Структура программы учебного предмета Пояснительная записка I. 1. Характеристика учебного предмета 2. Срок реализации учебного предмета 3. Объём учебного времени и виды учебной работы 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий 5. Цели и задачи учебного предмета 6. Обоснование структуры учебного предмета 7. Методы обучения 8. Методическое обеспечение учебного процесса II. Содержание учебного предмета 1. Сведения о затратах учебного времени 2. Годовые требования по классам. III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок. 1. Аттестация: виды, форма, содержание; 2. Критерии оценки. V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации педагогическим работникам; 2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы. 1. Список рекомендуемой нотной литературы; 2. Список рекомендуемой методической литературы. 2 I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа составлена в требованиями учебного предмета соответствии к общеобразовательной с «Концертмейстерский Федеральными дополнительной программе в класс» государственными предпрофессиональной области музыкального искусства «Фортепиано». Учебный предмет «Концертмейстерский класс» направлен на воспитание творчески развитой личности путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования, на развитие самостоятельности в данных видах деятельности. Занятия аккомпанементом наряду с практической подготовкой реализуют такие задачи, как формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки. Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой как исполнительской деятельности, так и домашнего музицирования. Концертмейстерская деятельность использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе специальности. Учащиеся осваивают данный предмет на базе вокального репертуара в основном академической направленности. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности. За время обучения по программе «Концертмейстерский класс» должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования аккомпаниатора и солиста. 3 2. Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс» Срок реализации данной программы составляет года 1,5 по восьмилетнему плану обучения – 7 класс и первое полугодие 8 класса. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебными планами на реализацию предмета «Концертмейстерский класс»: Виды учебной нагрузки 7 класс – 1 полугодие 8 класса количество часов (общее на 1,5 года) 122,5 часа 49 часов (из расчета 1 час в неделю) 73,5 часа (из расчета 1,5 часа в неделю) Максимальная учебная нагрузка Количество часов на аудиторные занятия Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока – 45 минут. Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов) В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся в ДШИ, а также преподаватели этого учреждения. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету. 5. Цели и задачи учебного предмета «Концертмейстерский класс» Цели: развития музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков; формирования художественного вкуса учащихся; 4 развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле с солистом. Задачи: формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства; развитие интереса к совместному музыкальному творчеству; умение слышать все произведение в целом, поддерживать творческие замыслы солиста; умение следить не только за фортепианной партией, но и за партией солиста; приобретение знаний об особенностях вокального исполнительства (искусство, дыхания, фразировка и др.); навыки работы над звуковым балансом при аккомпанировании солисту; приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа несложных вокальных произведений; приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений; формирование у наиболее одаренных детей мотивации к продолжению обучения в профессиональных музыкальных учреждениях. 6. Обоснование структуры учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - характеристика учебного предмета; - срок реализации учебного предмета; - объём учебного времени и виды учебной работы; - форма проведения учебных аудиторных занятий; - цели и задачи учебного предмета; 5 - обоснование структуры учебного предмета; - методы обучения; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета» 7. Методы обучения На уроках поставленной цели концертмейстерского и реализации класса задач для предмета достижения целесообразно использование следующих методов обучения: словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий, беседа); наглядно-слуховой (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); практический (работа на инструменте, воспроизводящие и творческие упражнения, проработка отдельных частей и последующая организация целого); эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления) Предложенные методы обучения являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано. 8. Материально-технические условия реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс» Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны и труда. Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета (класс для занятий площадью не менее 12 кв.м., звукоизоляция) и зал для концертных выступлений. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (обслуживание и ремонт). 6 I. Содержание учебного предмета 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Концертмейстерский класс» (срок обучения – 8 лет) с учетом максимальной, самостоятельной нагрузки обучающихся и аудиторных занятий: Табл. 2 Класс Продолжительность учебных занятий (в неделях) Кол-во часов на аудиторные занятия (в неделю) Общее кол-во часов на аудиторные занятия (на все время обучения) Количество часов на внеаудиторную (самост.) работу (часов в неделю) Общее кол-во часов на внеаудиторную работу (на все время обучения) Общее максимальное кол-во часов на весь период обучения 1 Распределение по годам обучения 2 3 4 5 6 7 8 - - - - - - 33 16 - - - - - - 1 1 - - 1,5 1,5 49 - - - - 73, 5 122,5 Объем времени на самостоятельную работу обучающихся определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности, индивидуальных способностей ученика. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (концертных залов, театров, филармоний и др.); - участие учеников в концертах, творческих конкурсах, открытых культурно- просветительских мероприятий ДШИ и др. 7 Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Годовые требования по классам «Концертмейстерский класс» начинается с изучения несложного вокального репертуара. Репертуар подбирается для каждого конкретного ученика, с учетом его игровых возможностей и музыкального развития. При выборе репертуара следует помнить, что новые задачи, стоящие перед учеником, предпочтительнее решать вначале на более легком репертуаре. 7 класс (1 час в неделю) Знакомство с новым предметом – вокальный аккомпанемент. При отсутствии иллюстраторов-вокалистов вокальную партию может исполнять сам учащийся. 1-й год обучения включает: Ознакомление с жанром романса. Доступная тематика. Элегии. Знакомство с отдельными более сложными по содеранию произведениями с нетрудной фортепианной партией (Ф. Шуберт «Шарманщик»). Песни для детей с более сложной фортепианной партией. Чтение с листа с предварительным анализом более легких романсов и песен. В каждом полугодии следует пройти в классе 2-3 романса (песни). В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация (контрольный урок в 13, 14 полугодии): учащиеся должны сыграть 1-2 вокальных произведения. Аттестация может проводится в форме публичного выступления на классном или школьном концерте. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Агобабов С. «Колыбельная» Алябьев А. «Незабудочка», «Зимняя дорога», 8 «Воспоминание» Александров Ан. «Ты со мной», «Люблю тебя» Бетховен Л. «Тоска разлуки», «Воспоминание», «К надежде» Булахов П. «Не пробуждай воспоминаний», «Гори, гори, моя звезда» Варламов А. «Звезды блещут», «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди» Глинка М. «Признание», «Жаворонок», «Ах, ты ночь ли ноченька» Григ Э. «Песня Сольвейг», «Розы», «Сердце поэта» Гурилев А. «Матушка-голубушка», «Вьется ласточка сизокрылая» Даргомыжский А. «Мне грустно», «Я вас люблю», «Юноша и дева» Кабалевский Д. «Песенка умного крокодила» Моцарт В. «Волшебник» Тома А. «Вечерняя песня» Чайковский П. Из песен для детей: «Весна», «Мой садик», «Ни слова, о друг мой» Шуберт Ф. «Шарманщик», «Блаженство», «Юноша у ручья» Песни Гладков Г. «Песня друзей» Крылатов Е. «Песенка о лете», «Колыбельная медведицы» Савельев Б. «Если добрый ты», «Настоящий друг» Шаинский В. «Улыбка», «Облака» 8 класс (1 час в неделю) Второй год обучения в концертмейстерском классе предполагает: 9 усложнение аккомпанементов, включающих различные комбинации типов фактур (длинные арпеджио, полиритмия голоса и фортепиано, двойные ноты (терции, сексты)); включение в репертуар романсов-элегий философского содержания. Изучается тема восточного колорита в вокальном творчестве русских композиторов; чтение с листа с предварительным анализом более легких романсов и песен; знакомство с навыками транспонирования на материале самых легких аккомпанементов. За полугодие учащиеся должны пройти в классе (с разным уровнем подготовки) 2-3 произведения различного характера. В конце 15 полугодия ученики играют зачет (промежуточная аттестация) – 1-2 произведения Примерный рекомендуемый репертуарный список: Романсы Балакирев М. «Слышу ли голос твой» Булахов П. «Не пробуждай воспоминаний» «Колокольчики мои» Варламов А. «Разочарование», «Напоминание» «На заре ты ее не буди» Верстовский А. «Певец» Глинка М. «Только узнал я тебя» «Не искушай меня без нужды» Гурилев А. «Красный сарафан», «Колокольчики», «И скучно, и грустно» Дюбюк А. «Не обмани» Кюи Ц. «Ты и Вы» Мендельсон Ф. «Весенняя песня» Монюшко С. «Золотая рыбка», «Весенняя песенка» 10 Моцарт В. «Маленькая пряха» Римский-Корсаков Н. Восточный романс Шуберт Ф. «Полевая розочка» Яковлев М. «Зимний вечер» Песни Агафонов О. Обр. нар. музыки «Клен ты мой опавший» Богословский Н. «Темная ночь» Гладков Г. Песенка акробатов Требования к уровню подготовки учащихся II. Результатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: - знание основного концертмейстерского репертуара (вокального); - знание основных принципов аккомпанирования солисту; - знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано; - навыки по воспитанию слухового контроля, умение слушать произведение целиком, умение управлять процессом исполнения музыкального произведения; - умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения; - навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений; - умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста; - наличие разучивания с творческой инициативы, солистом его репертуара представлений о методике и приемах работы над исполнительскими трудностями; - наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве концертмейстера. 11 III. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: форма и методы контроля. Оценка качества реализации программы «Концертмейстерский класс» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию. В качестве текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, концерты. Текущий контроль успеваемости проводится в счет времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация по учебному предмету «Концертмейстерский класс» предполагает проведение контрольных уроков (13,14 полугодия), формами которых могут быть также академические концерты, участие в творческих мероприятиях школы. По завершении изучения предмета «Концертмейстерский класс» проводится промежуточная аттестация (зачёт в 15 полугодии) с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. 