Рабочая программа по учебному предмету "Прикладное творчество"

I. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработанана
основании и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной программе в области декоративноприкладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Учебный

предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в комплексе
предметов программы «Декоративно-прикладное творчество». Он является
базовой составляющей для последующего изучения предметов в области
изобразительного искусства. Программа учебного предмета «Прикладное
творчество» направлена насоздание

условий для познания учащимися

приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и
развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на
формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через
пробуждение интереса к национальной культуре. Программа включает в
себя четыре раздела, объединенных однойтемой, содержанием которой
являются

задания,

составленные

исходя

извозрастных

возможностей

детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с
изобразительной

деятельностью,

дети,

на

протяжении всего

курса

обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с
композиционным

центром

выразительность

пятна,

формата,
линии,

учатся

обращать внимание

образность

цвета.

Знакомясь

на
с

различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его
многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые
вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с
традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче
традиций из поколения в поколение.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных
форм

проведения

прослушивание

занятий:

музыки,

просмотр

применение

тематических

игровых

приемов

фильмов,
обучения,

выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают
музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства
профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей
секреты прикладного творчества.
Учебный предмет «Прикладное творчество» реализуется при 8-летнем сроке
обучения в 1-3 классах.
Объем учебного времени и виды учебной работы
Вид учебной
работы
класс
полугодие
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

Годы обучения
1

Всего
часов

2

3

1
48

2
48

3
48

4
51

5
48

6
51

294

32

32

33

33

33

33

196

80

80

81

84

81

84

490

З.

З.

З.

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями

и

учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой
форме, численность группы – от 4 до10 человек. Для развития навыков
творческой работы
дифференциации

учащихся,

программой

предусмотрены

методы

и индивидуализации на различных этапах обучения.

Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а
также 1 час самостоятельной работы.
Цель программы:

Выявление

одаренных

детей

в

области

изобразительного искусства в раннем детском возрасте; формирование у
детей
умений

младшего
и

школьного

навыков

в

возраста

области

комплекса начальных

знаний,

декоративно-прикладного творчества;

формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой
части культуры духовной.
Задачи программы:
обучающие:
- научить основам художественной грамоты;
- сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
- овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчестваи
основами художественного мастерства;
- научить

практическим

навыкам

создания

объектов

в

разных

видахдекоративно-прикладного творчества;
- научить приемам составления и использования композиции вразличных
материалах и техниках;
- научить творчески использовать полученные умения и практические
навыки;
- научить

планировать

последовательность

выполнения

действий

иосуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
воспитательно-развивающие:
-пробудить

интерес

к

изобразительному

и

декоративно-прикладному

творчеству;
- раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого
ребенка;
- формировать творческое отношение к художественной деятельности;
- развивать
воображение;

художественный

вкус,

фантазию,

пространственное

- приобщить к народным традициям;
- воспитать

внимание,

аккуратность,

трудолюбие,

доброжелательное

отношение друг к другу, сотворчество.
Программа «Прикладное творчество» содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы«Содержание учебного предмета».
Методы обучения.
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
- объяснительно-иллюстративный (демонстрация

методических пособий,

иллюстраций);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- творческий (творческие задания, участие детей в конкурсах);
- исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).

Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит
рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески
подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные
им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и
практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного
материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного
ведения работы.
Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале. Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного предмета. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к
библиотечным фондам
библиотеки.
пользоваться

Во

и

фондам

аудио

время самостоятельной

Интернетом

для сбора

и

видеозаписей

работы

школьной

обучающиеся

дополнительного

могут

материала

по

изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а
также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный
фонд

укомплектовывается

печатными

и

электронными изданиями

основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой
по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также
альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной
мебелью, наглядными пособиями.

II. Учебно –тематический план.
1 класс

№

Наименование
раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка
160
64
96
Раздел 1.Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с
элементами коллажа.
1.1. Дерево-рука
урок
9
4
5
1.2.

Букет цветов

Урок

8

3

5

1.3.

Осенние
листочки

Урок

9

4

5

1.4.

Пейзажнастроение

Урок

8

3

5

1.5.

Сказка.

Урок

9

4

5

Раздел 2. Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись.
2.1.

2.2.
2.3.

Беседа о росписи.
Знакомство с
элементами.
Копирование
образца
Творческая
работа: создание
композиции с
использованием
характерных
образов данной
росписи

Урок

8

3

5

Урок

9

4

5

Урок

8

3

5

Раздел 3. Текстиль. Ткачество.
3.1.
3.2.

3.3.
3.4.

3.5.
3.6.
3.7.

История ткацкого
ремесла
Основные
технические
приемы ткачества
Копирование
гобелена
Значение
колорита в работе
над гобеленом
Выполнение
эскиза гобелена
Пояс в технике
дерганье
Пояс в технике
дерганье

Урок

3

-

3

Урок

9

4

5

Урок

9

4

5

Урок

8

3

5

Урок

8

3

5

Урок

9

4

5

Урок

8

3

5

Раздел 4. Игрушка в различных техниках и материалах.
4.1.

