Рабочая программа по учебному предмету "Специальность и чтение"

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объём учебного времени и виды учебной работы
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Методы обучения
7. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Примерный тематический план и содержание учебного предмета.

II.

1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по классам.
III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
1. Аттестация: формы и методы контроля успеваемости
2. Критерии оценки

V.
VI.

Методическое обеспечение учебного процесса
Списки рекомендуемой методической литературы
Приложение: Примерный репертуарный список по классам

I.

Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
составлена

в

соответствии

требованиями

к

общеобразовательной

с

Федеральными

дополнительной
программе

в

государственными

предпрофессиональной

области

музыкального

искусства

«Фортепиано».
Основная направленность настоящей программы – формирование у
учеников комплекса знаний, умений и навыков игры на фортепиано,
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Программа, с одной стороны, предназначена для работы с музыкально одарёнными детьми с целью возможного продолжения профессионального
обучения. В то же время программа рассчитана на детей, желающих
получить необходимые навыки фортепианной игры для самостоятельного
музицирования.
Задача
музыкального

педагога

–

создание

образования,

условий

эстетического

для
и

профессионального

духовно-нравственного

воспитания детей. Педагог должен способствовать приобретению учениками
навыков творческой деятельности, а так же научить их планировать свою
домашнюю работу, осуществляя самостоятельный контроль своей учебной
деятельности.
На протяжении всего срока обучения необходимо развивать у детей
личностные качества, которые помогут им осваивать учебную информацию в
соответствии с программными требованиями.
Юный пианист, с помощью педагога, должен реализовать свои
музыкальные

и

творческие

способности,

научиться

самостоятельно

воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть навыками игры на
фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные
произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной
грамотности и стилевыми традициями.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с
листа» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый
класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы для детей, планирующих поступление в
образовательные учреждения музыкальной направленности, может быть
увеличен на один год.
Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по
индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных
требований.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебными планами на
реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:
Срок обучения – 8 лет
Содержание
Максимальная учебная

1 класс
нагрузка (в

1777

часах)
Количество часов на

2-8 классы

аудиторные

592

занятия
Количество часов на внеаудиторные

1185

(самостоятельные) занятия

4.

Форма

проведения

учебных

аудиторных

занятий:

индивидуальная, продолжительность урока – 45 минут.
Индивидуальные

занятия

позволяют

преподавателю построить

содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого
ученика.

5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с
листа»
Основной целью данной программы является обеспечение развития
музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных
им знаний, умений и навыков фортепианного исполнительства.
На протяжении всего периода обучения необходимо учитывать
возрастные и индивидуальные особенности

учеников и определить

основные направления работы, связанные с решением следующих задач:
- развитие интереса к классической музыке и музыкальному
творчеству;
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в
раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на
фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения как соло,
так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
- приобретение учениками опыта творческой деятельности и
публичных выступлений
- формирование у наиболее одаренных учеников мотивации к
продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях
среднего профессионального образования.
Необходимым условием для реализации данной программы является
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости,

а

также

профессиональной

требовательности.
6. Методы обучения
Индивидуальное обучение направлено на воспитание ученика, с
учетом его возрастных и психологических особенностей.

На

уроках специальности

и

чтения

с

листа

целесообразно

использование следующих методов обучения:


словесный (объяснение, беседа, рассказ)



наглядно-слуховой

(показ,

наблюдение,

демонстрация

пианистических приемов)


практический (работа на инструменте, упражнения)



аналитический (сравнения, обобщения)



эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления)
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный
психологический подход к каждому ученику и выбрать подходящий метод
обучения.
7.

Материально-технические

условия

реализации

учебного

предмета «Специальность и чтение с листа»
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета
(класс для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений.
Необходимо наличие библиотеки и фонотеки.
Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано. Музыкальные
инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками.
Содержание учебного предмета специальность и чтение с листа

I.

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренные на
освоение учебного предмета «Специальность и чтение с листа» с учетом
максимальной, самостоятельной нагрузки обучающихся и аудиторных
занятий (см. табл. 2):
Табл. 2
Распределение по годам обучения
Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность

32

33

33

33

33

33

33

33

учебных занятий (в
неделях)
Кол-во часов на

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

аудиторные занятия (в
неделю)

592

Общее кол-во часов на
аудиторные занятия
Количество часов на
самостоятельную работу

3

3

4

4

5

5

6

6

96

99

132

132

165

165

198

198

8,5

8,5

в неделю
Общее кол-во часов на
самостоятельную работу
по годам
Общее количество часов

1185

на внеаудиторную
(самостоятельную) работу

Максимальное
количество часов
занятий в неделю

5

5

6

160

165

198

6

7,5

7,5

(аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное

198 247,5 247,5 280,5 280,5

кол-во часов по годам
(аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное
кол-во часов на весь
период обучения

1777

Консультации

6

8

8

8

8

8

8

8

62
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам, школьным
и

классным

концертам

образовательного

и

другим

учреждения.

мероприятиям

Консультации

по

могут

усмотрению
проводиться

рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если
консультации

проводятся

рассредоточено,

резерв

учебного

времени

используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую
работу преподавателей.
Резерв

учебного

времени

можно

использовать

как

перед

промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с
целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних
каникул.
Объем самостоятельной работы обучающихся может определяться с
учетом

сложившихся

педагогических

традиций,

методической

целесообразности индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные

занятия

должны

быть

регулярными

и

систематическими.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (концертных залов, театров,
филармоний и др.);
- участие учеников в концертах, творческих конкурсах, открытых
культурно- просветительских мероприятий ДШИ и др.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части
образовательной программы распределяется по годам с учетом общего
объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
В настоящей программе предлагается разнообразный репертуар с
целью возможности индивидуального подхода к каждому ученику. В одном
и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться
по уровню трудности. В годовых требованиях указано количество
музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе.
Примерный репертуарный список

по всем

годам обучения

дан в

Приложении.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что
большинство

произведений

предназначено

для

публичного

или

экзаменационного исполнения, а остальные – для работы в классе или
ознакомления.

