Рабочая программа по учебному предмету "Основы декоративно-прикладного творчества"

I. Пояснительная записка
Учебная программа «Основы декоративно-прикладного творчества»
составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и
материально-технических условий образовательной организации.
Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о
видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры
и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах
цветоведения, о формальной композиции, о способах работы с различными
художественными материалами и техниками.
Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и
подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Начальные знания по основам декоративно прикладного творчества и
владение художественными материалами и техниками дает свободу
самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного
искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать свои
мысли.
В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы
лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель активно включается в
учебный процесс, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя
на раскрытие творческих способностей учащихся.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» с
нормативным сроком обучения 4 года учебный предмет «Основы декоративноприкладного творчества» осваивается 4 года. Рекомендуемый возраст для
начала обучения по программе от 6 лет.
Объем учебного времени и виды учебной работы
Вид учебной
работы
Класс
Полугодие
Аудиторные
занятия
Максимальная
учебная
нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

Годы обучения
1
1
17

2
2
17

3
17

Всего
часов
3

4
18

5
17

4
6
18

7
17

8
18

34

35

35

35

К.урок.

К.урок.

К.урок.

Зачет.

139
139

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой
форме, численность группы – от 4 до10 человек. Для развития навыков
творческой работы
учащихся,
программой
предусмотрены
методы
дифференциации
и индивидуализации на различных этапах обучения.

-

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.

Недельную учебную нагрузку составляют 1 часа аудиторных занятий в 1
классе, и по 2 часа аудиторных занятий в неделю во 2, 3 и 4 классе.
Цель программы:
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте;
формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных
знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой
части культуры духовной.
Задачи программы:
обучающие:
научить основам художественной грамоты;
сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и
основами художественного мастерства;
научить практическим навыкам создания объектов в разных видах
декоративно-прикладного творчества;
научить приемам составления и использования композиции в различных
материалах и техниках;
научить творчески использовать полученные умения и практические
навыки;
научить
планировать
последовательность
выполнения
действий
и
осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
Воспитательно - развивающие:
пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному
творчеству;
раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого
ребенка;
формировать творческое отношение к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
приобщить к народным традициям;
воспитать
внимание,
аккуратность,
трудолюбие,
доброжелательное
отношение друг к другу, сотворчество.
Программа «Основы декоративно-прикладного творчества» содержит
следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
Программа «Основы декоративно-прикладного творчества» включает в себя
следующие разделы:
Введение в декоративно-прикладное искусство;
Удивительный мир аппликации;
Волшебный мир изобразительного искусства;

4.
5.
6.
7.
8.

Пейзаж как жанр изобразительного искусства;
Пластилинография.
Мир вокруг нас. Фауна.
Коллаж.
Портрет, пропорции лица.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Программа имеет цикличную
структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его
и постепенно усложняя.
II. Учебно – тематический план.

1 класс.
№

1.
1.1.

1.2.

1.3.
1.4.
2.
2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

Наименование
раздела, темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная
Аудиторные занятия
учебная нагрузка
34
34
1-ое полугодие

Раздел 1. Введение в декоративно-прикладное искусство
Инструменты и
материалы.
Правила техники
безопасности.
Как родилась
бумага. Виды
бумаги.
Волшебные
свойства бумаги.
Основы
композиции

беседа

1

1

беседа

1

1

беседа

1

1

беседа

1

1

Раздел 2. Удивительный мир аппликации
Аппликация из
геометрических
фигур.
Аппликация из
геометрических
фигур
Айрис-фолдинг.
Просмотр работ в
этой технике.
Приемы работы.
Айрис-фолдинг
из осенних
листьев.
Открытки ко дню
Учителя
Аппликация
обрывная.
Просмотр работ в
этой технике.
Приемы работ
Графика

Урок-игра

1

1

Урок

1

1

Беседа

1

1

Урок

1

1

Урок

1

1

Урок

1

1

Выразительные
средства графики
2.8. Аппликация
обрывная. Цветок
2.9. Аппликация
обрывная.
Дерево.
2.10. Аппликации из
ладошек.
Просмотр работ в
этой
технике. Приемы
работы.
2.11. Птицы из
«ладошек»
2.12. Рыбки«ладошки» из
«ладошек»
2.7.

