Пояснительная записка Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее - ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Искусство театра». Программа может быть использована в рамках реализации ДОП в области театрального искусства. Учебный предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области театрального искусства, способствует формированию у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; воспитанию активного зрителя, участника творческой самодеятельности. Содержание программы «Слушание музыки и музыкальная грамота» направлено на формирование у учащихся общих историко-теоретических знаний о музыкальном и музыкально-театральном (музыкальносценическом) искусстве, приобретение детьми начальных базовых умений и навыков в области музыкального искусства. Целевая направленность учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» - введение учеников в мир музыкального искусства, формирование музыкальной грамотности. Большое внимание в программе уделяется театральной музыке, развитию детского голоса, разучиванию и театрализации современных и классических детских песен, постановке театрализованных минипредставлений, праздников и музыкально-литературных композиций. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, так как предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, театра. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект. Учебный предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» имеет практико-ориентированную направленность; занятия проводятся в игровой форме, основаны на активной деятельности детей. Специфика учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» определяет разнообразие содержания и формы занятий: урок- путешествие, урок-концерт, урок-праздник, урок-сказка, урок-состязание и др. Наиболее эффективной формой урока является урок-игра, который позволяет максимально активизировать внимание детей. Рекомендуемые формы и методы работы на уроке - рассказ, беседа, «живое» музыкальное видеоматериалов и исполнение, репродукций, прослушивание и просмотр музыкально-дидактические игры, викторины, ребусы, рисование музыкальных впечатлений, этюды на музыкальный образ в пластике, в жесте, в звуке, театрализация песни или инструментального произведения. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» для детей, поступивших в образовательную организацию в возрасте 6-8 лет, составляет 4 года, со 2 по 5 классы (при 5летнем сроке обучения), с 1 по 8 классы (при 8-летнем сроке обучения). Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, составляет 247,5 часов максимальной учебной нагрузки (при 5-летнем сроке обучения), из них: 165 часов – аудиторная нагрузка, 82,5 часа – самостоятельная работа, 395,5 часов максимальной учебной нагрузки (при 8летнем сроке обучения), из них: 263 часа – аудиторная нагрузка, 131,5 часа – самостоятельная работа. Рекомендуемая продолжительность учебных занятий в году – 34 недели. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия: 1-4 годы обучения – по 1 часу в неделю; самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-4 годы обучения – 0,5 часа в неделю. Форма проведения учебных аудиторных занятий Учебный предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» реализуется в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек). Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю на группу. Рекомендуемая продолжительность занятий – 40-45 минут. Цель и задачи учебного предмета Целью предмета является воспитание эстетически развитой личности, развитие творческих способностей учащегося средствами музыкального искусства, воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности. Задачи предмета: восприятие музыкальных образов и формирование представлений об основах музыкально-театральной культуры; развитие музыкальных способностей; обучение основам музыкальной грамоты; знакомство с особенностями музыки для театра и кино; воспитание эстетического чувства и художественного вкуса. Обоснование структуры программы учебного предмета Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником и содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, объяснение); - наглядный (наблюдение, демонстрация); - практический (упражнения, воспроизводящие и творческие, творческие показы). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Средства, необходимые для реализации программы Дидактические: - наглядные и учебно-методические пособия; - методические рекомендации; - наличие нотной, игровой и художественной литературы для детей и педагога. Материально-технические: - учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и правил; - учебная мебель; - видеомагнитофон, проигрыватель DVD; - проектор и экран; - слайды, диски; - компьютер, оснащенный звуковыми колонками; - видеотека; - использование сети Интернет; - материально-техническая база для создания слайдов, дисков, видеороликов. Учебно-тематический план 1-й год обучения Общий объем времени (в часах) № Темы уроков Ауди- Самостоя- Макси- торные тельная мальная занятия работа учебная нагрузка Раздел 1. «МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР» 1.1. Прогулки в прошлое 4 2 6 1.2. Творчество под музыку 4 2 6 1.3. 4 2 6 1.4. Звуки шумовые, речевые музыкальные Музыкальные инструменты 5 2,5 7,5 1.5. Детский фольклор 3 1,5 4,5 1.6. Координационно-ритмические игры и игры с пением Игры с голосом 5 2,5 7,5 4 2 6 4 2 6 1.9. Подготовка к открытому уроку по пройденному материалу Открытый урок для родителей 1 0,5 1,5 1.10. Итого: 34 17 51 1.7. 1.8. и 2-й год обучения Общий объем времени (в часах) № Темы уроков Ауди- Самостоя- Макси- торные тельная мальная занятия работа учебная Раздел 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА ИЛИ ГДЕ ЖИВУТ ЗВУКИ нагрузка Музыкальная азбука или Страна, где живут звуки. Звуки высокие, средние, низкие. Регистр, тембр Детям о клавишах и клавиатуре 4 2 6 2 1 3 Где живут ноты? Нотная семья. Нотоносец. Скрипичный ключ Длинное знакомство или знакомство с длительностями 4 2 6 2 1 3 2.5. Метроритм. Размер. Такт и тактовая черта. Как расселить ноты в доме по комнатам? 