I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных предпрофессиональным требований общеобразовательным к дополнительным программам в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество». Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной технические приемы работы с перспективы, различными плановости, совершенствуют художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов. Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи. В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды. При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения. Срок реализации учебного предмета при реализации программы «Декоративноприкладное творчество» с нормативным сроком обучения 8 лет учебный предмет «Пленэр» осваивается с 4 класса по 15 полугодие 8 класса, при 5-летнем обучении со 2 по 5 класс. Объем учебного времени и виды учебной работы при 8-летнем обучении Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Классы 4 5 7 Практические занятия (количество часов в год) Промежуточная аттестация 8 33 6 9 10 7 полугодия 12 13 11 33 Т.п. Всего часов 33 Т.п. 8 14 15 33 Т.п. 16 8/0 Т.п. Т.п. 140 - Т.п.-творческий просмотр (контрольный урок). Объем учебного времени и виды учебной работы при 5-летнем обучении Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Классы 2 3 Всего часов 4 5 Аудиторные занятия 3 14 4 14 5 14 6 14 полугодия 7 8 14 14 9 14 Самостоятельная работа 10 10 10 10 10 10 12 Максимальная нагрузка 24 24 24 24 24 24 Промежуточная аттестация Т.п. Т.п. Т.п. 26 10 14 112 12 84 26 196 Т.п. Т.п.-творческий просмотр (контрольный урок). Форма проведения учебных аудиторных занятий Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек на открытом воздухе. В случае плохой погоды уроки можно проводить в краеведческом, зоологическом, литературном и других музеях, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных. Цели учебного предмета: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний; воспитание любви и бережного отношения к родной природе; подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения. Задачи учебного предмета: 1. приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения; 2. развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры; 3. приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре; 4. формирование умений находить необходимый выразительный метод (графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры. Методы обучения: для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический; эмоциональный(подбор ассоциаций, художественных впечатлений). Предложенные предпрофессиональной образовательной образов, методы программы работы создание в являются рамках наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества. II. Учебно-тематический план Первый год обучения Наименование темы Виды учебного занятия Практические занятия Знакомство с предметом «Пленэр» Практическ. работа 2 Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения Практическ. работа Практическ. работа Практическ. работа Практическ. работа Практическ. работа Практическ. работа Практическ. работа 5 Наброски, зарисовки птиц, этюд животных, фигуры человека Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы) Натюрморт на пленэре Линейная перспектива ограниченного пространства Световоздушная перспектива Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев. 5 5 5 5 3 3 Второй год обучения Наименование темы Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к земле. Архитектурные моменты. Натюрморт на пленэре. Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных, человека. Виды учебного занятия Практические занятия Практическ. работа Практическ. работа Практическ. работа Практическ. работа 2 5 5 5 Линейная перспектива глубокого пространства Практическ. работа Практическ. работа 5 Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа Практическ.работа 3 Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения Практическ.работа 3 Световоздушная перспектива 5 Третий год обучения Наименование темы Виды учебного занятия Практические занятия Архитектурные мотивы Практическ.работа 2 Натюрморт на пленэре Практическ.работа 5 Зарисовки птиц, этюд животных, фигуры человека Практическ.работа 5 Линейная перспектива ограниченного пространства Практическ.работа 5 Световоздушная перспектива Практическ.работа 5 Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа Практическ. работа Практическ. работа Практическ. работа 5 Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения Архитектурные мотивы 3 3 Четвертый год обучения Виды учебного занятия Практические занятия 2 Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми Практическ. работа Практическ. работа Практическ. работа Практическ. работа Практическ.работа Длительные этюды и зарисовки пейзажа Практическ.работа 1 Архитектурные мотивы Практическ.работа 1 Натюрморт на пленэре Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже (в парке, на стройке, в порту) Линейная и световоздушная перспектива Практическ.работа Практическ.работа 1 1 Практическ.работа 1 Наименование темы Натюрморт на пленэре Зарисовки птиц, этюд животных, фигуры человека Линейная перспектива ограниченного пространства Световоздушная перспектива 3 3 5 5 III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Первый год обучения Тема1. Знакомство с предметом «Пленэр». Ознакомление с основными отличиями пленэрной практики от работы в помещении. Решение организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и основным правилам работы. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа (розетка листьев одуванчика, лопуха). Самостоятельная работа. Чтение учебной литературы. Материал. Карандаш, акварель. Тема2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения. Зарисовка ствола дерева. Передача тоновых и цветовых отношений неба к земле. Знакомство с особенностями пленэрного освещения, тепло холодности, рефлексов. Изменение локального цвета. Этюды пейзажей на отношение «небо-земля» с высокой и низкой линией горизонта. Зарисовка стволов берез (на светлом фоне неба и на темном фоне зелени). Самостоятельная работа. Просмотр учебных видеофильмов. Материал. Карандаш, акварель. Тема3. Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека. Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта. Самостоятельная работа. Зарисовки, этюды домашних животных. Материал. Тушь, акварель. Тема4. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы). Передача тональных отношений с четко выраженным контрастом. Работа тенями. Этюд калитки с частью забора. Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью сквера. Самостоятельная работа. Посещение художественных выставок в музеях и картинных галереях. Материал. Карандаш, тушь, маркер, акварель. Тема5. Натюрморт на пленэре. Выразительная передача образа растительного мотива. Умение находить гармоничные цветовые отношения. Использование различных приемов работы карандашом и приемов работы с акварелью. Рисунок ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане. Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки комнатных цветов. Материал. Карандаш, акварель. Тема6. Линейная перспектива ограниченного пространства. Знакомство с визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере городского дворика. Определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращений пространственных планов. Зарисовка крыльца с порожками. Этюд угла дома с окном, части крыши с чердачным окном. Самостоятельная работа. Просмотры учебных кинофильмов. Материал. Карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель. Тема7. Световоздушная перспектива. Определение правильных цветотональных отношений пространственных планов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Этюд пейзажа с постройкой на среднем плане. Зарисовка дома с пейзажем. Самостоятельная работа. Кратковременные этюды и зарисовки домашнего двора. Материал. Карандаш, акварель. Тема8. Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев. Образное восприятие природных форм. Рисование тенями: живописный или графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики натуры. Зарисовки крупных камней, пней интересной формы. Этюды деревьев(монохром). Самостоятельная работа. Просмотры художественных журналов в школьной библиотеке. Материал. Карандаш, акварель, соус. Второй год обучения Тема1. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к земле. Зарисовки цветов и растений. Развитие пленэрного цветоощущения, передача общего тона и тонально цветовых отношений в пейзаже. Выявление возможностей акварельных красок в передаче различного состояния природы. Использование различных приемов работы карандашом. Этюды на большие отношения неба к земле приемомa la prima при разном освещении. Зарисовки разных по форме цветов и растений. Самостоятельная работа. Этюды неба и земли из окна квартиры. Материал. Карандаш, акварель. Тема2. Архитектурные мотивы. Выявление характерных цветовых и тоновых контрастов натуры и колористическая связь их с окружением. Совершенствование навыков работы в техникеa la prima, дальнейшее обогащение живописной палитры. Этюд дома с деревьями и частью забора. Зарисовки несложных архитектурных сооружений. Самостоятельная работа. Просмотр учебной литературы. Материал. Карандаш, акварель, тушь. Тема3. Натюрморт отношений. на Развитие пленэре. Определение навыков в передаче правильных цветотональных пленэрного освещения, решения тонально-цветовых отношений, градации тепло холодности. Два этюда букетика цветов(на светлом и на тёмном фоне). Зарисовки корней деревьев снижней частью ствола. Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки цветов на даче, за городом. Материал. Карандаш, акварель. Тема4. Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных и человека. Овладение приемами быстрого, линейного, линейно-цветового, линейно-тонального изображения животных и птиц. Выявление в набросках и этюдах характерных движений. Грамотная компоновка нескольких изображений. Самостоятельная работа. Копии этюдов и зарисовок животных и птиц из журналов. Материал. Карандаш, маркер, гелевая ручка, акварель. Тема5. Линейная перспектива глубокого пространства. Практическое знакомство с передачей перспективы на конкретном примере. Грамотная передача тональных и цветовых отношений с учетом перспективы. Рисунок дома с частью улицы, уходящей в глубину. Этюд части дома с окном или крылечком и части улицы. Самостоятельная работа. Просмотр учебных видеофильмов. Материал. Карандаш, акварель. Тема6. Световоздушная перспектива. Объемно-пространственное восприятие пейзажа. Красивое ритмическое расположение в листе пятен и линий. Изменение цвета в пространстве. Этюд и зарисовки группы деревьев на фоне дальнего пейзажа(два этюда– со светлыми и с темными стволами). Самостоятельная работа. Этюд одного и того же пейзажного мотива в разное время суток. Материал. Карандаш, акварель. Тема7. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа. Интересное композиционное решение. Использование различных приемов работы акварелью и карандашом. Тропинки, аллеи, крутые склоны, деревья, кустарники. Самостоятельная работа. Просмотр учебной литературы и учебных работ из методического фонда. Материал. Карандаш, акварель, фломастер. Тема8. Кратковременные этюды и зарисовки пейзажа на большие отношения. Целостность восприятия натуры и цельность ее изображения. Изучение характера освещения. Этюды и зарисовки на различные состояния с разными композиционными задачами. Самостоятельная работа. Посещение художественных выставок. Материал. Карандаш, акварель, соус. Третий год обучения Тема1. Архитектурные мотивы. Передача пропорций архитектурных частей здания. Деталировка отдельных фрагментов. Выявление характерных тоновых и цветовых контрастов. Рисунок и этюд фрагментов храма (колокольни, барабанов с луковицами, оконных проемов с решетками и т.