I. Пояснительная записка Данная примерная программа составлена на основе следующих материалов: методическое пособие Царёвой И.А. по предмету «Слушание музыки», материалы экспериментальной программы И.Л. Почтарёвой, А.А. Галаховой, И.А. Зинченко по предметам «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» для ДШИ (7-летний курс обучения), «Беседы о музыке» (программа 5-8 класса) Е.А. Финченко. В обучении и воспитании учащихся предметы «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» играют важную роль и являются составной частью предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты». Данные предметы направлены на приобретение знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, о музыкальных исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), инструментах и об основных формах и жанрах; о творческих биографиях выдающихся зарубежных и отечественных композиторов, а также об их музыкальных произведениях. Программа рассчитана на 8-летний срок обучения, рекомендуемый возраст для начала занятий 6,5 – 8 лет. Максимальная учебная нагрузка 493,5 Из них: групповых (мелкогрупповых) 279,5 самостоятельная учебная нагрузка 214 Недельная аудиторная нагрузка: 1-7 классы – 1 час в неделю, 8 класс – 1,5 часа в неделю. Форма проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая). Целью данной программы является: – формирование интереса и потребности общения с музыкой, развитие креативных качеств ребенка, воспитание культуры слушания музыки; – воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; – формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; – формирование системы знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области музыкального искусства; – формирование умения элементарного анализа музыкального произведения (знание основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала и т.п.) Задачи программы: – развивать способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения; – формировать умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств; – расширять диапазон знаний о музыке, как о виде искусства, ее основных составляющих (элементы музыкального языка), в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (вокальных, оркестровых), основных формах и жанрах (бытовых и концертных»; – накопление знаний о творческих биографиях зарубежных и отечественных композиторов и их музыкальных произведениях различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности. II. Учебно-тематический план «Слушание музыки» № № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах) Максимальн Самостояте Аудиторные ая учебная льная занятия нагрузка работа 1 класс 1 «Музыка и мы» (эмоциональнообразная природа музыки) Урок-беседа Урок-сказка Уроквоспитание Интегрированный урок Урокнастроение Урокпутешествие Урок-беседа Урок-сказка Урокисследование 2 «Музыка и окружающий мир» (выразительные и изобразительные возможности музыки) 3 «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Урокпутешествие Урок-беседа Урок-сказка 4 «Музыка дома и в концертном зале» (бытовые и концертные музыкальные жанры) Урокпутешествие Комплексный урок Урок-беседа Урок-концерт «По страницам музыкальных сказок» (знакомство с музыкальнотеатральными жанрами) Урокпутешествие Урок-беседа Урок-сказка 5 Контрольный урок Уроксостязание 12 4 8 12 4 8 6 2 4 7,5 2,5 5 9 3 6 0,5 1 1,5 Итого: 48 16 32 1,5 0,5 1 3 1 2 3 1 2 3 1 2 1,5 0,5 1 6 2 4 6 2 4 7,5 2,5 5 7,5 2,5 5 9 3 6 2 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 «Сотворение музыки» (происхождение музыкальных инструментов) Ударные народные инструменты. Духовые народные инструменты. Струнные народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Старинные инструменты. Урокпрезентация Урокпрезентация Уроквикторина Урокпрезентация Уроквикторина Урокпрезентация Уроквикторина Урокпрезентация Урокпрезентация Уроквикторина Инструменты симфонического оркестра. (Симфоническая сказка «Петя и волк») Урок-сказка Урок-концерт Уроквикторина «Музыка и литература» (музыкальные жанры – песня, романс, опера, балет) Урок-беседа Урок-сказка Урокпрезентация «Музыка и живопись» (инструментальные жанры, средства музыкальной выразительности) Урокпрезентация Урокисследование Урок-выставка Программная музыка (выразительность и изобразительность в Урокпрезентация Урок- музыке, музыкальная форма) викторина Урок-беседа Контрольный урок Уроксостязание 1,5 0,5 1 49,5 17,5 33 4,5 1,5 3 1,5 3 Итого: 3 класс Народное творчество. Календарные обрядовые песни. Урокпутешествие Урокпрезентация Урок-праздник Жанровые разновидности русской народной песни (протяжная, плясовая, игровая, колыбельная, шуточная). Урок-беседа Урок-действо Уроксостязание 3 Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Урокпрезентация Уроквикторина 3 1 2 4 Бытовые и концертные музыкальные жанры. Песни разных стран. Бытовой романс. Урокпутешествие Урок-лекция 3 1 2 5 Народные и бальные танцы. Урокпутешествие Уроквикторина 3 1 2 Марш и его разновидности. Урок-беседа 1,5 0,5 1 1,5 0,5 1 1,5 0,5 1 1 2 6 7 8 Песня, танец и марш. Рождение музыки. (Композитор, исполнитель, 4,5 Уроквикторина Урок-беседа слушатель) 9 Концертные жанры. Вокальные. (Романс, кантата) Урок-лекция Урокисследование 3 1 2 10 Инструментальные жанры. (Произведения для одного инструмента) Урокпрезентация Урок-лекция 3 1 2 Инструментальные жанры. (Произведения для инструментального ансамбля) Урок-беседа Урокпрезентация 3 1 2 12 Инструментальные жанры. (Произведения для оркестра) Урокпутешествие Уроквикторина 4,5 1,5 3 13 Музыкальнотеатральные жанры. Балет. Урок-беседа Урок-сказка 4,5 1,5 3 14 Музыкальнотеатральные жанры. Опера. Урокпутешествие Урокпрезентация 4,5 1,5 3 3 1 2 1,5 0,5 1 49,5 16,5 33 11 15 Музыкальная форма. Зачет Урокисследование Урок-беседа Уроквикторина Итого: «Музыкальная литература» № № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах) Максималь- Самостоя- Аудиторная учебная тельная ные нагрузка работа занятия 4 класс 1 2 3 4 5 6 7 Музыка в жизни человека Содержание музыкальных произведений Выразительные средства музыки Состав симфонического оркестра Тембры певческих голосов Понятие жанра в музыке. Основные жанры – песня, танец, марш. Песня. Куплетная форма. 8 Марш, танец. Трехчастная форма в маршах и танцах. 9 Народная песня в произведениях русских композиторов. Сборники народных песен. Музыкальные жанры: вариации, квартет, концерт, сюита. Программноизобразительная музыка 10 11 Музыка в театре. Драматический театр. 