2 1 3 2.6. Лад: мажор и минор 2 1 3 2.7. Первые музыкальные жанры: песня, танец, марш 2 1 3 2.8 Пауза 2 1 3 2.9. Знаки альтерации чёрных клавиш! 2 1 3 2.10. Мелодия и аккомпанемент 3 1,5 4,5 2.11. Музыкальная форма: вступление, куплет, припев, заключение 3 1,5 4,5 3 1,5 4,5 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. или Тайна Раздел 3. «УШКИ НА МАКУШКЕ» 3.1. Изобразительные музыки возможности 3.2. 3.3. Подготовка открытого урока по пройденному материалу Открытый урок для родителей 2 1 1 0,5 1,5 Итого: 34 17 51 3 3-й год обучения Общий объем времени (в часах) № Темы уроков Ауди- Самостоя- Макси- торные тельная мальная занятия работа учебная Раздел 4. СВЯЗЬ МУЗЫКИ С нагрузка ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА И НАУКИ 4.1. Музыка и литература 4 2 6 4.2. Метр и ритм в музыке 2 1 3 4.3. Музыка и живопись 4 2 6 4.4. Краски музыкальных тембров 2 1 3 4.5. Музыка и математика Музыкальные интервалы 6 3 9 4.6. Аккорды и их построение 4 2 6 4.7. Музыка и география Танцующая планета 6 3 9 Раздел 5 . МУЗЫКА И ПРИРОДА 5.1. «Времена года» в музыке 3 1,5 5.2. Подготовка к открытому уроку по пройденному материалу Открытый урок для родителей 2 1 1 0,5 5.3. 4,5 3 1,5 Итого: 34 17 51 4-й год обучения Общий объем времени (в часах) Темы уроков № Ауди- Самостоя- Макси- торные тельная мальная занятия работа учебная Раздел 6. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ нагрузка 6.1. Инструментальная музыка для детей 4 2 6 6.2. Вокальная музыка для детей 4 2 6 Раздел 7. ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ, МУЗЫКА К КИНОФИЛЬМАМ, МУЛЬТФИЛЬМАМ 7.1. Опера 4 2 6 7.2. Оперетта и мюзикл 4 2 6 7.3. Музыкальные театральные 4 2 6 постановки 7.4. Музыка к мультфильмам 4 2 6 7.5. Музыка кино 4 2 6 7.6. Подготовка открытого урока по пройденному материалу 5 2 7 7.7. Открытый урок для родителей 1 1 2 Итого: 34 17 51 Содержание учебного предмета Первый год обучения Раздел 1. «Музыкальный мир» Формирование знаний о музыкальном искусстве (беседы, сказки о музыке, музыкальных инструментах, звуках). О чем рассказывает музыка? Какие чувства она выражает? Какова ее роль в жизни людей, самого ребенка? 1.1. Прогулки в прошлое Рассказать о зарождении музыкального искусства. Когда возникла музыка и как развивалась, о важной роли музыки в жизни человека. 1. Музыкальный материал. Выучить песенки «Весёлые нотки» H.Матюшкина, А.Балаж «Маленькая музыкальная азбука». 1.2.Творчество под музыку «Слышу – творю». Движение под музыку (импровизация), рисование под музыку, игры-подражания, выучить песенку и разыграть (театрализовать) ее. Музыкальный материал. Прослушивание песен и пьес «Я на солнышке лежу» (Г.Гладков), «Колыбельная медведицы» (Е. Крылатов), «Дед Мороз» (Р.Шуман), «Косолапый мишка» (М.Журбин) и другие, на выбор педагога. 1.3.Звуки шумовые, речевые и музыкальные Рассказать о звуках окружающего мира (звуки природы, шум города), их отличия от речевых, певческих и музыкальных звуков. Музыкальный материал. К.Сен-Санс «Карнавал животных» (на выбор), Д.Кабалевский «Труба и барабан», «Трубач и эхо», «Зайчик дразнит медвежонка» и другие. Интернет-ресурсы: «Звуки птиц в лесу», «Шум дождя и грома» и т.д. Использование элементов пальчиковой гимнастики и стихов о речевых и певческих звуках. Например: Звуки ГОЛОСА польются, Их читаем, как поём, Звуки ГЛАСНЫМИ зовутся, В каждом слове их найдём. А, О, У, Э, И, Ы. При изучении темы провести игры-угадайки, выучить 1-2 стихотворения, например, Андрей Усачев: цикл «Звукарик», «Музыкальные инструменты» с имитацией звуков и по одному куплету 2-3-х детских песен с активизацией трудных согласных звуков, например, «Колыбельная медведицы» (С-Ш); «Песня Крокодила Гены» (Ж-Р); «Какой чудесный день» (Ч) (А.Флярковский); Песенка о ёлочке (Л-Р) (В.Шаинский). 1.4. Музыкальные инструменты История возникновения музыкальных инструментов, сказки и песни о музыкальных инструментах. Познакомить детей с народными шумовыми (ложки, трещотки, шаркунки) и музыкальными инструментами (баян, балалайка), а также с традиционными академическими музыкальными инструментами (фортепиано, скрипка, труба). Провести игру «Маленький шумовой оркестр». В ходе игры можно использовать различные предметы: крупа в пластмассовых банках, погремушки, шуршащая бумага, ложки, стаканы, свистки и другие. Звучание детских музыкальных инструментов – дудочки, бубны, трещотки, для различных свистульки. Совместное творчество с детьми. Рекомендуемый материал: прослушивание фрагментов произведений инструментов; разучивание песни «Балалаечка» (С.Сорокин); проведение игры «Маленький шумовой оркестр» под звуки «Камаринской» («Детский альбом» П.И. Чайковского). 1.5. Детский фольклор Музыка как средство общения. Детский фольклор: музыкальные заклички, считалки, скороговорки, прибаутки. считалки, скороговорки, прибаутки. Выучить по 1-2 заклички, Рекомендуемые игры: «Яша», «Мышка» и другие на выбор педагога по изучаемой теме. Выучить народные песенки, например: «Как у наших у ворот», «Со вьюном я хожу». 1.6. Координационно-ритмические игры и игры с пением Например: игры «Здравствуйте», «Клён», «Берёза», «Дом», любые игры на выбор педагога по изучаемой теме. Пальчиковые игры: развивают мышечный аппарат; мелкую моторику; тактильную чувствительность. Данные игры повышают общий уровень организации мышления ребенка. Например, игра «Музыканты»: «Я на дудочке играю» - шевелить пальцами, имитируя игру на дудочке; «Саша на гармошке» - сводить и разводить сжатые кулачки; «Петр на балалайке» - движения пальцами правой руки, имитирующие игру на балалайке; «А Илья на ложках» - стучать указательными пальцами один о другой. Игры: «Встретились двое», «Сорока-белобока», «Кошка». Миниатюрный театр: пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где «актерами» являются пальцы. В жанре пальчикового театра, настольного театра из различных предметов (например, флаконы от духов) или игрушечного театра предлагается поставить с детьми музыкальную сказку на 15-20 минут и на примере маленького музыкального спектакля поговорить о музыкальных ассоциациях и образах. На выбор педагога: сказка «Путаница» из вязаных пальчиков; пальчиковый театр из бумаги, например сказка «Баллада о поющих цветах»; настольный театр из цветных карточек с изображением героев и декораций сказка «Ребята и медведь». 