Рабочая программа по учебному предмету "Специальность (баян, аккордеон)"

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
-

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
-

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI. Список литературы

I. Пояснительная записка
1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе
Программа учебного предмета

«Специальность»

по виду инструментов

«баян, аккордеон», далее – «Специальность (баян, аккордеон)», разработана на
основе

и

с учетом

федеральных

государственных

дополнительной предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

программе

в

направлен

на

области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный

предмет

«Специальность

(баян,

аккордеон)»

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, аккордеоне,
получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание
и духовно- нравственное развитие ученика.
Обучение

детей

в

области

педагогом ряд задач как учебных,

музыкального

искусства

так и воспитательных.

ставит

перед

Решения основных

вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие
индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их
дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный

учебный

план

по

дополнительной

общеобразовательной программе в области искусства
(баян, аккордеон)» направлен на приобретение

предпрофессиональной
«Народные инструменты

обучающимися

музыкально-

исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (баян, аккордеон)»
для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного
общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление

в

профессиональные

образовательные

учреждения,

образовательные

программы

реализующие основные
в

искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

области музыкального

3.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность
(баян, аккордеон)»:
Срок обучения

8 лет

Максимальная учебная нагрузка

1316 часов

Количество часов на аудиторные занятия

559 часов

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757 часов

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные

возможности,

способности,

эмоционально-психологические

особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (баян, аккордеон)»
Цели:
• развитие

музыкально-творческих способностей учащегося

на основе

приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на баяне, аккордеоне произведения различных жанров и
форм в соответствии с ФГТ;
• определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к
продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных
заведениях.
Задачи:
• выявление творческих способностей ученика в области музыкального
искусства и их развитие в области исполнительства на баяне, аккордеоне до
уровня

подготовки,

достаточного

для

творческого

самовыражения

и

самореализации;
• овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне, аккордеоне,
позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

• формирование

навыков

сольной

исполнительской

практики

и

коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
• достижение

уровня

образованности,

позволяющего

выпускнику

самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
• формирование

у

лучших

выпускников

осознанной

мотивации

к

продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным
экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность
(баян, аккордеон)».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение);
•

метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика,

работа над художественно-образной сферой произведения);
•

метод

показа

(показ

педагогом

игровых

движений,

исполнение

педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
• объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и
попутно объясняет);

• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по
образцу учителя);
• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
• частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной
задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося.
8. Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета.
Материально-техническая

база

образовательного

учреждения

должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету
(баян, аккордеон)»

должны

фортепиано, пюпитра.

иметь

площадь

не

менее

9

«Специальность
кв.м,

наличие

В образовательном учреждении должны быть созданы

условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
нструментов.

Образовательное

учреждение

должно

обеспечить

инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов

наличие
(баяна,

аккордеона), необходимых для самых маленьких учеников.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного

предмета

«Специальность

(баян, аккордеон)»,

на

максимальную,

самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения
Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность

32

33

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2

2

2,5

2,5

учебных занятий (в нед.)
Количество

часов

аудиторные

занятия

на 2
в

неделю
Общее количество часов на

559

аудиторные занятия
Количество

часов

на 2

2

2

3

3

3

4

4

66

66

99

99

99

132

132

внеаудиторные занятия в
неделю
Общее количество часов на 64
внеаудиторные
(самостоятельные)

занятия

по годам
Общее количество часов на
внеаудиторные

757

(самостоятельные) занятия
Максимальное количество 4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

132

132

165

165

165

214,5

214,5

часов занятий в неделю
Общее количество часов по 128
годам
Общее

максимальное

количество часов на весь

1316

период обучения

Учебный материал распределяется по годам обучения -

классам. Каждый

класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время
направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.),
-