Плешковская
игрушкасвистулька

Урок

7

3

4

4.2.

Чернышенская
глиняная кукла

Урок

8

3

5

4.3.

Колокольчик

Урок

8

3

5

4.4.

Матрешка

Урок

7

3

4

4.5.

Игрушкапогремушка

Урок

8

3

5

2 КЛАСС
№

Наименование
раздела, темы

1.1.
1.2.
1.3.

Мир, в котором я
живу
Натюрморт
Открытка

1.4.

Зима в городе

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка
165
66
99
Раздел 1.Работа с бумагой. Коллаж.
Урок
9
3
6
Урок
Урок

8
7

3
3

5
4

Урок

8

3

5

Раздел 2. Традиционные виды роспись. Кистевая роспись. Гжель.
2.1.

2.2.
2.3.

Беседа о
росписи.
Знакомство с
элементами
Копирование
образца
Творческая
работа создание
композиции с
использованием
характерных
образов данной
росписи

Урок

7

3

4

Урок

9

3

6

Урок

13

6

7

Раздел 3. Текстиль. Кружево и вышивка.
3.1.

Вышивка и
кружево в

Урок

5

-

5

русском костюме
3.2.

3.3.

3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

3.8.

История
кружевоплетения
на коклюшках в
России,
оборудование
Орнамент
сцепного
кружева,
полотнянка,
ажурные решетки
Копирование
образцов
Творческая
работа
Искусство
вышивки
Традиционная
вышивка
«Орловский
спис»
Орнаментальная
композиция
«Сказочные
птицы»

Урок

9

3

6

Урок

12

5

7

Урок

10

4

6

Урок

7

3

4

Урок

9

4

5

Урок

9

4

5

Урок

9

4

5

Раздел 4. Игрушка в различных техниках и материалах.Игрушка из природного
материала (солома, кукуруза).
4.1.

4.2.
4.3.
4.4.

Закладки на
основе косички
из 3-х, 5-и и 4-х
соломин.
«Сердечко»
«Птица»
«Лошадка»

Урок

7

3

4

Урок
Урок
Урок

9
9
9

4
4
4

5
5
5

3 КЛАСС
№

Наименование
раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка
165
66
99
Раздел 1.Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. Объемное моделирование
и конструирование.
1.1. Способы
Мастер10
4
6
создания фактуры
класс
на бумаге
1.2. Монотипия или
Мастер10
4
6

1.3.
1.4.
1.5.

2.1.

2.2.
2.3.

2.4.

мраморирование
Волнистый шар

класс
Урок

10

4

6

Елка объемная
Урок
10
4
6
Бумажная
Урок
10
4
6
бижутерия
Раздел 2. Традиционные виды росписи. Росписи по дереву (Городец и Мезень)
Беседа о видах
росписи.
Знакомство с их
художественностилистическими
особенностями
Копирование
образца
Эскиз росписи
разделочной
доски в
городецкой
технике
Эскиз росписи
прялки в
мезенской
технике

Урок

10

4

6

Урок

9

4

5

Урок

10

4

6

Урок

10

4

6

Раздел 3. Текстиль. Способы декорирования ткани
Роспись тканей.
Урок
8
3
5
Беседа о способах
нанесения узора
3.2. Печать на ткани
Урок
10
4
6
геометрического
орнамента
3.3. Печать на ткани
Урок
10
4
6
растительного
орнамента.
3.4. Батик. Свободная
Урок
10
4
6
техника росписи.
3.5. Техника росписи
Урок
9
4
5
«Холодный
батик».
Раздел 4. Игрушка в различных техниках и материалах.Игрушка из природного
материала (солома, кукуруза).
3.1.

4.1.

4.2.

Знакомство с
миром тряпичной
куклы. Кукла
«зайчик на
пальчик»
Кукла

Урок

9

3

6

Урок

10

4

6

4.3.

«Мартиничка»
Кукла
«Колокольчик»

Урок

10

4

6

III. Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с
учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей
развития их пространственного мышления; включает теоретическую и
практическую части. Теоретическая

часть

предполагает

знакомство

учащихся с техниками и способами работы с различными материалами,
а практическая часть основана на применении теоретических знаний в
учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети
получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а
также

умения

работы

вразличных техниках прикладного творчества.

Содержание программы включает следующие основные разделы:
Раздел1: Работа с бумагой.
Раздел2: Традиционные виды росписи.
Раздел3: Текстиль.
Раздел4: Игрушка в различных техниках и материалах.
Содержание программы направлено на освоение различных способов
работы с

материалами,

ознакомление

с

традиционными

народными

ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.
1 класс
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация
с элементами коллажа
1.1.

Тема: Дерево – рука. Познакомиться с особенностями декоративной

композиции:

плоскостность

изображения,

лаконичность

и

выразительность силуэта, локальные цветовые отношения. Использование
контрастных отношений локального цвета фона и пестрой аппликации,
которая на него наклеивается. Используется картон, цветная и пестрая
бумага из журналов, клей, ножницы.
Самостоятельная работа: «Веселые осьминожки». Придумать и выполнить
декоративную композицию с использованием отпечатков рук (гуашь,
акварель, формат А3).
1.2.

