Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - форма проведения учебных аудиторных занятий; - цели и задачи учебного предмета; - обоснование структуры программы учебного предмета; - методы обучения; - описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета II. Содержание предмета - учебно-тематический план; - краткое содержание разделов и тем III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок: - аттестация: цели, виды, форма, содержание; - требования к контрольному уроку; - критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса: - методические рекомендации педагогическим работникам; - рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Список литературы I. Пояснительная записка Общеразвивающая искусства программа «Вышивка» в области декоративно-прикладного составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации Учебный предмет «Вышивка» занимает важное место в комплексе предметов учебного плана дополнительной общеразвивающей программы в области декоративно-прикладного искусства. Программа учебного предмета «Вышивка» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение. Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества. Учебный предмет «Вышивка» реализуется при 4-летнем сроке обучения во 2, 3, 4-ом классах. Рекомендуемый возраст для начала обучения по программе от 6 лет. Объем учебного времени и виды учебной работы Вид учебной работы Класс полугодия Аудиторные занятия Годы обучения 2 Самостоятельная работа Итого: Вид аттестации Всего часов 3 4 3 4 5 6 7 8 16 19 16 19 16 19 105 16 19 16 19 16 19 105 70 70 Контрольный урок (пром. атт.) 70 Контрольный урок (пром. атт.) 210 Зачет (итог. атт.) Форма проведения учебных аудиторных занятий Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Аудиторные занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до10 человек во 2,3,4 классах по 1 академическому часу в неделю. Объем самостоятельной нагрузки учащихся 2 - 4 класса по 1 часу в неделю. Целью программы является формирование творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности и овладение практическими приёмами вышивки. Задачи программы: Обучающие: - обучить конкретным навыкам в вышивании изделий нитками и бисером; - углубить и расширить знания о некоторых видах женского рукоделия; - формировать интерес к декоративно-прикладному искусству. Воспитательные: - прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; - воспитывать нравственные качества детей; - формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи. Развивающие: - развивать образное мышление, творческие способности; - формировать эстетический и художественный вкус; - содействовать формированию всесторонне развитой личности. Программа «Вышивка» содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. Методы обучения. Для развития навыков творческой работы предусмотрены методы дифференциации различных этапах обучения. учащихся, программой и индивидуализации на Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 1. объяснительно-иллюстративный (демонстрация методических пособий, иллюстраций); 2. частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); 3. творческий (творческие задания, участие детей в конкурсах); 4. исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов). Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный творчески подойти к характер, что дает преподаванию учебного возможность педагогу предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий: 1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале. 2. Освоение приемов работы в материале. 3. Выполнение учебного задания. Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Материально-техническая санитарным база школы, и противопожарным соответствует правилам и нормам, действующим обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом и программой. Дидактические материалы: • наглядные и учебно-методические пособия; • методические рекомендации; • наличие литературы для детей и педагога. Материально-технические: • кабинет, соответствующий СГН; • учебные столы и стулья; • выставочные стенды; • компьютер; • использование сети Интернет; • школьная библиотека. Помещения, предназначенные для проведения занятий должны быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. II. Учебно –тематический план. 2 класс 3 полугодие № Наименование раздела, темы Общий объем времени в часах Вид учебного занятия 1 Вводное занятие 2 3-полугодие Беседа Максимальная Самостоятел учебная ьная работа нагрузка 70 35 Аудиторные занятия 35 2 1 1 Виды ручной Комбинирован вышивки. ный урок Простейшие и тамбурные швы. 4 2 2 3 Строчевые вышивки Комбинирован ный урок 4 2 2 4 Гладевые швы 4 2 2 5 Счётные вышивки Комбинирован ный урок Комбинирован ный урок 4 2 2 6 салфетка Комбинирован ный урок 14 7 7 32 16 16 Итого: 4 полугодие . 