Структура программы учебного предмета Пояснительная записка I. 1. Характеристика учебного предмета 2. Срок реализации учебного предмета 3. Объём учебного времени и виды учебной работы 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий 5. Цели и задачи учебного предмета 6. Обоснование структуры учебного предмета 7. Методы обучения 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета. 1. Сведения о затратах учебного времени 2. Годовые требования по классам. III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета 1. Аттестация: формы и методы контроля успеваемости 2. Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации преподавателям 2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся VI. Списки рекомендуемой методической литературы 1. Списки рекомендуемой нотной литературы 2. Списки рекомендуемой методической литературы 2 I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета I. Программа учебного предмета «Фортепиано» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». Программа может быть использована в рамках реализации учебного предмета «Дополнительный инструмент» в вариативной части. Основная направленность настоящей программы – формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков игры на фортепиано, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальной грамоты), поэтому для успешного обучения в школе искусств учащимся класса «Народные инструменты» необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом. Особенностью программы является возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным. Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. 2. Срок реализации учебного предмета «Фортепиано» 3 В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Народные инструменты» составляет 8 лет (с 1 по 8 класс). 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебными планами на реализацию предмета «Фортепиано» На освоение предмета «Фортепиано» для учащихся отделения народных инструментов предлагается: - по учебному плану обязательной части программы – 0,5 часа аудиторных занятий в неделю с 4 по 7 класс, в выпускном классе – 1 час в неделю; - по учебному плану вариативной части программы – 1 час в неделю с 1 по 7 класс. Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано (синтезатора) или возможность занятий в учебных классах ДШИ. Самостоятельная работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и контролироваться на каждом уроке. На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю (в обязательной части программы), 0,5 часа в неделю (в вариативной части программы). 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока – 45 минут. Индивидуальные занятия позволяют преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика. 5. Цели и задачи учебного предмета «Фортепиано» Цель данного курса – овладение фортепиано как вторым (дополнительным к основному) инструментом, расширение музыкального кругозора детей, формирование их художественного вкуса, воспитание музицирующих любителей музыки. 4 Основной целью данной программы является обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков фортепианного исполнительства. На протяжении всего периода обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников и определить основные направления работы, связанные с решением следующих задач: - развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству; -развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора; - владение основами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего авторскому замыслу; - формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося: овладение основными видами штрихов – non legato, Legato, staccato; - развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности; - овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований; - обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле; - владение средствами музыкальной выразительности; Приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музыцированию. 6. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано» Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - характеристика учебного предмета; - срок реализации учебного предмета; 5 - объём учебного времени и виды учебной работы; - форма проведения учебных аудиторных занятий; - цели и задачи учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета» 7. Методы обучения Индивидуальное обучение неразрывно связано воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. На уроках фортепиано целесообразно использование следующих методов обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ) наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов) практический (работа на инструменте, упражнения) аналитический (сравнения, обобщения) эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления) Индивидуальная форма работы с обучающимися позволяет найти более точный психологический подход к каждому ученику и выбрать подходящие методы обучения. 