Тема:

Букет

цветов.

Познакомиться

с

техникой

мозаичной

аппликации. Узнать о виде монументального декоративно-прикладного
искусства- мозаика. Выполнить композицию из заранее подготовленных
кусочков бумаги разных оттенков одного цвета. Организовать плоскость
листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех
элементов композиции.

Задание

выполняется

на

картоне

с

использованием цветной бумажной мозаикой.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию осенних листьев.
1.3.Тема: Осенние листочки. Знакомство с понятием «простая и сложная
форма». Сравнение по форме различных листьев (рябина и липа, ясень
и дуб), и выявление их геометрической основы. Сравнение пропорций
частей в

сложных

составных

формах.

Понятия «симметрия»

и

«асимметрия». Использование цветной бумаги, картона, шаблона листьев,
декоративных маркеров.
Самостоятельная работа:

используя технику мозаичной аппликации

выполнить упражнение «Радуга-дуга», цветная мозаичная бумага, картон
формат А5.
1.4. Тема: Пейзаж-настроение. Используя навыки, приобретенные на
предыдущих

уроках,

эмоционального состояния

выполнить
природы

композицию
с

помощью

на

передачу
ритмически

организованных пятен. Работа выполняется из осенних листьев, цветной
мозаики на картона формат А4.
Самостоятельная работа: прочитать русские народные сказки, героями
которых являются звери.
1.5. Тема:

Сказка.

Познакомить

с

анималистическим

жанром

в

декоративно-прикладном искусстве. Выполнить иллюстрацию к русской
народной сказке в технике аппликации из кусочков рваной цветной
бумаги. Найти выразительное решение композиции, выполнить силуэтное
изображение животного. Использование цветной бумаги, цветного картона.
Самостоятельная работа: поинтересоваться есть ли у родных

или дома

глиняная игрушка, если есть, то узнать какая и принести на занятие.
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись
2.1. Тема: Филимоновская роспись. Беседа об истории возникновения и
развития росписи деревни Филимоново Тульской области. Знакомство с
ее орнаментальными мотивами,

видами узоров,

которыми

украшают

филимоновскую игрушку и способами их нанесения на поверхность.
Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы узором.
Возможно

создание

коллективной

композиции «Ярмарка

игрушек».

Работа ведется на формате А4 гуашью с использованием шаблонов.
Самостоятельная работа: вместе с родителями посмотреть информацию о
мастерах филимоновской игрушки и вписать ее в альбом домашних заданий.
2.2.

Тема:

Копирование

образца.

Выполнить

копию

росписи

филимоновской игрушки. Расписать нарисованную по шаблону фигурку
или готовую белую игрушку-свистульку простой формы, используя в
качестве образцов игрушки расписанные

мастерами,

а

также

схемы,

выполненные на предыдущих уроках. Используется акварель, гуашь, формат
А4.

Самостоятельная работа: разработать узор для филимоновского всадника и
барыни в альбоме домашних заданий.
2.3.

Тема:

Творческая

работа

«Праздничное

гуляние».

Создать

композицию с фигурками людей, зверей, птиц выполнив их роспись.
Закрепить пройденный материал. Используется акварель, формат А4,
орнаментальные схемы выполненные на первом уроке.
Раздел 3: Текстиль. Ткачество
3.1. Тема: История ткацкого ремесла. Просмотр фильма об истории
ткацкого ремесла, об оборудовании, необходимом для ткачества. На
основемузейных образцов познакомиться с видами ткачества.
3.2.

Тема:

картон к

Основные
ткачеству,

Познакомиться

технические
выполнить

с понятиями

зев,

приемы
простое
уток,

ткачества.
полотняное

долевая

нить.

Подготовить
переплетение.
Используется

картон, хлопковая и шерстяная нить, пластиковая иголка.
Самостоятельная работа: вклеить в альбом домашних заданий картинки
с изображением тканых изделий.
3.3.

Тема:

изобразительных

Копирование
средств (линия,

гобелена.
точка)

Используя
выполнить

возможности
копию

готового

гобелена с натуры, имитируя технику ткачества. Используется формат
А4, гуашь, акварель, фломастеры.
Самостоятельная работа: в альбоме домашних заданий выполнить копию
гобелена с его изображения на фотографии.
3.4. Тема: Значение колорита в работе над гобеленом. Выполнить
ассоциативную цветовую композицию на заданную тему (грустно-весело,
тепло-холодно и т.д.). Возможно использование фактуры для достижения
большей эмоциональной выразительности. Материалы: гуашь, формат А4.

Самостоятельная работа: Выполнить колористическую композицию на
заданную тему.
3.5. Тема: Выполнение эскиза гобелена. Симметрия и асимметрия в
декоративной композиции. Выполнить эскиз гобелена в цвете, используя
технику работы мазком, направленном только вертикально или только
горизонтально. Используется гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: Выполнить эскиз гобелена на заданную тему.
3.6.

