Рабочая программа по учебному предмету "Рисунок"

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом
федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

«Декоративно-прикладное творчество». Рисунок -

основа

в

области

изобразительного

искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок
является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе
учебные

предметы «Рисунок», «Живопись»

и «Композиция

станковая»

дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному
восприятию предметного мира обучающимися. Учебный предмет «Рисунок» - это
определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения
знаний

и

последовательного развития

умений

и

навыков.

Программа

по

рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти
задания

помогают

закономерность

познать

строения

и осмыслить

окружающий

мир,

понять

форм природы и овладеть навыками графического

изображения. Срок реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 5 лет. При
реализации
учебных

программы
занятий

учебного

предмета «Рисунок» продолжительность

составляет 33 недели ежегодно при 8-летнем и 5-летнем

обучении.
Общий

объем максимальной учебной

нагрузки (трудоемкость

в часах)

учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 8 лет и сроком обучения 5 лет

составляет 726 часов,

в

том

числе

аудиторные

занятия - 396

час,

самостоятельная работа- 330 часов.
Сведения о затратах учебного времени и графики промежуточной аттестации
при 8-летнем обучении
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
классы
полугодия
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

Всего
часов

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
4

5

6

7

8

7
48

8
51

9
48

10
51

11
32

12
34

13
32

14
34

15
32

16
34

396

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

330

80

85

80

85

64

68

64

68

64

68

726

заче
т

заче
т

заче
т

экзам
ен

зачет

Сведения о затратах учебного времени и графики промежуточной аттестации
при 5-летнем обучении
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
классы
полугодия
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

Всего
часов

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
1

2

3

4

5

1
48

2
51

3
48

4
51

5
32

6
34

7
32

8
34

9
32

10
34

396

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

330

80

85

80

85

64

68

64

68

64

68

726

заче
т

заче
т

заче
т

зачёт

зачет

Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме
аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций.
Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в
форме

мелкогрупповых

занятий

численностью

от 4

до 10

человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс

обучения

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного

и

индивидуального подходов.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету
«Рисунок»

предпрофессиональной

программы

«Декоративно-прикладное

творчество» со сроком обучения 5 лет при 8-летнем обучении составляет:
• аудиторные занятия:
4 - 5 классы – по 3 часа в неделю;
6- 8 классы – по 2 часа в неделю;
• самостоятельная работа:
4 – 8 классы – по 2 часа в неделю
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету
«Рисунок» предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное
творчество» со сроком обучения 5 лет при 5-летнем обучении составляет:
• аудиторные занятия:
1 - 2 классы – по 3 часа в неделю;
3 – 4 - 5 классы – по 2 часа в неделю;
• самостоятельная работа:
1 – 5 классы – по 2 часа в неделю
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на
выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры
(выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях,
конкурсах

и

культурно-просветительской

деятельности образовательного

учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам,

зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим

мероприятиям.

Консультации

могут

проводиться рассредоточено или в счет

резерва учебного времени.
Цель программы: художественно-эстетическое развитие личности ребенка,
раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения
программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению
в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства.

Задачи программы:
1. освоение терминологии предмета «Рисунок»;
2. приобретение

умений

грамотно

изображать

графическими средствами с

натуры и по памяти предметы окружающего мира;
3. формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе
решения технических и творческих задач;
4. приобретение

навыков

работы

с

подготовительными

материалами:

набросками, зарисовками, эскизами;
5. формирование

навыков передачи объема

и

формы, четкой

конструкции

предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на
которых они расположены.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения:
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач
учебного

предмета и основаны

на

традициях изобразительного творчества.

проверенных методиках и сложившихся

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№

Наименование
раздела, темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие
Раздел 1. Технические
приемы в освоении
учебного рисунка

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

Вводная беседа о
рисунке. Организация
работы
Графические
изобразительные
средства
Рисунок простых
мелких предметов.
Симметрия.
Асимметрия.
Рисунок
геометрических фигур
и предметов быта.
Пропорция.
Силуэт.
Зарисовка чучела
птицы

Урок

1

-

1

урок

29

12

17

Урок

30

12

18

Урок

15

6

9

Урок

5

2

3

80

32

48

II полугодие
Раздел 2. Линейный
рисунок

2.1.

Зарисовка фигуры
человека

Урок

5

2

3

Урок

5

2

3

Урок

10

4

6

Урок

10

4

6

Раздел 3. Законы
перспективы.
Светотень

3.1

3.2

3.3

Линейные зарисовки
геометрических
предметов. Наглядная
перспектива
Светотеневая
зарисовка простых по
форме предметов
Зарисовка предметов
простой формы с
учетом тональной
окрашенности
Раздел 4. Живописный
рисунок. Фактура и
материальность.

