Рабочая программа по учебному предмету "Грим"

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список рекомендуемой литературы

- Список рекомендуемой методической литературы
- Список рекомендуемых Интернет-ресурсов;
- Список рекомендуемых произведений для репертуара обучающихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа «Грим» разработана на основе и в соответствии с
федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и
условиям

реализации

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство
театра».
Предмет «Грим» тесно связан с другими учебными предметами
программы «Искусство театра». Знания и практические навыки, полученные в
ходе освоения учебной программы помогут раскрыть художественный замысел
спектакля, театрального номера, отрывка.
В то же время, задачи программы «Грим» шире и предполагают
комплексный подход, включающий не только освоение знаний, умений и
навыков по технике нанесения грима, но и развитие чувства вкуса и стиля
образа, повышение общекультурного уровня учащегося.
2. Срок реализации учебного предмета «Грим» составляет 3 года (3-5
классы) при 5-летнем сроке обучения, 6 лет (3-8 классы) при 8-летнем сроке
обучения.
3.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Грим»
составляет при 5-летнем сроке обучения: 198 часов максимальной учебной
нагрузки, объем аудиторной нагрузки по данному предмету составляет 99
часов,

объем

времени

на

внеаудиторную

(самостоятельную)

работу

обучающихся составляет 99 часа, при 8-летнем сроке обучения: 430 часов
максимальной учебной нагрузки, объем аудиторной нагрузки по данному
предмету

составляет

199

часов,

объем

времени

на

(самостоятельную) работу обучающихся составляет 199 часов.

внеаудиторную

4.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебный предмет «Грим» может проходить в форме мелкогрупповых
занятий (от 4 до 10 человек в группе) по одному часу в неделю. Рекомендуемая
продолжительность урока - 45 минут.
5.

Цели и задачи учебного предмета

Целью обучения по предмету «Грим» является развитие творческих
способностей

учащихся, фантазии и импровизации, воспитание общей

культуры, овладение навыком гримирования, как средством достижения
необходимого альянса между внутренним и внешним миром желаемого образа.
Обучение по предмету «Грим» предполагает решение следующих задач:
 создать благоприятные условия для развития творческих способностей
учащихся и их индивидуальных особенностей;
 научить

пользоваться

различными

гримировальными

средствами,

соблюдая гигиену;
 воспитать усидчивость, внимательность, точность, аккуратность, чувство
меры;
 сформировать осмысленное отношение к гриму, как к одному из ярких
средств художественной выразительности.

6.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы "Содержание учебного предмета".

7.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда и предполагает: просторное, хорошо проветриваемое учебное помещение,
наличие

зеркал для выполнения занятий по работе с гримировальными

принадлежностями;

библиотеку

аудио-

и

видеозаписей

мастер-классов;

библиотеку учебных пособий; технические средства обучения: телевизор,
музыкальный центр, видеопроектор.
Расходные материалы, необходимые для реализации программы:
 грим различных видов и оттенков;
 парики, клей, средства для скрепления и завивки волос;
 косметика различного вида;
 вазелин, детский крем, ватные и поролоновые тампоны, кисточки разных
размеров.

II.

Содержание учебного предмета
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Срок обучения - 3 года. 3-й класс
№№

Наименование раздела, темы Вид
учебного
занятия
Урок

1.

2.

«Введение»
Из истории
косметики
Технические
грима

Общий объем времени (в часах)
Максима
льная
учебная
нагрузка

Самостоятельн
ая работа

1
грима

Аудиторные
занятия

1

и

средства

10

6

4

3.

Гигиена гримирования

8

4

4

3.

«Техника
гримирования»
Анатомические
особенности лица
Техника нанесения грима

24

12

12

16

8

8

Грим с дефектами на
коже: рубцы, шрамы,
ссадины, синяки
Грим
веселого
и
грустного лица

12

6

6

8

4

4

66

33

33

4.
5.

6.

4-й класс
№№

Наименование раздела, темы Вид
учебного
занятия

Общий объем времени (в часах)
Максима
льная
учебная
нагрузка

Самостоятельн
ая работа

Аудиторные
занятия

«Грим, как компонент
сценического образа»
Времена года: зама весна
лето осень
Декоративная
роспись
лица

8

4

4

8

4

4

8

4

4

8

4

4

12

6

6

6.

Грим образов животных:
собака,
кошка,
лев,
леопард,
поросенок,
бабочка
Грим
сказочных
персонажей:
Баба-Яга,
Леший, Кикимора
«Комбинированные
приемы
гримирования»:
Национальный
грим:
негроидная
раса,
азиатская раса (монгол,
китаец,
японская
классическая маска);
Характерный грим

10

5

5

7.

Возрастной грим

8

4

4

8.

Грим животных

4

2

2

66

33

33

1.