Тема:

техникой

Пояс

в

технике «дерганье» (плоский).

выполнения

несложных

поясов

в

Познакомиться
технике

с

дерганье.

Используются толстые нити разных цветов.
Самостоятельная работа: повторить дома способ выполнения пояса.
3.7. Тема: Пояс в технике «дерганье» (квадратный). Познакомиться с
техникой выполнения несложных поясов в технике дерганье. Выполнить
небольшое изделие (шнурок, брелок). Используются толстые нити разных
цветов.
Самостоятельная работа: повторить дома способ выполнения пояса.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
4.1.

Тема: «Плешковская

игрушка – свистулька».

Познакомиться

с

традиционной глиняной игрушкой Орловского края и особенностями ее
выполнения. Освоить приемы лепки и декора плешковской игрушкисвистульки. Зарисовать образцы, фрагменты декора игрушек-свистулек.
Выполнить

игрушку

в

материале.

Используется

глина,

красители.

Самостоятельная работа: посмотреть информацию о мастерах игрушки,
зарисовать некоторые их работы в альбом домашних заданий.
4.2.Тема: «Чернышенская глиняная кукла». Познакомиться с традиционной
глиняной игрушкой Орловского края. Освоить приемы лепки и декора

чернышенской куклы. Зарисовать образцы фрагментов декора глиняной
куклы. Выполнить куклу в материале. Используется глина, красители.
Самостоятельная работа: посмотреть информацию о мастерах игрушки,
зарисовать некоторые их работы в альбом с домашними заданиями.
Принести на следующие занятие мелко порванные кусочки газеты.
4.3.

Тема:

Колокольчик (папье-маше).

прикладного

творчества

папье-маше.

Познакомиться

Выполнить

с

основу

техникой
формы

из

пластилина, послойно оклеить ее мелко порванной тонкой бумагой.
После полного

застывания

объемную

форму

расписать,

украсить

декоративными элементами. Используется пластилин, клей ПВА, мелко
порванная газета, гуашь.
Самостоятельная работа: закончить нанесение необходимого количества
слоев бумаги на пластилиновую форму, дать ей просохнуть.
4.4. Тема: Матрешка. Познакомиться с историей возникновения матрешки
– образа красавицы, воспетой в русских песнях и сказках. Расписать
матрешку

в

полховско-майданской

традиции.

Познакомиться

с

последовательностью работы над заготовкой: сначала лицо и руки, после
этого фоновые места на поверхности формы, затем разные элементы
декора. Используется гуашь, плотная бумага.
Самостоятельная работа: изучить литературу про русскую матрешку.
4.5. Тема: Игрушка-погремушка. Знакомство с традицией изготовления
предметов быта, игрушек, украшений, лаптей, туесков для хранения
продуктов из бересты. На примере простого изделия освоить приемы
работы с берестой. Вырезать заготовку по разметке. Разметить линии
сгиба согласно технологической карте, собрать игрушку. Используются
береста, ножницы, линейка, подкладная доска, горох.

Самостоятельная работа: изучение учебной литературы об изделия из
бересты.
2 класс
Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж
1.1.Тема: Мир, в котором я живу. На бумагу, согласно задумке
наклеить вырезанный из пестрой ткани силуэт. Импровизируя на тему
рисунка, нанесенного на ткань, выполнить композицию, дорисовывать
фон, как органическую среду для данного мотива. В процессе работы
необходимо соблюдение
колорит,

единого

характер рисунка,

определяется

значение

с

рисунком

ритм,

ткани

структура),

стиля (тот
таким

же

образом,

стилевого единства в композиции. Используется

ткань, гуашь, бумага формат А4.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичное задание на формате А5.

1.2.Тема: Натюрморт.

Используя

выразительное

сюжета.

решение

технику
Выбрать

коллажа

удачное

выполнить

композиционное

размещение предметов на плоскости. Составить эскиз аппликации, вырезать
отдельные его части по заготовленным лекалам из тканей различных по
фактуре и цвету и наклеить их согласно рисунку. Материалы: ткань,
кожа, бумага, фурнитура.
Самостоятельная работа: собрать в коллекцию разные по фактуре ткани и
бумагу.
1.3.Тема:

Открытка. Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о

симметрии и асимметрии, понятий ритмически расположенных форм.
Согласно

эскизу

продумать

порядок

формирования

изображения

способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость.

Используется

в

работе

цветная

бумага,

картон,

фетр,

фурнитура(пуговицы, пайетки, бусины).
Самостоятельная работа: выполнить композицию«Дерево» из пуговиц.
1.4.Тема: Зима в городе. Нарисовать эскиз панно, затем выполнить его
в технике коллажа с использованием различных материалов и способов
их обработки.

