Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисования"

1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и
рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных
требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным
программам

в

области

декоративно-прикладного искусства «Декоративно-

прикладное творчество».
Учебный
занимает

предмет «Основы

важное

программы

место

в

изобразительной

комплексе

«Декоративно-прикладное

составляющей

для

последующего

грамоты

предметов

творчество».
изучения

и

рисование»

предпрофессиональной
Он

является

предметов

в

базовой
области

изобразительного искусства.
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»
состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в
содержании учебного предмета в каждой возрастной категории. Темы заданий
продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму
требований

к

уровню

Последовательность

подготовки

заданий

в

обучающихся

разделе

данного возраста.

выстраивается

по

принципу

нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают
введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные
детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение
элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный
принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной
деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и
рисование» - 3 года с 8 -летним сроком освоения.

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид
учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
классы
полугодия
Аудиторные
занятия
Самостоятельные
занятия
Максимальная
учебной нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

Годы обучения

1

Всего
часов

2

3

1
32

2
32

3
33

4
33

5
33

6
33

196

32

32

33

33

33

33

196

64

64

66

66

66

66

392

З.

З.

Э.

З.-зачёт.
Э.-экзамен
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4
до10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю
построить процесс

обучения

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте.
2. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
3.

Формирование

понимания

основ

неотъемлемой части культуры духовной.

художественной

культуры,

как

Задачи:
1. Развитие

художественно-творческих

способностей

детей(фантазии,

эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира,
зрительно-образной памяти).
2.

Воспитание

эстетического

вкуса,

эмоциональной отзывчивости на

прекрасное.
3. Воспитание

детей

доброжелательности,

в

творческой

эмоционально-нравственной

атмосфере,

обстановке

отзывчивости,

а также

профессиональной требовательности.
4. Формирование элементарных основ изобразительной грамоты(чувства
ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).
5. Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями
и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков
творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие
основные методы:
1. объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических
пособий, иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Каждый

обучающийся

обеспечивается

доступом

к

библиотечным

фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом
для сбора дополнительного материала по изучению видов народных
ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах
и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными
и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебнометодической литературой

по

изобразительному

искусству,

а

также

альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной
мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
II. Учебно – тематический план.

1 год обучения.
№

Наименование
раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторн
учебная
работа
ые занятия
нагрузка
128
64
64

1.1.

Многообразие
линий в природе
Выразительные
средства
композиции:
точки, линии,
пятна
Выразительные
возможности
цветных
карандашей
Техника работы с
пастелью
Орнамент. Виды
орнамента.

Урок

4

2

2

Урок

4

2

2

Урок

4

2

2

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Орнамент.
Декорирование

Урок

4

2

2

1. Раздел «Графика»
1.2.

1.3.

1.4.
1.5.
1.6.

1.7.
1.8.

1.9.
1.10

конкретной
формы
Кляксография
Пушистые
образы.
Домашние
животные
Фактуры
техника работы
пастелью

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок
Урок

8
8

4
4

4
4

2. Раздел «Цветоведение»
2.1.

2.2.

2.3.
2.4.
2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.

2.10.

2.11.

Вводное.
Творческое
задание «Чем и
как и рисует
художник»
Цветовой спектр.
Основные и
составные цвета
Цветовые
растяжки
Теплые и
холодные цвета
Техника работы
акварелью
«вливание цвета в
цвет»
Техника работы
акварелью
«мазками»
Техника работы с
акварелью «посырому» на мятой
бумаге.
Многообразие
оттенков серого
цвета.
Техника работы с
акварелью «сухая
кисть»
Техника работы
гуашью.
Выразительные
особенности
белой краски и ее
оттенков
Творческое
задание «Портрет
мамы».
Смешанная

Урок

4

2

2

Урок

4

2

2

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

техника. 4 стихии

2 год обучения
№

Наименование
раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторн
учебная
работа
ые занятия
нагрузка
132
66
66

1. Раздел «Графика»
1.1

1.2

1.3

1.4

1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10

1.11

Птивостояние
линии.
Характерные
особенности
линий
Работа с
геометрическими
формами.
Применение тона
Стилизация.
Преобразование
геометрическими
формами.
Применение тона.
Абстракция.
Преобразование
пластической
формы в
геометризированн
ую.
Текстура
Ритм. Простой.
Усложненный.
Симметрия.
Пятно.
Асимметрия.
Линия горизонта.
Плановость.
Техника работы с
фломастерами

Урок

8

4

4

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

Урок
Урок

4
4

2
2

2
2

Урок

4

2

2

Урок
Урок

4
8

2
4

2
4

Урок

8

4

4

Буквица. «Веселая
азбука».

