I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеразвивающая программа по предмету «Композиция прикладная» составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации. Дополнительная общеразвивающая программа по предмету «Композиция прикладная» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДШИ. Изучение декоративно-прикладного искусства необходимо для разностороннего эстетического мышления, художественного воспитания творческого учащихся. воображения, Она обучения и способствует развитию художественных способностей учащихся. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по «Композиции прикладной» включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи. В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства с самых ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности. В процессе занятий преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного преимущественно к искусства, области с одной восприятия стороны, (развитость относятся аналитико- синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки). Актуальность Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Издавна замечательные рукотворные изделия: кружева и вышивки, гобелены и лоскутные одеяла, вязаные скатерти и салфетки создавались не для выставок и музеев. Они украшали быт, придавали дому уют и особую, радостную атмосферу. Дымковские игрушки, Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. Во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом. По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных мастеров. Срок реализации учебного предмета «Композиция прикладная» составляет 1 год (1 класс) для учащихся от 6 до 17 лет. Недельная нагрузка составляет 1 час в неделю. Продолжительность академического часа составляет 45 минут. Для учащихся 1-2 классов (возраст 6-7 лет) продолжительность уроков может составлять 30 минут. Форма проведения учебных занятий Учебные занятия по учебному предмету «Композиция прикладная» проводятся в форме мелкогрупповых занятий от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с другими предметами курса. Важным является развитие таких умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты. Цель программы – развить творческую активность, и художественные способности учащихся, понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства, создать условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного духовными и развития учащихся культурными ценностями ;овладение учащимися народов мира, выявление одаренных детей в области изобразительного искусства с целью их подготовки к поступлению в соответствующие профессиональные образовательные учреждения. Задачи программы: 1. Научить использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи. 2. Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные. 3. Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках. 4. Создавать предметы декоративно-прикладного искусства. 5. Создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала личности. Методы обучения Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 1. Объяснительно иллюстративные - (демонстрация методических пособий, иллюстраций); 2. Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); 3. Творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); 4. Исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов). Материально-технические условия реализации программы Для успешной реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение: Оборудование: Мольберты, табуреты, компьютер, столы, телевизор, DVDпроигрыватель. Материалы: Бумага разных сортов, бумага цветная, гуашь, акварель, акрил, темпера, кисти, клей, кнопки, скотч, карандаши (цветные, простые), маркеры, фломастеры, тушь, перо, гелевые ручки, пластилин, стеки, мука, соль, ластик, калька. Фонд работ учащихся, фонд методических пособий, наглядные пособия, альбомы по искусству. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета учитывает следующие принципы: - научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.); - связи теории с практикой; - систематичности и последовательности; - учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности; - доступности и посильности; - наглядности; - прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов). В первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его декорирования художественными особенностями предметов, и спецификой. форм, промыслами. интерьеров. Овладевают С возможностями Знакомятся техническими с навыками изображения. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов. Учебно-тематический план 1класс № Наименование темы Теория Практика 3. Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Закладка для книг, открытка, настенное украшение «Сказочное дерево». (Бумажная пластика). Стилизация животного (самостоятельная работа). 4. Создание коврика на анималистическую тему. 5. Эскиз для мозаики (самостоятельная работа). 6. 7. Мозаика из цв. бумаги «Сказочный город». Эскиз рисунка обоев «Кувшины». (Бумага, гуашь). 1 1 8. 9. Эскиз витража «Цирк», «Петух». Эскиз фигурки из соленого теста «Сказочный зверь» (самостоятельная работа). 1 1 10. 11. 12. 13. Лепка из соленого теста фигурки «Сказочный зверь». Беседа о народном ДПИ. Геометрический орнамент в полосе. Орнаментальная композиция «Букет», «Цветущее дерево». Орнаментальная композиция «Сказочная птица». 