Урок

1

1

Урок-игра

1

1

Урок

1

1

Урок

1

1

Урок

1

1

Урок

2

2

17

17

Итого:
2-ое полугодие
Практическое
занятие

2.13. Коллективная
1
1
работа
«Новогодний
переполох»
3.
Раздел 3. Волшебный мир изобразительного искусства;
3.1 Волшебный мир
Урок-беседа
1
1
изобразительного
искусства. Виды
и
жанры
изобразительного
искусства.
Рисование
как
возможность
самовыражения.
Техники.
Инструменты и
материалы.
3.2 Выразительные
Урок
1
1
средства
графики: точки,
линии,
пятна.
Замкнутая линия
– пятно – силуэт.
3.3 Цветовое пятно –
Урок-беседа
2
2
основное
выразительное
средство
живописи.
Цветовой круг.
Знакомство
с
основными
и
составными
цветами.
Многообразие

оттенков.
3.4.

3.5.

3.6

3.7
3.8

3.9

Методы
рисования.
Плоские
и
объемные
изображения.
Рисунок цветов в
технике
"пастель".
Букет цветов в
технике
"акварель".
Рисунки фруктов
и овощей.
Экзотические
фрукты в технике
"масляная
пастель".
Зарисовки
посуды цветными
карандашами и
фломастерами.

Урок-беседа

2

2

Урок

2

2

Урок

2

2

Урок

2

2

Урок

2

2

Урок

2

2

17

17

Итого:

2 класс.
№

Наименование
раздела, темы

3.10. Зарисовки
посуды цветными
карандашами и
фломастерами.

Вид учебного
занятия

беседа

Общий объем времени в часах
Максимальная
Аудиторные занятия
учебная нагрузка
35
35
3-ое полугодие
1
1

Раздел 4. Пейзаж как жанр изобразительного искусства
4.1.

4.2.

4.3.

Пейзаж как жанр
изобразительного
искусства.
Разновидности
пейзажа.
Плановость.
Работа
посырому в технике
акварель. Туман.
Изображение
воды
(дождь,
снег,
река,
водопад)
с
помощью

урок

2

2

урок

2

2

урок

3

3

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

техники
"акварель".
Костер
экспрессия мазка
в
гуаши,
фейерверк
в
технике
"восковая
пастель
и
акриловые
чернила", взрыв в
технике
"пастель".
Земля,
камни,
горы в технике
"пастель"
("масляная
пастель").
Использование
Граттажа.
Горный пейзаж в
технике
"коллаж".
Знакомство
с
изображением
разных
пород
деревьев
(ель,
сосна, береза, дуб
и др.). "В лесу" –
работа гуашью.
Итого:

урок

2

2

урок

3

3

урок

2

2

урок

2

2

17

17

урок

2

2

просмотр

1

1

4-ое полугодие.
4.8.

Изображения
одноэтажных и
многоэтажных
домов. Сельские
и
городские
дома.

4.9.

Подготовка
экспозиции

Раздел 5. Пластилинография
5.1.
5.2.

5.3.

«Путешествие в
пластилинию».
Пластилиновая
аппликация
«Бабочка»
Лепная картина
«Ромашки для
мамы»

урок

1

1

урок

2

2

урок

2

2

Раздел 6. Народные промыслы.
6.1.

Хохломская
роспись.

Урок

2

2

6.2.
6.3.
6.4.
6.5.

Гжельская
роспись.
Мезенская
роспись.
Жостовская
роспись.
Городецкая
роспись.

Урок

2

2

Урок

2

2

Урок

2

2

Урок

2

2

18

18

Итого:

3 класс.
№

Наименование
раздела, темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная
Аудиторные занятия
учебная нагрузка
35
35
5-ое полугодие

Раздел 7.

Мир вокруг нас. Фауна.

7.1.

Мир вокруг нас.
Фауна.

Урок

2

2

7.2.