участие

обучающихся

в

творческих

мероприятиях

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

и

культурно-

Годовые требования по классам
1 класс
1. Знакомство с историей инструмента, его строением, правилами ухода за ним.
2. Слушание музыки в исполнении преподавателя с пояснительной беседой.
3. Выполнение различных упражнений по развитию основных способностей:
слуха, ритма, памяти.
4. Выполнение комплекса упражнений по подготовке и организации игрового
аппарата, развитие координации движений.
5. Профессиональная организация учащихся
а) работа над посадкой
б) постановка рук
в) правильность ведения меха
г) знакомство с нотной грамотой.
6. Освоение основных приемов игры: легато в правой руке и нон легато – в
левой
7. Навыки исполнения лиги и меха.
8. Координация рук в простейших метроритмических сочетаниях.
9. Работа над контрастной динамикой (форте, пиано).
10. Работа над инструктивным материалом.
11. Изучение понятий и работа над ними в произведениях: знаки альтерации,
размер, сильная доля такта, кульминация, мотив, фраза, темп (модерато).
12. Чтение нот с листа лёгких пьес правой рукой
В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1. Гаммы ДО. СОЛЬ. МАЖОР - в 2 октавы отдельными руками, короткое
АРПЕДЖИО - правой рукой.
2. 4 этюда на различные виды техники.
3. 10 пьес различного характера.

2_класс
1. Устранение профессиональных недостатков в посадке, постановке рук и в технике
ведения меха.
2.

Работа

над

штрихами:

НОН

ЛЕГАТО.

СТАККАТО.

КИСТЕВОЕ

СТАККАТО в правой руке.
3. Работа над двойными нотами. Освоение навыка исполнения терций легато.
4. Работа над техникой ведения меха.
5. Освоение в левой пуке: МАЖОРНОГО-6. МАЖОРНОГО-64.
6. Изучение понятий и работа над ними в произведениях: акцент, синкопа фермата,
предложение, период, штрих портаменто, нюансы, пианиссимо, фортиссимо, темпы:
анданте, андантино, ритенуто, аччелерандо, а тепно.
7. Чтение нот с листа лёгких пьес 2-мя руками.
В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1.

Гаммы

ДО, СОЛЬ, ФА МАЖОР - в 2 октавы - 2-мя руками. Арпеджио

короткое, длинное - 2-мя руками в 2 октавы, 3-х звучные аккорды.
2. 3 этюда
3. 4 обработки народных песен и танцев
4. 10 пьес различного характера.
3 класс
1. Работа над 3-х, 4-х звучными аккордами
2. Работа над штрихами легато и стаккато в более быстром темпе.
3. Освоение приёмов пальцевой репетиции.
4. Развитие независимости и чёткости движения пальцев.
5. Работа над координацией рук в различных метроритмических сочетаниях.
6. Освоение в левой руке минорного 6 и II
7. Изучение понятий и работа над ними в произведениях: вариации, простая 2-х
частная форма, простая 3-х частная форма, форшлаг, мелизмы, мордент, сфорцандо:
темпы: аллегро, аллегретто, агогические оттенки: РАЛЛЕНТАНДО. СТРИНЖЕНДО

В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1. Гаммы РЕ МАЖОР, СИ Ь МАЖОР; МИ, ЛЯ МИНОР (гармонический,
мелодический 2 октавы 2-мя руками, арпеджио 2-х видов, 3-х звучные аккорды.
2. 4 этюда.
3. 2 пьесы с элементами полифонии.
4. 4 обработки народных песен, танцев
5. 6 пьес различного характера.
4_класс
1. Работа над 4-х звучными аккордами.
2. Работа над независимостью пальцев и растяжкой кисти.
3. Работа над техникой ведения меха.
4. Развитие основных видов техники.
5. Изучение понятий и работа над ними в произведениях: форма рондо; сложная 3-х
частная форма: темпы: адажио, виво, трель.
В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1. Гаммы

МИ

Ь МАЖОР,

ЛЯ,

МАЖОР;

РЕ

МИНОР.

СИ МИНОР

(гармонические, мелодические), арпеджио 2-х видов, аккорды
2. 4 этюда.
3. 2 полифонических произведения.
4. ] произведение крупной формы
5. 2 обработки народных песен, танцев
6. 4 разнохарактерных пьесы.
7. 4 ансамблевых пьесы различных жанров
5 класс
1. Развитие основных видов техники.
2. Развитие свободных меховых движений.
3. Развитие моторики.
4. Работа над всеми видами мелизмов.
5. Изучение понятий и работа над ними в произведениях: сонатная форма (сонатное
аллегро), темпы: лярго, престо: дубль диез, дубль бемоль.