1.7. Игры с голосом Игры с голосом (в том числе особые звуки – смех, плач, гудение, вскрик, писк, которые заменяли нашим предкам слова в раннем «детстве» человечества) помогают ребенку «вернуться» в доречевой период голосовой активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса. Звукоподражания, фонематические загадки, координационно-подвижные игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух. Игры, звучание музыки в записи и исполнении педагога, движение под музыку, физкультминутки, чтение стихов и сказок, живое общение с детьми пробуждает внимание и интерес детей, позволяют удерживать их в «тонусе» в течение всего занятия. Например, игры «Рисуем голосом», «Ленивый жук»; сказки и стихи «Полет музыки», «Вальс розового поросенка», «Кузнечик и скрипочка», «Барабан для зайчонка», «Как ежонок Колючка научился петь», «Лесной хор» (см. «Музыкальные сказки и стихи» в разделе VI «Список литературы и средств обучения»). 1.8. Подготовка открытого урока Разработка сценария урока-концерта для родителей, включающего игры по пройденным темам, песенки, стихи и сказки о музыке и под музыку, пальчиковый и настольный театр. В отведенное по программе время необходимо повторить пройденный материал и подготовить музыкальный мини-спектакль в жанре пальчикового или настольного театра с выбранными предметами. Например: цветные карточки с изображением героев и декораций, герои из картона по принципу бумажной куклы и бумажные объемные декорации (столы, табуреты, кроватки, деревья и т.д.), флаконы от духов, их можно подобрать по персонажам, сшить костюмы вместе с родителями и разыграть выбранную историю на столе. Время, отведенное на миниспектакль, составляет 10 минут. 1.9. Открытый урок для родителей. Второй год обучения Раздел 2 . Музыкальная азбука или Страна, где живут звуки 2.1. Музыкальная азбука или Страна, где живут звуки. Звуки высокие, средние, низкие. Регистр, тембр С помощью звуков окружающего мира привести примеры высоких, средних и низких звуков. Рассказать сказки о музыкальных звуках и сочинить свою сказку. Например: сказка «Про девочку и кошку Мурку», «Сказка о музыкальных звуках» («Музыкальные сказки и стихи»). Понятия «регистр», «тембр». Слуховые загадки: окраска звука (инструменты, голос). Музыкальные примеры особого тембрового звучания: Д.Кабалевский «Медведь», П.И.Чайковский «Баба-Яга», А.Майкапар «Рассвет», П.И.Чайковский «Сладкая грёза», М.П.Мусоргский «Танец невылупившихся птенцов» («Картинки с выставки») и т.д. 2.2. Детям о клавишах и клавиатуре Изучая регистры, знакомим детей фортепиано, с принципами расположения черных и белых клавиш. Учим детские песенки и слушаем их в разных регистрах. Рекомендуемые песни: русская народная песня «Жили у бабуси», «Василек» (пробуем подбирать их на инструменте); «Про кузнечика» (В.Шаинский). Стихотворение: «Фортепиано» (книга «Музыкальные сказки и стихи») 2.3. Где живут ноты? Нотная семья. Нотоносец. Скрипичный ключ. Сказки о нотной семье, разыграть одну из сказок. Рассказать, в каком домике живут ноты, и каким ключом открывается этот дом. Сначала дать задание нарисовать домик нот и ключ к нему таким, каким его представляют дети, затем дать верный вариант. На последних уроках сочинить сказку о нотной семье и дать задание на дом сочинить свою сказку по изученной теме. Использование наглядного дидактического материала – нотоносец и нотки. Выучить песенки: «Что такое ноты» (А.Зарицкая), «Нотная лесенка» (Ю.Багров), «Скрипичный ключ» (Ю.Багров). Сказки и стихи: «Песня нотки позвала», «Как мальчик познакомился с нотками», «Заботливые нотки», «Как нотки научились петь», «Дружные нотки» («Музыкальные сказки и стихи»). 2.4. Длинное знакомство или Знакомство с длительностями Используя музыкальные игры, познакомить детей с длительностями (восьмые и четверти): ритмические аккомпанементы, ритмическое эхо. Ритмы слов и ритмизация стихов. Ритмические карточки. Музыкальный материал: «Детский альбом» П.И.Чайковского («Игра в лошадки», «Сладкая греза», другие произведения на выбор преподавателя). Сказка «Тайна длительности звуков» («Музыкальные сказки и стихи»). 2.5. Метроритм. Размер. Такт и тактовая черта. Как расселить ноты в доме по комнатам? С помощью сказки «Дом, где живут ноты» рассказать детям о сильной доле и метре, о такте и тактовой черте. Упражнения на ощущение сильной доли, акцента. Двух- и трехдольность. Музыкальный материал: различные марши, вальсы на выбор педагога. 2.6. Лад: мажор и минор На примере музыкальных произведений для детей познакомить с понятиями «лад», «мажор», «минор». Слуховые загадки: ладовая окраска (мажор-минор), окраска звука (инструменты, голос). Провести игруугадайку. Выучить с детьми песню из мультфильма. Музыкальный материал: песенки из мультфильмов «Маша и Медведь» (В.Богатырёв), «Шрек» (Гарри Грегсон-Уильямс, «Смешарики» (Марина Ланда, Сергей Васильев). Джон Пауэлл), Сказки и стихи: «Мажор и минор», «Два голубка - Мажор и Минор» («Музыкальные сказки и стихи»). 2.7. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Основные характеристики жанров, примеры из ранее пройденных произведений. Музыкальный материал: пьесы из детских альбомов П.Чайковского, А.Гречанинова, Г.Свиридова. Выучить с детьми песню В.Шаинского «Вместе весело шагать». 2.8. Пауза Музыкальное движение: остановки, дыхание. Ритмические игры с паузами. На примерах детской песни «Ноты отдыхают», сказки «Неразлучные друзья», фортепианного произведения Д.Кабалевского «Эхо» понять роль паузы и «услышать» ее в музыкальном произведении. Выучить с детьми любую песню на выбор преподавателя с акцентированием внимания на паузах. Музыкально-двигательные упражнения. 2.9.Знаки альтерации или Тайна чёрных клавиш Придумать и выучить вместе с детьми стихотворения про знаки альтерации, загадать загадки. Например: - Понижаю (повышаю) ноту я, Как зовут меня, друзья? - Сообщить Вам очень рад Про свою работу: На полтона я, друзья, Повышаю (понижаю) ноту. - Музыкальный постовой Очень даже не простой! За порядком наблюдает, Знаки в нотах отменяет. 