Работа
по
образцу.
Выполнение
рисунка морского
жителя.
"На
дне
морском…".
Работа
над
композицией
в
технике акварель.
Знакомство
с
правилами
изображения
птиц. Зарисовки
и
этюды
домашних птиц
(петух,
утка,
курица,
цыпленок).
Певчие и лесные
птицы
(малиновка,
иволга, синица и
др.) – зарисовки
мягким
материалом.
Знакомство
с
правилами
изображения
животных. Дикие
и
домашние
животные.

Урок

3

3

Урок

3

3

Урок

4

4

Урок

3

3

7.3.

7.4.

7.5.

7.6.

«Животные
севера и юга».
Работа цветными
акварельными
карандашами.
Итого:

Урок

2

2

17

17

2

2

6-ое полугодие
6.7.

«Животные
севера и юга».
Работа цветными
акварельными
карандашами.

Урок

8.1.

Коллаж как жанр
изобразительного
искусства.
Знакомство
с
материалами
и
техниками
изготовления
коллажа.

Урок-беседа

1

1

Урок

1

1

Северная
природа
в
коллаже.
Сила
моря.
Коллаж.
Выбор
самостоятельный
эскиза коллажа .

Урок

2

2

Урок

3

3

Урок

2

2

Раздел 8. Коллаж.

8.2.

8.3.

8.4
8.5

Раздел 9. Портрет, пропорции лица.
8.1.

Портрет.
Пропорции лица.
Эмоции. Шарж.

Урок

3

3

8.2.

Знакомство
с
правилами
изображения
человеческой
фигуры.
Пропорции
фигуры.
"А у нас во
дворе…"

Урок

1

1

Урок

3

3

18

18

8.3.

Итого:

4 класс.
№

Наименование
раздела, темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная
Аудиторные
учебная нагрузка
занятия
35
35
7-ое полугодие

8.4.

8.5.

Фигура человека
в
движении.
Спортивные
соревнования.
Подготовка к
выставке.

Урок

2

2

Урок

1

1

Раздел 9. Изготовление игрушки
9.1.
9.2.

9.3.
9.4.

9.5.
9.6

9.7.

9.8.

9.9.
9.10.
9.11

Вводное занятие
Техника
безопасности при
работе с
инструментами.
Виды ручных
швов
История
народной и
современной
мягкой игрушки.
История
тряпичной куклы
Изготовление
кукол-оберегов,
кукол-символов..
Изготовление
куклыпеленашки,
куклыстолбушки
Итого:
Составление
эскизов
задуманной
игрушки (куклы).
Изготовление
выкройки куклы.
Раскрой куклы на
ткани.
Изготовление
куклы
(сшивание,
набивка).

Урок-беседа
Урок

1
1

1
1

Урок

2

2

Урок

2

2

Урок

2

2

Урок

3

3

Урок

3

3

Урок-беседа

17
1

17
1

Урок

1

1

Урок

2

2

Урок

3

3

Раздел 10. Работа с бисером.
10.1.
10.2.

10.3.
10.4.

История бисера
Знакомство с
бисером,
стеклярусом,
техникой
безопасности при
работе.
Оборудование
рабочего места.
Знакомство со
схемой

Урок-беседа
Урок

1
1

1
1

Урок-беседа

1

1

Урок-беседа

1

1

10.5.
10.6.
10.7.
10.8.

бисероплетения.
Низание цепочки
«в одну нить»
Зайчик
Рябиновая
веточка
Изготовление
собственного
изделия по
выбору.
Итого:

