Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка -Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - форма проведения учебных аудиторных занятий; - цели и задачи учебного предмета; - обоснование структуры программы учебного предмета; - методы обучения; - описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета II. Содержание предмета - учебно-тематический план; - краткое содержание разделов и тем III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок: - аттестация: цели, виды, форма, содержание; - требования к контрольному уроку; - критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса: - методические рекомендации педагогическим работникам; - рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Список литературы I. Пояснительная записка Общеразвивающая программа в области декоративно-прикладного искусства «Беседы об искусстве» составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ с учетом кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации. Логика искусстве» построения подразумевает программы развитие учебного предмета ребенка через «Беседы об первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе. Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой. Срок реализации учебного предмета При реализации программы «Беседы об искусстве» с нормативным сроком обучения 4 года учебный предмет, относящийся к предметной области историко-теоретической подготовки «Беседы об искусстве» осваивается 4 года для детей, поступивших в возрасте от 6 лет. Объем учебного времени и виды учебной работы Вид учебной работы Аудиторные занятия Максимальная учебная нагрузка Вид аттестации Годы обучения 1-й класс 1 2 полуг полу одие годи е 16 18 Всег о часо в 2-ой класс 3-ий класс 3 4 5 6 полугод полугод полу полуг ие ие годие одие 16 19 16 19 4-ый класс 7 8 полуг полу одие годи е 16 19 139 139 34 35 35 35 Контрольны е уроки Контрольные уроки Контрольные уроки Зачёт Форма проведения учебных аудиторных занятий Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек. Цель программы: Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства. Задачи программы: 1. Развитие навыков восприятия искусства. 2. Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. 3. Формирование навыков восприятия художественного образа. 4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства. 5. Обучение специальной терминологии искусства. 6. Формирование первичных навыков анализа произведений искусства. Программа «Беседы об искусстве» (4 года) включает в себя следующие разделы: 1 класс: общая характеристика видов искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, хореография, театр, кино и телевидение; 2 класс: изобразительное искусство, знакомство с народным искусством, праздниками (народные и светские), искусство и современный человек, музеи, библиотеки; 3 класс: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, искусство как творческой вид культурной деятельности деятельности, поколений. многогранныйрезультат Сохранение и приумножение культурного наследия. 4 класс:русское искусство конца XIX - начала XX вв., искусство советского периода. Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, объяснение); - наглядный (наблюдение, демонстрация); Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета Средства, необходимые для реализации общеразвивающей программы Дидактические: - наглядные и учебно-методические пособия; - методические рекомендации; - наличие литературы для детей и педагога. Материально-технические: - учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и правилам; - учебная мебель; - видеомагнитофон; - проектор и киноэкран; - слайды, диски; - компьютер, оснащенный звуковыми колонками; - видеотека; - использование сети Интернет; - материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов; - школьная библиотека. 1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс. № 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени в часах Максимальная учебная Аудиторные нагрузка занятия 34 34 1-ое полугодие Раздел 1. Виды искусства Вводная беседа о видах искусства Знакомство с пространственн ыми (пластическими ) видами искусства Знакомство с динамическими (временными) видами искусства Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства беседа 1 1 беседа 1 1 беседа 1 1 беседа 1 1 Раздел 2. Изобразительное искусство «Как работает художник, чем пользуется» Жанр изобразительно го искусства «Композиция» Знакомство с композиционны ми схемами на примере фотоискусства Рисунок Графика Выразительные средства графики «Силуэт» Живопись «Цвет» «Колорит» Урок-игра 1 1 Экскурсия 1 1 Беседа Практическая работа 1 1 1 1 Беседа Экскурсия Практическое занятие 1 1 1 1 1 1 Урок-игра Экскурсия Урок-эксперимент Экскурсия 1 1 1 1 1 1 1 1 2.12. Способы работы с цветом: «Акварель» Практическое занятие 1 1 16 16 Практическое занятие 1 1 Практическое занятие 1 1 экскурсия 3 3 Итого: 2-ое полугодие 2.13. 2.14. 2.15. 3. 3.1 3.2 3.3 4. 4.1 4.2 4.3 5. 5.1 5.2 5.3 6. 6.1 6.2 Способы работы с цветом: «Гуашь» Способы работы с цветом: «Пастель» Способы работы с цветом: «Масляные краски» Раздел 3. Литература Литература как вид искусства Литературные жанры Литература и синтетические виды искусства Беседа 1 1 Беседа 1 1 Интегрированное занятие 1 1 Раздел 4. Музыка Музыка как вид искусства Музыкальные инструменты Музыкальные направления и стили Урокпрослушивание Урокпрослушивание Урокпрослушивание 1 1 1 1 1 1 Раздел 5. Хореография Танец и виды танцевального искусства Композиция в хореографии Профессии в области хореографии Интегрированное занятие 1 1 Интегрированное занятие Интегрированное занятие 1 1 1 1 Искусства театра Выразительные средства театрального Интегрированное занятие Интегрированное занятие Раздел 6. Театр 1 1 1 1 6.3 искусства «Детский театр» Интегрированное занятие Итого: 1 1 18 18 2 КЛАСС № Наименование раздела, темы 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 Общий объем времени в часах Максимальная Аудиторные учебная нагрузка занятия 35 35 3-е полугодие Раздел 1. Изобразительное искусство 1. 