Рабочая программа по учебному предмету "Беседы об изобразительном искусстве"

«БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

I. Пояснительная записка
Общеразвивающая
«Беседы

об

программа

изобразительном

«Рекомендаций

по

в области изобразительного искусства
искусстве»

организации

составлена

образовательной

и

на

основе

методической

деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ с учетом кадрового потенциала
и материально-технических условий образовательной организации.
Логика

построения

изобразительном

программы

искусстве»

учебного предмета

подразумевает

развитие

«Беседы об

ребенка

через

первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях
искусства, через

понимание взаимоотношений искусства с окружающей

действительностью,

понимание искусства в тесной связи с общими

представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда,
когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется
эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях
искусства, различать средства выразительности, а также соотносить
содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На
решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.
Темы занятий по

программе «Беседы об изобразительном искусстве»

продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму
требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с
младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы

следует

чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением

репродукций,

прослушиванием

музыки,

посещением

выставочных

пространств, музеев, практической работой.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Беседы об изобразительном искусстве»
составляет 4 год (4 -летний срок обучения) для учащихся от 6 до 17 лет.
Недельная нагрузка составляет 1 час в неделю. Продолжительность
академического часа составляет 45 минут. Для учащихся

1-2 классов

(возраст 6-7 лет) продолжительность уроков может составлять 30 минут.

Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Беседы об изобразительном
искусстве» проводятся в форме мелкогрупповых занятий от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.

Объем учебного времени и виды учебной работы
Вид учебной
работы
Максимальная
учебная
нагрузка
Вид
аттестации

Годы обучения
1 класс
35

2 класс
35

Контрольный
урок

Контрольный
урок

Всего
часов

3 класс
35

4 класс
35

140

Контрольный Контрольный
урок
урок

Цель программы: Художественно-эстетическое развитие личности на
основе

формирования

первоначальных

знаний

об

изобразительном

искусстве, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и
деятельности в сфере искусства.

Задачи программы:
1. Развитие навыков восприятия искусства.
2. Развитие способности понимать главное в произведениях
изобразительного искусства, различать средства выразительности, а также
соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным
опытом.
3. Формирование навыков восприятия художественного образа.
4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
5. Обучение специальной терминологии изобразительного искусства.
6.Формирование

первичных

навыков

анализа

произведений

изобразительного искусства.
Учебный

материал,

предложенный

в

программе,

предполагает

творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной
компоновки тем и отдельных бесед. Последовательность заданий в разделе
выстраивается

по

принципу нарастания сложности поставленных задач.

Некоторые темы предполагают введение

практической

деятельности

(«интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а
также

выработать

необходимые навыки.

Программа имеет цикличную

структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя
его и постепенно усложняя.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);

Описание материально-технических условий реализации программы
учебного предмета:
Средства, необходимые для реализации общеразвивающей программы
Дидактические:

- наглядные и учебно-методические пособия;
- методические рекомендации;
- наличие литературы для детей и педагога.

Материально-технические:
- учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам

и правилам;
- учебная мебель;
- телевизор;
- слайды, диски;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- видеотека;
- использование сети Интернет;
- материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;
- школьная библиотека.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Беседы изобразительном об искусстве» занимает важное
место

в

системе обучения

детей

истории

искусств.

Этот

предмет

является базовым для последующего изучения предметов в области
истории

изобразительного

изобразительном

об

искусстве»

искусства.

Программа

предусматривает

«Беседы

несколько основных

видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение
музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение
практических

работ

направленных

на

(интерпретация,

более

прочное

изобразительная деятельность),

усвоение

материала.

Программа

ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая
часть

заданий

призвана

развивать

навыки

восприятия искусства,

способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать
средства выразительности, а также соотносить содержание произведения
искусства с собственным жизненным опытом.

Учебно-тематический план
1 класс
№

Наименование темы

Количество
учебных
часов

1

Вводная беседа о видах искусства

1

2

Как работает художник, чем пользуется

1

3

Жанры изобразительного искусства

2

4

Композиция

3

5

2

6

Знакомство с композиционными схемами на примере
фотоискусства
Рисунок

7

Графика

2

8

Выразительные средства графики

3

9

Силуэт

1

10

Живопись

3

11

Цвет

2

12

Колорит

2

13

Способы работы с цветом: Акварель

3

14

Способы работы с цветом: «Гуашь»

2

15

Способы работы с цветом: «Пастель»

2

16

Способы работы с цветом: «Масляные краски»

1

17

Беседа о композиции

3

Итого:

