Рабочая программа по учебному предмету "Рисунок"

I.

Пояснительная записка.

Учебная программа «Рисунок» составлена на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических условий
образовательной организации.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и эстетического воспитания
ребенка, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие,
художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя
определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство
цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение
кистью руки. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя
потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной
искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить
способности, которые помогут ему стать личностью. Известно, что изобразительная деятельность
– это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от
окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования
испытывает разные чувства – радуется созданному им произведению, огорчается, если что-то не
получается, стремится преодолеть трудности.
Занятия по рисованию формируют и развивают ребёнка всесторонне, используемые методы:
− позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту
восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому
процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как
следствие, познавательных способностей. Систематическое овладение всеми необходимыми
средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее
развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Учебный предмет «Рисунок» реализуется при 4-летнем сроке обучения в 1 и во 2 классе.
Рекомендуемый возраст для начала обучения по программе от 6 лет.
Объем учебного времени и виды учебной работы
Вид учебной работы
Годы обучения
Всего часов
Всего часов
1-й класс
2-й класс
1
2
3
4
полугодие полугодие полугодие полугодие
Аудиторные занятия
17
17
17
18
69
Самостоятельная работа
17
17
17
18
69
Максимальная учебная
34
34
34
36
138
нагрузка
Вид промежуточной
К. урок
Зачёт
аттестации
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек.
Цель программы: Формировать художественно-эстетическое мышление и нравственные черты
личности через различные способы рисования.
Задачи программы:
1. Развитие навыков восприятия искусства.
2. Вызвать интерес детей к изобразительной деятельности
3. Расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве

4. Сформировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать
его исторические и национальные особенности
5. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
6. Формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством
Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за
которым
сохраняется
право
собственной компоновки тем и творческих работ.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности
поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности
(«интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать
необходимые навыки. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
II. Учебно – тематический план
1 класс
№

Наименование
раздела, темы

Вид учебного
занятия

Вводная беседа о
рисунке.
Организация
работы.
Изобразительные
средства.
«Чем и как
работает
художник?»
«Путешествие
кисточки»
«Заря»
Натюрморт.
Рисование
пластилином.
«Осенний
пейзаж». Рисование
по сырому.
«Кони расписные»
«В подводном
мире»

Беседа

2

1

1

Беседа

2

1

1

Урок

6

4

2

Урок
Урок

4
6

2
4

2
2

Урок

4

2

2

Урок
Урок

6
4

2
2

4
2

34
2-е полугодие
Урок
2

17

17

1

1

Урок
Урок

1
1

1
1

1.
1.1.

1.2.

1.3.
1.4.
1.5.

1.6.

1.7.
1.8.

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка
68
34
34
1 полугодие

Итого:
1.9.
1.10.
1.11.

«Зимние узоры»
Граттаж
«Снеговик»
«Волшебные
кляксы»

2
2

1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.16
1.17.
1.18.

«Февральский лес»
«Мозаика»
«Краб»
«Веточка вербы в
вазе»
«Волшебные
точки»
«Роспись на ткани»
Итоговая выставка
творческих работ.

Урок
Урок
Урок
Урок

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

Урок

2

1

1

Урок
Урок

2
2

1
1

1
1

34

17

17

Итого:
2 класс
№

1.
1.1.

1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.

Наименование
раздела, темы

Вводная беседа о
рисунке.
Организация работы.
Изобразительные
средства.
«Теплые и холодные
тона»
«Осенний лес»
«Осень на опушке»
«Осенняя березка»
«Птицы»
«Букет цветов в вазе
на столе»
«Петух»
«Ветка рябины»
«Кошка на подушке»
«Бабочка»
«Фарфоровый
чайник»
«Дерево зимой»
«Портрет Деда
Мороза»
Выставка творческих
работ

