Рабочая программа по учебному предмету "Специальность (гитара)"

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
-

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
-

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI. Список литературы

2

I. Пояснительная записка
1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе
Программа учебного предмета

«Специальность»

«гитара», далее – «Специальность (гитара)»,
учетом

федеральных

государственных

предпрофессиональной

по виду инструмента

разработана
требований

общеобразовательной

на
к

основе

и

с

дополнительной

программе

в

области

музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (гитара)» направлен на приобретение
детьми

знаний,

умений

и

навыков

игры

на

гитаре,

получение

ими

художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовнонравственное развитие ученика.
Обучение

детей

в

области

педагогом ряд задач как учебных,

музыкального

искусства

так и воспитательных.

ставит

перед

Решения основных

вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие
индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их
дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный

учебный

план

по

дополнительной

общеобразовательной программе в области искусства
(гитара)»

направлен

на

приобретение

предпрофессиональной
«Народные инструменты

обучающимися

музыкально-

исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (гитара)» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного
общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление

в

профессиональные

образовательные

учреждения,

образовательные

программы

реализующие основные
в

области музыкального

искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3

3.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность
(гитара)»:
Срок обучения

8 лет

Максимальная учебная нагрузка

1316 часов

Количество часов на аудиторные занятия

559 часов

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757 часов

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные

возможности,

способности,

эмоционально-психологические

особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (гитара)»
Цели:
• развитие

музыкально-творческих способностей учащегося

на основе

приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на гитаре произведения различных жанров и форм в
соответствии с ФГТ;
• определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к
продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных
заведениях.
Задачи:
• выявление творческих способностей ученика в области музыкального
искусства и их развитие в области исполнительства на гитаре до уровня
подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
•

овладение

знаниями,

умениями

и

навыками

игры

на

гитаре,

позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

4

• формирование

навыков

сольной

исполнительской

практики

и

коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
• достижение

уровня

образованности,

позволяющего

выпускнику

самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
• формирование

у

лучших

выпускников

осознанной

мотивации

к

продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным
экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность
(гитара)».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение);
•

метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика,

работа над художественно-образной сферой произведения);
•

метод

показа

(показ

педагогом

игровых

движений,

исполнение

педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
• объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и
попутно объясняет);
5

• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по
образцу учителя);
• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
• частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной
задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося.
8. Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета.
Материально-техническая

база

образовательного

учреждения

должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету

«Специальность

(гитара)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано,
пюпитра.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для

содержания,

своевременного

инструментов.

обслуживания

Образовательное

учреждение

и

ремонта

должно

музыкальных

обеспечить

наличие

инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов (гитары),
необходимых для самых маленьких учеников.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного

предмета

«Специальность

(гитара)»,

на

максимальную,

самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения
Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность

32

33

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2

2

2,5

2,5

учебных занятий (в нед.)
Количество

часов

аудиторные

занятия

на 2
в

неделю

6

Общее количество часов на

559

аудиторные занятия
Количество

часов

на 2

2

2

3

3

3

4

4

66

66

99

99

99

132

132

внеаудиторные занятия в
неделю
Общее количество часов на 64
внеаудиторные
(самостоятельные)

занятия

по годам
Общее количество часов на
внеаудиторные

757

(самостоятельные) занятия
Максимальное количество 4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

132

132

165

165

165

214,5

214,5

часов занятий в неделю
Общее количество часов по 128
годам
Общее

максимальное

количество часов на весь

1316

период обучения

Учебный материал распределяется по годам обучения -

классам. Каждый

класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время
направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.),
-