Урок

1

2

Урок
Урок

2
2

2
2

Урок

2

2

18

18

III. Содержание учебного предмета.
Содержание программы обеспечивает включение в образовательный
процесс различных структурных компонентов личности в их единстве, что
создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления
психического и физического здоровья учащихся.
1 раздел. Введение в декоративно-прикладное искусство.
1.1 Тема. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
Знакомство с инструментами и материалами, техникой безопасности при
работе.
1.2 Тема. Как родилась бумага. Виды бумаги. Познакомить детей с основными
видами бумаги и историей её возникновения.
1.3 Тема. Волшебные свойства бумаги. Познакомить детей со свойствами бумаги.
1.4 Тема. Основы композиции. Познакомить с понятием «композиция», и техникой
выполнения композиций в декоративно-прикладном творчестве.
2 раздел. Удивительный мир аппликации
2.1. Тема. Аппликация из геометрических фигур. Учить детей составлять
аппликацию с помощью геометрических фигур.
2.2. Тема. Аппликация из геометрических фигур. Портрет человека
составленный из геометрических фигур.
2.3. Тема. Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы.
2.4. Тема. Айрис-фолдинг из осенних листьев. Открытки ко дню Учителя
2.5. Тема. Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ
2.6. Тема. Графика. Познакомить детей с видом искусства.
2.7. Тема. Выразительные средства графики. Познакомить с основными
приемами и методами.
2.8. Тема. Аппликация обрывная. Цветок. Практическое занятие.
2.9. Тема. Аппликация обрывная. Дерево. Практическое занятие.
2.10. Тема. Аппликации из ладошек. Просмотр работ в этой технике. Приемы
работы.
2.11. Тема. Птицы из «ладошек». Применение приемов в практической работе.
2.12. Тема. Рыбки - «ладошки» из «ладошек». Применение приемов в
практической работе.
2.13. Тема. Коллективная работа «Новогодняя елка из «ладошек».
Практическая коллективная работа.

Раздел 3. Волшебный мир изобразительного искусства.
3.1. Тема: Виды и жанры изобразительного искусства. Рисование как
возможность самовыражения. Техники. Инструменты и материалы. Язык
изобразительного искусства: традиции и современность. Виды и жанры
изобразительного искусства. Знакомство с основными техниками графики и
живописи на примерах (детские работы, работы преподавателей или
художников). Материалы и рабочие инструменты, их свойства и правильное
использование.
3.2. Тема: Выразительные средства графики: точки, линии, пятна. Замкнутая
линия – пятно – силуэт. Знакомство с выразительными средствами графической
композиции (точками, линиями, пятнами). Виды линий. «Замкнутая линия» как
способ создания пятна. Виды пятен по форме (абстрактное, конкретное).
Введение понятия «силуэт». Простые и сложные силуэты.
3.3. Тема: Цветовое пятно - основное выразительное средство живописи.
Цветовой круг. Знакомство с основными и составными цветами. Многообразие
оттенков. Знакомство с понятием «цветовое пятно». Цветовой круг,
последовательность спектрального расположения цветов. Знакомство с
основными и составными цветами. Теплые и холодные цвета. Многообразие
оттенков.
3.4.Тема: Методы рисования. Плоские и объемные изображения. Реалистичное
и декоративное изображение. Классический рисунок, экспрессивный рисунок,
примитивный рисунок, стилизованный рисунок. Знакомство с плоскими и
объемными изображениями на примерах репродукций, детских работ, работ
преподавателей.
3.5. Тема. Рисунок цветов в технике «пастель». Знакомство с техникой
"пастель". Способы работы пастелью - растирка, штриховка, тушевка.
Исправления в пастели (перекрывание слоев, уточнение силуэта мелком или
ластиком).
3.6. Тема. Букет цветов в технике «акварель». Знакомство с техникой
«акварель». Приемы в акварели - заливка, лессировка, по-сырому, раздельный
мазок.
3.7. Тема. Рисунки фруктов и овощей. Садовые и экзотические фрукты. Овощи.
Фрукты и овощи, состоящие из простых форм (круг, полукруг, овал,
треугольник и др.). Сложные (составные) формы фруктов и овощей.
3.8. Тема. Экзотические фрукты в технике «масляная пастель». Знакомство с
техникой «масляная пастель». Особенности работы. Исправления.
3.9. Тема. Зарисовки посуды цветными карандашами. Знакомство с понятиями
«ось симметрии», «овал». Простые симметричные предметы (кружка,
сахарница, кастрюля и др.). Посуда со сложным асимметричным силуэтом
(чайник, ваза).
Раздел 4. Пейзаж как жанр изобразительного искусства
4.1. Тема . Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Разновидности
пейзажа. Плановость. Знакомство с пейзажем - жанром изобразительного
искусства. Разновидности пейзажа (сельский, городской (архитектурный),
морской, горный и др.). Пейзаж в русском и западно-европейском искусстве.
Художники-пейзажисты. Световоздушная среда, плановость в пейзаже.

