспектива
Светотеневая зарисовка простых по форме
предметов
Зарисовка предметов простой формы с учетом
тональной окрашенности
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и
материальность
Зарисовка мягкой игрушки
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
Рисунок предмета быта на светлом и темных
фонах
Зарисовка по памяти предметов предыдущего
задания
Натюрморт из двух предметов быта светлых
по тону на сером фоне
Натюрморт из двух предметов быта
Контрольный урок
3 класс (I полугодие)
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание
художественного образа графическими
средствами
Натюрморт с комнатным растением на
светлом фоне
Раздел 2. Законы перспективы. Светотень
Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в
перспективе
Рисунок гипсового геометрических тел
вращения (цилиндр, конус, шар)
Зарисовки предметов, подобных телам
вращения, с натуры и по памяти
Рисунок гипсового куба
Зарисовки предмета быта, имеющих
призматическую форму, с натуры и по памяти

16
II полугодие

3.1

4.1
4.2
5.1
5.2
5.3
5.4

1.1

2.1
2.2
2.3

3.1

Раздел 3. Линейный рисунок
Наброски фигуры человека
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и
материальность
Зарисовки чучела птицы
Зарисовки предметов, различных по материалу
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
Натюрморт из двух предметов быта
призматической формы
Натюрморт из предметов призматической и
цилиндрической формы
Натюрморт из предметов простой формы
разных по тону и материалу
Контрольный урок
4 класс ( I полугодие)
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание
художественного образа графическими
средствами
Тематический натюрморт «Осенний»
Раздел 2. Линейно-конструктивный
рисунок
Натюрморт из гипсовых геометрических тел
Сквозной рисунок предметов
комбинированной формы
Зарисовки отдельных предметов
комбинированной формы с натуры и по
памяти
Раздел 3. Тональный длительный рисунок
Натюрморт из предметов быта, один из
которых имеет комбинированную форму,
расположенный на уровне глаз учащихся

урок

2

урок
урок

2
2

урок

4

урок

4

урок

4

урок

1
19

урок

4

урок
урок

2
2

урок

2

урок

6

16

4.1
4.2
5.1
5.2
5.3
5.4

II полугодие
Раздел 4. Линейно-конструктивный
рисунок
Рисунок гипсового орнамента невысокого
рельефа
Рисунок чучела птицы
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
Натюрморт с чучелом птицы
Тема. Натюрморт из крупных предметов быта.
Натюрморт
из
2-х
предметов
комбинированной формы,
различных по тону.

Контрольный урок

урок

4

урок

2

урок
урок
урок

2
4
6

урок

1
19

Требования по годам обучения
2 класс (Ι полугодие)
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка
1.1. Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы.
Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация
рабочего места.
материалами,

Правильная

посадка

принадлежностями,

за

мольбертом.

инструментами,

Знакомство с

приемы

работы

карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих»,
«пятно».
1.2. Тема. Графические изобразительные средства.
Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие
«тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на
усиление

и ослабление тона.

Выполнение

упражнений на

деление

вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные и
нечетные)

части.

Использование

карандаша

как

измерительного

инструмента. Рисунок шахматной доски. Деление прямоугольника на 16
равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента с
использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.).
Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения
прямых и дугообразных линий. Композиция листа. Формат А4. Материал –
графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисование геометрических орнаментов по памяти,
упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т,
ТМ, М.
1.3. Тема. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия.
Асимметрия.
Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев,
бабочек, коры деревьев. Копирование рисунков тканей, декоративных
народных орнаментов. Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» в
учебном рисунке. Совершенствование техники работы штрихом. Формат А4.

Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: рисование простых плоских предметов.
1.4. Тема. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции.
Силуэт.
Тональный

рисунок

плоских

геометрических

фигур,

различных

по

соотношению сторон и тону. Понятие «силуэт». Знакомство со способами
визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений.
Зарисовка силуэта сухих растений и трав. Формат А4. Материал – графитный
карандаш, гелиевая ручка.
Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы.
1.5. Тема. Зарисовка чучела птицы.
Силуэтные

зарисовки чучела

птицы. Передача

пропорций,

развитие

глазомера. Формат А4. Материал – графитный карандаш, тушь, кисть.
Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки по памяти.
II полугодие
Раздел 2. Линейный рисунок
2.1. Тема. Зарисовки фигуры человека.
Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии.
Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка).
Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень.
3.1. Тема. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная
перспектива.
Беседа

о

перспективе.

Линейный

рисунок

геометрических

тел,

расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в
зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий
различного характера для выразительности рисунка. Формат А4. Материал –
графитный карандаш.
Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов.