участие

обучающихся

в

творческих

мероприятиях

и

культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

7

Годовые требования по классам
1 класс
1. Знакомство с историей инструмента, его строением, правилами ухода за ним.
2. Слушание музыки в исполнении преподавателя с пояснительной беседой.
3. Выполнение различных упражнений по развитию основных способностей:
слуха, ритма, памяти.
4. Выполнение комплекса упражнений по подготовке и организации игрового
аппарата, развитие координации движений.
5. Воспитание слухового контроля (улавливание непосредственной связи между
прикосновением и звуковым результатом).
6. Пение простейших попевок, песенок и подбор их по слуху на инструменте.
7. Освоение нотной грамоты, развитие навыков разбора, чтение нотного текста.
В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1. Гаммы ДО. СОЛЬ. МАЖОР - в 1 октаву
2. 4 этюда на различные виды техники.
3. 10 произведений (народные песни, пьесы песенного и танцевального
характера).
4. 8 ансамблевых пьес (игра с преподавателем).
2_класс
1. Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного
мышления.
2. Продолжение работы над посадкой и постановкой рук.
3. Организация целесообразных игровых движений.
4. Изучение аппликатурных обозначений.
5. Освоение приема тирандо.
6. Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах и изучение
четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции.
7. Освоение нотной грамоты.
8. Чтение нот в первой и второй позициях.
8

9. Работа над качеством звучания и ритмом.
10. Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой.
11. Изучение восходящего и нисходящего легато.
12. Ознакомление с настройкой инструмента.
13. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки.
В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1.

Гаммы ДО, СОЛЬ, ФА МАЖОР - в 2 октавы в I позиции.

2. 4 этюда
3. 4 пьесы для ансамбля (игра с преподавателем)
4. 10 пьес различного характера.
3 класс
1.

Продолжение

работы

над

постановочно-двигательными

навыками,

звукоизвлечением и ритмом.
2.

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления.

3.

Повышение требовательности к качеству исполнения тирандо.

4.

Работа над динамикой звучания.

5.

Знакомство с грифом гитары в пределах четырех-девяти позиций.

6.

Развитие начальных навыков смены позиций и чтения нот с листа.

7.

Освоение элементарных видов флажолетов.

8.

Развитие техники баррэ.

В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1. Изучение гамм в пределах 4х первых позиций (тирандо).
2. 4 этюда на различные виды техники.
3. 2 произведения с элементами полифонии.
4. 4 пьесы для ансамбля (игра с преподавателем)
5. 8 пьес различного характера.
4_класс
1. Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся.
2. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом.
3. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ.
9

4. Изучение приема «Смешанное легато».
5. Подготовка к исполнению мордента.
6. Освоение навыка вибрации.
7. Изучение приема апояндо.
8. Подготовка к изучению крупной формы.
В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1.

Хроматическая гамма в I позиции.

2.

4 этюда.

3.

2 полифонические пьесы.

4.

2 произведения крупной формы.

5.

6 пьес различного характера.
5 класс

1. Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более
высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения.
2. Работа над динамикой, ритмом.
3. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук.
4. Изучение сложных виды арпеджио.
5. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато.
6. Мелизмы.
7. Закрепление навыков игры в позициях.
8. Знакомство и изучение искусственных флажолетов.
В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1. 2-х-октавные минорные мелодические гаммы.
2. 4 этюда.
3. 2 произведения крупной формы.
4. 2 полифонических произведения.
5. 4 музыкальных произведения различных по характеру.
6 класс
1. Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления, исполнительских
навыков и самостоятельности учащегося.
10

2. Повышение требовательности к выразительному исполнению.
3. Усложнение ритмических задач.
4. Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев правой руки, совершенствование
техники их чередования в различных видах арпеджио и гамм.
5. Сложные флажолеты.
6. Закрепление навыков игры в высоких позициях и чтения нот с листа.
В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1. Мажорные и минорные гаммы в три октавы.
2. 4 этюда.
3. 2 полифонических произведения.
4. 2 произведения крупной формы.
5. 4 музыкальных произведения различных по характеру.
7 класс
1. Развитие музыкального мышления и исполнительских навыков.
2. Совершенствование техники левой руки: легато, мелизмы, различные виды
соединения позиций, двойные ноты и аккордовая игра.
3. Работа над звукоизвлечением и координацией действий обеих рук.
В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1. Дальнейшее совершенствование гамм, ранее изученных.
2. 4 этюда.
3. 2 произведения крупной формы.
4. 2 полифонических произведения.
5. 4 музыкальных произведения различных по характеру.
6. Буквенно-цифровые обозначения аккордов.
7. Различные виды аккомпанемента.
8 класс
1. Дальнейшее развитие музыкально- художественного мышления и
исполнительских навыков.
2. Совершенствование техники звукоизвлечения и повышение уровня
пальцевой беглости.
11