4.1

4.2

Тональная зарисовка
чучела животного
(мягкий материал)
Зарисовка мягкой
игрушки

Урок

5

2

3

Урок

5

2

3

урок

10

4

6

Урок

5

2

3

Урок

15

6

9

Урок

14

6

8

урок

1
85

34

1
51

Раздел 5. Тональный
длительный рисунок

5.1

5.2

5.3

5.4
5.5

Рисунок предметов
быта на светлом и
темном тонах
Зарисовки по памяти
предметов
предыдущего задания
Натюрморт из двух
предметов быта
светлых по тону на
сером фоне
Натюрморт из двух
предметов быта
Контрольный урок

Второй год обучения
№

1.1

2.1

2.2

2.3

Наименование
раздела, тема

Раздел 1. Творческий
рисунок. Создание
художественного
образа графическими
средствами
Натюрморт с
комнатным
растениями на светлом
фоне
Раздел 2. Законы
перспективы.
Светотень.
Зарисовки
прямоугольника,
квадрата, круга в
перспективе
Зарисовка каркасных
проволочных моделей
в перспективе
Рисунок гипсового
геометрических тел
вращения (цилиндр,
конус, шар).

Вид учебного
занятия

Общий объем времени (в часах)
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка
I полугодия

Урок

15

6

9

Урок

10

4

6

Урок

10

4

6

Урок

15

6

9

2.4

2.5
2.6

Зарисовки предметов,
подобных телам
вращения, с натуры и
по памяти
Рисунок гипсового
куба
Зарисовки предметов
быта имеющих
призматическую
форму с натуры и по
памяти

урок

10

4

6

Урок

10

4

6

Урок

10

4

6

80

32

48

II полугодие
3.1.

4.1.
4.2.

Раздел 3. Линейный
рисунок
Наброски фигуры
человека
Раздел4.Живописный
рисунок. Фактура и
материальность.
Зарисовки чучела
птицы
Зарисовки предметов,
различных по
материалу

Урок

5

2

3

Урок

10

4

6

Урок

10

4

6

урок

20

8

12

Урок

20

8

12

Урок

19

8

11

урок

1
85

34

1
51

Раздел 5. Тональный
длительный рисунок

5.1

5.2

5.3

5.4

Натюрморта из двух
предметов быта
призматической
формы
Натюрморт из
предметов
призматической и
цилиндрической
формы
Натюрморт из
предметов простой
формы разных по тону
и материалу
Контрольный урок

Третий год обучения
№

Наименование
раздела, темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие
Раздел 1. Творческий
рисунок. Создание
художественного
образа графическими
средствами

1.1.

2.1.

2.2.

2.3.

3.1.

Тематический
натюрморт
«Осенний»
Раздел 2. Линейноконструктивный
рисунок
Натюрморт из
гипсовых
геометрических тел
Сквозной рисунок
предметов
комбинированной
формы
Зарисовки отдельных
предметов
комбинированной
формы с натуры и по
памяти
Раздел 3.
Тональный
длительный
рисунок
Натюрморт из
предметов быта, один
из которых имеет
комбинированную
форму,
расположенных на
уровне глаз учащихся

Урок

12

6

6

Урок

18

9

9

Урок

18

9

9

урок

12

6

6

Урок

12

6

6

64

32

32

II полугодие

4.1.

4.2.

Раздел 4. Линейноконструктивный
рисунок
Рисунок гипсового
орнамента
невысокого рельефа
Рисунок чучела
птицы
Раздел 5.
Тональный
длительный
рисунок

Урок

14

7

7

урок

14

7

7

5.1.

Натюрморт с чучелом
птицы

Урок

14

7

7

5.2.

Натюрморт из двух
предметов быта, один
из которых имеет
комбинированную
форму,
расположенных ниже
уровня глаз учащихся
Натюрморт из 2-х
предметов
комбинированной
формы разных по
тону
Контрольный урок

Урок

14

7

7

урок

11

6

5

Урок

1
68

34

1
34

5.3.

5.4.

Четвертый год обучения
№

Наименование
раздела, темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие
Раздел 1. Тональный
длительный рисунок

1.1.

1.2.

1.3.

2.1.

3.1.

Натюрморта из трех
гипсовых
геометрических тел
Рисунок однотонной
драпировки с
простыми складками
Натюрморт из
крупного предмета
быта и драпировки со
складками
Раздел 2.
Живописный
рисунок. Фактура и
материальность.
Натюрморт с
металлической и
стеклянной посудой
Раздел 3. Линейный
рисунок.
Зарисовки фигуры
человека в движении.

Урок

12

6

6

урок

12

6

6

Урок

12

6

6

Урок

12

6

6

Урок

16

8

8

64

32

32

II полугодие

4.1.

4.2.
4.3.

5.1.
5.2.

6.1.

6.2.

Раздел 4. Законы
перспективы.
Светотень.
Рисунок цилиндра в
горизонтальном
положении.
Построения
окружности в
пространстве
Зарисовки предметов
быта
Наброски по памяти
отдельных предметов
Раздел 5.
Тональный
длительный
рисунок.
Рисунок гипсового
шара
Натюрморт с
предметом
цилиндрической
формы в
горизонтальном
положении и
драпировкой
Раздел 6. Линейноконструктивный
рисунок.
Натюрморт в
интерьере с
масштабным
предметом
Натюрморт из трех
предметов быта и
драпировки со
складками

Урок

10

5

5

урок

10

5

5

Урок

10

5

5

Урок

10

5

5

урок

10

5

5

Урок

10

5

5

урок

8

4

4

68

34

34

Пятый год обучения
№

Наименование
раздела, темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка

I полугодие
Раздел 1. Тональный
длительный рисунок

1.1.

