I. Пояснительная записка Предмет «Сольное пение» входит в состав вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы (далее – ДПОП) в области музыкального искусства «Фортепиано». Учебный предмет может быть использован в рамках реализации ДОП в области музыкального искусства, ДОП в области хореографического искусства, ДОП «Инструментальное (вокальное) музицирование», в учебных планах которых предусмотрен этот предмет. Предмет «Сольное пение» предусматривает овладение основами знаний в области вокального искусства. Программа рассчитана на 7,5 лет обучения, рекомендуемый возраст для начала занятий от 6, 5 до 9 лет. Максимальная учебная нагрузка 213, 5 часов Из них: Индивидуальных занятий 123 часа Самостоятельная учебная нагрузка 90, 5 часов Недельная аудиторная нагрузка: 1 класс 2 полугодие – 0, 5 часа в неделю, 2 – 8 классы – 0, 5 часа в неделю. Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальные занятия. Целью сольного пения является приобщение детей и молодёжи к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей с целью их поступления в средние и высшее профессиональные учебные заведения. В задачи обучения входит формирование и развитие у учащихся: художественного восприятия музыки; певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая позиция, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование); исполнительских навыков; 3 навыков овладения специфическими приемами; чувства метра и темпа; тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности; навыков различения качества певческого тона (тёмного, светлого, открытого, приоткрытого) и воспроизведения его; бережного отношения к слову; навыков чтения с листа несложных вокальных произведений; навыков выразительного исполнения произведения; навыков работы с текстом; навыков сольного исполнения с сопровождением фортепиано, других инструментов. II. Содержание учебного предмета Данная программа является дополнением к основной специальности (фортепиано, баян, аккордеон, гитара и т. д.). Программа обучения сольному пению в ДШИ даёт возможность желающим получить основы вокального образования. 1-2 годы обучения Вокальное воспитание певца неразрывно связано с развитием его музыкальных данных и общего культурного уровня. В результате первого-второго года обучения учащийся должен: иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах, знать, что такое правильная установка корпуса при пении, уметь пользоваться певческим дыханием, правильно певчески формировать гласные в сочетании с согласными. Преподаватель должен ознакомить учащихся с общим понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма – как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, или верхний; грудной, или нижний). Особое внимание нужно обратить на взаимосвязь работы гортани и резонаторов. Чем тоньше ученик будет дифференцировать свои резонаторные ощущения, тем точнее он сможет управлять 4 работой голосового аппарата. Следует помнить, что грудное и головное резонирование являются следствием правильно организованного певческого звука, а не его причиной. Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в свободно-активном, но не расслабленном состоянии. Полезно, чтобы учащиеся при вдохе положили руки на рёбра и проследили их движение во время дыхания. Вдох нужно производить быстро, но спокойно, следить при этом за расширением нижних рёбер. Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а так же поднимать плечи, запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания. В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения, например, скороговорки, спешки, тщательно выговаривать слова, а чтение текста вслух, без также вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих певцов артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо устранять. Важную задачу в вокальном воспитании обучающегося представляет формирование тембра, характера окраски звучания голоса. Тембр выявляется у учащегося в более старшем возрасте. В результате двух лет обучения обучающийся должен получить элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и том, что такое: правильная постановка при пении: выполнение обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию; певческое дыхание: грудобрюшное дыхание, спокойно, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха; звукообразование, атака звука; 5 правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, чёткое произношение согласных звуков; слуховое осознание чистой интонации. В программу первого-второго года обучения входит: пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терция, чистая октава; 2-3 несложные народные песни, 2-3 простых произведения или современных песни. Третий год обучения На третьем году обучения должна вестись работа над углублением музыкальнопевческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, интересов. А также продолжение формирования вокально-технических знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуального развития певца. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному выдоху. Формирование у обучающихся основных свойств певческого голоса: полетности, тембровой ровности, микстового, то есть смешного звучания, пения с вибрато. Забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсировано. Обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом. В зависимости от способностей учащегося начинается работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выработкой всевозможных динамических оттенков, а также знакомство с форшлагами, группетто и т.п.. В процессе работы над музыкальным произведением с текстом следует стремиться к созданию художественного образа, использую эмоциональные возможности обучающегося, его творческую мысль. 6 Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей на основе вариантности мелодии, стремление к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения. Преподаватель должен идти от слуховых представлений о правильном звучании певческого и внимательно следить за свободой и раскрепощенностью голосового аппарата обучающегося. Не следует навязывать обучающемуся свои ощущения при пении, так как они не всегда бывают пригодны для других исполнителей. В результате третьего года обучения обучающийся должен расширить диапазон голоса, желательно до 1,5 октав, выровнять звучность гласных. Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры. В работе над вокализами обучающийся должен певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественного творчества, чувствовать движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения. В программу третьего года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучие, опевание, скачки на октаву вверх и вниз. Каждое новое упражнение и его роль в музыкально-певческом развитии учащегося нуждается в образовательном раскрытии. Необходим и рассказ о специальных вокальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности тембрового звучания. Как правило, у начинающих певцов не развито чувство опоры, дыхание ключичное. В первую очередь необходимо добиваться от учащихся правильного диафрагматического дыхания. Полезны упражнения, которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок дыхания вызывает зажатие голосовой щели, напряжение связок, которые перестают осуществлять правильное звукообразование. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры – один основных принципов развития ровности диапазона. 7 Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования ин на формирование правильной позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы – свободны и активны. В течение учебного года обучающийся должен разучить и исполнить 4-6 произведений различного характера и содержания по плану программы. Четвёртый год обучения Одна из главных задач четвёртого года обучения – соединение грудного и головного регистров, то есть, микст. Микст – это не понятие облегченного формирования верхнего регистра, а принцип построения всего диапазона. Хорошо замикстованный средний регистр дает возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты. Продолжается работа над укреплением всех пройденных вокально-технических навыков и освоением музыкального репертуара. Прежде всего имеется в виду навык красивого и выразительного пения: дикции и артикуляции, «опёртого» дыхания, развития тембра, певучести голоса, а так же умения самостоятельно работать над изучением вокального произведения. При наличии инструмента и определенных вокальных способностей обучающиеся должны уметь самостоятельно работать над укреплением ряда технических приемов. В результате четвёртого года обучения обучающийся должен отработать и закрепить полученные ранее вокально-технические навыки. В соответствии со способностями, обучающийся должен овладеть подвижностью голоса, выявить тембр голоса. В программу четвёртого года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном и быстром темпе. В течение учебного года обучающийся должен разучить и исполнить 4-6 произведений различного характера и содержания по плану программы. 8 В течение всех последующих лет обучения продолжается работа над закреплением всех пройденных вокально-технических навыков. В зависимости от способностей обучающегося продолжается работа над подвижностью и гибкостью голоса, выявлением своеобразного тембра, выработкой различных динамических оттенков, исполнением форшлагов, группетто, вводятся упражнения на тесситурные скачки, гаммы, арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниваем регистров. Расширяется репертуар учащегося. Пятый год обучения Развитие вокальных навыков, работа над дыханием, дикцией, выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением. Основы гигиены голоса. Углубленный подход к навыкам сценического движения, сценической речи и артикуляции. Продолжается работа над закреплением полученных ранее вокально- технических навыков. Соответственно способностям обучающихся продолжается работа над подвижностью голоса, выявлением красивого тембра, использованием различных динамических оттенков, вокальных произведениях происходит знакомство с мелизмами в (форшлаг, трель, группетто). При разучивании произведений и работой над их исполнением педагогу следует больше уделять внимания фразировке и нюансам, следить за звукообразованием, артикуляцией и четкой дикцией. Особое место отводится упражнениям, которые служат выработке ровной кантилены. В течение учебного года обучающийся должен: • закрепить полученные ранее вокально-технические навыки; • овладеть подвижностью голоса, различными динамическими оттенками; • выявить красивый индивидуальный тембр; • иметь навыки работы с нотным текстом, с иностранным текстом произведения; 9 • приобрести первоначальные навыки филировки звука, овладеть приемами исполнения простых мелизмов. В программу пятого года обучения входят вокальные упражнения, включающие мажорные и минорные гаммы, трезвучия, арпеджио, скачки на квинту, октаву вверх и вниз, а также упражнения, построенные на пунктирном и синкопированном ритме. В течение учебного года обучающийся должен разучить и исполнить 6-7 произведений различных по характеру и жанровой принадлежности согласно плану программы. Шестой год обучения Чистое интонирование, воспроизведение джазового ритма, работа над дыханием, дикцией, выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением. Основы гигиены голоса. Углубленный подход к навыкам сценического движения, сценической речи и артикуляции. В течение шестого года обучения продолжается работа над закреплением ранее полученных вокально-технических навыков и освоением новых, таких как: -умение самостоятельно работать над разучиванием вокального произведения; - пение в составе вокального ансамбля. В процессе обучения вокально-технические и исполнительские навыки должны быть доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом. Особое внимание уделяется работе над словом, раскрытием художественного содержания произведения, отражением собственной интерпретации. Обучающиеся знакомятся со специфическими приемами эстрадно-джазового пения: - субтон (прием, основанный на использовании придыхательной атаки); - прямой звук, драйв (прием, основанный на использовании динамичной атаки звука); - форсаж. 