I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам. III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; - Контрольные требования на разных этапах обучения; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Список литературы I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Ансамбль» (гитара) разработана на основе и с учетом федеральных предпрофессиональной государственных требований общеобразовательной к дополнительной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра. Успешный творческих опыт смешанных контактах ансамблей руководителя специальности. Данная программа должен коллектива разработана с для основываться на преподавателями по ансамбля струнных народных инструментов. 2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль» (гитара) Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8 лет). 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль» (гитара): Класс С 4 по 8 классы Максимальная учебная нагрузка (в часах) 330 Кол-во часов на аудиторные занятия 165 Кол-во часов на внеаудиторные занятия 165 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. 5. Цель и задачи учебного предмета Цель: • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства. Задачи: • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле; • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования; • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром; • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга); • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности; • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле; • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования; • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса солиста камерного ансамбля. Учебный предмет «Ансамбль» (гитара) неразрывно связан с учебным предметом «Специальность» (гитара), а также дополнительной предпрофессиональной со всеми предметами общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты". Предмет «Ансамбль» (гитара) расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству вокалистов, пианистов исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать сопровождения солистам-вокалистам академического и в роли пения, вокальному ансамблю, а также принимать участие в спектаклях отделения театрального искусства. Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре. 6. Обоснование структуры учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» (гитара) зависит от: • возраста учащихся; • их индивидуальных способностей; • от состава ансамбля; • от количества участников ансамбля. Для достижения поставленной цели используются следующие методы обучения: и реализации задач предмета - словесный (рассказ, объяснение); - метод показа; - частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи). Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах. 8. Описание материально – технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль» (гитара). Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. II. Содержание учебного предмета Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств - дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д. Варианты возможных составов ансамблей: 1. Дуэты • Дуэт гитаристов - гитара I, гитара II; 2. Трио • Трио гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III; 3. Квартеты • Квартет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV; 1. Сведения о затратах учебного времени Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль» (гитара), на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Срок обучения – 8 лет Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс – 1 час в неделю. Самостоятельные занятия: с 4 по 8 класс – 1 час в неделю. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. Учебный материал распределяется по Каждый класс имеет свои годам обучения дидактические задачи и – классам. объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Требования по годам обучения В ансамблевой игре так же, как требуются определенные и в сольном исполнительстве, музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как: • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительского замысла; исполнительских намерений и реализацию • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Срок обучения – 8 лет Годовые требования (гитара) 4 класс Развитие первоначальных музыкально-исполнительских навыков игры в ансамбле: «солирование» – когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирование» – умение отойти на второй план ради единого целого. Исполнение мелодии учащимся правой рукой, а педагогом – аккомпанемента. Исполнение учащимся простейшего аккомпанемента для развития умения гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Разбор и разучивание партий ансамбля Определение целесообразной аппликатуры, способов звукоизвлечения (тирандо, апояндо). Игра со счетом вслух, с дирижированием преподавателя Работа над общим темпом В течение учебного года обучающийся должен освоить 4 пьесы. 5 класс Знакомство с историей исполнительского искусства в гитарном ансамбле (история возникновения гитарных ансамблей: Ф. Сор – Д. Агуадо, Н. Кост – Л. Сагрини, Ф. Таррега – Д. Фортеа; легкие дуэты и трио композиторов, писавших для гитарных ансамблей: М. Каркасси, Ф. Карулли, Х. Сагрераса, Н. Паганини, Й. Кюффнер). Ознакомление с принципами аранжировок для гитарного ансамбля – диапазон классической шестиструнной гитары, перестройка струн, бас-гитара, терц-гитара, ГРАН-гитара; разделение функций баса, ритмического заполнения мелодии, противосложения (подголосков). Освоение обучающимися задач дирижера и элементарное дирижирование на 2/4; 3/4; 4/4. Разбор и разучивание партий ансамбля а режиме чтения с листа или домашней подготовки Освоение приемов игры (арпеджиато, глиссандо, расгеадо, тамбурин и др.). Изучение штрихов стаккато, легато. Работа над общим темпом , динамикой и характером произведения. В течение учебного года обучающийся должен освоить 4 пьесы. 