Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты"

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая

дополнительная общеразвивающая программа в области

изобразительного

искусства

по

учебному

предмету

«Основы

изобразительной грамоты» составлена на основе «Рекомендаций по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических
условий образовательной организации.
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты» является базовой
составляющей для последующего изучения предметов в области
изобразительного искусства.
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты» состоит из
двух разделов

— графики и цветоведения, это два направления в

содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и
согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного
возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают
введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные
детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из
разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого
интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты»
составляет 1 год (4 -летний срок обучения) 1 класс для детей от 6 до 17 лет.
Недельная нагрузка составляет 1 час в неделю. Продолжительность
академического часа составляет 45 минут. Для учащихся

1-2 классов

(возраст 6-7 лет) продолжительность уроков может составлять 30 минут.
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс
обучения

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного

и

индивидуального подходов.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте.
2. Формирование

у детей младшего школьного

возраста

комплекса

начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
3. Формирование

понимания

основ

художественной

культуры,

как

неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
1. Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии,
эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира,
зрительно-образной памяти).
2. Воспитание

эстетического

вкуса,

эмоциональной отзывчивости на

прекрасное.
3. Воспитание

детей

в

творческой

атмосфере,

обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности.
4. Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства
ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).
5. Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
6. Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира.
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков

творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие
основные методы:
1. Объяснительно

-

иллюстративные

(демонстрация

методических

пособий, иллюстраций);
2. Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. Творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. Исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Описание материально-технических условий
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во
время

самостоятельной

работы

обучающиеся

могут

пользоваться

Интернетом для сбора дополнительного материала.
Библиотечный фонд

укомплектовывается печатными и электронными

изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической
литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по
искусству. Кабинет оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями,
интерактивной доской.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№

Наименование раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Общий
объем
времени в
часах

1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1

Многообразие линий в природе

урок

1

1.2

Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна

урок

1

1.3

Выразительные возможности цветных карандашей

урок

1

1.4

Техника работы пастелью

урок

1

1.5

Орнамент. Виды орнамента

урок

1

1.6

Орнамент. Декорирование конкретной формы

урок

1

1.7

Кляксография

урок

1

1.8.

Пушистые образы. Домашние животные

урок

1

1.9

Фактуры

урок

1

1.10 Техника работы пастелью

урок

1

1.11 Противостояние линии. Характерные особенности линии

урок

1

1.12 Работа с геометрическими формами. Применение тона

урок

1

1.13 Стилизация. Преобразование геометризированной формы в
пластическую.
Преобразование
пластической
формы
в
1.14 Абстракция.
геометризированную
1.15 Текстура

урок

1

урок

1

урок

1

1.16 Ритм. Симметрия. Пятно

урок

1

1.17 Статика. Динамика. Равновесие

урок

1

Урок.

1

1.18 Перспектива. Пластика фигуры человека и
Графическая композиция.
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

животных.

2.1

Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник»

урок

1

2.2

Цветовой спектр. Основные и составные цвета

урок

1

2.3

Цветовые растяжки.

урок

1

2.4

Теплые и холодные цвета. Техника работы мазками

урок

1

2.5

Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет».

урок

1

2.6

Техника работы акварелью «мазками».

урок

1

2.7

Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге.
Многообразие оттенков серого цвета.

урок

1

урок

2

урок

1

урок

1

Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и
совершенствование навыков работы акварелью.
2.9 Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой
краски и ее оттенков.
2.10 Творческое задание «Портрет мамы».
2.8

2.11 Смешанная техника.
2.12 Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового
круга. «Тепло-холодность» цвета.
2.13 Нюансы. Многообразие оттенков цвета.

1
урок

1

урок

1

урок

1

2.15 Цвет в тоне.

урок

1

2.16 Ахроматические цвета.

урок

1

2.14

Контрасты. Контрастные пары цветов

Итого

35

Предмет «Основы изобразительной грамоты» занимает особое место в
системе обучения детей художественному творчеству,

является

базовой

составляющей

для

последующего

изучения предметов в области

изобразительного искусства.
Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с
различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий
призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание,
наблюдательность, зрительную память.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ.

1 класс
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Многообразие

линий

в

природе.

Знакомство

с

пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение
графического языка.

Выполнение

зарисовок (например,

скалы,

горы,

водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А 4
(белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера
или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий:
волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна.
Знакомство с выразительными средствами графической композиции.
Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей,
лыжников и т.д.).
Использование Формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб
(точка), ваза (пятно).
1.3

Тема:

Выразительные

возможности

цветных

карандашей.

Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство
с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например,
праздничные воздушные

шары,

праздничный

торт,

Использование формата ½ А4, цветных карандашей.

осенние

листья).

Самостоятельная

работа:

выполнение

плавных

цветовых

переходов

(цветовые растяжки).
1.4. Тема: Техника работы пастелью. Освоение навыков рисования
пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка,
штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик,
рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А4), пастели, фиксажа.
Самостоятельная

работа:

посещение

действующих

выставок

работ

художников.
1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента. Знакомство с классификацией
орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное
одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А4, фломастеров или
гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов
(круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать понятие о
композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого
ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек,
перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А4.
Самостоятельная

работа:

выполнение

простых

геометрических,

растительных орнаментов.
1.7 Тема: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создать
пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели

(туши) и постараться

увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов
«Космический зоопарк»,

несуществующее

животное,

(например,

посуда,

обувь).

Использование формата ½ А4, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: закрепление материала посредствам дорисовывания
пятен (связь формы пятна с образом).
1.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать
обучать основным

приемам

техники

«по-сырому», применение

новой

техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды

кошек или собак). Использование формата А4, туши или черной акварели,
гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с работами художников-иллюстраторов
детских книг.
1.9 Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего
мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры
(мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с
грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А4,
черного фломастера, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение моха, камней, коры деревьев.
1.10 Тема: Техника работы пастелью.

Использование различных

фактур (кожа, мех, перья, чешуя). Выполнение зарисовок с натуры (мех,
перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (например, животные севера
или юга, мама и дитя). Использование формата А4, пастели.
Самостоятельная работа: выполнение рисунка домашнего животного в
технике «пастель».
1.11 Тема:

Противостояние

линии.

Характерные

особенности

линий.
Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий.
Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по
пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун).
Использование формата А4, белой и черной гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения на характер линий (колкая,
плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.), формат А4.
1.12 Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона.
Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с
натуры (например, «Пуговицы», «Печенье», и т.д.)
Использование формата ½ А4, простого карандаша.
Самостоятельная работа: заполнение штрихом простых геометрических форм
(ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и др.).

1.13 Тема: Стилизация. Преобразование геометризированной формы
в пластичную.
преобразовывать

Формирование

умения

геометрическую

сравнивать,

форму

в

анализировать

пластичную.

и

Выполнение

упражнения - наброска схематичного изображения (посуда, обувь, и т.д.) и
творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом.
Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического
рисунка одного и того же предмета быта.
1.14 Тема: Абстракция. Преобразование пластической формы в
геометризированную. Развитие умения сравнивать и преобразовывать
пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа.
Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка-сестричка, бычоксмоляной

бочок,

косолапый

мишка,

мышка-норушка).

Сначала

преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем
образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а
после предлагает выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические
формы разные по размеру и характеру. Использование формата А4,
фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с образами героев детских книг.
1.15 Тема:
воспитание

Текстура.

внимательного

Развитие
отношения

художественных
к

способностей,

изображаемому

объекту

и

стилизованного представления его в виде рисунка. Выполнение зарисовок
природных форм с натуры,

(например,

ракушка,

снежинка,

перо,

паутинка). Использование формата ½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: наблюдение за природными формами, выполнение
фотографий собственных наблюдений.
1.16 Тема: Ритм. Симметрия. Пятно. Дать представление о ритмичной
композиции, знакомить с понятием

ритма

в

композиции

(простой

и

сложный ритм), природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и
набросков природных форм с натуры. Знакомство с понятием «симметрия»,

закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции.
Выполнение

копий

и

зарисовок

с

натуры

(например,

насекомых,

морских животных, фантастических образов). Выполнение композиции из
цветов, сухих растений, водорослей и т.д. Использование формата ½ А4,
фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: привести примеры ритмических композиций (из
журналов, газет). Вырезание симметричного изображения из черной бумаги.
1.17 Тема: Статика. Динамика. Равновесие. Знакомство с понятиями
«статика», «динамика». Выполнение композиция на одну из понравившихся
схем. Знакомство с понятием равновесная композиция.
Выполнение эскиза равновесной композиции из любых предметов.
Использование формата А4, гелиевой ручки, черного фломастера.
Самостоятельная работа: поиск статичных, динамичных, равновесных
композиций в журналах, книгах и др.
1.18 Тема:

Перспектива. Пластика фигуры человека и животных.