1.1 Вид учебного занятия Беседа о композиции Язык графики Язык живописи Натюрморт как жанр изобразительного искусства Пейзаж как жанр изобразительного искусства Портрет как жанр изобразительного искусства Скульптура как вид изобразительного искусства Архитектура как вид изобразительного искусства Декоративноприкладное искусство как вид изобразительного искусства Беседа 1 1 Беседа Беседа Беседа 1 1 1 1 1 1 Беседа 1 1 Беседа 1 1 Беседа 1 1 Беседа 1 1 Беседа 1 1 Раздел 2. Народное искусство Народные ремесла Народные ремесла родного края Народный костюм Народный фольклор. Жанры фольклора. Беседа 1 1 Экскурсия 1 1 Экскурсия 0,5 0,5 Интегрированное занятие 0,5 0,5 Раздел 3. Кино и телевидение 3. 3.2 Искусства кинематографа Детское кино 3.3 Детские передачи 3.1 Интегрированное занятие Интегрированное занятие Урок-дискуссия Итого: 1 1 1 1 1 16 1 16 4-ое полугодие Раздел 4. Праздники 4.1 4.2 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 7. 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 Праздники народного календаря Светские праздники Беседа 1 1 Беседа 1 1 Раздел 5. Искусство и современный человек Значение искусства в жизни современного человека История развития искусства костюма Искусство и реклама Искусство дизайна Ландшафтный дизайн Беседа 1 1 Экскурсия 2 2 Урок-игра 1 1 Беседа 1 1 беседа 1 1 Беседа Виртуальная экскурсия Беседа 1 1 1 1 1 1 Беседа экскурсия Практическое занятие 2 1 1 2 1 1 Раздел 6. Музеи Музеи Частные музеи Выставочное пространство Экскурсия Посещение музея Коллекционирова ние Раздел 7. Библиотека Библиотека Правила пользования библиотекой Как работать с книгой Как работать с журналом Энциклопедия как вид книги беседа Экскурсия 1 1 1 1 Практическое занятие Практическое занятие Беседа 1 1 1 1 1 1 Итого: 19 19 3 класс № 1. 1.1. 1.2. Наименование раздела, темы Сеть интернет как информационный ресурс Литературная гостиная Вид учебного занятия Общий объем времени в часах Максимальная Аудиторные учебная нагрузка занятия 35 35 5-ое полугодие Раздел 1. Библиотека. Беседа 1 Урок-дискуссия 1 1 1 Раздел 2. Изобразительное искусство 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 Виды изображений в картине Язык графики Язык живописи Диорама, понорама как виды монументальной живописи Жанры изобразительного искусства Интерпритация в искусстве Выполнение копии худ.произведения в музее изобразительного искусства пленэр Беседа 1 1 Беседа Беседа Экскурсия 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Урок-игра 1 1 Беседа 1 1 Практическое занятие 1 1 2.8 Беседа 1 3 Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство 3.1 Текстиль Беседа 1 3.2. Эскизирование Практическое 1 занятие 3.3 Металл Беседа 1 3.4 Эскизирование Практическое 1 занятие 3.5 Керамика Беседа 1 3.6 Эскизирование Практическое 1 занятие 3.7 Дерево Беседа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итог: 3.8 эскизирование 3.9 3.10 Камень.кость. эскизирование 3.11 3.12 стекло эскизирование 4. 4.4 4.5 Песня 4.6 4.7 Танец Рестоврация и хранения объектов культуры и искусства Значение культурного наследия в истории человечества Церковь-как объект искусства Хранение «Культурных единиц» Творческий проект «Семейные реликвии» «Мой родной город вчера и сегодня» 4.3 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел 4. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия. Язык Современная детская литература Творческий эксперимент Музыка 4.1 4.2 6-ое полугодие Практическое занятие Беседа Практическое занятие Беседа Практическое занятие 16 Урок-исследование Беседа 2 1 2 1 Урок-эксперимент 1 1 Урокпрослушивание Урокпрослушивание Беседа Урок-исследование 1 1 1 1 1 1 1 1 Урок-исследование 1 1 Беседа 1 1 беседа 1 1 Практическое занятие 2 2 Экскурсия 1 1 19 19 Итого: 4 класс № 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени в часах Максимальная Аудиторные учебная нагрузка занятия 35 35 7-ое полугодие Раздел 1. Русское искусство конца XIX - начала XX вв. Константин Коровин и Валентин Серов Михаил Врубель «Мир искусства» «Союз русских художников» «голубая роза» Беседа 4 4 Лекция 2 2 Лекция Лекция 4 4 4 4 Лекция Итого: 2 2 16 16 8 полугодие Раздел 2. Искусство советского периода 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 Искусство периода «октябрьской революции» «Четыре искусства», АХРР и ОСТ Искусство 30-х годов Искусство в период Великой отечественной войны Искусство конца 40-х - начала 80-х годов Лекция 2 2 Лекция 3 3 Лекция 3 3 Лекция 3 3 Лекция 4 4 Декоративноприкладное искусство советского периода Подготовка к зачёту лекция 2 2 зачёт 2 2 19 19 Итого: III. Содержание учебного предмета. Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства. Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительнаядеятельность), направленных на более прочное усвоение материала. Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. 1 класс. 1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА» 1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства.Полихудожественныйподход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов). 1.2 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Понятие термина «пространственные виды искусства».Изобразительное прикладное искусство, искусство (и скульптура, его виды), декоративно- архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с репродукциями. 1.3 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем). 1.4 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. библиотеке: Самостоятельная просмотр отдельных работа: работа в фрагментов видео-зале кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем). 2. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 2.1 Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, используя различные художественные материалы. 2.2 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства. 2.3 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр – замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений. Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра. 2.4 Тема: Знакомство фотоискусства. фотография. с композиционными Знакомство с Композиционные Композиционный центр. схемами искусством схемы. примере фотографии. Точка Самостоятельная на зрения. работа: Сюжетная Освещение. самостоятельное выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет). 2.5 Тема: Рисунок. вспомогательного самостоятельное Искусство этапа рисунка. выполнения произведение Значение композиции. искусства. рисунка как Рисунок как Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства. 2.6 Тема: Графика. Знакомство с Графика произведениями графика, декоративная графика. как самостоятельный графики. Виды Самостоятельная вид искусства. графики. работа: Книжная выполнение несложных графических упражнений. 