Следовательно,

преподаватель

устанавливает

степень

завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром
фиксируется в индивидуальном плане ученика.
1 класс
Специальность и чтение с листа

2 часа в неделю

Самостоятельная работа

не менее 3-х часов в неделю

Консультации

6 часов в год

Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается
с учеником подбором по слуху, упражнениями, формирующими правильные
игровые навыки. В течение учебного года педагог должен проработать с
учеником – 15-20 небольших

произведений (народные песни, пьесы

песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии,
этюды, ансамбли), освоить основные приемы игры: non legato, legato,
staccato.
Учащийся
основными

должен

овладеть

постановочными

основами

элементами

музыкальной
рук

на

грамоты,
клавиатуре,

первоначальными навыками звукоизвлечения, правильной посадкой за
инструментом.
Ученик получает первый опыт публичных выступлений, умение
психологически настроиться перед выступлением.
Текущая аттестация:
- зачет в первом полугодии (этюд и пьеса; две разнохарактерные
пьесы)
Промежуточная аттестация:
переводной экзамен во 2 полугодии, на котором исполняют:
- полифония (менуэт, маленькая прелюдия)
- пьеса;
- этюд или вторая пьеса (по выбору).
Возможно исполнение ансамблевых пьес для фортепиано в 4 руки.
2 класс
Специальность и чтение с листа

2 часа в неделю

Самостоятельная работа

не менее 3-х часов в неделю

Консультации

8 часов в год

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10 –
14 различных музыкальных произведений разных жанров (полифонических
сочинения; произведения крупной формы; пьесы; этюды).
Игра с педагогом в четыре руки простых ансамблевых пьес.
Мажорные гаммы До, Соль, Ре, в прямом и противоположном
движении двумя руками в две октавы; минорные гаммы ля, ре (в
натуральном и гармоническом видах) каждой рукой отдельно в две октавы;
тонические трезвучия с обращениями аккордами и арпеджио по три звука
каждой рукой отдельно в пройденных тональностях.
Результат второго года обучения:
Учащиеся

должны

освоить

новые

аппликатурные

формулы,

разновесовую игру в пьесах с более развитой линией аккомпанемента;

продолжается накопление двигательных навыков, навыков педализации.
Развивается навык самостоятельного разбора и разучивания произведений.
Текущая аттестация:
1-е полугодие:
- технический зачет (октябрь): этюд;
- академический зачет (декабрь): полифония, пьеса.
2-е полугодие:
- технический зачет (февраль – март): 1-2 этюда, игра гамм – по
выбору.
Промежуточная аттестация:
- переводной экзамен (май): крупная форма (сонатина, вариации),
пьеса.
3 класс
Специальность и чтение с листа

2 часа в неделю

Самостоятельная работа

не менее 4-х часов в неделю

Консультации

8 часов в год

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10 –
15 различных музыкальных произведений с учетом усложнения программы,
в разной степени готовности (полифонических сочинения; произведения
крупной формы; пьесы; этюды).
Чтение с листа пьес различного характера. Игра в ансамбле.
С 3 класса учащиеся начинают сдавать гаммы (текущая аттестация).
Мажорные гаммы до 3-4-х знаков в прямом движении; в противоположном
движении – гаммы с симметричной аппликатурой; минорные гаммы до 2-х
знаков (натуральный, гармонический и мелодический виды) – в прямом
движении двумя руками в две октавы; хроматическая гамма двумя руками на
2 октавы от любых клавиш; тонические трезвучия с обращениями аккордами
по три звука двумя руками в пройденных тональностях; арпеджио короткие
по три звука двумя руками. Все требования индивидуальные на усмотрение
преподавателя.

Текущая аттестация:
1-е полугодие:
- технический зачет (октябрь): этюд, гаммы;
- академический зачет (декабрь): полифония, 1-2 пьесы.
2-е полугодие:
- технический зачет (февраль – март): 1-2 этюда, гаммы.
Промежуточная аттестация:
- переводной экзамен (май): крупная форма (сонатина, вариации),
пьеса, полифония (или вторая пьеса).
4 класс
Специальность и чтение с листа

2 часа в неделю

Самостоятельная работа

не менее 4-х часов в неделю

Консультации

8 часов в год

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10 –
15 различных музыкальных произведений, в разной степени готовности
разных жанров и форм.
Чтение с листа постепенно усложняющихся произведений (уровень
трудности примерно на два класса ниже изучаемых учеником); дальнейшее
освоение навыков игры в ансамбле.
Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом движении (в
противоположном движении – гаммы с симметричной аппликатурой) в
четыре октавы; минорные гаммы до 3-х знаков (натуральный, гармонический
и мелодический виды) – двумя руками в прямом движении на четыре октавы;
хроматические

гаммы

в

прямом

движении

от

любых

клавиш;

в

противоположном – от ре и соль диез; тонические трезвучия с обращениями
аккордами по три звука в этих же тональностях на 2–4 октавы; арпеджио
короткие двумя руками по 3–4 звука на 2–4 октавы; арпеджио длинные
каждой рукой отдельно на 2 октавы.
Продолжается

развитие

беглости

пальцев

на

основе

изучения

различных технических формул. Развитие навыков разновесовой игры в

партии одной руки, полифонического мышления и слышания, навыков
педализации. В работе над художественным произведением акцентируется
внимание на осознанном художественном исполнении.
Текущая аттестация:
1-е полугодие:
- технический зачет (октябрь): этюд, гаммы;
- академический зачет (декабрь): полифония, 1-2 пьесы.
2-е полугодие:
- технический зачет (февраль – март): этюд, гаммы.
Промежуточная аттестация:
- переводной экзамен (май): крупная форма (сонатина, вариации) или
полифония, 1-2 пьесы.
5 класс
Специальность и чтение с листа

2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа

не менее 5 часов в неделю

Консультации

8 часов в год

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10 –
15 различных музыкальных произведений, в разной степени готовности
разных жанров и форм.
Чтение с листа постепенно усложняющихся произведений (уровень
трудности примерно на два класса ниже изучаемых учеником); дальнейшее
освоение навыков игры в ансамбле.
Мажорные

гаммы

до

4

знаков

включительно

в

прямом

и

противоположном движении в четыре октавы, гаммы в терцию и дециму;
минорные

гаммы

до

4-х

знаков

(натуральный,

гармонический

и

мелодический виды) – двумя руками в прямом движении на четыре октавы;
хроматические

гаммы

в

прямом

движении

от

любых

клавиш;

в

противоположном – от ре и соль диез; тонические трезвучия с обращениями
аккордами по три звука в этих же тональностях на 4 октавы; арпеджио

короткие двумя руками по 4 звука на 4 октавы; арпеджио длинные двумя
руками на 4 октавы (тоническое трезвучие, D7, УмVII7).
Текущая аттестация:
1-е полугодие:
- технический зачет (октябрь): этюд, гаммы;
- академический зачет (декабрь): полифония или крупная форма, 1-2
пьесы.
2-е полугодие:
- технический зачет (февраль – март): этюд, гаммы.
Промежутоная аттестация:
- переводной экзамен (май): крупная форма и (или) полифония, 1-2
пьесы.
6 класс
Специальность и чтение с листа

2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа

не менее 5 часов в неделю

Консультации

8 часов в год

За год ученик должен пройти 8 – 10 произведений разных жанров: 2
полифонии, 2 крупные формы, 2-4 этюда, 2-3 пьесы.
Мажорные и минорные гаммы до 5 знаков включительно. По
сравнению с предыдущим классом требования по гаммам усложняются в
зависимости от индивидуальности ученика.
Ко всем уже сформированным навыкам прибавляется развитие навыков
крупной техники: терций, секст, октав 4-звучных аккордов. Усложняются
технические задачи в изучаемых произведениях: они становятся более
разнообразными по фактуре и художественным задачам.
Текущая аттестация:
1-е полугодие:
- технический зачет (октябрь): этюд, гаммы;
- академический зачет (декабрь): полифония или крупная форма, 1-2
пьесы.