2.10. Мелодия и аккомпанемент На примере музыкальных произведений для детей объяснить понятия о мелодии и аккомпанементе. Провести игры-угадайки. Музыкальный материал: А.Гречанинов «Жалоба», П.И.Чайковский «Шарманщик поет», С.В.Рахманинов «Вокализ». Рекомендуется выучить с детьми одну из песен Е.Крылатова. Сказка «Потерянная мелодия» («Музыкальные сказки и стихи»). 2.11. Музыкальная форма: вступление, куплет, припев, заключение На примере детских песен из мультфильмов и фильмов дать начальные представления о музыкальной форме. Рекомендуемый материал: игра «Из чего состоит песенка». Музыкальный материал: «Песенка Умки» (Е.Крылатов), «Урок» (Т.Попатенко), «Голубой вагон» (В.Шаинский), «Песенка друзей» (Г.Гладков) и другие, на выбор преподавателя. Выучить с детьми одну из песен, акцентируя внимание на мелодии песни. Раздел 3.«Ушки на макушке» Формирование музыкально-слуховых представлений. 3.1. Изобразительные возможности музыки Музыкальные ассоциации, слуховые загадки. Элементы музыкального языка в создании образов, портретов, живописных картинок. Музыкальный материал: Д.Кабалевский «Ёжик»; С.Прокофьев «Шествие кузнечиков»; Ж.Металлиди «Воробушкам холодно»; Л.К.Дакен «Кукушка»; М.Глинка «Жаворонок». Музыка к мультфильмам «Винни Пух» (М.Вайнберг), «Бременские музыканты» (Г.Гладков) или по выбору преподавателя. Выучить одну из песен. 3.2. Подготовка открытого урока по пройденному материалу. В отведенное по программе время повторить пройденный материал. Написать сценарий театрализованного музыкального представления «Музыкальная азбука или Страна, где живут звуки» и представить его в концертном исполнении для родителей. Для закрепления материала можно повторить представление в детском саду или в младших классах начальной школы. 3.3.Открытый урок для родителей Третий год обучения Раздел 4. СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА И НАУКИ 4.1. Музыка и литература В рамках темы «Музыка и литература» рассматриваются музыкальные жанры, связанные со словом (песня, романс, кантата, опера и балет). Важно подчеркнуть те выразительные особенности взаимопроникновения этих двух видов искусств. На примере песни и романса дается понятие музыкальной формы (куплетной и трехчастной). Во время знакомства с оперой и балетом дети получают первоначальное представление об их структуре и жанровых особенностях. Музыкальный материал: песни и романсы русских и советских композиторов, кантата «Александр Невский» С. Прокофьева, оперы Н. Римского-Корсакова, балеты П. Чайковского. 4.2. Метр и ритм в музыке Проследить взаимосвязь метроритма в литературе и в музыке. Интересными будут творческие задания на ритмическую запись стихотворных строк и выкладывание ритма специальными карточками. И наоборот: на заданный ритм сочинить стихотворение, а затем и простую мелодию, которую потом можно исполнить под ритмический аккомпанемент на шумовых и ударных инструментах. Используемый литературный материал: стихотворения А. Барто, А. Берестова, С. Маршака и др. Песни советских композиторов, песни из мультфильмов и детских фильмов «Красная шапочка», «Приключения Буратино» и др. 4.3. Музыка и живопись Тема «Музыка и живопись» развивает у детей ассоциативное мышление путем нахождения общности эмоционального состояния в произведениях музыки и живописи. Дети знакомятся со средствами выразительности этих видов искусств. На примере программной музыки важно показать выразительные и изобразительные возможности музыкального искусства. Музыкальный материал: «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, музыка к драме «Пер Гюнт» Э. Грига. 4.4. Краски музыкальных тембров В третьем классе дети подробно знакомятся с музыкальными инструментами: народные инструменты разных стран, старинные (орган, клавесин, лютня, симфонического виола оркестра. демонстрационный и и др.), В основные освоении дидактический группы этой темы материал инструментов очень помогает (презентации, видеоматериалы, аудио-викторины «Тембры музыкальных инструментов» наборы картинок с изображением музыкальных инструментов и их названий, домино «Музыкальные инструменты»). Музыкальный материал: симфоническая картина «Море», «Лунный свет» К. Дебюсси; фрагменты из балетов «Петрушка» и «Жар-птица» И. Стравинского; «Утро» Э. Грига и др. 4.5. Музыка и математика. Музыкальные интервалы Рассказ о древнем ученом и философе Пифагоре, который считал музыку наукой, близкой математике и астрономии. Понятие о музыкальных интервалах, их математически точном цифровом выражении и обращении. Для более эффективного усвоения этой темы необходимо использовать дидактические и наглядные пособия. Музыкальный материал: песенки об интервалах Т. Сиротиной «Музыкальная азбука», песенки на запоминание и определение интервалов «Андрей-Воробей», «Погуляем по дорожке», «Спите, куклы», «Труба», «Кудахчут куры во дворах», «Эхо», «Качели», «Птица и птенчики». 4.6. Аккорды и их построение Более сложная тема «Аккорды». Строение аккордов из интервалов по терцовому принципу: трезвучие, септаккорд. Для более эффективного усвоения этой темы необходимо использовать дидактические и наглядные пособия. 4.7. Музыка и география. Танцующая планета В рамках этой темы можно проводить уроки-путешествия. В каждой стране существуют свои танцевальные традиции. Уроки насыщены наглядноиллюстрационным и наглядно-демонстрационным материалом (презентации, аудио и видео фрагменты). Очень важна практическая деятельность на занятиях: изучение основных движений под музыку польки, вальса, полонеза, тарантеллы, сарабанды, плясовой и т.д. В качестве закрепляющего материала используются тесты и кроссворды, а также видео-викторины. Музыкальный материал: танцевальная музыка разных стран. Раздел 5. Музыка и природа 5.1. Музыка и окружающий мир Тема «Музыка и окружающий мир» позволяет ребенку представить себя музыкальным исследователем, чтобы понять с чего начинается музыка, где она рождается, с помощью каких секретов композитору удается передать музыкальными звуками шум дождя или раскаты грома, голоса птиц или неуклюжие движения танцующего слона и многое другое. Эта тема дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Контрастные сопоставления пьес с различными и одинаковыми названиями позволяют развивать образную речь детей, проявлять творчество (передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей, инсценировать пьесы, изображать их в рисунках и т.