2.7 Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений. 2.8 Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Применение игровых форм на уроке. Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из черной бумаги. 2.9 Тема: Живопись. Знакомство живописи. Материалы, используемые репродукциями известных с понятием в живописцев. «живопись», виды живописи. Знакомство Самостоятельная выполнение несложных упражнений в технике акварель. с работа: 2.10 Тема: «Цвет». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений. 2.11 Тема: «Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций. 2.12 Тема: Способы работы с цветом: «Акварель». Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники – акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор репродукций. 2.13 Тема: Способы работы с цветом: «Гуашь». Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и репродукций художников, работающих выполнение несложных в этой технике. композиций в Самостоятельная данной технике работа: на тему, заданную преподавателем. 2.14 Тема: понятием Способы работы «пастель», история с цветом: «Пастель». возникновения техники. Знакомство с Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем. 2.15 Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски». Знакомство с техникой работы маслом. Знакомство с работами Изготовление художников. красок. Экскурсия Способы работы. по выставке. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств. 3. Раздел «ЛИТЕРАТУРА» 3.1 Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков из художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем. 3.2 Тема: Литературные жанры.Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Знакомство с творчеством детских поэтов и прозаиков. Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: сочинение небольшого рассказа, сказки или стихотворения. 3.3 Тема: Литература и синтетические виды искусства. Литература и музыка. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации. Литература и театр (кино). Самостоятельная работа: выполнение иллюстрации к любимому литературному произведению. 4. Раздел «МУЗЫКА» 4.1 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыка в природе. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений. 4.2 Тема: Музыкальные инструменты. Классификация музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Оркестр – как групповая форма исполнения музыкального произведения. Самостоятельная работа: просмотр музыкальных телепередач на канале «Культура», детских музыкальных телепередач. 4.3 Тема: Музыкальные Народная музыка. направления Современная и музыка. стили.Классическая музыка. Самостоятельная посещение филармонии или концерта. 5. Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ» работа: 5.1 Тема: Танец и виды танцевального искусства.Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем). 5.2 Тема: Композиция в хореографии. Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок человека в движении (используется стилизация изображения). 5.3 Тема: Профессии в области хореографии. Известные представители в искусстве хореографии. Просмотр отрывков прославленных произведений. Самостоятельная работа: ассоциативное изображение танца (кадриль, вальс, танго). 6. Раздел «ТЕАТР» 6.1 Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя. 6.2 Тема: Выразительные средства театрального искусства. Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические (жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм, антракт, занавес). Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок театрального занавеса или костюма персонажа. 6.3 Тема: «Детский театр». Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы. 7. Раздел «КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ» 7.1 Тема: Искусство кинематографа. История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма. 7.2 Тема: Детское кино. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: театральный этюд. 7.3 Тема: Детские телепередачи. Виды детских телепередач. Ведущие детских программ. Самостоятельная работа: просмотр детских телепередач с последующим обсуждением. 2 класс. 1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 1.1 Тема: Беседа о композиции.«Как смотреть картину?» Сюжет композиции. Главное и второстепенное в композиции. Плановость. Композиционный центр. Колорит. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства. 1.2 Тема: Язык графики. Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, графических выставок. 1.3 Тема: Язык живописи. Станковая и монументальная живопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.). 1.4 Тема: Знакомство Натюрморт с термином как жанр «натюрморт». изобразительного Вещь глазами искусства. художника. Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат, точка зрения, освещение, колорит и др.). Предметы как символы эпохи. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок (фотографий) натюрморта. 1.5 Тема: Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «пейзаж». Виды пейзажа (городской, сельский, морской, горный и др.). Композиционный строй пейзажа (формат, точка зрения, плановость, освещенность, колорит и др.). Времена года в пейзаже. Самостоятельная работа: поиск репродукций, посещение выставочного пространства. 1.6 Тема: Портрет как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «портрет». Один человек – сто разных лиц. Виды портрета (парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и др.). Человек и время. Самостоятельная работа: выполнение портретов членов семьи. 1.7 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства. Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина. 1.8 Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства. Значение термина «архитектура». Виды общественные сооружения). (типы) построек Материалы. (жилые Стилевые дома и особенности. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурного сооружения (здания, храма, постройки). 1.9 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно – прикладного искусства. 2. Раздел «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» 2.1 Тема: Народные ремесла. Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подбор репродукций и фотографий по теме. 2.2 Тема: Народные ремесла родного края. История возникновения. Народные мастера. Традиции и современность. Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея. 2.3 Тема: Народный костюм. Из истории народного костюма. Мужской и женский народный костюм. Элементы костюма. Символика в костюме. Самостоятельная работа: выполнение эскиза народного костюма, работа с иллюстративным материалом. 2.4 Тема: Народный фольклор. Жанры фольклора. Музыкальный фольклор. Изобразительный фольклор. потешки, песни, частушки, Устное загадки, народное творчество (пословицы, сказки, эпос). Самостоятельная работа: чтение и пересказ сказок, загадок, детских потешек и песенок. 3. Раздел «ПРАЗДНИКИ» 3.1 Тема: Праздники народного календаря. Знакомство с сезонными праздниками. Зима (Рождество, колядки, святочные гадания, Крещение и др.), Весна (масленица, Пасха), Лето (Троица, день Ивана Купалы, Спас), Осень Использование (Параскева-Пятница, сюжетов народных. иллюстративного материала. Капустник, Синичкин Самостоятельная работа: день). подбор 3.2 Тема: Светские праздники. История праздников (Новый год, День защитника отечества, Международный женский день, День космонавтики, День победы, День знаний и др.). Праздники и традиции. Атрибутика (украшения, костюмы, открытки, стихотворения и др.). Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение композиций на тему «Праздник». 4. Раздел «ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» 4.1 Тема: Значение искусства в жизни современного человека. Современный интерьер (функциональность и эстетика). Психология цвета. Жилые и общественные помещения. Предметы интерьера (мебель, текстиль, посуда, мелкая пластика и скульптура и др.). Самостоятельная работа: выполнение фотографий современных интерьеров (социальные объекты, детские заведения, магазины, выставочные пространства). 4.2 Тема: История развития искусства костюма. Эпоха и мода. Мода и стиль: костюм, makeup, украшения и др. Самостоятельная работа: подбор фото-материала. 4.3 Тема: искусства. Искусство Плакат. и реклама. Афиша. Реклама Упаковка. как Визитная вид дизайнерского карта. Календари. Самостоятельная работа: подбор рекламной продукции (визитные карты, реклама в СМИ, и др.) 4.4 Тема: Искусство дизайна. История дизайна. Объекты. Материалы. Самостоятельная работа: выполнение эскиза объекта дизайна. 4.5 Тема: Ландшафтный дизайн. Искусство оформления природной среды. Парки, скверы, дачные участки. Клумбы. Оранжереи. Детские площадки. Самостоятельная работа: выполнение эскиза детской площадки (парка). 5. Раздел «МУЗЕИ» 5.1 Тема: Музеи. Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Музеи-ансамбли (музей-усадьба, музеи-квартиры, музеи-храмы). Самостоятельная работа: посещение музея. 5.2 Тема: Частные музеи. Коллекционные музеи игрушки, фарфора, кружева. Нетрадиционные музеи (музей шоколада, музей елочной игрушки, музей ледяных скульптур, музей янтаря, музей воды, и др.). Самостоятельная работа: сочинение о посещении нетрадиционного музея, или сочинение «Каким я вижу свой музей». 5.3 Тема: Выставочное пространство. С чего начинается музей. Правила поведения. Знакомство с экспозицией. Самостоятельная работа: закрепление знаний о правилах поведения человека в выставочном пространстве. 5.4 Тема: Экскурсия. Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды экскурсий. Формы экскурсий (живая, аудио, игровая, рисование в музее - интерпретация). Самостоятельная работа: экскурсия в музей. 5.5 Тема: Посещение музея. Краеведческого, музея изобразительных искусств, театра (на выбор). Самостоятельная работа: посещение конкретно заданного отдела музея с экскурсией. 5.6 Тема: Коллекционирование. Презентация личной коллекции ученика. Самостоятельная работа: выполнение презентации или сочинение. 6. Раздел «БИБЛИОТЕКИ» 6.1 Тема: Библиотека. «библиотекарь». Знакомство с термином «библиотека». Профессия Виды библиотек (детская, по искусству). Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки. 6.2 Тема: Правила пользования библиотекой. Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр, комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом). Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала 6.3 Тема: Как работать с книгой. Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге. 6.4 Тема: Как работать с журналом. Знакомство с разделами журнала (содержание, рубрики, статьи и др.). Детские журналы («Колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Юный художник»). Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своем любимом журнале. 6.5 Тема: Энциклопедия как вид книги. Все обо всем - коротко и ясно. Знакомство с термином «энциклопедия». Разновидности энциклопедий по областям знаний. Детская энциклопедия («Почемучка», «Я познаю мир», «Что есть что?» и др.). Самостоятельная работа: разработка обложки к детской энциклопедии. 6.6 Тема: Сеть интернет как информационный ресурс. Поиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа: нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство». 6.7 Тема: Литературная гостиная. Разговор на тему: «Моя любимая книга». Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своей любимой книге. 3 класс 1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 1.1 Тема: Виды различных изображений изображений в картине. (реалистическое, Стилевые декоративное, особенности абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К.Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников. 1.2 Тема: Язык графики. Традиционный рисунок и современная графика. Граффити как вид современного искусства. 3D рисунки. Рисунки из букв и символов. Самостоятельная работа: знакомство с материалом через интернетресурсы. 1.3 Тема: Язык живописи. Дальнейшее знакомство с разнообразием видов живописных решений. Миниатюра. инструменты. Самостоятельная Иконопись. работа: работа с Материалы и иллюстративным материалом – подбор, изучение. 1.4 Тема: Диорама, панорама как виды монументальной живописи. Знакомство с терминами «диорама», «панорама». Исторические аспекты. Материалы и инструменты. Известные художественные объекты. Самостоятельная работа: посещение музеев. 1.5 Тема: Жанры изобразительного искусства.Дальнейшее знакомство с жанрами живописи (графики): мифологический, исторический, батальный, бытовой, анималистический, маринистский и др. Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями известных художников. 1.6 Тема: Интерпретация в искусстве. Подделки в искусстве. Репродукция. Копия в материале. Самостоятельная любимых произведений искусства. работа: выполнение копий 1.7 Тема: Выполнение копии художественного произведения в музее изобразительного искусства. Самостоятельная работа: завершение работы. 1.8 Тема: Пленэр. Знакомство с термином «пленэр». Исторические подосновы. Наброски, зарисовки, этюды. Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок на открытом воздухе. 2. Раздел «ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» 2.1 Тема: Текстиль. Значение термина «текстиль». Виды текстильных изделий. Способы выполнения текстильных изделий (ткачество, вышивка, плетение, роспись по ткани, валяние, вязание, аппликация). Последовательность выполнения работы от эскиза до работы в материале. Самостоятельная работа: выполнение эскиза любого текстильного изделия. 2.2 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза текстильного изделия. Самостоятельная работа: подбор материала, завершение работы. 2.3 Тема: Металл. Значение термина «художественный металл». Способы выполнения изделий из металла (чеканка, литье, филигрань, насечка, гравировка). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала. 2.4 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза ювелирного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы. 2.5 Тема: Керамика. Значение термина «керамика». Основные виды керамики — фарфор, фаянс, майолика. История ремесла. Технология выполнения. Самостоятельная работа: фотографирование предметов быта и предметов декоративно-прикладного искусства из керамики. 2.6 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза керамического изделия. Самостоятельная работа: завершение работы. 2.7 Тема: Дерево. Способы Значение термина «художественная обработка дерева». выполнения инкрустация, изделий выжигание, из древесины скульптура). (резьба, Материалы и роспись, инструменты. Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из дерева. 2.8 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза деревянного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы. 2.9 Тема: Камень. Кость. Значение термина «художественная обработка камня, кости». Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом. 2.10 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза изделия из камня. Самостоятельная работа: завершение работы. 2.11 Тема: Стекло. Значение термина «художественное стекло». Классификация видов изделий из стекла по назначению: утилитарные (салатницы, графины, фужеры, рюмки), декоративные (вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно, витражи, украшения) и сувениры (плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры). Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из стекла. 2.12 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза изделия из стекла. Самостоятельная работа: завершение работы. 3. РАЗДЕЛ «ИСКУССТВО КАК ВИД КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНОГОГРАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКОЛЕНИЙ. СОХРАНЕНИЕ И ПРИУМНОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ». 3.1 Тема: Язык. Исторические изменения словарного состава русского языка. Заимствование иностранных слов. Культура речи. Сленг. Самостоятельная работа: подобрать и привести примеры иностранных слов, вошедших в русский язык. Объяснение значения слов. 3.2 Тема: Современная детская литература. Творческий подход в создании литературного образа, адаптация текста к психологическим особенностям определенного детского возраста. Языковые эксперименты. Лингвистическая интерпретация. Самостоятельная работа: чтение и пересказ любимого литературного произведения. 3.3 Тема: Творческий эксперимент. Сочинение сказки с использованием современных слов и терминов. Самостоятельная работа: выполнение иллюстраций к собственной сказке. 3.4 Тема: Музыка. народных Стилизация в музыке. инструментов в современное Возвращение старинных музыкальное пространство. Самостоятельная работа: подбор фотоматериалов. 3.5 Тема: Песня. Традиция и современность в народной песне. Популяризация народной песни. Прослушивание русских народных песен, романсов. Самостоятельная работа: чтение (исполнение) отрывка любимой (знакомой) русской песни. 3.6 Тема: Танец. Популяризация хореографии. Балет. История. Сохранение традиций классического танца. Известные танцоры, хореографы и постановки. Самостоятельная работа: просмотр отрывков известных постановок на телеканале «Культура» или в записи. 3.7 Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства. Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение объектов культуры. Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией). 3.8 Тема: Значение культурного наследия в истории человечества. Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность. Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация). 3.9 Тема: Церковь – как объект искусства. Устройство храма. Знакомство с известными храмовыми постройками. Самостоятельная работа: посещение храмов города. 3.10 Тема: Хранение «культурных единиц». Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа: поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы. 3.11 Тема: Творческий проект «Семейные реликвии». Защита проекта в любой предлагаемой преподавателем сочинение, выполнение композиции форме (презентация, сообщение, и др.). Самостоятельная работа: оформление материала. 3.12 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня». Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом. Известные люди города. Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного города (улицы, парки и др.) 3.13 Тема: творческих «Мой родной композиций на город вчера тему «Старый и сегодня». город» с Выполнение последующим обсуждением. Самостоятельная работа: оформление композиции. 4 класс РАЗДЕЛ 1. РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 1.1 Тема: Константин Коровин и Валентин Серов.