3.2. Тема. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.
Знакомство с понятием «светотень». Тональная зарисовка отдельных
предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без
фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях
светотени. Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция
листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный
карандаш.
Самостоятельная работа: светотеневые зарисовки предметов.
3.3. Тема. Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной
окрашенности.
Тональная зарисовка предметов простой формы. Передача формы предметов
с учетом тональной окрашенности без фона. Композиция листа. Освещение
верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры и по
памяти.
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность
4.1. Тема. Зарисовка мягкой игрушки.
Зарисовки мягких игрушек, различных по характеру и пропорциям.
Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа.
Пропорции. Выразительность силуэта. Освещение естественное. Формат А4.
Материал – уголь, сангина.
Самостоятельная работа: зарисовки игрушек с натуры и по памяти.
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах.
Тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме и
светлых по тону, на сером фоне. Выявление объема предмета и его
пространственного расположения на предметной плоскости. Передача
материальности. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4.
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры.

5.2. Тема. Зарисовки по памяти предметов предыдущего задания.
Зарисовка предметов, фруктов и овощей. Выявление объема предмета.
Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей.
5.3. Тема. Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером
фоне.
Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта простой формы и
светлых по тону на сером фоне. Особенности компоновки в листе группы
предметов с учетом освещения. Тоновое решение. Передача пространства и
взаимного расположения предметов на плоскости. Освещение верхнее
боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов.
5.4. Тема. Натюрморт из двух предметов быта.
Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону.
Предметы расположены ниже уровня глаз. Выявление знаний, умений,
навыков полученных в первом классе. Освещение верхнее боковое. Формат
А-4. Материал – графитный карандаш.
5.5. Тема. Контрольный урок.
3 класс (I полугодие)
Раздел 1. Творческий рисунок.
Создание художественного образа графическими средствами.
1.1. Тема. Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне.
Рисование тематического натюрморта с комнатным растением и предметами
простой формы на светлом фоне. Композиция листа. Поэтапное светотеневое
изображение предметов. Выразительная передача образа, формы и строения
растения. Различное расположение листьев в пространстве. Знакомство с
перспективными явлениями при рисовании с натуры растительных форм.
Особенности выполнения фона. Освещение верхнее. Формат А3. Материал –
графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки комнатных растений.

Раздел 2. Законы перспективы и светотень в рисунке
2.1. Тема. Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе.
Рисование упражнений в связи с темой задания. Линейный рисунок
прямоугольного

и

квадратного

листа

бумаги

в

вертикальном

и

горизонтальном положении с одной и двумя точками схода. Линейный
рисунок круга в горизонтальном положении.

Закрепление

понятия

об

уровне глаз рисующего (линия горизонта, точка схода). Знакомство с
понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками схода, с
приемом построения окружности в перспективе. Линейно-конструктивные
зарисовки створки двери, оконного проема, стола и т. д. Композиция листа.
Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической
формы.
2.2. Тема. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр,
конус, шар).
Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар.),
расположенных ниже уровня глаз. Анализ конструктивной формы тел
вращения.

Грамотное

построение

с

учетом

законов

перспективы.

Особенности передачи объема. Фон нейтральный. Освещение верхнее
боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической
формы.
2.3. Тема. Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и
по памяти.
Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.
Светотеневая передача форм предметов. Тренировка зрительной памяти.
Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической
формы.
2.4. Тема. Рисунок гипсового куба.

Рисунок гипсового куба, расположенного ниже уровня глаз. Закрепление
правил перспективы. Грамотное построение. Композиция листа. Освещение
верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы.
2.5. Тема. Зарисовки предметов быта, имеющих призматическую форму
с натуры и по памяти.
Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущем занятии.
Светотеневая передача форм предметов. Тренировка зрительной памяти.
Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы.
II полугодие
Раздел 3. Линейный рисунок
3.1. Тема. Наброски фигуры человека.
Рисование сидящей фигуры человека. Закрепление знаний об основных
пропорциях фигуры человека, посадка, точка опоры. Выразительность
линейного наброска при минимальном количестве графических средств.
Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность
4.1. Тема. Зарисовки чучела птиц.
Рисование птиц, различных по характеру формы и тональной окраске.
Углубление знаний об особенностях живописного рисунка. Композиция
листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности
оперения. Освещение естественное. Формат А3. Материал – уголь, сангина.
Самостоятельная работа: зарисовки птиц по памяти.
4.2. Тема. Зарисовки предметов различных по материалу.
Рисование простых предметов, различных по материальности, матовых и
блестящих (дерево, стекло, металл и т.д.). Особенности моделирования
светотенью формы предметов разных фактур. Освещение направленное.
Формат А4. Материал – мягкий графитный карандаш.