35

2

2 класс

1

Виды изображений в картине

1

2

Язык графики

4

3

Язык живописи

4

4

Натюрморт как жанр изобразительного искусства

4

5

Пейзаж как жанр изобразительного искусства

4

6

Портрет как жанр изобразительного искусства

4

7

Скульптура как вид изобразительного искусства

4

8

Архитектура как вид изобразительного искусства

4

9

Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного
искусства
Церковь-как объект искусства

4

ИТОГО:

35

10

2

3 КЛАСС

1

Искусство кинематографа

3

2

Детское кино

2

3

Детские передачи

2

4

Праздники народного календаря

2

5

Светские праздники

2

6

Значение искусства в жизни современного человека

2

7

История развития искусства костюма

2

8

Искусство и реклама

2

9

Искусство дизайна

2

10

Ландшафтный дизайн

3

11

Музеи

3

12

Частные музеи

1

13

Выставочное пространство

2

14

Диорама, панорама как виды монументальной живописи

2

15

Экскурсия

1

16

Посещение музея

1

17

Коллекционирование

1

ИТОГО:

35

4 КЛАСС
1

Жанры изобразительного искусства

1

2

Интерпретация в искусстве

1

1

4

Выполнение копии худ.произведения в музее изобразительного
искусства
Народные ремесла

5

Народные ремесла родного края

2

6

Народный костюм

2

7

Константин Коровин и Валентин Серов

2

8

Михаил Врубель

2

9

«Мир искусства»

1

10

«Союз русских художников»

1

11

Искусство периода «Октябрьской революции»

1

12

«Четыре искусства», АХРР и ОСТ

1

13

Искусство 30-х годов

1

14

Искусство в период Великой отечественной войны

2

15

Искусство конца 40-х - начала 80-х годов

2

16

Декоративно-прикладное искусство советского периода

1

17

Текстиль

2

18

Эскизирование

1

19

Металл

2

20

Эскизирование

1

21

Керамика

2

22

Эскизирование

1

23

Дерево

2

24

Эскизирование

1

ИТОГО:

35

3

2

Требования по годам обучения

1 класс.
1. Тема: Вводная беседа о видах искусства. Полихудожественный подход
как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды

искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура,
декоративно-прикладное
танец,

искусство,

фотография,

архитектура),

кинематограф,

театр.

литература, музыка,
Понятие

термина

«пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его
виды),

декоративно-прикладное

искусство,

скульптура,

архитектура,

фотография. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка,
литература.

Понятие

термина

«синтетические

виды

искусства».

Хореография, театр, кино, телевидение. Знакомство с произведениями
разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным,
аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный
преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков
литературных произведений, просмотр фильмов).
2. Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией
«художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы
(бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа:
рисование несложных композиций на свободную тему, используя различные
художественные материалы.
3. Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры
изобразительного

искусства:

портрет,

пейзаж,

натюрморт,

анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с
работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного
пространства.
4. Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или
сочинение

картины.

Композиционный

центр

–

замысел

картины.

Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений.
Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением
композиционного центра.
5. Тема: Знакомство
фотоискусства.
фотография.

с

композиционными

Знакомство с

Композиционные

схемами

искусством

схемы.

Точка

на

фотографии.
зрения.

примере
Сюжетная

Освещение.

Композиционный

центр.

Самостоятельная

работа:

самостоятельное

выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет).
6.

Тема:

Рисунок.

вспомогательного

Искусство

этапа

самостоятельное

рисунка.

выполнения

произведение

Значение

композиции.

искусства.

рисунка

как

Рисунок

как

Графические

материалы.

Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями
искусства.
7. Тема: Графика.
Знакомство

с

Графика

как

произведениями

графика, декоративная

графика.

самостоятельный

графики.

Виды

Самостоятельная

вид

искусства.

графики.
работа:

Книжная

выполнение

несложных графических упражнений.
8.

Тема:

Выразительные

средства

графики.

Знакомство

с

выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно.
Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ
учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение
несложных графических упражнений.
9. Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ
создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр
теней, декоративно-прикладное творчество). Применение игровых форм на
уроке. Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из черной
бумаги.
10.

Тема:

живописи.

Живопись.

Знакомство

Материалы,

используемые

репродукциями

известных

с

понятием
в

живописцев.

«живопись», виды

живописи.

Знакомство

Самостоятельная

с

работа:

выполнение несложных упражнений в технике акварель.
11. Тема: «Цвет».

Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета.

Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в
разных сферах жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа:
выполнение несложных упражнений.

12.

Тема:

«Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с

понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры
художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
13. Тема: Способы работы с

цветом: «Акварель».