п.). На различных сопоставлениях детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи, танца), находить черты сходства и различия настроений, созвучно музыке передавать образы природы в рисунках, движениях, оркестровке. У детей развиваются эстетические чувства, образная речь. Музыкальный материал: фортепианный цикл «Времена года» П. Чайковского, концерты для скрипки с оркестром А. Вивальди. 5.2. Подготовка к открытому уроку по пройденному материалу Подготовка к уроку в виде игры-викторины между родителями и детьми. Состязание включает в себя задания разного плана: теоретические, творческие , практические, импровизационные, вокальные и др. 5.3. Открытый урок для родителей. Игра-викторина Четвертый год обучения Раздел 4. Инструментальная и вокальная музыка для детей 4.1. Инструментальная детская музыка Какую литературную и изобразительную используют в музыкальных произведениях для основу детей чаще всего (народные и литературные сказки, картины природы, образы животного мира, бытовые зарисовки, детские игры и другие). Виды инструментальной музыки: пьесы для отдельных инструментов, оркестровые произведения. Игры-угадайки. Музыкальный материал: С.Прокофьев «Петя и волк», фрагменты из балета К.Хачатуряна «Чиполлино». 4.2. Вокальная детская музыка Каково содержание вокальных произведений для детей (сказочные персонажи, картины природы, образы животного и растительного мира, школьная тематика, патриотические песни и другие). Виды: сольное пение, ансамбли, хоры. Музыкальный материал: песенка «Три желания» из мультфильма «Маша и Медведь» (В.Богатырёв), песенка «Гимн друзей» из мультфильма «Лунтик» (С.Зыков), песня «Походная» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (Г.Гладков), песенка «Приходите в гости к нам» из сказки «Там, на невиданных дорожках» (В.Дашкевич), хоровые песни в исполнении детских хоров «Весна», «Преображение», «Пионерия». Разучивание одной из песен на выбор детей. Раздел 5. Театральная музыка для детей, музыка к кинофильмам, мультфильмам Об особенностях театральной музыки. Жанры музыкального театра: опера, балет, оперетта, мюзикл; музыка в драматическом театре (музыкальная драма, музыкальная комедия); киномузыка и музыка к мультфильмам. 5.1. Опера История возникновения оперы. О композиторах, сочинявших музыку к операм для детей. Рекомендуется рассматривать оперную музыку для детей на примере произведений XX века. Рекомендуемый материал: С.Прокофьев опера-притча «Гадкий утёнок», В.Коваль «Волк и семеро козлят», С.Баневич «История Кая и Герды», В.Плешак «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», А.Кулыгин «Теремок». 5.2. Оперетта и мюзикл Сходство и различие оперы, оперетты и мюзикла. О композиторах, сочинявших оперетты и мюзиклы для детей. Рекомендуется рассматривать оперетту и мюзикл для детей на примере 3-х произведений начала, середины и конца XX века. Рекомендуемый материал: С.Туликов «Баранкин, будь человеком», С.Заславский «Не бейте девчонок!», С.Баневич «Приключения Тома Сойера». 5.3. Музыкальные театральные постановки для детей Значение музыки в театре. В драматическом театре музыка способствует созданию определенной эмоциональной атмосферы спектакля; наряду с прочими средствами воссоздает исторический, национальный колорит, углубляет характеристики персонажей, подчеркивает переломные моменты развития действия, драматические кульминации. Велика ее роль в лирических сценах, в обрисовке сказочных, фантастических образов. Часто она выполняет и важную драматургическую роль. О композиторах, сочинявших музыку к детским спектаклям. Рекомендуется рассматривать театральную музыку для детей на примере 3-х произведений начала, середины и конца XX века. Рекомендуемый материал: "Карлик Нос", спектакль по мотивам сказки В.Гауфа, пьеса В.Коржа, музыка М.Митёкина; «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (постановка театра Сатиры), режиссёр С.Мишулин, композитор А.Эшпай; «Маша и Витя против «Диких гитар», музыка Г. Гладкова, аранжировка А. Зубова, сценарий В. Лугового и П. Финна, стихи В. Лугового. В главе VI «Список литературы и средств обучения» представлен перечень спектаклей, которые педагог может выбрать для своей работы. 5.4. Музыка к мультфильмам Особенности композиторах, музыкального сочинявших материала музыку к для мультипликации. мультфильмам. О Рекомендуется рассмотреть музыку к мультфильмам на примере 3-х произведений начала, середины и конца XX века. Рекомендуемый материал: творчество Уолта Диснея «Наивные симфонии» - подчинение движения ритму заранее записанной музыки; музыкальные характеристики героев в фильмах российских режиссеров-аниматоров: Вячеслава Котеночкина, Александра Татарского, Андрея Хржановского, Юрия Норштейна, Гарри Бардина, Александра Петрова; музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М.Вайнберг), «Ну, погоди» (А.Державин, А.Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б.Савельев, Н.Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В. Шаинский). 5.5. Музыка кино Об основных функциях киномузыки: а) характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия, б) создание эмоционального фона, в) выражение общего смыслового контекста фильма. Информация о композиторах, сочинявших музыку к детским фильмам. Рекомендуется рассмотреть музыку к фильмам на примере 3-х произведений начала, середины и конца XX века. Например: фильмы-сказки «Морозко» (режиссёр А.Роу, композитор Н.Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссёр М.Юзовский, композитор Г.Гладков), «Приключения Буратино» (режиссёр Л.Нечаев, композитор А.Рыбников). 