7 Декоративные Комбинирован изделия для ный урок кухни (по выбору). 10 5 5 8 Плечевое Комбинирован изделие (топ, ный урок блузка, жилет) с элементами вышивки. 8 4 4 9 Изделие выбору 16 8 8 10 Экскурсия 4 2 2 по Комбинирован ный урок в экскурсия швейный цех итого: 38 19 19 3 класс № Наименование раздела, темы Общий объем времени в часах Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка Самостояте Аудиторные льная занятия работа 70 35 35 2 1 1 5-полугодие 1 Вводное занятие. Т.Б. Беседа 2 Виды ручной Комбинирован ный урок вышивки. Контурные и отделочные швы. 10 5 5 3 Ажурные мережки. 10 5 5 4 Вышивка «вприкреп». 10 5 5 Итого: 32 6-ое полугодие Комбинирован 10 ный урок 16 16 5 5 швы, Комбинирован ный урок Комбинирован ный урок 1 Декоративные изделия для кухни (по выбору). 2 Изделие по выбору Комбинирован ный урок 14 7 7 3 Экскурсия в швейный цех Комбинирован ный урок 4 2 2 Итого: 38 19 19 4 класс № Наименование раздела, темы Общий объем времени в часах Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка Самостоят. Аудиторны работа е занятия 70 35 35 2 1 1 7-полугодие 1 Вводное занятие. Т.Б. 2 Декоративные и Комбинирован маскировочные ный урок швы 4 2 2 3 Комплект чайных салфеток (1+6) Комбинирован ный урок 12 6 6 4 Декоративные изделия (панно). Комбинирован ный урок 12 6 6 Итого: 32 8-ое полугодие Комбинирован 34 ный урок 16 16 17 17 Контрольный урок 4 2 2 38 19 19 1. Декоративное изделие. 2. Вышитая картина Контрольный урок (оформление выставки) Беседа Итого: III. Содержание учебного предмета. Методика работы по программе строится в направлении личностноориентированного взаимодействия с учениками. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности учащегося. Результатом обучения является развитие разносторонней деятельности учеников. 2 КЛАСС 1. Тема: Вводное занятие. Познакомить детей с ТБ при работе с материалами и инструментом. Рассказать о работе на учебный год. 2. Тема: Виды ручной Познакомить детей с вышивки. Простейшие и тамбурные видами ручной вышивки, швы. простейшими и тамбурными швами. 3. Тема: Строчевые вышивки. Научить детей выполнять различные виды вышивок. 4. Тема: Гладевые швы. Научить детей выполнять различные виды вышивок. 5. Тема: Счётные вышивки.Научить детей выполнять различные виды вышивок. 6. Тема: Салфетка. Выбрать образец, и применить его на практике. 7. Тема: Декоративные изделия для кухни (по выбору).Выбрать образец, и применить его на практике с помощью различных видов вышивки. 8. Тема: Плечевое изделие (топ, блузка, жилет) с элементами вышивки.Выбрать образец, и применить его на практике. 9. Тема: Изделие по выбору.Выбрать изделие, и украсить его по выбору различных видов швов. 10. Тема: Экскурсия в швейный цех.Ознакомить детей с работой людей в цеху по изготовлению одежды и декоративной отделки. 3 КЛАСС 1. Тема: Вводное занятие. Т.Б. Познакомить детей с ТБ при работе с материалами и инструментом. Рассказать о работе на учебный год. 2. Тема: Виды ручной вышивки. Контурные и отделочные швы. Познакомить с видами ручной вышивки. 3. Тема: Ажурные швы, мережки.Познакомить детей с видами вышивки и применить их на практике. 4. Тема: Вышивка «вприкреп». Познакомить детей с видами вышивки и применить их на практике. 5. Тема: Декоративные изделия для кухни (по выбору).Познакомить детей с видами вышивки и применить их на практике. 6. Тема: Изделие по выбору. Познакомить детей с видами вышивки и применить их на практике. 7. Тема: Экскурсия в швейный цех. Ознакомить детей с работой людей в цеху по изготовлению одежды и применением вышивки в декоративной отделке. 4 КЛАСС 1. Тема: Вводное занятие. Т.Б.Познакомить детей с ТБ при работе с материалами и инструментом. Рассказать о работе на учебный год. 2. Тема: Декоративные и маскировочные швы. Применить на практике различные виды швов. 3. Тема: Комплект чайных салфеток (1+6). Выбрать узор и украсить салфетки с помощью вышивки. 4. Тема: Декоративные изделия (панно).Украшение панно в технике вышивка. 5. Тема: Декоративное изделие.Украшение панно в технике вышивка. 6. Тема: Вышитая картина. Вышивание картины в технике вышивка. 