Самостоятельная

работа:

зарисовки

мелких

предметов

различной

материальности.
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Натюрморта из двух предметов быта призматической формы.
Рисунок натюрморта из предметов призматической формы (книги, коробки,
шкатулки и т.д.), расположенных ниже уровня глаз. Возможно включение
мелких предметов. Композиционное размещение, прорисовка конструкции,
уточнение пропорций и перспективного построения. Тональная проработка
формы

предметов.

Обобщение

тональных

отношений.

Освещение

верхнее
боковое. Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные наброски.
5.2. Тема. Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической
формы.
Рисунок натюрморта из предметов быта различных по форме, на фоне
драпировки с крупным рисунком, на уровне глаз. Композиция листа.
Пропорции.

Выразительность силуэта

группы предметов.

Освещение

контрастное. Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш.
Самостоятельная работа: копирование рисунков ткани.
5.3. Тема. Натюрморт из предметов простой формы, различных по тону
и материалу.
Рисунок натюрморта из предметов кухонной утвари или предметов
домашнего обихода. Выявление знаний, умений, навыков полученных во
втором классе. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал –
графитный карандаш.
5.4. Тема. Контрольный урок.
4 класс (I полугодие)
Раздел 1. Творческий рисунок.
Создание художественного образа графическими средствами
1.1. Тема. Тематический натюрморт «Осенний».

Тональный рисунок тематического натюрморта «Осенний» (предмет
быта
простой формы, муляжи овощей и фруктов).
последовательности

ведения

рисунка,

умение

Освоение принципов
доводить

рисунок

до

определенной степени завершенности. Овладение начальными навыками
целостного видения натуры. Развитие композиционного мышления, работа
над эскизом. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат А-3
Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки овощей и фруктов.
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок
2.1. Тема. Натюрморт из гипсовых геометрических тел.
Рисунок натюрморта из двух гипсовых геометрических тел с введением
легкого тона (куб, цилиндр или конус). Фон нейтральный. Освещение
верхнее боковое. Композиция листа. Формат А3. Материал – графитный
карандаш.
Самостоятельная работа: рисование геометрических предметов по памяти.
2.2. Тема. Сквозной рисунок предметов комбинированной формы.
Тональные зарисовки трех отдельных предметов комбинированной формы,
расположенных на разных уровнях глаз учащихся (бидон, крынка, гипсовая
ваза и т.д.). Фон светлый. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал
– графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
2.3. Тема. Зарисовки предметов комбинированной формы с натуры и по
памяти.
Зарисовки отдельных предметов комбинированной формы с натуры и по
памяти. Тренировка зрительной памяти. Формат А4. Материал – графитный
карандаш.
Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов.
Раздел 3. Тональный длительный рисунок
3.1. Тема. Натюрморт из предметов быта, расположенных на уровне глаз

учащихся.
Тональный рисунок натюрморта из нескольких предметов быта различных
по тону и материалу, один из которых имеет комбинированную форму, на
уровне глаз обучающегося. Композиция листа, выбор формата. Точность
передачи пропорций и силуэта предметов. Фон нейтральный, средний по
тону. Освещение нижнее боковое. Формат А-3, Материал – графитный
карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.
II полугодие
Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок
4.1. Тема. Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа.
Линейно-конструктивный

рисунок

простого

симметричного

гипсового

орнамента невысокого рельефа с введением легкого тона. Предельно точная
передача конструктивных особенностей рисунка орнамента.
Последовательность ведения рисунка. Освещение верхнее боковое. Формат
А-3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: копирование орнаментов с образцов.
4.2. Тема. Рисунок чучела птицы.
Линейно-конструктивный рисунок чучела птицы с введением легкого тона.
Выявление конструктивных особенностей формы. Точность передачи
характерности изображаемого предмета.

Фон светлый. Освещение верхнее

боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.
Раздел 5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Натюрморт с чучелом птицы.
Закрепление материала предыдущего задания. Грамотная компоновка
натюрморта в листе. Передача больших тональных отношений. Выявление
локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени.
Цельность изображения натюрморта. Продолжение знакомства с приемами
работы мягким материалом. Фон светло-серый нейтральный. Формат А3.

