I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», может использоваться при «Хоровой класс» в рамках дополнительной реализации предмета предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ, а также в рамках реализации ДОП в области музыкального и искусства и ДОП «Инструментальное (вокальное) музицирование», в учебных планах которых предусмотрен предмет «хоровое пение» или «коллективное музицирование». Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. Учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта- инструменталиста. В ДШИ, где обучающиеся сочетают хоровое пение с обучением на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте. Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика. 2. Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет составляет 8 лет (с 1 по 8 классы). 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровой класс»: Максимальная учебная нагрузка 477 часов Из них: Групповых занятий 345, 5 часов Самостоятельная учебная нагрузка 131, 5 часов 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). При организации занятий целесообразно делить хор на два группы: младший хор: 1-3 классы старший хор: 4-8 классы Младший хор могут представлять две группы: 1 группа – обучающиеся 1 классов 2 группа – обучающиеся 2-3 классов. На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка. 5. Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс» Цель: Познакомить детей с хоровой музыкой, приобщить к сокровищнице отечественного устойчивого и зарубежного интереса деятельности, к воспитание вокально-хорового искусства. коллективному пению, Формирование музыкально-творческой художественно-эстетического вкуса. Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства. Задачи: развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству; развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма; формирование умений и навыков хорового исполнительства; обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа; приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений. 6. Обоснование структуры учебного предмета «Хоровой класс» Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала); наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия); прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся; индивидуальный подход к каждому ученику с учетом их возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Предложенные предпрофессиональной методы работы программы с хоровым являются коллективом наиболее в рамках продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства. 8. Описание материально-технических условий реализации учебного времени предмета «хоровой класс». Для реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя: концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием; учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино). Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию. II. Содержание учебного предмета 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хоровой класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия в рамках реализации предпрофессиональной программы «Фортепиано»: аудиторные занятия: с 1 по 3 класс – 1 час в неделю, с 4 по 8 класс – 1.5 часа в неделю; самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс – 0,5 часа в неделю. С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др. 2. Требования по годам обучения В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях. За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший хор инструментальных отделений – 10-12, старший хор инструментальных отделений – 8-10 (в том числе a cappella). Основные репертуарные принципы: 1. Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей). 2. Решение учебных задач. 3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с современными композиторами и народными песнями различных жанров). 4. Содержание произведения. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление 5. идейно-эмоционального смысла). Доступность: 6. а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам; 7. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) по темпу, нюансировке; г) по сложности. Вокально-хоровые навыки Младший хор (1 – 4 годы обучения) Певческая установка и дыхание. Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приёмы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Навыки «цепного дыхания». Звуковедение и дикция. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f. Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Ансамбль и строй. Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более усложнённым рисунком. Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. Формирование исполнительских навыков. Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат. Старший хор (5 – 8 годы обучения) Певческая установка и дыхание. Закрепление навыков, полученных в младшем ансамбле. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Развитие навыков ансамблевого исполнительства и артистизма. Звуковедение и дикция. Закрепление навыков, полученных в младшем ансамбле. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счёт активизации губ и языка. Выработка навыка активного и чёткого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp. Ансамбль и строй. Закрепление навыков, полученных в младшем ансамбле. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух – трёхголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения. Формирование исполнительских навыков. Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат. Работа над вокально-певческими упражнениями в хоре Овладение участниками хора вокально-хоровой техникой исполнения происходит не только в ходе разучивания репертуара, но и в процессе пения специальных упражнений. Занятия с хором обычно начинаются с распевания. Распевание – это настройка коллектива певцов на певческую установку, правильное дыхание и звукообразование, на звучание вокального аппарата. Распевание в хоре выполняет различные задачи: - подготовка голосового аппарата участников хора к пению; - «настройка» коллектива, приведение его в рабочее состояние, подготовка к репетиционной работе, к концерту; - развитие мелодического и гармонического слуха певцов; - расширение диапазона хора; - работа над вокально-хоровыми навыками и трудными в вокальном отношении местами, встречающимися в хоровом произведении. Основной принцип распевания – последовательность, движение от простого к сложному. Начинать надо с простейших, развивающих элементарные певческие навыки упражнений, диапазон которых небольшой (в объеме терции, кварты), тесситура удобная (звуки рабочего диапазона примарной зоны), темп умеренный, динамика средняя. Постепенно технические задачи упражнений усложняются, одноголосные задания чередуются с двухголосными, а также элементами полифонии и гармонии. Время для распевания и вокально-хоровых упражнений определяется руководителем в зависимости от учебно-творческих целей и ближайших планов репетиции. Длительность репетиционного времени. распевания Подбор не должна упражнений, превышать интенсивность 10-15 минут распевания определяется тем, когда они используются: перед концертом или во время репетиции. Никогда не надо начинать упражнения с громкого пения. Гораздо полезнее отрабатывать верный механизм голосообразования на малом звуке и свободном, эластичном дыхании. Петь следует мягко, легко, без силы, давая внутреннюю свободу дыханию. К распеваниям и их отбору могут быть предъявлены определенные требования. Во-первых, они должны носить универсальный характер, что особенно важно при коллективных, хоровых занятиях. Во-вторых, принципиальное значение имеет относительная стабильность, постоянство отдельных приемов, используемых педагогом из года в год. В-третьих, необходимо периодически пополнять группу приемов. В распевания включаются как традиционные распевочные упражнения, так и небольшие мелодические попевки из разучиваемых хоровых произведений. В хоровой практике получили распространение распевки, основанные на простых полифонических формах, таких, как имитация и канон. Эти упражнения развивают ансамблевые навыки, вырабатывают ориентацию в многоголосном пении, а также позволяют решать проблемы уравновешенности различных голосовых партий. Полезно сочетать распевание с выработкой навыков пения многоголосия. Простейший вид выстраивания трезвучия или аккорда – пение гаммы с остановками на звуках аккорда. В многоголосных распеваниях применяется также метод «устных подсказок», который благотворно воздействует на выработку гармонического строя. Выстроив в хоре трезвучие, дирижер предлагает каждой хоровой партии подняться или опуститься на некоторый интервал, например, альтам – на полтона вниз, первым сопрано – на полтона вверх, вторым сопрано – на полтона вниз и т.д. При этом дирижер внимательно следит не только за интонацией певцов, но и за другими элементами хорового звучания – цепным дыханием, качеством и силой звука. В ходе репетиций такие упражнения вносят оживление в творческий процесс, заставляя певцов быть предельно внимательными и собранными. Отдельные упражнения-распевания могут быть построены по принципу диатонических и хроматических секвенций в восходящем и нисходящем движении. Образцы упражнений можно найти в книгах А. А. Егорова и В. Г. Соколова. Распевание хора преследует, как правило, несколько целей. Главные из них: 1. Привитие хору определенных качеств звука, отвечающих вокальному представлению хормейстера. Эта важная часть работы проводится не только на распевке, она не прекращается и во время всей работы над произведением. такие проблемы вокальной работы, как Сюда следует отнести достижение единой манеры звукообразования, дыхания, вокально-слухового ансамбля в хоре, достижения единой и соотнесенной между партиями манеры пения различными приемами. 2. Расширение диапазона хора. Эта цель преследуется, главным образом, в начинающем хоре, а также в тех случаях, если в хоре появилась группа певцовновичков, что чаще всего бывает в начале каждого учебного года, либо в том случае, когда хор начал заниматься после значительного (как правило, после летнего) перерыва и вокальные навыки несколько растерялись и потускнели. 