д.) Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки ближайших архитектурных сооружений. Материал. Карандаш, акварель, гелевая ручка. Тема2. Натюрморт на пленэре. Совершенствование навыков работы с акварелью в условиях пленэрного освещения. Разнообразие рефлексов. Умение находить гармоничные цветовые и тоновые отношения. Зарисовки и этюды букета цветов в вазе на солнце и в тени. Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки различных цветов. Материал. Карандаш, акварель, фломастер. Тема3. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека. Совершенствование навыков передачи характера движений и поз домашних и диких животных. Пластика фигуры человека. Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки своих близких и знакомых. Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, тушь. Тема4. Линейная перспектива глубокого пространства. Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Развитие навыков работы с различными материалами. Рисунок лодок, катеров в различных ракурсах. Этюды мостков на реке, причалов для лодок. Самостоятельная работа. Этюды и наброски транспорта Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь. Тема5. Световоздушная перспектива. Передача плановости в пейзаже. Цельность восприятия. Выделение композиционного центра. Этюд и зарисовка холмистого или разнопланового пейзажа с постройками. Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки характерных пейзажей по памяти. Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь. Тема6. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа. Самостоятельный подход к выбору интересного сюжета. Использование подходящих технических возможностей для создания определенного образа. Кустарники и заросли на берегу реки. Крупные сучья деревьев с частью ствола. Различные постройки. Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки группы деревьев в городском парке. Материал. Карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель, соус. Тема7. Этюды и зарисовки пейзажей. Решение композиционного центра. Грамотное построение пространства. Плановость. Закрепление навыков работы различными художественными материалами. Пейзаж городских окраин. Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки панорамных пейзажей. Материал. Карандаш, акварель, тушь, соус. Тема8. Архитектурные мотивы. Выявление эстетических качеств архитектурного мотива. Образное решение здания. Грамотная последовательность в работе. Зарисовки и этюды пейзажных мотивов с храмом или другим крупным сооружением. Самостоятельная работа. Этюды и наброски церквей. Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелевая ручка. Четвертый год обучения Тема1. Натюрморт на пленэре. Передача цветовых и тональных отношений. Образное решение натюрморта. Передача материальности и фактуры предметов. Рисунок натюрморта из предметов дачного быта. Этюд натюрморта из подобных предметов. Самостоятельная работа. Тематический натюрморт по представлению. Материал. Карандаш, акварель, гелевая ручка, уголь, сангина. Тема2. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека. Связь со станковой композицией. Поиск живописно-пластического решения. Закрепление технических приемов работы с различными материалами. Этюды сюжетов в зоопарке, в городском саду, на рынке. Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки своих друзей или автопортрет. Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, тушь. Тема3. Линейная перспектива. Творческий подход в выборе приемов и средств композиции. Выразительность линейного рисунка. Цельность колористического решения. Подробная детализация переднего плана. Этюды и зарисовки натюрморта в пейзаже. Натюрморт походного быта. Самостоятельная работа. Посещение музеев. Материал. Карандаш, акварель, соус, гелевая ручка. Тема4. Световоздушная перспектива. Плановость в пейзаже. Изменение цвета в зависимости от расстояния. Совершенствование методов работы с акварелью и другими материалами. Зарисовка и этюды озера, реки или иного водоема со стеной леса или с городскими постройками на дальнем берегу. Самостоятельная работа. Наброски и зарисовки подобных пейзажей по памяти. Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь. Тема5. Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми. Понятие общего тона и тонально-цветовых отношений в пленэрной живописи. Интересное композиционное решение. Передача различного состояния погоды, времени дня, освещения. Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки фрагментов пейзажа с людьми на детских площадках и в скверах. Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелевая ручка. Тема6. Длительные этюды и зарисовки пейзажа. Образ в пейзаже. Индивидуальное отношение к изображаемому. Последовательное ведение работы, завершенность в рисунках. Этюды и зарисовки пейзажа с открытым пространством, постройками и деревьями на среднем плане. Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки пейзажей городских парков. Материал. Карандаш, акварель, фломастеры, уголь, сангина. Тема7. Архитектурные мотивы. Образ архитектурного сооружения. Выразительность ритмов. Грамотное построение с перспективным сокращением. Рисунок и этюд улицы с разнотипными по форме постройками на сложном рельефе местности. Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки памятников скульптуры и архитектуры. Материал. Карандаш, акварель, фломастер, маркеры. Тема8. Натюрморт на пленэре. Выразительное пластическое решение. Цветовые и тоновые Тематический контрасты. Передача натюрморт. материальности Самостоятельная и работа. фактуры предметов. Творческий натюрморт. Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь. Тема9. Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже (в парке, на стройке, в порту). Связь со станковой композицией. Характерные живописно-пластические особенности фигур людей разных профессий. Совершенствование технических приемов работы с различными материалами. Самостоятельная работа. Наброски и зарисовки фигуры человека на рынке, на вокзале, на улице. Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, гелевая ручка. Тема10. Линейная и световоздушная перспектива. Передача большого пространства и объектов современной техники с соблюдением масштаба величин и перспективы планов. Творческий подход в рисунках. Зарисовка индустриального пейзажа. Этюд пейзажа с мостом через реку. Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки городской стройки. Материал. Карандаш, акварель, фломастер, тушь. IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: 1. Знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения; 2. Знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости; 3. Умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа; 4. Умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция; 5. Умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами; 6. Навыки восприятия натуры в естественной природной среде; 7. Навыки передачи световоздушной перспективы; 8. Навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей. V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСЕМА ОЦЕНОК Программа предусматривает текущий промежуточную аттестацию. Текущий выставление оценок за контроль каждое «удовлетворительно»). Промежуточная контроль успеваемости успеваемости задание аттестация подразумевает («отлично», проводится и «хорошо», в форме просмотров учебных работ (контрольного урока) учащихся в 8,10,12,14 и 15-ое полугодие с выставлением оценок для 8-летнего обучения. Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров учебных работ (контрольного урока) учащихся в 4,6,8 и 10-ое полугодие с выставлением оценок для 5-летнего обучения. Просмотры проводятся за счет аудиторного времени. Критерии оценок Оценка 5 («отлично») предполагает: - грамотную компоновку в листе; - точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок(при работе с цветом); - соблюдение правильной последовательности ведения работы; - свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета; - свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом световоздушной среды; - грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве; - грамотное использование выразительных особенностей материалов и техник; - цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу; - самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе. применяемых Оценка 4 («хорошо») предполагает: - небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке; - неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно исправлять ошибки при указании на них; - незначительные недочеты в тональном и цветовом решении; - недостаточная моделировка объемной формы; - незначительные ошибки в передаче пространственных планов. Оценка 3 («удовлетворительно») предполагает: - существенные ошибки, допущенные при компоновке; - грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка; - грубые ошибки в тональных отношениях; - серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении; - небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до завершенности; - неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Предложенные в настоящей программе темы заданий следует рассматривать как рекомендательные. Педагог должен исходить из конкретных условий работы с натуры. В ходе планирования учебных задач обязательным моментом является четкое определение целей задания. Педагог в словесной форме объясняет детям, как достичь данной цели. Предлагается следующая схема этапов выполнения заданий: 1. Анализ решения подобных тем и сюжетов в произведениях художниковклассиков и в работах учащихся (из методического фонда). 2. Выбор точки зрения. 3. Выбор формата изображения. 4. Определение пропорций, движения и характера пространственных планов. 5. Проработка деталей композиционного центра. 6. Передача больших тоновых и цветовых отношений. 7. Обобщенная моделировка объемной формы, выявление градаций светотени с учетом воздушной перспективы. 8. Подчинение всех частей изображения целому. Преподавателю рекомендуется как можно чаще проводить «мастер-классы» для учащихся. Для успешного изучения нового учебного материала желательно в конце занятий проводить обсуждение успехов и неудач в группе. VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 1.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. М., 1981 . 2.Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008 3. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970. 4. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985 5. . Игнатьев С.Е. Наброски акварелью. // Юный художник: №8, 1981 6. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992 7. Кузин В.С. Наброски и зарисовки.- М.,1981 8. Кузин В.С.Основы обучения изобразительному общеобразовательной школе. – М.Просвещение, 1992 9. Луковенко Б.А. Рисунок пером. – М.: Просвещение, 2000 10. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.: Просвещение, 1984 11. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М: Просвещение, 1973 искусству в 12. Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. - М., 1981 13. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, - 1996 14. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, - 1998 15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996 16. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. – М.: Академический Проект, 2012 17. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. - М: Просвещение, 1980 18. Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986 Учебно – методическое обеспечение. Средства обучения - материальные: индивидуальные художественные принадлежности, натюрмортный фонд; - наглядно– плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся, иллюстрации; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; - аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.