Материал — уголь, сангина, мел.
Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.
5.2. Тема. Натюрморт из крупных предметов быта.
Тональный

рисунок

натюрморта

из

крупных

предметов

быта,

расположенных ниже уровня глаз (на полу). Предметы натюрморта
контрастны по тону и размеру. Особенности передачи перспективного
сокращения (ракурса). Выделение композиционного центра. Выявление
больших тональных отношений. Передача объема предметов и пространства
в натюрморте. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал –
графитный карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.
5.3. Тема. Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы,
различных по тону.
Грамотная компоновка натюрморта в листе. Построение предметов с
учетом

перспективных сокращений,

пространственного

расположения

выявление

их

объема

и

с учетом освещения. Цельность

изображения натюрморта.
Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
5.4. Тема. Контрольный урок.
III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Результатом

освоения

учебного

предмета

«Рисунок»

является

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
• знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
• знание законов перспективы;
• умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
• умение моделировать форму сложных предметов тоном;
• умение последовательно вести длительную постановку;
• умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
• умение принимать выразительное решение постановок с передачей их

эмоционального состояния;
• навыки владения линией, штрихом, пятном;
• навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
• навыки передачи фактуры и материала предмета;
• навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Аттестация обучающихся
Оперативное
осуществления

управление
контроля

учебным
знаний,

процессом

умений

и

невозможно

навыков

без

обучающихся.

Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и
корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая и
промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью
контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному
предмету. Текущая аттестация проводится в форме просмотра учебных и
домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный
журнал.
Итоговая аттестация проводится в 4 классе (4-летнем сроке обучения) в
форме зачета (творческий просмотр).
Критерии оценок
По результатам аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
• самостоятельный выбор формата;
• правильную компоновку изображения в листе;
• последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
• умелое использование выразительных особенностей применяемого
графического материала;
• владение линией, штрихом, тоном;
• умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;

• умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
• творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
• некоторую неточность в компоновке;
• небольшие недочеты в конструктивном построении;
• незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как
следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
• некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
• грубые ошибки в компоновке;
• неумение самостоятельно вести рисунок;
• неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные
ошибки в построении и тональном решении рисунка;
• однообразное использование графических приемов для решения разных
задач;
• незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Освоение программы учебного предмета

«Рисунок» проходит в форме

практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением
теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры
дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого
задания

желательно

аналогичного

сопровождать

задания

из

демонстрацией

методического

лучших

фонда,

образцов

просмотром

произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная
роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение
содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что

обеспечит

грамотное

выполнение

практической

работы. Одним из

действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно,
является проведение преподавателем мастер-классов,
возможность

обучающимся

увидеть

результат,

стремиться; постичь секреты мастерства. Каждое

к

которые дают
которому

задание

нужно

предполагает

решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются
преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень
законченности

рисунка

поставленных задач. По
требуется

не

будет

мере

определяться

усвоения

степенью

программы

от

решения

обучающихся

только отработка технических приемов, но и развитие

эмоционального отношения к выполняемой работе.
Дифференцированный
наличие

в

подход

методическом

в

работе

обеспечении

преподавателя

предполагает

дополнительных

заданий

и

упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному
освоению учебного предмета обучающимися.
Активное использование учебно-методических материалов необходимо
обучающимся для успешного восприятия содержания учебной программы.
Рекомендуемые

учебно-методические

материалы:

учебник;

учебные

пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео
фрагменты);

учебно-методические

разработки

для

преподавателей

(рекомендации, пособия, указания); учебно-методические

разработки

(рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся;
учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся;
варианты и методические материалы по выполнению контрольных и
самостоятельных работ.
Справочные

и

дополнительные

материалы: нормативные

материалы;

справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение);
альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации;
материалы для углубленного изучения.

Такой

практико-ориентированный

комплекс

учебных

и

учебно-

методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное
руководство работой обучающихся по приобретению практических умений и
навыков на основе теоретических знаний.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Обучение

рисунку

должно

сопровождаться

выполнением

домашних

(самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает
выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания
должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность
выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и
влиять на итоговую оценку обучающегося.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с
участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических
способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание
оценивается соответствующей оценкой.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная
программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003
2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство
Академии художеств СССР, 1963
3. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957
4. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961
5. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по
спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол.
учреждениях» – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984
6. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.:
Эксмо, 2010
7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз.
искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,

2006
8. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на
занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед.
ин-тов. - М.: Просвещение, 1986
9. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/
авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010
10. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов.
Под ред. А. Серова. М: Просвещение, 1975
11. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец.
2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». 2-е изд., перераб. М.:
Просвещение, 1985
12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989
13. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и
архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва.
- М.: Изобраз. искусство, 1981
13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России
первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002
14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение
пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников:
пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006
Список учебной литературы
1. Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955
2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный
издательский центр «Владос», 2004
3. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский
центр «Владос», 2008
4. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2005
5. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский
центр «Владос», 2006

Средства обучения
Материальные:

учебные

аудитории,

специально

оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски.
Демонстрационные: гербарии, демонстрационные модели.
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».