В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1. Дальнейшее совершенствование гамм, ранее изученных.
2. Подготовка экзаменационной программы: 4 произведения различных
жанров.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода
каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение
художественно-эстетического

развития

учащегося

и

приобретения

им

художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Ожидаемые результаты:
- наличие

у

обучающегося

интереса

к

музыкальному

искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий

использовать

национального

инструмента

многообразные
для

возможности народного

достижения

наиболее убедительной

интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар
музыкальных произведений различных эпох,

или
из

стилей, направлений, жанров и

форм;
– знание репертуара для народного или национального инструмента,
включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с
программными требованиями;
–

знание

художественно-исполнительских

возможностей народного или

национального инструмента;
– знание профессиональной терминологии;
– умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
-

навыки

по

воспитанию

слухового

контроля,

умению

управлять

процессом исполнения музыкального произведения;
–

навыки

по использованию

выразительности, выполнению

музыкально-исполнительских

средств

анализа исполняемых произведений, владению
12

различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;
– наличие творческой

инициативы, сформированных представлений

о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
–

наличие

музыкальной

памяти,

развитого

мелодического,

ладогармонического, тембрового слуха;
– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV.

Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели,
задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (гитара)» охватывают все
виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Текущий контроль проходит в форме контрольных уроков. Контрольные
уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе
по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной
готовности.

Это

своего

рода

проверка

навыков самостоятельной

работы

учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками
музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка
степени готовности учащихся выпускных классов к

итоговой

аттестации.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет.
Промежуточный контроль проводится в форме зачётов и экзаменов.
В рамках промежуточного контроля проводятся технические зачёты (3, 4, 5 …
14) и академические зачёты (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 полугодия). Зачеты проводятся в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждого
13

учебного года проводятся экзамены (2, 4, 6 … 14).

Экзамены проводятся за

пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения
образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном классе (8), в
соответствии с действующими учебными планами. В течение года в выпускном
классе проводятся прослушивания.
Для подготовки к промежуточной и итоговой аттестации в течение учебного
года проводятся консультации.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения, навыки. По итогам исполнения

выставляются оценки по пятибалльной

шкале.
Оценка
5 («Отлично»)

Критерии оценивания исполнения
1. Яркое, эмоциональное исполнение.
2. Использование виртуозных возможностей.
3. Понимание характера, формы, стиля
исполняемых произведений.
4. Правильно выбранные и грамотно
использованные средства музыкальной
выразительности.
5. Артистичность и оригинальность исполнения.
6. Синхронность рук.
7. Легкое но опорное звукоизвлечение.
8. Сознательное использование навыка вибрации.
9. Свободное владение позициями и их аккуратная
смена.

4 («хорошо»)

1. Хорошая игра с ясной художественномузыкальной трактовкой, но не все технически
14

выиграно, имеются некоторые погрешности в
исполнении.
2. Интонационная и ритмическая игра носит
неопределенный характер
3 («удовлетворительно»)

1. Средний технический уровень подготовки.
2. Ограниченный выбор средств музыкальной
выразительности и их неправильная трактовка.
3. Художественный замысел произведения
непонятен слушателям.
4. Неаккуратная смена позиций (при игре
присутствует свист в струне).