Знакомить с

происхождением акварели, ее свойствами. Художники – акварелисты: М.
Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор
репродукций.
14. Тема: Способы

работы

с

цветом:

«Гуашь».

Свойства

гуаши.

Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и репродукций
художников,

работающих

выполнение

несложных

в

этой

технике.

композиций

в

Самостоятельная

данной

технике

работа:

на

тему,

заданную преподавателем.
15. Тема: Способы работы с цветом: «Пастель». Знакомство с
понятием

«пастель»,

история

возникновения

техники.

Характерные

особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных
работ. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в
данной технике на тему, заданную преподавателем.
16. Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски». Знакомство
с

техникой работы маслом.

Знакомство

с

работами

Изготовление
художников.

красок.

Способы работы.

Экскурсия

по

выставке.

Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств.
17.

Тема: Беседа о композиции. «Как смотреть картину?» Сюжет

композиции.

Главное

и

второстепенное

в

композиции.

Плановость.

Композиционный центр. Колорит. Самостоятельная работа: посещение
выставочного пространства.

2 класс.
1. Тема:
различных

Виды

изображений

изображений

в

картине.

(реалистическое,

Стилевые

декоративное,

особенности
абстрактное).

Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс,

К.Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных
художников.
2.

Тема:

Язык

графики.

Виды

графики.

Знакомство

с

эстампом

(литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств,
графических выставок.
1.3

Тема: Язык живописи. Станковая и монументальная живопись.

Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Самостоятельная работа:
знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные
учреждения, театры, храмы и др.).
4.

Тема:

Знакомство

Натюрморт

как

с

«натюрморт».

термином

жанр

изобразительного
Вещь

глазами

искусства.
художника.

Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат,
точка зрения, освещение, колорит и др.). Предметы как символы эпохи.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок (фотографий) натюрморта.
5. Тема: Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Знакомство с
термином

«пейзаж». Виды

пейзажа

(городской,

сельский, морской,

горный и др.). Композиционный строй пейзажа (формат, точка зрения,
плановость, освещенность, колорит и др.). Времена года в пейзаже.
Самостоятельная работа: поиск репродукций, посещение выставочного
пространства.
6. Тема: Портрет как жанр изобразительного искусства. Знакомство с
термином

«портрет». Один человек

– сто разных лиц.

Виды портрета

(парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и
др.). Человек и время. Самостоятельная работа: выполнение портретов
членов семьи.
7.

Тема:

Скульптура

как

вид

изобразительного

искусства.

Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и
монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение.

Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из
пластилина.
8. Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства. Значение
термина

«архитектура». Виды

общественные

(типы) построек

сооружения).

Материалы.

(жилые

Стилевые

дома

и

особенности.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурного
сооружения (здания, храма, постройки).
9 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного
искусства.

Значение

термина

«декоративно-прикладное искусство».

Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу
(металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба,
роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным
признакам

использования

предмета

(мебель,

посуда, игрушки).

Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно –
прикладного искусства.
10. Тема: Церковь - как объект искусства. Устройство храма. Знакомство с
известными храмовыми постройками. Самостоятельная работа: посещение
храмов города.
3 КЛАСС
1. Тема: Искусство кинематографа. История возникновения и развития
кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры
кино.

Профессии

в

кинематографе.

Актерское

мастерство.

Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.
2. Тема: Детское кино. Знакомство с известными детскими фильмами.
Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: театральный этюд.
3. Тема: Детские телепередачи. Виды детских телепередач. Ведущие
детских программ. Самостоятельная работа: просмотр детских телепередач с
последующим обсуждением.
4. Тема: Праздники народного календаря. Знакомство с сезонными
праздниками. Зима (Рождество, колядки, святочные гадания, Крещение и

др.), Весна (масленица, Пасха), Лето (Троица, день Ивана Купалы,
Спас),

Осень

(Параскева-Пятница,

Капустник,

Синичкин

день).

Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
5. Тема: Светские праздники.

История праздников (Новый год, День

защитника отечества, Международный женский день, День космонавтики,
День победы, День знаний и др.).

Праздники и традиции. Атрибутика

(украшения, костюмы, открытки, стихотворения и др.). Самостоятельная
работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение композиций на
тему «Праздник».
6.

Тема: Значение искусства в жизни

современного человека.

Современный интерьер (функциональность и эстетика). Психология цвета.
Жилые и общественные помещения. Предметы интерьера (мебель, текстиль,
посуда, мелкая пластика
Самостоятельная
интерьеров

и скульптура и др.).