10 В практических занятиях, наряду с классическими упражнениями вводятся упражнения, построенные на аккордах и мелодических оборотах, ритмических конструкциях, характерных для джазовой музыки. В результате шестого года обучения обучающийся должен: - овладеть подвижностью голоса; - овладеть различными динамическими оттенками; - овладеть красивым ровным тембром голоса; - уметь самостоятельно работать над разучиванием и использованием произведения; - овладеть навыком пения в дуэте или трио. В программу шестого класса входят упражнения, содержащие мажорные и минорные гаммы вверх и вниз, движения по звукам аккорда, опевания и прилегающие звуки, скачки на различные интервалы вверх и вниз, арпеджио, а также упражнения с различными приемами: non legato, legato, staccato. В течение учебного года обучающийся должен разучить и исполнить 7-8 произведений различных по характеру и жанровой принадлежности согласно плану программы. Седьмой год обучения Чистое интонирование, воспроизведение джазового ритма, работа над дыханием, дикцией, выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением. Основы гигиены голоса. Углубленный подход к навыкам сценического движения, сценической речи и артикуляции. Приобретение и расширение знаний (основы законов сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного аппарата), выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением. Углубленный подход к навыкам сценического движения. Закрепление пройденного материала. Визуальный и внутренний контроль за соблюдением правильных вокальных установок. 11 Работа над звуком. Закрепление различных штрихов, видов вокального туше. Техники нефорсированного форте и опертого пиано. Принципы портаменто и глиссандо. Работа над кантиленой. Филирование звука. Работа над дыханием. Закрепление дыхательных навыков на мышечном уровне. Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше. Дыхание при стаккато. Упражнения для развития реберно-диафрагмального дыхания усложненные с подключением мышц брюшного пресса. Певческий диапазон. Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие голосового и грудного регистров. Тембральное выравнивание певческого диапазона. Работа над соединение грудного и головного регистров. Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному регистру. Работа над исполняемым произведением. Подбор индивидуальной программы для выступления. Осмысление содержания произведения. Анализ текста. Работа над словом. Точное построение фразы и использование различных нюансов голосоведения. Художественный образ. Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов. Анализ текста музыкального произведения с точки зрения стиля и жанра. Разбор музыкального текста с точки зрения драматургии. Изучение примеров ярких интерпретаций, необычных прочтений. 12 Творческий поиск. Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений. В течение учебного года ученик должен разучить и исполнить 7-8 произведений различных по характеру и жанровой принадлежности согласно плану программы. Восьмой год обучения Приобретение и расширение знаний (основы законов сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата), выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением. Углубленный подход к навыкам сценического движения. Закрепление пройденного материала. Визуальный и внутренний контроль за соблюдением правильных вокальных установок. Работа над звуком. Закрепление различных штрихов, видов вокального туше. Техники нефорсированоого форте и опертого пиано. Принципы портаменто и глиссандо. Работа над кантиленой. Филирование звука. Работа над дыханием. Закрепление дыхательных навыков на мышечном уровне. Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше. Дыхание при стаккато. Упражнения для развития реберно-диафрагмального дыхания усложнённые с подключением мышц брюшного пресса. Певческий диапазон. Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие голосового и грудного регистров. Тембральное выравнивание певческого диапазона. Работа над соединение грудного и головного регистров. 13 Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному регистру. Работа над исполняемым произведением. Подбор индивидуальной программы для выступления. Осмысление содержания произведения. Анализ текста. Работа над словом. Точное построение фразы и использование различных нюансов голосоведения. Художественный образ. Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов. Анализ текста музыкального произведения с точки зрения стиля и жанра. Разбор музыкального текста с точки зрения драматургии. Изучение примеров ярких интерпретаций, необычных прочтений. Творческий поиск. Развитие памяти, чтение наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании. В течение учебного года обучающийся должен разучить и исполнить 7-8 произведений различных по характеру и жанровой принадлежности согласно плану программы. Помимо аудиторных занятий учебная программа предусматривает внеаудиторные часы, которые распределяются на: 1. Выполнение домашнего задания. 2. Подготовку концертных номеров для исполнения на творческих мероприятиях. 3. Участие в конкурсных мероприятиях. 4. Посещение учреждений культуры. 5. и т. д. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Полученные в процессе обучения навыки реализуются обучающимися в конкретной творческой работе в виде выступлений (концертных номеров), которые 14 исполняются на различных творческих мероприятиях (концертах, вечерах, постановках и т. д.) в течение учебного года. Музыкальный материал подбирается таким образом, чтобы каждый обучающийся мог показать на выступлениях весь объём навыков, полученных в течение освоения той или иной темы. Работа обучающихся оценивается преподавателями, зрителями и коллегами профессионалами. Обучающиеся, освоившие программу, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками: знанием характерных особенностей вокального пения, вокальных жанров и основных стилистических направлений вокального искусства; знанием музыкальной терминологией; умением грамотно исполнять музыкальные произведения; умением создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; навыками чтения с листа несложных вокальных произведений; первичными навыками в области теоретического анализа исполняемых произведений; навыками публичных выступлений. IV. Формы и методы контроля, система оценок Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Виды аттестации по учебному предмету «Сольное пение»: текущая, промежуточная. Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого - либо раздела учебного материала предмета «Сольное пение». Текущая аттестация проводится в форме контрольных уроков. 15 Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. Основными формами промежуточной аттестации является контрольный урок. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счёт аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Сольное пение». График промежуточной аттестации по учебному предмету «Сольное пение» по полугодиям: контрольные уроки – 3-15 полугодия. Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибальной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Критерии оценивания Оценка «5» (отлично) - знание музыкального и теоретического материала на уровне требований программы; - владение музыкальной терминологией; - исполнение музыкального произведения: продемонстрировано хорошее качественное исполнение, музыкальность, чистая интонация и понимание образа исполняемого произведения. Оценка «4» (хорошо) - знание музыкального и теоретического материала на уровне требований программы; - владение музыкальной терминологией; - исполнение музыкального произведения: продемонстрировано хорошее качественное исполнение, но присутствует напряжение и небольшое неспокойствие голоса, небольшие музыкальные и вокальные ошибки. Оценка «3» (удовлетворительно) - неполное знание музыкального и теоретического материала на уровне требований программы; - неуверенное владение музыкальной терминологией; 16 - исполнение музыкального произведения: удовлетворительное выступление, неспокойствие и подсипывание голоса, нечистая интонация и большое количество ошибок, неуверенность поведения на сцене. Контрольные требования на разных этапах обучения 1. Исполнение 1 вокализа (для обучающихся младших классов – вокальные упражнения). 2. Исполнение 2 разнохарактерных произведений. V. Методическое обеспечение учебного процесса В основе процесса обучения в классе академического пения лежат следующие методические принципы: единство художественного и технического развития певца; постепенность и последовательность в овладении мастерством пения; использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми; применение индивидуального подхода к учащемуся. Основным общим свойством, характерным для академической манеры пения, является округленное формирование звука. В процессе работы преподаватель должен добиться освоение учащимися диафрагмального дыхания, чистоты интонации. Работа над вокальной исполнительской техникой ведётся систематично, в течение всех лет обучения, на основе учебного материала, включающего разнообразные упражнения и вокализы. Вокальные упражнения имеют первостепенное значение в работе над исполнительской техникой, так как именно этот вид инструктивного материала дает наибольший эффект, особенно на начальном этапе обучения. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта. 17 Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся в период обучения могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции. Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полетности, звонкости и вибрато голоса, а также естественности звучания. Необходимо развивать творческую индивидуальность исполнителя, культуру исполнения, высокий художественный вкус, оберегать детей и подростков от манерности и подражательства. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении индивидуального учебного плана необходимо учитывать его вокальные данные и на этой основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его. Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных с преподавателем в классе. Выбор репертуара для учащихся класса академического пения - наиболее трудная задача преподавателя. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и вокально-техническому росту учащегося, определит его творческое лицо, позволит решить воспитательные задачи. Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими принципами: художественная ценность; воспитательное значение; доступность музыкального и литературного текста; разнообразие жанров и стилей; логика компоновки будущей концертной программы. Важно, чтобы дети и подростки научились правильно петь, красиво и выразительно представлять свои действия на сцене, формировали индивидуальную манеру исполнения. 18 Для успешного обучения необходимо вырабатывать у учащегося навыки самостоятельной работы, приучить к осознанному, упорному, кропотливому труду, нужному для преодоления многочисленных трудностей. VI. Список литературы и средств обучения 1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1963. 2. Дмитриев Л. Б. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1968. 3. Егоров А. Гигиена певца и её физиологические основы. - М.: Музыка, 1962. 4. Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники. – Киев: Музична Украина, 1980. 5. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - Спб.: Лань, 2000. 6. Иванников В. Ф. Методика поточного пения. - М.: Музыка, 2005. 7. Мир вокального искусства. 1-4 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации/авт-сост. Г. А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009. 8. Плужников К. Механика пения. – Спб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2004. 9. Соколов В., Попов В., Абелян Л. Школа хорового пения. – М.: Музыка, 1987. 10. Стулова Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992. 11. Терацуянц Г. Е. Кое-что из опыта хормейстера. – Петрозаводск: Карельский центр народного творчества, 1995. 19