1 1. 2. 14. «Сказочный 1 1 1 1 город». 1 1 1 1 1 15. Орнаментальная (Бумага,гуашь). 16. 17. Керамика, как один из видов ДПИ. (Беседа). Глиняная художественная посуда. Освоение росписи (папье-маше, одноразовая посуда). 1 18. 19. Эскиз лепной игрушки. Лепная и расписная игрушка. Разработка эскиза изразца и выполнение его в материале. 1 20. 21. Различные виды народной росписи. Импровизация на тему Городецкой росписи. 1 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Роспись по дереву. Эскиз и выполнение в материале. Импровизация на тему заданного рисунка на ткани. Роспись тканей. Эскиз росписи ткани и выполнение его в материале. Свободная роспись ткани. Эскиз и работа в материале. Маски. История. Разновидности. Эскиз маски и выполнение ее в материале. Многообразие видов художественного текстиля. Гобелены. (Беседа). Эскиз орнамента для отделки костюма. Эскиз мелкой пластики «Праздники». Мелкая пластика из соленого теста «Праздники». 30. 31. 32. композиция «Сказочный зверь». 1 1 1 1 1 Итого 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 35 Требования по годам обучения 1.Тема: Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Цели и задачи: Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием, с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе. Материалы и оборудование: Методические пособия, иллюстративный материал. 2.Тема: Закладка для книг, открытка, настенное украшение «Сказочное дерево». Цели и задачи: знакомство с индивидуальных особенностей и возможностями бумаги, выявление навыков учащихся, использование технических приемов складывания и вырезания бумаги. Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы. Материалы и оборудование: методические пособия, работы учащихся; бумага, цветная бумага, ножницы, клей, линейка, степлер, декоративные элементы (пайетки, бусины, ленты и т.д.) Ф-А-4, А-5. 3.Тема: Стилизация животного (самостоятельная работа). Цели и задачи: знакомство со стилизацией, как языком выразительности в ДПИ, создание стилизованного образа животного для использования его в создании следующей работы, геометризация природных форм. Отбирая главное преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю изображения. Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования. Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную форму. Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, линейка, пр.карандаш, Ф-А-4. 4. Тема: Создание коврика на анималистическую тему. Цели и задачи: создание симметричной декоративной композиции с использованием стилизованного образа животного (самостоятельная работа ,задание №3), оформление коврика по бордюру простым геометрическим орнаментом, понятие об орнаменте. Развитие фантазии. Знакомство с понятием симметричности. Применение в практической работе теоретических знаний. Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, линейка, пр.карандаш. Ф-А3. 5. Тема: Эскиз для мозаики «Сказочный город» (самостоятельная работа) Цели и задачи: выразительного образно-пластическая организация пластически-цветового образа листа, для создание последующего выполнения в технике мозаики, развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение, познакомить с новой техникой Материалы и оборудование: Бумага, гуашь, Ф-А-3. 6. Тема: Мозаика из цв. бумаги «Сказочный город». Цели и задачи: понятие о мозаике как декоративной технике, создание цельного образа из наборных элементов, работа по эскизу (задание№5) развитие моторики рук, образного мышления. Умения при помощи цвета передать замысел композиции. Научить видеть целое при составлении работы из отдельных мелких частей, подчинять мелкие детали главному в работе. Материалы и оборудование: Цв. бумага, ножницы клей, Ф-А-3. 7. Тема: Эскиз рисунка обоев «Кувшины» Цели и задачи: знакомство с краткой историей декорирования жилища, простыми способами декорирования жилища; понятие ритма, закрепление понятия стилизации; заполнение плоскости листа ритмично повторяющимися элементами, поиск гармоничного композиционного и цветового решения, целостность композиции. Материалы и оборудование: Бумага, гуашь, Ф-А-3. 8. Тема: Эскиз витража «Цирк», «Петух». Цели и задачи: знакомство с техникой витража; стилизация изображения путем дробления на геометрические части, с сохранением узнаваемости предметов, использование в цветовом решении ярких, контрастных тонов и черной обводки. Материалы и оборудование: Бумага, гуашь, Ф-А3. 9. Тема: Эскиз фигурки из соленого теста «Сказочный зверь» (самостоятельная работа). Цели и задачи: создание интересного, выразительного образа сказочного зверя, выполнение эскиза для последующего выполнения в материале, развитие фантазии и творческого воображения. Материалы и оборудование: Бумага, гуашь, ф-А4. 10. Тема: Лепка из соленого теста фигурки «Сказочный зверь». Цели и задачи: . формировать навыки работы с различными материалами, изучить технические приемы, научить последовательно грамотно вести работу, приобретение навыка заполнения объемной формы узором, познакомить с новым видом художественной деятельности, научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора, создание декоративной фигурки зверя из соленого теста с последующей росписью и декорированием. Материалы и оборудование: Мука, соль, вода, стеки, гуашь, кисти, клей, декоративные элементы (бусины, бисер, пуговицы и т.