Натюрморт из трехчетырех гипсовых
геометрических тел

Урок

12

6

6

1.2.

1.3.

2.1.

2.2.

Рисунок драпировки
со сложной
конфигурацией
складок, лежащей на
геометрическом
предмете
Натюрморт из двухтрех предметов быта
и гипсового
орнамента высокого
рельефа и драпировки
со складками
Раздел 2. Линейноконструктивный
рисунок
Зарисовка части
интерьера с
архитектурной
деталью
Зарисовка головы
человека (обрубовка)

урок

12

6

6

Урок

12

6

6

Урок

16

8

8

урок

12

6

6

64

32

32

II полугодие

3.1.

3.2.

4.1.

5.1.

Раздел 3. Фактура и
материальность в
учебном рисунке
Натюрморт из
предметов с
различной фактурой
и материальностью и
четким
композиционным
центром
Рисунок фигуры
человека в интерьере
Раздел 4. Создание
художественного
образа
графическими
средствами
Тематический
натюрморт «Мир
старых вещей».
Раздел 5.
Тональный
длительный
рисунок.
Натюрморта из
предметов быта и

Урок

16

8

8

урок

16

8

8

Урок

18

9

9

урок

17

9

8

5.2.

драпировки со
складками (итоговая
работа)
Контрольный урок

Урок

1
68

34

1
34

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения
Ι полугодие
Раздел1. Технические приемы в освоении учебного рисунка
1.1. Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы.
Вводный

теоретический

урок.

Беседа

о

предмете

рисунок.

Организация

рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами,
принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка
руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно».
1.2. Тема. Графические изобразительные средства.
Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон»,
«тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление
и ослабление тона. Выполнение упражнений на деление вертикальных и
горизонтальных

отрезков

линии,

на

равные(четные

и нечетные)

части.

Использование карандаша как измерительного инструмента. Рисунок шахматной
доски. Деление прямоугольника на16 равных частей. Техника работы штрихом
в2

тона.

Рисунок

орнамента

с использованием

геометрических

элементов(квадрат, окружность и т д.). Закрепление навыков деление отрезков
на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция
листа. Формат А4. Материал– графитный карандаш. Самостоятельная работа:
рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению
штриховки и тональной растяжки, карандаш Т, ТМ, М.
1.3. Тема. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия.
Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев,
бабочек, коры деревьев. Копирование рисунков тканей, декоративных народных
орнаментов.

Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия»

в учебном

рисунке. Совершенствование техники работы штрихом. Формат А4. Материал–
графитный карандаш.

Самостоятельная работа: рисование простых плоских

предметов.
1.4. Тема. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции. Силуэт.
Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по соотношению
сторон

и

тону.

Понятие«силуэт».

Знакомство

со

способами визирования

карандашом. Правильная передача тональных отношений. Зарисовка силуэта
сухих растений и трав. Формат А4. Материал– графитный карандаш, гелиевая
ручка. Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы.
1.5. Тема. Зарисовка чучела птицы.
Силуэтные зарисовки чучела птицы. Передача пропорций, развитие глазомера.
Формат А4. Материал– графитный карандаш, тушь, кисть. Самостоятельная
работа: силуэтные зарисовки по памяти.
II полугодие
Раздел2. Линейный рисунок
2.1. Тема. Зарисовки фигуры человека.
Две

схематичные

зарисовки

фигуры

человека

в

статичном

состоянии.

Знакомство с основными пропорциями человека(взрослого, ребенка). Формат А4.
Материал– графитный карандаш. Самостоятельная работа: наброски фигуры
человека.
Раздел3. Законы перспективы. Светотень.
3.1.

Тема.

Линейные

зарисовки

геометрических

предметов.

Наглядная

перспектива.
Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел, расположенных
на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в положения уровня
глаз рисующего. Применение линий различного характера для выразительности
рисунка. Формат А4. Материал– графитный карандаш. Самостоятельная работа:
линейные зарисовки простых предметов.
3.2. Тема. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.

Знакомство с понятием«светотень». Тональная зарисовка отдельных предметов
быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону(без фона).
Светотеневая
Передача

прокладка

объемной

тона

формы

по
при

теням.

Понятие

помощи

о

градациях светотени.

светотени.

Композиция листа.

Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал– графитный карандаш.
Самостоятельная работа: светотеневые зарисовки предметов.
3.3.

Тема.

Зарисовка

предметов

простой

формы

с

учетом

тональной

окрашенности.
Тональная зарисовка предметов простой формы. Передача формы предметов с
учетом тональной окрашенности без фона. Композиция листа. Освещение
верхнее боковое. Формат А4. Материал– графитный карандаш. Самостоятельная
работа: зарисовки простых предметов с натуры и по памяти.
Раздел4. Живописный рисунок. Фактура и материальность
4.1. Тема. Тональная зарисовка чучела животного(мягкий материал).
Понятие о живописном рисунке. Зарисовки чучела животного. Знакомство с
приемами

работы

Выразительность

мягким
силуэта.

материалом.
Передача

Композиция

листа.

Пропорции.

материальности

меха.

Освещение

естественное. Формат А4. Материал– уголь, сангина.