2-е полугодие:
- технический зачет (февраль – март): этюд, гаммы.
Промежуточная аттестация:
- переводной экзамен (май): крупная форма и (или) полифония, 1-2
пьесы.
7 класс
Специальность и чтение с листа

2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа

не менее 6 часов в неделю

Консультации

8 часов в год

За год ученик должен пройти 8 – 10 произведений разных жанров: 2
полифонии, 2 крупные формы, 2-4 этюда, 2-3 пьесы.
Учащиеся продолжают осваивать гаммы в объеме требований 6 класса.
Ко всем уже сформированным навыкам прибавляется развитие навыков
крупной техники: терций, секст, октав 4-звучных аккордов. Усложняются
технические задачи в изучаемых произведениях: они становятся более
разнообразными по фактуре и художественным задачам.
Текущая аттестация:
1-е полугодие:
- технический зачет (октябрь): этюд, гаммы;
- академический зачет (декабрь): полифония или крупная форма, пьеса.
2-е полугодие:
Промежуточная аттестация:
- переводной экзамен (май): этюд, крупная форма или полифония,
развернутая романтическая пьеса.
8 класс
Специальность и чтение с листа

2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа

не менее 6 часов в неделю

Консультации

8 часов в год

Главная задача этого класса – представить выпускную программу в
максимально готовом виде.

Учащиеся в течение года играют на

предэкзаменационных прослушиваниях,

количество и сроки которых

специально не определены.
Текущая аттестация
Учащиеся играют один зачет в первом полугодии, который может
проводиться в форме прослушивания выпускной программы. Также могут
быть

представлены

отдельные

произведения,

не

входящие

в

экзаменационный репертуар (свободный выбор количества и жанровой
направленности).
Итоговая аттестация (май-июнь)
Учащийся может исполнить на экзамене 3-4 произведения следующих
жанров:
- полифония,
- крупная форма (обязательно),
- этюд,
- пьеса (обязательно).
II.

Требования к уровню подготовки учащихся
Специальность и чтение с листа

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков,

позволяющий

фортепиано

для

использовать

достижения

наиболее

многообразные
убедительной

возможности
интерпретации

авторского текста, изучения репертуара из музыкальных произведений
различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного
репертуара,

включающего

произведения

разных

стилей

и

жанров

(полифонические произведения, сонаты, пьесы, этюды, инструментальные
миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных
произведений разных жанров и форм;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности,

выполнению

анализа

исполняемых

произведений,

владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
- наличие
разучивания

творческой инициативы,

музыкальных

представлений о методике

произведений

и

приемах

работы

над

исполнительскими трудностями;
-

наличие

музыкальной

памяти,

полифонического

мышления,

мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие элементарных навыков концертной деятельности в качестве
солиста.
III.

Контроль знаний и оценка результатов освоения учебного
предмета

1. Аттестация. Формы и методы контроля успеваемости
Оценка качества реализации программы «Специальность и чтение с
листа» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения:
1. Поурочные оценки за самостоятельную работу
2. Контрольные уроки
3. Технические зачеты
4. Академические концерты
5. Прослушивания
6. Концертные выступления
7. Промежуточная аттестация
8. Итоговая аттестация (выпускной экзамен)

Для проверки навыков чтения с листа рекомендуется с третьего класса,
два раза в год (I и II полугодие) проводить контрольные уроки. Возможно
совмещение контрольного урока по чтению с листа с техническим зачётом.
График

промежуточной

аттестации:

зачёты

–

1,3,5,7,9,11,13,15

полугодия; экзамены – 2,4,6,8,10,12,14 полугодия. Итоговая аттестация
(экзамен) – 16 полугодие.
2. Критерии выставления оценок по специальности
«Отлично»:
- Технически качественное и художественно осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
«Хорошо»:
- Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами
(как в техническом плане, так и в художественном).
«Удовлетворительно»:
-

исполнение

с

большим

количеством

недочетов,

а

именно:

недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная
игра,отсутствие свободы игрового аппарата.
«Неудовлетворительно»:
- комплекс серьезных недочетов, невыученный текст, отсутствие
домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий.
«Зачет»:
- отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения.
Согласно

ФГТ

данная

система

оценки

качества

исполнения,

являющаяся основной, может быть дополнена системой «+» и «-», что даст
возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается
следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на академическом концерте или экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании полугодий учебного года.
IV.

Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе по
специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания,
совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением,
рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы
обучающегося.
Теоретический материал
полученные

на

самостоятельно

не

должен стать самоцелью.

Знания,

уроке, должны стать основой для применения их
на

практике.

Репертуар

подбирается

преподавателем

индивидуально и фиксируется в индивидуальном плане ученика. В работе
над

репертуаром

преподаватель

добивается

различной

степени

завершенности исполнения: одни произведения звучат на концертах, другие
– для показа в классе, третьи – с целью ознакомления.
Необходимым условием для успешного обучения на фортепиано
является правильная постановка игрового аппарата.
В индивидуальном плане ученика фиксируются все произведения,
выученные в классе и дома, исполненные на экзаменах, концертах,
технических зачетах. Ставится оценка, подпись педагога и членов комиссии.
В конце каждого года пишется краткая характеристика, где отмечается
техническое и эмоциональное развитие ученика.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие
компоненты:


создание комфортной, доброжелательной обстановки на уроках;



пробуждение

творческого

воображения

и

стремление

к

практическому применению знаний;


индивидуальные

занятия

по

классу

фортепиано

возможность ярче раскрыть способности и возможности ученика;

дают



индивидуальный

подбор

программы

(по

техническим

и

эмоциональным возможностям ученика);


постоянный контакт с родителями.

Уроки проводятся в классе, оборудованном для занятий. В классе
должен быть инструмент, учебники и методические пособия.
Рекомендуемые учебные издания – сборники гамм, упражнений,
этюдов.

Художественный

материал

по

программе.

Использование

методической и учебной литературы, музыкальных словарей.
V.

Списки рекомендуемой методической литературы

1.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.

2.

Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы

педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.М., 1935.
3.

Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.,

4.

Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М., 1973.

5.

Бирман Л. О художественной технике пианиста.- М., 1973.

6.

Браудо И. Артикуляция. – Л., 1961.

