Рабочая программа по учебному предмету "Пластилинография"

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- форма проведения учебных аудиторных занятий;
- цели и задачи учебного предмета;
- обоснование структуры программы учебного предмета;
- методы обучения;
- описание материально-технических условий реализации программы
учебного предмета
II.

Содержание предмета

- учебно-тематический план;
- краткое содержание разделов и тем
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок:

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- требования к контрольному уроку;
- критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса:

- методические рекомендации педагогическим работникам;
- рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Список литературы

I. Пояснительная записка
Общеразвивающая
искусства

программа

«Пластилинорафия»

в области декоративно-прикладного

составлена на основе «Рекомендаций по

организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических
условий образовательной организации.
«Пластилинография» занимает важное место в комплексе предметов
программы «Декоративно-прикладное творчество». Он является базовой
составляющей

для

изобразительного

последующего
искусства.

изучения

предметов

Программа

учебного

«Пластилинография» направлена на создание
учащимися

приемов

работы

в

условий

различных материалах,

в

области
предмета

для

познания

техниках,

на

выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого
ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической
культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей,
способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание,
память,

мышление,

а

так

же

развитию

творческих

способностей.

Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной
ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьнозначимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук,
укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными,
а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к
освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует
хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми
младшего школьного возраста является интеграция предметных областей
знаний.

Деятельность

пластилинографией

позволяет

интегрировать

различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с
жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других
занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию
речи и т. д.).
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных
форм

проведения

прослушивание

занятий:

музыки,

просмотр

применение

тематических

игровых

приемов

фильмов,
обучения,

выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают
музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства
профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей
секреты пластилинографии.
Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся
Учебный предмет «Пластилинография» является предметом по выбору,
реализуется при 4-летнем сроке обучения в 1 классе. Рекомендуемый возраст
для начала обучения от 6 лет.
Объем учебного времени и виды учебной работы
Вид учебной работы

Годы обучения

Всего
часов

Класс
полугодия
Аудиторные занятия

1
1
16

2
18

Вид аттестации

Контрольный урок

Контрольный урок

34

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой
форме, численность группы – от 4 до10 человек. Для развития навыков

творческой работы
дифференциации

учащихся,

программой

предусмотрены

методы

и индивидуализации на различных этапах обучения.

Недельную учебную нагрузку составляет 1 академический час аудиторных
занятий.
Цель

программы:

развитие

личности,

ее

творческого

потенциала,

художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей.
Стимуляция формы самовыражения личности. Обеспечение эмоциональное
развитие ребенка.
Задачи программы:
1. Развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие
способности;
2. Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений
рук;
3. Формировать и развивать навыки ручного труда;
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое
дело до конца;
5. Воспитывать

любовь к близким, понимание красоты окружающего

мира;
Программа «Пластилинография» содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения.
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
1. объяснительно - иллюстративный (демонстрация методических пособий,
иллюстраций);
2. частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
3. творческий (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий
носит рекомендательный
творчески подойти

к

характер,

что дает

преподаванию

учебного

возможность педагогу
предмета,

применять

разработанные им методики. Применение различных методов и форм
(теоретических

и практических

занятий,

самостоятельной

работы

по

сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему
поэтапного ведения работы.
Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале. Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного предмета. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к

библиотечным фондам
библиотеки.
пользоваться

Во

и

фондам

аудио

время самостоятельной

Интернетом

для сбора

и

видеозаписей

работы

школьной

обучающиеся

дополнительного

могут

материала

по

изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а
также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный
фонд

укомплектовывается

печатными

и

электронными изданиями

основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой
по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также
альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной
мебелью, наглядными пособиями.

II. Учебно –тематический план.
1 класс
№

Наименование
раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная
Аудиторные занятия
учебная нагрузка
34
34
1-ое полугодие
Урок
1
1

1.

"Листик
кленовый"

2

"Гроздь
винограда"

Урок

1

1

3

"Яблоки поспели"

Урок

1

1

4.

"Астры и
хризантемы"

Урок

1

1

5

"Грибы-грибочки
выросли в
лесочке"

Урок

1

1

6

"Солнышко на
тарелке"

Урок

1

1

7

"Божья коровка,
улети на небо"

Урок

1

1

8

"Ежик с грибами"

Урок

2

2

9

"Снежинка"

Урок

1

1

10.

" Снеговик"

Урок

2

2

11.

"Игрушка
новогодняя"

Урок

2

2

12.

" Елка
новогодняя
огоньками
светится "

Урок

2

2

Итого:
16
2-ое полугодие
Урок
1

16

1.

"Зимняя картина"

2

"Яблоки на
тарелочке"

Урок

1

1

3

"Творю что
хочу"
(самостоятельная
деятельность
детей)

Урок

1

1

4.

