Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Контрольные требования на разных этапах обучения; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации преподавателям; - Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Список литературы I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Гитара» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты» и входит в состав её вариативной части. Учебный предмет "Гитара" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гитаре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно нравственное развитие ученика. Учебный предмет «Гитара» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на гитаре включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Предмет «Гитара» наряду с другими предметами одним из звеньев музыкального воспитания учебного плана является и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. 2. Срок реализации учебного предмета В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Народные инструменты» составляет 8 лет (с 1 по 8 класс). 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Гитара» На освоение предмета «Гитара» по учебному плану предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю для учащихся народного отделения. Программа предмета "Гитара" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома инструмента гитары. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке. На самостоятельную работу отводится с 3-8 класс - 0,5 часа в неделю. Таблица 1 Срок обучения Максимальная учебная нагрузка (в часах) Количество часов на аудиторные занятия Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу (1-8 класс) 362 263 99 (3-8 класс) 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, психологические особенности. 5. Цель и задачи учебного предмета «Гитара» Цель: эмоционально- Развитие у учащегося навыков игры на гитаре, развитие его творческих способностей, усиление интереса учащегося к гитаре, как к инструменту многоплановому с неограниченными возможностями, богатой историей и не смотря на свой солидный возраст, удивительно молодому, развивающемуся, современному. Задачи: развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству; владение основными видами гитарной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения; формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на гитаре с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение приемами тирандо, апояндо, техникой легато и баррэ; развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности; овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом гитарой в рамках программных требований; обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле; владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, вибрацией; изучение буквенно- цифровых обозначений аккордов; изучение различных видов аккомпанемента; приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию. 6. Обоснование структуры учебного предмета «Гитара» Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета". 7. Методы обучения При работе с учащимся педагог использует следующие методы: словесные (объяснение, беседа, рассказ); наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение); эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений); практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений). 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Гитара» Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «Гитара», пюпитера, подставки под ногу, а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены. II. Содержание учебного предмета 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Гитара», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: - Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Гитара» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Требования по годам обучения Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Гитара» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом. Согласно ФГТ изучение учебного предмета «Гитара» для учащихся народного отделения рекомендовано начинать с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения. 1 класс 1. Знакомство с историей инструмента, его строением, правилами ухода за ним. 2. Выполнение различных упражнений по развитию основных способностей: слуха, ритма, памяти. 3. Выполнение комплекса упражнений по подготовке и организации игрового аппарата, развитие координации движений. 4. Освоение нотной грамоты, развитие навыков разбора, чтение нотного текста. В течение учебного года обучающийся должен освоить: 1. Гаммы ДО. СОЛЬ. МАЖОР - в 1 октаву 2. 2 этюда на различные виды техники. 3. 6 произведений (народные песни, пьесы песенного и танцевального характера). 4. 4 ансамблевые пьесы (игра с преподавателем). 2_класс 1. Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. 2. Продолжение работы над посадкой и постановкой рук. 3. Организация целесообразных игровых движений. 4. Изучение аппликатурных обозначений. 5. Освоение приема тирандо. 6. Чтение нот в первой и второй позициях. 7. Ознакомление с настройкой инструмента. 8. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки. В течение учебного года обучающийся должен освоить: 1. Гаммы ДО, СОЛЬ, ФА МАЖОР - в 2 октавы в I позиции. 2. 2 этюда 3. 2 пьесы для ансамбля (игра с преподавателем) 4. 6 пьес различного характера. 3 класс 1. Продолжение работы над постановочно-двигательными звукоизвлечением и ритмом. 2. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. 3. Повышение требовательности к качеству исполнения тирандо. 4. Работа над динамикой звучания. 5. Изучение восходящего и нисходящего легато. навыками, 6. Развитие начальных навыков смены позиций и чтения нот с листа. В течение учебного года обучающийся должен освоить: 1. Изучение гамм в пределах 4х первых позиций (тирандо). 2. 2 этюда на различные виды техники. 3. 2 пьесы для ансамбля (игра с преподавателем) 4. 4 пьесы различного характера. 4_класс 1. Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. 2. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. 3. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ. 4. Освоение навыка вибрации. 5. Изучение приема апояндо. В течение учебного года обучающийся должен освоить: 1. Хроматическая гамма в I позиции. 2. 2 этюда. 3. 1 полифоническую пьесу. 4. 4 пьесы различного характера. 5 класс 1. Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. 2. Работа над динамикой, ритмом. 3. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. 4. Изучение сложных виды арпеджио. 5. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато. 6. Мелизмы. 7. Закрепление навыков игры в позициях. 8. Знакомство и изучение натуральных и искусственных флажолетов. В течение учебного года обучающийся должен освоить: 1. 2-х-октавные минорные мелодические гаммы. 2. 2 этюда. 3. 1 произведение крупной формы. 4. 1 полифоническое произведение. 5. 4 музыкальных произведения различных по характеру. 6 класс 1. Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. 2. Повышение требовательности к выразительному исполнению. 3. Усложнение ритмических задач. 4. Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев правой руки, совершенствование техники их чередования в различных видах арпеджио и гамм. 5. Сложные флажолеты. 