2.

3.

4.

5.

5-й класс
№№

Наименование раздела, темы Вид
учебного
занятия

Общий объем времени (в часах)
Максима
льная
учебная
нагрузка

1.
2.

3.

«Грим и жанр»:
Цирковой грим (клоун)
Новогодний грим
(Дед
Мороз,
Снегурочка)
Вампир, ведьма

Самостоятельн
ая работа

Аудиторные
занятия

10

5

5

16

8

8

12

6

6

4.

5.

Растительность и ее роль
в создании сценического
образа.
Маски, полумаски. Их
значение, разнообразные
варианты
их
использования
для
создания сценического
образа.
Технология
изготовления полумасок
(папье-маше).

12

6

6

12

6

6

66

33

33

Краткое содержание разделов и тем
«Введение»
1. Из истории грима и косметики.
 Объяснение термина «грим» (складка, морщинка в переводе со
староитальянского).
 Использование растительных красителей на Востоке (Китай, Япония,
Индия).
 Обрядовые, религиозные празднества.
 Роль грима в обществе, применение масок, париков, украшений.
 Символика цвета и условность рисунка в гриме.
 Театры древней Греции, Рима, Японии.
 Зависимость грима от сценической площадки и освещения.
 Перемена грима и масок во время представления.
 Материалы для изготовления масок (гипс, дерево, полотно). Грим и
маски

средневековья.

Популярность

полумасок

в

итальянском

комедийном театре «дель арте».
 Приукрашенный нарядный грим королевского двора, отсутствие
реализма, подражание моде.

 Развитие грима во времени, на примере скоморохов, а так же в русском
профессиональном театре (Реализм).
 Галерея

гримов,

созданных

оперными

певцами.

Их

глубина,

неповторимость.
 Гармония грима и костюма.
 Утверждение

реалистического

грима

в

художественном

театре

К.С.Станиславского.
 Роль художников-гримеров в развитии гримировального искусства.
 Значение грима в народных театрах, художественных коллективов,
театральных

студий,

школьных

кружков

художественной

самодеятельности.
 Из истории косметики. Косметические средства, их
 Общее между гримом и косметикой, их различия. Косметика бытовая,
врачебная, гигиеническая.
 Оборудование косметического кабинета, инструменты, инвентарь,
краски. Косметические материалы, их применение, хранение и уход.
2. Технические средства грима.
 Специальное оборудование гримировальной комнаты (гримуборной,
гримерки).
 Набор необходимых гримировальных средств и принадлежностей.
3. Гигиена гримирования
 последовательность процесса гримирования, а так же разгримирования;
 условия содержания гримировальной комнаты во время работы;
 уборка помещения. Чистка и мытье инструментов.
«Техника гримирования»
1. Анатомические особенности лица
 Знакомство со строением черепа, кости, впадины, выпуклости
(изучить, прощупать индивидуально)
 Изучение наименований частей лица.

 Изучение мимики, мест возможного появления морщин;
 Мышцы лица, их работа
 Изменение выражения лица при различных эмоциях (злость, радость,
печаль, скорбь и т.д.)
 Освещение лица с различных ракурсов и его светотень.
 Изменение лица актера при помощи грима.
2. Техника нанесения грима.
 Первые пробы консистенции и цветов грима на бумаге, смешивание
цветов.
 Правильная подборка тонов. Цветовая гамма.
 Нанесение общего тона в соответствии с тоном кожи, растушевка.
3. Грим с дефектами на коже: рубцы, шрамы, ссадины, синяки.
 Изучение возможных дефектов лица.
 Материалы, используемые в работе.
 Технология нанесения грима на тот или иной дефект: шрам, рубец,
ссадина,

синяк.

Степень

заживления.

Цвет.

Естественность,

правдоподобность.
4. Грим веселого, доброго, злого и грустного лица.
 Изменение выражения лица при различных эмоциях (злость, радость,
печаль, скорбь и т.д.)
 Условные показатели «веселого, доброго» лица: светлый общий тон,
веснушки, приподнятые брови, уголки глаз и губ.
 Условные показатели «злого, грустного» лица: бледный общий тон,
сдвинутые брови, уголки глаз и губ опущены.
 Составление характеристики персонажа для использования грима
«веселого, дорого» и «злого, грустного» лица
«Грим, как компонент сценического образа»
1. Времена года: зима, весна, лето, осень
 Разработка основной идеи. Особенности каждого времени года.