"Подсвечник"

Урок

1

1

5.

"Кактус в
горшке"

Урок

1

1

6

"За окошком
снегири"

1

1

7.

"Галстук для
папы"

Урок

1

1

8

"Сердечки"
(самостоятельная
работа детей)

Урок

1

1

9

"Украшение для
мамы"

Урок

2

2

10

"Мир похож на
цветной луг"
(коллективная
работа детей)

Урок

1

1

11

"Подводня мир"

Урок

1

1

12

"Для любимой
мамочки"

Урок

1

1

13

"Ателье мод"

Урок

1

1

14

"Волшебное
яичко"

Урок

1

1

1

15

"Весна идет,
весне дорогу"

Урок

2

2

16

"Проснулись
жуки, червячки и
другие
насекомые"

Урок

1

1

18

18

Итого:

III. Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Пластилинография» построено с учетом
возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития
их пространственного
получают
искусства,

мышления. За

основы знаний
а

также

год

освоения

о многообразии
умения

программы дети

декоративно-прикладного

работы

в различных техниках

пластилинографии.
Содержание программы направлено на освоение различных способов
работы с пластилином.
1 класс
1. Тема:

"Листик

кленовый".Напомнить

детям

свойства

пластилина,

закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание,
оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем
примазывания одной части изделия к другой.
2. Тема:

"Гроздь

винограда".Ознакомить

детей

с

техникой

пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной
формы.
3. Тема:

"Яблоки

пластилинографии.

поспели".Продолжать
Подвести

к

созданию

освоение
выразительного

приемов
образа

посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать
пластилин в своей работе.
4. Тема: "Астры и хризантемы".Способствовать развитию у детей
эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и

любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок
астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать
длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать
пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх
пластилиновой основы.
5. Тема: "Грибы-грибочки выросли в лесочке".Формировать у детей
обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между
формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные
особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий,
податливый, способный принимать заданную форму.
6. Тема: "Солнышко на тарелке".Развивать практические умения и навыки
детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
Учить использовать возможности бросового материала для придания
объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику
рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и
сплющивания).
7. Тема:

"Божья

коровка,

улети

на

небо".Формировать интерес

к

окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить
использовать знания и представления об особенностях внешнего вида
насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на
вопросы, возникающие в ходе выполнения работы.
8. Тема: "Ежик с грибами".Учить создавать выразительный и интересный
сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования
пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки,
умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать
детское творчество.
9. Тема:

"Снежинка".Беседовать

эмоциональное

восприятие

с

детьми

окружающего

о

зиме.
мира,

Формировать
реалистическое

представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя
пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой

деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать
разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность
в создании снежинки с помощью пластилина.
10. Тема:

"Снеговик".Закреплять

умение

работать

с

пластилином,

использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать
мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный
бросовый материал.
11. Тема:

"Игрушка

новогодняя".Формировать

у

детей

обобщенное

представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с
выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей,
побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.
12. Тема: " Елка новогодняя огоньками светится ".Учить создавать лепную
картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение
детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук.
13. Тема:

"Зимняя картина".Ознакомить детей с понятием "пейзаж".

Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить
наносить

рельефный

рисунок

с

помощью

стеки

для

придания

выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета,
закрепить знания об оттенках белого.
14. Тема: "Яблоки на тарелочке".Ознакомить детей с понятием "натюрморт".
Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок.
Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные
особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать
глазомер и цветовосприятие.
15. Тема:

"Творю

что

хочу"

(самостоятельная

деятельность

детей).Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.
Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять
умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.

16. Тема:

"Подсвечник".Обобщить с детьми знания о подсвечниках.

Рассмотреть посвечники, посредством пластилинографии изобразить их
на картине.
17. Тема: "Кактус в горшке". Расширять представления детей о комнатных
растениях. Развивать практические умения и навыки при создании
заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать
возможности бросового материала для придания объекту завершенности и
выразительности.
18. Тема: "За окошком снегири".Обобщить представления детей о зимующих
птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей
точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять
размер.
19. Тема: Галстук для папы".Побуждать детей к изготовлению подарков для
близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки
самостоятельной работы.
20. Тема: "Сердечки" (самостоятельная работа детей).Развивать творческое
мышление.

Поощрять

инициативу

и

самостоятельность

детей

в

построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы.
Развивать мелкую моторику рук.
21. Тема:

"Украшение для мамы".Приобщать детей к миру искусства,

развивать

фантазию

творчества,

воображение,

наглядно-образное

мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и
размерах предметов.
22. Тема:

"Мир

похож

на

цветной

луг"

(коллективная

работа

детей).Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания,
аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать
познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в
изобразительной

деятельности

природные

особенности

растения:

оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать
глазомер и цветовосприятие.