В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1. Гаммы МИ МАЖОР, ЛЯ Ь МАЖОР;СОЛЬ МИНОР,ФА # МИНОР арпеджио
2-х видов, аккорды
2. Повторение ранее пройденных гамм.
3. 2 этюда
4. 1 полифоническое произведение
5. 1 произведение крупной формы
6. 2 обработки народных песен, танцев
7. 2 разнохарактерные пьесы.
6 класс
За год учащийся должен выучить:
1. Гаммы СИ МАЖОР, РЕ Ь МАЖОР; ДО МИНОР, ДО # МИНОР, арпеджио 2-х
видов; аккорды
2. 2 этюда
3. 2 обработки народных песен, танцев
4. 1 полифонической произведение
5. 2 эстрадных или оригинальных произведения
7 класс
В течение учебного года обучающийся должен освоить:
1. Гаммы ФА # МАЖОР, СОЛЬ Ь МАЖОР, ФА МИНОР, СОЛЬ # МИНОР,
арпеджио 2-х видов; аккорды.
2. 2 этюда
3. 2 обработки народных песен, танцев.
4. 2 эстрадных или оригинальных произведения.
8 класс
1. Повторение ранее пройденных гамм.
2. Подготовка экзаменационной программы:
- этюд или виртуозная пьеса;
- полифония или крупная форма;
- обработка народной песни или танца;

- пьеса.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода
каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение
художественно-эстетического

развития

учащегося

и

приобретения

им

художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Ожидаемые результаты:
- наличие

у

обучающегося

интереса

к

музыкальному

искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий

использовать

национального

инструмента

многообразные
для

возможности народного

достижения

наиболее убедительной

интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар
музыкальных произведений различных эпох,

или
из

стилей, направлений, жанров и

форм;
– знание репертуара для народного или национального инструмента,
включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с
программными требованиями;
–

знание

художественно-исполнительских

возможностей народного или

национального инструмента;
– знание профессиональной терминологии;
– умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
- навыки

по

воспитанию

слухового

контроля,

умению

управлять

процессом исполнения музыкального произведения;
–

навыки

по использованию

выразительности, выполнению

музыкально-исполнительских

средств

анализа исполняемых произведений, владению

различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;

– наличие творческой

инициативы, сформированных представлений

о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
–

наличие

музыкальной

памяти,

развитого

мелодического,

ладогармонического, тембрового слуха;
– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV.

Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели,
задачи и формы.
Оценки

качества знаний

по «Специальности

(баян, аккордеон)»

охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Текущий контроль проходит в форме контрольных уроков. Контрольные
уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе
по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной
готовности.

Это

своего

рода

проверка

навыков самостоятельной

работы

учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками
музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка
степени готовности учащихся выпускных классов к

итоговой

аттестации.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет.
Промежуточный контроль проводится в форме зачётов и экзаменов.
В рамках промежуточного контроля проводятся технические зачёты (3, 4, 5 …
14) и академические зачёты (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 полугодия). Зачеты проводятся в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

В конце

каждого учебного года проводятся экзамены (2, 4, 6 … 14). Экзамены проводятся
за пределами аудиторных учебных занятий.

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения
образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном классе (8), в
соответствии с действующими учебными планами. В течение года в выпускном
классе проводятся прослушивания.
Для подготовки к промежуточной и итоговой аттестации в течение учебного
года проводятся консультации.
2. Критерии оценок
Для

аттестации

обучающихся

создаются

фонды

оценочных

средств,

включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения, навыки. По итогам исполнения

выставляются оценки по пятибалльной

шкале.
Оценка
5 («Отлично»)

Критерии оценивания исполнения
1. Яркое, эмоциональное исполнение.
2. Использование виртуозных возможностей.
3. Понимание характера, формы, стиля
исполняемых произведений.
4. Правильно выбранные и грамотно
использованные средства музыкальной
выразительности.
5. Плавное ведение меха и его аккуратная смена.
6. Качественный аккомпанемент в левой руке
(глубокий бас и легкий компактный аккорд).
7. Владение современными исполнительским
приемами (тремоло мехом, вибрато и т.д.).
8. Артистичность и оригинальность исполнения.

4 («хорошо»)

1. Хорошая игра с ясной художественномузыкальной трактовкой, но не все технически
выиграно, имеются некоторые погрешности в
исполнении.
2. Интонационная и ритмическая игра носит

неопределенный характер
3 («удовлетворительно»)

1. Средний технический уровень подготовки.
2. Неаккуратная смена меха.
3. Ограниченный выбор средств музыкальной
выразительности и их неправильная трактовка.
4. Художественный замысел произведения
непонятен слушателям.