Вид учебного
занятия

70
1-е полугодие
Урок-беседа
2

35

35

1

1

Урок-беседа

2

1

1

Урок
Урок
Урок
Урок
Урок

2
2
2
3
3

1
1
1
1
1

1
1
1
1
2

Урок
Урок
Урок
Урок
Урок

2
2
3
2
3

1
1
2
1
1

1
1
1
1
2

Урок
Урок

2
3

1
2

1
1

Урок

1

1

1

17

17

2

2

1

1

Итого:
1.16. «Новогодняя
нарядная ёлочка»
1.17. «Моя любимая
снежинка»

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка

Урок
Урок

34
2-е полугодие
4
2

1.18. «Животные, которых Интегрированное
я придумал сам (а)»
занятие
1.19. «Военная техника»
Интегрированное
занятие
1.20. Морские пейзажи
Урок
«Синий кит»
1.21. «Портрет мамы»
Урок
1.22. «Красивые цветы»
Урок
1.23. «Моя любимая
Урок
игрушка»
1.24. «Ночной пейзаж с
Урок
домиком»
1.25. «Скворец у
Урок
скворечника»
1.26. «Расцвела черемуха»
Урок
1.27. «Пушистые
Урок
одуванчики»
1.28. Выставка творческих
Урок
работ.
Итого:

2

1

1

2

1

1

4

2

2

4
2
2

2
1
1

2
1
1

4

2

2

2

1

1

4
2

2
1

2
1

2

1

1

36

18

18

III. Содержание учебного предмета
1 класс
1.1
Тема: Вводная беседа о рисунке. Организация работы. Изобразительные средства.
Знакомство с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой,
скульптурой). Беседа сопровождается показом презентации.
1.2.Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык
изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти,
краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему,
используя различные художественные материалы.
1.3. Тема: «Путешествие кисточки». Познакомить со свойствами различных худ материалов;
вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и
карандашом. Материал: бумага, гуашь.
1.4. Тема: «Заря», работа с теплыми оттенками цвета». Закрепить знание теплых цветов,
особенности их смешения, плавный переход от желтого до малинового. Материал: бумага,
акварель.
1.5.Тема: Натюрморт. Рисование пластилином. Учить рисовать контур на картоне, размазывать
пластилин, не выходя за контур. Создавать натюрморт. Материалы: бумага, пластилин, карандаш.
1.6. Тема: Композиция «Осенний пейзаж». Рисование по сырому. Формирование умения отражать
особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные
техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.
Материал: бумага, акварель.
1.7. Тема: «Кони расписные». Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку.
Развивать умение передавать колорит узора. Материал: бумага, цветные карандаши.
1.8. Тема: «В подводном мире». Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной
технике. Формировать умение превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные
водоросли. Чувство композиции. Материал: бумага, гуашь.
1.9. Тема: «Зимние узоры». Граттаж. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой
черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия,
штрих. Материал: бумага, цветные карандаши.