8. Материально-технические условия реализации учебного предмета «Фортепиано» Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета (класс для индивидуальных занятий не менее 6 кв.м) Необходимо наличие библиотеки и фонотеки. 6 Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано. Помещение должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками. II. Содержание учебного предмета фортепиано и дополнительный инструмент (фортепиано) 1. Сведения о затратах учебного времени Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы распределяется по годам с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. При реализации программы «Народные инструменты» со сроком 8 лет общий объем аудиторной нагрузки по предмету «Фортепиано» обязательной части программы составляет 99 часов (по 0,5 часа в неделю с 4-го по 7-й классы, 1 час в неделю в 8 классе). В целях повышения результативности и качества обучения в настоящей программе предусмотрено увеличение количества часов на предмет «Фортепиано» за счет вариативной части основной программы «Народные инструменты» (по 1 часу в неделю с 1 по 7 классы) в рамках учебного предмета «Дополнительный инструмент (фортепиано)». Таким образом, общая аудиторная нагрузка обязательной и вариативной части следующая: с 1 по 3 классы по 1 часу в неделю; с 4 по 7 классы – по 1,5 часа в неделю; в 8 классе – по 1 часу в неделю. Объем самостоятельной работы обучающихся может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности индивидуальных способностей ученика. Обязательной частью программы за весь период обучения предусмотрено 330 часов (по 2 часа в неделю с 4 по 8 классы), а вариативная часть предполагает 99 часов самостоятельной работы за весь период (по 0,5 часа в неделю со 2 по 7 классы). Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; 7 - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (концертных залов, театров, филармоний и др.); - участие учеников в концертах, творческих конкурсах, открытых культурно- просветительских мероприятий ДШИ и др. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Годовые требования по классам Согласно вариативной части ФГТ изучение учебного предмета «Фортепиано» для учащихся народных отделений рекомендовано начинать с первого класса. В настоящей программе предлагается разнообразный репертуар с целью возможности индивидуального подхода к каждому ученику. В годовых требованиях указано количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе. Преподаватель устанавливает степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика. 1 класс (1 час в неделю) Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов. За год учащиеся должны пройти около 12-16 простых пьес. Рекомендуется использовать для начального обучения следующие сборники, содержащие упражнения на обретение первоначальных навыков игры на инструменте и легкие фортепианные пьесы: - Барсукова С. Веселая музыкальная гимнастика. – Ростов, 2008. - Горошко Н. Музыкальная азбука для самых маленьких. – Ростов, 2007. - Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. – СПб., 2002. - Гнесина Е. Фортепианная азбука. – Л., 1979. - Королькова И. Крохе-музыканту. – Ростов, 2006 8 - Кончаловская Н. Нотная азбука. – Киев, 1984. - Литовко Ю. Семь нот: Упражнения для изучения басового ключа начинающими музыкантами. – СПб., 2004. - Литовко Ю. Музыкальный букварь для начинающих пианистов. – СПб., 2004. - Пособие для начинающих «Пора играть, малыш». – Ростов, 2003. 2 класс (1 час в неделю) Продолжение работы над организацией пианистических движений, основными приемами игры, штрихами. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником – 10-12 небольших разнохарактерных произведений (народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды, ансамбли) из «Школы игры на фортепиано»под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1-го класса (сост. Б. Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано. Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, тонического трезвучия. Знание понятий «тоника», «тональность». Гаммы До, Соль, Ре-мажор отдельно каждой рукой. В первом и втором полугодии проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета, на котором исполняют 2-3 разнохарактерных произведения (возможно исполнение ансамблевых пьес для фортепиано в 4 руки). Примерный репертуарный список Сборник «В музыку с радостью», сост. О. Геталова, И.Визная: М. Андреева «Ехали медведи» Ф. Лещинская «Лошадки» И. Визная «Вальс» А. Артоболевская «Вальс собачек» английская нар. песня «Игрушечный медвежонок» ансамбль французская нар. песня «Колыбельная» ансамбль О. Геталова «Рыжий кот», «Добрый гном», «Часы» Б. Берлин «Пони-звездочка» Г. Энесакс «Едет паровоз» Д. Томпсон « Вальс гномов», ансамбль 9 Сборник «Школа игры на фортепиано», сост. А.Николаев 1964 г.: русская народная песня «На зеленом лугу» Е. Гнесина «Этюды» М. Красев «Журавель» Д. Кобалевский «Про Петю», ансамбль Г. Гумберт Этюд Ж. Векерлен «Пьеса» Т. Салютринская «Пастух играет» Сборник «Первая встреча с музыкой», сост. А.Артоболевская: украинский народный танец «Казачок», ансамбль С. Ляховицкая «Дразнилки» А. Руббах «Воробей» И. Филипп «Колыбельная» С. Прокофьев «Болтунья», ансамбль Г. Беренс Этюды № 1, 2 Л. Шитте Этюды № 3-5, 7 3 год обучения (1 час в неделю) Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. За год учащийся должен изучить 8-10 разнохарактерных произведений (часть из них – для ознакомления); гаммы До, Ре, Соль, Ля-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним двумя руками на одну октаву Аттестация проводится в конце каждого полугодия: в виде контрольного урока или зачета с оценкой, на котором исполняется 2-3 произведения разных жанров и характера. Примерный репертуарный список Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» Корелли А. Сарабанда ре минор Моцарт В. Менуэт фа мажор 10 Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор Перселл Г. Ария Скарлатти Д. Ария Гнесина Е. «Фортепианная азбука», Маленькие этюды для начинающих Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих соч.65 Школа игры на фортепиано под общ.ред. А.Николаева: этюды Гречанинов А. «В разлуке», «Мазурка» Гедике А. Танец Глинка М. Полька Кабалевский Д. «Клоуны», «Маленькая полька» Майкапар А. Соч.28: «Бирюльки», «В садике», «Пастушок», «Мотылек» Хачатурян А. Андантино Штейбельт Д. Адажио 4 год обучения (1,5 часа в неделю) Начиная с 4 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения. Изменения в содержании учебных занятий также касаются усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа. За год учащийся должен освоить 8-10 разножанровых и разнохарактерных произведений (включая пьесы полифонического характера, 1 часть произведения крупной формы, ансамбли); гаммы ля, ре, ми, соль-минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2 октавы. Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год (по полугодиям) в виде контрольных уроков или зачетов, на которых учащиеся исполняют 2-3 произведения разных жанров и характера. Примерный репертуарный список 11 Полифонические произведения: И.С. Бах «Менуэт» ре-минор, «Волынка» Д. Скарлатти «Ария» ре-минор А. Корелли «Сарабанда» ми-минор Л. Моцарт «Менуэт» Г. Перселл «Ария», «Менуэт» соль-мажор А.Гедике «Фугато» соль-мажор, «Инвенция» ре-минор Произведения крупной формы: М. Клементи Сонатина № 1 И. Дюссен Рондо К. Сорокин «Во поле береза стояла» вариации И. Андрэ Сонатина 1, 2, 3 часть В. Моцарт Легкие вариации В. Кикта Вариации на старинную украинскую песню Пьесы: Л. Моцарт Пьеса И. Кригер Бурре Н. Мясковский Беззаботная песенка Д. Тюрк Андантино Г. Свиридов «Колыбельная песенка» А. Гречанинов «На лужайке» Р. Шуман «Мелодия» Этюды: К. Черни Этюды № 1 – 6 из первой тетради А. Гедике Этюд ми-минор Л. Шитте Этюды соч. 160 № 10, 14, 15, 18, соч. 108 № 1 А. Лемуан Этюды соч. 37 № 1, 2 Ансамбли: П. Чайковский «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица» 12 Л. Бетховен «Немецкий танец» 5 год обучения (1,5 часа в неделю) Годовые требования: 8-10 произведений (этюды, пьесы, полифонические произведения, 1 часть крупной формы, 1-2 ансамбля); продолжение формирования навыков чтения с листа, гаммы мажорные до 4-х знаков, минорные до 2-х знаков, аккорды и арпеджио к ним, хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы. Требования к промежуточной аттестации аналогичны предыдущиму году обучения. Примерный репертуарный список Полифонические произведения: И.С. Бах Менуэт соль-минор, Менуэт соль-мажор Ф.Э. Бах «Маленькая фантазия» Г.