Рабочая программа по учебному предмету "История театрального искусства"

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
-Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся;
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
-Форма проведения учебных аудиторных занятий;
-Цели и задачи учебного предмета;
-Обоснование структуры программы учебного предмета;
-Методы обучения;
-Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета

II.

Содержание предмета

- Учебно-тематический план;
-Краткое содержание разделов и тем;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-Требования к зачету;
-Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

-Методические рекомендации педагогическим работникам;
-Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Список литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа

по

учебному

предмету

«История

театрального

искусства»

разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального
искусства. Программа может быть использована в рамках реализации ДОП в области
театрального искусства.
Учебный предмет «История театрального искусства» относится к обязательной
части

предпрофессиональной

программы

«Искусство

театра».

Целевая

направленность учебного предмета «История театрального искусства» - введение
учеников в мир культуры и искусства, формирование первоначальных знаний о
театральном искусстве как явлении культуры.
Задачи

курса:

в

процессе

обучения

учащиеся

знакомятся

с

мировыми

достижениями театральной культуры Европы и России. Неотъемлемой составной
частью дисциплины является изучение драматургических и музыкальных образцов
театрального искусства.
Знание истории культуры и искусства дает ребенку возможность приобщиться к
духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы,
выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурновоспитательная функция искусства расширяет духовное пространство ребенка,
помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого
потенциала самого учащегося.
Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся
Освоение программы «История театрального искусства» рассчитано на 3 года (34-5-й класс) при 5-летнем сроке обучения, (6-7-8-й класс) при 8-летнем сроке
обучения.

4

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом и ФГТ на
реализацию учебного предмета «История театрального искусства» составляет: при 5летнем сроке обучения: 198 часов максимальной учебной нагрузки, объем аудиторной
нагрузки по данному предмету составляет 99 часов, объем времени на внеаудиторную
(самостоятельную) работу обучающихся составляет 99 часа, при 8-летнем сроке
обучения: 148,5 часов максимальной учебной нагрузки, объем аудиторной нагрузки
по данному предмету составляет 99 часов, объем времени на внеаудиторную
(самостоятельную) работу обучающихся составляет 49,5 часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебный предмет «История театрального искусства» может проходить в
форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек в группе). Занятия по одному часу
в неделю.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
1. Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем
детском возрасте.
2. Воспитание и развитие художественного вкуса.
3. Воспитание зрительской культуры.
4. Приобретение детьми теоретических знаний в сфере искусств на основе
непосредственного

восприятия

произведений

искусств,

формирования

представлений о специфических средствах художественной выразительности и
языках различных видов искусств.
Задачи:
1. Познакомить учеников с видами искусств.
2. Формировать у детей и подростков устойчивый интерес к культуре и искусству.
3.

Развивать личностные и творческие способности детей.

4.

Развитие продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

5

Дать первоначальные знания об особенностях использования выразительных

5.

средств в театральном искусстве.
Способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.

6.

7. Сформировать следующие умения и навыки:
-

различать все виды искусств;

-

дать навыки эмоционально-образного восприятия произведений искусств;

-

обладать ассоциативным и образным мышлением;

-

ориентироваться в культурном пространстве;

-

уметь всесторонне оценивать произведения искусства;

-

адекватно воспринимать содержание того или иного произведения искусства;

-

правильно определять по произведению искусства культурно- историческую

эпоху;
-

обладать образным видением;

-

свободно мыслить и анализировать;

-

концентрировать внимание на предмете изучения;

- владеть основами самостоятельного изучения и творческого восприятия
произведений искусства;
8. Дать основные теоретические понятия:
- об исторических предпосылках развития культуры и искусства, об эволюции
художественных стилей в связи с культурно-историческим процессом;
- о выразительных средствах произведений искусства и их разновидностях;
- о видах искусства;
- о различиях религиозного и светского искусства;
- о различиях и взаимопроникновении культур Запада и Востока;
- о жанрах и стилях в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном
творчестве;
- об особенностях различных школ живописи;
- о характерных особенностях развития культуры и искусства в разные эпохи
(Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, Возрождение, Просвещение,
Новое время и т.д.).
6