Дать представление о деятельности двух художников, в чьем творчестве ярко отразились переломные моменты искусства конца XIX - начала XX века. 1. Рассказать о дружбе двух различных по темпераменту художников, о связи с деятельностью мамонтовского кружка, который был своеобразной кузницей идей и форм нового русского искусства. Б) Познакомить с работами К. Коровина - яркого представителя русского импрессионизма; увидеть сходство с пейзажами французских импрессионистов; выявить своеобразие манеры художника в повышенной интенсивности цвета, в стихийной экспрессии мазка, в романтической напряженности образа; отметить роль художника в изменении отношения к этюду, который после него стал восприниматься как самостоятельное произведение искусства. «Зимой» (1894). «Париж. Бульвар Капуцинок». (1911). «Рыбы, вино и фрукты» (1916). 2. Познакомить с этапными для русского искусства и творчества В. Серова работами: «Девочка с персиками» - ознаменовала поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому»; юность, весна жизни - тема произведения; жанровый синтез как важная для искусства конца XIX века тенденция. «Девушка, освещенная солнцем» - образец импрессионистической живописи. Парадные портреты Ермоловой, Шаляпина несут черты символизма в трактовке героя как одинокого гения, героической личности, способной увлекать массы. Парадный портрет Орловой - образец модной картинки в стиле модерн и острая характеристика определенного типа личности. «Похищение Европы» - поиск законов художественной трансформации реальности, соответствовавшей устремлению молодого поколения художников. Сделать вывод о том, что произведения, относящиеся к последним годам жизни, созданы как бы разными художниками, но отражают основную черту искусства конца XIX - начала XX века: переход от метода прямого изображения действительности в формах самой действительности к методу поиска художественного образа и формы, косвенно выражающих содержание современности. 1.2. Тема: Михаил Врубель.Сформировать представление о творчестве М. Врубеля как о крупнейшем представителе символизма и модерна в русском изобразительном художника конца 19 искусстве, новом типе универсального - начала XX века, умевшего написать картину и декоративное панно, исполнить виньетку для книги и монументальную роспись, вылепить скульптуру и сочинить театральный костюм. Кратко познакомить с фактами биографии; обратить внимание на особенность почерка художника, колорита; отметить абсолютное чувство ритма, линии, цвета; рассказать о том, что мир образов Врубеля появлялся из его фантазий; что он работал сразу, по воображению, а не с натуры; образам героев часто придавал свои черты; «работал, как дышал». «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»: «Не плачь, дитя, не плачь напрасно», «Тамара и Демон». Картины «Демон (сидящий)» (1890), «Демон поверженный» (1902), «Портрет С.И. Мамонтова» (1897), «К ночи» (1900), «Пан» (1899), «Царевна-лебедь» (1900), «Сирень» (1900). Декоративные панно «Испания» (1894) и «Венеция» (1893). Скульптуры «Волхова» и «Мизгирь». Эскизы декоративных блюд, камина для Абрамцева. Декорации к операм Н. Римского-Корсакова. Костюмы для театральных образов жены художника: «Царевна Волхова». Графические листы «Автопортрет», «Букет сирени». Сделать вывод о том, что универсализм дарования, беспредельная фантазия, необычайная страстность отличают Врубеля от его современников. 1.3. Тема: «Мир искусства».Сформировать представление о художественном объединении «Мир искусства» как о крупном эстетическом явлении русской культуры рубежа веков, утвердившем в искусстве новые вкусы и проблематику, вернувшем искусству - на самом высоком профессиональном уровне - утраченные формы книжной графики; о создателях театрально-декоративной живописи, приобретшей их усилиями европейское признание, «открывших» заново русское искусство XVIII века.Кратко рассказать о формировании объединения из кружка одноклассников, изучавших самостоятельно искусство и решивших на своем опыте, что путем умелого воздействия можно воспитывать вкусы широких слоев русского общества, прежде всего, через знакомство с произведениями мирового искусства. Эта благородная просветительская задача стала главной в их деятельности. Раскрыть эстетическую позицию группы: все, что любит и чему поклоняется художник в прошлом и настоящем, имеет право быть воплощенным в искусстве, независимо от злобы дня; единственным чистым источником красоты является само искусство. Познакомить с воплощением мечты о соединении различных искусств (живописи, литературы, музыки, театра) на практике, создание журнала в 1899 году, проведение регулярных выставок под эгидой «Мира искусства». Раскрыть роль С. Дягилева - мецената и организатора выставок, а впоследствии - организатора гастролей русского балета и оперы за границей. Познакомить с программными произведениями ведущих художников объединения. К. Сомов - портрет художницы Мартыновой «Дама в голубом» (1897 1900). А. Бенуа «Прогулка короля» (1906). А.Бенуа. Графическое оформление «Медного всадника» (1903 - 1922). Л.Бакст «Теггогапйдиш», декорации и костюмы к «Шехерезаде» Римского-Корсакова, «Жар-птице» Стравинского (1900). Е. Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905). М. Добужинский «Человек в очках» (1905-1906). Н. Рерих «Заморские гости» (1901). Б. Кустодиев «Купчиха за чаем» (1918), «Масленица». 1.4. Тема: «Союз русских художников».Сформировать представление о деятельности «Союза русских художников», который сыграл значительную роль в отечественном изобразительном искусстве и имел воздействие на формирование советской живописной школы. Познакомить с историей объединения. Рассказать о национальном пейзаже как об основном жанре художников «Союза русских художников». Выявить своеобразие «русского импрессионизма» в живописи и скульптуре. Познакомить с работами И. Э. Грабаря, обратив внимание на интерес художника к разложению видимого цвета на спектральные, чистые цвета. Выявить повышенное декоративное чувство цвета в работах Ф. А. Малявина. Познакомить с работами К. Ф. Юона, С. Ю. Жуковского, которых привлекала задача создания образа старинных русских городов. Увидеть романтическое настроение картины А. А. Рылова «Зеленый шум» (1904). Познакомить с работами Паоло Трубецкого - одного из ярких представителей импрессионизма в скульптуре. Визуальный ряд: И. Э. Грабарь «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь» (1904), «Мартовский снег» (1904); Ф. А. Малявин «Вихрь» (1906), «Крестьянская девушка» (1910-е), «Гости» (1914); К. Ф. Юон «Мартовское солнце» (1915), «Троицкая лавра зимой» (1910); С. Ю. Жуковский «Брошенная терраса» (1911), «Радостный май» (1912), «Плотина» ; П. Трубецкой «Дети» (1900). 