Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета 2. Срок реализации учебного предмета 3. Объём учебного времени и виды учебной работы 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий 5. Цели и задачи учебного предмета 6. Методы обучения 7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Примерный тематический план и содержание учебного предмета. 1. Сведения о затратах учебного времени 2. Годовые требования по классам. III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок. 1. Аттестация: форма и методы контроля; 2. Критерии оценки. V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации педагогическим работникам; 2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы. 1. Список рекомендуемой нотной литературы; 2. Список рекомендуемой методической литературы. 2 I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в I. образовательном процессе Программа учебного предмета «Ансамбль» составлена в соответствии с Федеральными государственными предпрофессиональной требованиями к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». Настоящая программа рассчитана на знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в результате начального обучения в классе по специальности). Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе специальности. Учащиеся осваивают данный предмет на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов. Следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, тем самым, расширяя кругозор учащихся, готовя их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре. За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования. Программа по предмету «Ансамбль» опирается с одной стороны на академический репертуар, а также позволяет изучение и исполнение различных переложений популярной музыки (детские песни, романсы, музыка из к/ф) и джазового репертуара. 2. Срок реализации учебного предмета Срок реализации данной программы составляет 4 года (4 – 7 классы). 3 Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения музыкальной направленности, срок обучения может быть увеличен на один год. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебными планами на реализацию предмета «Ансамбль»: Срок обучения / количество часов Максимальная учебная 4-7 классы количество часов (общее на 4 года) нагрузка 330 Количество часов на аудиторные занятия Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия 132 198 Недельная аудиторная нагрузка 1 Самостоятельная работа (часов в неделю) Консультации (для учащихся 5-7 классов) 4. Форма проведения 1,5 6 (по 2 часа в год) учебных аудиторных занятий: индивидуальная или мелкогрупповая (2 ученика), продолжительность урока – 45 минут. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Также реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем. 4 5. Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль» Настоящая программа разработана с целью активизации учебновоспитательного процесса в классе фортепианного ансамбля, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся. В классе технического фортепианного развития ансамбля учащихся, можно решить приобретения задачи художественно- эмоциональных навыков и расширения музыкального кругозора. К задачам технического развития следует отнести развитие чувства метроритма, навыков; синхронности развитие исполнения, чувства партнера, приобретения умение аппликатурных слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров. Среди задач художественно-эмоционального развития следует отметить необходимость четкой артикуляции, осмысленной фразировки, развитие образного мышления, формирование навыков совместной деятельности. Кроме того, реализуются такие важные задачи, как: - обучение навыкам самостоятельной работы, навыкам чтения с листа в ансамбле; - приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступелений в сфере ансамблевого музицирования; - расширение музыкального кругозора путем ознакомления с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки. 6. Методы обучения Индивидуальное обучение направлено на воспитание ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. На уроках ансамблевой игры для достижения поставленной цели и реализации задач предмета целесообразно использование следующих методов обучения: 5 словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий, беседа); наглядно-слуховой (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); практический (работа на инструменте, воспроизводящие и творческие упражнения, подробная проработка отдельных частей и последующая организация целого); прослушивание записей выдающихся исполнителей, посещение концертов для повышения общего уровня развития учащихся; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления) Предложенные методы обучения являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано. 7. Материально-технические условия реализации учебного предмета «Ансамбль» Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета (класс для занятий площадью не менее 12 кв.м.) и зал для концертных выступлений. Оборудование учебного кабинета: желательно наличие двух фортепиано. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (обслуживание и ремонт). II. Содержание учебного предмета «Ансамбль» 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль» (срок обучения – 8 лет) с учетом максимальной, самостоятельной нагрузки обучающихся и аудиторных занятий (см. табл. 2): Табл. 2 6 Класс Продолжительность учебных занятий (в неделях) Кол-во часов на аудиторные занятия (в неделю) Консультации (часов в год) 1 Распределение по годам обучения 2 3 4 5 6 7 8 - - - 33 33 33 33 - - - - 1 1 1 1 - - - - - 1 1 1 - Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, творческим конкурсам, школьным и классным концертам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности, индивидуальных способностей ученика. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (концертных залов, театров, филармоний и др.); - участие учеников в концертах, творческих конкурсах, открытых культурно- просветительских мероприятий ДШИ и др. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 7 2. Требования по годам обучения В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как: единство исполнительских намерений и реализация исполнительского замысла; знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, ансамблевых, циклических, вокальных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов; знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох; навыки ансамблевого по решению музыкально-исполнительских исполнительства, обусловленных задач художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. В годовых требованиях указаны музыкальные произведения (примерный репертуарный список), рекомендуемые для изучения в каждом классе. В работе над ансамблевым репертуаром преподаватель должен учитывать, что одни произведения предназначены для публичного исполнения, а другие – для работы в классе или ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане учеников. 4 класс (1 год обучения) На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятие всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – 8 несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки. За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года учащиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Также зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Агафонников Н. Русский танец из цикла «Пестрые картинки» Брамс И. Колыбельная Бизе Ж. «Хор мальчиков» из оперы «Кармен» Варламов А. «Красный сарафан» Гайдн Й. «Учитель и ученик» Григ Э. Танец Анитры. Джоплин Д. «Артист эстрады» Иршаи Е. «Слон-бостон» Крамер. «Песенка ковбоя» Куперен Ф. «Кукушка» Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе» Моцарт В. Марш из оперы «Свадьба Фигаро». Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка». Чайковский П. Пять русских народных песен. Шостакович Д. Колыбельная Штраус И. Анна-полька Шуберт Ф. Вальс, Экосез, Серенада 5 класс (2 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования: умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать; умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру; совместно работать над динамикой произведения; анализировать содержание и стиль музыкального произведения. 9 В течение учебного года следует пройти 3-4 произведения (в разной степени готовности). В конце года – зачет из 1-2 произведений. Публичные выступления могут приравниваться к зачету. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Брамс И. Венгерский танец № 5 Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок» Гаврилин В. Марш «Веселая прогулка» Часики из цикла «Зарисовки» Гершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс». Глинка М. Марш Черномора, Полька из оп. «Руслан и Людмила» Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица» «Уж ты поле мое, поле чистое» Шмитц. Сборник ансамблей (на выбор) Моцарт В. «Весенняя песня» Хачатурян А. «Танец девушек» Шостакович Д. «Контрданс», «Вальс», «Шарманка» из к/ф «Овод» Прокофьев С. «Петя и волк» (перелож. В. Блока) Шитте Л. Чардаш Ля-мажор 6 класс (3 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом – правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце второго полугодия – зачет со свободной программой. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Чайковский П. Соч. II Аданте из первого струнного квартета. «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» Бизе Ж. «Деревянные лошадки» из цикла «Детские игры» 10 Рахманинов С. Сирень Гаврилин В. Марш «Веселая прогулка» Григ Э. «Танец Анитры», «В пещере горного короля» Норвежский танец №2 Брамс И. Венгерский танец № 5. Гершвин Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс». Шмитц. Сборник ансамблей (на выбор). Свиридов «Вальс» Щедрин Р. «Царь Горох» Мусоргский М. Гопак Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» Шостакович Д. Прелюдия, Тарантелла Чайковский П. Танец пастушков из балета «Щелкунчик» 7 класс (4 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках «Специальности и чтения с листа». Развитие музыкального мышления, музыкальной выразительности, работа над педализацией и агогикой, воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления. За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняются 1-2 произведения. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Глинка М. Первоначальная полька Гаврилин В. Перезвоны Глиэр Р. Соч.61. Народная песня Григ Э. «Утро», «Смерть Озе» Дунаевский И. Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» Прокофьев С. Соч.75. Сцены и танцы из балета «Ромео и Джульетта» 11 Раков Н. 2 пьесы (для фортепиано в 4 руки) Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад» Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица» Соч.73. Миниатюрный марш Бизе Ж. Менуэт из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» Чайковский П. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик» Разоренов С. Негритянский танец III. Требования к уровню подготовки учащихся - наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами; - сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, фортепиано позволяющий для использовать достижения наиболее многообразные убедительной возможности интерпретации авторского текста, изучения ансамблевого репертуара из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; - знание в соответствии с программными требованиями ансамблевого репертуара (оригинальные произведения для фортепианного ансамбля, переложения произведения различных жанров и направлений); - знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано; - знание профессиональной терминологии; - наличие умений по чтению с листа произведений в 4 руки; - навыки по воспитанию слухового контроля, совместного для партнеров чувства ритма; - навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении; - навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений; 12 - наличие разучивания творческой инициативы, музыкальных произведений представлений о методике и приемах работы над исполнительскими трудностями; - наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: форма и методы контроля. Оценка качества реализации программы «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию в конце каждого учебного года с 4 по 7 классы. В качестве текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты. Текущий контроль успеваемости проводится в счет времени, предусмотренного на учебный предмет. Формой аттестации может быть контрольный урок, зачет, прослушивание, выступление на концерте, участие в конкурсе или в какихлибо других творческих мероприятиях. По завершении изучения предмета «Ансамбль» проводится итоговая аттестация в конце 7 класса в форме зачета, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. 2. Критерии выставления оценок по предмету «Ансамбль» Аттестация обучающихся производится согласно существующим методам контроля, которые позволяют оценить приобретенные знания, умения и навыки. По итогам исполнения программы на зачете или контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале: «Отлично»: 13 - Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. «Хорошо»: - Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном). «Удовлетворительно»: - исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата. «Неудовлетворительно»: - комплекс серьезных недочетов, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий. «Зачет»: - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения, являющаяся основной, может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося. При выведении промежуточной (переводной) оценки учитывается следующее: - оценка годовой работы ученика; - оценка на зачете или контрольном уроке; - другие выступления учащихся в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании полугодий учебного года. V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации преподавателям С самых первых уроков в классе специального фортепиано преподаватель, стараясь заинтересовать ученика, приблизить его к миру музыки, использует игру в ансамбле. 14 На первом этапе совместная игра сводится к составу: учитель-ученик. В дальнейшем репертуар в классе ансамбля строится из оригинальных, специально написанных произведений и переложений, ставящих своей целью популяризацию симфонической, балетной и оперной музыки. В последнее время появилось много произведений джазового направления. По мере усложнения художественных задач расширяются и технические задачи совместной игры, развивается способность слушать не только себя, а одновременно и партнера. Общее звучание обеих партий, сливающихся в единое целое – основа совместного исполнительства. Участники фортепианного ансамбля слышат, что динамический диапазон четырехручного исполнения шире, чем при сольной игре. Наличие двух пианистов позволяет полней использовать клавиатуру для достижения яркого динамического эффекта. Партнерам в процессе работы нужно добиваться звукового равновесия, они должны владеть одинаковыми приемами звукоизвлечения. Слаженная совместная игра в деталях и в целом, в отдельном приеме и в общем замысле – все это особая сфера работы, присущая ансамблевым классам. Технические трудности возникают не только в материале каждой партии, но и в элементарной координации исполнения участников дуэта. Более трудную партию поручают более продвинутому ученику. Пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать партнеру, не разрывая музыкальной ткани. Распространенный недостаток ученического исполнительства – динамическое однообразие: все играется mf и f. Следует особое внимание обратить на динамику. Для составления ансамблевой пары важно, чтобы учащиеся подходили друг другу по уровню пианистической подготовки и между ними было взаимопонимание. Каждый участник дуэта должен осознавать свою ответственность перед партнером. Важный момент – начало произведения. Синхронно взять два звука не так просто, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Используется прием дирижерского замаха, ауфтакта – 15 легкое движение кисти, кивок головы, взятие дыхания. Не