9. Развивать во время аудиторных занятий:
- наблюдательность;
- творческую фантазию и воображение;
- внимание и память;
- ассоциативное и образное мышление;
- логическое мышление;
- способность определения основной мысли, идеи произведения;
- способность анализировать предлагаемый материал и формулировать свои
мысли;
- умение донести свои идеи и ощущения до слушателя;
- умение пользоваться профессиональной лексикой.
10. Развивать во время практических занятий:
- партнерские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному
уважению, взаимопониманию;
- развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность
к состраданию, сочувствию;
- самодисциплину, умение организовать себя и свое время;
- чувство ответственности;
- организаторские способности;
- умение преподнести и обосновать свою мысль;
- художественный вкус;
- коммуникабельность;
- трудолюбие;
- активность.
Учебный предмет «История театрального искусства» связан с другими
предметами программы «Искусство театра» («Художественное слово», «Основы
актерского мастерства», «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Беседы об
искусстве» и т.д.).
Важной задачей совокупности всех предметов является принципиальная
нацеленность занятий на рост теоретических знаний исполнителей, в основе которых
7

лежит умение соотносить различные жанры, направления и виды искусств в их
взаимопроникновении.
Навыки, полученные в процессе обучения другим предметам театрального
направления, реализуются учащимися в конкретной творческой работе в виде анализа
произведений искусства, умению опознавать различные направления и жанры
искусств.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Описание материально-технических условий реализации программы
учебного предмета

8

Средства, необходимые для реализации программы
Дидактические:
- наглядные и учебно-методические пособия;
- методические рекомендации;
- наличие литературы для детей и педагога.
Материально-технические:
- учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и
правилам;
- учебная мебель;
- видеомагнитофон;
- проектор и киноэкран;
- слайды, диски;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- видеотека;
- использование сети Интернет;
- материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;
- школьная библиотека.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Срок обучения - 3 года. 3-й класс
№№

1
2

Наименование раздела, темы Вид
учебного
занятия

Введение в историю и
теорию театра
Античный театр.
Развитие театра в
Древней Греции

Урок

Общий объем времени (в часах)
Максима
льная
учебная
нагрузка

Самостоятельн
ая работа

Аудиторные
занятия

10

4

6

17,5

3

14

9

2.1
3

Театральная культура
Древнего Рима
Развитие театра в эпоху
Средневековья

10

4

6

12

5,5

7

49.5

16.5

33

Консультации – 2 часа

№№

4
5
6
7

8

Срок обучения - 3 года. 4-й класс
Наименование раздела, темы Вид
Общий объем времени (в часах)
учебного
занятия
Максима
Самостоятельн Аудиторные
льная
ая работа
занятия
учебная
нагрузка

Развитие театра в эпоху
Возрождения
Театр французского
Классицизм
Театральная культура
эпохи Просвещения
Русское театральное
искусство от истоков до
начала XIX века
Русское театральное
искусство второй
половины XIX века

Урок

10

4

6

17,5

3

14

10

4

6

6

3

4

6

2,5

3

49.5

16.5

33

Консультации – 2 часа

№№

6
7

8

Срок обучения - 3 года. 5-й класс
Наименование раздела, темы Вид
Общий объем времени (в часах)
учебного
занятия
Максима
Самостоятельн Аудиторные
льная
ая работа
занятия
учебная
нагрузка

Театральная культура
эпохи Просвещения
Русское театральное
искусство от истоков до
начала XIX века
Русское театральное
искусство второй

