Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка -Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - форма проведения учебных аудиторных занятий; - цели и задачи учебного предмета; - обоснование структуры программы учебного предмета; - методы обучения; - описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета II. Содержание предмета - учебно-тематический план; - краткое содержание разделов и тем III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок: - аттестация: цели, виды, форма, содержание; - требования к контрольному уроку; - критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса: - методические рекомендации педагогическим работникам; - рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Список литературы I. Пояснительная записка Общеразвивающая программа в области декоративно-прикладного искусства «Квилинг» составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является воспитанника, т.е. развитие обогащение мировосприятия творческой культуры ребенка, развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового. Данная программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Квиллинг - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена от простого к сложному. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня. Срок реализации учебного предмета Учебный предмет «Квилинг» реализуется при 4-летнем сроке обучения 1 академический час в неделю в 4 классе для детей, поступающих в возрасте от 6 лет. Объем учебного времени и виды учебной работы Вид учебной работы Годы обучения Класс 4 полугодия 7 Всего часов 8 Аудиторные занятия Вид итоговой аттестации 16 19 Контрольный урок 35 Форма проведения учебных аудиторных занятий Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до10 человек. Для развития навыков творческой работы дифференциации учащихся, программой предусмотрены методы и индивидуализации на различных этапах обучения. Недельную учебную нагрузку составляют 1 час аудиторных занятий. Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги. Задачи программы: Развивающие: · Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. · Развивать мелкую моторику рук и глазомер. · Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. · Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Обучающие: · Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга. · Обучать различным приемам работы с бумагой. · Формировать умения следовать устным инструкциям. · Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга. Воспитательные: · Воспитывать интерес к искусству квиллинга. · Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. · Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. · Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Программа «Квилинг» содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 1. объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); 2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); 3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); 4. исследовательские (исследование свойств кожи, ниток, а также возможностей других материалов). Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий: 1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале. 2. Освоение приемов работы в материале. 3. Выполнение учебного задания. Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам библиотеки. пользоваться Во и фондам аудио время самостоятельной Интернетом для сбора и видеозаписей работы школьной обучающиеся дополнительного могут материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской. II. Учебно –тематический план. 4 класс № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1. Вводное занятие Общий объем времени в часах Максимальная Аудиторные учебная нагрузка занятия 35 35 1-ое полугодие Урок 1 1 2. Изначальный ролл-тугая Урок 1 1 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. спираль. Ролл-свободная спираль. Капелька Листочек Листик Глаз Изогнутый глаз Треугольник Полумесяц Полукруг Стрелка Ромб Лист (звёздочка) Птичья лапка Конус Тюльпан Урок Урок Урок урок Урок Урок Урок Урок Урок 1 1 1 1 1 2 2 1 4 1 1 1 1 1 2 2 1 4 Итог: 8-ое полугодие Урок Урок Урок Урок Урок 16 16 3 3 3 4 3 3 19 3 3 3 4 3 3 19 Итог: III. Содержание учебного предмета. 1. Тема: Изначальный ролл — тугая спираль. Склей между собой последовательно внахлест необходимое число бумажных полосок нужной ширины. Навивая ленту на кончик шила, скрути ее в тугую спираль, продолжай скручивать руками, приклей конец (базовая форма). 2. Тема: Ролл — свободная спираль. Скрути полоску плотно, как в предыдущем случае, затем осторожно дай раскрутиться, придерживая форму большим и указательным пальцами левой руки. Острым концом шила выровняй расстояние между витками спирали. Приклей конец. Это основа для всех будущих форм (еще одна базовая форма). 3. Тема: Капелька. Сделай свободную спираль. Затем двумя пальцами левой руки, указательным и большим, оттяни сердцевину в сторону, острым концом шила выровняй расстояние между витками спирали. С противоположной стороны спираль сожми двумя пальцами. Конец ленты приклей. 4. Тема: Листочек (изогнутая капля). Сделай капельку как в предыдущем случае и загни уголок. Конец полоски приклей. 5. Тема: Листик. Сделай каплю и сожми ее противоположный конец. Конец полоски приклей. 6. Тема: Глаз. Сделай свободную спираль и сожми две противоположные стороны. Конец полоски приклей. 7. Тема: Изогнутый глаз (лист). Сделай свободную спираль, сожми ее в виде глаза и загни уголки. Конец полоски приклей. 8. Тема: Треугольник. Сделай свободную спираль и сожми ее в трех местах. Конец полоски приклей. 9. Тема: Полумесяц.Сделай свободную спираль, сожми уголки и изогни деталь. Конец полоски приклей. 10. Тема: Полукруг.Сделай свободную спираль, сожми два уголка так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая — закругленной. Конец полоски приклей. 11. Тема: Стрелка.Сделай свободную спираль, сожми ее так, чтобы образовался треугольник, и прижми два его уголка друг к другу. Конец полоски приклей. 12. Тема: Ромб.Сделай глаз и сожми его уголки навстречу друг к другу, чтобы получился ромб. Конец полоски приклей. 13. Тема: Лист (звездочка).Сделай свободную спираль и сожми ее в нескольких местах, чтобы получились уголки. Конец полоски приклей. 14. Тема: Птичья лапка.Сделай свободную спираль, сожми в виде треугольника, загни два уголка в направлении третьего и сильно прижми. Конец полоски приклей. 15. Тема: Конус.Закрути тугую спираль, приклей конец ленты, выдвини на необходимую длину, проклей внутреннюю часть конуса клеем. Дай высохнуть. 16. Тема: Тюльпан. Сделай свободную спираль, согнув полукруг, сожми два уголка по направлению друг к другу. Конец приклей. IV. Требования к уровню подготовки обучающихся. Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Квилинг». Учащиеся должны иметь обобщенные представления: - о технологии подготовки природного материала к составлению композиций; - о правилах и законах композиции применительно к конкретному направлению декоративно - прикладного искусства; - о сочетании цветов; - об общей последовательности выполнения декоративных, панно в технике аппликации. Учащиеся должны знать: - правила пользования инструментами при работе с бумагой. - способы подготовки бумаги к составлению композиций. Учащиеся должны уметь: - выполнять деталировку для предложенного рисунка; - выполнять композиции в технике аппликации. - оформлять выполненную работу (окантовывать полосками бумаги). V.Формы и методы контроля, система оценок. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность. Программа предусматривает итоговую аттестацию в виде контрольного урока, который проводится в форме творческих просмотров работ учащихся в конце года по окончании курса обучения, за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за год. Одной из форм текущего контроля и промежуточной аттестации по окончании учебного полугодия может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования. 2. Критерии оценок. Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. “5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения. “4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. “3” (удовлетворительно) ставится, неуклонным руководством обучающегося практически безынициативен. если работа преподавателя, отсутствует, ученик выполнена под самостоятельность неряшлив и VI. Методическое обеспечение учебного процесса. Для развития предусмотрены навыков творческой работы учащихся методы дифференциации и программой индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей школьного возраста. Применяются следующие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников при менять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий: - тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; - частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов; - творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. VII. Список литературы и средств обучения 1. Аппликация и кволинг. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил. 2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил. 3. Давыдова Г.Н. Основы квилинга. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил. 4. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил. 5. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил. 6. Кеттелл Дж. Секреты квилинга. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил. 7. Симмонс К. Волшебный квилинг. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил. 8. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил. 9. Харти-Дэвиа Г.Бумажная флористика. – СПб.: ФЛОЭ-арт, 2007. – 203с., ил. 10. Чернова Г.Н. Чудеса из квилинга. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил. 11. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.