Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка: - характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - форма проведения учебных аудиторных занятий; - цели и задачи учебного предмета; - обоснование структуры программы учебного предмета; - методы обучения; - описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета II. Содержание предмета: - учебно-тематический план; - краткое содержание разделов и тем III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок: - аттестация: цели, виды, форма, содержание; - требования к контрольному уроку; - критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - методические рекомендации педагогическим работникам; - рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. VI. Список литературы I. Пояснительная записка Общеразвивающая программа в области декоративно-прикладного искусства «Изготовление игрушки» составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации. Учебный предмет «Изготовление игрушки» относится к разделу учебных предметов художественно-творческой подготовки занимает важное место в комплексе общеразвивающей предметов программы в учебного плана дополнительной области декоративно-прикладного искусства. Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области прикладного творчества. Программа «Изготовление игрушки» может использоваться в рамках предмета по выбору. Она направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре. Игрушка всегда сопутствует человеку. Она является одним из самых давних видов декоративно-прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному. Она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Хорошо уметь делать все своими руками. Хорошо фантазировать, мастеря что-нибудь этакое. Хорошо уметь шить и вышивать. Это занятие лечит от скуки и безделья, постоянно открывает целый мир рукоделия, художественного творчества народных ремесел, старинного и современного костюма. Можно сплести для куклы пояс, сделать украшения, и это тоже целый мир и наука. Плетение украшения из бисера, вышивка, ткачество – все это имеет место быть и жить в наряде куклы, и можно все это освоить понастоящему. Умение делать кукол, которые помогают их хозяевам познать себя и окружающий мир, не забыть истоки своей культуры. Куклы могут оберегать, лечить, радовать, учить. Многообразие видов деятельности, используемых во время занятий, помогает в формировании навыков ручного труда, воспитании активности и самостоятельности детей, развитии их фантазии и воображения, чувства формы и цвета, точности и аккуратности. Образовательная программа «Изготовление игрушки» ориентирована на активное приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству. Учебный предмет «Изготовление игрушки» реализуется при 4-летнем сроке обучения во 2 и 3 классах по 1 академическому часу в неделю. Рекомендуемый возраст для начала обучения от 6 лет. Объем учебного времени и виды учебной работы Вид учебной работы Класс полугодия Аудиторные занятия Самостоятельная работа Вид промежуточной Всего часов Годы обучения 2 3 3 16 4 19 5 16 6 19 70 16 19 16 19 70 32 38 32 38 140 К.у. (пром. атт.) Зачёт (итог. атт.) Форма проведения учебных аудиторных занятий Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Аудиторные занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до10 человек во 2,3 классах по 1 академическому часу в неделю. Объем самостоятельной нагрузки учащихся 2 - 3 класса по 1 часу в неделю. Цель программы: познакомить с историей мягкой игрушки и научить ее изготавливать, создать условия для творческой самореализации ребенка. Задачи программы: Образовательные: формирование у детей навыков ручного труда; обучение основам кройки и шитья игрушки; расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве и быте народов, на примере куклы. Развивающие: развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, культуру общения, умения работать в коллективе. Программа «Изготовление игрушки» содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. на Методы обучения. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 1. объяснительно - иллюстративный (демонстрация методических пособий, иллюстраций); 2. частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); 3. творческий (творческие задания, участие детей в конкурсах); 4. исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов). Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий: 1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале. 2. Освоение приемов работы в материале. 3. Выполнение учебного задания. Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Материально-техническая санитарным база школы, и противопожарным соответствует правилам и нормам, действующим обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом и программой. Дидактические материалы: • наглядные и учебно-методические пособия; • методические рекомендации; • наличие литературы для детей и педагога. Материально-технические: • кабинет, соответствующий СГН; • учебные столы и стулья; • выставочные стенды; • компьютер; • использование сети Интернет; • школьная библиотека. Помещения, предназначенные для проведения занятий должны быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. II. Учебно –тематический план. 2 класс № Наименование раздела, темы 1. 2. Вводное занятие Техника безопасности при работе с инструментами. Виды ручных швов 3. Вид учебного занятия Общий объем времени в часах Максимальная Самостоятельная Аудиторные учебная нагрузка работа занятия 70 35 35 3-ое полугодие Раздел 1. Организация работы. 1 1 Беседа 2 Урок 2 1 1 Урок 4 2 2 Раздел 2. История кукол 2.1. История Урок. 4 2 народной и современной мягкой игрушки. 