Самостоятельная работа:

зарисовки животных с натуры и по памяти.
4.2. Тема. Зарисовка мягкой игрушки.
Зарисовки мягких игрушек, различных по характеру и пропорциям. Знакомство
с

приемами

работы

мягким

материалом.

Композиция

Выразительность силуэта. Освещение естественное.

листа. Пропорции.

Формат А4. Материал–

уголь, сангина. Самостоятельная работа: зарисовки игрушек с натуры и по памяти.
Раздел5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах.
Тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме и
светлых

по

тону,

пространственного

на

сером

фоне.

расположения

на

Выявление

объема

предметной

предмета

плоскости.

и

его

Передача

материальности. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4.

Материал– графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки простых
предметов с натуры.
5.2. Тема. Зарисовки по памяти предметов предыдущего задания.
Зарисовка

предметов,

Композиция

листа.

фруктов
Формат

и
А4.

овощей.

Выявление

Материал –

объема

графитный

предмета.
карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей.
5.3. Тема. Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне.
Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта простой формы и
светлых по тону на сером фоне. Особенности компоновки в листе группы
предметов с учетом освещения. Тоновое решение. Передача пространства и
взаимного расположения предметов на плоскости. Освещение верхнее боковое.
Формат А4. Материал– графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки
мелких предметов.
5.4. Тема. Натюрморт из двух предметов быта.
Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону.
Предметы расположены ниже уровня глаз. Выявление знаний, умений, навыков
полученных

в

первом

классе.

Освещение

верхнее

боковое.

Формат А-4.

Материал– графитный карандаш.
5.4. Тема. Контрольный урок.
Второй год обучения
I полугодие
Раздел1. Творческий рисунок.
Создание художественного образа графическими средствами.
1.1. Тема. Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне.
Рисование тематического натюрморта с комнатным растением и предметами
простой формы на светлом фоне. Композиция листа. Поэтапное светотеневое
изображение предметов. Выразительная передача образа, формы и строения
растения. Различное расположение листьев

в пространстве. Знакомство с

перспективными явлениями при рисовании с натуры растительных форм.

Особенности выполнения фона. Освещение верхнее. Формат А3. Материал–
графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки комнатных растений.
Раздел2. Законы перспективы и светотень в рисунке
2.1. Тема. Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе.
Рисование

упражнений

в

связи

с

темой

задания.

Линейный

рисунок

прямоугольного и квадратного листа бумаги в вертикальном и горизонтальном
положении

с

одной

и

двумя

горизонтальном положении.
рисующего(линия
перспективного

схода.

Закрепление

горизонта,
сокращения

точками

понятия

точка схода).
с

одной

и

построения окружности в перспективе.

Линейный рисунок круга в
об

Знакомство

уровне
с

глаз

понятием

двумя точками схода, с приемом
Линейно-конструктивные зарисовки

створки двери, оконного проема, стола и т. д. Композиция листа. Формат А4.
Материал– графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки мелких
предметов геометрическойформы.
2.2. Тема. Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе.
Линейный рисунок каркасных геометрических тел(куб, призма, параллелепипед).
Повторение правил перспективы. Углубленный анализ конструктивной формы
предметов. Грамотное построение предметов в соответствии с их различным
расположением к уровню зрения. Композиция листа. Формат А4. Материал–
графитный карандаш. Самостоятельная

работа:

зарисовки

мелких

предметов

геометрической формы.
2.3. Тема. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения(цилиндр, конус,
шар).
Рисунок

гипсовых

расположенных

геометрических

ниже

уровня

глаз.

тел

вращения(цилиндр,

Анализ

конструктивной

конус,

шар.),

формы

тел

вращения. Грамотное построение с учетом законов перспективы. Особенности
передачи объема. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат А4.
Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки мелких
предметов геометрической формы.

2.4. Тема. Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и по
памяти.
Закрепление

знаний

и

Светотеневая

передача

умений,
форм

полученных

предметов.

на

предыдущих

Тренировка

зрительной

занятиях.
памяти.

Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал– графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.
2.5. Тема. Рисунок гипсового куба.
Рисунок гипсового куба, расположенного ниже уровня глаз. Закрепление правил
перспективы. Грамотное построение. Композиция листа. Освещение верхнее
боковое. Формат А4. Материал– графитный карандаш. Самостоятельная работа:
зарисовки предметов геометрической формы.
2.6. Тема. Зарисовки предметов быта,

имеющих призматическую формус

натуры и по памяти.
Закрепление

знаний

и

Светотеневая

передача

умений,
форм

полученных

предметов.

на

предыдущем

Тренировка

зрительной

занятии.
памяти.

Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал– графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы.
II полугодие
Раздел3. Линейный рисунок
3.1. Тема. Наброски фигуры человека.
Рисование
пропорциях
линейного

сидящей
фигуры
наброска

фигуры

человека.

человека,
при

Закрепление

посадка,

минимальном

точка

знаний

опоры.

количестве

об

основных

Выразительность

графических

средств.

Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал– графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Раздел4. Живописный рисунок. Фактура и материальность
4.1. Тема. Зарисовки чучела птиц.
Рисование

птиц,

различных

по

характеру

формы

и

тональной

окраске.

Углубление знаний об особенностях живописного рисунка. Композиция листа.
Пропорции.

Выразительность

силуэта.