Урок

4

2

2

2

2

2. раздел «Цветоведение»
2.1

Большой цветовой
круг. Название
цветов большого
цветового круга.
«Теплохолодность

Урок

4

2.2

2.3

2.4
2.5

2.6
2.7
2.8

2.9

2.10

2.11

» цвета.
Нюансы.
Многообразие
оттенков цвета.
Контрасты.
Контрастные пары
цветов.
Цвет в тоне.
Ахроматические
цвета. Творческое
задание.
Локальный цвет и
его оттенки
Плановость
Выделение
композиционного
центра
посредством
цвета. Доминанта,
акцент.
Условный объем.
Освещенность
предметов.
Изучение
нетрадиционных
живописных
приемов
Творческая
композиция

урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

4

2

2

Урок

4

2

2

Урок

4

2

2

Урок
Урок

4
8

2
4

2
4

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

3 год обучения
№

Наименование
раздела, темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальн Самостоятельн Аудиторн
ая учебная
ая работа
ые занятия
нагрузка
132
66
66

1 раздел «Графика»
1.1
1.2
1.3
1.4

1.5
1.6

Равновесие.
Статика.
Динамика.
Силуэт
Шахматный
прием в
декоративной
графике
Перспектива
Пластика

Урок
Урок

4
4

2
2

2
2

Урок
Урок

4
8

2
4

2
4

Урок
Урок

8
8

4
4

4
4

1.7
1.8
1.9

животных
Работа с
фломастерами
Пластика
человека
Графическая
композиция

урок

8

4

4

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

2 раздел «Цветоведение»
2.1
2.2.

2.3

2.4

2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11

Локальный цвет и
его оттенки
Тональные
контрасты.
Темное на
светлом, светлое
на темном
Колорит.
Нюансные или
контрасные
гармонии
Цветовые
гармонии в
пределах 2-3
цветов
Смешаная
техника
Цвет в музыке
Психология цвета
Тематическая
композиция
Тематическая
композиция
Тематическая
композиция
Тематическая
композиция

Урок

4

2

2

Урок

4

2

2

Урок

8

4

4

Урок

4

2

2

Урок

4

2

2

Урок
Урок
Урок

4
4

2
2
4

2
2
4

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

Урок

8

4

4

8

III. Содержание учебного предмета
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает
особое место в системе обучения детей художественному творчеству.
Этот предмет

является

базовой

составляющей

для

последующего

изучения предметов в области изобразительного искусства. Программа для
данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами
изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать

образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность,
зрительную память.
1 класс
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим
разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического
языка. Выполнение зарисовок(например, скалы, горы, водопад, банка с
льющимся

вареньем).

Использование

формата½

А4 (белый

или

тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых
ручек.
Самостоятельная

работа: выполнить3 - 4 упражнения

на характер

линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна.
Знакомство

с

выразительными

средствами

графической

композиции.

Выполнение зарисовок (следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и
т.д.). Использование Формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия),
гриб (точка), ваза (пятно).
1.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство
с

цветными карандашами.

цветовыми переходами.
праздничные воздушные

Работа

Выполнение
шары,

штрихом,
рисунка

праздничный

пятном.
по
торт,

Знакомство с

шаблону (например,
осенние

листья).

Использование формата½ А4, цветных карандашей.
Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов
(цветовые растяжки).
1.4. Тема: Техника работы пастелью. Освоение навыков рисования
пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка,
штриховка, затирка). Выполнение эскизов (гриб, цветок, ёжик, рыбка).
Использование пастельной бумаги (формат А4), пастели, фиксажа.
Самостоятельная работа: посещение действующих выставок работ

художников.
1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента. Знакомство с классификацией
орнамента.

Роль

орнамента

в

жизни

людей.

Выполнение

эскизов

«Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата½ А4,
фломастеров или гелиевых ручек.
Самостоятельная

работа:

создание

орнаментов

из

геометрических

элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать понятие о
композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого
ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек,
перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А4.
Самостоятельная работа: выполнение простых геометрических,
растительных орнаментов.
1.7 Тема: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создать
пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели(туши) и постараться
увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов (например,
«Космический зоопарк»,

несуществующее

животное,

посуда,

обувь).