2. Критерии выставления оценок по предмету «Концертмейстерский класс» Аттестация обучающихся производится согласно существующим методам контроля, которые позволяют оценить приобретенные знания, умения и навыки. По итогам исполнения программы на зачете или контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале: «Отлично»: - Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. «Хорошо»: - Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном). «Удовлетворительно»: 12 - исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата. «Неудовлетворительно»: - комплекс серьезных недочетов, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий. «Зачет»: - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения, являющаяся основной, может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося. При выведении промежуточной (переводной) оценки учитывается следующее: - оценка годовой работы ученика; - оценка на зачете или контрольном уроке; - другие выступления учащихся в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании полугодий учебного года. IV. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации преподавателям Условием успешной реализации программы по учебному предмету «Концертмейстерский класс» является наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов. В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. 13 Весь процесс обучения должен быть построен по принципу – от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано. Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые понадобятся для воплощения композиторского замысла. В работе над репертуаром педагог может добиваться различной степени завершенности исполнения музыкальных произведений. Некоторые из них могут быть детально изучены с обязательной домашней проработкой. Часть репертуара проходится эскизно. Работу с учащимися следует вести по следующему плану: 1. Начинать работу лучше с простейших вокальных пьес, чтобы обратить внимание учащихся на особенность сольной партии. 2. Дать учащемуся сведения о вокальной партии, которой ему предстоит аккомпанировать (о специфике голоса, тембровой окраске, вокальной динамике, тесситуре). 3. Особое внимание необходимо уделять изменениям в темпе, синхронности исполнения темпа, динамики, штрихов. 4. Синхронность – это первое техническое требование совместной игры: вместе брать и снимать звук, переходить к следующему, вместе считать и слушать паузы. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуальные особенности и степень подготовки обучающегося. 14 В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. 2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. Учитывая, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано – «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах – темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики. Ученик должен всегда работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений, их разные интерпретации, посещать концерты вокально-инструментальной музыки. V. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 1. Список рекомендуемых нотных сборников Алябьев А. Избранные романсы и песни: для голоса в сопровождении фортепиано. – М., 2007. Арии итальянских композиторов XVI – XVIII веков для высоких голосов. – М., 1998. Бетховен Л. Песни. – М., 1977. Булахов П. Избранные романсы и песни: для голоса в сопровождении фортепиано. – М., 2007. Булахов П. Романсы и песни / сост. Гослова Г. – М., 1969. 15 Варламов А. Избранные романсы и песни: для высокого и среднего голосов в сопровождении фортепиано. – М., 2007. Варламов А. Романсы и песни. Полное собрание. Т.4. – М., 1976. Глинка М. Романсы и песни. – М., 1978. Григ Э. Избранные романсы и песни: для голоса и фортепиано. - М., 2007. Гурилев А. Избранные романсы и песни: для одного и двух голосов в сопровождении фортепиано. – М., 2007. Гурилев А. Избранные романсы и песни. М., 1980. Даргомыжский. Романсы. – М., 1971. Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. – М., 1971. Милькович Е. Систематизированный вокальный педагогический репертуар. – М., 1970. Моцарт В. Песни. – М., 1981. Популярные романсы русских композиторов / сост. Мовчан С. – М., 2006. Рахманинов С. Романсы. – М., 1977. Чайковский П. Романсы. – М., 1978. Шуберт Р. Песни на стихи Гете. – М., 1961. 2. Список рекомендуемой методической литературы. 1. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент. – СПб., 2009. 2. Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования. В. 2. – М., 1996. 3. Живов А. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами М. Глинки / О работе концертмейстера. – М., 1974. 4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л., 1961. 5. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. – М., 1965. 16 6. Кубанцева Е. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера / Музыка в школе. 2001. № 4. 7. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: методологические основы. – Л., 1972. 8. Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работе концертмейстера. – М., 1974. 9. Савельева М. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии / Методические записки по вопросам музыкального образования. В. 3. – М., 1991. 10. Смирнова М. О работе концертмейстера. – М., 1974. 11. Петрушин В. Музыкальная психология. – М., 1997. 12. Тургенева Э. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. – М., 1970. 13. Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. – М., 1969. 14. Шендерович Е. «В концертмейстерском классе». Размышления педагога. – М., 1996. 15. Чачаева В. Искусство концертмейстера. – СПб., 2007. 17