Передача

материальности оперения.

Освещение

естественное.

Формат

А3.

Материал–

уголь,

сангина.

Самостоятельная работа: зарисовки птиц по памяти.
4.2. Тема. Зарисовки предметов различных по материалу.
Рисование простых предметов, различных по материальности, матовых и
блестящих(дерево,

стекло,

металл

и

т.д.).

Особенности

моделирования

светотенью формы предметов разных фактур. Освещение направленное. Формат
А4. Материал– мягкий графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки
мелких предметов различной материальности.
Раздел5. Тональный длительный рисунок
5.2. Тема. Натюрморта из двух предметов быта призматической формы.
Рисунок натюрморта из предметов призматической формы(книги, коробки,
шкатулки и т.д.), расположенных ниже уровня глаз. Возможно включение
мелких

предметов.

Композиционное

размещение,

прорисовка

конструкции,

уточнение пропорций и перспективного построения. Тональная проработка
формы

предметов.

Обобщение

тональных

отношений.

Освещение

верхнее

боковое. Формат А3. Материал– мягкий графитный карандаш. Самостоятельная
работа: композиционные наброски.
5.3. Тема. Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической формы.
Рисунок натюрморта из предметов быта
драпировки
Пропорции.
контрастное.

с

крупным

рисунком,

Выразительность
Формат

А3.

на

силуэта
Материал–

различных по форме, на фоне
уровне
группы
мягкий

глаз.

Композиция

предметов.
графитный

листа.

Освещение
карандаш.

Самостоятельная работа: копирование рисунков ткани.
5.4. Тема. Натюрморт из предметов простой формы, различных по тону и
материалу.
Рисунок натюрморта из предметов кухонной утвари или предметов домашнего
обихода. Выявление знаний, умений, навыков полученных во втором классе.
Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал– графитный карандаш.
5.4. Тема. Контрольный урок.
Третий год обучения

I полугодие
Раздел1. Творческий рисунок.
Создание художественного образа графическими средствами
1.1. Тема. Тематический натюрморт «Осенний».
Тональный
простой

рисунок
формы,

муляжи

последовательности
определенной

тематического
овощей

ведения

степени

натюрморта «Осенний» (предмет
и

рисунка,

завершенности.

фруктов).
умение
Овладение

Освоение
доводить

быта

принципов
рисунок

начальными

до

навыками

целостного видения натуры. Развитие композиционного мышления, работа над
эскизом.

Фон

нейтральный.

Освещение

Материал– графитный карандаш.

верхнее

боковое.

Формат

А-3

Самостоятельная работа: композиционные

зарисовки овощей и фруктов.
Раздел2. Линейно-конструктивный рисунок
2.1. Тема. Натюрморт из гипсовых геометрических тел.
Рисунок натюрморта из двух гипсовых геометрических тел с введением легкого
тона(куб, цилиндр или конус). Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.
Композиция

листа.

Формат

А3.

Материал–

графитный карандаш.

Самостоятельная работа: рисование геометрических предметов по памяти.
2.2. Тема. Сквозной рисунок предметов комбинированной формы.
Тональные зарисовки трех отдельных предметов комбинированной формы,
расположенных на разных уровнях глаз учащихся(бидон, крынка, гипсовая ваза
и т.д.). Фон светлый. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал–
графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
2.3. Тема. Зарисовки предметов комбинированной формы с натуры и по памяти.
Зарисовки отдельных предметов комбинированной формы с натуры и по
памяти. Тренировка зрительной памяти. Формат А4. Материал– графитный
карандаш. Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов.
Раздел3. Тональный длительный рисунок
3.1. Тема. Натюрморт из предметов быта, расположенных на уровне глаз учащихся.

Тональный рисунок натюрморта из нескольких предметов быта различных по
тону и материалу, один из которых имеет комбинированную форму, на уровне
глаз обучающегося. Композиция листа, выбор формата. Точность передачи
пропорций

и

силуэта

предметов.

Фон

нейтральный,

средний

по тону.

Освещение нижнее боковое. Формат А-3, Материал– графитный карандаш.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.
II полугодие
Раздел4. Линейно-конструктивный рисунок
4.1. Тема. Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа.
Линейно-конструктивный рисунок простого симметричного гипсового орнамента
невысокого рельефа с введением легкого тона. Предельно точная передача
конструктивных особенностей рисунка орнамента. Последовательность ведения
рисунка.

Освещение

верхнее

боковое.

Формат А-3. Материал– графитный

карандаш. Самостоятельная работа: копирование орнаментов с образцов.
4.2. Тема. Рисунок чучела птицы.
Линейно-конструктивный рисунок чучела птицы с введением легкого тона.
Выявление

конструктивных

особенностей

формы.

Точность

передачи

характерности изображаемого предмета. Фон светлый. Освещение верхнее
боковое. Формат А3. Материал– графитный карандаш. Самостоятельная работа:
наброски и зарисовки птиц.
Раздел5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Натюрморт с чучелом птицы.
Закрепление

материала

предыдущего

задания.

Грамотная

компоновка

натюрморта в листе. Передача больших тональных отношений. Выявление
локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени.
Цельность изображения натюрморта. Продолжение знакомства с приемами
работы мягким материалом. Фон

светло-серый нейтральный. Формат А3.