работа: выполнение

(социальные

объекты,

фотографий
детские

современных

заведения,

магазины,

выставочные пространства).
7. Тема: История развития искусства костюма. Эпоха и мода. Мода
и стиль: костюм, makeup, украшения и др. Самостоятельная работа: подбор
фотоматериала.
8. Тема: Искусство
искусства.

Плакат.

и

реклама.

Афиша.

Реклама

Упаковка.

как

Визитная

вид

дизайнерского

карта.

Календари.

Самостоятельная работа: подбор рекламной продукции (визитные карты,
реклама в СМИ, и др.)
9. Тема: Искусство дизайна.

История дизайна. Объекты. Материалы.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза объекта дизайна.
10. Тема:

Ландшафтный

дизайн.

Искусство

оформления природной

среды. Парки, скверы, дачные участки. Клумбы. Оранжереи. Детские
площадки. Самостоятельная работа: выполнение эскиза детской площадки
(парка).

11. Тема: Музеи. Знакомство с термином «музей». История. Виды
музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный,
зоологический и др.). Музеи-ансамбли (музей-усадьба, музеи-квартиры,
музеи-храмы). Самостоятельная работа: посещение музея.
12. Тема: Частные музеи.

Коллекционные музеи игрушки, фарфора,

кружева. Нетрадиционные музеи (музей шоколада, музей елочной игрушки,
музей

ледяных

скульптур,

музей

янтаря,

музей

воды,

и

др.).

Самостоятельная работа: сочинение о посещении нетрадиционного музея,
или сочинение «Каким я вижу свой музей».
13. Тема:

Выставочное

пространство.

С

чего

начинается

музей.

Правила поведения. Знакомство с экспозицией. Самостоятельная работа:
закрепление знаний о правилах поведения человека в выставочном
пространстве.
14. Тема: Диорама, панорама как виды монументальной живописи.
Знакомство с терминами «диорама», «панорама». Исторические аспекты.
Материалы

и

инструменты.

Известные

художественные

объекты.

Самостоятельная работа: посещение музеев.
15. Тема: Экскурсия. Знакомство с термином «экскурсия». Профессия
экскурсовода. Виды экскурсий. Формы экскурсий (живая, аудио, игровая,
рисование в музее - интерпретация). Самостоятельная работа: экскурсия в
музей.
16. Тема: Посещение музея. Краеведческого, музея изобразительных
искусств, театра (на выбор). Самостоятельная работа: посещение конкретно
заданного отдела музея с экскурсией.
17. Тема: Коллекционирование.

Презентация личной коллекции ученика.

Самостоятельная работа: выполнение презентации или сочинение.

4 КЛАСС

1. Тема: Жанры изобразительного искусства. Дальнейшее знакомство с
жанрами живописи (графики): мифологический, исторический, батальный,
бытовой,

анималистический,

маринистский

и

др. Самостоятельная

работа: знакомство с репродукциями известных художников.
2. Тема:

Интерпретация

в

искусстве.

Репродукция.

Копия

в

материале. Подделки в искусстве. Самостоятельная работа: выполнение
копий любимых произведений искусства.
3.

Тема:

Выполнение

копии художественного произведения в музее

изобразительного искусства. Самостоятельная работа: завершение работы
4.

Тема:

Народные ремесла. Народное ремесло как одна из форм

народного художественного творчества, производство художественных
изделий. Широко известные промыслы России. Самостоятельная работа:
работа с книгой. Подбор репродукций и фотографий по теме.
5. Тема: Народные ремесла родного края. История возникновения.
Народные мастера. Традиции и современность. Самостоятельная работа:
посещение краеведческого музея.
6. Тема: Народный костюм. Из истории народного костюма. Мужской
и женский народный костюм. Элементы костюма. Символика в костюме.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза народного костюма, работа с
иллюстративным материалом.
7. Тема: Константин Коровин и Валентин Серов. Дать представление о
деятельности двух художников, в чьем творчестве ярко отразились
переломные моменты искусства конца XIX - начала XX века.
1.

Рассказать о дружбе двух различных по темпераменту художников, о

связи с деятельностью мамонтовского кружка, который был своеобразной
кузницей идей и форм нового русского искусства.
Познакомить с работами К. Коровина - яркого представителя русского
импрессионизма;

увидеть

сходство

с

пейзажами

французских

импрессионистов; выявить своеобразие манеры художника в повышенной
интенсивности цвета, в стихийной экспрессии мазка, в романтической

напряженности образа; отметить роль художника в изменении отношения к
этюду, который после него стал восприниматься как самостоятельное
произведение искусства.

«Зимой» (1894). «Париж. Бульвар Капуцинок».

(1911). «Рыбы, вино и фрукты» (1916).
2.