д.) 11. Тема: Беседа о народном ДПИ. Цели и задачи: знакомство с художественными промыслами России, развитие кругозора учащихся. Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства. 12. Тема: Геометрический орнамент в полосе. Цели и задачи: виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный; типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый; ритм и симметрия в орнаменте; знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов; грамотно закомпоновать изображение в листе, добиться выразительности. Материалы и оборудование: Бумага, гуашь, ф-А3 13. Тема: Орнаментальная композиция «Букет», «Цветущее дерево». Цели и задачи: Поиск эскиза и осуществление композиции на задуманную тему. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов, цвета, рисунка в орнаменте. Воспитывать творческую сторону личности. Материалы и оборудование: Бумага, гуашь, ф-А3. 14. Тема: Орнаментальная композиция «Сказочная птица». Цели и задачи: Подбор материала, выполнение замысла композиции. Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству. Материалы и оборудование: Бумага, гуашь, ф-А3. 15. Тема: Орнаментальная композиция «Сказочный зверь». Цели и задачи: Подбор материала, выполнение замысла композиции. Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству. Научить грамотно, компоновать, стилизовать. Материалы и оборудование: Бумага, гуашь, ф-А3 16. Тема: Керамика как один из видов ДПИ. Цели и задачи: знакомство с художественными промыслами, развитие кругозора учащихся. Отличительные особенности керамики. Материалы и оборудование: репродукции, методические пособия. 17. Тема: Глиняная художественная посуда. Освоение росписи. Цели и задачи: развивать кругозор учащихся; формировать навыки работы с материалом; развивать умения декорирования предметов и вещей; познакомить с искусством росписи посуды; видами и способами выполнения росписи. Материалы и оборудование: заготовки из папье-маше (бумага, клей), гуашь. 18. Тема: Эскиз лепной игрушки. Лепная и расписная игрушка. Цели и задачи: выполнение эскиза будущей игрушки в соответствии со стилевыми и конструктивными особенностями Дымково. Знакомство с художественными промыслами, развитие кругозора учащихся. Лепка и роспись дымковской игрушки. Материалы и оборудование: бумага, гуашь, ф-А3, глина (замена соленое тесто),стеки, гуашь. 19. Тема: Разработка эскиза изразца и выполнение его в материале. Цели и задачи: знакомство с краткой историей изразцов, освоение рельефного изображения, формировать навыки работы с различными материалами, изучить технические приемы, научить последовательно грамотно вести работу. Материалы и оборудование: бумага, гуашь, ф-А4, пластилин, основа, стеки, иллюстрации, работы учащихся. 20. Тема: Различные виды народной росписи. Цели и задачи: знакомство с художественными промыслами России, развитие кругозора учащихся. Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Городец, Хохлома, Урало-сибирская роспись. Материалы и оборудование: Методические пособия, иллюстративный материал. 21. Тема: Импровизация на тему Городецкой росписи. Цели и задачи: образно-пластическая организация листа, создание выразительного пластически-цветового образа, развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение Материалы и оборудование: бумага, гуашь, ф-А3 22. Тема: Роспись по дереву. Эскиз и выполнение в материале. Цели и задачи: развивать кругозор учащихся; формировать навыки работы с материалом; развивать умения декорирования предметов и вещей; познакомить с искусством росписи посуды; видами и способами выполнения росписи по дереву. Материалы и оборудование: Бумага, гуашь, ф-А3. 23. Тема: Импровизация на тему заданного рисунка на ткани. Цели и задачи: развитие воображения, творческий поиск, выделение стилистических, цветовых и конструктивных особенностей мотива, с последующей авторской переработкой. Материалы и оборудование: бумага, гуашь, ф-А3 24.Тема: Роспись тканей. Цели и задачи: развивать кругозор учащихся; формировать навыки работы с материалом; развивать умения декорирования предметов и вещей; познакомить с искусством росписи ткани; видами батика и способами выполнения. Материалы и оборудование: Репродукции, работы учащихся, иллюстрации. 25. Тема: Эскиз росписи ткани и выполнение его в материале. Цели и задачи: Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом, формировать навыки работы с различными материалами, изучить технические приемы, научить последовательно грамотно вести работу. Материалы и оборудование: бумага ф-А3,акварель (эскиз), ткань, резерв, акварель, трубочка, кисти. 26. Тема: Свободная роспись ткани. Эскиз и работа в материале. Цели и задачи: практическое закрепление полученных знаний, формировать навыки работы с различными материалами, изучить технические приемы, научить последовательно грамотно вести работу. Материалы и оборудование: бумага ф-А3, акварель (эскиз), ткань, материал по выбору. 27. Тема: Маски. История. Разновидности. Цели и задачи: расширение кругозора учащихся, получение новых знаний о ДПИ. Материалы и оборудование: репродукции, работы учащихся, методический материал. 