Материал— уголь, сангина, мел. Самостоятельная работа: наброски и зарисовки
птиц.
5.2. Тема. Натюрморт из крупных предметов быта.

Тональный рисунок натюрморта из крупных предметов быта, расположенных
ниже уровня глаз(на полу). Предметы натюрморта контрастны по тону и
размеру. Особенности передачи перспективного сокращения(ракурса). Выделение
композиционного центра. Выявление больших тональных отношений. Передача
объема предметов и пространства в натюрморте. Освещение верхнее боковое.
Формат

А3.

Материал– графитный карандаш.

Самостоятельная работа:

композиционные зарисовки из предметов быта.
5.3. Тема. Натюрморт из2-х предметов комбинированной формы, различных по
тону.
Закрепление всего материала, пройденного в3 классе. Грамотная компоновка
натюрморта

в

листе.

Построение

предметов

с

учетом

перспективных

сокращений, выявление их объема и пространственного расположения с учетом
освещения. Цельность изображения натюрморта. Освещение верхнее боковое.
Формат А3. Материал – графитный карандаш.
5.4. Тема. Контрольный урок.
Четвертый год обучения
II полугодие
Раздел1. Тональный длительный рисунок
1.1. Тема. Натюрморт из трех гипсовых геометрических тел.
Рисунок натюрморта из трех гипсовых геометрических тел с фоном и
тональным разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в
рисовании

гипсовых

геометрических

тел,

полученных

в

третьем

Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Применение

классе.

в рисунке

основных правил перспективы. Выявление объема предметов и пространства в
натюрморте. Фон серый. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал–
графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
1.2. Рисунок однотонной драпировки с простыми складками.
Тональный рисунок драпировки в трех плоскостях с простыми складками.
Знакомство с формообразованием складок ткани и методом их изображения.
Построение складок драпировки с учетом пространства, ритма и воздушной

перспективы, выявление их объема при помощи светотени. Фон нейтральный.
Освещение четко направленное. Формат А2. Материал– графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий с работ
старых мастеров.
1.3. Тема. Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки со складками.
Тональный рисунок натюрморта из крупного предмета быта и драпировки со
складками. Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Передача
конструкции предмета и ритма складок драпировки. Передача пространства в
натюрморте с учетом линейной и воздушной перспективы. Выявление объема
предмета и складок с помощью светотени. Фон нейтральный. Освещение
верхнее,

боковое.

Формат

А2.

Материал–

графитный

карандаш.

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Раздел2. Живописный рисунок. Фактура и материальность
2.1. Тема. Натюрморт с металлической и стеклянной посудой.
Натюрморт
Характерные

с

предметами
особенности

разной

материальности

передачи

из

материальности

металла
металла

и

стекла.

и

стекла

графическими средствами. Грамотная компоновка в листе. Передача больших
тональных отношений. Цельность изображения натюрморта. Фон нейтральный.
Освещение четко направленное. Формат А2 Материал– графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки металлических и стеклянных предметов.
3. Раздел. Линейный рисунок
3.1. Тема. Зарисовки фигуры человека в движении.
Ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями
линейного рисования человека. Пластика движений. Формат А4. Материал–
графитный карандаш(3М-9М). Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
II полугодие
Раздел4. Законы перспективы. Светотень
4.1. Тема. Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Методы построения
окружности в пространстве.

Линейный рисунок окружности в перспективе(вертикальная плоскость). Точное
построение

окружности

с

учетом

перспективного

сокращения. Передача

выразительности линий в пространстве. Линейно-конструктивный (сквозной)
рисунок цилиндра в горизонтальном положении с введением легкого тона, с
сохранением линий построения, без фона, с прокладкой тона в собственных и
падающих

тенях.

Освещение

верхнее,

боковое.

Формат

А3. Материал–

графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
4.2. Тема. Зарисовки предметов быта в горизонтальном положении.
Линейно-конструктивный(сквозной)

рисунок

предметов

формы(ведро,

и

в

введением

кружка,

легкого

кастрюля

тона.

т.д.)

Закрепление

быта цилиндрической

горизонтальном положении

материала

предыдущего задания

с
на

примере предметов быта. Построение предметов с учетом пропорций, линейной
и воздушной перспективы. Освещение верхнее, боковое. Формат А3. Материал–
графитный карандаш. Самостоятельная работа: наброски предметов быта.
4.3. Тема. Наброски по памяти отдельных предметов быта.
Наброски отдельных предметов быта из предыдущего задания по памяти
Развитие зрительной памяти и выработка глазомера. Закрепление навыков
рисования окружности в перспективе. Формат А4. Материал– графитный
карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки групп предметов.
Раздел5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Рисунок гипсового шара.
Тональный рисунок гипсового шара на нейтральном фоне. Композиция листа.
Выявление объема, с точной передачей светотеневых градаций(от блика до
падающей

тени),

применение

штриха

по

форме.

Освещение верхнее,

контрастное. Формат А-3, Материал– графитный карандаш. Самостоятельная
работа: зарисовки фруктов и овощей.
5.2. Тема. Натюрморт с предметом цилиндрической формы в горизонтальном
положении и драпировкой.
Закрепление материала предыдущих заданий. Грамотная компоновка натюрморта
в листе. Последовательность ведения рисунка, выполнение эскизов, перевод на

формат. Передача больших тональных отношений. Выявление локального тона,
объема

и

пространства

в

натюрморте

с помощью

светотени.