Использование формата½ А4, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: закрепление материала посредствам дорисовывания
Пятен (связь формы пятна с образом).
1.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать обучать
основным приемам техники «по - сырому», применение новой техники в
творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или
собак). Использование формата А4, туши или черной акварели, гелиевых
ручек.
Самостоятельная

работа:

знакомство

с

работами

художников-

иллюстраторов детских книг.
1.9 Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира
средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох,

ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с
грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата1/2
А4, черного фломастера, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение моха, камней, коры деревьев.
1.10 Тема: Техника работы пастелью. Использование различных фактур
(кожа, мех, перья, чешуя).

Выполнение зарисовок с натуры(мех, перья,

кожа, чешуя и др.) и творческих заданий(например, животные севера
или юга, мама и дитя). Использование формата А4, пастели.
Самостоятельная работа: выполнение рисунка домашнего животного в
Технике «пастель».
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник».
Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и
рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием.
Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков,
заливок.

Использование

формата½ А4, карандаша,

акварели, гелиевых

ручек.
Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
2.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с
Понятием

"цветовой

круг",

последовательностью

спектрального

расположения
цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение
эскизов(например,

зонтик,

парашют,

радуга,

радужные игрушки).

Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.
2.3 Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его
преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов («Бусы»,
«Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.
2.4 Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и

холодные»

цвета.

Выполнение

этюдов(например, «Северное

сияние»,

«Холодные и теплые сладости», «Веселые Осьминожки»). Использование
акварели, формата½ А4.
Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы.
2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и
совершенствование

навыков

работы

(например,

ручеёк,

водопад(композицию

река,

корабликами,

выполненными

из

акварелью.
бумаги,

Выполнение
можно

этюдов

дополнять

способом

«оригами»).

материала,

выполнение

Использование акварели, формата½ А4,
Самостоятельная

работа:

закрепление

акварельных заливок.
2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и
совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов –
упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы
(например, «Рыбка», «Курочка - ряба»). Использование акварели, формата
А4.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников,
работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.)
2.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге.
Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование
навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например,
слон,

бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели,

мятой бумаги.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с
натуры (например, клубки ниток).
2.8

Тема:

Техника

совершенствование

работы
навыков

акварелью «сухая
работы

акварелью.

кисть».

Развитие

Выполнение

и

этюдов

(например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д).
Использование формата А4, акварели).
Самостоятельная работа: закрепление приема.

2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой
краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить
составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.
Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые
лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной
бумаге.
2.10

Тема:

Творческое

задание «Портрет

мамы».

Обогащение

чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной
живописи.

Знакомство

с

жанром

«портрет».

Выполнение

эскизов(например, портрет мамы, бабушки,

сестренки).

Использование

техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4).
Самостоятельная работа: знакомство с жанром «портрет» (на примере
работ известных

художников: И. Репина,

В. Серова,

П. Ренуара,

А.

Модильяни, П. Гоген и др.)
2.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные
техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на
разные темы (например, «Огонь» (салют,

костер,

бенгальские

огни,

небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух
(мыльные пузыри,

облака,

ветер); «Земля» (камни,

скалы,

пустыня)).

Использование материалов на выбор учащихся, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение творческой работы на заданную
тему в формате½ А4.
2 класс
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Противостояние линии. Характерные особенности линий.
Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий.
Выполнение

зарисовок(например,

два

пластическому решению: голубь-орел;

образа,

противоположные

лебедь-коршун).

формата А4, белой и черной гелиевых ручек.

по

Использование

Самостоятельная работа: выполнение упражнения на характер линий
(колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.), формат
А4.
1.2 Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона. Изучение
плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры
(например, «Пуговицы», «Печенье», и т.д.) Использование формата½ А4,
простого карандаша.
Самостоятельная работа: заполнение штрихом простых геометрических
форм (ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и др.).
1.3 Тема: Стилизация. Преобразование геометризированной формы в
пластичную.

Формирование

преобразовывать

умения

геометрическую

сравнивать,

форму

в

анализировать

пластичную.

и

Выполнение

упражнения - наброска схематичного изображения(посуда, обувь, и т.д.) и
творческого

задания.

Форма

декорируется

простым

орнаментом.

Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная

работа:

изображение

геометрического

и

пластического рисунка одного и того же предмета быта.
1.4

Тема:

Абстракция.