12 Музыка в театре. Балет. Урок-беседа 2 1 1 Урок-лекция, урок-беседа 4 2 2 Урок-лекция, урок-беседа, урокпрактическая работа Урокпрезентация Урок-лекция 6 3 3 2 1 1 2 1 1 Урок-лекция, урокпрезентация Урок-лекция, практическая работа Урок-лекция, урок-беседа, практическая работа, проверочная работа Урок-лекция, практическая работа, проверочная работа (тест) 4 2 2 4 2 2 6 3 3 6 3 3 Урок-лекция, музыкальная викторина Урок-лекция, урокпрезентация Урок-лекция, просмотр видеофрагментов, музыкальная 6 3 3 4 2 2 8 4 4 13 Музыка в театре. Опера. Повторение Контрольный урок викторина Урок-лекция, просмотр видеофрагментов, музыкальная викторина Урок-беседа Письменная работа (тест), музыкальная викторина 8 4 4 2 2 1 1 1 1 66 33 33 Урок-лекция 2 1 1 Урокпутешествие 2 1 1 Урок-лекция 2 1 1 Урок-лекция Урок-лекция, практическое задание Урок-лекция, практическая работа Урок-лекция 2 2 1 1 1 1 4 2 2 2 1 1 Письменная работа (тест), музыкальная викторина Урок-лекция, урок-беседа 2 1 1 4 2 2 Урок-лекция 2 1 1 Урок-лекция Урок-лекция, музыкальный анализ Урокпутешествие 4 4 2 2 2 2 2 1 1 Урок-лекция 4 2 2 Итого 5 класс 1 2 3 4 5 История развития музыки от Древней Греции до эпохи барокко Музыкальная культура эпохи барокко. Итальянская школа. И. С. Бах. Жизненный и творческий путь. Органные сочинения Клавирная музыка. Инвенции. ХТК. 6 Сюиты И.С. Баха. 7 Современники И. С. Баха. Г. Ф. Гендель. Проверочная работа по теме: «Музыкальное искусство барокко. Творчество И. С. Баха» Классицизм, возникновение и обновление инструментальных жанров и форм. Опера. Й. Гайдн. Жизненный и творческий путь. Симфония №103 Й. Гайдн. Клавирное творчество. 8 9 10 11 12 13 14 В. А. Моцарт. Жизненный и творческий путь. Симфония № 40, соль- 15 16 18 19 минор. Развитие оперного жанра в творчестве В. Моцарта. Опера «Свадьба Фигаро» Соната Ля-мажор и другие клавирные сочинения. Проверочная работа по творчеству Й. Гайдна и В. А. Моцарта. Л. ван Бетховен. Жизненный и творческий путь. Фортепианные сонаты. Патетическая соната 20 Увертюра «Эгмонт» 21 Симфоническое творчество. Симфония №5. Классический сонатносимфонический цикл (повторение) Контрольный урок 22 Урок-лекция, урокнастроение Урок-лекция, урокпрактикум Письменная работа (тест), музыкальная викторина Урок-лекция 6 3 3 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Урок-лекция, урокнастроение Урокпутешествие Урок-лекция, практическая работа Урок-беседа 4 2 2 2 1 1 6 3 3 2 1 1 Письменная работа, музыкальная викторина 2 1 1 66 33 33 2 2 1 1 1 1 4 2 2 2 1 1 2 4 2 1 2 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 ИТОГО: 6 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Романтизм в музыке Урок-лекция Ф. Шуберт. Жизненный и Урок-лекция творческий путь. Песни Урок-лекция, беседа Фортепианные Урок-лекция сочинения Неоконченная симфония. Урок-лекция Вокальные циклы. Викторина Ф. Шопен. Жизненный и Урок-лекция творческий путь. Фортепианное Уроктворчество. Мазурки и настроение полонезы. Прелюдии, этюды. Урок-лекция Вальсы, ноктюрны. Урок-беседа, практическое задание Композиторы-романтики Урок-лекция 12 13 14 15 16 17 первой половины XIX века. Европейская музыка второй половины XIX века. Обзор музыкальных направлений и жанров. Проверочная работа по теме «Музыкальная культура эпохи романтизма» Русская музыкальная культура. Церковная музыка, нотация, жанры и формы древнерусской музыки (общий обзор). Творчество Д. С. Бортнянского и М. С. Березовского (ознакомление) Музыкальная культура России начала ХIХ века. Жанр романса, как символ русского музыкального романтизма. Творчество А. Алябьева, А. Гурилева, А. Варламова. М. И. Глинка. Жизненный и творческий путь. Опера «Иван Сусанин» 18 19 Романсы и песни. Симфонические сочинения 20 21 А. С. Даргомыжский. Жизненный и творческий путь. Романсы 22 Опера «Русалка». Повторение пройденного материала по теме «Русская музыкальная культура 1-й половинs XIX века» Контрольный урок Урок-лекция 2 1 1 Письменная работа (тест), музыкальная викторина Урок-лекция 2 1 1 2 1 1 Урок-лекция 2 1 1 Урок-лекция, урокпрезентация 4 2 2 Урок-лекция 2 1 1 Урок-лекция, урокпутешествие Урок-лекция Урок-лекция, музыкальная викторина Урок-лекция 6 3 3 2 4 1 2 1 2 2 1 1 Практическая работа Урок-беседа, практическая работа Урок-беседа 2 1 1 6 3 3 2 1 1 Письменная 2 1 1 работа (тест), музыкальная викторина ИТОГО: 66 33 33 Урок-лекция, презентация 2 1 1 Урок-лекция 2 1 1 Урок-лекция, урокпутешествие, просмотр видеофрагментов Урок-лекция, музыкальная викторина Урок-лекция 6 3 3 4 2 2 4 2 2 6 3 3 4 2 2 4 2 2 4 2 2 8 4 4 4 2 2 4 2 2 7 класс 3 Русская культура 60-х годов XIX века. Деятельность и творчество М. Балакирева. А. П. Бородин. Жизненный и творческий путь. Вокальная лирика. Опера «Князь Игорь» 4 «Богатырская симфония» 5 М.П. Мусоргский. Жизненный и творческий путь. Песни. Новаторство композитора в области песенного творчества. Опера «Борис Годунов» Урок-лекция, урокпутешествие Цикл пьес «Картинки с Уроквыставки» настроение, музыкальная викторина Н. А. Римский-Корсаков. Урок-лекция, Жизненный и творческий урок-беседа путь. Романсы. Симфоническая сюита Урок-лекция, «Шахерезада» практическая работа Опера «Снегурочка» Урок-лекция, просмотр видеофрагментов уроквикторина П. И. Чайковский. Урок-лекция, Жизненный и творческий урок-беседа путь. Вокальная лирика. Симфония №1 Урок-лекция «Зимние грезы» 1 2 6 7 8 9 10 11 12 13 Опера «Евгений Онегин» 14 Балеты-сказки. Популярные музыкальные номера. Повторение пройденного материала по теме «Русская музыка XIX века» Контрольный урок Урок-лекция, просмотр видеофрагментов, творческая работа Урок-беседа, урокпредставление. Урок-беседа 6 3 3 3 2 2 2 1 1 Письменная работа (тест), музыкальная викторина 1 1 1 66 33 33 Урок-лекция 2,5 1 1,5 Урок-лекция Урок-лекция 2,5 2,5 1 1 1,5 1,5 Урок-лекция 2,5 1 1,5 Урок-лекция, практическое задание Урок-лекция 5 2 3 2,5 1 1,5 Урок-лекция, творческая работа Урок-лекция 2,5 1 1,5 2,5 1 1,5 Урок-лекция, просмотр видеофрагментов Письменная работа (тест), музыкальная викторина Урок-лекция 2,5 1 1,5 2,5 1 1,5 2,5 1 1,5 ИТОГО: 8 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Русская культура конца XIX – начала XX века Творчество С. И. Танеева Творчество А. К. Лядова и А. К. Глазунова С. В. Рахманинов. Жизненный и творческий путь. Романсы. Концерт для фортепиано с оркестром №2 доминор. Прелюдии. А. Н. Скрябин. Идея синтеза искусств в творчестве. Фортепианные сочинения. А. Н. Скрябин. Симфоническое творчество. И. Ф. Стравинский. Творческий путь. «Русские сезоны». Балет «Петрушка». Балеты «Жар птица», «Весна священная». Проверочная работа «Музыкальная культура конца XIX – начала XX века» Отечественная 11 музыкальная культура 20-х годов XX века. С. С. Прокофьев. Жизненный и творческий путь. Кантата «Александр Невский». 