Цельность

изображения натюрморта. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал–
графитный

карандаш.

Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из

предметов быта.
Раздел6. Линейно-конструктивный рисунок
6.1. Тема. Натюрморт в интерьере с масштабным предметом.
Линейно-конструктивная зарисовка угла интерьера(комната, класс, коридор) с
введением масштабного предмета(стол, стул и др.). Соотношение масштаба
предмета

с

пространством

интерьера.

Компоновка

изображения

в листе.

Построение фрагмента интерьера с учетом линейной и воздушной перспективы.
Прокладка тона в собственных и падающих тенях. Освещение направленное.
Формат А2, А3. Материал– графитный карандаш. Самостоятельная работа:
зарисовки интерьера.
6.2. Тема. Натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками.
Закрепление всего материала, пройденного в процессе обучения. Грамотная
компоновка

натюрморта

перспективных
расположения

в

сокращений,
с учетом

листе.

Построение

выявление

освещения.

их

объема

предметов
и

с

учетом

пространственного

Владение приемами рисунка,

умение

пользоваться графическими средствами. Освещение верхнее боковое. Формат А
2. Материал – графитный карандаш.
Пятый год обучения
I полугодие
Раздел1. Тональный длительный рисунок
1.1. Тема. Натюрморт из трех-четырех гипсовых геометрических тел.
Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел с фоном и тональным
разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в рисовании
гипсовых геометрических тел, полученных в процессе обучения. Компоновка
изображения предметов в листе, выбор формата. Применение в рисунке
основных правил перспективы. Грамотная постановка предметов на плоскости.

Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фон серый.
Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал– графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
1.2. Тема. Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на
геометрическом предмете.
Тональный рисунок светлой драпировки со сложной конфигурацией складок,
лежащей на геометрическом предмете(цилиндр, шар). Передача зависимости
характера складок от особенности формы предмета. Выявление основных
пропорций складок и их конструкций. Передача объема и пространства с
помощью светотени. Более глубокое изучение закономерностей образования
складок, закрепление знаний, полученных в четвертом классе. Освещение
направленное. Формат А3. Материал– графитный карандаш. Самостоятельная
работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий с работ старых мастеров.
1.3. Тема. Натюрморт из предметов быта и гипсового орнамента высокого
рельефа с драпировкой.
Тональный рисунок натюрморта из предметов быта с введением орнамента
высокого рельефа и драпировки со складками Компоновка натюрморта в листе,
выбор формата. Выявление пространства и материальности с помощью тона,
тональная разработка деталей, обобщение. Освещение верхнее, боковое. Формат
А-2.

Материал–

графитный

карандаш. Самостоятельная работа: создание

набросков.
Раздел2. Линейно-конструктивный рисунок
2.1. Тема. Зарисовка части интерьера с архитектурной деталью.
Рисование фрагмента интерьера с архитектурной деталью(окно, дверь и т.д.) с
выраженным

смысловым

и

композиционным

центром.

Развитие

объемно

пространственного мышления, углубление знаний по практическому применения
закономерностей перспективы. Построение интерьера с учетом линейной и
воздушной

перспективы,

передача

глубокого

пространства, величины

и

пропорций предметов в интерьере, их пространственная связь. Компоновка

изображения

в

листе,

выбор

формата.

Материал–

графитный

и цветной

карандаш, маркер. Самостоятельная работа: зарисовки интерьера.
2.2. Тема. Зарисовка головы человека (обрубовка).
Ознакомление с основными пропорциями, правилами и особенностями линейноконструктивного рисования головы человека, на примере гипсовой обрубовки.
Формат

А3.

Материал –

графитный

карандаш

Самостоятельная работа:

конструктивный рисунок обрубовки по памяти.
II полугодие
Раздел3. Живописный рисунок. Фактура и материальность
3.1.Тема. Натюрморт из предметов с разной фактурой и материальностью и
четким композиционным центром.
Рисунок натюрморта повышенной сложности из предметов быта(стекло, металл,
керамика, дерево и т.д.). Реализация накопленного опыта за предшествующий
период обучения. Демонстрация навыков в передаче фактуры предметов с
выявлением их объемной формы и планов, на которых они расположены.
Передача материальности предметов с соблюдением общего тона. Четкость в
последовательности

выполнения

работы.

Формат А3. Материал по выбору.

Самостоятельная работа: наброски различными художественными материалами.
3.2. Тема. Зарисовка фигуры человека в интерьере.
Зарисовки фигуры человека в интерьере, с передачей его рода деятельности.
Раскрытие

образа

человека

через

тематическую

постановку.

Передача

пропорций человеческой фигуры, выявление самого характерного, взаимосвязи
фигуры

с

интерьером.

Совершенствование

навыков

работы мягкими

материалами. Формат по выбору. Самостоятельная работа: наброски фигуры
человека в движении.
Раздел4. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими
средствами
4.1. Тема. Тематический натюрморт «Мир старых вещей».
Последовательность ведения рисунка, выполнение эскизов, поиск пластической
идеи будущей работы. Перевод эскиза на формат. Расширение композиционных

понятий. Владение приемами рисунка, умение профессионально пользоваться
графическими средствами. Выразительное решение постановки с передачей ее
эмоционального

состояния.