1.4. Тема: «Голубая роза».Сформировать представление о «русском символизме».Рассказать о выставке последователей Борисова-Мусатова под названием «Голубая роза», о синтезе искусств, о воздействии на художников стилистики символизма и модерна (плоскостно-декоративная стилизация форм, прихотливость линейных ритмов); рассмотреть единство и особенности творчества лидеров. А). Познакомить с деятельностью ведущего художника П. Кузнецова, создавшего декоративное панно-картину, в которой стремился отойти от житейской конкретности, показать единство человека и природы, устойчивость вечного круговорота жизни и природы, рождение в этой гармонии человеческой души. Отметить обращение к классическим традициям мирового искусства в поисках своего большого стиля. Б). Познакомить с деятельностью М. С. Сарьяна, создавшего в пейзажах образ экзотического Востока: Ирана, Египта, Турции. Отметить, что ориентальные произведения Сарьяна с их цветовыми контрастами появились раньше работ Матисса. Обратить внимание на жизнерадостный характер декоративных полотен художника. Сделать предварительный вывод о том, что Кузнецов и Сарьян разными путями создавали поэтический образ красочно-богатого мира, один - опираясь на традиции древнерусского искусства иконы, другой - древнеармянской миниатюры. В период «Голубой розы» их объединял интерес к ориентальным мотивам, символические тенденции. В). Познакомить с остро-декоративными натюрмортами, театральной фантастикой, лубочной стилизацией станковых картин Н. Н. Сапунова и Н. Н. Судейкина. Визуальный ряд: П. Кузнецов «Голубой фонтан» (1905), «Мираж в степи» (1912), «Вечер в степи» (1912); М. Сарьян «Улица. Полдень. Константинополь» (1910), «Идущая женщина» (1911), «Финиковая пальма» 1911. ; С. Ю. Судейкин «Пионы» (1908), «Маскарад» (1907); Н. Н. Сапунов «Цветы и фарфор» (1914); дополнительно: Феофан Грек «Троица»; фреска церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде. РАЗДЕЛ 2. ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА 1.1. Тема: Искусство периода Октябрьской революции и гражданской войны. Сформировать представление о начале нового этапа в развитии культуры и искусства. Первые мероприятия советской власти в области искусства и сохранения художественного наследия прошлого. Расцвет агитационного массового искусства. «Окна сатиры РОСТА». Плакаты М. М. Черемных и В. В. Маяковского. Творчество Д. С. Моора и В. Н. Дени. Агитационный фарфор. Революционный пафос произведений Б. М. Кустодиева, К. Ф. Юона, А. А. Рылова. 1.2. Тема: «Четыре искусства», АХРР и ОСТ. Сформировать представления об искусстве 20-х годов, когда появились объединения, стремившиеся не только продолжить развитие традиций реализма, но и создать современный язык на основе синтеза традиций классической культуры и формальных поисков авангарда. Кратко охарактеризовать сложившуюся историческую и социальную обстановку; познакомить с трудным положением художников в первые годы советской власти, с необходимостью доказывать нужность своего творчества новому государству рабочих и крестьян; с поиском образов, созвучных эпохе перемен. Рассказать о продолжении традиций реализма в обществе «Четыре искусства» и Ассоциации художников революционной России (АХРР); о новаторстве Общества станковистов (ОСТ), которых привлекал язык плаката и «монтажа», приема, взятого из кинематографа. Визуальный ряд: Д. С. Моор «Красный подарок белому пану», плакат (1921). В. Н. Дени «Капитал», плакат (1919). Е.М. Чепцов «Заседание сельской ячейки» (1924). А. Рылов «В голубом просторе» (1918). М. Б. Греков «В отряд к Буденному» (1923), «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной» (1934). Г. Г. Ряжский «Автопортрет» (1928). Касаткин «Делегатка» (1927), «Вузовка» (1926). А. А. Дейнека «Оборона Петрограда» (1928). К. Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928), «1919 год. Тревога» (1934 1935), «Портрет Ахматовой» (1922). П. П. Кончаловский «Портрет Наталии Петровны Кончаловской, дочери художника» (1925). И. Машков «Снедь московская. Мясо, дичь», «Хлебы. Снедь московская» (1924). 2.3 . Тема: Искусство 30-х годов. Сформировать представление об искусстве 30-х годов.Познакомить с картинами историко-революционной тематики в творчестве Б. В. Иогансона: «На старом уральском заводе», «Допрос коммунистов»; отражение жизни советского народа в творчестве А. А. Дейнеки, А. А. Пластова, К. Н. Истомина; тема спорта в творчестве А. А. Дейнеки, А. Н. Самохвалова. Рассказать о расцвете портретной живописи. Создание М. В. Нестеровым галереи портретов советской интеллигенции. Портретные работы П. Д. Корина. Познакомить с развитием пейзажной живописи. Городской пейзаж Ю.И. Пименова, пейзажи В. К. Былыницкого-Бирули, Н. П. Крымова. Натюрморт в творчестве И. И. Машкова, П.П. Кончаловского. Рассказать о ведущем значении реалистической книжной иллюстрации. В. А. Фаворский, Е.А. Кибрик. Расцвет монументальной скульптуры. Скульптурная группа В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1937). Портретные работы В. И. Мухиной, С. Д. Лебедевой. Строительство Московского метрополитена. 2.4 . Тема: Искусство Сформировать в период представление Великой об Отечественной искусстве периода войны. Великой Отечественной войны.Раскрыть образ героического советского народа в искусстве; гуманизм советского искусства; утверждение стойкости и несгибаемого мужества советского человека. Большая мобилизующая роль плаката и политической карикатуры. Плакаты И. М. Тоидзе, В. Б. Корецкого. «Окна ТАСС». Работы Кукрыниксов. Графические серии Д. А. Шмаринова и А. Ф. Пахомова. Отражение массового героизма народа в живописи. А. А. Дейнека «Оборона Севастополя». А. А. Пластов «Фашист пролетел», С. В. Герасимов «Мать партизана». Патриотическая роль исторической живописи. П. Д. Корин - триптих «Александр Невский». Военный пейзаж в творчестве А. А. Дейнеки и Г. Г. Нисского. Скульптурные портреты героев войны в творчестве В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича. Образы народных героев в творчестве М. Г. Манизера: «Народные мстители», «Зоя». 2.5. Тема: Искусство конца 40-х начала 80-х годов. Сформировать представление о развитии видов и жанров советского искусства с конца 40-х - до начала 80-х годов; выявить наиболее значительные произведения.