12 13 Симфония №7 Балеты «Золушка» 14 «Ромео и Джульетта» 15 16 17 18 20 21 22 Проверочная работа по творчеству С. С. Прокофьева. Д. Д. Шостакович. Жизненный и творческий путь. Седьмая симфония «Ленинградская». Квинтет соль-минор Вокально-хоровые сочинения. Оратория «Песнь о лесах», вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» Проверочная работа по творчеству Д.Д. Шостаковича. А. И. Хачатурян. Творческий путь. Г. В. Свиридов. Творческий путь. 60-е годы XX века. Творчество Р. Щедрина, А. Г. Шнитке, В. Гаврилина. Повторение пройденного материала. Подготовка к экзамену. ИТОГО: Урокпутешествие, практическая работа Урок-лекция Урок-лекция, просмотр видеофрагментов Урок-лекция, просмотр видеофрагментов Опрос, музыкальная викторина Урок-лекция 5 2 3 2,5 2,5 1 1 1,5 1,5 5 2 3 2,5 1 1,5 2,5 1 1,5 5 2 3 2,5 2,5 1 1 1,5 1,5 Опрос, викторина. 2,5 1 1,5 Урок-лекция 2,5 1 1,5 Урок-лекция 2,5 1 1,5 Урок-лекция 2,5 1 1,5 Урок-беседа, презентация, практическая работа 12,5 5 7,5 82,5 33 49,5 Урокпутешествие Урок-лекция Урок-лекция III. Содержание учебного предмета В результате формирования основ музыкальной культуры у ребенка развиваются способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Данная программа ставит своей целью приобщить обучающихся к музыкальной культуре через пробуждение интереса, формирование эстетического вкуса и практических музыкальных умений. Важной составной частью содержания данной программы являются знания о музыке из области ее теории, истории и музыкальной практики. В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического искусства различных жанров, стилей и национальных композиторских школ. Выбор произведений определяется как слушательскими возможностями учащихся того или иного возраста и уровнем их музыкальной подготовки, так и дидактической целесообразностью. Содержание учебных предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» соответствует целям и задачам данной программы и направлено на: - приобретение первоначальных знаний о музыке, ее основных элементах, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах; - формирование умения проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств; - накопление знаний в области строения классических музыкальных форм; - формирование навыков восприятия элементов музыкального языка; умения анализировать музыкальное произведение различных стилей и жанров; - накопление знаний об основных этапах жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений; - формирование умения осмысливать музыкальные произведения путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий. «Слушание музыки» 1 класс Содержание 1 года обучения охватывает следующие основные разделы: «Эмоционально-образная основа музыки», «Выразительные и изобразительные возможности музыки», «Палитра музыкальных тембров», «Знакомство с бытовыми и концертными музыкальными жанрами». Первая тема «Музыка и мы» направлена на формирование представлений об эмоционально-образной природе музыки. С помощью близких детям жизненных ситуаций, таких, как взаимоотношения в семье, мир любимых игрушек, забавные истории из личного опыта и т.п., заложенных в основу сценариев уроков, дети легче и естественнее определяют эмоционально-образное наполнение музыкальных фрагментов, использованных на уроке. Содержание темы побуждает детей к сопереживанию, эмоционально-оценочному отношению. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке расширяются, развивается «словарь эмоций». Вторая тема «Музыка и окружающий мир» позволяет ребенку представить себя музыкальным исследователем, чтобы понять с чего начинается музыка, где она рождается, с помощью каких секретов композитору удается передать музыкальными звуками шум дождя или раскаты грома, голоса птиц или неуклюжие движения танцующего слона и многое другое. Эта тема дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Контрастные сопоставления пьес с различными и одинаковыми названиями позволяют развивать образную речь детей, проявлять творчество (передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей, инсценировать пьесы, изображать их в рисунках и т.п.). На различных сопоставлениях детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи, танца), находить черты сходства и различия настроений, созвучно музыке передавать образы природы в рисунках, движениях, оркестровке. У детей развиваются эстетические чувства, образная речь. Третья тема «Путешествие в страну музыкальных инструментов» знакомит детей с основными семействами музыкальных инструментов: струнными, духовыми и ударными. Отправляясь в увлекательное плавание вместе с гусляром Садко, странствуя по Руси со скоморохами, дети узнают любимые русские народные инструменты, а симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк» раскрывает двери в удивительный мир симфонического оркестра. Четвертая и пятая темы страницам музыкальных сказок» «Музыка дома и в концертном зале» и раскрывают перед «По обучающимися богатство музыкальных жанров. Путешествуя во времени и по разным странам, дети узнают о народных песнях и танцах, танцуя на балу – о старинных бальных танцах, побывав на параде, знакомятся с маршевой музыкой разных композиторов, а в музыкальном театре – с оперой и балетом на сказочный сюжет. Для образного перевоплощения хорошо подходят предметы туалета, соответствующие обстановке (длинные юбки, веера, маски, бубны, маракасы, игрушечные музыкальные инструменты и многое другое). Тема позволяет развивать представления детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческое воображение. 