 Подбор цветовой гаммы образа. Разновидности рисунка, росписи.
 Применение живописного приема. Отсутствие мелкой детализации.
Смешивание различных цветов для получения полутонов.
2. Декоративная роспись
 Основное понятие «декоративная». Виды росписи: татуаж, боди-арт.
 Варианты использования декоративной росписи.
3. Грим образов животных: собака, кошка, лев, леопард, поросенок,
бабочка
 Создание образа на бумаге (эскизы, рисунки). Влияние естественной
мимики лица на создание образа.
 Расстановка акцентов на отдельных частях лица. Подбор и
смешивание цветовой гаммы. Имитация натуральных деталей.
Блики. Дополнительные средства (блестки, усы, уши, носы и.т.д.)
 Особенность гримирования для передачи натурального образа или
сказочного.
4. Грим сказочных персонажей: Баба-Яга, Леший, Кикимора.
 Характеристика образов. Создание образа на бумаге (эскизы, рисунки)
 Использование грима, играющего как основную, так и дополнительную
роль.
 Решение цветовой гаммы.
 Вспомогательные материалы: наклейки, гуммоз, парики, головные
уборы, уши, бороды ит.д.
 Роль костюма в разных образах.
«Комбинированные приемы гримирования»
1. Национальный грим
 Расы, расовые признаки.
 Негроидная раса. Этнические черты. Характеристика деталей лица:
приплюснутый нос, мясистые губы. Цвет кожи (тёмно-лиловый,
коричневый, чёрно-зелёный, фиолетово-коричневый).

 Подбор цветовой гаммы и смешивание цветов грима для необходимого
оттенка кожи. Увеличение носа, губ. Блики. Использование тёмной
пудры, серег, колец, париков.
 Монголоидная раса (монгол, китаец). Этнические черты. Детали лица.
Формы глаз, носа, губ. Цвет кожи. Скулы. Различие и сходство между
негоидной и монголоидной расой.
 Последовательность гримирования. Побор общего тона. Увеличение
скул, крыльев носа. Изменение формы глаз, носа, губ. Блики. Фиксация
пудрой. Применение усов, парика, костюма, как дополнение к образу.
 Из истории древнего японского театра. Японская классическая маска.
 Подбор общего тона. Маскировка бровей и губ. Изменение формы
глаз, бровей и губ. Ограниченность цветовой гаммы (красный, черный,
белый).

Сложность

и

неповторимость

японских

причесок

с

использованием различных шпилек, цветов, украшений.
2. Характерный грим
 Особенности характерного грима. Взаимосвязь между характером и
внешностью человека. Разнообразие характерных форм лица.
 Характерный грим отрицательного образа. Изменение формы лица.
Подбор цветовой гаммы. Изменение форм носа, глаз, бровей,
подбородка, скул, губ. Блики. Подбор пудры.
3. Возрастной грим
 Особенности возрастного грима. Изучение возрастных изменений лица
на

примере

иллюстративного

материала.

Выявление

места

расположения возможных складок, морщин на лице учащихся.


Подбор общего тона. Утрирование впадин и выпуклостей. Выделение
морщин, блики. Подбор оттенков пудры. Использование париков,
укладок, головных уборов. Создание эффекта седых волос.

4. Грим животных
 Изучение иллюстративного материала (строение черепа, морды
животного, цветовая гамма). Подбор цветовой гаммы. Смешивание

цветов. Расстановка акцентов на отдельных частях лица. Изменение
форм глаз, носа, губ. Блики. Фиксация пудрой.
«Грим и жанр»
1. Цирковой грим (клоун)
 Особенности

циркового

грима.

Зависимость

грима

от

жанра

представления. Яркость, красочность, буффонада в гриме клоунов.
Фантастичность, приукрашенность в гриме исполнителей номеров.
 Просмотр видеоматериала работы клоунов на профессиональной арене.
Эскизы на бумаге. Пробы грима с учетом характера клоуна
(печального, веселого). Подбор общего тона. Маскировка губ и бровей.
Гримирование

в соответствии с

эскизом,

фиксация

пудрой.

Использование париков, головных уборов, носов, костюмов.
2. Новогодний грим (Дед Мороз, Снегурочка)
 Подбор

цветовой

использование.

гаммы

(холодные

Плавные

цветовые

тона)

и

умеренное

переходы.

ее

Применение

декоративной косметики, блесток. Имитация седины. Разновидности
головных уборов, бород, усов и их применение.
3. Вампир, ведьма
 Различия

фантастического

видеоматериала

с

и

сказочного

разновидностями

грима

грима.
этих

Просмотр
персонажей.

Отличительные особенности и разновидность грима персонажей.
Подбор цветовой палитры. Возможное изменение всех частей лица.
Использование

дополнительных материалов: наклеек, гуммоза,

головных уборов, париков, различных причесок.
4. Растительность и ее роль в создании сценического образа.
 Растительность (брови, усы, парики, щетины, бакенбарды, ресницы
т.д.). Многообразие форм и цвета растительности.
 Роль растительности в создании сценического образа.