6 Класс Знакомство с историей исполнительского искусства в гитарном ансамбле (история возникновения гитарных ансамблей: И. Прести – А. Лагойя, Д. Маклафлин – Ал ди Меола – Пако де Лусия; дуэты и трио композиторов, писавших для гитарных ансамблей: М. Джулиани, Ф. Таррега, А. Виницкий). Ознакомление с принципами аранжировок для гитарного ансамбля – целесообразность дублирования голосов (в мелодическом, в басовом голосах, в аккомпанементе) – в унисон, в октаву, проведение мелодий в разных голосах. Изучение аккордов в разных позициях (трезвучия, септаккорды, аккорды с добавленной секстой) Буквенное обозначение аккордов Разбор и разучивание партий в режиме чтения с листа и домашней подготовке. В течение учебного года обучающийся должен освоить 4 пьесы. 7 Класс Знакомство с историей исполнительского искусства в гитарном ансамбле (история возникновения гитарных ансамблей: С. Орехов – А. Перфильев, С. Ассад – О. Ассад, Пражский квартет, Амстердамское трио, Оркестр гитаристов Барселоны; дуэты и трио композиторов, писавших для гитарных ансамблей: Х. Родриго, А. Барриос, В. Козлов, С. Руднев, Л. Брауэр, Н. Кошкин). Ознакомление с принципами аранжировок для гитарного ансамбля, вариационное изложение материала – проведение мелодий в терцию, сексту, октаву, добавление подголосков, модуляция в другую тональность. Изучение аккордов, исполняемых приемом баррэ. Разбор и разучивание партий в режиме чтения с листа и домашней подготовке. Работа над экзаменационной программой. В течение учебного года обучающийся должен освоить 4 пьесы. 8 класс Продолжение работы в музыкальном произведении над ритмом, динамикой, рациональной аппликатурой, едиными штрихами с партнёром. Развитие умения анализировать функцию своей партии по отношению к партии партнёра, определяя, чем каждая из них дополняет друг друга. Развитие умения определять какой голос должен звучать на первом плане, какой на втором. Изучение аккордов в разных позициях (аккорды с добавленной четвертой ступенью, нонаккорды). Транспонирование. Сохранение ранее пройденного репертуара. Организация концертной деятельности, так как это способствует свободному общению музыкантов, творческому росту и заинтересованности их в ансамблевой игре. Закрепление всех ранее полученных навыков ансамблевой игры (определение нужного темпа произведения, с использованием указанных в тексте агогических изменений, точной динамики и штрихов, добиваясь синхронного исполнения и т.д.). В течение учебного года обучающийся должен освоить 4 пьесы. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства: - развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом; - реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности; - приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр); - развитие навыка чтения нот с листа; - развитие навыка транспонирования, подбора по слуху; - знание репертуара для ансамбля; - наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива; - повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными видами контроля успеваемости являются: • текущий контроль успеваемости учащихся • промежуточная аттестация • итоговая аттестация Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается: - отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность; - качество выполнения предложенных заданий; - инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы; На основании результатов текущего контроля выводятся оценки за полугодия. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач формами на определенном промежуточной этапе. аттестации Наиболее распространенными являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, экзамены. При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика. Контрольный урок проводится в 10 полугодии; зачет проводится в 12 полугодии; экзамен проводится в 14 полугодии. 2. Критерии оценок Оценка 5 («отлично») Критерии оценивания Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) 3 («удовлетворительно») Исполнение с небольшим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. Комплекс недостатков, причиной которых является 2 («неудовлетворительно») отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий «зачет» (без отметки) Отражается достаточный уровень подготовки исполнения на данном этапе обучения Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. Требования к промежуточной и итоговой аттестации (контрольный урок, зачет, экзамен): 2 разнохарактерных произведения V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации педагогическим работникам Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Преподаватель должен привить интерес обучающихся к игре на гитаре не только посредством сольного исполнения, но и ансамблевого музицирования, которое является одним из основных средств мотивации учащихся к обучению игре на гитаре и дает возможность детям овладеть палитрой музыкальных умений и навыков. Ансамблевая игра благоприятствует динамичному развитию творческих способностей и технических навыков обучающихся. Более сильный партнер способен