7.

Голубовская Н. Искусство педализации. – Л., 1974.

8.

Гофман И.

1974.

Фортепианная

игра.

Ответы

на

вопросы

о

фортепианной игре. – М., 1961.
9.

Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. – М., 1969.

10.

Корто А. О фортепианном искусстве. – М., 1965.

11.

Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в

классе специального фортепиано. – М., 1965.
12.

Кременштейн Б. Педагогика Г. Г. Нейгауза. – М., 1984.

13.

Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М.,

14.

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М., 2002.

1982.

15.

Мндоянц А. Очерки о фор епиианном исполнительстве и

педагогике. – М., 2005.
16.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982.

17.

Носина В. Символика музыки И. С. Баха. – М., 2006.

18.

Петрушин В. Музыкальная психология. – М., 1997.

19.

Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом.

– М., 1997.
20.

Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. – М.,

21.

Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих

2989.
способностей учащихся в классе фортепиано. – М., 1970.
22.

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., 1974.

23.

Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. –

Л., 1985.

Приложение
Примерный репертуарный список
1 класс
Этюды
Гедике А.
Соч. 32. 40 мелодических этюдов для начинающих: №№2, 3, 7
Соч.36. 60 легких фортепианных пьес для начинающих
Гнесина Е.
Маленькие этюды для начинающих: №№1-3, 9-13, 15, 19
Подготовительные упражнения

по различным видам фортепианной

техники (по выбору)
Фортепианная азбука (по выбору)
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера,
ч.1: №№1-6
Шитте А.
Соч.108. 25 маленьких этюдов: №№1-15
Соч.160. 25 легких этюдов: №№1-15
Школа игры на фортепиано. Под ред. А. Николаева (по выбору)
Юный пианист .Вып.1. Сост. и ред. Л.Ройзмана и В. Натансона: №№1-12
Пьесы
Александров А.
Шесть маленьких пьес для фортепиано: Дождик накрапывает, Когда
я был маленьким.
Беркович И.
25 легких пьес: Украинская мелодия, Осень в лесу, Вальс, Сказка.
Гедике А.
Соч.36. 60 легких фортепианных пьес.Тетр.1: Заинька, Колыбельная,
Сарабанда, Танец.
Гречанинов А.

Соч. 98. Детский альбом: Маленькая сказка, Скучный рассказ,
Мазурка.
Жилинский А.
Фортепианные пьесы для детей: Игра в мышки,

Вальс.

Кабалевский Д.
Соч.27. Избранные пьесы для детей: Ночью на реке, Вроде вальса.
Львов-Компанеец Д.
Детский альбом: Веселая песенка, Игра, Раздумье.
Майкапар С.
Соч.28. Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка
Соч.33. Миниатюры: Раздумье
Моцарт Л.
12 пьес из нотной тетради В. Моцарта: Ария, Менуэт Ре мажор
Слонов Ю.
Пьесы для детей: Шутливая песенка, Рассказ, Разговор с куклой,
Сказочка, Кукушка, Колыбельная
Хренников Т.
Альбом пьес: Осенью, Колыбельная.
Современная

фортепианная

музыка для

детей. I кл. ДМШ / Сост.

Н. Копчевского:
Барток Б. Дорийский лад
Бертрам К. Мечты
Косма Ж. Наигрыш гобоя
Сарауэр А. Утро
Стоянов А. В цирке, Пьеска на черных клавишах
Полифонические произведения
Беркович И.
25 легких пьес для фортепиано: Канон
Гедике А.

Соч .36. 60 легких фортепианных пьес для начинающих.
Гуммель И.
Пьесы: Фа мажор, До мажор, ре минор
Моцарт Л.
Менуэт, Бурре
Школа игры на фортепиано. Под. ред. А.Николаева – по выбору
Бах И.С.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт ре минор
Глинка М.
Полифоническая пьеса ре минор
Произведения крупной формы
Рейнеке К.
Соч.136. Аллегро модерато
Соч.12.Андантино из сонатины Соль мажор
Штейбельт Д.
Сонатина До мажор, ч.1
Соч.127. Сонатина Соль мажор, ч.2
Школа игры на фортепиано. Под. ред. А.Николаева – по выбору
2 класс.
Этюды
Беренс Г.
Соч.70. 50 маленьких фортепианных пьес без октав: №№31, 33, 43,
44, 47, 48, 50
Гедике А.
Соч.6. 20 маленьких пьес для начинающих: №5
Соч.32. 40 мелодических этюдов для начинающих: №№ 11, 12, 15, 18.
Соч.46.50 легких пьес для фортепиано.Тетр.2: №27
Соч.47. 30 легких этюдов: №№ 2, 7, 15

Соч.59. Этюд №14
Гнесина Е.
Этюды на скачки: №№1 - 4
Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной
техники (по выбору)
Лекуппэ Ф.
Соч.17. Азбука. 25 легких этюдов: №№3, 6, 7,9, 18, 21, 23
Лемуан А.
Соч.17. Этюды: №№1, 2,6, 7, 10, 17, 27
Лешгорн А.
Соч.65. Избранные этюды для начинающих: №№1, 5-7, 9, 27, 29
Черни К.
Избранные фортепианные этюды. Под. Ред. Г. Гермера Ч.1.
Шитте А.
Соч.108. 25 маленьких этюдов: №№16, 21-23
Соч.160. 25 легких этюдов: №№ 23, 24
Пьесы
Гнесина Е.
Пьески-картинки: №10 Сказочка
Гречанинов А.
Соч.98.Детский альбом (пьесы по выбору)
Соч.123. Бусинки (по выбору)
Кабалевский Д.
Соч.27. Избранные пьесы: Старинный танец, Печальная история
Майкапар С.
Соч.28.Бирюльки: Маленький
видение
Салютринская Т.
Кукушка

командир, Мотылек, Мимолетное

Слонов Ю.
Пьесы для детей: Скерцино, Светланина полька, Утренняя прогулка
Чайковский П.
Соч.39. Детский альбом: Болезнь куклы, Старинная французская песня
Шуман Р.
Соч.68. Альбом для юношества: Мелодия, Марш, Первая утрата
Школа игры

на

фортепиано. Для второго

года обучения. Сост.

Н. Кувшинников и М. Соколов – по выбору
Полифонические произведения
Бах И.С.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт Соль мажор,
Менуэт ре минор, Волынка Ре мажор, Полонез соль минор
Гендель Г.
Две сарабанды: Фа мажор, ре минор
Свиридов Г.
Альбом пьес для детей: Колыбельная песенка
Полифонические пьесы. I –V кл. ДМШ / Сост. В. Натансон – по выбору
Произведения крупной формы
Андрэ А.
Сонатина Соль мажор
Беркович И.
Школа игры на фортепиано: Сонатина Соль мажор
Бетховен Л.
Сонатина Соль мажор, ч.1, 2
Гедике А.
Соч.36.Сонатина До мажор
Соч.46.Тема с вариациями
Диабелли А.