3. Подготовка хора к активной работе на репетиции и, особенно, на концерте, т.е. значительная активизация дыхания, артикуляционного аппарата, достижение необходимой свободы организма. 4. Вокальная и психологическая (а при распевании перед концертом, главным образом, и прежде всего, психологическая) настройка хора, достижение психо-физиологической готовности к вокальному творческому процессу. 5. В процесс распевания могут включаться некоторые упражнения, преследующие не столько цели непосредственного распевания хора, сколько привития ему элементарных навыков интонирования ступеней лада. Систематическое пение определенного количества стабильных упражнений и произведений способствует быстрейшему развитию устойчивых певческих навыков и заметному улучшению хорового строя. Работа с вокально-хоровым репертуаром Репертуар – это сущность, стержень, содержание работы коллектива, главная черта, определяющая его творческий облик. Основные принципы формирования репертуара: художественная ценность, современность и актуальность, доступность и разнообразие. Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя в частности, обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, повышает музыкальную культуру детей, в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами. При выборе хорового репертуара следует учитывать ряд факторов. Произведения должны быть доступными для исполнения. Подразумевается доступность диапазона, чисто вокальные возможности исполнения. Необходимо помнить об охране детского голоса. Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Еще один аспект доступности: доступность исполнительско-техническая. Необходимо учитывать уровень подготовленности детей в техническом отношении для исполнения того или иного произведения. Условно путь развития в исполнительско-техническом отношении Г.А.Струве разделил на три этапа: 1. Одноголосие, двухголосие. На этом этапе хор еще формируется как творческая единица. В репертуаре много одноголосных песен. Происходит кропотливая работа над хоровым унисоном. Именно на этом этапе очень важно в разучиваемых произведениях активно «впевать», «выстраивать» двухголосие, продолжая работу, проводимую на занятиях сольфеджио. Очень важно, чтобы в исполняемых произведениях двухголосие было представлено сразу же в самых разнообразных интервальных сочетаниях. Здесь могут помочь упражнения хорового сольфеджио: исполнительские трудности, встречающиеся в этих упражнениях, легко преодолеваются затем в разучиваемых произведениях. 2. Развитое двухголосие, трехголосие в самых разных проявлениях: гомофонных, полифонических и т.д. На этом этапе продолжается закрепление навыков пения с развитым двухголосием. Постоянно вводятся элементы трехголосия (полифонические приемы, каноны с постепенным нарастанием степени трудности). 3. Трех-четырехголосие и многоголосие. Свободное владение всеми видами хорового исполнительства. В репертуаре встречаются секундовые сочетания, во всех хоровых партиях. Практически хор готовится ко всем хоровым трудностям в пределах возможностей детского голоса. Диапазон репертуара третьего этапа чрезвычайно широк: от одноголосных произведений (унисон остается постоянно в сфере внимания хормейстера) до сложнейших произведений. Репертуар хорового коллектива должен содержать народную музыку, произведения русских и зарубежных классиков, мастеров ХХ века как отечественных, так и зарубежных. Произведения для разучивания должны иметь художественную ценность и жанрово-стилистическое разнообразие. Формируя репертуар для той или иной возрастной группы, руководитель должен обращать внимание на соответствие художественного содержания произведения возможностям восприятия детей, учитывать и направлять их интерес. Младшие школьники любят песни яркие, ритмически четкие, но не сложные, с лаконичным, понятным текстом. Их привлекают песни-игры, песни-инсценировки, в которые можно ввести несложные действия или выразительные движения. Вместе с тем, они весьма тонко чувствуют песни патриотического характера, способны глубоко переживать разные драматические ситуации, а также чутко реагировать на образы нежные, ласковые (песни о мамах, природе, животных). Подростков привлекает романтика, героика. Иной характер принимает их интерес к лирическим произведениям. Содержание шуточных, юмористических произведений должно быть острым, актуальным. Старшие школьники также склонны к романтике, героика по-прежнему остается их любимой темой. Вместе с тем, они хорошо воспринимают и произведения серьезные, философские, требующие глубокого размышления. Немаловажное значение количественная сторона репертуара. В этом вопросе недобор так же плох, как и перебор. Слишком большой репертуар не даст возможности осуществлять кропотливую целенаправленную, систематическую работу, а ограниченный наверняка затормозит естественное, полноценное, последовательное воспитание необходимых навыков. За учебный год в младшей группе (1-3кл.) должно быть пройдено 10-12, в старшей группе (4-8 кл.) 8-10 