2 класс Во втором классе дети подробно знакомятся с музыкальными инструментами: народные инструменты разных стран, старинные (орган, клавесин, лютня, виола и др.), основные группы инструментов симфонического оркестра. В освоении этой темы очень помогает демонстрационный и дидактический материал (презентации, видеоматериалы, аудио-викторины «Тембры музыкальных инструментов» наборы картинок с изображением музыкальных инструментов и их названий, домино «Музыкальные инструменты») Во втором полугодии темы уроков посвящены взаимосвязи музыки с другими видами искусств. В рамках темы «Музыка и литература» рассматриваются музыкальные жанры, связанные со словом (песня, романс, кантата, опера и балет). Важно подчеркнуть те выразительные особенности взаимопроникновения этих двух видов искусств. На примере песни и романса дается понятие музыкальной формы (куплетной и трехчастной). Во время знакомства с оперой и балетом дети получают первоначальное представление об их структуре и жанровых особенностях. Тема «Музыка и живопись» развивает у детей ассоциативное мышление путем нахождения общности эмоционального состояния в произведениях музыки и живописи. Дети знакомятся со средствами выразительности этих видов искусств. На примере программной музыки важно показать выразительные и изобразительные возможности музыкального искусства. 3 класс В третьем классе дети должны закрепить первоначальные знания по основным разделам: «Средства музыкальной выразительности», «Музыкальная форма», «Музыкальные жанры», «Музыкальные инструменты»; познакомиться с русским народным творчеством, календарными обрядовыми праздниками и традициями, с жанровыми разновидностями русской народной песни. Полученные знания и умения дети демонстрируют с помощью решения тестовых и творческих заданий на зачете в конце года. 4 класс Первый год обучения музыкальной литературе тесно связан с учебным предметом «Слушание музыки». Его задачи – продолжать развивать и совершенствовать навыки слушания музыки и эмоциональной отзывчивости на музыку, познакомить учащихся с основными музыкальными жанрами, музыкальными формами, сформировать у них навыки работы с нотным материалом, умение рассказывать о характере музыкального произведения и использованных в нем элементах музыкального языка. Содержание первого года изучения «Музыкальной литературы» дает возможность закрепить знания, полученные детьми на уроках «Слушания музыки», на новом образовательном уровне. Обращение к знакомым ученикам темам, связанным с содержанием музыкальных произведений, выразительными средствами музыки, основными музыкальными жанрами позволяет ввести новые важные понятия, которые успешно осваиваются при возвращении к ним на новом материале. 5, 6 классы «Музыкальная литература зарубежных стран» Второй и третий год обучения музыкальной литературе являются базовыми для формирования у учащихся знаний о музыкальных жанрах и формах. Важной задачей становится развитие исторического мышления: учащиеся должны представлять себе последовательную смену культурных эпох, причем не только в мире музыки, но и в других видах искусства. Главная задача предмета состоит в том, чтобы интересы учеников в итоге становились шире заданного минимума, чтобы общение с музыкой, историей, литературой, живописью стали для них необходимостью. Благодаря увеличению сроков освоения учебного предмета «Музыкальная литература», предусмотренному федеральными государственными требованиями, появляется возможность увеличить время на изучение «Музыкальной литературы зарубежных стран» – 2-й год обучения и первое полугодие 3-го года обучения. В центре внимания курса находятся темы «Жизнь и творчество» И. С. Баха, И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена. Каждая из этих тем предполагает знакомство с биографией композитора, с особенностями его творческого наследия, подробный разбор и прослушивание нескольких произведений. В списке музыкальных произведений также приводятся варианты сочинений композиторов, данные для более широкого ознакомления, которые можно использовать на биографических уроках или рекомендовать ученикам для самостоятельного прослушивания. Остальные темы курса являются ознакомительными, в них представлен обзор определенной эпохи и упомянуты наиболее значительные явления в музыкальной жизни. 6,7 классы «Русская музыкальная классика» Данный раздел учебного предмета «Музыкальная литература», посвященный отечественной музыке XIX-XX веков, – ключевой в курсе. Он имеет как познавательное, так и воспитательное значение для школьников подросткового возраста. В данной программе изучению русской музыкальной литературе отводится второе полугодие 6 класса и весь 7 класс. Изучение творчества русских композиторов также предполагает знакомство с их биографией, особенностями творческого наследия, подробный разбор и прослушивание нескольких произведений. В ознакомительных темах курса представлен исторический обзор и изучаются наиболее значительные явления в музыкальной жизни. Например, в теме «Русская церковная музыка, нотация, жанры и формы» речь идет об уникальной истории формирования русской культуры в целом и музыкальной в частности, особенности нотации, жанрах профессиональной и церковной музыке, о приоритете в ней вокального начала. Другая тема – «Музыкальная Д.С. Бортнянского, М. С. Березовского» – культура XVIII века. Творчество это краткий экскурс в историю государства российского XVII - начала XVIII века. Учащиеся знакомятся с жанрами канта, партесного концерта, акцентируется возрастание роли инструментальной музыки. 8 класс «Отечественная музыкальная культура» Пятый год обучения музыкальной литературе является итоговым в школе искусств. Его основная задача – при помощи уже имеющихся у учащихся навыков работы с учебником, нотным текстом, дополнительными источниками информации существенно расширить их музыкальный кругозор, увеличить объем знаний в области русской и советской музыкальной культуры, научить ориентироваться в современном музыкальном мире. При изучении театральных произведений рекомендуется использовать возможности видеозаписи. Необходимо также знакомить учеников с выдающимися исполнителями современности. Заключительный раздел, посвященный изучению музыки последней трети двадцатого столетия, является ознакомительным, музыкальные примеры для прослушивания педагог может отобрать исходя из уровня подготовки учеников, их интересов, наличия звукозаписей. Заключительные уроки направлены на систематизацию знаний, умений и навыков, которые учащиеся должны будут продемонстрировать на экзамене в 16 полугодии. Задания охватывают теоретический материал (тесты, кроссворды и др.) и практические умения (анализ прослушанного музыкального произведения, викторина из ранее пройденных музыкальных произведений). IY. Требования к уровню подготовки обучающихся