Формат

А3.

Материал– графитный карандаш.

Самостоятельная работа: выполнение копий с работ старых мастеров.
Раздел5. Тональный длительный рисунок
5.1. Тема. Натюрморт из предметов быта и драпировки со складками.
Самостоятельное использование полученных знаний, умений и навыков. Эскиз,
формат,

пропорции,

моделировка

деталей,

общий

тон. Материальность,

художественная выразительность, завершенность работы.
5.1. Тема. Контрольный урок.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
• знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
• знание законов перспективы;
• умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
• умение моделировать форму сложных предметов тоном;
• умение последовательно вести длительную постановку;
• умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
• умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
• навыки владения линией, штрихом, пятном;
• навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
• навыки передачи фактуры и материала предмета;
• навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оперативное
управление
учебным
процессом
невозможно

без

осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно
через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая

функции. Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая
и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля
качества

освоения

конкретной

темы или

раздела

по

учебному предмету.

Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и
домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.
Виды и формы промежуточной аттестации:
• Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по
полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в
форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся в
форме творческого просмотра работ обучающихся за пределами аудиторных
занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации. В рамках
подготовки к промежуточной итоговой аттестации проводятся консультации.
По

результатам

Критерии оценок
текущей и промежуточной

аттестации

выставляются

оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка5 «отлично»
Предполагает:
• самостоятельный выбор формата;
• правильную компоновку изображения в листе;
• последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
• умелое использование выразительных особенностей применяемого
графического материала;
• владение линией, штрихом, тоном;
• умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
• умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
• творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:

• некоторую неточность в компоновке;
• небольшие недочеты в конструктивном построении;
• незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как
следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
• некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка3 «удовлетворительно»
Предполагает:
• грубые ошибки в компоновке;
• неумение самостоятельно вести рисунок;
• неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в
построении и тональном решении рисунка;
• однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
• незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме
практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением
теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется
зарисовками

по

памяти

желательно

сопровождать

и

представлению.
демонстрацией

Выполнение
лучших

каждого задания

образцов аналогичного

задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в
репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем
приемов и порядка ведения работы. На

начальном

этапе

обучения

должно

преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических
приемов

ее

решения, что

обеспечит

грамотное

выполнение

практической

работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом
случае

роль преподавателя - направляющая и корректирующая.

действенных и результативных методов в освоении рисунка,

Одним

из

несомненно,

является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность
обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты

мастерства.

Каждое

задание

предполагает

решение

творческих

задач,

которые

сообщаются

преподавателем

выполнения

задания.

Поэтому

степень

определенных

законченности

определяться степенью решения поставленных задач.
программы

от

обучающихся

требуется

не

По

учебно-

перед

началом

рисунка
мере

только отработка

будет

усвоения
технических

приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в
методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой
теме

занятия,

предмета

что

способствует

обучающимися.

более

Активное

плодотворному освоению учебного
использование

учебно-методических

материалов необходимо обучающимся для успешного восприятия содержания
учебной программы.
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная
программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003
2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство
Академии художеств СССР, 1963
3. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957
4. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961
5. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.
№2002 «Дошкол. воспитание», №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» – 2е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984
6. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.:
Эксмо, 2010
7.

Лушников

пособие

для

Б.

Рисунок.

студентов

Изобразительно-выразительные

вузов,

обучающихся

по

средства:

учеб.

специальности «Изобраз.

искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2006

8.

Медведев

Л.

Формирование

графического

художественного

образа

на

занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед.
ин-тов. - М.: Просвещение, 1986
9. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010
10. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов.
Под ред. А. Серова. М: Просвещение, 1975
11. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец.
2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». 2-е изд., перераб. М.:
Просвещение, 1985
12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989
13.

Учебный

рисунок:

Учеб.

пособие/

Ин-т

живописи,

скульптуры

и

архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва. - М.:
Изобраз. искусство, 1981
13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России
первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002
14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической
анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О.
Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006
Учебно – методическое обеспечение.
Средства обучения:


Материальные:

учебные

аудитории,

специально

оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;


Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,

фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные
доски.


Демонстрационные:

демонстрационные модели.

муляжи,

чучела

птиц

и

животных,

гербарии,



Электронные

мультимедийные

образовательные
универсальные

ресурсы:

мультимедийные

энциклопедии,

сетевые

учебники,

образовательные

ресурсы.


Аудиовизуальные:

слайд-фильмы,

видеофильмы,

учебные

кинофильмы,

аудиозаписи.
Учебно-методические

материалы:

учебник;

учебные пособия;

презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео фрагменты);
учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия,
указания);

учебно-методические

разработки (рекомендации,

пособия)

к

практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для
самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по
выполнению контрольных и самостоятельных работ.
Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и
учебные

пособия;

обучающие

компьютерные

программы;

контролирующие

компьютерные программы; видеофильмы.
Справочные

и

дополнительные

материалы:

нормативные

материалы;

справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы
и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».