1.10. Тема: «Снеговик». Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж.
Упражнять в использовании таких средств, как геометрические фигуры и их размеры. Умение
передать образ. Материалы: бумага, тушь, белила.
1.11. Тема: «Волшебные кляксы». Развивать глазомер, путем покачивания листа с кляксой так,
чтобы клякса развивалась в разные стороны. Материалы: бумага, гуашь.
1.12. Тема: «Февральский лес». Закрепить приемы печатания целого изображения на вторую часть
листа, предварительно смоченную кусочками поролона. Развивать творческое воображение через
печатание новым способом. Материалы: бумага, гуашь.
1.13. Тема: «Мозаика». Рисование по мятой бумаге. Развитие творческой фантазии. Свободная
тема. Материалы: бумага, гуашь.
1.14. Тема: «Краб». Формировать умение создавать образ краба, способом печатания только
ладонью, дополняя рисунок клешнями способом печатания боковой стороной ладони, слегка
согнув пальцы. Материалы: бумага, гуашь.
1.15. Тема: «Веточка вербы в вазе». Передать образ по заданной теме, используя различные
материалы. Материалы: бумага, вата, гуашь.
1.16. Тема: «Волшебные точки». Формировать умение детей изображать контур рисунка простым
карандашом, по его следу делать точечный рисунок ватной палочкой. Познакомить с новым
способом изображения. Материалы: гуашь, бумага, ватная палочка.
1.17. Тема: Роспись на ткани. Формировать умение подготавливать ткань для работы, наносить
рисунок по трафарету. Материалы: ткань, краски, кисти, клей.
1.18. Итоговая выставка. Подготовка к выставке творческих работ.
2 класс
1-е полугодие
1.1. Вводная беседа о рисунке. Организация работы. Изобразительные средства. Знакомство с
понятиями. Правила техники безопасности.
1.2. «Теплые и холодные тона». Знакомство с цветами красок, с различными техниками и
материалами изобразительной деятельности.
1.3. «Осенний лес». Краски осени, техника рисования – отпечаток. Печатание мятой бумагой
или листьями. Материал – бумага, гуашь.
1.4. «Осень на опушке...». Рассматривание репродукций, понятие о линии горизонта,
использование метода «тычка». Материал – бумага, гуашь.
1.5. «Осенняя берёзка». Рисование методом «тычка» с использованием восковой свечи.
Материал - восковая свеча, акварель, гуашь.
1.6. «Птицы». Перелетные птицы. Конструктивное рисование птиц. Материал – бумага,
простой карандаш.
1.7. «Букет цветов в вазе на столе». Рассматривание репродукций, натюрморт. Материал –
бумага, акварель.
1.8. «Петух». Разноцветные линии. Материал – бумага, гуашь.
1.9. «Ветка рябины». С натуры. Рисование пальчиками. Материал – бумага, гуашь.
1.10. «Кошка на подушке». Наши любимые животные. Рисование сухой кистью, тычками.
Материал – бумага, акварель.
1.11. «Бабочка». Техника рисования – Монотипия на бумаге. Материал – бумага, акварель.
1.12. «Фарфоровый чайник». Рисование натюрморта, свобода в выборе формы и украшения
чайника. Материал – бумага, гуашь.
1.13. «Дерево зимой». Знакомство с новым способом изображения дерева - раздуванием краски.
Материал – бумага, гуашь или тушь, трубочка для сока.
1.14. «Портрет Деда Мороза». Закреплять умение рисовать портрет. Материал – бумага, гуашь.
2-е полугодие
1.15. «Новогодняя нарядная ёлочка». Рисование дерева пирамидальной формы, украшение на
любой вкус. Развитие фантазии в выборе украшений. Материал – бумага, гуашь.

1.16. «Моя любимая снежинка». Декоративное рисование (тарелочки и подносы чёрного цвета,
гуашь белая). Материал – пластмассовые тарелки, гуашь.
1.17. «Животные, которых я придумал сам». Кляксография: знакомая форма-новый образ.
Материал - чёрная и цветная тушь, фломастеры.
1.18. «Военная техника» (танк/самолет/корабль). Рисование к Дню защитника Отечества.
Материал - гуашь, карандаши.
1.19. Морские пейзажи «Синий кит». Умение передавать пейзаж в перспективе (передний план –
задний план). Изображение объекта наполовину погруженного в воду (выглядывает только спина
и хвост). Материал – бумага, гуашь.
1.20. «Портрет мамы». Рисование портрета по памяти (предварительное задание: рассмотреть
маму, прическа, глаза….). Передача характерных особенностей мамы (форма лица, длина и цвет
волос, глаза, одежда). Материал – бумага, акварель.
1.21. «Красивые цветы». Знакомство с художественной техникой «ниткография-монотипия».
Материал - тушь разного цвета, шерстяная нить.
1.22. «Моя любимая игрушка». Творческая работа детей по замыслу (выбор изобразительного
средства по желанию ребенка). Материал – бумага, гуашь.
1.23. «Ночной пейзаж с домиком». Материал - акварель, гуашь.
1.24. «Скворец у скворечника». Весна идет! Дерево с молодыми листочками, скворечник и
скворец. Подбор цвета и рисование тонкими линиями. Свобода в выборе расположения объектов
Рисование к Дню птиц. Пейзаж. Материал – бумага, гуашь.
1.25. «Расцвела черемуха». Рисование с использованием ватных палочек. Материал - гуашь,
акварельные краски.
1.26. «Пушистые одуванчики». Освоение техники «набрызг», рисование по трафарету. Материал
– бумага, гуашь.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
 умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
 умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального
состояния;
 навыки владения линией, штрихом, пятном;
 навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
 навыки передачи фактуры и материала предмета;
V. Формы и методы контроля, система оценок
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля
знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная,
воспитательная и корректирующая функции. Видами контроля по учебному предмету «Рисунок»
являются текущая, промежуточная и итоговая аттестации. Текущая аттестация проводится с
целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая
аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим
преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.
Виды и формы промежуточной аттестации:
1) Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного
времени);
2) Зачёт - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного
времени).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по
полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в
форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Зачёт (итоговая аттестация) проводится
в форме творческого просмотра работ обучающихся в рамках итоговой аттестации.

Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся:
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично» предполагает:
 самостоятельный выбор формата;
 правильную компоновку изображения в листе;
 владение линией, штрихом, тоном;
 умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
 умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
 творческий подход.
Оценка 4 «хорошо» допускает:
 некоторую неточность в компоновке;
 небольшие недочеты в конструктивном построении;
 незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные
ошибки в передаче тональных отношений;
 некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно» предполагает:
 грубые ошибки в компоновке;
 неумение самостоятельно вести рисунок;
 неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и
тональном решении рисунка;
 однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
 незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических занятий
на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной
грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение
каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного
задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях или
слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой
задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической
работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом случае роль
преподавателя - направляющая и корректирующая. Одним из действенных и результативных
методов в освоении рисунка, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов,
которые дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться;
постичь секреты мастерства. Каждое задание предполагает решение определенных
учебнотворческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения
задания. Поэтому степень законченности рисунка будет определяться степенью решения
поставленных задач.
По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка технических
приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе. Дифференцированный
подход в работе преподавателя предполагает наличие в методическом обеспечении
дополнительных заданий и 30 упражнений по каждой теме занятия, что способствует более
плодотворному освоению учебного предмета обучающимися.
Активное использование учебно-методических материалов необходимо обучающимся для
успешного восприятия содержания учебной программы. Рекомендуемые учебно-методические
материалы: учебник; учебные пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды,
видео фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия,
указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям

для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся;
варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.
Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия;
обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы;
видеофильмы.
Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари;
глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на
источники информации; материалы для углубленного изучения. Такой практикоориентированный комплекс учебных и учебнометодических пособий, позволит преподавателю
обеспечить эффективное руководство работой обучающихся по приобретению практических
умений и навыков на основе теоретических знаний.
Самостоятельная работа учащихся.
Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий.
Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме
занятия. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность
выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую
оценку обучающегося. Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с
участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения
прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.
VII. Список литературы и средств обучения
1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала XX века – М., 1989.
2. Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI
век», 2005
3. Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993.
4. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
5. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
6. Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного
искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996.
7. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. – М.,
1990.
8. Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюрморта.
Методическое пособие для воспитателей детских садов. – С-П. Государственный русский
музей.- 1996.
9. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с..
10. .Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 7-10
лет. – Москва, 2001.
11. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и
сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002.
12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.
13 Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с14. Королев
О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. – М.:
«Музыка», 2002.
15. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. –
М.: «Амрита – Русь», 2004
16. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с
17. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников:
методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.
Просвещение, 2006. – 192с.
18. Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. – М., 1997
19. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М., 1989

20. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981.
Учебно – методическое обеспечение
Средства обучения:
-материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями,
мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ
учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
-демонстрационные: муляжи, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
-электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».