хоровых произведений. Вокально-хоровой репертуар составляется на основе следующих критериев: соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей в целях охраны здоровья детского голоса; адекватность психическим особенностям учащихся; высокий уровень художественных достоинств; небольшой объем произведения; образные и жанровые контрасты выбираемых произведений; воспитательная направленность. В музыкальной педагогике общепринятой считается определенная этапная последовательность в работе над любым музыкальным произведением. Три основных репетиционных этапа. Первый этап призван сформировать у певцов хора первоначальное представление о произведении. Основная задача этого этапа – добиться вокально грамотного воспроизведения нотного текста. Преодоление вокально-хоровых трудностей на данном этапе происходит, в основном, на интонационно-ритмическом уровне. Поэтому основное внимание следует уделять выделять выработке чистоты интонации и организации метроритмической стороны качественного звучания. Дети учатся использовать приемы сольфеджирования, условного ритмического дробления, проговаривания вслух пауз, пение с отстукиванием метра и др. Среди способов разучивания произведения наиболее часто используется упомянутый выше «мозаичный способ», когда отдельные фразы и предложения пропеваются по партиям, а затем соединяются в общем хоровом звучании. Второй этап условно может быть назван этапом детализации, здесь происходит впевание, «углубление» в сущность произведения. Для этого прорабатываются отдельные детали произведения, требующие особого внимания певцов. На данном этапе выделяется работа над тембром. Для этого этапа характерным является поиск новых художественных красок. Целесообразно применение фонетического метода, который может быть использован и для достижения чистоты интонации, и для поиска новых тембральных красок. Эти же задачи помогает решить смена тональности произведения (или его фрагмента). Третий этап условно может быть назван предконцертным. На данном этапе превалируют художественные задачи. Очень важно найти правильное соотношение поэтического и музыкального текста в каждой фразе и в произведении в целом. Работа хормейстера направлена на максимальное приближение звучания произведения к желаемому концертному варианту исполнения. На всех репетиционных этапах хормейстер должен проявлять гибкость и оригинальность в использовании методов и приемов работы. Таким образом, каждый этап разучивания хорового произведения, имея свои цели и смысловые акценты, предполагает различный удельный вес хормейстерских средств, различные способы и приемы репетиционной работы. Для каждого этапа существует особый комплекс смысловых, технических, психологических и методических задач, которые могут быть объединены в сознании дирижера в целостные репетиционные модели. Четкое осознание каждой модели и свободное владение ими позволяет руководителю школьного хора быстрее ориентироваться в конкретной репетиционной ситуации и, в конечном счете, быстрее достигать хороших результатов. Примерный репертуарный список Младший хор Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Птичка летит, летает», «Спи дитя мое, усни» Глинка М. «Ложится в поле мрак ночной» ( из оперы «Руслан и Людмила») Гречанинов А. «Про теленочка», «Призыв весны», «Дон-дон», «Макимаковочки» Ипполитов-Иванов М. «Ноктюрн» Калинников В. «Весна», «Тень-тень», «Киска» Кюи Ц. «Майский день», «Белка» Лядов А. «Колыбельная», «Окликание дождя» Римский –Корсаков Н. «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане» Чайковский П. «Мой садик», «Осень», «Хор мальчиков» (из оперы «Пиковая дама»), «Песня о счастье» (из оперы «Орлеанская дева», обр. В. Соколова) Чесноков П. «Нюта-плакса» Потоловский Н. «Восход солнца» Бетховен Л. «Малиновка», «Весною», «Край родной», «Походная песня» Брамс И. «Колыбельная» Вебер К. «Вечерняя песня» (обр. В. Попова) Мендельсон Ф. «Воскресный день» Шуман Р. «Домик у моря» Нисс. С. «Сон» Калныньш А. «Музыка» Долуханян А. «Прилетайте птицы» Морозов И. «Про сверчка» Парцхаладзе М. «Здравствуй школа», «Наш край», «Весна», «Кукла», «Конь вороной» Попатенко П. «Горный ветер» Подгайц Е. «Облака» Шаинский В. «Мир похож на цветной луг» Красев М. заключительный хор из оперы «Муха-Цокатуха» Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек» (обр. С. Полонского) Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима» (обр. Н. РимскогоКорсакова) Русская народная песня «Как на тоненький ледок» (обр. М. Иоданского) Литовская народная песня «Солнышко вставало» «10 русских народных песен» (в свободной обр. Григоренко) Старший хор Бородин А. «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь») Бортнянский Д. «Славу поем», «Утро», «Вечер» Глинка М. «Разгулялися, разливалися» (хор из оперы «Иван Сусанин»), «Попутная песня» (пер. В. Соколова), «Патриотическая песня», «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин») Гречанинов А. «Пчелка», «Весна идет», «Васька», «Урожай» Даргомыжский А. «Тише-тише» (Хор русалок из оперы «Русалка») Ипполитов-Иванов М. «Горные