23. Тема: "Подводный мир".Обобщить представления детей об обитателях
подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином:
преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную
форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого
объекта. Развивать эстетическое и образное мышление.
24. Тема:

«Для

природными

любимой

формами

мамочки".Развивать

живых

цветов

и

умение

восхищаться

преобразовывать

их

в

декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином.
Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая
их на горизонтальной поверхности.
25. Тема: "Ателье мод".Развивать у детей эстетическое восприятие, красоту в
своем творчестве.
26. Тема: "Волшебное яичко".Развивать у детей эмоциональное восприятие
окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в
построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия
27. Тема: "Весна идет, весне дорогу".Формировать у детей интерес к
пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах.
Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать
развивать мелкую моторику рук.
28. Тема: "Проснулись жуки, червячки и другие насекомые".Обобщить
представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе
дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять
инициативу детей и желание дополнить композицию.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Пластилинография».
1. Знание основных понятий и терминологии при работе с пластилином.
2.Знание основных видов и техник пластилинографии.

3.Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность
изображения,

выразительность

силуэта,

локальный

цвет, симметрия-

асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно– творческие задачи, пользуясь эскизом.
5.

Умение

использовать

техники

пластилинографии

для воплощения

художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7. Умение изготавливать игрушки из пластилина.
8. Навыки заполнения объемной формы узором.
9. Навыки ритмического заполнения поверхности.
10.

Навыки

проведения

объемно-декоративных

работ

рельефного

изображения.
11. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
12. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
13.

Наличие

творческой

инициативы,

понимание

выразительности

цветового и композиционного решения.
14.

Умение

анализировать

и

оценивать

результаты

собственной

творческой деятельности.
V.Формы и методы контроля, система оценок.
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий
контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех

занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся
программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и
теоретическую грамотность. Программа

предусматривает

итоговую

аттестацию в виде контрольного урока. Проводится в форме творческих
просмотров работ учащихся в конце года, за счет аудиторного времени.
На просмотрах учащимся выставляется оценка за год. Одной
текущего

контроля

может

быть

проведение

отчетных

из

форм

выставок

творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий
контроль)

может

проводиться

в

форме

собеседования,

обсуждения,

решения тематических кроссвордов, тестирования.
2. Критерии оценок.
Оценивание

работ

осуществляется

по

двум

направлениям:

практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием
оценки

служит

качество

исполнения,

правильное

использование

материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход,
соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к
творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть
небрежность.
“3” (удовлетворительно)

ставится,

неуклонным

руководством

обучающегося

практически

безынициативен.

если

работа

преподавателя,
отсутствует,

ученик

выполнена

под

самостоятельность
неряшлив

и

VI. Методическое обеспечение учебного процесса.
Для развития
предусмотрены

навыков творческой работы учащихся
методы

дифференциации

и

программой

индивидуализации

на

различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать
индивидуальные возможности

и

личностные

особенности

ребенка,

достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей детей младшего школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная

мера

помощи преподавателя

учащимся

при выполнении

учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной

задачей

дифференциации

и

индивидуализации

при

объяснении материала является формирование умения у учеников при
менять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового
материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной
информацией. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую
может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
-

тренировочные,

в

которых

предлагается

работа

по

образцу,

с

иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с
целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения,
навыки;

- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между
неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения
заданного.
VII. Список литературы и средств обучения.
1. 1.

Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий,

2003" .
2. 2. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка
с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004.
3. 3.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи

дошкольников - Издательство" АСТ ",2002.
4. 4. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой
Т.С. Издательство " Российское педагогическое агентство",1997
5. 5. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом.

– СПб.

Детство-

пресс,1999.
Учебно – методическое обеспечение.
На

уроках пластилинографии используется

разнообразных

наглядных

преподаватель мог

пособий.

ознакомить учащихся

Они

большое

количество

необходимы,

чтобы

со способами изготовления

изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в
материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с
приемами работы над заданием. Типы пособий:
• натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета,
его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на
уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются

детали

увеличенного

размера.

Возможно

использование предметно-

технологической карты;
•

образец— это конкретный предмет, который при его рассмотрении

будет

мысленно

расчленен

на

отдельные

составляющие детали,

дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции,
необходимые

для

изделия

уроке,

на

изготовления
особенно

всего
на

изделия.

первом

Отсутствие

этапе

обучения,

образца
делает

выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия,
случайными и неосознанными;
•

устное описание внешнего вида предмета и его конструкции-

способствует

образованию

у

детей

правильного

представления

о

предмете
•

электронные образовательные ресурсы - мультимедийные учебники,

мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
• аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио записи;
•

материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела

программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми
необходимыми материалами: пластилином, стеками, картоном и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».