2 («неудовлетворительно») Игра с частыми остановками, неаккуратной сменой
меха, однообразной динамикой, без элементов
фразировки, без личного участия самого ученика в
процессе исполнения произведений.
Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой

«+»

и

«-», что даст возможность более конкретно

отметить выступление учащегося.
Фонды

оценочных

средств

призваны

обеспечивать

оценку

качества

приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности

учащихся

выпускного

класса

к

возможному

продолжению

профессионального образования в области музыкального искусства.
При выпускных экзаменах оценка

ставится

по пятибалльной шкале

(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании полугодий учебного года. Фонды
оценочных средств

призваны обеспечивать оценку качества приобретенных

выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников

к

возможному

продолжению

профессионального

образования

в области

музыкального искусства.
Примерные требования к промежуточной и итоговой аттестации
Технические зачёты:
2 класс - 1 полугодие - Гаммы До мажор в 2 октавы, арпеджио 2-х видов, аккорды,
Этюд
2 полугодие - Гаммы Фа мажор, соль мажор: арпеджио, аккорды,
Этюд
3

класс - 1 полугодие Гаммы Ре мажор, ля минор, арпеджио, аккорды, Этюд
2 полугодие Гаммы Си Ь мажор, Ми минор, арпеджио, аккорды, Этюд

4

класс - 1 полугодие Гаммы Ля мажор, Ре минор, арпеджио, аккорды, Этюд
2 полугодие Гаммы Ми Ь мажор, Си минор, арпеджио, аккорды , Этюд

5

класс - 1 полугодие Гаммы Ми мажор, Соль минор, арпеджио, аккорды,

Этюд
2 полугодие Гаммы Ля Ь мажор, Фа # минор, арпеджио, аккорды, Этюд
6 класс – 1 полугодие Гаммы Си мажор, До минор, арпеджио, аккорды, Этюд
2 полугодие Гаммы Ре Ь мажор, До # минор, арпеджио, аккорды, Этюд
7 класс – 1 полугодие Гаммы Фа # мажор, Фа минор, арпеджио, аккорды, Этюд
2 полугодие Гаммы Соль Ь мажор, Соль # минор, арпеджио, аккорды,
Этюд
Академические зачёты:
1 класс - 1 полугодие - 2 пьесы разного характера
2 класс - 1 полугодие - 2 разнохарактерных произведения
3 класс - 1 полугодие - 2 разнохарактерных произведения
4 класс - 1 полугодие - 2 разнохарактерных произведения
5 класс - 1 полугодие - 2 разнохарактерных произведения
6 класс - 1 полугодие - 2 произведения разных жанров
7 класс - 1 полугодие - 2 произведения разных жанров

8 класс – 4 прослушивания экзаменационной программы в течение года (декабрь,
февраль, март, апрель)
Экзамены:
1 класс - 2 полугодие - 2 пьесы разного характера
2 класс - 2 полугодие - 2 разнохарактерных произведения
3 класс - 2 полугодие - 2 разнохарактерных произведения
4 класс - 2 полугодие - 2 разнохарактерных произведения
5 класс - 2 полугодие - 2 разнохарактерных произведения
6 класс - 2 полугодие - 2 произведения, одно из которых полифония
7 класс - 2 полугодие - 2 произведения разных жанров
Выпускной экзамен (8 класс)
1. Этюд или виртуозная пьеса
2. Полифония или крупная форма
3. Обработка народной песни или танца
4. Пьеса.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам.
В

работе

принципам

с

учащимся

дидактики:

преподаватель

последовательность,

должен

следовать

систематичность,

основным

доступность,

наглядность в освоении материала.
Процесс

обучения

должен

протекать

с

учетом

индивидуальных

психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен
неустанно контролировать

уровень развития музыкальных способностей своих

учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной
связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание
музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые
уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заместителем директора по учебной

части.

В конце учебного

года

преподаватель

представляет

отчет

о

его

выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При
составлении индивидуального

плана

следует

учитывать

индивидуально-

личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар
необходимо включать произведения, доступные по степени технической и
образной сложности,

высокохудожественные по содержанию, разнообразные по

стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших
учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после
детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки
ученика. За период обучения учащийся:
1.

Приобретает элементарные теоретические знания:

а) последовательное изучение музыкальной грамоты
б) устройство клавиатур
в) особенности нотной грамоты.
2.

Овладевает основами постановки:

а) обеспечение свободных исполнительских движений (посадка, постановка
инструмента, постановка рук, подгонка ремней).
3.