Урок

10

4

6

17,5

3

14

10

4

6

10

9

половины XIX века
Русское театральное
искусство XX века

12

5,5

7

49.5

16.5

33

Консультации - 4 часа

Краткое содержание разделов и тем
Тема 1. Введение в историю и теорию театра
Предмет, категории и понятия истории и теории театра. Значение театра в
общественной и культурной жизни народа. Виды театров. Истоки и особенности
театральной культуры. Развитие театральной культуры в Приморском крае. Театр как
феномен культуры.
Тема 2. Античный театр. Развитие театра в Древней Греции
Общая характеристика развития театрального искусства в Греции. Роль театра в
общественно –
политической
жизни
Древней
Греции.
Происхождение
древнегреческой драмы. Феспид – первый афинский трагический поэт. Творчество
великих греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида, комедиографа
Аристофана. Значение государства в организации театральных представлений.
Архитектура Древнегреческого театра. Театр Диониса в Афинах. Характеристика
театральных представлений посвящённых богу Дионису. Танцевально – песенные
элементы в театральных представлениях. Культовое значение маски в античном
театре. Театр в эпоху эллинизма. Организация актёрских товариществ. Появление
актеров – профессионалов.
2.1 Театральная культура Древнего Рима.
Культура античного общества, ее общая характеристика и принятая историческая
периодизация. Римский театр. Истоки римского театра. Римский театр эпохи
республики. Творчество Гнея Невия, Плавта, Теренция. Римский театр императорской
эпохи. «Наука поэзии» Горация. Трагедии Сенеки.
Различия и сходства между культурами Древней Греции и Древнего Рима.
Пантомима как танцевальная сцена без слов на мифологический сюжет, подобная
специфика которой способствует развитию четкой ритмики и выразительности жеста
исполнителей.
Тема 3. Развитие театра в эпоху Средневековья
Общая характеристика культуры эпохи Средневековья: ее периодизация, связь с
христианской религией. Церковная драма. Борьба церкви против античного театра,
сельских игрищ, массовых представлений. Литургическая и полулитургическая драма.
Светская драматургия. Жанры и виды средневекового театра: миракль, моралите, фарс,
мистерия.
Тема 4. Развитие театра в эпоху Возрождения
Общая характеристика культуры эпохи Возрождения. Возврат к классическим
11

образцам античного искусства. Появление новых жанров и форм театрального
искусства. Строительство и усовершенствование театральных зданий нового типа.
Появление новых театральных профессий. Развитие новой театральной формы –
классической оперы. Кардинальные изменения в организации театральных зрелищ.
Обострение конкурентной борьбы за зрителя. Основные типы организации театров.
Репертуарный театр и антреприза. Особенности развития итальянского театра
Возрождения. Оперный театр. Площадный импровизированный театр масок (комедия
дель арте). «Слуга двух господ» К. Гольдони.
Характеристика английского театра эпохи Возрождения. Творчество Шекспира.
Особенности развития испанского театра. Творчество Лопе де Вега.
Тема 5.Театр французского Классицизма
Характеристика
общественно –
политической
и
культурной
жизни
Франции XVII века. Эстетика классицизма. «Поэтическое искусство» Н. Буало. Закон
трёх единств. Деятельность Французской театральной академии (учреждена в 1635 г.)
Трагедия «Сид» П. Корнеля. Драматургия Ж. Расина. Творчество великого комедиографа
Ж. Б. Мольера. Комедии «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Мнимый больной».
Организация и создание театра «Комедии Франсез»; Его роль и влияние на в развитии
театрального искусства в Европе.
Тема 6. Театральная культура эпохи Просвещения
Общая характеристика эпохи Просвещения. Основная идеологическая доктрина
времени – стремление подчинить эгоистическую буржуазную природу человека
гражданским задачам, примирить в личности «буржуа» и «гражданина», просветив ее.
Содержание «парадокса об актере» Дени Дидро, его концепция актерского творчества.
Появление новых театральных жанров: («мещанская» драма, «весёлая» комедия,
социально – политическая комедия, буржуазная драма). Особенности развития
французского театрального искусства. (Ф. Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д. Дидро, П. Бомарше).
Реформа итальянского театра. Комедии нравов К. Гольдони. Театр английского
Просвещения. «Школа злословия» Р. Шеридана. Эстетические принципы немецкого
просветительского реализма в творчестве Лессинга, Гёте, Шиллера. «Гамбургская
драматургия» Э. Лессинга. Всемирное культурное значение театра эпохи Просвещения.
Тема 7. Русское театральное искусство от истоков до начала XIX века
Формирование русской театральной культуры ее истоки, традиционная связь
изначальных форм народного творчества, с культами древних славянских языческих
божеств. Единство песни и пляски у восточных славян, придавшее русской народной
пляске сюжетную, эмоциональную содержательность, певучую мягкость движений.
Народные игры. Скоморохи на Руси. Формы театральных действ: народная драма,
церковный театр. Кукольная комедия в качестве излюбленного вида народного театра.
Образ Петрушки, его пластика. Уличные представления на Руси. Указ царя Алексея
Михайловича о создании театра (1672г.). »Артаксерксово действо» – первая пьеса
русского театра. Театральная школа И. Грегори. Школьный театр и его влияние на
развитие русского театрального искусства.
Театр при дворе Алексея Михайловича; «Балет об Орфее и Евридике» (1673 г.).
Прогрессивность введения западноевропейского театрального искусства в русский
быт. Театр в эпоху Петра I, его дальнейшая театрализация. Открытие первой балетной
12