7. Тема: Контрольный урок(оформление выставки). полученных знаний за курс обучения. Оформление выставки. Проверка IV. Требования к уровню подготовки обучающихся. Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Вышивка»: - соответствие теоретических знаний программным требованиям, - осмысленность и правильность использования специальной терминологии, - соответствие практических умений и навыков программным требованиям, - самостоятельность при выполнении практической работы; - владение вышивальными принадлежностями; - общеучебные умения и навыки; - аккуратность при выполнении практической работы, - креативность в выполнении творческих заданий, -эстетичность оформления художественного вкуса. работ, соответствие требованиям V.Формы и методы контроля, система оценок. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Контроль знаний, общеразвивающей умений программе и «Вышивка» навыков обучающихся по обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность. Программа предусматривает промежуточную аттестацию в форме контрольных уроков по окончании каждого учебного полугодия и итоговую аттестацию в форме зачета по окончании изучения учебного предмета в 4 классе. Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме творческих просмотров работ учащихся, в счет аудиторного времени. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся как в школе, так и на базе других учреждений в рамках конкурсных и фестивальных мероприятий. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования. 2. Критерии оценок. Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. “5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения. “4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. “3” (удовлетворительно) ставится, неуклонным руководством обучающегося практически если работа преподавателя, отсутствует, ученик выполнена под самостоятельность неряшлив и безынициативен. VI. Методическое обеспечение учебного процесса Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек. Занятия по данной программе могут проходить в форме: игра, защита проекта, занятие - путешествие, экскурсия, конкурс и т. д. Приемы и методы обучения - информационно-коммуникативные педагогические технологии; - метод проектов; - уровневая дифференциация обучения; -объяснительно-иллюстративный метод; -рассказ, беседа; - демонстрация; - упражнение; -практические работы репродуктивного и творческого характера; -методы мотивации и стимулирования; - обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля. VII. Список литературы и средств обучения 1. Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. –М.: АРКТИ, 2007. -32 с., ил. – (Мастерилка). 2. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 40 с., ил. 3. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. – М.: Эксмо, 1997. 4. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить») 5. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырёхлетней начальной школы. Под ред. Б.И. Фоминых. – М.: Просвещение, 1986. 6. Программа «Художественный труд» // Вестник образования. – 2001. - № 20. - с. 44-74. Литература для детей: 1. Андреева И.А. Энциклопедия. Шитьё и рукоделие/ И.А. Андреева, А.Л. Грекулова, А.А. Загребаева, Н.П. Кондратьева. - 2-е изд. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,1999. – 288 с. 2. Антиквариат. Энциклопедия мирового искусства. «Белый город», 2001. – 640 с. 3. Архангельская, М.К. Вышивка по картону / М.К. Архангельская // Школа и производство.-1996.- № 3. - с. 9-11. 4. Конышева Н.М. Умелые ручки: Учебник-тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы. – М.: «Ассоциации XXI век», 2002. – 56 с., ил. 5. Сашко, Л. Зимушка-зима/ Л. Сашко // Народное творчество. - 1999.-№ 6.С.1-3 6. Серякова, Т. Фантазия из ниток/ Т. Серякова // Юный художник.-1996.-№ 10.- с.5-7. 7. Симакова, Е.В. Изонить. / Е.В. Симакова, Е.В. Уварова // Школа и производство.- 1995.- № 6. - С. 10-11. Учебно – методическое обеспечение - технологические карты; - карточки заданий; - технические образцы видов простых швов; - образцы видов вышивок в технике «крест»; - иллюстрации изделий народных промыслов; - тематическая подборка схем для вышивания; - учебно-методические пособия, тематические подборки; - ЦОР – CD MP3 Вышивка крестом. Уроки рукоделия; - ЦОР самостоятельно разработанные: -презентации по темам: «Волшебная дымка», «Городецкие узоры», «Голубая гжель», «Золотая хохлома», «Жостово», « Полхов-Майдан», «Красавицаматрешка».