5.6. Подготовка открытого урока по пройденному материалу Повторение пройденного материала, в том числе, повторение песен, выученных в течение последнего года обучения. Разработка сценария для проведения итогового показа в форме публичного выступления, которое состоит из музыкально-творческих заданий, состязаний, музыкальных эстафет и заканчивается концертным или театрализованным исполнением музыкального спектакля на 15-20 минут. Для закрепления материала можно повторить публичную творческую работу в детском саду или в младших классах начальной школы. 5.7. Открытый урок для родителей III. Уровень программы грамота». Требования к уровню подготовки учащихся подготовки учебного учащихся предмета является результатом освоения «Слушание музыки и музыкальная К концу 4 года обучения учащийся приобретает: - знание специфики музыки как вида искусства; - знание музыкальной терминологии, актуальной для театрального искусства; - слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики, современной музыки для детей; - первичные знания о видах музыкального искусства (инструментальная, вокальная музыка), о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях; - знания лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства, музыкально-театральной музыки, киномузыки); - знания основ музыкальной грамоты; - знания основных средств выразительности, используемых в музыкальном, музыкально-театральном искусстве; - знания особенностей звучания различных музыкальных инструментов; - знания наиболее употребляемой музыкальной терминологии; - умения различать тембры музыкальных инструментов; - умения различать виды вокальной музыки; - умения различать жанры: песня, танец, марш; - умения исполнять песни различного характера, жанровой основы; - представления о различных жанрах музыкального театра; - первичные навыки по проведению сравнительного анализа музыкальных и театральных произведений в рамках основных эстетических и стилевых направлений в области театрального и музыкального искусства IV. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени. Промежуточная и итоговая аттестации проводятся в форме творческого отчёта. Предлагаемые формы текущего контроля и промежуточной аттестации. - текущий контроль - урок-викторина, урок-тестирование, урок- соревнование, музыкально-игровые композиции, устный опрос; промежуточная - аттестация - урок-концерт для родителей, включающий игры по пройденным темам, песенки, стихи и сказки о музыке и под музыку, пальчиковый и настольный спектакль. - итоговая аттестация - проводится в форме публичного выступления, которое состоит из музыкально-творческих заданий, состязаний, музыкальных эстафет и заканчивается концертным или театрализованным исполнением музыкального спектакля. Критерии оценки По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». • 5 (отлично) - ставится, если учащийся демонстрирует устойчивый интерес к предмету, трудолюбие, выполняет задания преподавателя с желанием, в полном объеме и с необходимой последовательностью действий, проявляет творческую инициативу; • 4 (хорошо) – ставится при наличии интереса к предмету в целом, некоторых неточностях и погрешностях в выполнении заданий преподавателя и при стремлении эти недостатки устранить; • 3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполняется исключительно под неуклонным руководством преподавателя, творческая инициатива учащегося практически отсутствует, учащийся невнимателен, неряшлив, интерес к предмету выражен слабо. Предложенная оценка знаний носит рекомендательный характер, система оценок разрабатывается и утверждаются образовательной организацией, реализующей программу, самостоятельно. V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам Программой предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подход при определении и решении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся. Поэтому рекомендуется проводить занятия в 1-2-й год обучения в мелкогрупповой форме, 3-й год обучения - от 11 человек в группе. Необходимо применять такие методы дифференциации и индивидуального подхода как разработка заданий различной трудности и объема, различная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий, вариативность темпа освоения учебного материала, индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Игровая сущность программы позволяет педагогу создавать условия для проявления инициативы и самостоятельности ученика. Желание учащегося самостоятельно провести игру, спеть песенку, сочинить новую - должно приветствоваться и развиваться важно создавать творческую педагогом. Для педагога очень атмосферу на уроке, атмосферу доброжелательности, и вместе с тем - осознанной дисциплины. Наряду с традиционными формами урока программой предусматривается проведение таких форм, как: урок – сказка; урок – игра; комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального); открытые уроки для родителей; репетиции; урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее; урок – состязание; урок – концерт и т.д. Наиболее продуктивные формы работы - это урок-беседа, урок-игра включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно- практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено двигательно-пластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Участие детей в уроках, выстроенных в игровой форме, помогает закрепить знания, умения и навыки, а также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность. Программа учебного предмета предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров, фильмов-сказок, мультфильмов, литературных сказок, стихов. В главе VI «Список литературы и средств обучения» представлены каталоги и сайты, которые помогут педагогу в подборе учебного материала по темам программы. Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом учащихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к искусству. Обучение должно носить эмоциональный характер. Педагог должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, к театру, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений. Изучение музыкальной грамоты должно проходить в увлекательной для детей форме, это могут быть музыкальные презентации, музыкальные сказки, игры-угадайки, мини-викторины, музыкально-творческие задания, ролевые игры и.