Ожидаемые результаты освоения программы - приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях «Слушание музыки» и «Музыкальная литература». Слушание музыки: - наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах; - способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения; - умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств. Музыкальная литература: - первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; - знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям; - знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности; - умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений; - навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей; - знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, стилистические направления, жанры; киноискусства, литературы), основные - знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки; - знание профессиональной музыкальной терминологии; - сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; - умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; - навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств. Y. Формы и методы контроля, система оценок Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Виды аттестации: текущая, промежуточная, итоговая. Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какоголибо раздела учебного материала. В качестве средств текущего контроля успеваемости используются устные опросы, письменные работы, тестирование, видео и аудио викторины, игровые и творческие задания в индивидуальной и групповой форме. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. График проведения промежуточной аттестации: контрольные уроки в полугодиях: 2, 4, 8, 10, 12, 14, то есть в конце 1, 2, 4, 5, 6 и 7 классов. В конце 3 класса (6 полугодие) проводиться зачет, в конце 8 класса (16 полугодие) - экзамен. В целях подготовки к промежуточной и итоговой аттестации проводятся консультации, которые не входят в счет аудиторного времени: с 5 по 7 классы - по 2 часа в год, а в 8 классе - 4 часа. Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно). Оценка «5» («отлично»): - знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - владение музыкальной терминологией; - умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «4» («хорошо»): - знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - владение музыкальной терминологией; - не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «3» («удовлетворительно»): - не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала; - не уверенное владение музыкальной терминологией; - слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость. По «Музыкальной литературе» для обучающихся проводятся консультации с целью их подготовки к контрольным урокам и экзамену по 2 ч. с 5 по 7 классы, а в 8 классе – 4 ч. Требования к зачету в третьем классе (6 полугодие) по восьмилетнему сроку обучения 1. Видео-викторина «Музыкальные инструменты» (русские народные инструменты и инструменты симфонического оркестра – выборочно). 2. Тест «Группы музыкальных инструментов» (по способу звукоизвлечения: ударные, духовые, струнно-щипковые, струнно-смычковые). 3. Дидактическое пособие «Средства музыкальной выразительности» (найти парные карточки, соответствующие термину и его определению). 4. Сделать письменный элементов музыкального языка, создающих конкретный музыкальный образ, дать название музыке (произведение незнакомое). 5. Аудио-викторина (пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского, «Детской музыки» С. Прокофьева, «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Карнавала животных» К. Сен-Санса). 6. Дидактическое пособие «Музыкальная форма» (выложить карточкам музыкальную форму знакомой пьесы: двухчастная, трехчастная, вариации). 7. Видео-викторина «Народные и бальные танцы» (хоровод, гопак, лезгинка, тарантелла, менуэт, полька, мазурка, полонез, вальс). 8. Дидактическое пособие «Музыкальное досье» (узнать композитора по кратким сведениям из жизни и творчества, определить по портрету: П. Чайковский, С. Прокофьев, В. Шаинский, И. Бах, В. Моцарт, Ф. Шопен, К. Сен-Санс) (Примечания: некоторые задания могут быть сделаны заранее на других уроках соответствующей тематики и учтены как контрольные). Требования к экзамену в восьмом классе (16 полугодие) по восьмилетнему сроку обучения 1. Устный рассказ о жизни и творчестве композитора (заранее подготовленная презентация на тему «Мой любимый композитор», тест (кроссворд) о жизни и творчестве композитора). 2. Видео-викторина. 3. Аудио-викторина. 4. Тесты на знание музыкальной терминологии. 5. Анализ произведения (художественный образ, средства выразительности, музыкальная форма, жанровые особенности). YI. Методическое обеспечение учебного процесса На самом первом этапе необходимо увлечь, заинтересовать ребенка, сделав процесс слушания музыки, ярким эмоциональным переживанием эстетического чувства. Ребенок воспринимает мир целостно и органично, поэтому свободно переносит свойства одного вида искусства на другой. Он может выразить услышанную музыку в цветовой фантазии, изобразить в движении, придумать сказку и т.п. Основным видом музыкальной деятельности на занятиях, конечно, является восприятие музыки. Дети любят фантазировать, поэтому при слушании музыки, опираясь на имеющийся запас жизненных впечатлений, эмоционально реагируют на нее. Необходимо развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие произведений, передающих развитие одного или взаимодействие двух контрастных образов; произведений двух-, трехчастной формы; развивать умение чувствовать выразительность музыки: смену настроения, чувств, эмоций, интонаций, отраженных в музыке. Благодаря игре, импровизации, движению под музыку и другим приемам, у учащихся пробуждаются эмоции, развивается нравственно-эмоциональная отзывчивость, воображение и творческая активность. Необходимо сформировать у детей первоначальные навыки слухового наблюдения музыки, с помощью которых познакомить с основными средствами музыкальной выразительности. Такие уроки, как «На лесной опушке», «Голоса птиц», «Путешествие в сказочную Лапландию», «Карнавал животных», «На морских просторах» и др., направлены на формирование умения воспринимать и осознавать изобразительные особенности музыки: воспринимать комплекс выразительных музыкальных средств, обеспечивающих создание и развитие определенных музыкальных образов, характера музыки (ладовые, ритмические, темповые, динамические Для более успешного освоения темы «Знакомство с музыкальными инструментами» необходимо использовать видеоматериалы и творческие задания. Творческие задания для младших школьников часто связаны с картинками. Например, тест по симфонической сказке «Петя и волк» предполагает соединение линиями героя сказки с его музыкальным инструментом. Для младших школьников личное участие в каком-либо действе первостепенно. Поэтому практические задания с шумовыми музыкальными инструментами (барабаны, бубны, маракасы, кастаньеты, треугольники, ксилофоны, пандейры, кокошники, трещотки и др.) под музыку доставляют детям максимальное удовольствие. Также они любят импровизации на духовых инструментах (блокфлейты, свистульки, дудочки и др.) Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей младшего школьного возраста является полихудожественная деятельность, которая способствует воспитанию креативного отношения к себе и окружающему миру. Важно научить ребенка искусству самовыражения. Для этого ему необходимо предоставить как можно более широкий спектр форм художественной деятельности. Именно опыт художественного творчества больше чем что-либо другое пробуждает в детях стремление к самореализации. В работе с детьми важнейшим фактором обучения является практическая, творческая и часто игровая деятельность. Насыщение методов обучения практическими заданиями вызывает большую активность детей. В своем педагогическом опыте я использую систему творческих заданий, целью которых является формирование эмоциональной отзывчивости, развитие образно- ассоциативного мышления, художественного воображения и фантазии. В работе с младшими школьниками особенно актуальна художественная интеграция, которая расширяет диапазон воздействия на личность ребенка, активизирует его творческий потенциал. Первая группа творческих заданий направлена на углубление эмоциональной отзывчивости детей и повышение уровня целостного художественного восприятия (обогащение жизненных и художественных впечатлений, способность к обобщениям, сравнениям, к ассоциативному, художественному синтезу). 1.Задания на выявление эмоционально-образного единства произведений, объединенных по каким-либо общим признакам различных способствуют последовательному и более полному формированию у дошкольников навыков художественного обобщения. (Например, «Осенняя пора в произведениях русских композиторов, поэтов, художников») Такие творческие задания на уроках целесообразно проецировать в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно обращаться к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации. 2.Задания на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения (например, перевод образа из одного художественного ряда в другой – словесное рисование, цветовое, графическое и пластическое моделирование музыки и др.) способствуют развитию эмоциональночувственной сферы детей и формированию осознанного отношения к звуку, цвету, слову как к средствам эмоциональной выразительности. Например, прослушав два разнохарактерных произведения, детям необходимо соотнести их с собственным эмоциональным состоянием, отобрать произведение, которое наиболее соответствует сегодняшнему настроению. При повторном слушании произведений дети могут выразить собственное настроение при помощи цвета, элементов орнамента (радостное настроение дети изображают, используя яркие цвета; нежность – используя теплые пастельные оттенки и т.д.). Усложняя данный тип заданий, можно применить метод графического моделирования музыки (с помощью разнообразных линий). 3.Творческие задания на развитие ассоциативного мышления, навыков сравнительного анализа посредством рассуждения (на что похожа клякса, ритмический фрагмент и т.д.), описания конкретных явлений окружающего мира (плеск ручья, дуновенье ветра, щебетанье птиц и т.д.) способствуют развитию у детей умения видеть и слышать, замечать выразительные свойства предметов и явлений. Вторая группа творческих заданий направлена на формирование творческого воображения и повышение уровня творческой деятельности (спонтанное выражение творческого начала в зрительных, звуковых, двигательных, словесных проявлениях - двигательная, интонационная, ритмическая импровизация). Например, создать тембровые импровизации на тему природы (изобразить с помощью голоса и простейших музыкальных инструментов или подручных средств «Грозовой дождь», «Утро в лесу», изображая звуки природы с характерными интонациями птиц и животных); сочинить сказку, не просто излагая ход происходящих в ней событий, но имитируя голоса и изображая действия персонажей сказки и т.д. Развитие творческой активности ребенка во многом обусловлено свободой его тела. На раскрепощение детей от внутренних и внешних зажимов упражнения под музыку. Двигательная импровизация направлены подводит детей к гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует активному развитию творческого воображения. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка. Каждое из заданий предполагает: углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциативного мышления и воображения; выработку навыков художественного анализа и усвоение важнейших понятий в области искусства; активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству. Сложность и своеобразие музыки, особенность ее восприятия, возрастные особенности дошкольников с преобладанием образного мышления над логическим требуют привлечения вспомогательных средств обучения. А именно наглядных и дидактических пособий. Наглядные и дидактические пособия не только облегчают познавательную деятельность детей, но и организуют их восприятие, активизируют процесс запоминания. К ним относятся репродукции картин, рисунки, видеоматериалы (презентации, мультфильмы с использованием классической музыки), дидактические игры и пособия (домино «Музыкальные инструменты»; подбор цветовой палитры к характеру музыки «Разноцветные кубики»; фланелеграф и карточки «Музыкальные жанры»; наборы карточек-картинок «Узнай музыкальное произведение» -- например, «Болезнь куклы», «Игра в лошадки» и др. пьесы из цикла «Детский альбом» и «Времена года» П. Чайковского, «Шествие кузнечиков», «Дождь и радуга» С. Прокофьева и другие произведения разных композиторов; подборка репродукций картин известных художников «Настроение и чувства в искусстве», пазлы «Волшебная страна – балет») В качестве проверки степени освоения материала в конце полугодия проводится урок-состязание, на котором с помощью игр и творческих заданий дети могут наиболее полно продемонстрировать уровень знаний и умений, а также проявить свой творческий потенциал. Состязания могут быть как индивидуальные, так и командные. Детям очень нравится такая форма работы, позволяющая им быть более заинтересованными в успехе и эмоционально раскрепощенными. По своей структуре урок-состязание может быть в виде прохождения уровней сложности, т.