I. Пояснительная записка Предмет «Вокальный ансамбль» входит в состав вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы (далее – ДПОП) в области музыкального искусства «Фортепиано», а также в рамках реализации ДОП в области музыкального и искусства и ДОП «Инструментальное (вокальное) музицирование», в учебных планах которых предусмотрен предмет «Вокальный ансамбль». Данный предмет предусматривает овладение основами знаний в области вокального искусства. Программа рассчитана на 7,5 лет обучения, рекомендуемый возраст для начала занятий от 6, 5 до 9 лет. Максимальная учебная нагрузка 213, 5 часов Из них: Индивидуальных занятий 123 часа Самостоятельная учебная нагрузка 90, 5 часов Недельная аудиторная нагрузка: 1 класс 2 полугодие – 0, 5 часа в неделю, 2 – 8 классы – 0, 5 часа в неделю. Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповые занятия. Цель программы: познакомить детей с вокальной музыкой, приобщить к сокровищнице отечественного и зарубежного вокально – песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально – творческой деятельности, воспитать художественно – эстетический вкус. Задачи: 1. Познакомить и расширить знания детей о певческой культуре России и других стран. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций. 2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека. 3. Способствовать развитию музыкально – певческих навыков. Обучить основам сценической культуры, работе в коллективе. 4. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приёмы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса. 3 II. Содержание учебного предмета Данная программа является дополнением к основной специальности (фортепиано, баян, аккордеон, гитара и т. д.). Программа обучения вокальному ансамблю в ДШИ даёт возможность желающим получить основы вокальноансамблевого образования. В программе выделены следующие направления работы: вокально – ансамблевая работа, теоретико – аналитическая работа, концертно – исполнительская работа. 1. Вокально – ансамблевая работа. Младшая группа (1 – 4 годы обучения) Певческая установка и дыхание. Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приёмы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Навыки «цепного дыхания». Звуковедение и дикция. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f. Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Ансамбль и строй. Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование 4 произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более усложнённым рисунком. Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. Формирование исполнительских навыков. Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат. Старшая группа (5 – 8 годы обучения) Певческая установка и дыхание. Закрепление навыков, полученных в младшем ансамбле. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Развитие навыков ансамблевого исполнительства и артистизма. Звуковедение и дикция. Закрепление навыков, полученных в младшем ансамбле. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счёт активизации губ и языка. Выработка навыка активного и чёткого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp. Ансамбль и строй. Закрепление навыков, полученных в младшем ансамбле. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. 5 Выработка чистой интонации при двух – трёхголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения. Формирование исполнительских навыков. Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат. 2. Теоретико – аналитическая работа. Данный раздел включает в себя: беседы о гигиене певческого голоса, слушание и анализ музыкальных произведений, знакомство с историей и развитием вокального и ансамблевого искусства. 1. Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голоса ведёт к плачевным результатам. Необходимо, чтобы учащиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период. 2. Слушание музыкальных произведений. Прослушивание музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально – эстетической отзывчивости на музыку. 3. Знакомство с историей и развитием вокального, ансамблевого творчества разных эпох и стран. 3. Концертно – исполнительская деятельность. Выступление коллектива – это своеобразный отчёт о проделанной работе. 6 Существует огромное количество форм выступлений – концерт, фестиваль, музыкальные встречи, гостинные, сценические постановки, спектакли и т. д. Каждое выступление имеет воспитательное значение. Для участников коллектива должно быть не всё равно, поймут ли, оценят ли их общий, коллективный труд слушатели. Поэтому, каждое выступление – это борьба за искусство пения. Убеждение слушателей, приобщение их к миру музыки – вот наша задача. Ведь среди слушателей встречаются люди, которые попали на него не случайно, и задача выступающих – заинтересовать, спеть так, чтобы им захотелось прийти ещё и ещё не раз. Полезно записывать концертные выступления, с последующим прослушиванием и просмотром. После чего, можно обсудить результаты концерта. В разговоре участвуют выступающие, педагоги, родители. Задача такой встречи – воспитать в коллективе желание совершенствоваться от концерта к концерту, становиться всё лучше и лучше. Участие в концертах, мероприятиях выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, достигнутый исполнительский уровень, демонстрирует его сплочённость, дисциплину, способность подчиняться воле руководителя, сценичность, эмоциональность и собранность. Помимо аудиторных занятий учебная программа предусматривает внеаудиторные часы, которые распределяются на: 1. Выполнение домашнего задания. 2. Подготовку концертных номеров для исполнения на творческих мероприятиях. 3. Участие в конкурсных мероприятиях. 4. Посещение учреждений культуры. 5. и т. д. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Полученные в процессе обучения навыки реализуются обучающимися в конкретной творческой работе в виде выступлений (концертных номеров), которые 7 исполняются на различных творческих мероприятиях (концертах, вечерах, постановках и т. д.) в течение учебного года. Музыкальный материал подбирается таким образом, чтобы обучающиеся могли показать на выступлениях весь объём навыков, полученных в течение освоения той или иной темы. Работа обучающихся оценивается преподавателями, зрителями и коллегами профессионалами. Обучающиеся, освоившие программу, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками: знание начальных основ вокально-ансамблевого искусства, особенностей ансамблевых партитур, художественно-исполнительских возможностей ансамбля; знание профессиональной терминологии; умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; навыки коллективного исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и ансамблевым коллективом; сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки; наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля. IV. Формы и методы контроля, система оценок Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Виды аттестации по учебному предмету «Вокальный ансамбль»: текущая, промежуточная. 8 Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого - либо раздела учебного материала предмета «Вокальный ансамбль». Текущая аттестация проводится в форме контрольных уроков. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. Основными формами промежуточной аттестации является контрольный урок. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счёт аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Вокальный ансамбль». График промежуточной аттестации по учебному предмету «Вокальный ансамбль» по полугодиям: контрольные уроки – 3-15 полугодия. Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибальной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Критерии оценивания Оценка «5» (отлично) - знание музыкального и теоретического материала на уровне требований программы; - владение музыкальной терминологией; - исполнение музыкального произведения: продемонстрировано хорошее, качественное и согласованное исполнение, есть звуковой баланс, музыкальность, чистая интонация и понимание образа исполняемого произведения. Оценка «4» (хорошо) - знание музыкального и теоретического материала на уровне требований программы; - владение музыкальной терминологией; - исполнение музыкального произведения: продемонстрировано хорошее, качественное и согласованное исполнение с ясным художественно-музыкальным намерением, не всё технически проработано, есть определённое количество погрешностей. Оценка «3» (удовлетворительно) 9 - неполное знание музыкального и теоретического материала на уровне требований программы; - неуверенное владение музыкальной терминологией; - исполнение музыкального произведения: слабое, невыразительное выступление, технически вялое. Есть серьёзные ошибки в тексте отдельных партий, звуковой баланс не соблюдён, есть расхождения в темпах между отдельными партиями, нечистая интонация. V. Методическое обеспечение учебного процесса Певческая установка и дыхание. Для правильной работы голосового аппарат является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. Для этого необходимо: голову держать прямо, свободно стоять твёрдо на обеих ногах, а если сидя, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота Основой вокально – хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. В певческой практике различают различаются несколько типов дыхания: верхнереберное или ключичное, когда при вдохе поднимаются плечи. Такое дыхание категорически отвергается, оно непригодно для пения грудное или боковое нижнереберное (или диафрагматическое) комбинированное или смешанное (грудодиафрагматическое), в котором принимают участие нижние ребра и диафрагма Исследования процесса певческого дыхания показали, что в пении нельзя строго разграничивать типы дыхания. Деление дыхания на верхнереберное 10 (ключичное) и грудное, или нижнереберное (диафрагматическое) очень условно. Речь может идти лишь о преимущественном участии в процессе певческого дыхания того или иного участка дыхательного аппарата. К примеру, «ключичным типом» условно называют такой, когда движение средних ребер слабее движения верхних. Исследование Ф.Ф.Заседателева, И.И.Левидова и В.А.Багадурова подтверждают, что, в частности, изолированное диафрагматическое дыхание физиологически невозможно и что даже при «ключичном типе» типе дыхания отмечаются движения в области средних и нижних ребер. В пении, таким образом, мы имеем дело со смешанным дыханием. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного вдоха во время фонации. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением лёгкого полузевка. Во время вдоха нижние рёбра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука. Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Вдох по активности и объёму должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Дыхание у детей тренируемо. Существует множество упражнений для развития певческого дыхания. Дыхание тесно связано с другими элементами вокально – хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д. Звукообразование, артикуляция, дикция. В основе звукообразования лежат: естественный, свободный связанный звук без крика и напряжения, активная его подача, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра. 11 Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука, связанная со способом его возникновения в гортани, с характером работы голосовых связок. Как известно из курса хороведения, атака звука – начальный момент его возникновения. В практике употребляется три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. При твердой атаке происходит задержка дыхания, быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука. При мягкой атаке смыкание происходит одновременно с возникновением звука, она обусловливает спокойное, плавное начало звука. В придыхательной атаке связки включаются в работу постепенно, их окончательная установка как бы запаздывает и происходит уже после начала выдоха. Практика показала, что при зажатом голосе на определенное время рекомендуется придыхательная атака, при вялом голосе употребительной является мягкая атака. В детском пении применяются и мягкая и твердая атаки. Основу певческого звучания составляет мягкая атака звука так как она более щадящая для голоса.. Однако, учитывается то обстоятельство, что у детей встречается инертность голосового аппарата, целесообразно использовать активную, энергичную подачу звука. При этом нужна общая активизация учащихся, мобилизация их внимания. Разумеется, звонкое, активное пение не должно переходить в форсированное звучание. Чрезвычайно важно соблюдать чувство меры, иметь чуткий слуховой контроль со стороны педагога и воспитание самоконтроля у обучающихся. Важнейшая часть всей вокально- ансамблевой работы – артикуляция. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонацией и т. д. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Формирование навыка артикуляции предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных. Правильному формированию певческого звука способствует манера произнесения слов – дикция. При этом произношение в пении строится на общих 12 правилах орфоэпии. Одной из специфических особенностей певческой дикции является «перенесение» последнего согласного звука в слоге к началу следующего за ним слога, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных нисколько не должна приуменьшаться, так как в противном случае небрежность произношения затруднит восприятие слушателя. Основная цель работы руководителя над вокальной дикцией сводится к тому, чтобы научить участников хора петь осмысленно и художественно выразительно. Ансамбль и строй. Ансамбль – это, прежде всего, полная согласованность в исполнении между всеми участниками коллектива на основе активного, творческого донесения идейнохудожественного замысла сочинения. Для достижения полноценного ансамбля необходимо постоянно совершенствовать вокальную культуру участников хора, добиваться от них умения петь с одинаковой силой, следить за тембровой слитностью звучания, четкостью и точностью воспроизведения ритмического строя сочинения, чистотой интонирования как по вертикали, так и по горизонтали в хоре в целом, в каждой партии и у каждого певца. Умение подчинить свою индивидуальность требованиям коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Именно такой ансамбль подразумевает единство многих составляющих его элементов, то есть ансамбль интонационный, ритмический, динамический, тембровый, дикционный, агогический. В ансамбле динамический. Под можно отметить два ритмическим основных вида: ритмический и ансамблем следует понимать умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить к изменениям в темпе. Динамический ансамбль подразумевает умение певцов на основе сознательного владения навыками дыхания, звукообразования, дикции петь одинаково громко или одинаково тихо в соответствии с содержанием данного произведения. В тембровом ансамбле наиболее важным является самое внимательное отношение певца к общему звучанию соответствующей партии хора, к той окраске 13 тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче. Опираясь на единую, общую для всех певцов манеру звукообразования, каждый исполнитель сознательно сливает свой тембр с данной палитрой звучания хора. Дикционный ансамбль определяется общими правилами и манерой формирования гласных и согласных звуков, особенностями произношения тех или иных букв, слов, исходя из принятых законов орфоэпии. Весьма тесно с ритмическим ансамблем связан ансамбль агогический. Небольшие отклонения от темпа в сторону его ускорения или замедления – важная сторона художественного исполнения. Особенно часто агогические изменения определяются необходимостью выделить то или иное важное слово (прежде всего в кульминациях), как правило, произносимое с некоторым, едва заметным замедлением темпа. Отличительной чертой хорошего ансамбля является интонационная слаженность певцов, то есть умение петь стройно. Стройное пение зависит от чистоты интонации. Интонация же есть точное воспроизведение высоты данного звука. Отсюда строй можно определить как степень выравненности звучания хора в отношении интонации. Строй в хоре бывает мелодический и гармонический. Мелодический строй (горизонтальный) связан с умением хористов чисто интонировать ступени лада, а также отдельные интервалы и аккорды, взятые в мелодическом изложении. Гармонический строй (вертикальный) связан с навыком певцов выстраивать интервалы в одновременном звучании. Как известно, строй, в котором исполняются произведения хором, называется зонным. Это означает, что в зависимости от условий применения того или иного звука каждый тон может несколько изменять свою высоту (в пределах определенной зоны) в сторону повышения или понижения. Именно это качество зонного строя делает хоровое исполнение (как и исполнение на любом другом инструменте, не имеющем фиксированной высоты звука) необычайно выразительным в интонационном отношении. Поэтому задача руководителя заключается в том, чтобы постоянно воспитывать в хоре активное отношение к 14 строю. Это даст возможность, добиваясь чуткого и выразительного интонирования, полнее раскрывать смысловое значение нотного текста. Распевание. Распевание выполняет различные задачи: подготовка голосового аппарата участников коллектива к пению настройка