т.д. В учебный процесс могут быть включены групповые посещения драматических, музыкальных и кукольных театров; концертов и других мероприятий в сфере культуры. Также возможны и виртуальные экскурсии с использованием информационных средств, возможностей интернет-пространства, что будет способствовать устойчивому повышению уровня общей культуры ребёнка. На каждом уроке «Музыкальной азбуки» необходимо повторять и закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях. Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности: сочинение небольших историй и сказок по пройденной теме и прослушанным произведениям; рисунок к музыкальному произведению; выучивание слов песен; просмотр мультфильмов, фильмов-сказок. Во 2 -3 классах осваиваются знания об элементарных музыкальных терминах и понятиях. К промежуточной и итоговой аттестации педагог должен разрабатывать сценарий и в специально отведённое по программе время для подготовки итоговых уроков воплощать его в учебной постановке. Постановку итогового урока можно осуществлять и совместно с преподавателями театральных предметов образовательной организации. VI. Список литературы и средств обучения Методическая, учебно-методическая литература 1. Абелян Б. Забавное сольфеджио. – М.: Советский композитор, 1982 2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М., 2004 3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры школьников. – М., 1991 4. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. – М., 1978 5. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. – Л., 1991 6. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1991 7. Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. – М., 1992 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991 9. Выготский Л. Психология искусства. – М., 1968 10. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989 11. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. – М., 1996 12. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006 13. Григорьева Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских фольклорных ансамблей. – СПб, 1996 14. Гудилина С.И. Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникационной среды. М., 2004 15. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. – М.,1986 16. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001 17. Заднепровская Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учебное пособие для музыкально-педагогических училищ и колледжей. М.: Владос, 2003 18. Зебряк Т. Сочиняем на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1998 19. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М., Просвещение 2005 20. Книга о музыке / составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М., 1988 21. Конен В. Театр и симфония. – М., 1975 22. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор, 1980 23. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1990 24. Науменко Г. Фольклорная азбука. – М., 1996 25. Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1-2. Родная земля. – М., 1997 26. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. В мире музыки: Учебное пособие для детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1996 27. Павлова Л. Игра как средство эстетического воспитания. – М., 2002 28. Павлова Л. Значение игровых занятий в интеллектуальном развитии школьников. – М., 2002 29. Попова Т. Основы русской народной музыки: Учебное пособие для музыкальных училищ и институтов культуры. – М.,1977 30. Пушкина С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, песен и праздников. – М.: Школьная Пресса, 2001 31. Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. – М. – Л., 1951 32. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие для музыкальных училищ / Сост. Б. Фраенова. – М., 2000 33. Русское народное музыкальное творчество / Сост. З.Яковлева. – М., 2004 34. Система музыкального воспитания Карла Орфа / под ред. Л.А. Баренбойма. – Л., 1970 35. Слушание музыки. Для 1 – 3 кл. / Сост. Г.Ушпикова. – СПб, 2008 36. Способин И. Музыкальная форма. – М., 1972 37. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие / под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Владос, 2001 38. Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. М., ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002 39. Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992 40. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа // Сб. статей под ред. Л.А.Баренбойма. – М.,1978 Учебная литература 1. Агапова И., Давыдова М. «Лучшие музыкальные игры для детей». – Москва: «ЛАДА», 2006 2. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для дошкольников». Ярославль, «Академия развития», 2005 3. Барабошкина А.В. Сольфеджио. Учебное пособие по сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М.: Музыка, 2007. 4. Барабошкина А.В. Сольфеджио. Учебное пособие по сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М.: Музыка, 2007. 5. Басоа М.Я. Движения под музыку. М., Педагогика, 1975 6. Белованова М.Е. «Музыкальный учебник для детей». Ростов-наДону, 2007 7. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб.: ЛОИРО, 2000 8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999 9. «Веселые уроки музыки». Составитель З.Н. Бугаева. М., Аст, 2002 10. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989 11. Гогоберидзе А.Г., Дергунская В.А. Детство с музыкой. М., ДетствоПресс, 2012 12. Еремеев С., Еремеева М. Музыкальная азбука. 1-4 классы. Серия: Учебно-методический комплект начальная школа ISBN: М., Экзамен, 2012 13. Кончаловская Н. «Нотная азбука». – Москва: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000 14. Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. – М., 1959 15. Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио / Сост. Г.Ушпикова. – Вып 1. – М.,1996 16. Роот З. «Музыкально-дидактические игры». М., Айрис-пресс, 2005 17. Сиротина Т. «Музыкальная азбука». М., Музыка, 2004 18. Скребцов Л. «Волшебный мир музыки». М., Амрита-Русь, 2009 19. Ходонович Л.