Рабочая программа по учебному предмету "Бумагопластика"

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка:

- характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся;
-

объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- форма проведения учебных аудиторных занятий;
- цели и задачи учебного предмета;
- обоснование структуры программы учебного предмета;
- методы обучения;
- описание материально-технических условий реализации программы
учебного предмета
II.

Содержание предмета:

- учебно-тематический план;
- краткое содержание разделов и тем
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок:

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- требования к контрольному уроку;
- критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- методические рекомендации педагогическим работникам;
- рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

VI.

Список литературы

I. Пояснительная записка
Общеразвивающая

программа

искусства «Бумагопластика»

в области декоративно-прикладного

составлена на основе «Рекомендаций по

организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических
условий образовательной организации.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима
(легкость

обработки,

минимум

инструментов).

Способность

бумаги

сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет
делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного
обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под
карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание,
вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага
дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить
замысел,

ощутить

радость

творчества.

Дети

постигают

поистине

универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества,
знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями
более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме
того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской
работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать
чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень
нравиться творить. Существует множество разных направлений бумажного
творчества: оригами, бумагокручение, изысканная миниатюра, вырезания из
бумагии т.п.
Программа знакомит учащихся с искусством бумагопластики. Невозможно
перечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитии
ребенка. Бумага - как материал, очень доступна, а простота ее обработки

привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами
действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание,
склеивание, скручивание, пригибание очень увлекает. Бумагопластика
развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется
мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие
глазомера. Бумагопластика способствует концентрации внимания, так как
заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить
желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет огромное значение в
развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения,
художественного вкуса. Бумагопластика и моделирование стимулирует
развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность
изготовления изделия. Бумагопластика совершенствует трудовые умения
ребенка, формирует культуру труда. Знания и умения, приобретенные детьми
на занятиях, будут полезны и во взрослой жизни.
При реализации общеразвивающей программы с нормативным сроком
обучения 4 года учебный предмет «Бумагопластика» осваивается в течение
1 учебного года в 1 классе. Рекомендуемый возраст для начала обучения по
программе «Бумагопластика» от 6 лет.
Объем учебного времени и виды учебной работы
Вид учебной
работы

Годы обучения
Всего
часов
1-й класс

Аудиторные
занятия
Максимальная
учебная нагрузка

1 полугодие
16

2 полугодие
18

34

16

18

34

Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек.
Цель программы:

- создать условия для формирования устойчивого интереса к данному
виду деятельности и вовлечь ребёнка в творческую работу посредством
овладения основами бумагопластики.
- способствовать развитию личности обучающихся через творческую
деятельность, формирование художественно-творческих способностей через
обеспечение

эмоционально-образного

восприятия

действительности,

развитие эстетических чувств и представлений.
Задачи программы:
-развитие творческих способностей обучающихся;
-привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности
детей;
-воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения
наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;
-совершенствование трудовых умений и навыков.
Программа «Бумагопластика» включает в себя следующие разделы:
1. введение в декоративно-прикладное искусство;
2. удивительный мир аппликации;
3. торцевание;
4. квилинг.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания сложности поставленных задач. Программа имеет цикличную
структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя
его и постепенно усложняя.
Для того чтобы успешно обучить детей, преподавателю необходимо
владеть определенным комплексом знаний, умений и навыков изготовления
разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий,
имеющих практическую значимость.
Материально-техническая база школы, соответствует действующим
санитарным и противопожарным правилам и нормам, обеспечивает

проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным
планом и программой.
Дидактические материалы:
•

наглядные и учебно-методические пособия;

•

методические рекомендации;

•

наличие литературы для детей и педагога.
Материально-технические:

•

кабинет, соответствующий СГН;

• учебные столы и стулья;
• выставочные стенды;
• компьютер;
• использование сети Интернет;
• школьная библиотека.

Помещения, предназначенные для проведения занятий должны быть
светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До
начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное
проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны
строго соблюдать правила техники безопасности труда.
II. Учебно – тематический план.

1 класс.
№

1.
1.1.

1.2.

Наименование
раздела, темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная
Аудиторные занятия
учебная нагрузка
34
34
1-ое полугодие

Раздел 1. Введение в декоративно-прикладное искусство
Инструменты и
материалы.
Правила техники
безопасности.
Как родилась
бумага. Виды
бумаги.

беседа

1

1

беседа

1

1

1.3.
1.4.

Волшебные
свойства бумаги.
Основы
композиции

2.
2.1.