Графическая композиция. Знакомство

с

видами

перспективы

города

(фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди,
машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки, город).
Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры
человека.

Выполнение

композиции

(например,

«Спорт»,

«Танец»,

«Акробаты»). Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть
поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате
изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же
животного. Формирование умения работать над сложной графической
композицией. Выполнение композиции (например, «В окне и за окном»,
«Микромир»,

«Фонтаны», Славянские

мифологические образы (птица

Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка).
Использование формата А4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: знакомство с разными городами по фотографиям,

книжным иллюстрациям, открыткам.

Выполнение модели животного из

пластилина. Изображения людей в движении. Поиск подготовительного
материала для творческой композиции, выполнение композиционных
поисков.
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник».
Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и
рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием.
Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков,
заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели, гелиевых
ручек. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
2.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство
с

понятием

"цветовой

круг",

последовательностью

спектрального

расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.
Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные
игрушки). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.
2.3 Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его
преобразование

(высветление,

затемнение). Выполнение

этюдов

(например, «Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели,
формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.
2.4 Тема: Теплые и холодные

цвета. Знакомство с понятием «теплые и

холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние»,
«Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование
акварели, формата ½ А4.
Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы.
2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и
совершенствование
река,

ручеёк,

навыков работы

водопад

(композицию

акварелью.
можно

Выполнение

этюдов:

дополнять корабликами,

выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели,
формата ½ А4.
Самостоятельная

работа:

закрепление

материала,

выполнение

акварельных заливок.
2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие
и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов –
упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы
«Рыбка»,

«Курочка-ряба»).

Самостоятельная

работа:

Использование
знакомство

с

акварели,

репродукциями

формата

А4.

художников,

работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.)
2.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой
бумаге.

Многообразие

совершенствование

оттенков

навыков

работы

серого

цвета.

акварелью.

Развитие

Выполнение

и

эскизов

животных (слон, бегемот, носорог, динозавр).
Использование формата А4, акварели, мятой бумаги.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда

с

натуры (например, клубки ниток).
2.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и
совершенствование
«Ветреный

день»,

навыков работы
«Летний

акварелью.

луг»,

«Птичье

Выполнение
гнездо»

и

этюдов
т.

д.).

Использование формата А4, акварели).
Самостоятельная работа: закрепление приема.
2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой
краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить
составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.
Выполнение этюдов
«Голубки».

«Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди»,

Использование

пастельной

бумаги,

гуаши,

формата

А4.

Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.
2.10

Тема:

Творческое

задание

«Портрет

мамы».

Обогащение

чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной

живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов: портрет
мамы, бабушки, сестренки и т.д.
Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4.
Самостоятельная работа: знакомство с жанром «портрет» на примере работ
известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П.
Гоген и др.
2.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные
техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные
темы: «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила);
«Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри,
облака,

ветер);

«Земля»

(камни,

скалы,

пустыня)). Использование

материалов на выбор учащихся, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение творческой работы на заданную тему в
формате ½ А4.
2.12 Тема: Большой цветовой круг.
цветового круга.

Названия цветов большого

«Тепло-холодность» цвета. Знакомство с большим

цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными
холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность
оттенков одного цвета «Братья-гномы» и др. Использование формата А4,
акварели. Самостоятельная

работа:

выполнение

упражнения,

поиск

теплого и холодного оттенка в пределах одного цвета.
2.13 Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Знакомство с
понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры:
ягоды, ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы. Использование
формата А4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в
пределах одного цвета.
2.14 Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с
контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга.
Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету: фрукты,

зонтики под дождем, игрушки на полке и др. Использование формата
А4, акварели, пастели.
Самостоятельная

работа:

упражнение-аппликация

«Пары

контрастных

цветов.
2.15 Тема: Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон».
Выполнение

эскиза:

«Котенок

с

клубками

ниток»,

«Свинья

с

поросятами». Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: выполнить упражнение на растяжку 1-2 цветов.
2.16 Тема: Ахроматические цвета. Познакомиться с понятиями
«ахроматические

цвета»,

«светлота»,

Выполнение эскиза: иллюстрация

с

техникой

их

составления.