2 («неудовлетворительно») Игра с частыми остановками , однообразной
динамикой, без элементов фразировки, без личного
участия самого ученика в процессе исполнения
произведений.
Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой

«+»

и

«-», что даст возможность более конкретно

отметить выступление учащегося.
Фонды

оценочных

средств

призваны

обеспечивать

оценку

качества

приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности

учащихся

выпускного

класса

к

возможному

продолжению

профессионального образования в области музыкального искусства.
При выпускных экзаменах оценка

ставится

по пятибалльной шкале

(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
15

Оценки выставляются по окончании полугодий учебного года. Фонды
оценочных средств

призваны обеспечивать оценку качества приобретенных

выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников
возможному

продолжению

профессионального

образования

к

в области

музыкального искусства.
Примерные требования к промежуточной и итоговой аттестации
Технические зачёты:
2 класс - 1 полугодие – Гамма До мажор в 2 октавы в I позиции, Этюд
2 полугодие – Гаммы Соль мажор; Фа мажор в 2 октавы в I позиции,
Этюд
3 класс - 1 полугодие Гаммы Ре мажор; Си Ь мажор в позициях, Этюд
2 полугодие Гаммы Ля минор; Ми минор (мелодические) в 1 октаву Этюд
4 класс - 1 полугодие Гаммы Ля мажор; Ми Ь мажор в позициях, Этюд
2 полугодие Гаммы Ре минор; Си минор (мелодические) в 1 октаву ,Этюд
5 класс - 1 полугодие Гаммы Ми мажор; Ля Ь мажор в позициях, Этюд
2 полугодие Гаммы Соль минор; Фа # минор (мелодические) в 2 октавы,
Этюд
6 класс – 1 полугодие Гаммы Си мажор; Ре Ь мажор в 3 октавы , Этюд
2 полугодие Гаммы До минор; До # минор (мелодические, гармонические)
в 3 октавы, Этюд
7 класс – 1 полугодие Гаммы Фа # мажор, Соль Ь мажор в 3 октавы, Этюд
2 полугодие Гаммы Фа минор; Соль # минор (мелодические,
гармонические) в 3 октавы, Этюд
Академические зачёты:
1 класс - 1 полугодие - 2 пьесы разного характера
2 класс - 1 полугодие - 2 разнохарактерных произведения
3 класс - 1 полугодие - 2 разнохарактерных произведения
4 класс - 1 полугодие - 2 разнохарактерных произведения
5 класс - 1 полугодие - 2 разнохарактерных произведения
6 класс - 1 полугодие - 2 произведения разных жанров
16

7 класс - 1 полугодие - 2 произведения разных жанров
8 класс – 4 прослушивания экзаменационной программы в течение года (декабрь,
февраль, март, апрель)
Экзамены:
1

класс - 2 полугодие - 2 пьесы разного характера

2

класс - 2 полугодие - 2 разнохарактерных произведения

3

класс - 2 полугодие - 2 разнохарактерных произведения

4

класс - 2 полугодие - 2 разнохарактерных произведения

5

класс - 2 полугодие - 2 разнохарактерных произведения

6

класс - 2 полугодие - 2 произведения, одно из которых полифония

7

класс - 2 полугодие - 2 произведения разных жанров
Выпускной экзамен (8 класс)

1. 4 произведения различных жанров.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
В

работе

принципам

с

учащимся

дидактики:

преподаватель

последовательность,

должен

следовать

систематичность,

основным

доступность,

наглядность в освоении материала.
Процесс

обучения

должен

протекать

с

учетом

индивидуальных

психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен
неустанно контролировать

уровень развития музыкальных способностей своих

учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной
связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание
музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые
уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах школы.
За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать
и грамотно исполнять на гитаре произведения из репертуара детской музыкальной
школы, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху
игры в ансамбле и аккомпанемента.
17

На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и
систематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического
развития

учащегося.

Следует

прививать

ему

сознательное

отношение

к

необходимости усвоения тех или иных технических приемов, ясное представление о
художественной цели, которой они служат. Основными предпосылками для
успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной
посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных
игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами.
Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения, а также
правильным движениям правом руки. Нельзя не отметить важность свободного
владения позициями и навыком вибрации. К работе над вибрацией следует
приступить, когда учащийся усвоит необходимые постановочные и двигательные
навыки. При этом необходимо стремиться к формированию у него внутренней
потребности к вибрации.
Педагог

должен

привить

ученику

навыки

использования

осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей

грамотной,

художественное

содержание произведения. Большое значение для музыкального развития имеет
исполнение учеником произведений с аккомпанементом преподавателя. Это
обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению
и совершенствованию

присущего ему чувства ритма, заставляет добиваться

согласованного ансамблевого звучания.
Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их
домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для работы
дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу
более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, больше
наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и
физические особенности. На первоначальном этапе возможно привлечение
родителей ученика для контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать
значение профессионального, делового контакта с родителями учащихся на
протяжении

всего

периода

обучения.

