Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета 2. Срок реализации учебного предмета 3. Объем учебного времени и виды учебной работы 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий 5. Цель и задачи учебного предмета 6. Методы обучения 7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета 1. Сведения о затратах учебного времени 2. Годовые требования по классам III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета 1. Аттестация: формы и методы контроля успеваемости 2. Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список рекомендуемой методической литературы Приложение: Примерный репертуарный список по классам I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика учебного предмета Программа учебного разработана (фортепиано)» предмета в «Музыкальный соответствии с инструмент федеральными государственными требованиями (далее - ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств. Основная направленность настоящей программы – художественноэстетическая – связана с формированием у обучающихся комплекса необходимых знаний, умений и навыков фортепианной игры, их эстетическим воспитанием и духовно-нравственным развитием. Фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный фортепианный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, джазовую, популярную. Формирование навыков игры на фортепиано позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать современные электронные клавишные музыкальные инструменты. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и ориентирована, прежде всего, на музыкальные предпочтения самого учащегося. Педагог должен способствовать приобретению учениками навыков творческой деятельности, а так же научить их планировать свою домашнюю работу, осуществляя самостоятельный контроль своей учебной деятельности. На протяжении всего срока обучения необходимо развивать у детей личностные качества, которые помогут им осваивать учебную информацию в соответствии с программными требованиями. Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, что позволяет совместно работать над художественным образом, развивает умение слушать друг друга, гармонический слух, формирует навыки ритмичной синхронной игры. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой. Распространенной формой музицирования на фортепиано является занятие аккомпанементом. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: от старинных романсов и популярных образцов классического вокала до эстрадной и рок музыки. 2. Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» составляет 5 лет при 5-летнем сроке обучения и 8 лет при 8летнем сроке обучения. Данная программа может быть использована в рамках вариативной части учебного плана. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебными планами на реализацию предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)». Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели в год. Недельная нагрузка по данному предмету составляет 1 час в неделю. Срок обучения – 5 лет Содержание Общее количество часов на аудиторные занятия Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия Максимальная учебная нагрузка (в часах) Содержание Общее количество часов на аудиторные занятия 1 – 5 классы 165 165 330 Срок обучения – 8 лет 1 – 8 классы 263 Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия Максимальная учебная нагрузка (в часах) 4. Форма проведения 263 494 учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока – 45 минут. Индивидуальные занятия позволяют преподавателю построить содержание программы в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. 5. Цели и задачи учебного предмета. Целью учебного предмета развитие творческих в рамках данной программы является способностей и индивидуальности учащегося, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано необходимых для музыкально-художественного развития. На протяжении всего периода обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников и определить основные направления работы, связанные с решением следующих задач: - развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент; - приобретение знаний в области музыкальной грамоты и истории музыкальной культуры; - формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах; - воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, дисциплины. Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных принципа обучения. Один из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата, второй – развитие практических форм музицирования на фортепиано, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху. 6. Методы обучения Индивидуальное обучение неразрывно связано воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. На уроках фортепиано целесообразно использование следующих методов обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ) наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов) практический (работа на инструменте, упражнения) аналитический (сравнения, обобщения) эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления) Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный психологический подход к каждому ученику и выбрать подходящий метод обучения. 