геометризированную.

Преобразование

Развитие

умения

пластической

формы

в

сравнивать и преобразовывать

пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа.
Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка-сестричка, бычок смоляной

бочок,

косолапый

мишка,

мышка-норушка).

Сначала

преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем
образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а
после предлагает выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические
формы разные по размеру и характеру. Использование формата А4,
фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с образами героев детских книг.
1.5 Тема: Текстура. Развитие художественных способностей, воспитание

внимательного отношения к изображаемому объекту и стилизованного
представления его в виде рисунка. Выполнение зарисовок природных
форм с натуры, (например,

ракушка,

снежинка,

перо,

паутинка).

Использование формата½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная

работа:

наблюдение

за

природными

формами,

выполнение фотографий собственных наблюдений.
1.6

Тема:

Ритм.

Дать

представление

о

ритмичной

композиции,

знакомить с понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм),
природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков
природных форм с натуры. Выполнение композиции из цветов, сухих
растений,

водорослей

и т.д. Использование формата½ А4, фломастеров,

гелиевых ручек.
Самостоятельная

работа:

принести

примеры

ритмических

композиций(из журналов, газет).
1.7 Тема: Симметрия. Пятно. Знакомство с понятием «симметрия»,
закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции.
Выполнение копий и зарисовок с натуры(например, насекомых, морских
животных, фантастических образов). Использование формата½ А4, гелиевых
ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: вырезание симметричного изображения из
черной бумаги.
1.8 Тема: Асимметрия. Знакомство с понятием «асимметрия», асимметрия
в природе.

Выполнение

зарисовок

предметов

быта

сложной

формы

(например, чайник, графин, фонарик, и др.). Использование формата½
А4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная

работа:

фотографирование

предметов

асимметричной формы.
1.9 Тема: Линия горизонта. Плановость. Знакомство с понятием «линия

горизонта»,

изучение

плановости в

пейзаже.

Выполнение

зарисовки

любого пейзажа с2-3-мя планами. Использование гелиевой ручки, формата
А4.
Самостоятельная

работа:

знакомство

с

творчеством

художников,

работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея
изобразительных искусств.
1.10 Тема: Техника работы фломастерами. Создание декоративного
образа.

Выполнение

эскиза -

образа(например,

волшебный

цветок,

улитка). Использование формата А4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная

работа:

выполнение

упражнений

на

различные

техники (заполнение шаблона точками, штрихами, сетками, ровным тоном).
1.11 Тема: Буквица. «Веселая азбука».
элементом

книжной графики,

рисование

структурного

Знакомство с буквицей,

воспитание

элемента

эстетического

книжной

вкуса

графики –

как
через

буквицы.

Выполнение эскиза образа буквицы, подчеркивая характерные особенности
буквы. Использование формата½ А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с видами шрифтов, буквицами,
со стихотворениями детских поэтов о русском алфавите(И. Токмакова, Б.
Захадер).
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового
круга. «Тепло-холодность»

цвета.

Знакомство

с

большим

цветовым

кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными
и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков
одного цвета (например, «Братья-гномы» и др.). Использование формата А4,
акварели.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения, поиск теплого и
холодного оттенка в пределах одного цвета.
2.2

Тема:

Нюансы.

Многообразие

оттенков

цвета.

Знакомство

понятиями: «локальный цвет» и , перо сказочной птицы). Использование

с

формата А4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков
в пределах одного цвета.
2.3

Тема:

Контрасты.

Контрастные

пары

цветов.

Знакомство

с

контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга.
Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например,
фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование
формата А4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: упражнение - аппликация «Пары контрастных
Цветов».
2.4 Тема: Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон». Выполнение эскиза
(например,

«Котенок

с

клубками

ниток», «Свинья

с поросятами»).

Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: выполнить упражнение на растяжку1-2 цветов.
2.5

Тема:

Ахроматические

цвета.

Познакомиться

с

понятиями

«ахроматические цвета», «светлота», с техникой их составления. Выполнение
эскиза (например,

иллюстрация к сказке В. Сутеева «Три котенка»,

образы домашних животных и др.). Использование формата А4, гуаши
черной и белой.
Самостоятельная

работа:

знакомство

с

искусством

черно-белой

фотографии.
2.6 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Развить у детей способность
видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков.
Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе).
Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: упражнение «лоскутное одеяло».
2.7 Тема: Плановость. Повторить некоторые законы композиции в
пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение
этюда пейзажа (например,
формата А4, акварели.