Познакомить с основной тематикой советского искусства на примере работ наиболее ярких художников эпохи. Обращение к темам прошедшей войны. Тема борьбы за мир как одна из центральных в советском искусстве. Отражение труда советских людей. Портрет как создание образа современника; развитие жанра исторического портрета в творчестве С. П. Викторова. Определяющая роль эпического пейзажа. Натюрморт в творчестве В.Ф. Стожарова. Создание образа героя в монументальной и портретной скульптуре. 2.6. Тема: Декоративно-прикладное Сформировать искусство советского представления художественныхпромысловПознакомить о периода. возрождении с художественными промыслами России. 1. Лаковая миниатюра: Палех, Мстера, Федоскино. Роспись по дереву: Хохломская, Городецкая роспись и росписи Северной Двины и Мезени. 2. Резьба по кости и изделия из рога. Русская глиняная игрушка: Дымковская, Каргапольская, Филимоновская.Русская деревянная игрушка: игрушка русского Севера; нижегородская «топорщина», Сергиевопосадская игрушка, полхов-майданскиетарарушки, Богородская игрушка, Матрешки. Павловопосадские платки.Вышивка «Орловский спис», «Горьковский гипюр» и др.Кружево: елецкое, вологодское и др. IV. Требования к уровню подготовки обучающихся. Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»: 1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства. 2. Знание особенностей языка различных видов искусства. 3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства. 4. Владение навыками восприятия художественного образа. 5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу. 6. Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы). 7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.). V. Формы и методы контроля, система оценок В качестве средств контроля успеваемости образовательные учреждения могут использоваться устные опросы, тестирование. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебного года в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Беседы об искусстве». По окончании полугодий учебного года выставляются оценки, соответствующие целям и задачам программы «Беседы об искусстве» и ее учебному плану. Виды аттестации по предмету «Беседы об искусстве»: - текущая; - промежуточная; - итоговая. Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала. Текущая аттестация проводится в форме устных опросов, тестирования, беседы по изученному материалу. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. По решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти. Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольные уроки по окончании каждого учебного полугодия. Итоговая аттестация проводится в форме зачета по окончании курса обучения во втором полугодии 4 класса. Оценка, полученная на зачете заносится в документ утвержденного образца, свидетельствующий об окончании школы. Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся: 1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся). «5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов; «4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов; «3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов. 2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства. «5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале; «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки; «3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов. 3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции. «5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта; «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта; «3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью. VI. Методическое обеспечение учебного процесса Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек. Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций; частично- поисковый (выполнение вариативных заданий); творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах); игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.). Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных экскурсий. Несмотря индивидуальных на качеств выставок, музеев, направленность личности каждого театров, программы ребенка проведение к развитию рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив. VII. Список литературы и средств обучения 1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала XX века – М., 1989. 2. Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI век», 2005 3. Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993. 4. Громова И. Православные и народные праздники. – М.: «Дрофа плюс», 2005 5. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001. 6. Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996. 7. Изобразительные мотивы народного искусства. – М., 1990. в русской народной вышивке. Музей 8. Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. – СП. Государственный русский музей.- 1996. 9. Каменева К. О чем рассказывают яблоки. – М., 1986. 10. Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998. 11. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002. 12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995. 13. Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка», 1989. 14. Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и попмузыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002. 15. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004 16. Неверов О. Культура и искусство античного мира. – Л., 1981. 17. Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983 18. Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. – М., 1997 19. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М., 1989 20. Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. – М., 1995. 21. Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. – С-П., 1970. 22. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981. 23. Художник Борис Тузлуков. – М.: «Всероссийское театральное общество», 1983. 24. Чижова А.Э. Березка. – М.: «Советская Россия», 1972. Учебно – методическое обеспечение Средства обучения: -материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; -демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; -электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; - аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.