Ф. Гендель «Куранта» Л. Бетховен «Канон» А. Караманов «Канон» Произведения крупной формы: М. Клементи Сонатина до-мажор А. Гедике Сонатина до-мажор Л. Бетховен Сонатина соль-мажор Ф. Кулау Сонатина до-мажор Д. Чимароза Соната ре-минор И. Беркович Сонатина 1, 2 часть В. Моцарт Рондо Пьесы: Д. Шостакович «Марш» Сен-Люк Бурре Г. Свиридов «Ласковая просьба» Глиэр «Монгольская песенка» С. Майкопар «Детская песенка», «Сказочка», «Раздумье» 13 Р. Шуман «Марш», «Первая утрата» П. Чайковский «Болезнь куклы», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка» Мегюль «Охота» Э. Сигмейстер «Спиричуэл» А. Гречанинов «Мазурка» А. Эшпай «Танец» Этюды: К. Черни Этюды № 20, 23, 24, 28, 29, 32, 35 из 1-й тетради А. Лемуан Этюды соч. 37 № 6, № 8, № 10, № 12 Л. Шитте Этюды соч. 160 № 23, № 24, соч.108 № 16 Г. Береннс Этюды соч. 70 № 27 Ансамбли: П. Чайковский «Экосез» из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковский «Сладкая греза», «Грустная песенка» Ф. Мендельсон «Песня без слов» А. Серов «Варяжская баллада» 6 год обучения (1,5 часа в неделю) Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений. Годовые требования: 8-10 произведений (этюды, разнохарактерные пьесы, полифонические произведения, 1-2 части крупной формы, 1-2 ансамбля); чтение с листа; мажорные гаммы до 4-х знаков, минорные – до 3-х знаков, к ним – аккорды и арпеджио на 2 октавы, хроматическая гамма от белых клавиш. Примерный репертуарный список Полифонические произведения: 14 И.С. Бах Менуэт до-минор, Менуэт соль-мажор, Менуэт соль-минор, Маленькая двухголосная фуга до-минор Ф.Э. Бах Менуэт фа-минор Г. Гендель Фугетта Ж.Ф. Рамо Менуэт Произведения крупной формы: В. Моцарт Сонатина ч.1, 3 Д. Чимароза Сонатина ре-минор Д. Кабалевский Сонатина соч. 27 № 18 А.Сорокин Сонатина соч. 5 № 1 Э. Мелартин Сонатина соль-минор Р. Шуман Детская сонатина М. Клементи Сонатина № 3 до-мажор Пьесы: С. Майкапар «Маленький командир», «Колыбельная», «Мимолетное видение», «Мотылек», «Музыкальная шкатулочка» Р. Шуман «Веселый крестьянин», «Смелый наездник» П. Чайковский «Новая кукла» М. Парцхаладзе «Танец», «Проказница», «Колокольчики», «Осень» А. Жилинский «Веселый пастушок» Т. Толкачев «В лесу» Ю. Слонов «Скерцино» М. Глинка Мазурка до-мажор, Мазурка до-минор П. Сонневиль «Баллада для Аделины» К. Франсуа, Ж. Рево «Мой путь» В. Климашевский «Эскиз», «Арабеска», «Витражи» Этюды: Л. Шитте Этюд ре-минор 15 Г. Береннс Этюды соч. 70 № 43, 44 Ж. Дювернуа Этюды соч. 176 № 17, № 20 А. Лешгорн Этюд соч. 65 № 12 А. Бертини Этюд соч. 100 № 4 С. Геллер Этюды соч. 47 № 12, № 13, соч. 172 № 4, № 8 Д. Кабалевский Этюд ре-минор М. Парцхаладзе Этюды соль-мажор, соль-минор Ансамбли: Ф. Шуберт «Лендлер» Л. Бетховен «Три немецких танца» Д. Мартини «Гавот» М. Балакирев «Калинушка с малинушкой» 7 год обучения (1,5 часа в неделю) Годовые требования аналогичны требованиям 5 года обучения. В репертуар желательно включить работу над аккомпанементом вокального произведения. Изучаются мажорные гамы до 5 знаков, минорные – до 4 знаков (3 вида минора), аккорды и арпеджио к ним, хроматическая гамма от звуков «ре» и «соль#» в противоположном движении. Аттестация проводится в конце каждого полугодия: в виде контрольного урока или зачета с оценкой, на котором исполняется 2-3 произведения разных жанров и характера (желательно включить в программу вокальный аккомпанемент). Примерный репертуарный список Полифонические произведения: И.С. Бах «Полонез» соль-минор, «Марш» ре-мажор «Маленькие прелюдии и фуги» до-мажор, соль-минор, ре-минор Н. Мясковский Фуга соль-минор Г. Перселл «Новый граунд» С. Майкапар «Прелюдия и фугетта» соч. 28 И. Маттезон «Жига» из сюиты ми-минор 16 В. Купревич Фуга ми-минор Произведения крупной формы: М. Клементи Сонатина № 2 соч. 36 соль-мажор Л. Бетховен Сонатина» фа-мажор ч.1, 2 часть И. Гайдн Соната № 42 ч.2, 3 А. Жилинский «Полифоническая сонатина» Д. Кабалевский «Вариации на русскую тему» соч. 51 № 1 В. Моцарт Сонатина № 5 фа-мажор ч.1 Д. ЧимарозА Соната соль-минор Пьесы: П. Чайковский «Утреннее размышление», «Мазурка», «Русская песня» Р. Шуман «Сицилийская песенка», «Северная песня», «Песенка жнецов», «Всадник» С. Майкапар «Маленькая сказка» Э. Григ «Танец эльфов» Л. Бетховен «Багатель» соч. 119 № 1 Этюды: К. Черни (ред. Гермер) Этюды № 1, 3, 5-9, из 2-й тетради Г. Береннс Этюды соч. 61 № 6, 13, 15, соч. 88 № 7 А. Бертини Этюды соч. 29 № 3, 14 Т. Лак Этюд соч. 172 № 4 А. Биль Этюд № 15 Ансамбли: Л. Бетховен «Немецкий танец» И. Брамс Вальс А. Флярковский, Р.