Используя

способ

бумагокручения,

основанный

на

умениискручивать полоски бумаги разной ширины и длины, возможно
получение объемных деталей композиции. Использование бумаги, ткани,
картона, дырокола и др.
Самостоятельная работа: подготовить некоторые детали композиции
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Кистевая роспись. Гжель
2.1. Тема: Кистевая роспись. Гжель. Беседа об истории возникновения
и развития кистевой росписи «Гжель». Знакомство с элементами(бордюр,
«мазок с тенью», капелька и др.) Изучить элементы росписи, овладеть
основными приемами их выполнения. Написать цветок или птицу в технике
«Гжель». Использование материалов: гуашь, формат А4.
Самостоятельная

работа:

в

альбоме

домашних

заданий

отработать

навыки работы кистью полученные на уроке.
2.2. Тема: Кистевая роспись. Гжель. Выполнение копии. Копирование
росписи.

Научиться

работать

по

образцу,

изучить

разнообразие

элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов.
Гуашь, керамическая плитка.
Самостоятельная работа: внимательно рассмотреть изделия с росписью,
и интересные элементы зарисовать в альбом домашних заданий.
2.3.Тема:

Кистевая

роспись.

Создание

композиции.

Повторение

основныхособенностей гжельской росписи (орнаментальные мотивы и

приемывыполнения

росписи).

Создать

свой

эскиз

и

выполнить

росписькерамической плитки. Роспись выполняется на керамической плитке
гуашью, по предварительно выполненному эскизу.
Самостоятельная работа: выполнить свой вариант росписи в технике
«Гжель».
Раздел 3: Текстиль. Кружево и вышивка
3.1. Тема: Кружево и вышивка в русском традиционном костюме.
Знакомство

с

предметами

быта

наших предков,

уклад

их

жизни.

Народный костюм - философия жизни русского народа, использование
орнамента и цвета в костюме.
Самостоятельная работа: прочитать литературу о женских ремеслах
3.2.

Тема:

История

оборудование.

Познакомиться

кружевоплетения в
оборудованием.

кружевоплетения
России,

с

на

коклюшках

в

историческими

технологией

Зарисовать характерные

плетения

мотивы

России,
центрами

кружева

сцепного

и

кружева.

Тонированная бумага, белая гелевая ручка, белая гуашь.
Самостоятельная

работа:

посмотреть

изделия

различных

кружевных

центров России.
3.3. Тема: Орнамент сцепного кружева, полотнянка, ажурные решетки.
Работа с образцами коклюшечного кружева в сцепной технике плетения.
Зарисовать наиболее распространенные образцы ажурных решеток в нем.
Работа ведется на тонированной бумаге белой гелевой ручкой.
Самостоятельная

работа:

посмотреть

орнаментальное

разнообразие

кружева в разных информационных источниках.
3.4. Тема: Копирование образцов коклюшечного кружева, выполненных
всцепной технике плетения. Обратить особое внимание на использование

ажурных

решеток.

Работа

ведется

на

тонированной

бумаге

белой

гелевой ручкой.
Самостоятельная работа: выполнить копию образца.
3.6.

Тема:

Творческая

уравновешенность

в

работа «Дерево».

композиции.

Беседа.

Выполнение

эскиза

Симметрия
по

и

мотивам

кружевасцепной техники плетения. Тонированная бумага, гуашь, гелевая
белая ручка.
Самостоятельная работа: продумать варианты орнаментального решения
композиции.
3.6. Тема: Искусство вышивки. Познакомиться с традиционной русской
вышивкой, узнать особенности основных центров вышивания (русский
Север, юг России, Ивановская, Владимирская области др.). Работая с
образцами, зарисовать геометрические и зооморфные мотивы вышивки.
Использование бумаги в клетку, фломастеров, гуаши.
Самостоятельная работа: вышивка в быту, посмотреть образцы вышивки.
3.7. Тема: Традиционная вышивка «Орловский спис». Познакомиться с
традиционной

вышивкой

орловского

края,

с

понятиями

симметрия

иасимметрия относительно вертикальной оси на примере орнаментальных
особенностей «Орловского списа».

Работая

с

образцами,

зарисовать

основные мотивы вышивки. Используются фломастеры красный и синий,
формат А4.
Самостоятельная

работа:

выполнить

эскиз

вышивки

по

мотивам

орловского списа.
3.8. Тема: Орнаментальная композиция “Сказочные птицы”. Беседа.
Симметрия

и

уравновешенность

в

трехчастной

композиции.

Декоративное заполнение плоскости орнамента. Выполнение эскиза по

мотивам

народных вышивок. Знакомство с народными поверьями,

связанными с изображениями птиц и разнообразными воплощениями этого
образа

в

декоративно-прикладном искусстве. Работа ведется на

тонированной бумаге гуашью.
Самостоятельная работа: продумать варианты орнаментального решения
композиции, её цветовое решение.
Раздел4: Игрушка в различных техниках и материалах. Игрушка из
природного материала(солома, листья кукурузы, рогоз).
4.1. Тема: Закладка на основе косички из 3-х, 5-и 4-х соломин, с двумя
основными.

Познакомиться

с

соломоплетением (рогозом,

листьями

кукурузы и т.д.), правилами заготовки растений, отбеливанием и крашением,
техникой

плетения.

