I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Композиция станковая» составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации. Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Художественнотворческое развитие учеников осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль ими в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств. Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом. Срок реализации учебного предмета Учебный предмет «Композиция станковая» при 4-летнем сроке обучения реализуется со 2 по 4 класс. Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» составляет 3 года (4 -летний срок обучения) 2 – 4 класс для детей от 6 до 17 лет. Объем учебного времени и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка Вид аттестации Годы обучения Всего часов 2 класс 35 3 класс 35 4 класс 35 Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок 105 Форма проведения учебных занятий Занятия по предмету «Композиция станковая» рекомендуется проводить в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность академического часа составляет 45 минут. Для учащихся 1-2 классов (возраст 6-7 лет) продолжительность уроков может составлять 30 минут. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Целью учебного предмета художественно-эстетическое «Композиция развитие личности станковая» учащегося является на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства. Задачами учебного предмета «Композиция станковая» являются: • развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству; • последовательное освоение двух- и трехмерного пространства; • знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции; • изучение выразительных возможностей тона и цвета; • развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности; • обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами; • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности; Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: • знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы; • знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла; • умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах; • умение использовать средства живописи и графики, их изобразительновыразительные возможности; • умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи; • навыки работы по композиции. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: • словесный (объяснение, беседа, рассказ); • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); • практический; • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. Описание материально-технических условий Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по композиции станковой должна быть оснащена удобными столами, мольбертами, компьютером. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте. Содержание программы включает следующие разделы и темы: • основы композиции станковой • цвет в композиции станковой • сюжетная композиция • декоративная композиция • создание художественного образа в композиции • графика • итоговая работа. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Название раздела темы Объем времени в часах 1 1.1 Раздел.1. Основы композиции станковой Вводная беседа об основных законах и правилах композиции. Равновесие основных элементов композиции в листе. 2 класс (1 год обучения) 1.2 1 2 2. 2.1 Раздел 2. Цвет в композиции станковой Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета. 3 2.2 Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс. Раздел 3. Сюжетная композиция Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». 3 6 3.4 Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции). Ритм в композиции станковой. Изучение понятия композиционного ритма. Композиционный центр в композиции станковой 3.5 Выразительные средства в композиции станковой 5 4. Раздел 4. Декоративная композиция 4.1 Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы 3. 3.1 3.2 3.3 2 2 2 2 ее построения. 4.2 4.3 Трансформация и стилизация изображения Стилизация изображения животных ИТОГО 3 4 35 3 класс (2 год обучения) 5. Раздел 5. Сюжетная композиция 5.1 5.2 Однофигурная, двухфигурная и мнгогофигурнаякомпозиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции) Пейзаж, как жанр станковой композиции 6. Раздел 6.Цвет в композиции станковой 6.1 Живописная композиция количеством персонажей. в интерьере с небольшим 7 8 10 7. Раздел 7. Сюжетная композиция (исторический жанр). 7.1 Исполнение мини-серии (диптих, триптих) композиций на историческую тематику. графических 10 ИТОГО 35 8. 8.1 8.2 Раздел 8. Создание художественного образа в композиции Композиционная организация портрета Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане. 6 6 8.3 9. 9.1 Иллюстрации к литературным произведениям Раздел 9. Графика Иллюстрации к классическим произведениям русской и мировой литературы с использованием орнамента Графический лист с визуальным эффектом Графика малых форм Шрифтовая композиция Итоговая работа ИТОГО 4 класс (3 год обучения) 9.2 9.3 9.4 9.5 8 3 3 3 3 3 35 Требования по годам обучения 2 класс (1 год обучения) Раздел 1. Основы композиции станковой. 