I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам. III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; - Контрольные требования на разных этапах обучения; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Список литературы I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Ансамбль» (баян, аккордеон) разработана на основе и с учетом федеральных государственных дополнительной предпрофессиональной в требований общеобразовательной к программе области музыкального искусства «Народные инструменты». В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. 2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль» (баян, аккордеон) Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет). 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль» (баян, аккордеон): Класс С 4 по 8 классы Максимальная учебная нагрузка (в часах) 330 Кол-во часов на аудиторные занятия 165 Кол-во часов на внеаудиторные занятия 165 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. 5. Цель и задачи учебного предмета Цель: • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства. Задачи: • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле; • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования; • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром; • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга); • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности; • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле; • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования; • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса солиста камерного ансамбля. Учебный предмет «Ансамбль» (баян, аккордеон) неразрывно связан с учебным предметом «Специальность» (баян, аккордеон), а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты". Предмет «Ансамбль» (баян, аккордеон) расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству пианистов, вокалистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического пения, вокальному ансамблю, а также принимать участие в спектаклях отделения театрального искусства. Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре. 6. Обоснование структуры учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» (баян, аккордеон) зависит от: • возраста учащихся; • их индивидуальных способностей; • от состава ансамбля; • от количества участников ансамбля. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение); - метод показа; - частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи). Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах. 8. Описание материально – технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль» (баян, аккордеон). Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. II. Содержание учебного предмета Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств - дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д. Варианты возможных составов ансамблей: 1. Дуэты • Дуэт аккордеонистов - аккордеон I, аккордеон II; • Дуэт баянистов – баян I, баян II; 2. Трио • Трио аккордеонистов – аккордеон I, аккордеон II, аккордеон III; • Трио баянистов – баян I , баян II , баян III; 3. Квартеты • Квартет аккордеонистов – аккордеон I, аккордеон II, аккордеон III, аккордеон IV; • Квартет баянистов – баян I ,баян II, баян III, баян IV; 1. Сведения о затратах учебного времени Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль» (баян, аккордеон), на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Срок обучения – 8 лет Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс – 1 час в неделю. Самостоятельные занятия: с 4 по 8 класс – 1 час в неделю. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Требования по годам обучения В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как: • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Срок обучения – 8 лет Годовые требования (баян, аккордеон) 4 Класс (1 час в неделю) Развитие первоначальных музыкально-исполнительских навыков игры в ансамбле: «солирование» – когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирование» – умение отойти на второй план ради единого целого. Исполнение мелодии учащимся правой рукой, а педагогом – аккомпанемента. Исполнение учащимся простейшего аккомпанемента для развития умения гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Игра простых песенок в форме канона. Игра двумя руками простейших ансамблей совместно с педагогом, добиваясь при этом одинаковых ощущений характера и темпа произведения. Развитие умения учащегося мыслить музыкальными образами (сюжеты к пьескам, рисунки). Развитие умения учащегося передать в пьесе замысел композитора за счёт средств музыкальной выразительности (штрихов, динамики). В течение учебного года обучающийся должен освоить 4 пьесы. 5 Класс Ознакомление с пьесами с элементами полифонии: подголосками, с имитационной полифонией, остинато в басу. Развитие навыков игры в дуэте с другим учащимся: умение слушать себя и партнёра, ясно прослушивая главную мелодическую линию, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас давал хорошую метроритмическую основу. Знакомство с вариационной формой с включением технических сложностей (восьмые, шестнадцатые). Продолжение развития умения учащихся играть вместе, добиваясь единства поставленных художественных задач и эмоционального состояния произведения. Продолжение развития умения определять характер музыки, форму, уяснить смысл и функцию каждой партии ансамбля. В течение учебного года обучающийся должен освоить 4 пьесы. 