Познакомить с этапными для русского искусства и творчества

В.Серова работами: «Девочка с персиками» - ознаменовала поворот от
критического реализма передвижников к «реализму поэтическому»; юность,
весна жизни - тема произведения; жанровый синтез как важная для искусства
конца XIX века тенденция. «Девушка, освещенная солнцем» - образец
импрессионистической

живописи.

Парадные

портреты

Ермоловой,

Шаляпина несут черты символизма в трактовке героя как одинокого гения,
героической личности, способной увлекать массы. Парадный портрет
Орловой - образец модной картинки в стиле модерн и острая характеристика
определенного типа личности. «Похищение Европы» - поиск законов
художественной трансформации

реальности,

соответствовавшей

устремлению молодого поколения художников.
Сделать вывод о том, что произведения, относящиеся к последним годам
жизни, созданы как бы разными художниками, но отражают основную черту
искусства конца XIX - начала XX века: переход от метода прямого
изображения действительности в формах самой действительности к методу
поиска художественного образа и формы, косвенно выражающих содержание
современности.
8. Тема: Михаил Врубель. Сформировать представление о творчестве М.
Врубеля как о крупнейшем представителе символизма и модерна в русском
изобразительном искусстве, новом типе универсального художника конца

19 -

начала XX века, умевшего написать картину и декоративное панно,
исполнить виньетку для книги и монументальную роспись, вылепить
скульптуру и сочинить театральный костюм.
Кратко познакомить с фактами биографии; обратить внимание на
особенность почерка художника, колорита; отметить абсолютное чувство

ритма, линии, цвета; рассказать о том, что мир образов Врубеля появлялся из
его фантазий; что он работал сразу, по воображению, а не с натуры; образам
героев часто придавал свои черты; «работал, как дышал». «Девочка на фоне
персидского ковра» (1886). Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова
«Демон»: «Не плачь, дитя, не плачь напрасно», «Тамара и Демон». Картины
«Демон (сидящий)» (1890), «Демон поверженный» (1902), «Портрет С.И.
Мамонтова» (1897), «К ночи» (1900), «Пан» (1899), «Царевна-лебедь» (1900),
«Сирень» (1900). Декоративные панно «Испания» (1894) и «Венеция» (1893).
Скульптуры «Волхова» и «Мизгирь». Эскизы декоративных блюд, камина
для Абрамцева. Декорации к операм Н. Римского-Корсакова. Костюмы для
театральных образов жены художника: «Царевна Волхова». Графические
листы «Автопортрет», «Букет сирени».
Сделать вывод о том, что универсализм дарования, беспредельная
фантазия, необычайная страстность отличают Врубеля от его современников.
9. Тема: «Мир искусства». Сформировать представление о художественном
объединении «Мир искусства» как о крупном эстетическом явлении русской
культуры рубежа веков, утвердившем в искусстве новые вкусы и
проблематику, вернувшем искусству - на самом высоком профессиональном
уровне - утраченные формы книжной графики; о создателях театральнодекоративной живописи, приобретшей их усилиями европейское признание,
«открывших» заново русское искусство XVIII века.Кратко рассказать о
формировании

объединения

из

кружка

одноклассников,

изучавших

самостоятельно искусство и решивших на своем опыте, что путем умелого
воздействия можно воспитывать вкусы широких слоев русского общества,
прежде всего, через знакомство с произведениями мирового искусства. Эта
благородная просветительская задача стала главной в их деятельности.
Раскрыть эстетическую позицию группы: все, что любит и чему
поклоняется художник в прошлом и настоящем, имеет право быть
воплощенным в искусстве, независимо от злобы дня; единственным чистым
источником красоты является само искусство.

Познакомить с воплощением мечты о соединении различных искусств
(живописи, литературы, музыки, театра) на практике, создание журнала в
1899 году, проведение регулярных выставок под эгидой «Мира искусства».
Раскрыть роль С. Дягилева - мецената и организатора выставок, а
впоследствии - организатора гастролей русского балета и оперы за границей.
Познакомить с программными произведениями ведущих художников
объединения.
К. Сомов - портрет художницы Мартыновой «Дама в голубом» (1897 1900).
А. Бенуа «Прогулка короля» (1906). А.Бенуа. Графическое оформление
«Медного всадника» (1903 - 1922).
Л.Бакст

«Теггогапйдиш»,

декорации

и костюмы к «Шехерезаде»