Сонатина Фа мажор (Школа игры на фортепиано. Для второго года
обучения. Сост. Н. Кувшинников и Н. Соколов)
Жилинский А.
Сонатина Соль мажор
Клементи М.
Соч.36. №1 Сонатина До мажор
Некрасов Ю.
Маленькая

сонатина ми

минор

(Сборник

фортепианных

пьес,

этюдов, ансамблей, ч.2.Сост. С. Ляховицкая)
Плейель И.
Сонатина Ре мажор, ч.1.
Салютринская Т.
Сонатина Соль мажор
3 класс
Этюды
Беркович И.
Маленькие этюды: №№33-40
Гедике А.
Соч.32.40 мелодических этюдов для начинающих: №№23,29-32
Соч.47. 30 легких этюдов
Соч.58. 25 легких пьес: №№13,18.
Гнесина Е.
Маленькие этюды для начинающих. Тетр.4 №№31,33
Лемуан А.
Соч.37.

50

характерных

прогрессивных

этюдов:

11,12,15,16,20-23,35,39
Лешгорн А.
Соч.65. Избранные этюды для начинающих (по выбору)

№№ 4,5,9,

Шитте А.
Соч.68. 25 этюдов: №№2,3,6,9
Пьесы
Беркович И.
12 пьес для фортепиано на тему народной мелодии: Токкатина
Бетховен Л.
Пять шотландских народных песен (по выбору)
Гайдан И.
Две пьесы: Фа мажор, ми-бемоль мажор
Двенадцать легких пьес: Ми-бемоль мажор
Глинка М.
Полька, Чувство, Простодушие
Глиэр Р.
Соч.43. Маленький марш
Гнесина Е.
Пьесы-картины: С прыгалкой, Проглянуло солнышко, Верхом на
палочке
Гречанинов А.
Соч.109.День ребенка: Сломанная игрушка
Соч.118.Восточный напев
Соч.123.Бусинки: Грустная песенка
Кабалевский Д.
Соч.27. Токкатина
Соч.39.Клоуны
Косенко В.
Соч.15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино
Майкапар С.
Соч.23. Миниатюры: Тарантелла
Соч.28. Бирюльки: Тревожная минута, Эхо в горах, Весною

Мак-Доуэлл Э.
Соч.51. Пьеса Ля мажор
Ребиков В.
Соч.2. Восточный танец
Сигмейстер Э.
Фортепианные пьесы для детей: Уличные игры, Солнечный день,
Мелодии на банджо, Американская народная песня
Франк Ц.
Жалоба куклы, Осенняя песенка
Чайковский П.
Соч.39. Детский альбом: Марш оловянных солдатиков, Новая кукла,
Мазурка, Итальянская песенка, Немецкая песенка
Шостакович Д.
Танцы кукол: Шарманка, Гавот, Танец
Шуман Р.
Соч.68.Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Веселый
крестьянин
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1: III-IV
кл. ДМШ / Сост. Н. Любомудровой, К. Сорокина, А. Туманян:
Гречанинов А.
Соч.119. Счастливая встреча
Николаева Т.
Музыкальная табакерка
Свиридов Г.
Перед сном
Полифонические произведения
Александров Ан.
Пять легких пьес: Кума

Бах И.С.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт №3 до минор,
Менуэт №12 Соль мажор, Марш №16, Полонез №19
Маленькие прелюдии и фуги. Терт.1: Прелюдия До мажор, Прелюдия
соль минор
Кригер И.
Сарабанда
Майкапар С.
Соч.28. Бирюльки: Прелюдия и фугетта до-диез минор
Моцарт Л.
Сборник фортепианных пьес для начинающих по нотной тетради
Леопольда Моцарта: Бурре ре минор, Сарабанда, Жига
Пахельбель И.
Гавот с вариациями
Скарлатти Д.
Ария
Полифонические пьесы. I-V кл.ДМШ / Сост.В.Натансон – по выбору
Сборник полифонических пьес, ч.1.Сост.С.Ляховицкая:
Арман А. Фугетта До мажор
Корелли А. Сарабанда ми минор
Произведения крупной формы
Андрэ А.
Соч.34. Сонатина №5 Фа мажор, ч.1.
Беркович И.
Сонатина До мажор
Бетховен Л.
Сонатина Фа мажор,ч.1
Диабелли А.
Соч.151.Сонатина №1: Рондо

Кабалевский Д.
Соч.27. Сонатина ля минор
Клементи М.
Соч.36. Сонатина До мажор, ч.2,3: Сонатина Соль мажор,ч.1,2
Кулау Ф.
Соч.55. №1. Сонатина До мажор, ч.1, 2
Любарский Н.
Вариации на тему русской народной песни «Коровушка»
Мелартин Э.
Сонатина соль минор
Плейель И.
Сонатина Ре мажор
Раков Н.
Сонатина До мажор
Сорокин К.
Тема с вариациями ля минор

4 класс
Этюды
Беренс Г.
32 избранных этюда из соч. 61 и 66; №№1-3,24
Соч.88. Этюды: №№5,7
Бертини А.
28 избранных этюдов из соч.29 и 32; №№4,5,9
Лак Т.
Соч.75.Этюды для левой руки (по выбору)
Соч.172.Этюды: №№4,5
Лемуан А.
Соч.37. Этюды: №№28-30,32,33,33,36,37,41,44,48,50

Лешгорн А.
Соч.66. Этюды №№1-4
Майкапар С.
Соч.31. Прелюдия-стаккато
Черни К.
Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера, ч. 1, 2
Школа фортепианной техники. Вып.1. Сост.Натансон, В.Дельнова (по
выбору)
Пьесы
Гайдн И.
Избранные пьесы для фортепиано: Аллегро Фа мажор, Менуэт Фа
мажор, Маленькая пьеса, Анданте
Гладковский А.
Детская сюита: Маленькая танцовщица
Глиэр Р.
Альбом фортепианных пьес: соч.31: №3. Колыбельная, Листок из
альбома; соч.34: №15. Русская песня; соч.35; №8. Арлекин; соч.43: №3.
Мазурка, №4. Утро
Гнесина Е.
Альбом детских пьес
Гречанинов А.
Соч.109. Папа и мама, Нянюшкина сказка
Соч.117. Облака плывут
Соч.158. За работой, Русская пляска
Григ Э.
Соч.12. Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов
Дварионас Б.
Маленькая сюита: Вальс ля минор
Кабалевский Д.

