I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства по учебному предмету «Рисование и лепка» составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации. В первый класс ДШИ принимаются дети 6 лет. Они уже обладают способностью объединить аналитического для младших мышления. школьников, Поэтому которые целесообразно любят заниматься композицией на плоскости и в объеме предметы «Рисование» и «Лепка» в один. Учитывая возрастные особенности и логику развития художественных способностей, обучение нужно строить по принципу возрастания степени и полноты точности передачи изображения предметов. В первом классе даются начальные сведения о рисунке и первые навыки работы в объеме (пластилине и глине). Помимо занятий, указанных в тематическом плане, педагог по своему усмотрению дает краткосрочные работы: наброски человека, животных, отдельных предметов, выполненные мягкими графическими материалами, которые в дальнейшем могут послужить эскизами, для выполнения их в объеме. Срок реализации учебного предмета «Рисование и лепка» составляет 1 год (4 -летний срок обучения) 1 класс для детей от 6 до 17 лет. Недельная нагрузка составляет 1 час в неделю. Продолжительность академического часа составляет 45 минут. Для учащихся 1-2 классов продолжительность уроков может составлять 30 минут. (возраст 6-7 лет) Форма проведения учебных занятий Уроки по учебному предмету «Рисование и лепка» проводятся в форме мелкогрупповых занятий от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету. Задачи: - учить детей работать в определенной последовательности, опираясь на целостное, образное восприятие, сравнивать натуру с рисунком; - дать начальные сведения о рисунке и первые навыки работы в объеме (пластилин, глина); - учить решать задачу композиционной цельности листа, выбирать формат. - освоение законов перспективы, светотени; - воспитание творческого восприятия предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей. Методы обучения Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); 2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); 3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); 4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов). Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий: 1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале. 2. Освоение приемов работы в материале. 3. Выполнение учебного задания. Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале. Описание материально-технических условий Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской. удобной II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1 Рисунок, как основа реалистического изображения. Беседа урок Общий объем времени в часах 1 2 Вводная беседа об оборудовании и пластических материалах Рисование по представлению. «Дождь». Упр. На освоение линии. Рельеф. Композиция на свободную тему. Пластилин урок 1 урок 1 урок 1 Рисование по представлению «Лес». Упражнения на освоение линии. Рельеф. Композиция на свободную тему. Пластилин урок 1 урок 1 Рисование по представлению. «Дерево». Тушь, перо, гуашь. Рельеф. Шар. Работа с глиной урок 1 урок 1 урок 1 урок 1 Изобразительная игра «На что это похоже». Акрил. Монотипия. Фломастер. Рельеф. «Дерево». Работа с глиной. урок 1 урок 1 Рисунок-настроение «Ветер». перспективы Рельеф. «Ветер». Работа с глиной урок 1 урок 1 урок 1 16 Сюжетная композиция в гамме оттенков одного цвета «Розовое облако», «Сиреневый туман». Акварель Рельеф. «Цветок». Прилепы. Работа с глиной урок 1 17 Сюжетная композиция «Первый снег». Тушь, перо урок 1 18 Барельеф «Снеговик». Пластилин урок 1 19 Сюжетная композиция «Море». Виды мазков. Гуашь урок 1 20 Барельеф «Рыба». Пластилин урок 1 21 Знакомство с ритмом. Орнамент. Аппликация. Цветная бумага, клей, ножницы, фломастер. Барельеф «Мяч». Работа с глиной урок 1 урок 1 урок 1 24 Декоративное изображение из геометрических форм. «Деревья». Тушь, перо Барельеф «Лес». Работа с глиной урок 1 25 Сюжетная композиция «Дома зимой». Аппликация. урок 1 № 3 4 5 6 7 8 9. 10 11 12 13 14 15 22 23 Рисование по представлению. Композиция листа, изображения. Изображение природы. Рельеф. «Домик». Работа с глиной «Осень». Гуашь. Гуашь. масштаб Элементы 26 Мозаика из пластики «Рыбка» урок 1 27 Свободная сюжетная композиция «Снеговик». Гуашь урок 1 28 Мозаика из пластики «Снеговик» урок 1 29 урок 1 30 Вырезание из бумаги. Аппликация «Снежинка». Цветной картон, белая бумага Барельеф «Солнышко». Пластилин. урок 1 31 Цвет в окружающем мире. «Радуга» Гуашь. урок 1 32 Калачи, жгуты, косички. Работа с глиной урок 33 урок 1 34 Жанр пейзажа. «Путешествие в мир сказки». Цв. картон, гуашь Рельефный орнамент из декор.