беседа

1

1

беседа

1

1

Раздел 2. Удивительный мир аппликации

Аппликация из
геометрических
фигур.
2.2. Аппликация из
геометрических
фигур
2.3. Айрис-фолдинг.
Просмотр работ в
этой технике.
Приемы работы.
2.4. Айрис-фолдинг
из осенних
листьев.
Открытки ко дню
Учителя
2.5. Аппликация
обрывная.
Просмотр работ в
этой технике.
Приемы работ
2.6. Графика
2.7. Выразительные
средства графики
2.8. Аппликация
обрывная. Цветок
2.9. Аппликация
обрывная.
Дерево.
2.10. Аппликации из
ладошек.
Просмотр работ в
этой
технике. Приемы
работы.
2.11. Птицы из
«ладошек»
2.12. Рыбки«ладошки» из
«ладошек»

Урок-игра

1

1

Экскурсия

1

1

Беседа

1

1

Практическая
работа

1

1

Беседа

1

1

Экскурсия
Практическое
занятие
Урок-игра

1
1

1
1

1

1

Экскурсия

1

1

Урокэксперимент

1

1

Экскурсия

1

1

Практическое
занятие

1

1

16

16

2

2

Итого:
2-ое полугодие
2.13. Коллективная
работа
«Новогодняя
елка из

Практическое
занятие

«ладошек»
3.
3.1

3.2

3.3
3.4.
3.5.
4.
4.1

4.2

4.3

4.4.

4.5.

4.6.

Раздел 3. Торцевание
Торцевание.
Беседа
Просмотр работ в
этой технике.
Приемы работы.
Контурное
Беседа
торцевание.
Снежинка.
Торцевание
Интегрированное
«Цветок»
занятие

2

2

1

1

1

2

Торцевание
«Цыплёнок»
Миниатюры на
свободную тему.

1

2

1

1

Раздел 4. Квилинг
Волшебные
Уроксвойства бумаги.
прослушивание
История
возникновения
технологии
бумагокручения квиллинга.
Вырезание
Урокполосок для
прослушивание
квиллинга.
Основные
правила работы.
Основные формы
Урок“капля”,
прослушивание
“треугольник”,
“долька”,
“квадрат”,
“прямоугольник”.
Конструирование
из основных
форм квиллинга.
Основные
Интегрированное
формы.
занятие
“Завитки”.
Конструирование
из основных
форм квиллинга.
Основные
Интегрированное
формы.
занятие
“Завитки”.
Конструирование
из основных
форм квиллинга.
Основные
Интегрированное
формы. “Спирали
занятие

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4.7.

4.8.

в виде стружки”.
Конструирование
из основных
форм квиллинга
Основные
Интегрированное
формы. “Спирали
занятие
в виде стружки”.
Конструирование
из основных
форм квиллинга.
Коллективная
Практическое
работа.
занятие
Композиция из
основных форм.
Контрольный
урок.
Итого:

1

1

1

1

18

18

III. Содержание учебного предмета.
Содержание программы обеспечивает включение в образовательный
процесс различных структурных компонентов личности в их единстве, что
создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления
психического и физического здоровья учащихся.
1 раздел. Введение в декоративно-прикладное искусство.
1.1 Тема. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Знакомство с инструментами и материалами, техникой безопасности при
работе.
1.2 Тема.

Как родилась бумага. Виды бумаги. Познакомить детей с

основными видами бумаги и историей её возникновения.
1.3 Тема. Волшебные свойства бумаги. Познакомить детей со свойствами

бумаги.
1.4 Тема. Основы композиции. Познакомить с понятием «композиция», и

техникой выполнения композиций в декоративно-прикладном творчестве.
2 раздел.Удивительный мир аппликации
2.1. Тема. Аппликация из геометрических фигур.Учить детей составлять
аппликацию с помощью геометрических фигур.

2.2. Тема. Аппликация из геометрических фигур. Портрет человека
составленный из геометрических фигур.
2.3. Тема. Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике.Приемы работы.
2.4. Тема. Айрис-фолдинг из осенних листьев.Открытки ко дню Учителя
2.5. Тема. Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Приемы
работ
2.6. Тема. Графика.Познакомить детей с видом искусства.
2.7. Тема. Выразительные средства графики.Познакомить с основными
приемами и методами.
2.8. Тема. Аппликация обрывная. Цветок.Практическое занятие.
2.9. Тема. Аппликация обрывная. Дерево.Практическое занятие.
2.10. Тема. Аппликации из ладошек. Просмотр работ в этой технике. Приемы
работы.
2.11. Тема. Птицы из «ладошек».Применение приемов в практической
работе.
2.12. Тема. Рыбки - «ладошки» из «ладошек». Применение приемов в
практической работе.
2.13. Тема. Коллективная работа «Новогодняя елка из «ладошек».
Практическая коллективная работа.
3 раздел. Торцевание.
3.1. Тема. Торцевание.Просмотр работ в этой технике. Приемы работы.
3.2. Тема. Контурное торцевание. Снежинка. Применение приемов в
практической работе.
3.3. Тема. Торцевание «Цветок».Практическое изготовление открыткицветка.
3.4. Тема. Торцевание «Цыплёнок». Практическое выполнение задания.
3.5. Тема. Миниатюры на свободную тему.
4 раздел. Квиллинг.
4.1. Тема. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии
бумагокручения - квиллинга.