Соч.27.Избранные пьесы: Шуточка, Скерцо, Кавалерийская
Косенко В.
Соч.15. 24 детских пьесы: Петрушка, Мелодия, Дождик, Мазурка,
Сказка, Балетная сцена
Прокофьев С.
Соч.65. Детская музыка: Сказочка, Прогулка, Шествие кузнечиков
Раков Н.
24 пьесы в разных тональностях: Снежинки, Грустная мелодия.
Из юных дней: Увлекательная игра, Полька До мажор
Рамо Ж.
Менуэт в форме рондо До мажор
Тактакишвили О.
Колыбельная, Мелодия
Чайковский П.
Соч.39. Детский альбом: Шарманщик поет, Камаринская,
Песня жаворонка, Полька, Вальс
Шостакович Д.
Танцы кукол: Лирический вальс
Детская тетрадь: Заводная кукла
Шуман Р.
Соч.68. Альбом

для

юношества: Деревенская

песня, Народная

песенка, Смелый наездник, Песенка жнецов, Маленький романс
Витлин В.
Страшилище
Полифонические произведения
Бах И.С.
Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1, 2
Гендель Г.

12 легких пьес: Сарабанда с вариациями, Куранта
Глинка М.
Четыре двухголосные фуги: Фуга ля минор
Мясковский Н.
Соч.43. Элегическое настроение, Охотничья перекличка
Люлли Ж.
Гавот соль минор
Произведения крупной формы
Бетховен Л.
Сонатина Фа мажор, ч.2
Вебер К.
Сонатина До мажор, ч.1
Гуммель И.
Сонатина До мажор, ч.1; Вариации на тирольскую тему
Диабелли А.
Соч.151.Сонатина Соль мажор
Дюссек И.
Сонатина Соль мажор
Клементи М.
Соч.36. Сонатины: №3 До мажор, №4 Фа мажор,№5 Соль мажор
Кулау Ф.
Соч.55,№1. Сонатина До мажор
Рожавская Ю.
Сонатина
Чимароза Д.
Сонаты: соль минор, Ми-бемоль мажор
Шуман Р.
Соч.118.Детская соната, ч.1
Бах Ф.Э.

Соната Соль мажор
5 класс
Этюды
Беренс Г.
32 избранных этюда из соч.61 и 88 (по выбору)
Бертини А.
28 избранных этюдов из соч.29 и 42 (по выбору)
Геллер С.
25 мелодических этюдов: №№6,7,8,11,14-16,18
Кабалевский Д.
Соч.27.Избранные пьесы: Этюды Ля мажор, Фа мажор,
ля минор
Лак Т.
20 избранных этюдов из соч.75 и 95 (по выбору)
Лешгорн А.
Соч.66. Этюды: №№6,7,12,18,19,20
Соч.136. Школа беглости. Тетр. 1 и 2 (по выбору)
Черни К.
Избранные фортепианные этюды, ч.2. Под ред. Г. Гермера: №№9-12,
15-21, 24-32
Соч.299. Школа беглости: №№1-4, 6, 7-11
Соч.337.40 ежедневных упражнений (по выбору)
Шитте Л.
Соч.68. 25 этюдов: №№18, 19
Избранные этюды иностранных композиторов для фортепиано.
Вып.5 (по выбору)
Этюды IV-VII кл. ДМШ. Сост. В. Натансон (по выбору)
Пьесы

Амиров
12 миниатюр для фортепиано. На охоте. Марш
Бах Ф.Э.
Сольфеджио
Бетховен Л.
Семь народных танцев (по выбору)
Бизе Ж.
Колыбельная
Гесслер И.
Токката До мажор, Скерцо Си-бемоль мажор, Рондо До мажор
Глинка М.
Прощальный вальс Соль мажор, Мазурка до минор
Глиэр Р.
Соч.26. Шесть пьес (по выбору)
Грибоедов А.
Вальсы: Ми мажор, Ля-бемоль мажор
Григ Э.
Соч.12. «Лирические пьесы»: Ариетта, Народный напев,
Листок из альбома
Соч.38. Лирические пьесы: Народная песня, Странник
Дебюсси К.
Маленький негритенок
Кабалевский Д.
Соч.27. Избранные пьесы: Новелла, Драматический фрагмент
Соч.61. Токката, Песня
Калинников В.
Грустная песенка соль минор, Русское интермеццо
Майкапар С.

Соч.8. Маленькие новеллетты: Романс, Итальянская серенада,
Токкатина
Мендельсон Ф.
Соч.72. Шесть детских пьес: Ми- бемоль мажор, Ре мажор
Моцарт В.
Шесть вальсов (по выбору)
Пахульский Г.
Соч.8. Прелюдия до минор
Прокофьев С.
Соч.65. Детская музыка: Утро, Вечер, Вальс
Раков Н.
Акварели (24 пьесы в разных тональностях): Белая лилия, Ласточка,
Светлячки, Скерцино
Из юных дней: Бабочка, Веселая забава, Рожь колосистая
Свиридов Г.
Альбом пьес для детей: Зима, Дождик, Маленькая токката
Сигмейстер Э.
Фортепианные пьесы для детей: Охота, Шотландский народный
танец
Чайковский П.
Соч.39.Детский альбом: Утреннее

размышление, Нянина

сказка,

Сладкая греза, Баба-яга, Игра в лошадки
Шостакович Д.
Сюита «Танцы кукол»: Полька, Вальс-шутка, Романс
Шуман Р.
Соч.68. Альбом для юношества: Северная песня, Песня матросов
Хрестоматия педагогического репертуара для ф-но. Пьесы зарубежных
композиторов. V класс ДМШ. СосТ. В.ДельновА – по выбору
Шуберт Ф.
Вальс си минор. Утренняя серенада

Полифонические произведения
Бах И.С.
Двухголосные инвенции: До мажор, Си-бемоль мажор, ми минор,
ля минор
Французские сюиты: №2 до минор - Сарабанда, Ария, Менуэт
Маленькие прелюдии и фуги. Тетр .I: До мажор, Фа мажор;
Тетр. 2: Ре мажор
Гендель Г.
12 легких пьес: Сарабанда, Жига, Прелюдия, Аллеманда
Избранные произведения для фортепиано. Сост. и ред.
Кабалевский Д.
Прелюдии и фуги (по выбору)
Майкапар С.
Соч.8. Фугетта соль-диез минор
Соч.37. Прелюдия и фугетта ля минор
Мясковский Н.
Соч.43. В старинном стиле (фуга)
Фрид Г.
Инвенции: До мажор, фа минор, ля минор
Купревич В.
Фуга ми минор
Лядов А.
Соч.34. Канон
Произведения крупной формы
Бортянский Д.
Соната До мажор: Рондо
Вебер К.
Соч.3. Анданте с вариациями