меньшее значение имеет синхронное окончание, «снятие» звука. Быстрота реакции на сцене во время исполнения. Каждый из участников дуэта является то солистом, то аккомпаниатором, должен чутко прислушиваться к партнеру. Ведь в исполняемом произведении надо одновременно почувствовать и передать характер, взять нужный темп и выдержать его. Исполняя на концерте выученное произведение наизусть, один из партнеров иногда от волнения допускает неточность и тут проявляется обоюдное умение не остановиться, а продолжить игру и достойно закончить пьесу. Этот навык должен воспитываться на уроках фортепианного ансамбля. Составной частью урока ансамбля является чтение нот с листа. Известно, что чтение нот с листа лучше всего развивается в коллективном музицировании. Это способствует более быстрому разучиванию произведения. При чтении с листа произведений с разной фактурой преподавателю необходимо научить ученика вычленять основные элементы фактуры. Например: опускать при игре некоторые звуки в аккордах, не нарушающие общего гармонического звучания. Необходимо выработать у ученика навык игры «вслепую», т.е. играть по нотам, не смотря на клавиатуру. Тем самым у ученика развивается тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость от визуального контроля за движениями рук. При чтении с листа следует привить навык «видеть вперед», т.е. зрительное восприятие нотного материала должно опережать моторно-двигательные функции при игре, охватывая все большие участки нотного текста. Неотъемлемой частью чтения с листа является развитие навыка активного «внутреннего слуха», умения «слышать вперед» читаемый нотный текст при предварительном знакомстве с произведением. 16 В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При его составлении следует учитывать личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по технической и образной сложности, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередуя исполнение 1и 2 партий между ними. 2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. Учитывая, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано – «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. Желательно самостоятельно ознакомится с партией другого участника ансамбля. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями; работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено). VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 1. Список рекомендуемых нотных сборников 1. Азбука игры на фортепиано. Ансамбли. III ч. / Сост. С. Барсукова, Н. Мордасов, Г. Балаев. – Ростов-на-Дону, 2002. 17 2. Альбом для домашнего музицирования на фортепиано. Вып.2 / Сост. С. Мовчан. – М., 1996 3. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. – М., 1989. 4. Балаев Г. Фортепианные ансамбли. – Ростов-на-Дону, 2000. 5. Баренбойм Н., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Школа игры на фортепиано. Вып. 1. – М., 2001. 6. Геталова О. «Веселый слоненок» фортепианные ансамбли. - СПб., 2004. 7. Джаз в 4 руки для учащихся средних классов / Сост. и переложение В. Дуловой. – СПб., 2001. 8. За роялем всей семьей: Популярные произведения в переложении для фортепиано в 4 руки. Играем Чайковского. – СПб., 2003. 9. Зимний вечер: фортепианные ансамбли для учащихся ДМШ / Сост. Л. Фигуровская. – М. 2003. 10. Играем в ансамбле. Облегченные переложения популярной музыки для средних классов детских муз. школ. – СПб., 2003 11. Играем вдвоем: Ансамбли для фортепиано в 4 руки / Сост. А. Борзенков. – М., 1998. 12. Мордасов Н. Сборник джазовых произведений для фортепиано. – Ростов-на-Дону, 1999. 13. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки / Сост. Ю. Маевский. Вып. 1. – СПб., 2002. 14. Первые шаги маленького пианиста / Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. – М., 1993. 15. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. Вып. 1 / Сост. С. Барсуков. – Ростов-на-Дону, 2003 16. Сборник пьес для фортепиано в 4 руки / Сост. Н. Азарашвили. – Л., 1963. 17. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. Ч. I, II / Сост. С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. – Л., 1990. 18 18. Сотникова О. «Играем с удовольствием» Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки. – СПб., 2005. 19. Хрестоматия педагогического репертуара. Вып. II, 3-4 кл. / Сост. Н. Любомудровой, К. Сорокина, А. Туманян. – М., 1966. 20. Хромушин О. Композиция на тему произведений Д. Гершвина в 4 руки для фортепиано. III-V год обучения. – СПб., 2001. 2. Список рекомендуемой методической литературы. 1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М., 1973. 3. Благой Д. 1974. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования. В. 2. – М., 1996. 4. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально- педагогический процесс. – М., 1979. 5. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. В. 8. – М., 1973. 6. Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. № 4. – М., 2001 7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. – М., 1988. 8. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. – М., 1965. 9. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М., 2002. 10. Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. – М., 2005. 11. Петрушин В. Музыкальная психология. – М., 1997. 12. Тургенева Э. О некоторых вопросах развития способностей учащихся в классе фортепиано. – М., 1970. 19 творческих