элементов. Прилепы. Глина урок 1 35 Рельефный орнамент. Завершение работы урок 1 итого 35 Годовые требования Тема 1.Рисунок, как основа реалистического изображения. Беседа Рисунок, как основа реалистического изображения. Проводится беседа на эту тему. Условность изобразительного языка, материалы для рисунка, способы графического изображения. Знакомство с графическими материалами, их свойствами и способами применения. Выполнение упражнений. Задачи: разъяснение значения рисунка, графических способов изображения предметов, необходимости сознательного использования материала в зависимости от объекта рисования и задачи, которую решают в каждом отдельном случае. Примечание. Следует особо подчеркнуть значение карандаша – его точности и надежности. Для упражнений необходимо использовать объекты, способные вызвать у детей младшего возраста эмоциональный отклик (растения, животные, народные игрушки и т.д.) Материалы: карандаш, уголь, сангина, цветные мелки или пастель (смешанная техника) Тема 2. Вводная беседа об оборудовании и пластических материалах. Основные задачи занятий по лепке - развить у детей интерес к предмету и дать первые навыки работы в объеме (в пластилине, глине). Проводится беседа на тему правил внутреннего распорядка в мастерской. Объясняются необходимость уборки своего рабочего места, бережного отношения к инструментам и работам товарищей. Понятие «композиция» в скульптуре. Круглая скульптура и рельеф. Тема 3. Рисование по представлению. «Дождь». Упражнение на освоение линии. Изображение явлений природы (дождь, гроза, буря) и ее объектов (паутина, насекомые, ветки) Задачи: изучение возможности художественных материалов. Освоение прямых, волнистых, вертикальных, горизонтальных, диагональных линий. Материалы: карандаш. Тушь, перо, фломастер, палочка, гуашь. Тема 4. Рельеф. Композиция на свободную тему. Пластилин. Композиция на свободную тему. Задача: выявление наклонностей у детей и уровня их подготовки. Рельеф. Работа с пластилином. Тема 5. Рисование по представлению «Лес». Упражнения на освоение линии. Знакомство с элементами перспективы и композиции. Изображение гуашью деревьев различных пород, различной формы и величины; вырезание их по контуру, и при передвижении по поверхности листа тонированной бумаги выбирается композиционное решение. Метод «динамической композиции». Игровой момент необходимый для детей младшего возраста, в освоении композиции листа, масштаба изображаемых предметов природы. Тема 6. Рельеф. Композиция на свободную тему. Пластилин. Композиция на свободную тему. Задача: выявление наклонностей у детей и уровня их подготовки. Рельеф. Работа с пластилином. Тема 7. Рисование по представлению. «Дерево». Тушь, перо, гуашь. Знакомство с элементами перспективы и композиции. Изображение деревьев различной формы и величины по временам года. Закрепляется понятия: контраст, линия, контур, штрих, форма. Тема 8. Рельеф. Шар. Работа с глиной. Самостоятельное создание эскиза к композиции на плоскости. Рельефы из глины на тему «Шар». Тема 9. Рисование по представлению. «Осень». Гуашь. Композиция листа, масштаб изображения. Изображение природы. Практическая работа по представлению развивает воображение, способствует закрепление навыков смешивания красок, не лишает учащихся инициативы в создании образа на основе ассоциаций. Происходит знакомство с понятиями «тон», «оттенок», «гамма». Тема 10. Рельеф. «Домик». Работа с глиной. Декоративные пластины. Самостоятельное создание эскиза к композиции на плоскости. Рельефы из глины «Домик», Тема 11. Изобразительная игра «На что это похоже». Акрил. Монотипия. Фломастер. Изобразительная игра «На что это похоже?» В основе этой игры фантазия, ассоциативный поиск, творческое воображение ребенка. Задание развивает воображение, закрепление навыков смешивания красок, не лишает учащихся инициативы в создании образа на основе ассоциаций. Для этого задания используются: плотная белая бумага, акриловые краски различного цвета, кисти, баночка с чистой водой, тряпочки для вытирания с кистей и бумаги краски, фломастеры, палитра для смешивания цветов, и пищевая пленка. Приготовленные на палитре оттенки, толстым