28. Тема: Эскиз маски и выполнение ее в материале. Цели и задачи: Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение изделия. Роспись готовой работы. Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Развивать навыки работы в технике папье-маше. Познакомить с техникой работы папье-маше. Научить создавать предметы декора своими руками. Материалы и оборудование: эскиз-бумага ф-А3, гуашь, пластилин, стеки, бумага, клей, гуашь. 29. Тема: Многообразие видов художественного текстиля. Гобелены. Цели и задачи: расширение кругозора учащихся. Материалы и оборудование: иллюстративный материал. 30. Тема: Эскиз орнамента для отделки костюма. Цели и задачи: декорирование готовых изделий, гармоничность и единство вещи и декора. Материалы и оборудование: бумага, гуашь, ф-А3. 31. Тема: Эскиз мелкой пластики «Праздники». Цели и задачи: Работа над замыслом композиции. Материалы и оборудование: бумага, гуашь, акварель, ф-А3. 32. Тема: Мелкая пластика из соленого теста «Праздники». Цели и задачи: Работа над замыслом композиции. Выполнение отдельных деталей. Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук. Материалы и оборудование: мука, соль, вода, стеки, гуашь. III. Требования к уровню подготовки Предполагаемые результаты освоения программы В результате изучения программы учащиеся должны знать, уметь: - виды декоративно-прикладного искусства; - уметь стилизовать природные формы; - работать с различными материалами и в разных техниках; - уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании декоративной вещи; - различать и узнавать виды художественных промыслов; - уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера; образа - уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративноприкладного искусства; - уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства; - уметь применять полученные знания на практике; - соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм; - грамотно строить композицию с выделением композиционного центра; - завершать работу, добиваться богатства и цельности формы. Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: - развитие коммуникативных навыков; - развитие художественного вкуса; - улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера; - фиксировать склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление; - смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица; - развить фантазию и воображение (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих творческих работ). IV. Формы и методы контроля, система оценок Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве программой средств текущего контроля предусмотрено введение успеваемости учащихся трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. По окончании учебного аттестация проводится в форме просмотра работ учащихся на контрольном уроке. Критерии оценки Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения графического решения). (выразительность цветового или На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2». 5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи; 4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя; 3 (удовлетворительно) - использование готового решения (срисовывание с образца). «Композиция» предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.). 5 («отлично») незначительных - все ошибок параметры ребенку раздела соблюдены; предлагается исправить в случае недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается; 4 («хорошо») - имеются незначительные ошибки; 3 («удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов. «Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения» предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы. 5 («отлично») — учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы; 4 («хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно); 3 («удовлетворительно») - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося. Рекомендации по организации самостоятельной работы Для полноценного усвоения самостоятельной работы: изученным темам, программы предусмотрено ведение в форме домашних заданий (упражнений к завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и образовательного заведения V. Методическое обеспечение учебного процесса Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста. Применяются следующие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий: - тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью доведения до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; - частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов; - творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998. 2. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983. 3. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998. 4. Сокольникова преподавания в Н. М. изобразительное начальной искусство школе:.– М.: и методика Издательский его центр «Академия»,2003. 5. Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005. 6. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративноприкладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980. 7. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987. 8. Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 9. Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000. 10. И. А. Дворкина, Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.