морской,

горный,

лесной).

Использование

Самостоятельная

работа:

знакомство

с

творчеством

художников,

работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея
изобразительных искусств.
2.8 Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета.
Знакомство с понятием «доминанта», «акцент».

Выполнение

этюда

с

натуры (например, «Корзина с урожаем», «Дары природы»). Использование
формата А4, акварели или гуаши.
Самостоятельная работа: выполнение аппликации из геометрических
форм с доминантой и акцентом.
2.9 Тема: Условный объем. Освещенность предметов. Учить передавать
свет

посредством

цвета.

Выполнение

этюдов

с

натуры (например,

игрушки, предметы быта, овощные портреты). Использование формата А4,
акварели.
Самостоятельная работа: фотографии освещенных объектов, выполнение
упражнений; круглая форма (рисунок яблока, мячика), четырехгранная
форма (кубик, домик), сложная форма (игрушка, человечек).
2.10 Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство
с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник.
Выполнение

упражнений.

Вощение (например,

морская

волна

«барашками», морозные узоры, цветы и т.д.). Набрызг (салют,
Использование
(применение

соли (звездное
кружев

и

небо,

ткани

в

созвездия зодиака).
создании

с

фонтан).

Монотипия

композиции «Зима»).

Кляксография+ раздувание («лунные цветы»). Использование формата А4,
акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
2.11 Тема: Творческая композиция. Формирование умения работать над
сложной тематической композицией. Выполнение композиции (например,
«Подводный замок

Нептуна», «Космос», «Сказочный остров» и др.).

Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых
ручек и др.

Самостоятельная работа: изучение аналогов композиций.
3 класс
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Равновесие. Знакомство с понятием равновесная композиция.
Выполнение

эскиза

равновесной

композиции

из

любых

предметов.

Использование формата А4, гелиевой ручки, черного фломастера.
Самостоятельная работа: поиск равновесных композиций в журналах,
книгах и др.
1.2

Тема:

Статика.

Динамика.

Знакомство

с

понятиями «статика»,

«динамика». Выполнение композиция на одну из понравившихся схем.
Использование формата А4, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: поиск статичных и динамичных композиций
в журналах, книгах и др.
1.3

Тема:

Силуэт.

Повторение

понятия «силуэт».

Знакомство

со

сложными силуэтами. О верлеппинг (наложение, пересечение).Создание
композиции

с

использованием

сложного

силуэта(например, полка с

посудой, белье на веревке). Использование формата, вытянутого по
горизонтали, черного фломастера.
Самостоятельная работа: выполнение аппликации-наложения черного
на белое, белого на черное (рыбка в аквариуме, грибы в банке и др.).
1.4 Тема: Шахматный прием в декоративной графике. Знакомство с
шахматным приемом. Выполнение композиции(например, «В шахматной
стране»). Использование формата½ А4, черного фломастера.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений различных видов
шахматных сеток.
1.5

Тема:

Перспектива.

Знакомство

с

видами

перспективы

города

(фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения(люди,
машины,

дома).

Копирование

архитектурных

Использование формата А4, гелиевых ручек.

образов (замки,

город).

Самостоятельная

работа:

знакомство

с

разными

городами

по

фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам.
1.6 Тема: Пластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием
«стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут
быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном
формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того
же животного. Использование формата А4, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: выполнение модели животного из пластилина.
1.7 Тема: Работа фломастерами (цветными карандашами). Развитие
умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ
Царевны лягушки, образ времени года). Использование формата А4, цветных
карандашей, фломастеров.
Самостоятельная

работа:

поисковые

зарисовки

деталей

персонажа(глаза, лапы, детали костюма и др.).
1.8 Тема: Пластика человека. Знакомство с условными пропорциями и
схемами

построения

фигуры

человека.

Выполнение

композиции

(например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»).Использование формата А4,
гелиевой ручки, фломастеров.
Самостоятельная работа: фотографии или др. изображения людей в
движении.
1.9 Тема: Графическая композиция. Формирование умения работать над
сложной графической композицией. Выполнение композиции(например, «В
окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», Славянские мифологические
образы(птица

Феникс,

Сирин,

Домовой,

Леший,

Водяной,

Русалка).