школы (сентябрь 1737 г.) в Петербурге. Указ Елизаветы Петровны об учреждении
русского государственного театра.(1756 г.) Деятельность и творчество А. Сумарокова.
Ф. Волков – первый русский профессиональный актёр. Открытие первого
общедоступного оперно – балетного театра (Москва, труппа Джованни Локателли,
1759 г.). Комедия Д. Фонвизина «Недоросль» Крепостной театр, его устройство.
Значение крепостного театра в становлении русского национального театрального
искусства.
Организация театрального дела в начале XIX века. Открытие новых театров:
Александринский, Мариинский и Михайловский в Петербурге, Большой и Малый в
Москве. Открытие частных драматических и оперных театров. Деятельность и
творчество А. Суворина.
Тема 8. Русское театральное искусство второй половины XIX века
Общая характеристика и основные тенденции развития театральной культуры
России во второй половине XIX века. Появление новых театров. Антрепризы в
русском театре. Реализм на русской сцене. Постановка в малом театре пьесы А. Н.
Островского «Гроза» (1859 г.). Творчество великих русских артистов М. С. Щепкина.
М. Н. Ермоловой. Роль и влияние великого драматурга А. Н. Островского на развитие
русского театра. Водевиль на русской сцене. Два направления в актёрском искусстве;
романтизм и психологический реализм. Легенды русской актёрской школы: М. С.
Щепкин, П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин. Деятельность и творческие поиски К. С.
Станиславского и В. И. Немировича – Данченко. Создание Московского
художественного театра (1898г.) Первая постановка « Царь Фёдор Иоаннович». А. П.
Чехов и МХТ. «Чайка» на сцене МХТ. «Система» К. С. Станиславского, как
инновационная теория и методика развития театрального искусства. «Товарищество
новой драмы» В. Э. Мейерхольда в Херсоне.
Тема 9. Русское театральное искусство XX века
Основные тенденции развития театральной культуры в XX веке. Теория и эстетика
театрального искусства А. Я. Таирова и его камерный театр. Февральская и
Октябрьская революции и русский театр. Создание Театрального отдела Наркомпроса.
(1918г.). Условный театр В. Мейерхольда. «Маскарад» В. Мейерхольда. Влияние
деятельности В. Мейерхольда на развитие мирового театра. МХТ и новое время.
Декрет « Об объединении театрального дела». Организация в1919 году в Петрограде
Большого драматического театра (БДТ). Деятельность А. Блока, М. Андреевой, М.
Горького Первый спектакль БДТ – пьеса Шиллера «Дон Карлос» Возвращение
русского театра к классической драматургии. Постановление ЦК ВКП(б) о «О
перестройке литературно – художественных организаций».(1932 г.). Театр и М А.
Булгаков. Е. Б. Вахтангов и М, А. Чехов и МХАТ -2. «Система представлений» Е.
Вахтангова. Перевод театров на стационарную работу.(1938 г.) Русский театр в годы
Великой Отечественной войны. Великие актёры: Н. Хмелёв, А. Тарасова, А. Коонен.
«Отелло» Ю. А. Завадского. Развитие театральной культуры после войны. Поэтика
Камерного театра Таирова. 1956 год – рождение театра «Современник» во главе с О.
Ефремовым. «Вечно живые» В. Розова – первая постановка «Современника».
Инновационный театр на Таганке. Ю. Любимов и его постановки. Творческая
деятельность А. Эфроса. Спектакль »Вишнёвый сад» в постановке А. Эфроса.