 Подбор

цветовой

гаммы

грима

в

соответствии

с

цветом

растительности.
 Технология прикрепления растительности.
5. Маски
 История возникновения маски. Маски народов мира: древнего Китая,
индейских племен, японская, русская, итальянская и др. Традиции с
использованием масок.
 Выражение маски, как основной элемент передачи характера образа.
Маски, полумаски. Виды, формы. Разновидности материала.
 Технология изготовления масок.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения учебного предмета «Грим» обучающиеся
приобретут следующие знания, умения, навыки:
 знать основную терминологию по предмету;
 правильно пользоваться техническими средствами и гримировальными
принадлежностями.
 уметь самостоятельно наносить грим, соблюдая все этапы технологии
нанесения.
 самостоятельно воплощать разнообразные идеи

в предлагаемые

образы.
 уметь грамотно организовать свою работу во времени;
 уметь правильно подобрать необходимую цветовую гамму;
 соединяя цвета, уметь добиваться нужного оттенка, полутона, тона;
 знать различные способы владения карандашом, кистью и т.п. для
четкого нанесения линий, штрихов, контуров, бликов;
 уметь самостоятельно наносить грим, соблюдая все этапы технологии
нанесения;

 уметь самостоятельно находить соответствие создаваемого внешнего
образа внутреннему миру персонажа.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В процессе освоения обучающимися предмета «Художественное слово»
преподаватель осуществляет оперативное управление учебным процессом,
контролируя качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с
определёнными критериями и показателями, а также обеспечивает обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции аттестационных
мероприятий.
Виды аттестации по предмету «Грим»:
- текущая;
- промежуточная.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела учебного материала. Текущая аттестация проводится в форме
открытых уроков, показов с приглашением зрителей.

Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
обучающихся

по

образовательного

окончании
учреждения

полугодий
оценка

учебного

результатов

года.
учебной

По

решению

деятельности

обучающихся может осуществляться и по окончании четверти. Промежуточная
аттестация проводится в 7 полугодии 4 класс при 5-летнем сроке обучения, в 16
полугодии 8 класс при 8-летнем сроке обучения в форме контрольного урока.

Система

оценок

в

рамках

промежуточной

аттестации

пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2»

предполагает

Критерии оценки

Качество подготовки учащихся оценивается по пятибалльной шкале: оценка «5»
(«отлично») - интерес к предмету, грамотные ответы на заданные вопросы,
глубокое знание теории, умение анализировать произведения искусства и
т.п.);«4» («хорошо») - грамотные ответы на заданные вопросы, но с небольшими
недочетами, регулярное выполнение домашних заданий, интерес к предмету;
«3» («удовлетворительно») - слабая теоретическая подготовка, присутствие
лишь нескольких элементов освоенного материала, безынициативность;«2»
(«неудовлетворительно») - непонимание материала, отсутствие теоретической
подготовки, пропуск занятий по неуважительной причине, отсутствие интереса
к предмету.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть
дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более гибко подойти к
оценке.

V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
С первых занятий педагог должен воспитывать в учащихся чувство
меры в работе с гримом, аккуратность, усидчивость и умение организовать
свою работу в определенных временных рамках.
Занятия необходимо проводить с привлечением наглядных пособий,
иллюстративного материала, слайдов.

Теоретические

занятия

должны

быть

неразрывно

связаны

с

практическими, и являться их логическим продолжением. Важно с первых
уроков приучать учащихся использовать теоретические знания в работе. Для
поддержания интереса к предмету, особенно важно на начальном этапе
уравновешивать по времени изучения теоретическую и практическую часть
занятия.
При разборе новых тем педагогу необходимо использовать наглядный
иллюстративный и видеоматериал, а так же руководствоваться принципом
постепенности и последовательности обучения. Педагогу следует поощрять и
тактично направлять любые проявления творческой инициативы учащихся,
попытки импровизации, нахождение новых идей в выполнении задуманного
грима. От этого во многом будет зависеть успеваемость учащихся.
VII. Список рекомендуемой литературы

1. Артеменкова Т. Технология разработки образовательных программ. –
Новосибирск, 1999
2. Верхолов Ф.В. Грим. – М., 1964
3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981
4. Раугул Р.Д. «Грим» Пособие для театральных техникумов, ВУЗов,
студий - М., 1935
5. Сыромятникова И.С. Грим. Программа для театральных отделений
школ искусств – М., 1988
6. Сыромятникова И.С. История прически. – М., 1983
7. Энциклопедия рисования/ изд. «Росмен» – Тверь, 1999
8. Детские праздники. Театральный грим/ изд. «Росмен» – Тверь, 1998
9. Сыромятникова И. «Искусство грима и прически» - М., 2000
10. Школьников С. «Грим» - Минск, 1969


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».