Гендель Г.
Соната До мажор (Фантазия)
Дюссек И.
Соч.20. Сонатина Ми-бемоль мажор
Кабалевский Д.
Соч.40, №1. Вариации Ре мажор
Соч.51.Легкие вариации на тему словацкой народной песни: №3
Клементи М.
Соч.36. Сонатина Ре мажор, ч.1
Соч.37.Сонатины: Ми-бемоль Мажор, Ре мажорСоч.38. Сонатины:
Соль мажор, ч.1, Си-бемоль мажор
Моцарт В.
Сонатины: Ля мажор, До мажор
Рейнеке К.
Соч.47.Сонатина №2, ч.1
Роули А.
Маленький концерт Соль мажор
Скултэ А.
Сонатина До мажор
Шуман Р.
Соч.118. Сонатина Соль мажор для юношества, ч. 3,4
Чимароза Д.
Сонатины: ля минор, Си-бемоль мажор
6 класс.
Этюды
Беренс Г.
32 избранных этюда из соч.61 и 68: №№13-15, 26-29
Бертини А.
28 избранных этюдов из соч.29 и 32: №№ 15-18,20,22-25

Лак Т.
20 избранных этюдов из соч.75 и 95 (по выбору)
Лешгорн А.
Соч.66. Этюды: №31,15,17-19,23,25,28
Соч.136. Школа беглости (по выбору)
Мошковский М.
Соч.18. Этюды: №№3,8,10,11
Черни К.
Соч.299. Школа беглости (по выбору)
Соч.337. 40 ежедневных упражнений (по выбору)
Шитте Л.
Соч.68. 25 этюдов: №321,23,25
Щедрин Р.
Этюд ля минор
Пьесы
Алябьев А.
Мазурка Ми-бемоль мажор
Амиров Ф.
12 миниатюр для фортепиано: Токката
Бетховен Л.
Соч.33. Багатели: №3 Фа мажор, №6 Ре мажор
Гедике А.
Альбом фортепианных пьес (по выбору)
Глинка М.
Мазурки: до минор, ля минор
Глиэр Р.
Соч.1. №1 Мазурка
Соч.16, №1. Прелюдия
Соч.31, №4. Грезы, №5. Народная песня, №6. Вальс

Соч.34, №1. Маленькая поэма, №21. В мечтах
Григ Э.
Соч.17: №5. Танец из Йольстера, №6. Песня невесты,
Лядов А.
Соч.26. Маленький вальс
Мендельсон Ф.
Соч.72. Шесть детских пьес для фортепиано: №№1-5
Песни без слов: №4 Ля мажор, №6 соль минор, №9 Ми мажор,
№48 До мажор
Мусоргский М.
Слеза
Прокофьев С.
Соч.65.Детская музыка: Тарантелла, Игра в пятнашки
Фортепианные пьесы для юношества; Скерцо, Менуэт, Вальс
Раков Н.
Новеллетты, Акварели
Свиридов Г.
Альбом пьес для детей: Марш на тему Глинки,
Музыкальный момент, Грустная песенка
Хачатурян А.
Детский альбом: Музыкальная картина, Подражание народному
Чайковский П.
Соч.37. Времена года: Песня жаворонка, Подснежник
Соч.40: №2. Грустная песня, №6. Песня без слов
Соч.54: №10. Колыбельная песня в бурю, №16.
Шуман Р.
Соч.68. Альбом для юношества: Незнакомец, Зима, Воспоминание,
Отзвуки театра
Полифонические произведения

Бах И.С.
Маленькие прелюдии и фуги: Трехголосная фуга №4 До мажор,
Трехголосная фуга №5 До мажор
Двухголосные и трехголосные инвенции (по выбору)
Французские сюиты: №3 си минор - Аллеманда, Сарабанда, Менуэт;
№5 Ми-бемоль мажор - Сарабанда, Ария, Менуэт
Избранные произведения. Вып.1.Сост и ред. Л. Ройзмана:
Прелюдия ми минор, Гавот в форме рондо соль минор,
Ларго ре минор (А. Вивальди), Анданте соль минор,
Скерцо ре минор, Сицилиана
Гендель Г.
Сюита Соль мажор (польское издание)
Кабалевский Д.
Прелюдии и фуги (по выбору)
Лядов А.
Соч.34. №2. Канон до минор
Пахульский Г.
Канон ля минор
Произведения крупной формы
Беркович И.
Вариации на тему Паганини
Бетховен Л.
Соч.49. Соната соль минор, ч.1
Легкая соната №2 фа минор, ч.1
Сонатина Ми-бемоль мажор, ч.1
Бортнянский Д.
Соната До мажор
Гайдн И.
Сонаты: №2 ми минор,ч.2,3; №5 До мажор; №7 Ре мажор,ч.2,3

Ми мажор, ч.3; №30 Си-бемоль мажор, ч 1,2
Гесслер И.
Соната ля минор
Гречанинов
Соч.110. Сонатина Фа мажор
Кабалевский Д.
Соч.13. Сонатина До мажор
Соч.40. Легкие вариации: №1 Ре мажор, №2 ля минор
Клементи М.
Соч. 26. Соната Ре мажор
Мегюль Э.
Соч.1. Соната Ля мажор, ч.1
Моцарт В.
Сонаты: №2 Фа мажор, ч.2,3; №4 Ми-бемоль мажор, ч.2,3
Рондо Ре мажор
Анданте с вариациями Фа мажор
Раков Н.
Сонатина №3 («Юношеская»)
Чимароза Д.
7, 8, 9 классы
Этюды
Беренс Г.
Соч.61.Этюды.Тетр. 1-4 (по выбору)
Бертини А.
28 избранных этюдов из соч. 29 и 32 (по выбору)
Кобылянский А.
Семь октавных этюдов: №№1, 2, 4, 7
Крамер И.

Соч.60.Этюды (по выбору)
Лешгорн А.
Соч.66. Этюды: №№27, 29, 32
Соч.136 .Школа беглости (по выбору)
Мошелес М.
Соч.70. Избранные этюды: №№2, 3, 6, 10, 12
Черни К.
Соч.299. Школа беглости (по выбору)
Соч.718. 24 этюда для левой руки ( по выбору)
Пьесы
Аренский А.
Соч.36: 10. Незабудка, №24. В поле
Соч.42, №2. Романс Ля-бемоль мажор
Соч.53, №3. Романс Фа мажор
Соч.63,№1. Прелюдия
Бабаджанян А.
Прелюдия
Бетховен Л.
Соч.33. Багатели: Ми-бемоль мажор, Ля мажор
Экоссезы
Бородин А.
Маленькая сюита: Ноктюрн, В монастыре, Грезы, Интремеццо
Гаврилин Н.
«Ехал Тит по дрова», Полька, Вальс, Прелюдия, Токката
Гайдн И.
Адажио
Глазунов А.
Соч.3. Вальс