оказывать художественное воздействие на менее продвинутого, стимулируя его общемузыкальный и технический прогресс. Дуэтное музицирование, как правило, способствует успешному преодолению различных психологических зажимов, возникающих у ребенка в ходе сольного исполнения. Кроме того, ансамблевая игра помогает ученику закреплять умения и навыки, приобретенные на уроках специальности, хорошо развивает чувство ритма, гармонический слух, содействует комплексному освоению богатейшего многоэлементной арсенала структуры средств музыкального музыкальной произведения выразительности. и Охват разнообразного ансамблевого репертуара благоприятствует пополнению запаса художественных впечатлений юного музыканта, обогащает его творческое мышление и музыкальный вкус. В работе с ансамблями гитаристов используются следующие основные направления: работа над ритмом, динамикой, темпом и синхронностью ансамблевого звучания. Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, метроритму принадлежит едва ли не главное место. У каждого участника ансамбля преподаватель воспитывает чувство абсолютно точного и «метричного» ритма. Этот ритм и становится объединяющим началом в общем коллективном ритме. Важнейшим условием метроритмической синхронности ансамбля является единая трактовка темпа. Верно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки, неверный темп в той или иной мере искажает этот характер. Определив указанный темп, каждый из участников ансамбля целенаправленно «вживается» в композиторский замысел и гибко реализует временные «колебания», выписываемые автором. Учащиеся, играя в ансамбле, учатся быть экономными в расходовании динамических средств и разумно ими распоряжаться. Динамика является средством выразительности, придающим звучанию гибкость и утонченность. Различные элементы музыкальной фактуры должны звучать на разных динамических уровнях. Важное место в ансамбле занимает динамика. Вначале участники ансамбля учатся играть в пределах одного динамического оттенка абсолютно ровно, затем постепенно постигать навыки плавного перехода от одного динамического оттенка к другому. В любом ансамбле очень важно достичь синхронности звучания, то есть точного совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельной точности при исполнении мелких длительностей всеми участниками ансамбля. Существует три момента синхронного исполнения: вместе начать, вместе играть и вместе закончить произведение. В каждом инструментальном ансамбле есть исполнитель, выполняющий функции дирижёра. При помощи мимики или жестов он показывает вступления, снятия, агогические отступления. В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. В пьесах активного, волевого плана это качество достигается быстрее, чем в пьесах спокойного созерцательного характера. В процессе ансамблевого музицирования особое внимание уделяется унисону. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. При исполнении в унисон партия любого отдельно взятого участника ансамбля не должна звучать как самостоятельная. В ходе работы над унисоном формируются прочные навыки ансамблевой игры. Процесс работы над унисоном способствует формированию прочных навыков ансамблевой игры. Когда все этапы учебно-технической и художественной работы будут выполнены и участники ансамбля с процессе исполнения получат удовлетворение от совместного творчества, можно считать, что занятия в классе ансамбля дали принципиально важный результат. Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творческую активность обучающихся, постоянно повышает исполнительское мастерство в целом и отдельного исполнителя в частности. Формирование репертуара осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей детей, приобретенных навыков игры, индивидуального вкуса и интересов детей. Не секрет, что в настоящее время дети информированы значительно шире, чем их сверстники 10-15 лет назад. Их интересы в наши дни во многом определяются научно-техническим прогрессом. Исполнительский репертуар должен включать в себя высокохудожественные образцы старинной, классической и современной гитарной музыки, а также скрипичной, фортепианной, оркестровой в различных стилях и жанрах в переложении для гитары. 2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. VI. Список литературы 1. «Хрестоматия юного гитариста». Репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио). Составитель О.В. Зубченко. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2007 г. 2. «Хрестоматия гитариста». Ансамбль для гитары с духовыми, струнными инструментами и фортепиано (средние классы ДМШ). Составитель Н.А. Иванова-Крамская. «Феникс». Ростов-на Дону. 2007 г. 3. «Хрестоматия юного гитариста» 2-4 кл. для учащихся ДИШ. Составитель О.В. Зубченко. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2006 г. 4. «Хрестоматия гитаристов» шестиструнная гитара. Составитель В.В. Гуркин, 3-4 кл. для ДМШ «Феникс», Росто-на-Дону. 2000 г. 5. «Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре» 2 кл. Составитель П.В. Иванников. «АСТ». М., 2008 г. 6. О. Киселев «Первые шаги. Альбом юного гитариста». «MPI», Челябинск, 2006 г. 7. «Хрестоматия гиатриста», шестиструнная гитара. Составитель В.В. Гуркин, 1 кл. и 2-3 кл. ДМШ, «Феникс», Ростов-на-Дону, 1998г. 8. А. Виницкий «Детский джазовый альбом», вып. 1 (упражнения, пьесы, этюды, дуэты), Москва, 2001 г. 9. В. Калинин «Ансамбли шестиструнных гитар», Новосибирск, 2002 г. 10. J. Falk “Milchzahn” (23 старинных и новых песен для двух гитар) EDITION MEJORU, 1999