2.2. История Урок 4 2 тряпичной куклы. Раздел 3. Технология изготовления старинной тряпичной куклы 3.1. 3.2. Изготовление кукол-оберегов, кукол-символов. Изготовление куклыпеленашки, куклыстолбушки. 4.2 4.3 4.4 5.1 2 Урок 8 4 4 Урок 8 4 4 Итого: 4.1 2 32 16 16 4-ое полугодие Раздел 4. Технология изготовления современной тряпичной куклы Составление Урок 4 2 2 эскизов задуманной игрушки (куклы). Изготовление Урок 4 2 2 выкройки куклы. Раскрой куклы на Урок 4 2 2 ткани. Изготовление Урок 8 4 4 куклы (сшивание, набивка). Раздел 5. История казахского и русского народного костюма Знакомство с Урок 2 1 1 5.2 6.1 6.2 6.3 историей и развитием казахского народного костюма. Знакомство с историей и развитием русского народного костюма. Выбор и разработка фасона костюма. Раскрой костюма на ткани и сметывание. Сшивание деталей костюма, обработка швов. урок 2 2 2 Раздел 6. Изготовление одежды для кукол Урок 4 2 2 Урок 4 2 2 Урок 4 2 2 38 19 19 Итого: 3 класс № 1.1. 1.2. 2.1 2.2 2.3 3.1 Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени в часах Максимальная Самостоятельная Аудиторные учебная работа занятия нагрузка 70 35 35 5-ое полугодие Раздел 1. Организация работы 1 Беседа 2 1 1 1 Урок 2 Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами. Раздел 2. Изготовление одежды для кукол Выбор и Урок 2 разработка фасона костюма. Раскрой костюма Урок 4 на ткани и сметывание. Сшивание Урок 4 деталей костюма, обработка швов. Раздел 3. Технология вышивки и бисероплетения Основы вышивки Урок 8 1 1 2 2 2 2 4 4 3.2 3.3 3.4 3.5 4.1 4.2 4.3 крестом и гладью. Основы бисероплетения Изготовление украшений для куклы. Урок 4 2 2 Урок 6 3 3 16 16 3 3 2 2 4 4 4 4 4 4 2 19 2 19 Итого: 32 6-ое полугодие Урок 6 Украшение одежды для кукол Оформление Урок 4 куклы согласно выбранного образа Раздел 4. Изготовление мягкой игрушки Изготовление Урок 8 игрушки «Обезьянка» Изготовление Урок 8 игрушки «Клоун Игрушка на Урок 8 выбор Выставка работ Урок 4 Итого: 38 I. Содержание учебного предмета. 2 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ. 1.1.Тема: Вводное занятие. Познакомить детей с планом работы на учебный год. 1.2. Тема: Техника безопасности при работе с инструментами.Научить учащихся пользоваться инструментами (ножницами, иглой булавками, утюгом), соблюдая правила техники безопасности. 1.3. Тема: Виды ручных швов.Научить выполнять ручные швы: шов через край, вперед иголку, петельный шов, тамбурный шов, шов «цепочка». РАЗДЕЛ 2 . ИСТОРИЯ КУКОЛ. 1.1. Тема: История народной и современной мягкой игрушки. Рассказать об истории народной и современной мягкой игрушки. В ходе беседы познакомить с народной тряпичной куклой, как она развивалась, почему была безлика и как с ней играли. 1.2. Тема: История тряпичной куклы. Познакомить, как развивалась сшивная мягкая игрушка, какое место занимает в современном мире, какие были обычаи и традиции народной куклы, с ее тайнами и секретами. РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАРИННОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ. 3.1. Тема: Изготовление кукол-оберегов, кукол-символов. Обучить учащихся старинной технологии изготовления кукол: пеленашка, ангелочек, столбушка, колокольчик. 3.2. Тема: Изготовление куклы-пеленашки, куклы-столбушки. Обучить учащихся старинной технологии изготовления кукол: пеленашка, ангелочек, столбушка, колокольчик. РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ. 4.1 Тема: Составление эскизов задуманной игрушки (куклы).Для того чтобы создать свою куклу, необходимо ее сначала придумать. Поэтому целесообразно на первом занятии данного раздела нарисовать эскиз куклы, разработать ее в цвете. Обратить внимание на то, что из каких лоскутов будет выполняться одежда и применить расцветку лоскутов в рисунке. 4.2 Тема: Изготовление выкройки куклы. Научить ребят делать лекала по эскизу, взяв за основу лекала простых кукол. 4.3 Тема: Раскрой куклы на ткани. Показать последовательность раскладки лекал на ткани и раскрой. 4.4 Тема: Изготовление куклы (сшивание, набивка). Дать ребятам четкие указания, что сшивать куклу надо аккуратно, внимательно соединяя, все швы. РАЗДЕЛ 5 . ИСТОРИЯ КАЗАХСКОГО И РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА. 5.1 Тема: Знакомство с историей и развитием казахского народного костюма.На занятиях этого раздела учащиеся познакомятся с историей русского и казахского костюма. Учителю, необходимо рассказать из каких элементов состоят костюмы. 5.2 Тема: Знакомство с историей и развитием русского народного костюма.Показать исторический путь украшения одежды, обратить внимание, что в современных костюмах усложнился орнамент и крой одежды. РАЗДЕЛ 6. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ ДЛЯ КУКОЛ. 6.1 Тема: Выбор и разработка фасона костюма.Для изготовления одежды надо разработать лекала блуз, сарафанов, платьев. 6.2 Тема: Раскрой костюма на ткани и сметывание.Обратить внимание ребят, что во время раскроя надо экономить ткань, подбирать рисунок, делать припуски на швы 6.3 Тема: Сшивание деталей костюма, обработка швов.Во время выполнения работы учитель помогает при раскрое задуманного фасона одежды, акцентировать внимание на аккуратность выполнения швов. 3 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ. 1.1. Тема: Вводное занятие. Знакомство детей с планом работы на учебный год. 1.2. Тема: Техника безопасности при работе с инструментами.Повторить пройденный материал о ТБ и использовании инструментов на уроке. РАЗДЕЛ 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ ДЛЯ КУКОЛ. 2.1 Тема: Выбор и разработка фасона костюма. Для изготовления одежды надо разработать лекала блуз, сарафанов, платьев. 