Щедрин «Со вьюном я хожу» А. Аренский «Кукушка», «Сказка», «Вальс» соч. 34 С. Рахманинов «Сирень» 8 класс (1 час в неделю) 17 Требования 8 класса аналогичны требованиям 7 года обучения, но с учетом усложнения программы. В течение года учащиеся могут разучивать 1-2 программы. Промежуточная аттестация в 1-м полугодии может производиться в форме контрольного урока (учащиеся исполняют 2 разнохарактерных произведения), или в форме прослушиваний итоговой программы (с исполнением 3-4-х произведений разного жанра и характера). Итоговая аттестация проходит в форме зачета в конце года. Итоговая программа может содержать 3-4 произведения разного жанра и характера (могут быть включены ансамблевые пьесы и аккомпанемент). Примерный репертуарный список Полифонические произведения: Г. Гендель Сюита №3: Прелюдия, Аллеманда, Куранта И.С. Бах Фуга до-мажор, Прелюдия до-минор, «Пастораль» до-минор Д. Циполи Сюита до-мажор: Прелюдия, Аллеманда, Сарабанда, Гавот Произведения крупной формы: М. Клементи Сонатина соль-мажор В. Моцарт Соната до-мажор Л. Бетховен Соната соль-мажор 2 часть Ф. Кулау Сонатины: фа-мажор 2 ч., си-бемоль-мажор 3 ч. И. Беркович Вариации ля-минор А. Диабелли Сонатина фа-мажор Д. Скарлатти Соната до-мажор Пьесы: П. Чайковский Сладкая греза Р. Шуман «Маленький романс», «Народная песня» соч. 68 А. Гречанинов «Пастели»: «Осенняя песенка» Э. Григ «Вальс», «Песнь Родины», «Народный напев» соч. 12 18 Р. Глиэр «В полях», «Русская песня» соч. 34 Д. Кабалевский Токкатина соч. 27, «Новелетта» соч. 39 № 22 Я. Сибелиус «Колыбельная» Дж. Керн «Дым» Ф. Уоллер «Память» Этюды: С. Геллер Этюды соч. 45 № 14, 15 А. Гедике Этюды соч. 8 № 47, 60 Л. Лемуан Этюды соч. 37 № 28, 29, 30, 36 К. Черни (ред. Гермер) Этюды № 10-12, 15-21, 24-32 из второй тетради А. Лешгорн Этюды соч. 66 № 6-9, 12, 18 Л. Шитте Этюды соч. 68 № 18, 19 Ансамбли: А. Бородин «Полька» Р. Глиэр «Мазурка» соч. 38 С. Прокофьев «Монтекки и Капулетти» (бал. «Ромео и Джульетта») Д. Шостакович Прелюдия Ф. Шуберт Экосезы Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» И. Стравинский «Танец балерины» из балета «Петрушка» III. Уровень Требования к уровню подготовки учащихся подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки: • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано; • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами; 19 • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу; • знания музыкальной терминологии; • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано; • умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения; • умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано; • навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.; • навыки чтения с листа легкого музыкального текста; • навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле; • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений. IV. Контроль знаний и оценка результатов освоения учебного предмета 1. Аттестация. Формы и методы контроля успеваемости Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т.п. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения. 20 Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия за счет аудиторного времени. Форма ее проведения – контрольный урок. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. На контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм. 2. Критерии выставления оценок по предмету «фортепиано» «Отлично»: - Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. «Хорошо»: - Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном). «Удовлетворительно»: - исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра,отсутствие свободы игрового аппарата. «Неудовлетворительно»: - комплекс серьезных недочетов, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий. «Зачет»: - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения, являющаяся основной, может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося. Оценки выставляются по окончании полугодий учебного года. При выведении годовой оценки учитывается следующее: 21 - оценка годовой работы ученика; - оценка на контрольном уроке или зачете; - другие выступления ученика в течение учебного года. V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации преподавателям В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы — индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя. Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности. В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе. Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования – составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом 22 специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся оркестровых отделений. В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика. Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования. Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов. Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения. В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки. В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал. 23 2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися струнного отделения, отделения духовых и ударных инструментов по предмету «фортепиано» с учетом сложившихся педагогических традиций – 2 часа в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента или возможность регулярных занятий в учебной аудитории ДШИ. Самостоятельные занятия учащегося должны быть регулярными (2-3 раза в неделю), они предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. VI. Списки рекомендуемой методической литературы 1. Списки рекомендуемой нотной литературы 1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Директоренко Т., Мечетина О. – М., 2003. 2. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2 / сост. Денисов Э., 1962. 3. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./сост. И. Беркович. – Киев, 1964. 4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. – М., 1996. 24 5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М., 1987. 6. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но: 3-4 кл. ДМШ. Вып. 1: Учебно- метод. пособие, сост. Барсукова С. - Ростов н/Д., 2007. 7. Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ. Вып. 6: Учебно-метод. пособие / сост. Барсукова С. – Ростов-на-Дону, 2003. 8. Избранные этюды иностранных композиторов. Вып.1: I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. Руббах А., Натансон В. – М., 1960. 9. Металлиди Ж. Дом с колокольчиком. – СПб, 1994. 10. Музыкальная коллекция: 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но / Сост. Гавриш О., Барсукова С. – Ростов-на-Дону, 2008. 11. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие /сост. Бахлацкая О. – М., 1990. 12. Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов / Сост. Н. Семенова. – СПб, 1993. 13. Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл. – М.,1974. 14. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч. 1 / Сост. Ляховицкая С, Баренбойм Л. – М., 1962. 15. Старинная клавирная музыка: Сборник / сост. Розенблюм Ф. – М., 1978. 16. Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков. В.2.: Учеб. пособие / Сост. Юровский А. – М., 1962. 17. Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие / сост. Милич Б. - Киев, 18. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник / сост. Н. Любомудров, К. 1973. Сорокин, А. Туманян. – М., 1983. 19. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник / сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М., 1989. 20. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. – СПб., 1994. 21. Школа игры на ф-но / сост. А. Николаев, В. Натансон. – М., 2011. 22. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие / сост. Л. Ройзмана и В. Натансона – М., 1967. 25 23. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л. Ройзмана и В. Натансона. – М., 1973. 2. Списки рекомендуемой методической литературы 1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978. 2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1935. 3. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974. 4. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М., 1973. 5. Бирман Л. О художественной технике пианиста.- М., 1973. 6. Браудо И. Артикуляция. – Л., 1961. 7. Голубовская Н. Искусство педализации. – Л., 1974. 8. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 1961. 9. Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. – М., 1969. 10. Корто А. О фортепианном искусстве. – М., 1965. 11. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. – М., 1965. 12. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982. 13. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М., 2002. 14. Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. – М., 2005. 15. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982. 16. Носина В. Символика музыки И. С. Баха. – М., 2006. 17. Петрушин В. Музыкальная психология. – М., 1997. 18. Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. – М., 19. Тургенева 1997. Э. Ш. О некоторых вопросах развития способностей учащихся в классе фортепиано. – М., 1970. 26 творческих 20. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., 1974. 21. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1985. 27