1.1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Демонстрация репродукций произведений великих художников. Цель: знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции». Задача: знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций. Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов. 1.2. Равновесие основных элементов композиции в листе. Цель: определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости». Задача: знакомство с форматом как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла. Предлагаемые аудиторные задания: исполнение сюжетной композиции на заданную тему («Мои друзья», «Летние игры» и т.п.). Задание для самостоятельной работы: зарисовки по памяти учащимися летних впечатлений. Раздел 2. Цвет в композиции станковой. 2.1. Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета. Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета. Задача: знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыка смешивания колеров. Предлагаемое аудиторное задание: создание цветовых растяжек холодной гаммы: • чистый цвет + белила; • чистый цвет + черная краска; • чистый цвет + белила + черная краска. Задание для самостоятельной работы: создание цветовых растяжек теплой гаммы: • чистый цвет + белила; • чистый цвет + черная краска; • чистый цвет + белила + черная краска. 2.2. Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс. Цель: изучение понятий «контраст цвета по теплохолодности», «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе. Задача: усвоение опыта компоновки элементов композиции, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции. Предлагаемые аудиторные задания: • этюд по впечатлению «Осенние листья на асфальте» • этюд по воображению «Деревья осенью» Задания для самостоятельной работы: создание цветовых выкрасок в теплой и холодной цветовой гамме, цветовые эскизы образов деревьев. Раздел 3. Сюжетная композиция 3.1. Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона. Цель: знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат). Задача: приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера. Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиции на тему русских сказок (или конкурсная тема). Ахроматическая гамма. Задания для самостоятельной работы: наброски кистью и тушью фигур людей и животных с натуры и по воображению. 3.2. Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции). Цель: изучение построения многофигурной композиции по замкнутой схеме и разомкнутой схеме на примерах произведений великих мастеров (Тинторетто «Тайная вечеря», И.Е. Репин «Не ждали», А.А. Дейнека, Г.С. Верейский, Е.С. Кругликова и других). Знакомство с понятием «цезура» в пространственном построении двухфигурной композиции на примере произведений Эль Греко «Св. Андрей и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел», Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея». Задача: приобретение практических навыков при построении двух фигурной композиции, создание определенного эмоционального состояния с помощью цветовой палитры и положения фигур друг относительно друга. Предлагаемое аудиторное задание: произведению (или конкурсная тема). Иллюстрация к литературному Задание для самостоятельной работы: выполнение зарисовок двух фигур для изучения их пластического и ритмического взаимодействия; выполнение композиционных эскизных поисков с целью определения лучших вариантов. 3.3. Ритм в композиции станковой. Изучение понятия композиционного ритма. Цель: приобретение знаний и умений по решению композиции листа на основе ритмических конструкций. Изучение возможностей создания динамичной и статичной композиции. Задача: навыки применения ритмической связи линий и форм в композиции. Предлагаемое аудиторное задание: а) изучение опыта старых мастеров в проявлении ритма: Джотто «Франциск отрекается от отца», «Кончина св. Франциска» (капелла Барди, Санта Кроче), Боттичелли «Оплакивание» (Милан), «Весна» (Уффици), Питер Брейгель «Охотники на снегу». б) создание творческой композиции на темы по выбору: «Зимний лес», «Метель», «Карнавал». Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала по заданной теме. Наброски и зарисовки деревьев, веток, морозных узоров, людей в движении. 3.4. Композиционный центр в композиции станковой. Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему. Задача: знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. Предлагаемое аудиторное задание: иллюстрация к литературному произведению: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (или другие сказки Пушкина). Несложный сюжет с двумя-тремя фигурами, двухплановое пространство, работа с ограниченным количеством цветов. Задание для самостоятельной работы: выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей становится главным. Зарисовки русского костюма (мужского и женского), русского орнамента. 