2.2 Тема: Раскрой костюма на ткани и сметывание. Обратить внимание ребят, что во время раскроя надо экономить ткань, подбирать рисунок, делать припуски на швы 2.3 Тема: Сшивание деталей костюма, обработка швов. Во время выполнения работы учитель помогает при раскрое задуманного фасона одежды, акцентировать внимание на аккуратность выполнения швов. РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫШИВКИ И БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ. 3.1 Тема: Основы вышивки крестом и гладью. В данном разделе учащихся надо научить выполнять вышивку крестом, гладью, бисером, делать аппликацию, дать основы бисероплетения, выполнять отделочные работы в одежде. 3.2 Тема: Основы бисероплетения. Научить выполнять изделия из бисера (бижутерию, головные уборы и т. д.). 3.3 Тема: Изготовление украшений для куклы. Обратить внимание на то, чтобы все аксессуары подчеркивали образ куклы. 3.4 Тема: Украшение одежды для кукол. Обратить внимание на то, чтобы все аксессуары подчеркивали образ куклы 3.5 Тема: Оформление куклы согласно выбранного образа.Обратить внимание на то, чтобы все аксессуары подчеркивали образ куклы РАЗДЕЛ 4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЯГКОЙ ИГРУШКИ. 4.1 Тема: Изготовление игрушки «Обезьянка».По предложенным лекалам ребята выполняют игрушки «Обезьянка». 4.2 Тема: Изготовление игрушки «Клоун». По предложенным лекалам ребята выполняют игрушки «Клоун». 4.3. Тема: Игрушка на выбор. Учитель объясняет последовательность выполнения работы, помогает, если у ребят возникают трудности. 4.4. Тема: Выставка работ. Выставка работ оформляется учащимися по окончанию курса. IV. Требования к уровню подготовки обучающихся. Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Изготовление игрушки». 1. Технику безопасности при работе с инструментами; 2. исторические сведения о народной игрушке; 3. основы кроя и виды ручных швов; 4. технику изготовления народных кукол и современной игрушки; 5. сведения о сувенирных изделиях; 6. выполнять простые ручные швы; 7. правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны; 8. эстетично оформить игрушку; 9. ориентироваться на качество изделий; 10. изготовить народную или современную игрушку своими руками из доступных материалов; 11. уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку; 12. анализировать образец, анализировать свою работу. V.Формы и методы контроля, система оценок. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Контроль знаний, общеразвивающей умений программе и навыков «Изготовление обучающихся по игрушки» обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность. Программа предусматривает промежуточную аттестацию в форме контрольных уроков по окончании каждого учебного полугодия и итоговую аттестацию в форме зачета по окончании изучения учебного предмета в 3 классе. Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме творческих просмотров работ учащихся, в счет аудиторного времени. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся как в школе, так и на базе других учреждений в рамках конкурсных и фестивальных мероприятий. контроль) может Оценка проводиться в теоретических форме знаний (текущий собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования. 2. Критерии оценок. Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. “5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения. “4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. “3” (удовлетворительно) ставится, неуклонным руководством обучающегося практически если работа преподавателя, отсутствует, выполнена под самостоятельность ученик неряшлив и безынициативен. VI. Методическое обеспечение учебного процесса. Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей школьного возраста. Применяются следующие средства дифференциации: а) разработка заданий различной трудности и объема; б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий; в) вариативность темпа освоения учебного материала; г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Учащиеся помощи, которую получить разную меру может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное практической могут время на уроке отводится деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий: - тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; - частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов; - творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. VII. Список литературы и средств обучения. 1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Изготовление игрушки [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997. 2. Черенкова, Е.Ф. Игрушки своими руками для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007. 3. Т. Проснякова «Забавные игрушки». Москва: «АСТ-ПРЕСС» 2010г. Учебно – методическое обеспечение. На уроках изготовления игрушки количество разнообразных чтобы наглядных преподаватель мог используется пособий. ознакомить Они учащихся большое необходимы, со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы пособий: • натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются детали увеличенного использование предметно-технологической карты; размера. Возможно • образец - это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно дальнейший расчленен анализ которых на отдельные позволит составляющие детали, определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными; • устное описание внешнего вида предмета и его конструкции- способствует образованию у детей правильного представления о предмете • электронные образовательные ресурсы - мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; • аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи; • материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми необходимыми материалами: бумагой ручками, клеем, тканью, иглами и др. разных видов, гелевыми