Выполнить

плоские

плетенки–закладки

с

использованием разного количества соломин. Изделие выплетается из
соломы, фиксируется прочной нитью.
4.2. Тема: «Сердечко». Изготовление игрушек из природных материалов–
традиция,

уходящая

корнями

в

глубокое

прошлое.

История

сакральногозначения данных фигурок (птица, конь, солярные знаки).
Выполнениеобъемных фигурок из плоских плетенок. Освоение способов
соединения плетенок между собой. Работа выполняется из соломки,
фиксируется прочной нитью.
Самостоятельная работа: придумать возможные варианты фигурок из
плетеных соломенных полосок.
4.3. Тема: «Птица». Символика образа птицы в народном творчестве.
Знакомство с несколькими способами изготовления птиц, от которых
зависитконструкция изделия: птицы могут быть подвесными, стоячими
на двух ногах или на одной ноге-подставке. Работа выполняется из
лыка, цветныхнитей, ткани.

Самостоятельная работа: попробовать разные варианты изготовления
птицы из лыка.
4.4. Тема: «Лошадка». Знакомство с символикой образа коня в народном
творчестве. Выполнить фигурку лошадки. При изготовлении фигурки
соблюдать

последовательность,

которую

ученикам

необходимо

запомнить. Используется соломка, нитки.
Самостоятельная работа: посмотреть литературу по теме- образ коня в
народном творчестве.
3 класс
Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги.

Объемное

моделирование и конструирование
1.1. Тема: Способы создания фактуры на бумаге. Познакомиться со
способами создания фактуры на бумаге с помощью пленки и соли.
Результатом

работы

станут

обычной. Возможно

навыки

использование

получения

цветной

получившихся

бумаги

образцов

из
в

изготовлении изделий в других заданиях, а также при изготовлении
упаковки. Используется бумага, акварель, пищевая пленка.
Самостоятельная работа: повторить эксперименты с красками дома.
1.2. Тема:

Монотипия

способами получения

или

мраморирование.

«единственного

Познакомиться

отпечатка». Плавные

со

переходы

тонов монотипии усиливают декоративный эффект. Мраморирование –
оттиск с поверхности воды, монотипия – с любой гладкой плоскости.
Используются

в

работе

бумага,

акварель,

мыло,

чернила

мраморирования.
Самостоятельная работа: закрепление полученных на уроке навыков.

для

1.3.

Тема:

Конструирование

объемной

формы «Волнистый

шар».

Теоретические сведения. Понятие «круг», «овал». Правила деления круга
на равные части. Художественное конструирование объемных форм на
основе геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг,
овал, цилиндр). Техника изготовления «Волнистого шара». Сбор шара
из12 и 18 частей. Используемые материалы: бумага, циркуль, клей ПВА.
Самостоятельная работа: повторить способы деление окружности на
равные

части,

отработать

навыки

аккуратного

резания

бумаги

ножницами и ее сгибания.
1.4. Тема: Елка объемная. Система работы с бумагой построена по
принципу

от

простого

чертежи

легко

воспринимаются зрительно. Возможен индивидуальный подход:

более

подготовленным детям будет

менее

подготовленным
обучающий

и

к

сложному,
интересна

схемы
сложная

и

конструкция,

можно предложить упрощенный вариант.
развивающий смысл

задания

сохраняется.

При

этом

Используя

шаблон и правила симметричного вырезания подготовить детали елки.
Согласно схеме соединить части в общую форму. Используется плотная
бумага, линейка, ножницы, клей ПВА.
Самостоятельная работа: создание своих вариантов силуэта елки.
1.5.

Тема: Бумажная бижутерия.

Такой эксперимент в работе

с

бумагой позволит детям увидеть привычные вещи по-новому. Освоить
способы скручивания бумаги в трубочки. Форма бусины зависит от
способа

нарезки

дополнительными

бумаги

вставками

(прямоугольник

или

в снизке

стать

могут

треугольник),
гофрированные

элементы. Использование цветных страниц из глянцевых журналов (чем
толще бумага, тем больше бусина), ножницы, линейка, зубочистка, клей.
Самостоятельная работа: закончить работу над заданием дома, собрать
снизку из бусин.

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву (Городец и
Мезень)
2.1. Тема: Роспись по дереву. Беседа о видах росписи, художественностилистические особенности основных центров росписи по дереву (Хохлома,
Городец, Мезень). Краски, применяемые для росписи. Познакомить с
центрами

росписи

по

орнаментальные мотивы.
росписи,

дереву,

узнать

Изучить

элементы

особенности
и

стиля

и

мотивы

выбранной

овладеть основными приемами их выполнения.

На основе

полученных знаний самостоятельно выполнить гирлянду из цветов на
бумаге. Используется гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: изучение литературы по данной теме.
2.2. Тема: Роспись по дереву. Выполнение копии. Научиться работать
по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки
выполнения

основных

приемов.

Выполнение

копии

с

подлинника.

Использование деревянной заготовки, гуаши.
Самостоятельная

работа:

подобрать

иллюстративный

материал

для

работы над будущей композицией.
2.3. Тема: Эскиз росписи разделочной доски в городецкой технике.
Создать композицию с использованием характерных образов выбранной
росписи.