Осваивает определенные практические навыки:

а) изучение клавиатур (ощущение мензуры)
б) выработка аппликатурной дисциплины
в) ведение меха
г) изучение основных исполнительских приемов
д) развитие двигательных навыков
е) координация движения рук
ж) овладение навыками разных фактур
з) работа над выразительностью исполнения
и) последовательность в накоплении исполнительских навыков.
Необходимым условием для успешного обучения на баяне, аккордеоне
является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки,
постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами.
При

освоении

гамм,

упражнений,

этюдов

и

другого

вспомогательного

инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов

–

штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой
необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их
выполнение.
При

выборе

этюдов

следует

учитывать

их

художественную

и

техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в
зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа,
разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими
вариантами,

динамикой

(средствами

последовательно проводиться

на

музыкальной

выразительности) должна

протяжении всех лет обучения

и быть

предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо
научить

ученика

слуховому

контролю

и

контролю

по

распределению

мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной
художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об
основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать

ученику

выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть
легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое

значение

изучаемому репертуару.

в

воспитании

музыкального

вкуса

отводится

Помимо обработок народных мелодий, органично

звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара,
необходимо включать в

учебные программы

переложения лучших образцов

зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других
инструментов

или

для

голоса.

Рекомендуется

исполнять

переложения,

в

которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно
использованы характерные особенности данных инструментов – баяна, аккордеона.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно
обоснованный

характер

и

строиться

на

базе

имеющейся

методической

литературы.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
•

самостоятельные

занятия

должны

быть

регулярными

и

систематическими;
• периодичность занятий - каждый день;
• объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
программы

начального

и

основного

общего

освоения детьми

образования,

с

опорой

на

сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и
должна

строиться

в

соответствии

с

рекомендациями

преподавателя

по

специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из
количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны
присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм

и

этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно
треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3
класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на
данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя
рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до
концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом

или

концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по
домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их,
в случае необходимости, в дневнике.

VI. Список литературы
1.

«Методика

обучения

игры

на

баяне

и

аккордеоне»

П.В.

Горбань (лекции курсов). 2001 год.
2.

Программа «Баян» В.А. Агафонов, Г.И. Шахов, Б.М. Егоров. 1974 год.

3. «Музыкальный

инструмент

Баян»

примерная

программа

для

ДМШ

и

музыкальных отделений ДШИ СИ. Скворцов. 2005 год.
4. «Музыкальный инструмент (аккордеон)». Программа для ДМШ и музыкальных
отделений ДШИ Л.В. Гаврилов. 1988 год.
5. Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», М., 2001.
6. В. Семенов «Современная школа игры на баяне», М., 2003.
7. Г. Бойцова «Юный аккордеонист», 1,2 ч., М., 2005-2006.
8. В. Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике», , М., 2004
9. В. Самойлов «15 уроков игры на баяне», Кифара, 2004.
10.Р. Гречухина, М. Лихачев «Хрестоматия для баяна», вып. 2, 1-2 класс ДМШ, С.П., 2002.
11.«Хрестоматия для баяна и аккордеона» 6 ч. (I-III годы обучения). Оригинальная
музыка и обработки. Составитель Л.С. Скуматов. «Компазитор». С.-П. 2007 г.
12.«Хрестоматия для баяна и аккордеона» 4ч. (I-III годы обучения). Зарубежная
классическая музыка. Составитель Л.С. Скуматов. «Композитор». С.-П. 2007 г.
13.«Хрестоматия для баяна» вып. 1. Младшие классы ДМШ. Составители Р.Н.
Гречухина, М.Ю. Лихачев. «Композитор». С.-П. 2002 г.
14.«Звучала

музыка

с

экрана»вып.1,

вып.2.

Составитель

Л.С.

Скуматов.

«Композитор» С.-П. 2002 г.
15.«Хрестоматия педагогического репертуара», «Новые произведения российских
композиторов юным баянистов-аккордеонистов» 2 кл. ДМШ. Составитель В.В.
Ушенин. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2010 г.
16.«Хрестоматия педагогического репертуара», «Юному музыканту баянистуаккордеонисту» 4 кл. Составитель В.В. Ушенин. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2010 г.
17.А. Доренский «Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона» 1-3 кл.
ДМШ, 3-5 кл. ДМШ. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2007 г.

18.Г. Беляев «Краски музыки». Сборник пьес и песен для баяна (аккордеона) 1-3 кл.
ДМШ. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2012 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».