6. Закрепление навыков игры в высоких позициях и чтения нот с листа. В течение учебного года обучающийся должен освоить: 1. Мажорные и минорные гаммы в две октавы. 2. 2 этюда. 3. 1 полифоническое произведение. 4. 1 произведение крупной формы. 5. 2 музыкальных произведения различных по характеру. 7 класс 1. Развитие музыкального мышления и исполнительских навыков. 2. Совершенствование техники левой руки: легато, мелизмы, различные виды соединения позиций, двойные ноты и аккордовая игра. 3. Работа над звукоизвлечением и координацией действий обеих рук. В течение учебного года обучающийся должен освоить: 1. Дальнейшее совершенствование гамм, ранее изученных. 2. 2 этюда. 3. 1 произведение крупной формы. 4. 1 полифоническое произведение. 5. 6. 2 музыкальных произведения различных по характеру. Буквенно-цифровые обозначения аккордов. 7. Различные виды аккомпанемента. 8 класс 1. Дальнейшее развитие музыкально- художественного мышления и исполнительских навыков. 2. Совершенствование техники звукоизвлечения и повышение уровня пальцевой беглости. В течение учебного года обучающийся должен освоить: 1. Дальнейшее совершенствование гамм, ранее изученных. 2. 2 этюда. 3. 1 произведение крупной формы. 4. 1 полифоническое произведение. 5. 2 музыкальных произведения различных по характеру. 6. Буквенно-цифровые обозначения аккордов. 7. Различные виды аккомпанемента III. Требования к уровню подготовки обучающихся Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Гитара» и включает следующие знания, умения, навыки: знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей гитары; знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для гитары зарубежными и отечественными композиторами; владение основными видами гитарной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу; знания музыкальной терминологии; умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на гитаре; умения самостоятельного разбора и разучивания на гитаре несложного музыкального произведения; умения использовать теоретические знания при игре на гитаре; навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.; навыки чтения с листа легкого музыкального текста; навыки (первоначальные) игры на гитаре или в гитарном ансамбле. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации программы "Гитара" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года . Форма ее проведения - выставлением оценки. обсуждение результатов контрольный урок с приглашением комиссии и Обязательным условием является методическое выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, дневник учащегося. На контрольном уроке учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения. Контрольный урок проводится в конце 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 полугодий. 2. Критерии оценок Критерии оценки качества исполнения По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 2 Оценка Критерии оценивания выступления 5 (отлично) предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу 4 (хорошо) программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения 3 (удовлетворительно) программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен 2 (неудовлетворительно) незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие: - техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения; - художественная трактовка произведения; - стабильность исполнения; - выразительность исполнения. Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом. V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации преподавателям В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя. Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности. Работа с учащимся включает: решение технических учебных задач - координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов тирандо, апояндо, техники баррэ и легато; работа над приемами звукоизвлечения, навыком вибрации; тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой; формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами, аккордами; разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением. В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе. Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Он должен включать в себя высокохудожественные образцы старинной, классической и современной гитарной музыки, а так же скрипичной, фортепианной, оркестровой в различных стилях и жанрах в переложении для гитары. Учебный репертуар необходимо подбирать с учетом пожеланий учащихся, что позволяет поддержать интерес к музицированию на гитаре. В репертуар должны быть включены популярные мелодии из кинофильмов, фрагменты рок- композиции, бардовские и эстрадные песни. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика. В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки. Важную роль в освоении игры на гитаре играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал. Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога. Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной смысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учеником произведений с аккомпанементом преподавателя это обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенствованию присущего ему чувства ритма, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения, а также правильным движениям правой руки. Нельзя не отметить важность свободного владения позициями и навыком вибрации. К работе над вибрацией следует приступить, когда учащийся усвоит необходимые постановочные и двигательные навыки. При этом необходимо стремиться к формированию у него внутренней потребности к вибрации. 2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала. Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки. Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося. Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, дневнике. которые должны быть отражены в Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара. Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно. VI. Список литературы 1. А. Иванов- Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре». 1970г. 2. М.Каркасси «Школы игры на шестиструнной гитаре» 2002 год. 3. Е. Ларичев «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Москва. 1988 г. 4. В. Калинин «Юный гитарист». Москва 2007 г. 5. О. Киселев «Первые шаги». Челябинск 2006 г. 6. П. Вещицкий, Е. Ларичев, Г. Ларичева «Классическая шестиструнная гитара» (справочник). Москва. 2000 г. 7. «Хрестоматия гитариста». Составитель В.В. Гуркин. 1 кл.; 3-4 классы. Ростов-на-Дону.1998 г. 8. «Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре» (2 класс) составитель П.В. Иванников. Донецк. 2008 г. 9. «Хрестоматия юного гитариста», (2-4 классы), составитель О.В. Зубченко. Ростов-на-Дону. 2006 г. 10. Хрестоматия гитариста «Уроки мастерства», тетрадь 3 (для средних классов) составитель Н.А. Иванова-Крамская. Москва. 2005 г. 11. «Волшебный мир шести струн». Избранные произведения для гитары. Тетрадь 1. Составители Е.Белова, А. Карелин. Изд. дом В. Катанского. М., 2000 г. 12. В. Бранд «Песенки гитаринки», вып. 1, РУДН, М. 1999 г. 13. В. Козлов «Маленькие тайны сеньориты Гитары», Альбом юного гитариста. МРI, Челябинск, 2006 г. 14. А. Виницкий «Детский джазовый альбом» вып. 1. М. 2001 г.