Римского-Корсакова, «Жар-птице» Стравинского (1900).
Е. Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905). М.
Добужинский «Человек в очках» (1905-1906). Н. Рерих «Заморские гости»
(1901). Б. Кустодиев «Купчиха за чаем» (1918), «Масленица».
10. Тема: «Союз русских художников». Сформировать представление о
деятельности «Союза русских художников», который сыграл значительную
роль в отечественном изобразительном искусстве и имел воздействие на
формирование советской живописной школы.
Познакомить с историей объединения. Рассказать о национальном
пейзаже как об основном жанре художников «Союза русских художников».
Выявить своеобразие «русского импрессионизма» в живописи и скульптуре.
Познакомить с работами И. Э. Грабаря, обратив внимание на интерес
художника к разложению видимого цвета на спектральные, чистые цвета.
Выявить повышенное декоративное чувство цвета в работах Ф. А. Малявина.
Познакомить с работами К. Ф. Юона, С. Ю. Жуковского, которых привлекала
задача создания образа старинных русских городов. Увидеть романтическое
настроение картины А. А. Рылова «Зеленый шум» (1904). Познакомить с

работами

Паоло

Трубецкого

-

одного

из

ярких

представителей

импрессионизма в скульптуре.
Визуальный ряд:

И. Э. Грабарь «Сентябрьский снег»

(1903),

«Февральская лазурь» (1904), «Мартовский снег» (1904); Ф. А. Малявин
«Вихрь» (1906), «Крестьянская девушка» (1910-е), «Гости» (1914); К. Ф. Юон
«Мартовское солнце» (1915), «Троицкая лавра зимой» (1910); С. Ю.
Жуковский

«Брошенная

терраса»

(1911),

«Радостный

май»

(1912),

«Плотина»; П. Трубецкой «Дети» (1900).
11. Тема: Искусство периода Октябрьской революции и гражданской
войны.
Сформировать представление о начале нового этапа в развитии культуры и
искусства.
Первые мероприятия советской власти в области искусства и сохранения
художественного наследия прошлого. Расцвет агитационного массового
искусства. «Окна сатиры РОСТА». Плакаты М. М. Черемных и В. В.
Маяковского. Творчество Д. С. Моора и В. Н. Дени. Агитационный фарфор.
Революционный пафос произведений Б. М. Кустодиева, К. Ф. Юона, А. А.
Рылова.
12. Тема: «Четыре искусства», АХРР и ОСТ. Сформировать представления
об искусстве 20-х годов, когда появились объединения, стремившиеся не
только продолжить развитие традиций реализма, но и создать современный
язык на основе синтеза традиций классической культуры и формальных
поисков авангарда.
Кратко охарактеризовать сложившуюся историческую и социальную
обстановку; познакомить с трудным положением художников в первые годы
советской власти, с необходимостью доказывать нужность своего творчества
новому государству рабочих и крестьян; с поиском образов, созвучных эпохе
перемен. Рассказать о продолжении традиций реализма в обществе «Четыре
искусства» и Ассоциации художников революционной России (АХРР); о

новаторстве Общества станковистов (ОСТ), которых привлекал язык плаката
и «монтажа», приема, взятого из кинематографа.
Визуальный ряд: Д. С. Моор «Красный подарок белому пану», плакат
(1921). В. Н. Дени «Капитал», плакат (1919). Е.М. Чепцов «Заседание
сельской ячейки» (1924). А. Рылов «В голубом просторе» (1918). М. Б.
Греков «В отряд к Буденному» (1923), «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой
Конной» (1934). Г. Г. Ряжский «Автопортрет» (1928). Касаткин «Делегатка»
(1927), «Вузовка» (1926). А. А. Дейнека «Оборона Петрограда» (1928). К.
Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928), «1919 год. Тревога» (1934 1935), «Портрет Ахматовой» (1922). П. П. Кончаловский «Портрет Наталии
Петровны Кончаловской, дочери художника» (1925). И. Машков «Снедь
московская. Мясо, дичь», «Хлебы. Снедь московская» (1924).
13. Тема: Искусство 30-х годов. Сформировать представление об искусстве
30-х годов. Познакомить с картинами историко-революционной тематики в
творчестве Б. В. Иогансона: «На старом уральском заводе», «Допрос
коммунистов»; отражение жизни советского народа в творчестве А. А.
Дейнеки, А. А. Пластова, К. Н. Истомина; тема спорта в творчестве А. А.
Дейнеки, А. Н. Самохвалова.
Рассказать о расцвете портретной живописи. Создание М. В. Нестеровым
галереи портретов советской интеллигенции. Портретные работы П. Д.
Корина.
Познакомить с развитием пейзажной живописи. Городской пейзаж Ю.И.
Пименова, пейзажи В. К. Былыницкого-Бирули, Н. П. Крымова. Натюрморт в
творчестве И. И. Машкова, П.П. Кончаловского. Рассказать о ведущем
значении реалистической книжной иллюстрации. В. А. Фаворский, Е.А.
Кибрик.
Расцвет монументальной скульптуры. Скульптурная группа В.И. Мухиной
«Рабочий и колхозница» для советского павильона на Всемирной выставке в
Париже (1937). Портретные работы В. И. Мухиной, С. Д. Лебедевой.
Строительство Московского метрополитена.