7. Материально-технические условия реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета (класс для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений. Необходимо наличие библиотеки и фонотеки. Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренные на освоение учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» с учетом максимальной, самостоятельной нагрузки обучающихся и аудиторных занятий: Объем самостоятельной работы обучающихся может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (концертных залов, театров, филармоний и др.); - участие учеников в концертах, творческих конкурсах, открытых культурно- просветительских мероприятий ДШИ и др. Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы распределяется по годам с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Годовые требования по классам В настоящей программе предлагается разнообразный репертуар с целью возможности индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе изучаемая программа может значительно отличаться по уровню трудности. В годовых требованиях указано количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе. Примерный репертуарный список по всем годам обучения дан в Приложении. В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что часть произведений предназначена для публичного исполнения, а остальные – для работы в классе или ознакомления. Следовательно, преподаватель устанавливает степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика. 1 класс Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с учеником подбором по слуху, упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником – 8-16 небольших произведений (народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли), освоить основные приемы игры: non legato, legato, staccato. Учащийся основными должен овладеть постановочными основами элементами музыкальной рук на грамоты, клавиатуре, первоначальными навыками звукоизвлечения, правильной посадкой за инструментом. Ученик получает первый опыт публичных выступлений, умение психологически настроиться перед выступлением. Текущая и промежуточная аттестация осуществляется в форме контрольных уроков в конце первого и второго полугодий, на которых учащиеся исполняют не менее двух разнохарактерных произведений по выбору преподавателя (этюда, пьесы, пьесы с элементами полифонии). Возможно исполнение ансамблевых пьес для фортепиано в 4 руки. 2 класс В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8 – 16 различных музыкальных произведений разных жанров (пьесы с элементами полифонии, несложные произведения крупной формы; пьесы; этюды). Игра с педагогом в четыре руки простых ансамблевых пьес. Требования по гаммам. Мажорные гаммы До, Соль, Ре, в прямом и противоположном движении двумя руками в две октавы; минорные гаммы ля, ре (в натуральном и гармоническом видах) каждой рукой отдельно в две октавы; тонические трезвучия с обращениями аккордами и арпеджио по три звука каждой рукой отдельно в пройденных тональностях. Выполнение данных требований должно быть обусловлено техническими возможностями обучающегося. Результат второго года обучения: Учащиеся должны освоить новые аппликатурные формулы, разновесовую игру в пьесах с более развитой линией аккомпанемента; продолжается накопление двигательных навыков, навыков педализации. Развивается навык самостоятельного разбора и разучивания произведений. Текущая и промежуточная аттестация осуществляется в форме контрольных уроков в конце первого и второго полугодий, на которых учащиеся исполняют не менее двух разнохарактерных произведений разных жанров (этюда, пьесы, пьесы с элементами полифонии, элементарные произведения крупной формы). Возможно исполнение ансамблевых пьес для фортепиано в 4 руки. 3 класс В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8 – 12 различных музыкальных произведений с учетом усложнения программы, в разной степени готовности (несложные полифонических сочинения и произведения крупной формы; пьесы; этюды). Чтение с листа легких пьес различного характера. Игра в ансамбле. Требования по гаммам. Мажорные гаммы до 2-3-х знаков в прямом движении; в противоположном движении – гаммы с симметричной аппликатурой; минорные гаммы до 2-х знаков (натуральный, гармонический и мелодический виды) – в прямом движении двумя руками в две октавы; хроматическая гамма двумя руками на 2 октавы от любых клавиш; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука двумя руками в пройденных тональностях; арпеджио короткие по три звука двумя руками. Все требования индивидуальны, на усмотрение преподавателя, что связано с техническими возможностями обучающегося. Текущая и промежуточная аттестация осуществляется в форме контрольных уроков в конце первого и второго полугодий, на которых учащиеся исполняют не менее двух разнохарактерных произведений разных жанров (этюда, пьесы, пьесы с элементами полифонии, элементарные произведения крупной формы). Возможно исполнение ансамблевых пьес для фортепиано в 4 руки. 4-5 классы В течение учебных годов педагог должен проработать с учеником 12 – 20 различных музыкальных произведений, в разной степени готовности разных жанров и форм. Чтение