Используя

основные

элементы,

цветовые

сочетания,

композиционные особенности выбранной росписи, создать свой эскиз,
выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
2.4.

Тема:

Эскиз

росписи

прялки

в

мезенской

технике.

Создать

композицию с использованием характерных образов выбранной росписи.
Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные

особенности выбранной росписи создать свой эскиз, выполнить роспись
надоске. Деревянная заготовка, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани
3.1.Тема: Роспись тканей. Провести беседу о способах нанесения узора
на ткань

ручным

способом:

набойка,

холодный

и

горячий

батик,

свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при росписи
тканей. Возможность многообразия цветовых сочетаний при свободной
росписи.
Самостоятельная работа: изучить литературу по теме.
3.2. Тема: Печать на ткани геометрического орнамента. Познакомить с
историей

возникновения

печатания

на

ткани (набойки). Выполнить

оформление ткани, используя различные штампы из природных формпростые узоры из кругов, квадратов, ромбов и т.д., вырезанных на
картофеле и моркови. Продумать эскиз оформления ткани, по предложенным
преподавателем

схемам (круг

или квадрат),

создать свои раппорты,

потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению.
Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала.
Самостоятельная работа: придумать раппорты геометрического орнамента,
приготовить штампы, выполнить отпечатки на ткани согласно схемам.
3.3. Тема: Печать на ткани растительного орнамента. Составить эскиз
растительного орнамента из отпечатков разрезанной поперек головки
чеснока (цветок)
(листочки). При

и

листьев
печатании,

с

хорошо
дети

выраженными
пользуются

прожилками

предложенными

преподавателем схемами (круг или квадрат). Используемые материалы:
ткань, гуашь, штампы из природного материала.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.

3.4. Тема: Батик. Свободная техника росписи. Познакомить с техникой
свободной росписи ткани. Обратить внимание на цветовую гармонию,
выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой.
Продемонстрировать

приемы

композицию «Цветы»,
рисунок

на

работая

бумаге, узнать

работы
с

кистью

наглядным

способы

его

на

ткани.

Создать

материалом.

Выполнить

перенесения

на

ткань,

подготовить рамы к росписи, резервирование, роспись (работа с цветом).
Декорирование

выполненной композиции

контурами.

Использование

красок для батика, ткани, декоративных контуров.
Самостоятельная работа: читать сказки, найти образы птиц, собрать
иллюстративный материал.
3.5. Тема: Панно «Птица-пава». Познакомиться с техникой росписи
«Холодный батик». Освоить приемы работы (переведение рисунка на
ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). Работа над
эскизом батика. Возможно использование геометрического орнамента при
создании рамки вокруг основного мотива. Использование ткани, красок
для батика, резерва, стеклянных трубочек.
Самостоятельная работа: выполнить упражнения по отработке навыков
работы кистью на ткани.
Раздел4: Игрушка в различных техниках и материалах. Тряпичная игрушка
4.1.Тема: Знакомство с миром тряпичной куклы. Кукла «Зайчик на
пальчик». Знакомство с миром тряпичной куклы, показ готовых куколзакруток. Традиционная кукла – это не просто ловкость и мастерство
исполнения, за их неприхотливым обликом дети должны увидеть целый
мир, полный

чудес

и

творческих

осуществляется одновременно

с

поисков.

учителем,

Выполнение

отрабатываются

куклы
приемы

закрепления ткани нитью в определенных местах согласно традиции.
Используются ткань, нитки, синтепон, ножницы.

Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке.
4.2. Тема: Кукла «Мартиничка». Познакомиться с традицией выполнения
куклы из ниток, с приемами ее изготовления из ниток разных цветов.
Выполнить пару кукол (девочка и мальчик) и соединить их крученым
шнурочком. Освоить технику работы с нитками при стягивания нитей в
нужных местах для получения заданной формы. Используются нитки
двух цветов.
Самостоятельная

работа:

закрепить

навыки,

полученные

на

уроке,

выполнив подобные куклы.
4.4. Тема: Кукла «Колокольчик». Познакомить с символичностью данной
куклы, так как колокольный звон – один из самых сильных оберегов, и
если верить тряпичному колокольчику, он станет обладателем таких
свойств. Рассказать о порядке работы во время создания данной куклы.
Отработать навыки и умения работы с тканями, которые способствуют
развитию аккуратности и усидчивости в процессе выполнения заданий.
Используются ткань и синтепон.
Самостоятельная

работа:

закрепить

навыки,

полученные

на

уроке,

выполнив подобную куклу.

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Прикладное творчество».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративноприкладного искусства и художественных промыслов.
2. Знание
деятельности.

основных

видов

и

техник

декоративно-прикладной

3. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность
изображения,

выразительность

силуэта,

локальный

цвет, симметрия-

асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно–творческие задачи, пользуясь эскизом.
5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения
художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7.

Умение

работать

в

различных

техниках

плетения,

аппликации,

коллажа, конструирования.
8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10. Навыки ритмического заполнения поверхности.
11.