Использование формата А4, гелиевых ручек.
Самостоятельная

работа:

поиск

подготовительного

материала

для

творческой композиции, выполнение композиционных поисков.
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Повторение и закрепление
понятия

локальный

цвет

и

разнообразие

оттенков

одного

цвета.

Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок
Л. Яхнина). Использование формата А3, акварели.
Самостоятельная

работа:

выполнение

абстрактной

аппликации

из

кусочков ткани (ассоциации на темы: вьюга, огонь, времена года, листопад и
др.).
2.2 Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном.
Выделение

тоном

главного

пятна

композиции.

Выполнение

эскизов(например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката»,
«Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). Использование
форматаА4, акварели.
Самостоятельная работа: копирование образцов, предложенных
преподавателем.
2.3 Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. Формирование
знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары нюансных
цветов»

большого

цветового

круга.

Формирование

знаний

о

дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража(например, «Жар–
птица»,

«Волшебный

цветок»,

«Золотой

петушок»,

«Бабочки»).

Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: знакомство с произведениями известных
художников, изучение техники витража в журналах.
2.4 Тема: Цветовые гармонии в пределах2-3-х цветов. Использование
ограниченной

палитры

цветов

в

создании

композиции.

Выполнение

эскиза афиши, флаэра. Использование формата А4, акварели, гуаши.
Самостоятельная работа: изучение рекламной продукции.
2.5 Тема: Смешанная техника.

Умение

целесообразно использовать

технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции
(например, «Замороженное оконце» и др.) Использование формата А4,
акварели, воска(восковая свеча), соли, гелиевых карандашей с блеском,
цветных контуров, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: фотографирование морозных узоров.

2.6

Тема:

Цвет

в

музыке.

Развитие

абстрактного

мышления.

Прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковский «Времена
года», «Вальс цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций.
Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: прослушивание шедевров классической музыки.
2.7

Тема:

Психология

цвета.

Знакомить

с

психологическими

характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнение
эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев
(например,

Буратино,

Карабас

–

Барабас,

Пьеро,

баба

Яга

и

т.

д.).Использование любого формата, материалов на выбор(гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: тестирование на предмет цвет-настроение,
сочинение сказки о цветах и красках.
2.8 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над
сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной
композиции (например, «праздник», «каникулы»). Использования формата
любого размера и материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная

работа:

подбор

подготовительного

материала,

выполнение композиционных поисков.
2.9 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над
сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции
(например, «Зоопарк», «Человек и животное»). Использование

формата

любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная

работа:

подбор

подготовительного

материала,

выполнение композиционных поисков.
2.10 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать
над сложной

тематической

композицией.

Выполнение

сюжетной

композиции (например, «Театр»). Использование формата любого размера,
материалы на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная

работа:

подбор

выполнение композиционных поисков.

подготовительного

материала,

2.11 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать
над сложной

тематической

композицией.

Выполнение

сюжетной

композиции (например, «Путешествие»). Использование формата любого
размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная

работа:

подбор

подготовительного

материала,

выполнение композиционных поисков.
IV. Требования к уровню подготовки
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и
рисование»:
1. Знание различных видов изобразительного искусства.
2. Знание основных жанров изобразительного искусства.
3. Знание терминологии изобразительного искусства.
4. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и
большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
5.

Знание

разнообразных

техник

и

технологий,

художественных

материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в
творческой работе.
6. Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.
7.

Знание

основных

трехкомпонентности,
соразмерности,

формальных
силуэта,

элементов
ритма,

композиции:

пластического

центричности - децентричности,

принципа
контраста,

статики-динамики,

симметрии-асимметрии.
8.

Навыки организации плоскости

листа,

композиционного

решения

изображения.
9. Навыки передачи формы, характера предмета.
10. Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках,
набросках.
11.

Наличие

творческой

инициативы,

цветового и композиционного решения.

понимания

выразительности

12. Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к
действительности.
13. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
14. Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной
творческой деятельности.
V. Формы и методы контроля, система оценок
Программа

предусматривает

текущий

контроль

успеваемости,

промежуточную аттестацию.
Контроль знаний,

умений и навыков обучающихся

обеспечивает

оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий

контроль

знаний

учащихся

осуществляется

педагогом

практически на всех занятиях.
В

качестве

программой

средств

текущего

предусмотрено

контроля

введение

успеваемости

трехкомпонентной

учащихся

оценки:

за

фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из
выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы.
Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ
(зачёт) учащихся во 2-м и 4-м полугодиях за счет аудиторного времени.
На просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие.
По окончании предмета

проводится

промежуточная

аттестация,

вид

аттестации – экзамен, оценка за который выставляется в 6-м полугодии и
заносится

в

свидетельство

изобразительной грамоты

и

об

окончании

рисование».