4.2. Тема .Работа по-сырому в технике акварели. Туман. Знакомство с
техникой работы по-сырому. Материалы и инструменты. Технические приемы.
4.3. Тема .Изображение воды (дождь, река, водопад) с помощью техники
«акварель». Знакомство со стихией «вода». Свойства бумаги. Способы
изображения дождя, ливня, водопада, реки в технике «акварель». Приемы
работы (вливание цвета в цвет, лессировки, раздельный мазок и др.). Методики
сопротивления (использование воска, маскирующей основы, масляной
пастели).
4.4. Тема .Костер - экспрессия мазка в гуаши, фейерверк - в технике «восковая
пастель и акриловые чернила», взрыв - в технике «пастель». Знакомство со
стихией «огонь». Способы изображения свечения, взрывов, костра, пожара.
4.5 Тема. Земля, камни, горы в технике «пастель» («масляная пастель»).
Использование фроттажа. Знакомство со стихией «земля». Способы
изображения земли, гор, пустынь. Знакомство с техникой «фроттаж».
Получение фактурных оттисков способом фроттаж.
4.6. Тема .Горный пейзаж в технике «коллаж». Создание горного пейзажа из
фактурных оттисков, полученных ранее.
4.7. Тема .Знакомство с изображением разных пород деревьев (ель, сосна,
береза, дуб и др.). «В лесу» - работа гуашью. Знакомство с изображением
разных пород деревьев. Варианты схематичного рисования деревьев. Работа
над композицией.
4.8. Тема .Архитектурные мотивы в пейзаже. Зарисовки архитектурных
элементов (окна, двери, крыши, перила и др.). Термин «архитектура»,
знакомство с архитектурными элементами. Схемы изображения элементов
архитектуры.
4.9. Тема. Изображения одноэтажных и многоэтажных домов. Сельские и
городские дома. Пропорции зданий, масштаб. Конструктивный анализ формы
зданий.
4.10. Тема .Подготовка экспозиции к просмотру.
Раздел 5. Пластилинография
5.1. Тема. «Путешествие в пластилинию». Историческая справка о
пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Разнообразие техник
при работе с пластилином.
5.2.. Тема. Пластилиновая аппликация «Бабочка». Понятие симметрия на
примере бабочки в природе и рисунке. Работа в технике мазок пластилином,
плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление
технического приёма работы пластилином в технике пластилинография.
Создание рельефа.
5.2. Тема. Лепная картина «Ромашки для мамы». Формирование
композиционных навыков. Выполнение лепной картины, когда детали
предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.
Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием
чесноковыжималки.
Раздел 6. Хохлома, Гжель, Городец.
Тема 6.1. Хохломская роспись. История возникновения. Создание расписной
посуды.