Навыки

проведения

объемно-декоративных

работ

рельефного

изображения.
12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
14.

Наличие

творческой

инициативы,

понимание

выразительности

цветового и композиционного решения.
15.

Умение

анализировать

и

оценивать

результаты

собственной

творческой деятельности.

V.Формы и методы контроля, система оценок.
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Контроль

знаний,

умений

и

навыков

обучающихся

обеспечивает

оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,

проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий
контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех
занятиях. В

качестве

средств

обучающихся программой
практическую

работу

текущего

предусмотрено
и

теоретическую

контроля

успеваемости

введение

оценки

грамотность.

за

Программа

предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация
(зачёт) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2м, 4-м, 6-м

полугодиях

за

счет

аудиторноговремени. На просмотрах

обучающимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего
контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ
обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может
проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических
кроссвордов, тестирования.
2. Критерии оценок.
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая
работа и теоретическая грамотность. Важным критериемоценки служит
качество

исполнения,

правильное

использование

материалов,

оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие
ираскрытие

темы

задания.

Это

обеспечивает

стимул

к

творческойдеятельности и объективную самооценку учащихся.
Оценка «5» (отлично):

ученик выполнил работу в полном объеме с

соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
Оценка «4» (хорошо): в
композиции

и

в

работе

цветовом

присутствует небрежность.

есть

решении,

незначительные
при

работе

недочеты
в

в

материале

Оценка «3» (удовлетворительно)

работа

руководством

самостоятельность

преподавателя,

выполнена

под неуклонным
и

инициатива

обучающегося практически отсутствуют.

VI. Методическое обеспечение учебного процесса.
Для

развития

навыков

творческой

работы

предусмотрены

методы

дифференциации

учащихся

и

программой

индивидуализации

на

различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать
индивидуальные возможности

и

личностные

особенности

ребенка,

достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей детей младшего школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении
материала

является формирование

умения

у

учеников применять

полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала
обучающимся

предлагается

воспользоваться

ранее

полученной

информацией. Ученики могут получить разную меру помощи, которую
может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий:
-

тренировочные,

в

которых

предлагается

работа

по

образцу,

с

иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с

целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения,
навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между
неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения
заданного.
Рекомендации по организации самостоятельной работы.
Для

полноценного

усвоения

программы

предусмотрено

введение

самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50%
времени

от

аудиторных

занятий,

которые

выполняются

в

форме

домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ,
рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а
также

возможны экскурсии,

участие

обучающихся

в

творческих

мероприятиях города и образовательного заведения. Для эффективного
выполнения домашней работы все задания выполняются в специальном
«Альбоме домашних заданий».

VII. Список литературы и средств обучения.
1. Аверьянова М.Г. Гжель– российская жемчужина.- М, 1993
2. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989
3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
4. Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок.
Традиционнаякукла своими руками. Белый город, 2010
5. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975
6. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность,
Северный паломник, - 2008

7. Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия.
Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009
8. Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007
9. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
10.

Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам

народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
11.

Дорожин Ю. Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам

народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
12.

Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.:

«Изобразительное искусство»,1984
13.

Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994

14.

Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988

15.

Клиентов А. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2010

16.

Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2010

17.

Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова

И.И., 2007
18.

Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам

народного искусства. М., Мозаика-Синтез, 2003
19.

Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник/

Сост. Теличко А.А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008
20.

Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий

Аванта+, Астрель, 2010
21.

Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006

22.

ФионаДжоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия.

Аст-пресс, 2006
23.

Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985

24.

Юный художник1992 г.: №№3-4. Яковлева О. “Филимоновская

игрушка”
25.

Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003

Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина.

26.

- М.: АСТ, 1998
Учебно – методическое обеспечение.
На уроках прикладного творчества используется большое количество
разнообразных

наглядных

преподаватель мог

пособий.

Они

ознакомить учащихся

необходимы,

чтобы

со способами изготовления

изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в
материале, ихназначением и использованием на каждом этапе урока, с
приемами работы над заданием.
Типы пособий:
•

натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета,

его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на
уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются
детали

увеличенного

размера.

Возможно

использование предметно-

технологической карты;
•

образец - это конкретный предмет, который при его рассмотрении

будет

мысленно

расчленен

на

отдельные

составляющие детали,

дальнейший анализ которых позволит определить действия иоперации,
необходимые

для

изделия

уроке,

на

изготовления
особенно

всего
на

изделия.

первом

Отсутствие

этапе

обучения,

образца
делает

выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия,
случайными и неосознанными;
•

устное

способствует
предмете;

описание

внешнего вида

образованию

у

детей

предмета и его конструкции
правильного

представления

о

•

электронные образовательные ресурсы - мультимедийные учебники,

мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
• аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио записи;
•

материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела

программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспечены всеми
необходимыми

материалами:

красками (акварель,

гуашь,

батика), бумагой разных видов, гелевыми ручки,
изготовления кукол и др.

краски

для

материалами для


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».