Общее

количество

музыкальных
18

произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых
требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет
добиваться различной степени завершённости исполнения: некоторые произведения
должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие – для показа в
условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в
индивидуальном учебном плане учащегося.
Необходимым условием для успешного обучения на гитаре является
формирование

у

ученика

уже

на

начальном

этапе

правильной

посадки,

постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами.
При

освоении

гамм,

упражнений,

этюдов

и

другого

вспомогательного

инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов

–

штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой
необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их
выполнение.
При

выборе

этюдов

следует

учитывать

их

художественную

и

техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в
зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа,
разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими
вариантами,

динамикой

(средствами

последовательно проводиться

на

музыкальной

выразительности) должна

протяжении всех лет обучения

и быть

предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо
научить

ученика

слуховому

контролю

и

контролю

по

распределению

мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной
художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об
19

основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать

ученику

выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть
легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое
изучаемому

значение

в

репертуару.

воспитании

музыкального

вкуса

отводится

Он должен включать в себя высокохудожественные

образцы старинной, классической и современной гитарной музыки, а также
скрипичной, фортепианной, оркестровой в различных стилях и жанрах в
переложении для гитары.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно
обоснованный

характер

и

строиться

на

базе

имеющейся

методической

литературы.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
•

самостоятельные

занятия

должны

быть

регулярными

и

систематическими;
• периодичность занятий - каждый день;
• объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
программы

начального

и

основного

общего

освоения детьми

образования,

с

опорой

на

сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и
должна

строиться

в

соответствии

с

рекомендациями

преподавателя

по

специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из
количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны
присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм

и

этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно
треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3
класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на
20

данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя
рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до
концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом

или

концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по
домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их,
в случае необходимости, в дневнике.
VI. Список литературы
1. «Специальный класс шестиструнной гитары». Г.А. Ларичева (программа для
детских и вечерних музыкальных школ) 1982 г.
2. «Примерная программа по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент
(гитара шестиструнная)» В.А. Кузнецов, А.Ф. Гитман. 2002 год.
3. А. Иванов- Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре». 1970г.
4. М.Каркасси «Школы игры на шестиструнной гитаре» 2002 год.
5. Е. Ларичев «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Москва. 1988 г.
6. В. Калинин «Юный гитарист». Москва 2007 г.
7. О. Киселев «Первые шаги». Челябинск 2006 г.
8. П. Вещицкий, Е. Ларичев, Г. Ларичева «Классическая шестиструнная гитара»
(справочник). Москва. 2000 г.
9. «Хрестоматия гитариста». Составитель В.В. Гуркин. 1 кл.; 3-4 классы. Ростов-наДону.1998 г.
10. «Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре» (2 класс) составитель П.В.
Иванников. Донецк. 2008 г.
11. «Хрестоматия юного гитариста», (2-4 классы), составитель О.В. Зубченко.
Ростов-на-Дону. 2006 г.
12. Хрестоматия гитариста «Уроки мастерства», тетрадь 3 (для средних классов)
составитель Н.А. Иванова-Крамская. Москва. 2005 г.
13. «Волшебный мир шести струн». Избранные произведения для гитары. Тетрадь
1. Составители Е.Белова, А. Карелин. Изд. дом В. Катанского. М., 2000 г.
14. В. Бранд «Песенки гитаринки», вып. 1, РУДН, М. 1999 г.
15. В. Козлов «Маленькие тайны сеньориты Гитары», Альбом юного гитариста.
21

МРI, Челябинск, 2006 г.
16. А. Виницкий «Детский джазовый альбом» вып. 1. М. 2001 г.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».