С. «Весёлые игры с музыкальными звуками и инструментами». М., Национальный институт образования, 2012 20. Щербакова Н. «Музыкальный сундучок». М., Обруч, 2012 Средства обучения Электронные ресурсы 1.Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki 2.Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru 3.Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.music-dic.ru 4.Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic _music 5.Мюзиклы в детском саду. Авторы книги: Н.Морозова, Н.Степура. Изд. Основа, 2007 6. Всё для детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: allforchildren.ru, далее - Музыкальные аудиосказки, далее - muzaudio15.php 7. «Музыкальные сказки и стихи» (более 150 рассказов, сказок, стихов о музыкальных инструментах и нотных знаках, об оркестрах и песнях, о музыке природы и о многом другом. Каждый текст сопровождается вопросами, играми и творческими заданиями). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tales-game.net/muzika.html 8.Детям о музыке [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.muz-urok.ru/stihi.htm Краткий каталог радио спектаклей для детей Всё для детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: allforchildren.ru› Музыкальные аудиосказки ›muzaudio15.php 1. «Али-Баба и сорок разбойников» (Музыкальная сказка; сценарий В.Смехова, музыка В.Берковского и С.Никитина) 2. «Бременские музыканты» (Фантазия В.Ливанова и Ю.Энтина на тему сказки братьев Гримм. Музыка Г.Гладкова) 3. «Волк и семеро козлят на новый лад» («Старая сказка на новый лад» Ю.Энтина, музыка А.Рыбникова) 4. «Городок в табакерке» (сказка В.Одоевского) 5. «Волшебник Изумрудного города» (аудиоспектакль по сказке А.Волкова) 6. «Волшебник Изумрудного города» (Литературно-музыкальная композиция по мотивам сказки Ф.Баума и книги А.Волкова) 7. «Доктор Айболит» (сказка К.Чуковского, музыка М.Мееровича) 8. «Кот в сапогах» (пьеса Д.Самойлова по мотивам сказки Ш. Перро, музыка Б.Чайковского) 9. «Кошкин дом» (сказка С.Маршака, музыка Н.Александровой) 10. «Крошечка-Хаврошечка» (русская народная сказка, музыка Ю.Никольского) 11. «Лебединое озеро» (3 варианта музыкально-литературных композиций по балету П.Чайковского) 12. «Маша и Витя против «Диких Гитар» (cценарий В.Лугового и П.Финна, музыка Г.Гладкова) 13. «Муха-Цокотуха» (текст К.Чуковского, музыка М.Красева) 14. «Новые бременские музыканты» (музыкальная сказка В.Ливанова и Ю.Энтина на музыку Г.Гладкова) 15. «По следам бременских музыкантов» (музыкальная сказка В.Ливанова и Ю.Энтина на музыку Г.Гладкова) 16. «По щучьему велению» (текст Р.Сефа, музыка М.Дунаевского) 17. «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» (сценарий и тексты песен В.Аленикова, В.Зеликовского, Г.Сапгира, музыка Т.Островской) 18. «Приключения Пифа» (инсценировка Е.Жуковской и М.Астрахан, музыка З.Левиной) 19. «Сказка о попе и работнике его Балде» (сказка А.Пушкина, музыка А.Быканова) 20. «Сказки дядюшки Римуса» (сказка Дж.Харриса, инсценировка и тексты песен Вл.Глоцера) 21. «Слонёнок-турист» (текст Д.Самойлова, музыка Б.Чайковского) 22. «Слонёнок пошёл учиться» (текст Д.Самойлова, музыка Б.Чайковского) 23. «Старик Хоттабыч» (текст Л.Лагина, музыка В.Рубина) 24. «Страусенок Роки» (текст Л.Васильевой, музыка Н.Пескова) 25. «Теремок» (текст С.Маршака, музыка Н.Александровой) 26. «Три поросенка» (текст С.Михалкова, музыка М.Мееровича) 27. «У слонёнка день рождения!» (текст Д.Самойлова, музыка Б.Чайковского) 28. «Финист - ясный сокол» (текст по сценарию фильма, стихи М.Ножкина, музыка В.Шаинского) Краткий каталог отечественных фильмов и мультфильмов для детей 1930-40-е годы 1. «Василиса Прекрасная», 1939 2. «Гуси-лебеди», мультфильм, 1949 3. «Каменный цветок», 1946 4. «Конек-Горбунок», 1947 1950-е годы 1. «Двенадцать месяцев», мультфильм, 1956 2. «Снежная королева», мультфильм, 1957 3. «Новые похождения Кота в сапогах», 1958 4. «Марья Искусница», 1959 5. «Приключения Буратино», мультфильм, 1959 6. «Сомбреро», 1959 1960-е годы 1. «Чиполлино», мультфильм, 1961 2. «Сказка о потерянном времени», 1964 3. «Морозко», 1965 4. «Фантазеры», 1965 5. «Волшебная лампа Аладдина», 1966 6. «Сказка о золотом петушке», 1967 7. «Снегурочка», 1968 8. «Винни-Пух», мультфильм, 1969 9. «Огонь, вода ... и медные трубы», 1968 10. «Варвара-краса, длинная коса», |1969 1970-е годы 1. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», телеспектакль, 1971 2. «Руслан и Людмила», 1972 3. «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975 4. «Финист – ясный сокол», 1975 5. «Волшебный голос Джельсомино», 1977 6. «По секрету всему свету», 1976 7. «Трое из Простоквашино», мультфильм, 1978 1980-е годы 1. «Ледяная внучка», 1980 2. «Сказка странствий», 1982 3. «Там, на неведомых дорожках», 1982 4. «Мэри Поппинс, до свидания», 1983 5. «Сказка о царе Салтане», мультфильм, 1984 6. Пеппи Длинныйчулок»,1984 7. «Сказки старого волшебника», 1984 8. «Юность Бемби», мультфильм, 1986 9. «На златом крыльце сидели», мультфильм, 1986 10. «Приключения домовенка», мультфильм, 1986 11. «Дикие лебеди», 1987 12. «Мио, мой Мио», 1987 1990-е годы 1. «Маленькая принцесса», 1997 2. «В старом сундуке», мультфильм, 1990 3. «Земляничный дождик», мультфильм, 1990 2000-е годы 1. «Князь Владимир», мультфильм, 2004 2. «Бабка Ежка и другие», мультфильм, 2006 3. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», мультфильм, 2006 4. «Дюймовочка», 2007 5. «Наша Маша и волшебный орех Кракатук», 2009 6. «Музыкальная пряжа», 2012 7. «Храбрый портняжка и тайна принцесс», 2013 Мультимедийные презентации 1.Презентация «Музыка и я», «В гости к музыке» 2.Презентация «Искусство», «Музыка и литература» 3.Презентация «Детский альбом» 4.Презентация «Карнавал животных», «Мир животных» 5.Презентация «Музыка природы», «Музыка зимы», «Музыка осени» 6.Презентация «Такие разные танцы», «Жанр марша», «Вальс» 7.Презентация «Тема богатырей в музыке» 8.Презентация «Времена года» 9. Презентация «Русские народные инструменты» 10. Презентация «Музыкальные инструменты» 11. Презентация «Путешествие в музыкальный театр. Опера» 12. Презентация «Путешествие в музыкальный театр»