к сказке В. Сутеева «Три котенка»,

образы домашних животных и др.).
Использование формата А4, гуаши черной и белой.
Самостоятельная работа: знакомство с искусством черно-белой фотографии.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Результатом работы является следующий перечень знаний, умений и
навыков,

приобретение которых

обеспечивает

программа

«Основы

изобразительной грамоты:
1. Знание различных видов изобразительного искусства.
2. Знание основных жанров изобразительного искусства.
3. Знание терминологии изобразительного искусства.
4.

Знание основ цветоведения

(основные и составные цвета, малый и

большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
5.

Знание

разнообразных

техник

и

технологий,

материалов в изобразительной деятельности и

художественных

умение их применять в

творческой работе.
6. Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.
7.

Знание

основных

трехкомпонентности,

формальных
силуэта,

элементов
ритма,

композиции:

пластического

принципа
контраста,

соразмерности,

центричности-децентричности,

статики-динамики,

симметрии-асимметрии.
8.

Навыки

организации

плоскости

листа,

композиционного решения

изображения.
9. Навыки передачи формы, характера предмета.
10. Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках,
набросках.
11.

Наличие

творческой

инициативы,

понимания

выразительности

цветового и композиционного решения.
12.

Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к

действительности.
13. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
14.

Умение

правильно

оценивать

и

анализировать

результаты

собственной творческой деятельности.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
Программа

предусматривает

текущий

контроль

успеваемости,

промежуточную аттестацию.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий
контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех
занятиях.
В качестве
программой

средств текущего контроля

предусмотрено

введение

успеваемости учащихся

трехкомпонентной

оценки:

за

фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из
выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы.
Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку учащихся. Промежуточная аттестация проводится в форме
просмотра работ учащихся во 2-м полугодии (контрольный урок).
Критерии оценки

Для
развития
творческого
потенциала
учащихся,
а
также
стимулирования творческого роста программой предлагается введение
поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию,
композицию, технику исполнения (выразительность цветового или
графического решения). На первом этапе оценивается оригинальность
мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления
задания.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает
пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2».
5 (отлично)

- учащийся демонстрирует свое оригинальное решение

задачи;
4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
3 (удовлетворительно)

- использование готового решения (срисовывание

с образца).
«Композиция» предполагает грамотный выбор формата, определение
величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин,
знание

элементарных

законов

композиции

(равновесие,

плановость,

загораживание, статика, динамика и др.).
5

(«отлично»)

незначительных

-

все

ошибок

параметры
ребенку

раздела

соблюдены;

предлагается

исправить

в

случае
недочеты

самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу
не снижается;
4 («хорошо») - имеются незначительные ошибки;
3

(«удовлетворительно»)

- грубые ошибки, учащийся плохо осваивает

формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника

исполнения»

(выразительность

цветового

и

(или)

графического решения» предполагает обобщение знаний по изученным
разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения),
законченность работы.

5

(«отлично»)

—

учащийся

способен

самостоятельно

применять

полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение
поставленной задачи и законченность работы;
4 («хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей
части словесно);
3 («удовлетворительно») - работой учащегося руководит преподаватель,
используя наглядный показ на работе учащегося.
Самостоятельная работа учащихся
Для

полноценного

усвоения

материала

учебной

программой

предусмотрено введение самостоятельной работы. Виды самостоятельной
работы: домашние задания (упражнения к изученным темам, рисование с
натуры,

применением

шаблонов), а

также

экскурсии, участие

обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности образовательного учреждения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших
удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят
много радости и положительных эмоций, являясь источником развития
творческих

способностей.

Особенностью

этого

возраста

является

любознательность, желание познавать окружающую действительность,
отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и
начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить
свой замысел в творческой работе. Основное время на занятиях отводится
практической работе, которая проводится на каждом занятии после
объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению
и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой
деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с

работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и
графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки
школьной

библиотеки).

Важной

составляющей

творческой

заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсновыставочной

деятельности

(посещение

художественных

выставок,

проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных
качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные
мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических
дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский
коллектив.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.
школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е
изд.- М.: Просвещение, 1991
3. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы:
Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.:
Педагогика,1989
5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное
развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:
Просвещение, 1971
8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998
9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. –
М.: Просвещение, 1985
10. Курчевский В.В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985

11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. –
М.: Просвещение, 1977
12. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.:
Просвещение, 1982
13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду. – М.: Просвещение, 1985
15. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные
работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
Средства обучения
-

материальные:

учебные

аудитории,

специально

оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитная доска);
-

демонстрационные:

муляжи,

гербарии, демонстрационные модели,

натюрмортный фонд;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».