слоем, в беспорядке, наносятся кисточкой на бумагу. А затем, изобразительная поверхность покрывается пищевой пленкой. Прижимая и поглаживая пленку ладонью и пальцами можно создавать простые фигуры. После того, как пленка высохнет, изображение покроется сетью белых «морщин». При помощи цветных фломастеров можно объединить разрозненные цветные участки в одну фигуру – образ. Художественные материалы: Белая плотная бумага, гуашь, палитра, кисти, фломастер, баночка с водой. Тема 12. Рельеф. «Дерево». Работа с глиной. Закрепление понятия «композиция» в скульптуре. Композиция на свободную тему. Создание эскизов. Развитие навыков работы в объеме. Тема 13. Рисунок-настроение «Ветер». Гуашь. Элементы перспективы. Рисунок настроение – «Ветер». Задание основывается на организации пространственного воображения, используя элементы перспективы. Необходимо образно-эмоциональное решение цветом, создание динамичности элементами растяжки. Материалы: плотная белая бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка. Тема 14. Рельеф. «Ветер». Работа с глиной. Декоративные пластины. Самостоятельное создание эскизов к композициям на плоскости. Рельефы из глины на тему: «Ветер». Тема 15. Сюжетная композиция в гамме оттенков одного цвета «Розовое облако», «Сиреневый туман». Акварель. Осваиваются и закрепляются знания, умения и навыки, работы с акварельными красками. Сюжетная композиция в гамме оттенков одного цвета «Розовое облако», «Сиреневый туман». - практическая работа по представлению. Происходит знакомство с понятиями «тон», «оттенок», «гамма». Осваиваются и закрепляются знания, умения и навыки, работы с акварельными красками. Задачи: представление об эмоциональной выразительности цвета, создание на палитре оттенков одного цвета, покрытие цветом больших поверхностей, с последующей детализацией. Материалы: акварель, кисти, краски, баночка с водой, тряпочка. Тема 16. Рельеф. «Цветок». Прилепы. Работа с глиной. Самостоятельное создание эскизов к композициям на плоскости. Закрепление умений и навыков в работе с глиной. Тема 17. Сюжетная композиция «Первый снег». Тушь, перо. Сюжетная композиция «Первый снег». Проводится предварительная беседа на тему «Рисунок как вид графики». Условность изобразительного языка графического рисунка. Знакомство с графическими материалами, их свойствами и способами применения. Композиция основана на освоении основ графики – «пятно, точка, линия». Для выполнения задания, ученику на выбор предлагаются такие художественные материалы, как: палочка, тушь, перо гелиевая ручка, фломастеры, пастель, белая или тонированная бумага. Владение формообразующими движениями, использование выразительных средств графики, создается графический образ. Закрепляется понятия: контраст, линия, контур, штрих, пятно, форма. Для создания графического образа, учащимся предлагаются черно-белые пейзажные фотографии на тему «Первый снег». Задачи: графические способы изображения окружающей природы. Сознательный выбор графического материала в зависимости от объекта рисования. Материалы: Белая плотная бумага, тушь, перо. Тема 18. Барельеф «Снеговик». Пластилин. Создание барельефов от простой формы, к сложной. Задачи: пояснение понятия барельеф. Композиционное решение расположения на плоскости плакетки, полусфер, и других геометрических тел. Создание эскизов. Тема 19. Сюжетная композиция «Море». Виды мазков. Гуашь. Сюжетная композиция «Море». Наблюдение природы. Демонстрация на экране фотографий моря в разную погоду и картин известных маринистов. Композиция основана на закреплении умений смешивания цветов на палитре, применении различных видов мазков для создания настроения, эмоциональной окраски цветом образа моря. Задачи: подобрать цвет, виды мазков, для передачи композиционными средствами характер определенного состояния моря. Шторм, штиль, рябь. Используемые художественные материалы: белая или тонированная плотная бумага, гуашь, палитра, кисти, тряпочки для вытирания кистей, рук и бумаги, баночка с водой. Тема 20. Барельеф «Рыба». Пластилин. Создание барельефа «Рыба». Композиционное решение расположения на плоскости плакетки, полусфер, и других геометрических тел. Создание эскизов. Создание из цветной пластики мозаики «Рыбка». Тема 21. Знакомство с ритмом. Орнамент. Аппликация. Цветная бумага, клей, ножницы, фломастер. Знакомство с ритмом. Орнамент. Беседа об орнаментах и их назначении. Символы, элементы, мотивы, ритм. Типы орнамента. Демонстрация на дисплее, экране видов орнамента. Вышивка, ткачество, керамика, одежда… Задачи: орнаментальное оформление полотенца. Техника аппликация. Цв. бумага, белая бумага, клей, ножницы, фломастер. Тема 22. Барельеф «Мяч». Работа с глиной.