13

Режиссёрская школа Г. А. Товстоногова. Вклад Г. Товстоногова в развитие
театральной культуры. Переименование ВТО в Союз театральных деятелей. (1987 г.).
Появление в России театров студий. 1988 г. Создание Всероссийского объединения
«Творческие мастерские». Экспериментальные театры. «Табакерка» О. П. Табакова.
«Мастерская П. Н. Фоменко. Театр – студия «Человек» под руководством Р. Козака.
Театральные фестивали и конкурсы как мировое культурное явление. «Золотая
маска», «Золотой софит», «Хрустальная Турандот».
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы
учебного предмета «Беседы об искусстве», который предполагает формирование
следующих знаний, умений, навыков, таких как:
- первичные знания об особенностях использования выразительных средств в
области театрального, музыкального и изобразительного искусства;
-

знание

произведений

в

области

театрального,

музыкального

и

изобразительного искусства;
-

навыки эмоционально-образного восприятия произведений театрального,

музыкального и изобразительного искусства;
-

навыки самостоятельной творческой работы в области музыкального и

изобразительного искусства.

14

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В качестве средств контроля успеваемости образовательные учреждения могут
использоваться устные опросы, тестирование и практические занятия. Текущий
контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в
конце каждого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет «История театрального искусства».
Для подготовки к контрольным урокам и зачетам предусмотрены консультации.
По

окончании

полугодий

учебного

года

выставляются

оценки,

соответствующие целям и задачам программы «История театрального искусства» и ее
учебному плану.
Завершает учебный предмет зачет в конце 9 полугодия при 5-летнем сроке
обучения и в 15 полугодии при 8-летнем сроке обучения.
В результате изучения курса «История театрального искусства» учащиеся должны
Знать:
– основной понятийный терминологический аппарат по теории и истории театра;
– историю развития и совершенствования театральной культуры различных эпох;
– мировые шедевры театрального искусства.
Уметь:
– пользоваться
теоретическим
материалом
как
средством
образной
характеристики;
– грамотно использовать полученные знания и навыки для изучения театральной
культуры, сохранения и освоения культурного наследия;
– профессионально ориентироваться в огромном массиве накопленного
драматургического материала;
– работать с видеоматериалами;
– использовать полученные знания и навыки для изучения следующих дисциплин:
«Основы

актерского

мастерства»,

«Подготовка

сценических

номеров»,

«Художественное слово» и др .
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную
шкалу с использованием плюсов и минусов:
15

«5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2»
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в
абсолютном значении:
«5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно.
Критерии оценок
Качество подготовки учащихся оценивается по пятибалльной шкале: оценка «5»
(«отлично») - интерес к предмету, грамотные ответы на заданные вопросы, глубокое
знание теории, умение анализировать произведения искусства и т.п.);«4» («хорошо») грамотные ответы на заданные вопросы, но с небольшими недочетами, регулярное
выполнение домашних заданий, интерес к предмету; «3» («удовлетворительно») слабая

теоретическая

освоенного

подготовка,

материала,

присутствие

безынициативность;«2»

лишь

нескольких

элементов

(«неудовлетворительно»)

-

непонимание материала, отсутствие теоретической подготовки, пропуск занятий по
неуважительной причине, отсутствие интереса к предмету.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Обучение по предмету «История театрального искусства» предполагает
аудиторные и самостоятельные занятия.
Аудиторные занятия проводятся в виде лекций, семинаров и практических
занятий. На практических занятиях учащиеся приобретают навыки анализа предметов
искусства, умения ориентироваться в стилях и видах искусства.
Возможно проведение семинаров

в конце изучения каждой большой темы с

активным участием всей группы учащихся.
Знание истории культуры и искусства дает человеку возможность приобщиться
к духовному опыту прошлых поколений, это словно послание из прошлого будущему,
дающее возможность усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки
самостоятельного постижения ценностей культуры и научиться использовать
полученные знания для совершенствования интеллекта и профессионального
мастерства.