с листа постепенно усложняющихся произведений (уровень трудности примерно на два класса ниже изучаемых учеником); дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле. Требования по гаммам. Мажорные гаммы до 3-4-х знаков включительно в прямом движении (в противоположном движении – гаммы с симметричной аппликатурой) в 2-4 октавы; минорные гаммы до 2-3-х знаков (натуральный, гармонический и мелодический виды) – двумя руками в прямом движении на 2-4 октавы; хроматические гаммы в прямом движении от любых клавиш; в противоположном – от ре и соль диез; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука в этих же тональностях на 2–4 октавы; арпеджио короткие двумя руками по 3–4 звука на 2–4 октавы; арпеджио длинные каждой рукой отдельно на 2 октавы. Все требования индивидуальны, на усмотрение преподавателя, что связано с техническими возможностями обучающегося. Продолжается развитие беглости пальцев на основе изучения различных технических формул. Развитие навыков разновесовой игры в партии одной руки, полифонического слышания, навыков педализации. В работе над художественным произведением акцентируется внимание на осознанном художественном исполнении. Итоговая аттестация осуществляется в форме академического зачета в конце второго полугодия, на котором учащиеся исполняют 2–4 разнохарактерных произведения разных жанров (этюда, пьесы, пьесы с элементами полифонии, элементарные произведения крупной формы). Возможно исполнение ансамблевых пьес для фортепиано в 4 руки или аккомпанемента. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ Выпускник имеет следующий уровень подготовки: - владеет основными приемами фортепианной игры, звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике, - умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение, - умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения, - владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле. IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Аттестация: формы и методы контроля успеваемости. Оценка качества реализации программы «Музыкальный инструмент (фортепиано)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы. Промежуточная аттестация проводиться в конце каждого учебного года в форме контрольного урока. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 1. Поурочные оценки за самостоятельную работу 2. Контрольные уроки 3. Концертные выступления 4. Академический зачет Для проверки навыков чтения с листа рекомендуется с третьего класса, два раза в год (I и II полугодие) проводить контрольные уроки. 2. Критерии оценки. При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: - формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; - наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; - овладение практическими умениями и навыками музицирования на фортепиано; - степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. Качество исполнения оценивается по следующим критериям: «Отлично»: - технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. «Хорошо»: - оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном). «Удовлетворительно»: - исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата. «Неудовлетворительно»: - комплекс серьезных недочетов, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий. Данная система оценки качества исполнения, являющаяся основной, может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося. При выведении промежуточной (переводной) оценки учитывается следующее: - оценка годовой работы ученика; - оценка на контрольном уроке; - другие выступления ученика в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании полугодий учебного года. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет перейти на обучение по предпрофессиональной программе или продолжить самостоятельные занятия музицированием на фортепиано. Каждая из этих целей связана с возможностью дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным. Одной из основных форм планирования занятий по фортепиано является составление индивидуальных планов для каждого ученика (c учетом его возможностей) на каждое полугодие. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. высокохудожественные В индивидуальный разнохарактерные по план форме включаются и содержанию произведения русской, зарубежной классики и современной музыки. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой – посещением записей, концертных мероприятий, прослушиванием музыкальных видеопросмотром исполнений выдающихся исполнителей и музыкальных фильмов. Необходимо познакомить учащегося с историей фортепианного исполнительства, рассказать о знаменитых пианистах и композиторах. На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт игры в ансамбле и аккомпанирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, необходимые для самостоятельного музицирования. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, расширение практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых). VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.М., 1935. 2. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М., 1973. 4. Браудо И. Артикуляция. – Л., 1961. 5. Гофман И. 1974. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 1961. 6. Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. – М., 1969. 7. Корто А. О фортепианном искусстве. – М., 1965. 8. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. – М., 1965. 9. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 10. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М., 2002. 11. Мндоянц А. 1982. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. – М., 2005. 12. Петрушин В. Музыкальная психология. – М., 1997. 13. Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. – М., 1997. 14. 2989. Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. – М., 15. Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. – М., 1970. 16. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., 1974. 17. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1985. ПРИЛОЖЕНИЕ Примерный репертуарный список 1 класс Сборник «В музыку с радостью», сост. О. Геталова, И.Визная: М. Андреева «Ехали медведи» Ф. Лещинская «Лошадки» И. Визная «Вальс» А. Артоболевская «Вальс собачек» английская народная песня «Игрушечный медвежонок» ансамбль французская народная песня «Колыбельная» ансамбль О. Геталова «Рыжий кот» Б. Берлин «Пони-звездочка» О. Геталова «Добрый гном» О. Геталова «Часы» Г. Энесакс «Едет паровоз» Д. Томпсон « Вальс гномов» ансамбль Сборник «Школа игры на фортепиано», сост. А.Николаев 1964 г.: русская народная песня «На зеленом лугу» Е. Гнесина «Этюды» М. Красев «Журавель» Д. Кобалевский «Про Петю» ансамбль Г. Гумберт «Этюд» Ж. Векерлен «Пьеса» Т. Салютринская «Пастух играет» Сборник «Первая встреча с музыкой», сост. А.Артоболевская: «Вальс собачек» ансамбль украинский народный танец «Казачок» ансамбль С. Ляховицкая «Дразнилки» А. Руббах «Воробей» И. Филипп «Колыбельная» С. Прокофьев «Болтунья» ансамбль Г. Беренс Этюды № 1, 2 Л. Шитте Этюды № 3-5, 7 2 класс Сборник «В музыку с радостью», сост. О. Геталова, И.Визная: Б. Чайковский «Урок в мышиной школе» ансамбль В. Шаинский «Кузнечик» ансамбль В. Игнатьев «Большой олень» ансамбль французская народная песня «Пастушки» П. Хаджиев «Маленькая прелюдия» И. Беркович «Этюд» В. Игнатьев «Негритянская колыбельная» Д. Тюрк «Песенка» К. Черни «Этюд» А. Жилинский «Этюд» Н. Любарский «Этюд» А. Лешгорн ««Этюд» И. Беркович «Этюд» А. Гедике «Русская песня» «Школа игры на фортепиано», под ред. А.Николаева, 1963 г.: М. Крутицкий «Зима» А. Гедике «Ригидон» Ж. Арман «Пьеса» В. Курочкин « Пьеса» Б. Бартон «Песня» Л. Книппер «Степная кавалерийская» Э. Тетцель «Прелюдия» Сборник «Первая встреча с музыкой», сост. А.Артоболевская: А. Александров «Новогодняя полька» М. Крутицкий «Зима» Г. Галынин «Медведь» Сборник «Избранные этюды иностранных композиторов», I-II классы, 1960 г.: Г. Беренс Этюды № 8, 12 Л. Шитте Этюды № 9, 10 А. Лешгорн Этюд № 15 «Хрестоматия для фортепиано» 1 класс: Б. Барток «Диалог» Э. Сигмейстер «Популярная американская песня» К. Орф «Пьеса» Л. Моцарт «Менуэт» Д. Тюрк «Балет» Сборник «Фортепианная игра», I-II класс ДМШ, сост. А.Николаев, 1988 г.: Л. Моцарт «Бурре» Д. Кабалевский «Ежик» И. Гайдн «Анданте» 3 класс Полифонические произведения: И.С. Бах «Менуэт» ре-минор И.С. Бах «Волынка» Д. Скарлатти «Ария» ре-минор А. Корелли «Сарабанда» ми-минор Л. Моцарт «Менуэт» Г. Перселл «Ария», «Менуэт» соль-мажор А.Гедике «Фугато» соль-мажор, «Инвенция» ре-минор Произведения крупной формы: М. Клементи «Сонатина № 1» И. Дюссен «Рондо» К. Сорокин «Во поле береза стояла» вариации И. Андрэ «Сонатина» 1, 2, 3 часть В. Моцарт «Легкие вариации» В. Кикта «Вариации на старинную украинскую песню» Пьесы: Л. Моцарт «Пьеса» И. Кригер «Буре» Н. Мясковский «Беззаботная песенка» Д. Тюрк «Андантино» Г. Свиридов «Колыбельная песенка» А. Гречанинов «На лужайке» Р. Шуман «Мелодия» Этюды: К. Черни Этюды № 1 – 6 из первой тетради А.Гедике Этюд ми-минор Л. Шитте Этюды соч. 160 № 10, 14, 15, 18, соч. 108 № 1 А. Лемуан Этюды соч. 37 № 1, 2 Ансамбли: П. Чайковский «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица» Л. Бетховен «Немецкий танец» 4, 5 классы Полифонические произведения: И.С. Бах «Менуэт» соль-минор И.С. Бах «Менуэт» соль-мажор Ф.Э. Бах «Маленькая фантазия» Г.Ф. Гендель «Куранта» Л. Бетховен «Канон» А. Караманов «Канон» Произведения крупной формы: М. Клементи «Сонатина» до-мажор А. Гедике «Сонатина» до-мажор Л. Бетховен «Сонатина» соль-мажор Ф. Кулау «Сонатина» до-мажор Д. Чимарозо «Соната» ре-минор И. Беркович «Сонатина» 1, 2 часть В. Моцарт «Рондо» Пьесы: Д. Шостакович «Марш» Сен-Люк «Буре» Г. Свиридов «Ласковая просьба» Глиэр «Монгольская песенка» С. Майкопар «Детская песенка», «Сказочка», «Раздумье» Р. Шуман «Марш», «Первая утрата» П. Чайковский «Болезнь куклы», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка» Мегюль «Охота» Э. Сигмейстер «Спиричуэл» А. Гречанинов «Мазурка» А. Эшпай «Танец» Этюды: К. Черни Этюды № 20, 23, 24, 28, 29, 32, 35 из 1-й тетради А. Лемуан Этюды соч. 37 № 6, № 8, № 10, № 12 Л. Шитте Этюды соч. 160 № 23, № 24, соч.108 № 16 Г. Береннс Этюды соч. 70 № 27 Ансамбли: П. Чайковский «Экосез» из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковский «Сладкая греза», «Грустная песенка» Ф. Мендельсон «Песня без слов» А. Серов «Варяжская баллада»