3.5. Выразительные средства композиции станковой. Цель: приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия, пятно, цвет, «пространство», светотень, фактура); «ритм», «масштаб», изучение понятий «соразмерность «планы», элементов», «пропорции тона» и «состояние в пейзаже». Задача: совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами, закрепление понятий «контраст» и «нюанс». Предлагаемые аудиторные задания: а) выполнение графического листа на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа; б) выполнение живописной композиции на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа; Задание для самостоятельной работы: выполнение композиционных поисков на заданные темы, изучение графических материалов и техник через систему упражнений, заданных преподавателем. Самостоятельный подбор цветовой шкалы к заданиям по живописной композиции. Раздел 4. Декоративная композиция. 4.1. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения. Цель: изучение общих принципов создания декоративной композиции. Задача: навыки перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета. Предлагаемое аудиторное задание: создание плоскостного изображения предмета, монохром: - рисунок с натуры предмета (чайник, кувшин и т.п.), определение «большой тени»; - изображение силуэта этого предмета. Задание для самостоятельной работы: выполнение силуэтного изображения предметов быта в наиболее выразительном ракурсе. 4.2. Трансформация и стилизация изображения. Цель: формирование умения создавать новый орнаментальный образ предмета с целью организации интересного ритмического порядка. Задача: синтез новой формы на основе ее первоначальных характеристик. Предлагаемое аудиторное задание: трансформация формы трех предметов (лампы, чайника, кувшина) при помощи изменения пропорций: • уменьшение ширины в два раза; • увеличение ширины в два раза; • изменение пропорций внутри предмета (пропорции горлышка, туловища предмета). Задание для самостоятельной работы: поиск интересных, выразительных форм предметов, контрастных между собой по форме и величине. 4.3. Стилизация изображения животных. Цель: изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве. Задача: приобретение опыта в создании орнаментальных мотивов. Предлагаемое аудиторное задание: 1. Копирование зооморфных мотивов в искусстве орнамента: а) древнеиранские мотивы; б) готические мотивы; в) стиль эпохи Возрождения. 2. Создание орнаментальных композиций с изображением зверей в выбранном стиле. Задание для самостоятельной работы: создать орнаментальные композиции с животными «подводного мира» в стиле Модерн. 3 класс (2 год обучения) Раздел 5. Сюжетная композиция. 5.1. Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции). Цель: изучение построения многофигурной композиции по замкнутой схеме и разомкнутой схеме на примерах произведений великих мастеров (Тинторетто «Тайная вечеря», И.Е. Репин «Не ждали», А.А. Дейнека, Г.С. Верейский, Е.С. Кругликова и других). Знакомство с понятием «цезура» в пространственном построении двухфигурной композиции на примере произведений Эль Греко «Св. Андрей и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел», Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея». Задача: приобретение практических навыков при построении двухфигурной композиции, создание определенного эмоционального состояния с помощью цветовой палитры и положения фигур друг относительно друга. Предлагаемое аудиторное задание: Иллюстрация к литературному произведению (или конкурсная тема). Задание для самостоятельной работы: выполнение зарисовок двух фигур для изучения их пластического и ритмического взаимодействия; выполнение композиционных эскизных поисков с целью определения лучших вариантов. 5.2. Пейзаж, как жанр станковой композиции. Цель: закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона», «эмоциональное состояние», «выделение главного». Задача: умение использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции пейзажа. Предлагаемое деревенский аудиторное или задание: городской, пейзаж передача в графической неглубокого технике, трехпланового пространства, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба. Задание для самостоятельной работы: копирование путевых зарисовок великих мастеров пейзажа: В. Ван Гога, А.П. Остоумовой-Лебедевой, Н.Н. Куприянова, О.Г. Верейского, А.В. Кокорина. Раздел 6. Цвет в композиции станковой. 6.1. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей. Цель: изучение на практическом применении понятий «цветовой контраст», «цветовая гармония», «родственно-контрастная группа цветов». Задача: изучение возможностей подчинения цветотонального решения композиции замыслу, поиск эмоционально выразительного решения композиции и выделение композиционного центра цветом. Предлагаемое аудиторное задание: создание живописной композиции с использованием родственно-контрастной группы цветов, несложный сюжет с двумя-тремя фигурами людей, двухплановое пространство на темы: «Школа», «Магазин», «Друзья» или конкурсная. Задание для зарисовок и самостоятельной этюдов работы: интерьера с исполнение фигурами композиционных людей с различным цветотональным решением. Раздел 7. Сюжетная композиция (исторический жанр) 7.1. Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику. Цель: изучение возможностей создания композиции способами: • совмещение разновременных событий; • совмещение переднего и дальнего планов (наплывы); • сочетание разнонаправленного движения; • совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах (наслаивание). Задача: укрепление навыков отбора материала для развития темы композиции, приобретение опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; изучение роли детали в утверждении достоверности изображения. Предлагаемое аудиторное задание: 1. Выполнение композиционных зарисовок групп людей с натуры при различном освещении. 2. Выбор темы и сюжета для разработки композиции. 3. Исполнение мини-серии в материале. Задание для самостоятельной работы: копирование произведений мастеров с целью выявления композиционных схем. 4 класс (3 год обучения) Раздел 8. Создание художественного образа в композиции. 8.1. Композиционная организация портрета. Цель: изучение портретного жанра, схемы построения костюмированного портрета и его видов – аллегорического, мифологического, исторического, семейного, жанрового. Задача: передача изобразительными средствами визуальных характеристик литературного персонажа, эпохи, среды, в которой он жил, через костюм, предметы быта, интерьера. Выявление характера. Психология образа. Выразительность. Сходство. Соотношение человеческой фигуры и пространства. Предлагаемое аудиторное задание: живописная композиция - портрет литературного героя из русской классики: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Станционный смотритель»; А.П.Чехов «Хамелеон», И.С. Тургенев «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др. Задание для самостоятельной работы: анализ работ великих художников (композиционные схемы), наброски и зарисовки костюмов, интерьеров, фигуры человека, головы человека. 8.2. Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане. Цель: изучение способов создания оригинальной творческой композиции в определенной методической последовательности. Задача: создание графической композиции в материале с соблюдением всех подготовительных этапов работы. Выбор точки зрения и источника освещения. Свет как выразительное средство композиции. Предлагаемое аудиторное задание: создание автопортрета в определенном историческом костюмированном образе со стаффажем на заднем плане. Задание для самостоятельной работы: зарисовки автопортрета, выбор образа, упражнение на выбор техники исполнения. 8.3. Иллюстрации к литературным произведениям. Цель: закрепление понятий: «целостность цветового решения», «направление основного движения в композиции», «пространство и цвет», «пространство и тон», «композиционная схема», применение основных правил и законов станковой композиции. Задача: умение выявлять характер персонажа, психологию образа персонажа, добиваться выразительности композиции, соотношения человеческой фигуры и пространства. Работа в выбранной технике. Предлагаемое аудиторное задание: 1. Анализ произведений великих мастеров с целью выявления композиционной схемы картины («золотое сечение», «соотношение больших масс», «композиционный центр»). 2. Создание творческой композиции по мотивам произведений зарубежных писателей-классиков. Задание для самостоятельной работы: композиционные зарисовки интерьеров, костюмов, предметов быта, образов персонажей в соответствии с выбранной темой. Иллюстрации к литературным произведениям. Цель: закрепление понятий: «целостность цветового решения», «направление основного движения в композиции», «пространство и цвет», «пространство и тон», «композиционная схема», применение основных правил и законов станковой композиции. Задача: умение выявлять характер персонажа, психологию образа персонажа, добиваться выразительности композиции, соотношения человеческой фигуры и пространства. Работа в выбранной технике. Предлагаемое аудиторное задание: 1. Анализ произведений великих мастеров с целью выявления композиционной схемы картины («золотое сечение», «соотношение больших масс», «композиционный центр»). 2. Создание творческой композиции по мотивам произведений зарубежных писателей-классиков. Задание для самостоятельной работы: композиционные зарисовки интерьеров, костюмов, предметов быта, образов персонажей в соответствии с выбранной темой. Раздел 9.Графика. 9.1. Иллюстрация к классическим произведениям русской и мировой литературы с использованием орнамента. Цель: создание композиции с учетом технических и композиционных особенностей книжной графики. Задача: нестандартное решение композиции. Умение использовать орнамент как одну из главных составляющих книжной иллюстрации. Изучение материальной культуры различных времен и стран. Предлагаемое аудиторное задание: разработка графического, цветового решения орнамента и композиции листа в целом. Выполнение композиции с включенным в нее орнаментом в заданном формате. Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала. Изучение материальной культуры времен и стран. 