14. Тема: Искусство в период Великой Отечественной войны.
Сформировать представление об искусстве периода Великой Отечественной
войны. Раскрыть образ героического советского народа в искусстве;
гуманизм советского искусства; утверждение стойкости и несгибаемого
мужества советского человека. Большая мобилизующая роль плаката и
политической карикатуры. Плакаты И. М. Тоидзе, В. Б. Корецкого. «Окна
ТАСС». Работы Кукрыниксов. Графические серии Д. А. Шмаринова и А. Ф.
Пахомова. Отражение массового героизма народа в живописи. А. А. Дейнека
«Оборона Севастополя». А. А. Пластов «Фашист пролетел», С. В. Герасимов
«Мать партизана». Патриотическая роль исторической живописи. П. Д.
Корин - триптих «Александр Невский». Военный пейзаж в творчестве А. А.
Дейнеки и Г. Г. Нисского. Скульптурные портреты героев войны в
творчестве В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича. Образы народных героев в
творчестве М. Г. Манизера: «Народные мстители», «Зоя».
15. Тема: Искусство конца 40-х начала 80-х годов. Сформировать
представление о развитии видов и жанров советского искусства с конца 40-х
-

до

начала

80-х

годов;

выявить

наиболее

значительные

произведения.Познакомить с основной тематикой советского искусства на
примере работ наиболее ярких художников эпохи. Обращение к темам
прошедшей войны. Тема борьбы за мир как одна из центральных в советском
искусстве.
Отражение

труда

советских

людей.

Портрет

как

создание

образа

современника; развитие жанра исторического портрета в творчестве С. П.
Викторова.

Определяющая

роль

эпического

пейзажа.

Натюрморт

в

творчестве В.Ф. Стожарова. Создание образа героя в монументальной и
портретной скульптуре.
16. Тема: Декоративно-прикладное
Сформировать

представления

искусство советского периода.
о

возрождении

художественныхпромысловПознакомить с художественными промыслами
России.

1.

Лаковая миниатюра: Палех, Мстера, Федоскино. Роспись по

дереву: Хохломская, Городецкая роспись и росписи Северной Двины и
Мезени.
2.

Резьба по кости и изделия из рога. Русская глиняная игрушка:

Дымковская, Каргапольская, Филимоновская.Русская деревянная игрушка:
игрушка русского Севера; нижегородская «топорщина», Сергиевопосадская
игрушка, полхов-майданскиетарарушки, Богородская игрушка, Матрешки.
Павловопосадские

платки.Вышивка

«Орловский

спис»,

«Горьковский

гипюр» и др.Кружево: елецкое, вологодское и др.
17. Тема: Текстиль. Значение термина «текстиль». Виды текстильных
изделий.

Способы

выполнения

текстильных

изделий

(ткачество,

вышивка, плетение, роспись по ткани, валяние, вязание, аппликация).
Последовательность выполнения работы от эскиза до работы в материале.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза любого текстильного изделия.
18. Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза текстильного изделия.
Самостоятельная работа: подбор материала, завершение работы.
19. Тема:

Металл.

Значение

термина

«художественный

металл».

Способы выполнения изделий из металла (чеканка, литье, филигрань,
насечка, гравировка). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа:
подбор иллюстративного материала.
20. Тема: Эскизирование.

Выполнение эскиза ювелирного изделия.

Самостоятельная работа: завершение работы.
21. Тема: Керамика.

Значение термина

«керамика». Основные виды

керамики — фарфор, фаянс, майолика. История ремесла. Технология
выполнения. Самостоятельная работа: фотографирование предметов быта и
предметов декоративно-прикладного искусства из керамики.
22. Тема: Эскизирование.

Выполнение эскиза керамического изделия.

Самостоятельная работа: завершение работы.
23.

Тема:

Дерево.

Значение

термина

«художественная

обработка

дерева». Способы выполнения изделий из древесины (резьба, роспись,

инкрустация,

выжигание,

скульптура).

Материалы

и

инструменты.

Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из дерева.
24. Тема: Эскизирование.

Выполнение эскиза деревянного изделия.