коллектива, приведение его в рабочее состояние, подготовка к репетиционной работе, к концерту развитие мелодического и гармонического слуха певцов расширение диапазона хора (ансамбля) работа над вокально – хоровыми навыками и трудными в вокальном отношении местами, встречающимися в произведении Основной принцип распевания – последовательность, движение от простого к сложному. Необходимо помнить, что пение с детьми вокальных упражнений – это живой творческий процесс! Работа над произведением. В работе над песней проявляется воспитательная основа хоровых занятий. Очень важно, чтобы первая песня, которую будут исполнять дети, понравилась им, была понятна по содержанию, доступна по средствам музыкальной выразительности и ярко эмоциональная. Если дети заинтересованы – они быстрее усваивают музыкальный материал. Привлечь внимание детей к песне можно выразительным её исполнением, игровыми образными приёмами, интересно построенной беседой о содержании песни, авторах музыки и текста. После показа песни можно попытаться вместе с детьми определить её содержание и характер музыки. Учить произведение следует по фразам, отмечая её ритмические и мелодические особенности. Важно добиваться правильной передачи мелодии песни, потому что неверное её исполнение искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании песни. Необходимо разнообразить приёмы разучивания – фраза может быть исполнена сольно, группами, всем хором, с сопровождением и без него. Можно также предложить 15 детям, слушая инструментальное сопровождение, одновременно петь мелодию песни шёпотом, активно артикулируя, чередовать пение вслух и «про себя». Особое внимание руководитель должен уделять овладению навыками художественного исполнения, выразительности музыкальной фразы, нюансам, штрихам, интонации. Важно, чтобы усвоение детьми вокально – хоровых навыков сочеталось с воспитанием у них навыка выразительного, эмоционального пения, независимо от того, поют ли дети песню или упражнение. Образные сравнения дают положительные результаты в работе над интонированием сложных мелодических оборотов, звуковедением, дыханием. Например: звук «лёгкий и звонкий, как весенняя капель», «звук протяжный как густой мёд». Пения на стакатто можно добиться, сравнивая отрывистый звук с капельками дождя. Образные сравнения также направлены на осмысление детьми интонационных трудностей в пении. Например: трудного оборота мелодии или точного по высоте начала песни, движения мелодии поступенно вверх («смело широко шагаем вверх по ступенькам»), движения мелодии вниз («спускаемся по лесенке аккуратно, ступеньки узкие, поэтому шагаем очень осторожно») и т. д. При разучивании песни надо обращать внимание детей на красоту мелодии, выразительность музыкальной интонации, на необходимость добиваться при исполнении красивого, певучего звука. Опыт показывает, как важно пробудить у ребёнка во время исполнения чувство эмоционального сопереживания. Используя наглядно – образные средства – стихи, рисунки, игрушки, танец, можно добиться яркости художественного образа в музыкальном исполнении. Необходимо развивать ассоциативное мышление детей, обращать внимание на красоту окружающей природы, культурных памятников, обогащать эстетический опыт ребёнка. Важно пробудить у детей эмоциональное, творческое отношение к пению, научить передавать их в своём исполнении чувства и мысли, заложенные в хоровом произведении. Именно при этом условии хоровое пение становиться по – настоящему воспитательным процессом. Репертуар и его значение. 16 Сегодня выпускается огромное количество сборников песен, большая часть которых занимает музыка для детей. Но не во всей этой литературе можно найти яркие и интересные произведения, вокально – удобные, с небольшим диапазоном. … Подбор репертуара – это не одномоментный акт, а творческий процесс, органично входящий в повседневную деятельность руководителя и требующий от него знаний и умений. При выборе репертуара следует учитывать ряд факторов. Произведение, прежде всего должно быть доступным для исполнения. Здесь имеется в виду доступность диапазона, чисто вокальные возможности исполнения. Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Очень важно, чтобы детям было интересно и понятно то, о чём они поют. Огромное значение имеет текст, задевает ли он струны детской души или поётся равнодушно, без особого интереса. И ещё один аспект доступности: доступность исполнительско – техническая. Речь идёт о том, насколько дети подготовлены в техническом отношении для исполнения того или иного произведения. Правильно подобранный репертуар даёт возможность не только повысить певческую и музыкальную культуру детей, но что самое важное, в значительной мере способствует их всестороннему развитию, воспитанию художественного вкуса. VI. Список литературы и средств обучения 1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1963. 2. Дмитриев Л. Б. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1968. 3. Егоров А. Гигиена певца и её физиологические основы. - М.: Музыка, 1962. 4. Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники. – Киев: Музична Украина, 1980. 5. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - Спб.: Лань, 2000. 6. Иванников В. Ф. Методика поточного пения. - М.: Музыка, 2005. 17 7. Мир вокального искусства. 1-4 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации/авт-сост. Г. А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009. 8. Плужников К. Механика пения. – Спб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2004. 9. Соколов В., Попов В., Абелян Л. Школа хорового пения. – М.: Музыка, 1987. 10. Стулова Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992. 11. Терацуянц Г. Е. Кое-что из опыта хормейстера. – Петрозаводск: Карельский центр народного творчества, 1995. 18