вершины», «Ноктюрн», «Крестьянская пирушка», «В мае», «Утро», «Сосна», «Острою сикирой» Калинников В. «Жаворонок», «Зима» Кюи Ц. «Весна», «Задремали волны» Рахманинов С. «Славься», «Ночка», «Сосна» («6 песен для детского хора и фортепиано» соч. 15) Римский-Корсаков Н. Хор птиц из оперы «Снегурочка», «Ночевала тучка золотая» Стравинский И. «Овсень» Танеев С. «Вечерняя песня», «Сосна», «Горные вершины» Чайковский П. «Весна», «Осень», «Вечер», «На море утушка купалась» (Хор девушек из оперы «Опричник») Чесноков П. «Несжатая полоса», «Лотос», «Зеленый шум», «Распустилась черемуха» Прокофьев С. «Многая лета» Рубинштейн А. «Квартет», «Горные вершины», Анцев М. «Задремали волны» Бетховен Л. «Весенний призыв», «Гимн ночи», «Восхваление природы человеком» Брамс И. «Колыбельная», «Холодные горы», «Канон» Гайдн Й. «Пришла весна», «Kyrie» (Messa brevis) Лассо О. «Тик-так» Кодай З. «День за окном лучится», «Мадригал» Перголези Д. «Stabat Mater» №№ 11,12 Перселл Г. «Вечерняя песня» (переел. Для детского хора В. Попова) Форе Г. «Sanctus» (Messa basse) Грубер Ф. «Ночь тиха, ночь свята» Сен-Санс Ш. «Ave Maria» Бах И. Хорал №47 из кантаты «Иисус – душа моя», Хорал №381 из кантаты «Моей жизни последний час», «Весенняя песня» (перел. В. Попова) Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен» Свиридов Г. «Колыбельная» Подгайц Е. «Речкина песня» Дубравин Л. 2 хора из кантаты «Хлеб остается хлебом» Новиков А. «Эх, дороги» Струве Г. «Музыка» Норвежская народная песня «Камертон» Русские народные песни «Во лузях» (обр. В. Попова), «Милый хоровод» (обр. В. Попова), «Пойду ль, выйду ль я» (обр. В. Соколова), «Как у нас во садочке» (обр. В. Калинникова), «Скворцы прилетели» (обр. В. Калистратова) Примерные программы выступлений Младший хор Аренский А. «Комар» Кабалевский Д. «Подснежник» Компанеец З. «Встало солнце» Русская народная песня «Как на речке, на лужочке» Бетховен Л. «Край подной» Гречанинов А. «Дон-дон» Полонский С. «Сел комарик на дубочек» Итальянская народная песня «Макароны» (обр. В. Сибирского) Гайдн Й. «Пастух» Гречанинов А. «Призыв весны» Дунаевский И. «Спой нам ветер» Украинская народная песня «Козел и коза» (обр. В. Соколова) Старший хор Глинка М. «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин» перел. А. Луканина) Моцарт В. «Откуда приятный и нежный тот звон» (хор из оперы «Волшебная флейта») Русская народная песня « Ты не стой колодец», (обр. В Соколова) Дубравин Л. «Песня о земной красоте» Глинка М. «Жаворонок» Мендельсон Ф. «Воскресный день» Русская народная песня «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова) Калныньш А. «Музыка» Гайдн Й. «Пришла весна» Чайковский П. «Соловушка» Болгарская народная песня «Посадил полынь я» (обр. И. Димитрова) Гладков Г. «Песня друзей» III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс», являются следующие знания, умения, навыки: знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива; знание профессиональной терминологии; умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом; сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей; наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Цели: учет итогов успеваемости, диагностика качества и уровня подготовки обучающихся. В программе обучения младшего и старшего хоров используется две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная. Методы текущего контроля: - оценка за работу в классе; - текущая сдача партий; - сдача партий в квартетах (старшие классы); - контрольный урок в конце каждой четверти. Виды промежуточного контроля: - переводной зачет в старший хор (6 полугодие) и по окончании освоения предмета (16 полугодие). Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих знаний, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. При оценке обучающегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе. По предмету «Хоровой класс» в 6 и 16 полугодиях предусмотрен зачёт, который проводится в форме концертного выступления, на котором исполняется не менее двух хоровых произведений. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: оценка годовой работы ученика; оценка на зачете (академическом концерте); другие выступления ученика в течение учебного года. 2. Критерии оценок По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе: Оценка «5» (отлично) - регулярное посещение занятий хора; - отсутствие пропусков без уважительных причин; - знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе; - активная эмоциональная работа на занятиях; - участие во всех концертных мероприятиях хорового коллектива. Оценка «4» (хорошо) - регулярное посещение занятий хора; - отсутствие пропусков без уважительных причин; - активная работа в классе; - сдача партий всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментах (вокально-интонационная неточность); - участие в концертных выступлениях хорового коллектива. Оценка «3» (удовлетворительно) - нерегулярное посещение занятий хора; - пропуски без уважительных причин; - пассивная работа в классе; - незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий; - участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий. Оценка «2» (неудовлетворительно) - пропуски хоровых занятий без уважительных причин; - неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы; - недопуск к выступлению на отчетном концерте. «Зачет» (без отметки) - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового искусства. V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации педагогическим работникам Задача руководителя хорового класса – пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности. На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает обучающимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряя процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. На протяжении все лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков обучающихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания обучающихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров. Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей. Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой обучающиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора обучающихся, помогают формировать их художественную культуру. Для обучающихся инструментальных отделений хоровой класс является одним из обязательных предметов, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь исходя из этого можно профессионально строить работу над всеми компонентами хорового звучания. Так, приорганизации учебного процесса в школе целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива. 2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Объем самостоятельной работы обучающихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Необходимым условием самостоятельной работы обучающегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Обучающийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки обучающийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения. Выполнение обучающимися домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 1. Список рекомендуемых нотных сборников Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», Вып. 1,2. М., 1966 «Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001 «Песни для детского хора» Вып. 5. Хоровые произведения русских и зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963 «Песни для детского хора», Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975 «Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989 «Поющее детство» Произведения для детского хора (сост. Мякишев И.), М., 2002 Рубинштейн А. «Избранные хоры», М., 1979 Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969 Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора», 2-е издание. «Современная музыка», 2009 «Хоры без сопровождения», для начинающих детских хоровых коллективов. Сост. Соколов В. Вып. 1, 2, М., 1965 Чесноков П. «Собрание духовно-музыкальных сочинений», Тетр.4, М., 1995 2. Список рекомендуемой методической литературы 1. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. – М., 1957. 2. Дмитриев Л.Б. Интуиция и сознание в вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 7. – М .,1984. 3. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1989. 4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 2007. 5. Егоров А.А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. – Л., 1958. 6. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. – Л., 1951. 7. Кеериг О. П. Детский хор. – Л., 1991. 8. Кощеева М.В. Вокально-хоровая работа в школе: пути совершенствования // Музыка в школе. - 2009. - №6. 9. Краснощеков В.И. Вопросы хороведения. – М., 1969. 10. Крюкова В.В., Левченко Г.Г. Особенности образовательного процесса в ДШИ. – Ростов – на Дону, 2001. 11. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. - М., 1987. 12. Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 1968. 13. Никитина Е. Хоровая работа: искусство и технология // Искусство в школе. - 2007. - №2. 14. Никольская-Береговая К.Ф. Начальный этап вокально-хоровой работы с детьми. Методическое пособие в помощь обучающим пению. Всероссийское хоровое общество. - М., 1967. 15. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М., 2003. 16. Павлищева О.В. Методика постановки голоса. – Л., 1964. 17. Прокофьева Е.В. Учитель и ученик: особенности общения во время вокально-хоровой работы // Музыка в школе. - 2009. - № 6. 18. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002. 19. Соколов В., Попов В., Абелян Л. Школа хорового пения. Выпуск 2. – М., 1987. 20. Соколов В.Г. Работа с хором 2-е изд. – М., 1964. 21. Струве Г.А. Школьный хор. Кн. для учителя. – М., 1981. 22. Терацуянц Г.Е. Кое-что из опыта хормейстера. - Петрозаводск, 1995. 23. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. Пособие. – М., 1989. 24. Чесноков П.Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. – М., 1961. 25. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М., 1998. 26. Ярославцева Л. К. К вопросу о рациональных режимах певческого дыхания // Вопросы физиологии пения и вокальной методики. Труды МГПИ им. Гнесиных. Вып. 25. - М., 1975.