Самостоятельная работа: завершение работы.
III. Требования к уровню подготовки учащихся.
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:
1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его
видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности
в сферах искусства.
2. Знание особенностей языка различных видов искусства.
3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
4. Владение навыками восприятия художественного образа.
5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои
мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
6. Формирование навыков работы с доступными информационными
ресурсами (библиотечные ресурсы,

интернет ресурсы, аудио-видео

ресурсы).
7. Формирование

эстетических

норм

поведения

в

пространствах

культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и
т.д.).
IV. Формы и методы контроля, система оценок
В качестве средств контроля успеваемости образовательные учреждения
могут использоваться устные опросы, тестирование. Текущий контроль
успеваемости

учащихся

проводится

предусмотренного на учебный предмет.

в

счет

аудиторного

времени,

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в
конце учебного года в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет «Беседы об изобразительном искусстве».
По окончании полугодий учебного года выставляются оценки,
соответствующие целям и задачам программы «Беседы об изобразительном
искусстве» и ее учебному плану.
Виды

аттестации

по

предмету

«Беседы

об

изобразительном

искусстве»:
- текущая;
- промежуточная;
- итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством
освоения какого-либо раздела учебного материала. Текущая аттестация
проводится в форме устных опросов, тестирования, беседы по изученному
материалу.
Промежуточная

аттестация

оценивает

результаты

учебной

деятельности учащихся по окончании полугодий учебного года. По решению
образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности
учащихся может осуществляться и по окончании четверти.
Основными формами промежуточной аттестации являются:

контрольные

уроки по окончании каждого учебного года.
Итоговая аттестация проводится в форме контрольного урока по
окончании курса обучения во втором полугодии 4 класса. Оценка,
полученная на контрольном уроке заносится в документ утвержденного
образца, свидетельствующий об окончании школы.
Критерии оценок
Система

оценок

в

рамках

промежуточной

аттестации

предполагает

пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2»
Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся:

1.

Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из

вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к
уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая
предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств
искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы
преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4»

- учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил

1-2

ошибки;
«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину
вопросов.
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений
в

виде

выполнения

творческого

задания,

например,

подготовка

презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.
«5»

(отлично)

– учащийся демонстрирует высокий уровень владения

материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи
проекта;
«4»

-

учащийся

ориентируется

в

пройденном

материале,

но

недостаточно полно раскрыта тема проекта;
«3»

–

тема

проекта

не

раскрыта,

форма

подачи

не

отличается

оригинальностью.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,
численностью 4-10 человек.

Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, в том
числе,

демонстрация методических пособий, иллюстраций; частично-

поисковый (выполнение вариативных заданий);

творческий (творческие

задания, участие детей в дискуссиях, беседах); игровые (занятие-сказка,
занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).
Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой
атмосферы

на

занятии

способствует

появлению

и

укреплению

заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью
педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных
мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные
фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием
творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к
посещению

художественных

экскурсий.

Несмотря

индивидуальных

на

качеств

выставок,

музеев,

направленность
личности

каждого

театров,

программы
ребенка

проведение
к

развитию

рекомендуется

проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение
праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит
объединить и сдружить детский коллектив.
VI. Список литературы и средств обучения
1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала
XX века – М., 1989.
2. Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI
век», 2005
3. Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993.
4. Громова И. Православные и народные праздники. – М.: «Дрофа
плюс», 2005
5. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы,
перспективы. – М.: «Смысл», 2001.
6.

Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и

декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996.

7.

Изобразительные

мотивы

в русской народной

вышивке.

Музей

народного искусства. – М., 1990.
8. Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере
натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. – СП. Государственный русский музей.- 1996.
9. Каменева К. О чем рассказывают яблоки. – М., 1986.
10. Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998.
11.

Колякина

В.И.

Методика

организации

уроков

коллективного

творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.:
«Владос», 2002.
12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.
13. Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка», 1989.
14. Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и попмузыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002.
15. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как
научить рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004
16. Неверов О. Культура и искусство античного мира. – Л., 1981.
17. Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983
18. Никологорская

О.

Волшебные

краски.

Основы

художественного

ремесла. – М., 1997
19. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. –
М., 1989
20. Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы
Останкино. – М., 1995.
21. Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. – С-П., 1970.
22. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981.
23.

Художник

Борис

Тузлуков.

–

М.: «Всероссийское

общество», 1983.
24. Чижова А.Э. Березка. – М.: «Советская Россия», 1972.

театральное

Средства обучения
-материальные:

учебные

аудитории,

специально

оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
-демонстрационные:

муляжи,

гербарии,

демонстрационные

модели,

натюрмортный фонд;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».