4.2. Тема. Вырезание полосок для квиллинга.Основные правила работы.
4.3. Тема. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”,
“прямоугольник”.Конструирование из основных форм квиллинга.
4.4. Тема. Основные формы. “Завитки”.Конструирование из основных форм
квиллинга.
4.5. Тема. Основные формы. “Завитки”.Конструирование из основных форм
квиллинга.
4.6. Тема. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование
из основных форм квиллинга.
4.7. Тема. Основные формы. “Спирали в виде стружки”.Конструирование
из основных форм квиллинга.
4.8. Тема. Коллективная работа.Композиция из основных форм.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Бумагопластика»:
1. Сформированный комплекс первоначальных знаний о
«Бумагопластике».
2. Владение первичными навыками анализа произведений искусства,
восприятия художественного образа.
3. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли,
свое отношение к изучаемому материалу.
4. Формирование навыков работы с доступными информационными
ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео
ресурсы).
5. Знать правила техники безопасности, историю происхождения бумаги, и
ее виды, простейшую терминологию по тематике предмета,
технологические приемы работы с бумагой.

6. Уметь работать с инструментами, различными материалами, шаблонами и
приспособлениями, понимать схемы, применяемые в бумагопластике и
моделировании, подбирать цветовую гамму.
7. Умение создавать различные поделки и композиции из бумаги, используя
различные техники и их сочетание, в соответствии с поставленной
тематической задачей.
V.Формы и методы контроля, система оценок.
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся по программе
«Бумагопластика» обеспечивает оперативное
процессом

и

выполняет

средств

контроль

знаний

педагогом практически на всех занятиях. В

текущего

учебным

обучающую, проверочную, воспитательную и

корректирующую функции. Текущий
осуществляется

управление

контроля

успеваемости

учащихся
качестве

учащихся программой

предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую
грамотность. Программа

предусматривает промежуточную и итоговую

аттестацию по итогам первого учебного полугодия в форме выставки и во
втором полугодии в виде контрольного урока, которая проводится в форме
творческих просмотров

работ

учащихся

в конце года,

за

счет

аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за год.
Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных
тематических выставок творческих работ обучающихся как в школе, так и
на базе других учреждений в рамках конкурсных и фестивальных
мероприятий. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может
проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических
кроссвордов, тестирования.
2. Критерии оценок.
Оценивание

работ

осуществляется

по

двум

направлениям:

практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием

оценки

служит

качество

исполнения,

правильное

использование

материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход,
соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к
творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть
небрежность.
“3” (удовлетворительно)

ставится,

неуклонным

руководством

обучающегося

практически

если

работа

преподавателя,
отсутствует,

выполнена

под

самостоятельность

ученик

неряшлив

и

безынициативен.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Методическое

обеспечение

образовательной

программы

“«Бумагопластика» ” включает в себя методы, дидактические принципы,
техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения
итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам
организации учебного процесса и дидактическим принципам. Следовательно,
учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении
практической деятельности с применением предметной

наглядности.

Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной
деятельности во многом зависит от системности и последовательности в
обучении.

При

строгом

соблюдении

логики

учащиеся

постепенно

овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип,
педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом
возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам
доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с
практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются
на:
•

словесный (рассказ-объяснение, беседа);

•

наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных

пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
•

практические

(овладение

приемами

работы,

приобретение

навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы кружка используется дидактический материал.
Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися,
рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу,
фотографии

детских

работ

и

профессиональных

работ,

разработку

отдельных тематических занятий.
VII. Список литературы и средств обучения
1.

Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.

2.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.:
Аким, 1996. – 208с., ил.

3.

Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.

4.

Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.

5.

Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.

6.

Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил.

7.

Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.

8.

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997.
– 224с., ил.

9.

Харти-Дэвиа Г. Керамическая флористика. – СПб.: ФЛОЭ-арт, 2007. – 203с.,
ил.

10.

Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.

11.

Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
Учебно – методическое обеспечение
Бумага офисная цветная, марки «Color», бумага офисная белая, бумага
цветная, гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый большой,
бумага для акварели, цветные блоки для записей (форма квадрат), альбомы
для эскизов, пастель сухая, карандаши, клей ПВА, клей Момент – Кристалл,
клей-карандаш, английские булавки, ножницы, мультимедиа для просмотра
презентаций.
Средства обучения:
-

материальные:

учебные

аудитории,

специально

оборудованные

наглядными пособиями, мебелью;
- наглядно

– плоскостные:

наглядные методические пособия, карты,

плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски,
интерактивные доски;
-демонстрационные: муляжи,

чучела

птиц

и

животных,

гербарии,

демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
-электронные

образовательные

ресурсы:

мультимедийные учебники,

мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».