6 Класс Продолжение работы над задачами начальной ступени, т.к. навыки ансамблевой игры не приходят быстро. Развитие умения технического овладения произведением: тщательная проработка текста, анализ его фактуры, штрихов, ритма, определение аппликатуры. В течение года учебного года обучающийся должен освоить 4 пьесы. 7 Класс Продолжение работы в музыкальном произведении над ритмом, динамикой, рациональной аппликатурой, едиными штрихами с партнёром. Развитие умения анализировать функцию своей партии по отношению к партии партнёра, определяя, чем каждая из них дополняет друг друга. Развитие умения определять какой голос должен звучать на первом плане, какой на втором. Продолжение работы над синхронностью исполнения, ритмической и штриховой точностью в произведении. Работа над экзаменационной программой. В течение учебного года обучающийся должен освоить 4 пьесы. 8 Класс Сохранение ранее пройденного репертуара. Организация концертной деятельности, так как это способствует свободному общению музыкантов, творческому росту и заинтересованности их в ансамблевой игре. Закрепление всех ранее полученных навыков ансамблевой игры (определение нужного темпа произведения, с использованием указанных в тексте агогических изменений, точной динамики и штрихов, добиваясь синхронного исполнения и т.д.). В течение учебного года обучающийся должен освоить 4 пьесы. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства: - развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом; - реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности; - приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр); - развитие навыка чтения нот с листа; - развитие навыка транспонирования, подбора по слуху; - знание репертуара для ансамбля; - наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива; - повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными видами контроля успеваемости являются: • текущий контроль успеваемости учащихся • промежуточная аттестация • итоговая аттестация Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается: - отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность; - качество выполнения предложенных заданий; - инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы; - темпы продвижения. На основании результатов текущего контроля выводятся оценки за полугодия. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, экзамены. При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика. Контрольный урок проводится в 10 полугодии; зачет - 12, 16 полугодиях; экзамен - 14 полугодии. 2. Критерии оценок Оценка Критерии оценивания 5 («отлично») Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) 3 («удовлетворительно») Исполнение с небольшим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. 2 Комплекс недостатков, причиной которых является («неудовлетворительно») отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий «зачет» (без отметки) Отражается достаточный уровень подготовки исполнения на данном этапе обучения Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. Требования к промежуточной и итоговой аттестации (контрольный урок, зачет, экзамен): 2 разнохарактерных произведения V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации педагогическим работникам В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» (баян, аккордеон)составляет 1 час в неделю. Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников. В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления. При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений. В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля. Применительно к организации ансамблевого музицирования баянистоваккордеонистов, наряду с общими качествами, свойственными всем видам ансамблей, следует подчеркнуть особую роль артикуляционно-штриховой культуры звукоизвлечения, обусловленной единством трактовки, различных штрихов, тембров и их комбинаций. Совместное музицирование баянистов (аккордеонистов) предполагает наличие упорядоченной ансамблевой технологии звукоизвлечения, включающей единое ощущение не только временных параметров (от появления изолированного звука до целостной метроритмической пульсации, которая присуща данному произведению), но и всех компонентов основной характеристики звучания – его штриховой составляющей. Формирование единой штриховой культуры у каждого участника ансамбля связано с осознанным восприятием природы инструмента, процесса звукообразования на баяне (аккордеоне) и роли важнейших элементов данного процесса – движение меха и пальцев. Речь идет о выработке специфических навыков, благодаря которым предслышание образных характеристик звучание, намеченных композитором или интерпретатором, незамедлительно порождает четкие исполнительские представления и их двигательную реализацию на инструменте. При таком подходе процесс ансамблевого музицирования становится управляемым, а