9.2. Графический лист с визуальным эффектом. Вариант 1. Иллюстрация. Цель: создание композиции с учетом технических и композиционных особенностей книжной графики: параметры страницы и ее заполнение, взаимодействие чистого пространства листа и изображения. Задача: умение применять оригинальный визуальный эффект, помогающий восприятию литературного произведения. Предлагаемое аудиторное задание: выполнение иллюстрации с разработкой схемы визуального эффекта, трансформирующего форму и вписывающегося в композицию графического листа. Задание для самостоятельной работы: отбор самого выразительного эпизода литературного произведения для наиболее полного раскрытия его через визуальный эффект. Изучение соответствующей материальной культуры. Вариант 2. Архитектурная фантазия. Цель: создание графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами. Задача: умение создавать визуальный эффект, трансформирующий архитектурные формы на примерах творчества Джованни Батиста Пиранези. Предлагаемое аудиторное задание: выполнение графического листа с разработкой визуального эффекта. Пространственно-плановое решение композиции. Задание для самостоятельной работы: изучение архитектурных стилей. Знакомство с современными тенденциями в архитектуре. 9.3. Графика малых форм. Вариант 1. Разработка праздничной открытки. Цель: знакомство с графикой малых форм. Задача: выразительность и оригинальность образа в малом формате. Предлагаемое аудиторное задание: создание станковой композиции малых графических форм. Задание для самостоятельной работы: сбор тематического материала. Изучение классических аналогов. Вариант 2. Экслибрис. Цель: знакомство с понятием «эмблема» (книжный знак книголюба, библиотеки) как составной части графики малых форм. Задача: создание композиции, наиболее полно отражающей профессиональные, любительские интересы и литературные пристрастия владельца книги. Использование символов в изображении. Предлагаемое аудиторное задание: создание сложной графической композиции малых форм с использованием шрифта и различных символов. Задание для самостоятельной работы: выполнение эскизов с учетом характерных особенностей графики малых форм. Сбор материала. 9.4. Шрифтовая композиция. Цель: изучение различных видов и конструктивных особенностей шрифта. Задача: создание композиции, в которой шрифт будет нести главную смысловую и эстетическую нагрузку. Предлагаемое аудиторное задание: создание оригинальной тематической шрифтовой композиции с учетом понятия цветности шрифта (цветность – соотношение толщины букв и межбуквенных пространств). Задание для самостоятельной работы: изучение характерных особенностей шрифтов. Выполнение композиционных эскизов. 9.5. Итоговая работа Выполнение итоговой работы: Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3-4 фигуры). Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания). Вариант 3. Декоративный натюрморт. Цели и задачи: Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умение ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы. Закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой многофигурной тематической композиции. Предлагаемое аудиторное задание: Вариант 1. Пространственно-плановое тональное и цветовое решение композиции, выбор формата. Вариант 2. Выполнение композиции с учетом композиционных законов на заданную тему и в выбранном формате; целостность композиционного решения. Вариант 3. Тональное решение эскизов натюрморта. Цветовое решение эскизов натюрморта в теплой, холодной и смешанной цветовой гамме. Отрисовка картона и выполнение работы в формате согласно разработанному эскизу. Задание для самостоятельной работы: Вариант 1. Изучение исторического костюма и материальной культуры. Вариант 2. Сбор подготовительного материала, пространственно-плановое, тональное и цветовое решение. Вариант 3. Тематический подбор предметов для декоративного натюрморта, натурные зарисовки предметов и их графическая стилизация. III. Требования к уровню подготовки учащихся на различных этапах обучения 2 класс (1 год обучения) Знания: • понятий и терминов, используемых при работе над композицией; • тональной, цветовой, линейной композиции; • о движении в композиции; • о ритме в станковой композиции; • о контрастах и нюансах; • о развитии пластической идеи в пространственной композиции; • о трехмерном пространстве, • о перспективе (линейной и воздушной); • о плановости изображения; • о точке зрения (горизонт); • о создании декоративной композиции; Умения: • уравновешивать основные элементы в листе; • четко выделять композиционный центр; • собирать материал в работе над сюжетной композицией; • передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета; • последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией; • работать над индивидуальной трактовкой персонажей; • передавать стилистику, историческую достоверность деталей; • трансформировать и стилизовать заданную форму; Навыки: • владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками; • поэтапной работы над сюжетной композицией; • анализировать схемы построения композиций великими художниками. • перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета; • работы с ограниченной палитрой, составление колеров; • создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов. 3-4 классы (2-3 годы обучения) Знания: • о пропорциях, об основах перспективы; • о символическом значении цвета в композиции; • о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости; • об эмоциональной выразительности и цельности композиции; • применения основных правил и законов станковой композиции; • основных пропорций фигуры