е. заданий, не связанных друг с другом, а также в контексте тематического сценария, объединяющего все задания. (Например, «Музыкальная мозаика», «Музыкальные зарисовки», «Путешествие в королевство Песни, Танца и Марша», «В гостях у музыкальных инструментов») В работе с маленькими детьми необходимо помнить о следующем: опираясь на яркое эмоционально-чувственное восприятие, нужно стремиться к обобщенной характеристике музыкального образа, не привязывать его к конкретной предметности. Домашние задания должны быть увлекательными и нетрудными. Как вариант, можно предложить детям записать названия произведений и подобрать к ним эпитеты, принести на урок нотные примеры на пройденную тему из собственного исполнительского репертуара, найти в словарях или справочных изданиях какиелибо сведения о композиторах и музыкальных инструментах. Дети любят сочинять музыкальные примеры, и, конечно, рисовать. К практическим и творческим формам работы дома и в классе относятся краткие письменные работы, часто в форме тестов или кроссвордов. В 1 классе дети могут написать на уроке до 6 эпитетов печатными буквами. Во 2 классе они пишут более свободно и смогут не просто записать ряд эпитетов, но и отметить элементы музыкальной речи, создающие образ. К концу 2 класса свое впечатление о небольшом музыкальном произведении дети уже способны выразить в более или менее связном рассказе (с предварительной беседой и комплексом продуманных вопросов). В 3 классе педагог может провести ряд письменных работ с целью закрепления пройденных тем на незнакомом музыкальном материале: это и определение первичного жанра, и определение элементов музыкальной речи, способствующих созданию образа. Также можно провести ряд работ по определению простых форм. Изучение предмета «Музыкальная литература» начинается с 4-го класса. Содержание планов и последовательность тем отвечают современным требованиям к целям и задачам предмета «Музыкальная литература» в ДМШ и ДШИ. Программа опирается на жанровый принцип построения курса, предложенный впервые в программе Е.Б. Лисянской. «Музыкальная литература» должна иметь не столько информативный характер (рассказы о композиторах и произведениях), сколько учить детей общению с музыкой, учить анализировать музыкальный текст, запоминать музыкальное произведение. Жанровый принцип построения программы позволяет использовать уроки познавательно-аналитического направления как основные, а факты жизни композиторов использовать в той или иной степени при анализе музыкальных произведений. Развивающий метод обучения предусматривает гораздо большую, чем принято ранее, инициативность детей в изучении жизненного пути того или иного композитора. Самостоятельное изучение биографии детьми вне урока (по книгам, фильмам, информации в интернете) высвобождает довольно большое количество времени в пользу познавательно-аналитических заданий. При этом сохраняется серьезное отношение к изучению биографий великих композиторов. (Дети с удовольствием дома оформляют презентации о жизни и творчестве композиторов, представляя их в качестве выступления на уроке). Концентрический метод, лежащий в основе данной программы, позволяет закреплять основные навыки, умения и знания на новом музыкальном материале. В качестве повторения и закрепления теоретического материала эффективно использовать в классной и домашней работе разнообразные тестовые и творческие задания (кроссворды, тесты, творческие задания на развитие ассоциативного мышления), а также самостоятельная подготовка рефератов и презентаций, сочинение и импровизация на заданную тему (в зависимости от уровня обучающихся). Система формирования музыкальной культуры детей предполагает использование различных методов. Каждый из трех основных методов (словесный, наглядный, практический) применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнениями (воспроизводящее и творческое), создание поисковых ситуаций (поиск вариантов, выполнения заданий) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Преобладающая форма работы – это уроки-беседы, в которые, наряду с диалогом, педагог может вносить краткие объяснения, рассказы, практические задания. Уроки могут иметь разный облик, в зависимости от содержания: уроквоспитание, урок-сказка, урок-исследование (с большой долей самостоятельной аналитической работы), урок-настроение, комплексный урок, интегрированный урок. Усвоение музыки осуществляется при ее прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании как в классе, так и в процессе самостоятельной работы учащихся. Формы домашних заданий могут быть следующими: 1) анализ произведений из курса специальности; 2) кроссворды, тесты на заданную тему; 3) рисунки к заданным музыкальным произведениям; 4) творческие работы учащихся; 5) подготовка докладов, презентаций по биографии композиторов. Насыщение методов обучения практическими упражнениями вызывает большую активность детей. Активное восприятие музыки – это напряжение внимания, памяти, слухового аппарата. Перечень необходимого дидактического материала Аудиотека: Диски с музыкальными произведениями для каждого года обучения согласно календарно-тематическому плану. Видеотека: 1. «Классическая музыка в мультфильмах» 2. «Народные и старинные музыкальные инструменты» 3. «Инструменты симфонического оркестра» 4. «Инструментальные ансамбли и оркестры» 5. «Выдающиеся дирижеры и музыканты» (А Тосканини, Г. Караян, Л. Бернстайн, В. Светланов. Г. Рождественский, В. Гергиев; Л. Коган, Д. Ойстрах, Ю. Башмет, М. Ростропович, С. Рихтер, В. Горовиц, Е. Кисин и др.) 6. «Зарубежная и русская симфония» (симфонии Й. Гайдна, симфония № 40 В. Моцарта, симфонии Л. Бетховена, «Неоконченная» симфония Ф. Шуберта, «Фантастическая» симфония Г. Берлиоза, Бородина, симфонии П. Чайковского, «Богатырская» симфония А. «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича) 7. «Народные и бальные танцы» 8. «Рождение балета» (Ж. Люлли, король-солнце Людовик XIV, Новер, М. М. Салле, М. Камарго). 