16

Главная цель предмета «История театрального искусства» - ввести учеников в
мир культуры и театрального искусства, дать первоначальные знания о появлении
театра, его развитии, в сжатой и доступной форме систематично изложить
современные представления о культуре, ее структуре, исторических типах, дать
основные понятия теории искусства.
Понимание произведений культуры и искусства - сложный интеллектуальный
процесс. Для этого необходимо иметь представление о специфических средствах
художественной выразительности, о языках различных видов искусства; научиться
общаться с героями художественных произведений, воспринимать адекватно то или
иное произведение искусства. Всему этому необходимо учиться.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Внеаудиторная (самостоятельная) работа должна быть направлена на:
- выполнение домашнего задания;
- просмотры художественных альбомов, изучение кратких энциклопедий об
искусстве и т.д.;
- просмотр документальных фильмов по искусству, художественных фильмов,
фильмов о жизни и творчестве отдельных художников, скульпторов, музыкантов и
т.п.
- прослушивание музыкальных произведений;
- посещение музеев, выставочных залов, галерей, театров и т.п.;
- экскурсии по городу с целью изучения его архитектуры;
- написание докладов, рефератов, кратких сообщений по истории искусств
(творчество отдельных художников, особенности стилевых направлений в искусстве
и т.п.);
- подготовку презентаций по отдельным художникам, музыкантам, стилям,
произведениям (самостоятельный отбор материала, подборка видео и аудио ряда,
обобщение всего выбранного материала, представления готового материала);
-

составления краткой характеристики произведений искусств на основании

его характерных особенностей (стилевых, жанровых и т.д.);

17

-

умение и формирование навыков составления целевых списков литературы;

- формирование умения работать в группе, паре и т.д.;
- организацию

круглых

столов,

проведения

викторин,

интервью

по

изучаемому предмету.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Искусство каменного века. М., 1992
2. Мировая художественная культура. Тематический словарь. Древние цивилизации.
М., 2004
3. Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб.,
2003
4. Белецкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980
5. Культура народов Востока. Старовавилонская культура. М.,1988
6. Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989
7. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1996
8. Керма К. Боги, гробницы, ученые. М., 1994
9. Боннар Б.Р. Греческая цивилизация. М., 1992
10.Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972
11.Левек П. Эллинистический мир М., 1989
12.Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995
13.Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971
14.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990
15.Удальцова З. В. Византийская культура. М., 1988
16.Лихачева В. Д. Искусство Византии IV - XV вв. Л., 1986
17.Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992
18.Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992
19.Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения в 5
частях. М., 1994
20.Тяжелов В. И. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М.,
1981
21.Гуковский М. А. Итальянское возрождение. Л., 1986
18

22.Рутенбург. Титаны Возрождения. СПб., 1991
23.Вазари Д. Жизнеописания. СПб., 1992
24.Соколов М. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения. М.,
1999
25. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 1990
26. Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980
27. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. СПб., 1996
28. Культура эпохи Просвещения. М., 1993
29. Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974
30. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х томах. М., 1975
31. Западноевропейское искусство второй половины XIX в. М., 1975
32. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994
33. Калитина Н. Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII - начала XIX
веков. Л., 1990
34. Искусство стран Востока. М., 1986
35. Кравцова М. Е. История культуры Китая. СПб., 1999
36. Роули Дж. Принцип китайской живописи. М., 1989
37. Александров В. Н. История русского искусства. Минск, 2004
38. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993
39. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992
40. Барская Н. А. Сюжет и образы древнерусской живописи. М., 1993
41. Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX - XX вв. М., 2004
42. Ценностный мир русской культуры. СПб, 1995
43. Лапшина Н. П. Мир искусства. М., 1977
44. Мир русской культуры. М., 2004
45. Серебряный век. Л., 1991
46. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993
47. Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции. М., 1982
48. Западное искусство XX века: классическое наследие и современность. М., 1992

19

49. Поляков В. В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и
архитектура XX века. М., 1993
50. От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996
51. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».