Соч.42. Пастораль №1
Соч.49. Гавот №3
Глинка М.
Мелодический вальс, Тарантелла, Андалузский танец,
Ноктюрн («Разлука»), Детская полька
Глинка М.- Балакирев М. Жаворонок
Глиэр Р.
Соч.16. Прелюдия до минор №1
Соч.19. Мелодия №1
Гречанинов А.
Соч.37: №1. Экспромт, №2. Прелюдия си минор
Григ Э.
Соч.3. Поэтические картинки (по выбору)
Соч.6. Юморески: соль минор, до минор
Соч.19. Из карнавала
Соч.38. Лирические пьесы: Мелодия, Элегия, Колыбельная
Соч.41. Колыбельная
Соч.43. Бабочка, Птичка, Весной
Соч.52. Горе матери, Первая встреча, Сердце поэта
Соч.54. Скерцо, Ноктюрн
Соч.57. Гаде, Тоска по родине
Соч.62. Ручеек
Соч.65.Свадебный день в Трольдхаугене, Баллада до минор
Соч.68. К твоим ногам
Соч.71. Кобольд
Кабалевский Д.
Соч.38. Прелюдии: №1 До мажор, №2 до минор, №6 Ре мажор,
№8 фа-диез минор
Калинников В.
Ноктюрн фа-диез минор, Элегия

Караев К.
Две прелюдии
Кюи Ц.
Соч.8. Три пьесы: Ноктюрн
Соч.20..Кантабиле №5
Лист Ф.
Утешение Ре-бемоль мажор, Вальс-каприс, Экспромт Фа-диез мажор
Лядов А.
Соч.10. Прелюдия Ре-бемоль мажор
Соч.11. Прелюдия си минор
Соч.15. №1. Мазурка Ля мажор
Соч.17.№2. Пастораль
Соч.52. №2. Балетная пьеса
Мак-Доуэлл Э.
На месте старого свидания
Мендельсон Ф.
Песня без слов: №1 Ми мажор, №2 ля минор, №7 Ми-бемоль мажор,
№12 фа-диез минор, №16 Ля мажор, №20 Ми-бемоль мажор,
№22 Фа мажор, №29 Ля мажор, №35 си минор, №37 Фа мажор
Мусоргский М.
Избранные пьесы: В деревне
Детское скерцо
Мясковский Н.
Соч.25. Причуды (по выбору)
Соч.31.Пожелтевшие страницы: №№1, 3
Пахульский Г.
Соч.7. Гармонии вечера
Соч.12. Фантастические сказки: №№1, 7, 8
Прокофьев С.

Соч.12. №7. Прелюдия До мажор
Соч.22. Мимолетности: №№1, 2, 4, 10, 11, 12, 17
Соч.31.Сказки старой бабушки: №2 фа-диез минор, №3 ми минор
Соч.32. №3. Гавот фа-диез минор
Соч.75. «Ромео и Джульетта» (10 пьес): Сцена, Патер, Лоренцо,
Танец девушек с лилиями
Соч.102. Вальс из балета «Золушка»
Рахманинов С.
Соч.3: №1.Элегия, №3. Мелодия
Сибелиус Я.
Соч.76. Арабеска
Скрябин А.
Соч.2: №2. Прелюдия Си мажор, №3. Экспромт в виде мазурки
Соч.№3, №6. Мазурка до-диез минор
Соч.11.Прелюдии: Ре мажор, Ми мажор, ми минор, си минор,
до-диез минор
Фильд Дж.
Ноктюрны: №2 Си-бемоль мажор, №3 ре минор
Чайковский П.
Соч.19, №4. Ноктюрн Фа мажор
Соч.37. Времена года: Белые ночи, Баркарола, Песня косаря,
Вальс, Жатва, Осенняя песня
Соч.40.Вальс, Русская пляска
Соч.7.Вальс - скерцо Ля мажор
Шопен Ф.
Листки из альбома: Автограф, Ларго, Контрданс, Экоссезы,
Ноктюрн до-диез минор
Шостакович Д.
Соч.34. Прелюдии: №№10, 14, 16, 17, 19, 24
Шуман Р.

Соч.99. Пестрые страницы. Три пьесы
Соч.124. Листки из альбома : Фантастический танец ми минор,
Эльф фа минор, Романс Си-бемоль мажор, Фантастический отрывок
до-диез минор
Эйгес К.
Соч.44.Две пьесы: Бабочка
Полифонические произведения
Бах И.С.
Французские сюиты: Ми мажор, Соль мажор
Английские сюиты: №2 ля минор – Прелюдия, Бурре
№3 соль минор – Гавот, Аллеманда
Маленькие прелюдии и фуги: Прелюдия с фугеттой №7 ми минор,
Прелюдия и фуга №8 ля минор
Трехголосные и двухголосные инвенции (по выбору)
Бах И.С.- Кабалевский Д.
Органные прелюдии и фуги (по выбору)
Гендель Г.
Фугетта Ре мажор, Чакона Фа мажор, Сюита Соль мажор
Глинка М.
Фуга ля минор
Кабалевский Д.
Соч.61. Прелюдии и фуги (по выбору)
Лядов А.
Соч.34, №2. Канон до минор
Мясковский Н.
Соч.78. Фуга №4 си минор
Произведения крупной формы
Бах Ф.Э.

Сонаты: до минор, фа минор, ля минор
Бетховен Л.
Соч.2 №1.Соната №1 фа минор
Соч.10: №1. Соната №5 до минор,ч.1; №2 Соната №6
Соч.13 Соната №8 до минор ч.3
Соч.14 №1 Соната №9 Ми мажор; №2. Соната №10 Соль мажор, ч.1
Шесть легких вариаций Соль мажор (2/4)
Бортнянский Д.
Соната Фа мажор, ч.1
Гайдн И.
Сонаты: №2 ми минор, ч.1.; №3 Ми-бемоль мажор;
№4 Соль минор, ч.1; №6 до-диез минор,ч.1.;
№7 Ре мажор, ч.1.; №9 Ре мажор, ч.1.; №13 Ми-бемоль мажор
Кабалевский Д.
Соч.13.Сонатина №2 соль минор
Соната №3 Фа мажор, ч. 2, 3
Клементи М.
Соч.1. Соната Ми-бемоль мажор
Соч.26.Соната фа-диез минор
Соч.28. Соната Ре мажор
Моцарт В.
Сонаты: №5 Соль мажор, ч.1; №7 До мажор, ч.1; №9 Ре мажор, ч.1;
№12 Фа мажор, ч.1; №13 Си-бемоль мажор,ч.1;
№16 Си-бемоль мажор, ч.1
Фантазия ре минор
Прокофьев С.
Пасторальная соната
Раков Н.
Лирическая сонатина №4 ля минор
Сибелиус Я.

Сонатина Ми мажор, ч.2, 3
Скарлатти Д.
60 сонат (по выбору)
Хачатурян А.
Сонатина До мажор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».