9. «Балет в XIX веке» (фрагменты балетов «Жизель» Адана, балеты П. Чайковского) 10. «Балет в «Ромео XX веке» (фрагменты балетов «Петрушка» И. Стравинского, и Джульетта», «Золушка» С. Прокофьева, «Спартак» А. Хачатуряна) 11. «Выдающиеся исполнители балета» (А. Павлова, М. Фокин, Г. Уланова, М. Плисецкая, М. Барышников, Р. Нуриев, Е. Максимова, В. Васильев) 12. «Камерно-вокальные и вокально-хоровые жанры» (песни и романсы в исполнении И. Козловского, С. Лемешева, Г. Вишневской, М. Магомаева и др.; фрагменты из «Высокой мессы» И. Баха, «Реквиема» В. Моцарта, оратории «Страсти по Матфею» и «Рождественской», «Кофейной» кантаты И.С. Баха, кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева) 13. «Зарубежная опера» (фрагменты опер «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» В. Моцарта, «Кармен» Ж. Бизе, «Аида», «Риголетто», «Травиата» Дж. Верди) 14. «Русская опера» (фрагменты опер «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П. Чайковского) 15. «Оперетта, мюзикл, рок-опера» (фрагменты оперетт «Летучая мышь» И. Штрауса, «Принцесса цирка» И. Кальмана; мюзиклов «Собор Парижской Богоматери», «Ромео и Джульетта», «Призрак оперы», рок-опер «Иисус Христос – суперзвезда» Л. Уэббера, «Юнона и Авось» А. Рыбникова») 16. Видеоролики о жизни и творчестве зарубежных и русских композиторов. 17. «Эпохи в искусстве» («Барокко», «Классицизм», «Импрессионизм», «Реализм») Презентации: 1. «Ударные народные инструменты» 2. «Духовые народные инструменты» 3. «Струнные народные инструменты» 4. «Старинные музыкальные инструменты» (3 презентации) 5. «Рождение фортепиано» 6. «Инструменты симфонического оркестра» (4 презентации) 7. «Ансамбли и оркестры» 8. «Средства музыкальной выразительности» 9. «Образы в искусстве» 10. «Музыка и живопись» 11. «Музыка и литература» 12. «Танцующая планета» (народные танцы) 13. «Старинные бальные танцы» 14. «Рождение балета» 15. «Балет в России» 16. «Выдающиеся исполнители русского балета» 17. «И.С. Бах – гений барокко» 18. «Венские классики» 19. «Романтизм в музыке» «Романтизм», 20. «Камерно-вокальные жанры» (4 презентации) 21. «Вокально-хоровые жанры» (2 презентации) 22. «Рождение оперы» 23. «Зарубежная опера» (3 презентации) 24. «Русская опера» (4 презентации) 25. «Знаменитые оперные исполнители» Дидактические пособия 1.Игра-домино «Музыкальные инструменты». 2.Тесты-картинки, объединяющие народные, старинные и современные инструменты, а также инструментальные ансамбли и оркестры. 3.Парные карточки «Средства музыкальной выразительности». 4.Наглядные пособия «Музыкальные инструменты» (карточки), «Выдающиеся исполнители» (певцы, музыканты, дирижеры), «Зарубежные и русские композиторы», «Термины» (названия жанров; групп музыкальных инструментов; названий произведений; слова, характеризующие музыкальные образы и т.д.), наборы репродукций картин известных художников и др. 5. Дидактическое пособие «Музыкальная форма». 6. Дидактическое пособие «Балет» (пазлы). 7. Кроссворды и тесты по всем темам на протяжении восьми лет обучения. 8. Набор тематических раскрасок для детей 1 класса. YI. Список литературы 1. Аверьянова О. И. Отечественная музыкальная литература XX века. Учебник для ДМШ: четвертый год обучения. М.: Музыка, 2004. 2. Аверьянова О. И. Русская музыка до середины XIX века. М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003. 3. Белоусова С. С. Романтизм. Ф. Шуберт. Р. Шуман. Ф. Шопен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальной литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003. 4. Белоусова С. С. Русская музыка второй половины XIX века. А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальной литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003. 5. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. – Ленинград. 1991. 6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., Педагогика. 1995. 7. Богданов Н. Саамские сказки. – Мурманск. 1997. 8. Бочарникова Э. Страна волшебная – балет. М.: Детская литература. 1974. 9. Брянцева В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для ДМШ: второй год обучения. М.: Музыка, 2004 10. Васильев Ю.А., Широков А.С. рассказы о русских народных инструментах. 1986. 11. Великие музыканты Западной Европы: И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен./ Сост. Григорович. – М.: Просвещение, 1982. 12. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1982. 13. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение. 1985. 14. Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: РАО. 1996. 15. Зильберквит М.А. Мир музыки: Очерк. – М.: Дет. Лит., 1988. 16. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение. 1986. 17. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей // Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д.: Феникс. 2004. 18. Кудрявцев В. Феномен детской креативности. // Дошкольное воспитание. 2006 №5. 19. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2003. 20. Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4 кл. ДМШ и ДШИ: первый год обучения. М.: Престо, 2004 21. Лысенкова С.Н. Методика опережающего обучения: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение. 1988. 22. Михеева О. Как научиться фантазировать // Искусство в школе. 2008 - №4. 23. Осовицкая З. Е., Казаринова А. С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год обучения. М.: Музыка, 2004. 24. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для 5 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2004. 25. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. – Мурманск, МГПУ. 2008. 26. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2004. 27. Срабова О.Ю. Новое время. Западная Европа XVII – XIX вв.: Учебное пособие. – СПб.: КОРОНА. 2004. 28. Хрестоматия песенного материала по предмету «Русское народное музыкальное творчество» в ДМШ и ДШИ. – М.: Пресс-соло. 1998. 29. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. - М.: Аквариум. 1999. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств н.п. Африканда» Принято На Педагогическом совете МБУ ДО «ДШИ н. п. Африканда» Протокол № 1 от 06.09.2018г. Утверждено Приказом МБУ ДО «ДШИ н. п. Африканда» от 06.09.2018г. № 96-А Требования к зачёту по учебному предмету «Слушание музыки» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (3 класс) дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» (3 класс)