Тема 6.2. Гжельская роспись. История возникновения. Роспись по посуде,
цвета, изображения. Отличительные черты гжельской росписи.
Тема 6.3. Мезенская роспись. История возникновения. Узоры и главные
элементы мезенской росписи. Геометрические орнаменты.
Тема 6.4. Жостовская роспись. История возникновения. Мотивы Жостовской
росписи. Используемые цвета.
Тема 6.5. Городецкая роспись. История возникновения. Элементы расписных
городецких изделий.
Раздел 7. Мир вокруг нас. Фауна.
Тема 7.1. Мир вокруг нас. Фауна. Окружающая среда, человек и животные в
изобразительном искусстве. Особенности выполнения набросков и зарисовок.
Стилизация в рисунках. Реалистические и декоративные изображения.
Тема 7.2. Работа по образцу. Выполнение рисунка морского жителя. Рисование
по образцу. Декоративное заполнение формы.
Тема 7.3 «На дне морском…». Работа над композицией в технике акварель.
Эффекты в акварели (раздувание, отпечатки кончиком кисти, использование
мыльной основы, кристаллов соли, марганцовки).
Тема 7.4. Знакомство с правилами изображения птиц. Зарисовки и этюды
домашних птиц (петух, утка, курица, цыпленок). Характерные особенности
разных видов птиц. Знакомство с последовательным изображением птиц.
Тема 7.5. Знакомство с правилами изображения животных. Дикие и домашние
животные. Разновидности животных. Пропорции, пластика, фактура.
Характерные позы. Особенности движения.
Тема 7.6. «Животные севера и юга». Работа цветными акварельными
карандашами. Техника «акварельные карандаши». Обобщение знаний о
животных. Выполнение композиции.
Раздел 8. Коллаж.
8.1. Тема. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии
бумагокручения - квиллинга.
8.2. Тема. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.
8.3. Тема. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”,
“прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.
8.4. Тема. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм
квиллинга.
8.5. Тема. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм
квиллинга.
8.6. Тема. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из
основных форм квиллинга.
8.7. Тема. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из
основных форм квиллинга.
8.8. Тема. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Раздел 9. Портрет.
9.1. Тема. Портрет. Пропорции лица. Эмоции. Шарж. Начальные знания о
портрете. Пропорции лица человека. Мужской, женский, детский портрет.
Мимика. Юмористический рисунок – шарж.
9.2. Тема. Знакомство с правилами изображения человеческой фигуры.
Пропорции фигуры. Характерные особенности изображения мужской, женской,
детской фигуры. Пропорции фигур.
9.3. Тема. «А у нас во дворе…». Тематическая композиция с включением фигур
людей. Детские игры и развлечения, детская площадка.
9.4. Тема. Спортивные соревнования. Итоговая работа. Закрепление темы
«движение и пластика человека». Тематическая композиция с включением
фигур людей в движениях.
9.6. Тема. Подготовка экспозиции к просмотру.
Раздел 10. Изготовление игрушки.
10.1. Тема: Вводное занятие. Познакомить детей с планом работы на учебный
год.
10.2. Тема: Техника безопасности при работе с инструментами. Научить
учащихся пользоваться инструментами (ножницами, иглой булавками,
утюгом), соблюдая правила техники безопасности.
10.3. Тема: Виды ручных швов. Научить выполнять ручные швы: шов через
край, вперед иголку, петельный шов, тамбурный шов, шов «цепочка».
10.4.Тема: История народной и современной мягкой игрушки. Рассказать об
истории народной и современной мягкой игрушки. В ходе беседы познакомить
с народной тряпичной куклой, как она развивалась, почему была безлика и как
с ней играли.
10.5.Тема: История тряпичной куклы. Познакомить, как развивалась сшивная
мягкая игрушка, какое место занимает в современном мире, какие были обычаи
и традиции народной куклы, с ее тайнами и секретами.
10.6. Тема: Изготовление кукол-оберегов, кукол-символов. Обучить учащихся
старинной технологии изготовления кукол: пеленашка, ангелочек, столбушка,
колокольчик.
10.7. Тема: Изготовление куклы-пеленашки, куклы-столбушки. Обучить
учащихся старинной технологии изготовления кукол: пеленашка, ангелочек,
столбушка, колокольчик..
10.8. Тема: Составление эскизов задуманной игрушки (куклы). Для того чтобы
создать свою куклу, необходимо ее сначала придумать. Поэтому целесообразно
на первом занятии данного раздела нарисовать эскиз куклы, разработать ее в
цвете. Обратить внимание на то, что из каких лоскутов будет выполняться
одежда и применить расцветку лоскутов в рисунке.
10.9. Тема: Изготовление выкройки куклы.
Научить ребят делать лекала по
эскизу, взяв за основу лекала простых кукол.
10.10. Тема: Раскрой куклы на ткани.
Показать
последовательность
раскладки лекал на ткани и раскрой.
10.11.Тема: Изготовление куклы (сшивание, набивка).
Дать ребятам четкие
указания, что сшивать куклу надо аккуратно, внимательно соединяя, все швы.