Создание барельефов «Мяч». Композиционное решение расположения на плоскости плакетки, полусфер, и других геометрических тел. Создание эскизов. Тема 23. Декоративное изображение из геометрических форм. «Деревья». Тушь, перо. Декоративное изображение из геометрических форм. «Деревья». Задачи: развитие фантазии, выразительности композиционного и графического решения. Материалы : Тушь, перо, бумага. Тема 24. Барельеф «Лес». Работа с глиной. Создание барельефа «Лес». Композиционное решение расположения на плоскости плакетки, полусфер, и других геометрических тел. Создание эскизов. Воплощение в глине. Тема 25. Сюжетная композиция «Дома зимой». Аппликация. Сюжетная композиция «Дома зимой» Задачи: освоение техники работы в новом материале. Развитие образно-пространственного чувства. Знакомство с понятием контраст. Аппликация. Материалы: цв. бумага, белый картон, ножницы, кисточка, клей. Тема 26. Мозаика из пластики «Рыбка». Мозаика из пластики «Рыбка». Задачи: Знакомство с понятиями мозаика. Создание из цветной пластики мозаики – «Рыбка». Материалы: картон, цветная пластика. Тема 27. Свободная сюжетная композиция «Снеговик». Гуашь. Свободная сюжетная композиция «Снеговик». Задачи: добиться выразительности персонажа графическими средствами (белый и черный). Материалы: гуашь белая и черная. Тема 28. Мозаика из пластики «Снеговик». Мозаика из пластики «Снеговик». Композиционное решение расположения на плоскости. Создание эскизов. Задачи: Освоение техники мозаика. Создание из цветной пластики мозаики – «Снеговик». Материалы: картон, цветная пластика. Тема 29. Вырезание из бумаги. Аппликация «Снежинка». Цветной картон, белая бумага. Вырезание из бумаги. Аппликация «Снежинка». Задачи: освоение техники вырезания узоров ножницами. Знакомство с понятиями орнамент, ритм. Материалы: Цв. картон, белая бумага, ножницы, кисточка, клей. Тема 30. Барельеф «Солнышко». Пластилин. Композиционное решение расположения на плоскости. Создание эскизов. Создание барельефа «Солнышко» из пластилина. Тема 31. Цвет в окружающем мире. «Радуга» Гуашь. Цвет в окружающем мире. «Радуга» Задачи: развитие навыка композиционного решения изображения на листе, знакомство с понятиями – основные, составные цвета. Материалы: Гуашь, Бумага, вода, кисти, тряпочка. Тема 32. Калачи, жгуты, косички. Работа с глиной. Калачи, жгуты, косички. Работа с глиной. Задачи: развитие умений и навыков в работе с глиной, изготовление декора. Материалы: глина, рабочая пластиковая доска, вода, тряпочка, фартук. Тема 33. Жанр пейзажа. «Путешествие в мир сказки». Цв. картон, гуашь. Жанр пейзажа. «Путешествие в мир сказки». Задачи: развитие фантазии, выразительности композиционного и цветового решения. Цв. картон, гуашь, кисти, вода. Тема 34. Рельефный орнамент из декор.элементов. Прилепы. Глина. Задачи: Закрепление умений и навыков в работе с глиной. Материалы: глина, вода. Тема 35. Рельефный орнамент. Завершение работы. Закрепление умений и навыков в работе с глиной, изготовление декора. Создание рельефного орнамента из декоративных элементов (жгутов, калачей, косичек) путем прилепов. Материалы: глина, вода. III. Требования к уровню подготовки учащихся Результатом освоения учебного предмета является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: • знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»; • знание законов перспективы; • умение использования приемов линейной и воздушной перспективы; • умение моделировать форму сложных предметов тоном; • умение последовательно вести длительную постановку; • умение рисовать и лепить по памяти предметы в разных несложных положениях; • умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния; • навыки владения линией, штрихом, пятном; • навыки выполнения линейного и живописного рисунка; • навыки передачи фактуры и материала предмета; • навыки передачи пространства средствами штриха и светотени. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы. В конце учебного года проводится контрольный урок. Видами контроля по учебному предмету «Рисование и лепка» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал. Аттестация по предмету «Рисование и лепка» проводится в 1 классе в форме контрольного урока (творческий просмотр). Критерии оценок Система оценок в рамках промежуточной аттестации пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов: предполагает «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2» Рисование По результатам аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Оценка 5 «отлично» Предполагает: • самостоятельный выбор формата; • правильную компоновку изображения в листе; • последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения; • умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала; • владение линией, штрихом, тоном; • умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке; • умение обобщать рисунок и приводить его к целостности; • творческий подход. Оценка 4 «хорошо» Допускает: • некоторую неточность в компоновке; • небольшие недочеты в конструктивном построении; • незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений; • некоторую дробность и небрежность рисунка. Оценка 3 «удовлетворительно» Предполагает: • грубые ошибки в компоновке; • неумение самостоятельно вести рисунок; • неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка; • однообразное использование графических приемов для решения разных задач; • незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке. Лепка «5» (отлично) – творческая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, композиция составлена с учетом законов композиции, проявлена фантазия, технически грамотный и творческий подход к решению задачи. «4» (хорошо) – наличие незначительных недочетов в композиции и в цветовом решении, при работе в материале отмечена небрежность. «3» (удовлетворительно) – творческая работа выполнена не в полном объеме без соблюдения последовательности, нарушены законы композиции. Слабое проявление фантазии. Небрежное выполнение творческой работы. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста. Применяются следующие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий: - тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью доведения до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; - частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов; - творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. Рекомендации по организации самостоятельной работы Для полноценного усвоения самостоятельной работы: изученным темам, программы предусмотрено ведение в форме домашних заданий (упражнений к завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и образовательного заведения VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989 Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010 Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими руками. Белый город, 2010 Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975 Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность, Северный паломник, - 2008 Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009 Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007 Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005 Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.: «Изобразительное искусство»,1984 Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994 Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010 Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006 Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2006 Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009 Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985 Средства обучения На уроках по рисованию и лепке используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель мог ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Рисование Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, Демонстрационные: гербарии, демонстрационные модели. Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы. Лепка 1. Изобразительные наглядные пособия: картинки, иллюстрации игрушек того или иного промысла. 2. Натуральные, объемные наглядные пособия: образцы глиняных игрушек, свистулек, подсвечников и т.д. 3. Графические наглядные пособия: схемы, технологическая последовательность изготовления керамических изделий. 4. Звуковые средства: использование музыкальных произведений, способствующих созданию благоприятной атмосферы для творчества и в качестве фона при демонстрации изделий на выставках. 5. Аудиовизуальные слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.