предмета «Основы

Учащемуся

предлагается

выполнить сюжетную композицию на заданную тему (например, «Человек
и

животное», «В

мире сказок», «Каникулы», «Я

путешествую»).

На

выполнение задания отводится 4 часа. Оценка работ учащихся ставится
исходя из прописанных ниже критериев.
Критерии оценки
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования
творческого
контроля,

роста

программой

включающего

композицию,

технику

в

предлагается

себя

три

введение поэтапного

составляющие:

исполнения (выразительность

фантазию,

цветового

или

графического решения).
«Фантазия». На первом этапе оценивается оригинальность мышления
ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
3 (удовлетворительно) - использование готового решения
(срисовывание с образца).
«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение
величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин,
знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость,
загораживание, статика, динамика и др.).
5 («отлично») -

все

параметры

раздела

соблюдены;

в

случае

незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты
самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу
не снижается;
4 («хорошо») - имеются незначительные ошибки;
3 («удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает
формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника

исполнения»

(выразительность

цветового

и(или)

графического решения» предполагает обобщение знаний по изученным
разделам, наличие индивидуального цветового(графического решения),
законченность работы.

5 («отлично») —

учащийся

полученные знания,

способен

самостоятельно

применять

умения, навыки, демонстрируя индивидуальное

решение поставленной задачи и законченность работы;
4 («хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части
словесно);
3 («удовлетворительно») - работой учащегося руководит преподаватель,
используя наглядный показ на работе учащегося.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям. Занятия изобразительным
искусством –
младшего

одно

из

школьного

положительных

самых

больших удовольствий

возраста.

эмоций,

Они

являясь

для

приносят много

источником

ребенка

радости

и

развития творческих

способностей. Особенностью этого возраста является любознательность,
желание

познавать

окружающую

действительность, отзывчивость

на

«прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания
изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в
творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится

на

каждом

материала. Создание

занятии

после

объяснения

творческой атмосферы на

теоретического

занятии способствует

появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной
творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить
детей

с работами

живописи

художников

и

и графики (используя

мультимедиатеки школьной

народных

богатые

библиотеки).

мастеров

книжные

с

фонды

Важной

шедеврами
и фонды

составляющей

творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к
конкурсно-выставочной

деятельности(посещение

художественных

выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных

качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные
мероприятия(организация выставок, проведение праздников, тематических
дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский
коллектив.
Самостоятельная работа учащихся. Для

полноценного

усвоения

материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной
работы. На самостоятельную работу учащихся отводится100% времени от
аудиторных

занятий,

заданий(упражнений

которые выполняются
к

изученным

в

форме

темам, рисование

домашних
с

натуры,

применением шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся
в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.
VII. Список литературы
1.

Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа:

книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.М.: Просвещение, 1991
3. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга
для учителя. М.: Просвещение, 1991
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического
и

экспериментального

психологического

исследования.

-

М.:

Педагогика,1989
5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
6.

Казакова

Т.С.

Изобразительная

деятельность

и

художественное

развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
7.

Кирилло

А.

Учителю

об

изобразительных

материалах. –

Просвещение, 1971
8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998
9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. –
М.: Просвещение, 1985

М.:

10. Курчевский В.В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985
11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.:
Просвещение, 1977
12. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.:
Просвещение, 1982
13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду. – М.: Просвещение, 1985
15. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные
работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть1. Начальный
рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание
ВЛАДОС, 2008
3. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. –
М.: Просвещение, 1998
4. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. – М.:
Просвещение, 1998
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности"Изобразительное
искусство"– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
6. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие– М.: Астрель:
АСТ, 2006
7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,
2009
8. Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 201

Учебно – методическое обеспечение.
Средства обучения
-

материальные:

учебные

аудитории,

специально

оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
-

наглядно–

плакаты,

плоскостные:

наглядные

методические

фонд работ учащихся, настенные

пособия,

иллюстрации,

карты,

магнитные

доски, интерактивные доски);
- демонстрационные:

муляжи,

чучела

птиц и животных,

гербарии,

демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».