Раздел 11. Работа с бисером.
11.1. Тема: История бисера. История возникновения бисера.
11.2. Тема. Организация рабочего места. Познакомить детей с ТБ и
организацией рабочего места.
11.3. Тема: Знакомство с бисером и развитием искусства бисероплетения.
Продолжать знакомить детей с искусством.
11.4. Тема: Оборудование рабочего места. Повторить ТБ и инструкцию по
эксплуатации материала и оборудования.
11.5. Тема: ТБ при работе с бисером. Повторить ТБ и инструкцию по
эксплуатации материала и оборудования.
11.6.Тема: Знакомство со схемами. Чтение схем. Проволока. Техника
безопасности при работе с проволокой.
11.7. Тема: Низание цепочек «в одну нить». Изготовление простейших низок.
11.8. Тема: Изготовление «Зайчика» из бисера по схеме. Дикие животные.
Места обитания. Образ жизни. Рассматривание иллюстраций.
11.9. Тема: Изготовление «Рябиновой веточки» – коллективная работа. Деревья
нашего леса. Организация выставки работ в ДШИ.

1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Бумагопластика»:
Сформированный комплекс первоначальных знаний о «Основах декоративно
прикладного отпуска».
Владение первичными навыками анализа произведений искусства, восприятия
художественного образа.
Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое
отношение к изучаемому материалу.
Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами
(библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
Знать правила техники безопасности, историю происхождения бумаги, и ее
виды, простейшую терминологию по тематике предмета, технологические
приемы работы с бумагой.
Уметь работать с инструментами, различными материалами, шаблонами и
приспособлениями, понимать схемы, применяемые в бумагопластике и
моделировании, подбирать цветовую гамму.
Умение создавать различные поделки и композиции из бумаги, используя
различные техники и их сочетание, в соответствии с поставленной
тематической задачей.
V. Формы и методы контроля, система оценок
Программа «Основы декоративно прикладного отпуска» предусматривает
контроль успеваемости учащихся в форме контрольного урока, который
проводится
в конце 1-3 года обучения (текущий контроль) в рамках
аудиторного занятия в течение 1 урок. В конце 4 класса проводится зачёт
(итоговая аттестация).
Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.
Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся:

1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов
изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню
подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая
предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств
искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы
преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;
«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину
вопросов.
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в
виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации,
сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично)
– учащийся демонстрирует высокий уровень владения
материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи
проекта;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно
полно раскрыта тема проекта;
«3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается
оригинальностью.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,
численностью 4-10 человек.
Методическое обеспечение образовательной программы « Основах
декоративно прикладного отпуска» включает в себя методы, дидактические
принципы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы
подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам
организации учебного процесса и дидактическим принципам. Следовательно,
учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении
практической деятельности с применением предметной наглядности.
Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной
деятельности во многом зависит от системности и последовательности в
обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают
знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог
составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности
его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и
посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой,
прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
•
Словесные (рассказ-объяснение, беседа,);

•
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных
пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
•
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами
работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы кружка используется дидактический материал.
Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися,
рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу,
фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных
тематических занятий.
Условия реализации программы.
Для того чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего,
владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления
разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий,
имеющих практическую значимость.
Помещение в котором проводятся занятия должно быть светлым,
соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и
после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание
помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго
соблюдать правила техники безопасности труда.
Учебно – методическое обеспечение
Для развития навыков творческой работы учащихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах
обучения,
что
позволяет
педагогу
полнее
учитывать
индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать
более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей
детей школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при
объяснении материала является формирование умения у учеников при
менять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового
материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной
информацией. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую
может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать
тот или иной известный им способ изображения предметов;

- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между
неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения
заданного.
VII. Список литературы и средств обучения
1.Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга
для учителя. – М., Просвещение, 1984 .
2. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.:
Аким, 1996. – 208с., ил.
4. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.
5. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
6. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
7. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил.
8. Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.
9. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997.
– 224с., ил.
10. Харти-Дэвиа Г. Керамическая флористика. – СПб.: ФЛОЭ-арт, 2007. –
203с., ил.
11. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.
12. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
Учебно – методическое обеспечение
Для развития навыков творческой работы учащихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах
обучения,
что
позволяет
педагогу
полнее
учитывать
индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать
более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей
детей школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении
материала является формирование умения у учеников при менять
полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала
учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать
педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время
на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой
атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между
неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения
заданного.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».