человека; • соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера. - умения: • ориентироваться в общепринятой терминологии; • доводить свою работу до известной степени законченности; • обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных; • собирать дополнительный материал для создания композиции; • выполнения живописной подготовительных этапов композиции работы, включая с соблюдением работу с всех историческим материалом; • организации структуры композиции с помощью применения несложных композиционных схем; - навыки: • разработки сюжета; • использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции; • приобретение опыта работы над серией композиций. • создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции основному замыслу; • правильной организации композиционных и смысловых центров; • создания целостности цветотонального решения листа. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль успеваемости проводится в виде проверки самостоятельной работы учащегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы. Формы аттестации: Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в в виде творческого просмотра по окончании каждого учебного полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль). По окончании учебного года и всего курса обучения по предмету «Композиция станковая» проводятся контрольные уроки. Тематика заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Критерии оценок По результатам текущей, промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Система оценок в рамках промежуточной аттестации пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов: предполагает «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2» 5 (отлично) – учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи на высоком уровне, его работа отличается грамотным исполнением, творческим подходом. В случае незначительных ошибок учащемуся недочеты самостоятельно. При предлагается исправить самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается. 4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные замечания. 3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости), плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов. Работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе ученика. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой: 1. Обзорная беседа о предлагаемых темах. 2. Выбор сюжета и техники исполнения. 3. Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры. 4. Тональные форэскизы. 5. Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения. 6. Варианты тонально-композиционных эскизов. 7. Варианты цветотональных эскизов. 8. Выполнение картона. 9. Выполнение работы на формате в материале. Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником. Итогом каждого учебного года должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем. Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику. После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, даже копии с произведений мастеров, выстраивая графический ряд, затем, если итоговая работа задумана в цвете, - ее колористическое решение. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности. Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. Дидактически материалы Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы следующие учебно-методические пособия: - таблица по цветоведению; - таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией; - наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам; - репродукции произведений классиков русского и мирового искусства; работы учащихся из методического фонда школы; - таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции; - интернет-ресурсы; - презентационные материалы по тематике разделов. VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Список методической литературы 1. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004 2. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981 3. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002 4. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983 5. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986 6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974 7. Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М., 1981 8. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003 9. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2008 10. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990 11. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977 12. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968 13. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984 14. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966 15. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986 16. Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник «Искусство книги» №7, 1971 17. Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974. М., 1977 18. Ровенский М.Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4, 1995 19. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 1985 Средства обучения - материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели; - аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.