его художественный результат – стабильным и достаточно предсказуемым. Важнейшая обеспеченность начального этапа работы – формирование у всех участников ансамбля единообразного подхода к основным видам атаки звука. Работу над унификацией слухо-двигательных процессов участников ансамбля лучше всего начинать с формирования навыков совместного взятия одного звука. Стремясь к выработке навыка синхронного и единообразного произношения звука в ансамбле, необходимо обратить внимание на идентичность постановочных движений, правой и левой рук исполнителей. Вначале движения осваиваются каждым учеником по очереди, а затем одновременно. Уже на раннем этапе ансамблевого музицирования необходимо добиваться единого понимания всеми исполнителями ключевой роли ауфтакта и перспектив его использования в организации совместной работы. Ауфтакт в ансамбле выполняет роль своеобразного дирижерского жеста, координирующего и упорядочивающего совместные действия группы инструменталистов. Следующим этапом работы в ансамбле становятся формирование однотипных навыков громкостно-динамического слышания и координация совместных изменений динамики. Большое значение также имеет формирование комплекса умений, соответствующим различным функциям исполнителя в ансамбле (например, соло, полифонический «диалог», аккомпанемент), а также оперативным «переключениям» указанных функций. Одним из важнейших направлений репетиционной работы в условиях ансамблевого исполнительства является идентичность качественных параметров синхронного снятия звука. Целенаправленное освоение различных видов снятия звука в ансамбле увязывается со спецификой того или иного музыкального материала. Определенные способы окончания фразы, мотива и т.д. выбираются исходя из художественной трактовки данного построения. Затем участники ансамбля достигают необходимого единообразия звуковых характеристик, варьирую индивидуальные и коллективные формы работы. Помимо единой штриховой культуры, предпосылкой успешной работы в ансамбле является формирование идентичного подхода к временным параметрам исполняемого произведения: темпу, метру и ритмической пульсации. Лишь благодаря соответствующей трактовке упомянутой «триады» коллектив может достичь ансамблевой синхронности – «совпадения с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пазух) у всех исполнителей». Единая трактов темпа – важнейшее условие метроритмической синхронности ансамбля. Предпосылкой синхронности ансамблевого исполнения является единство ритмической пульсации, которое, с одной стороны, придает звучанию необходимую слаженность и внутреннюю упругость, с другой – позволяет инструменталистам точно фиксировать атаку и завершение каждого звука, избегать несовпадений в разнообразных комбинациях мелких длительностей, особенно при отклонениях от заданного темпа. Подобная метроритмическая согласованность в ансамблевом музицировании и создает у слушателя неповторимое впечатление «монолитной игры», уподобляемой сольному исполнению. Успешной работе на первоначальной стадии разучивания метроритмически сложного произведения благоприятствует выбор наименьшей длительности в качестве единицы пульсации. В дальнейшем, с ускорением темпа, названная единица сменяется более крупной длительностью. В целом инструменталист, осмысленно управляющий временными процессами, владеющий многообразными элементами атаки, соединения, снятия звуков и их сочетаний, располагает богатейшей палитрой выразительных средств. Творческий подход к взаимодействию последних при исполнении художественного репертуара благоприятствует формированию одухотворенной атмосферы ансамблевого музицирования, его неповторимого колорита. 2. Рекомендации обучающихся по организации самостоятельной работы Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. VI. Список литературы 1. «Аккордеон в музыкальной школе» вып. 33. Ансамбли для II класса, составитель А. Талакин. «Советский композитор». М., 1979 г. 2. «Ансамбли баянов в музыкальной школе», вып. 8, вып. 9; составители А. Судариков и А. Талакин «Советский композитор». М. 1990 г. 3. «Хрестоматия аккордеониста» 1-2 кл. Составитель В. Гусев. «Музыка» М. 1986 г. 4. «Хрестоматия аккордеониста» 3-4 кл. ДМШ. Пьесы. Составитель Л. Гаврилов. «Музыка». М., 1994 г. 5. «Аккордеон» хрестоматия 3-5 классы ДМШ. Составители В.Н. Мотов, Г.И. Шахов. «Кифара» М. 2005 г. 6. «Хрестоматия для баяна» вып. 3; 2-3 кл. ДМШ. Составители Р.Н. Гречухина, М.Ю. Лихачев. «Композитор». С.-П., 2006 г. 7. «Хрестоматия для баяна» вып. 4 (3-4 кл. ДМШ), вып. 5 (4-5 кл. ДМШ). Составители Р.Н. Гречухина, М.Ю. Лихачев. «Композитор». С.-П. 2007 г. 8. В. Шрамко «Класс ансамбля баянов (аккордеонов)». Хрестоматия. 1-3 кл. ДМШ. «Композитор». С.-П. 2008 г. 9. В. Ушенин «Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов)» ч. 1 (2-4 кл. ДМШ). «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011 г. 10. «Музыкальные миниатюры» для дуэта баянистов. Средние классы ДМШ. Составитель В.П. Панина. «Композитор». С.-П. 2003 г. 11. «Играем с оркестром». Концертный репертуар для баяна (аккордеона) в сопровождении виртуального оркестра. 1-5 кл. ДМШ. Составитель В.В. Ушенин. «Феникс. Ростов-на-Дону». 2012 г.