Рабочая программа по учебному предмету "Лепка"

I. Пояснительная записка
Программа учебного предмета
федеральных

«Лепка» разработана на основе и с учетом

государственных

предпрофессиональным
изобразительного

требований

общеобразовательным

к

дополнительным

программам

в

области

искусства «Декоративно-прикладное творчество». Учебный

предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в
области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной
части

предметной

области

«Художественное творчество». Программа

ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области
художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание
оригинальных

произведений,

отражающих творческую индивидуальность,

представления детей об окружающем мире. Знания, умения и навыки, полученные
учащимися на начальном этапе обучения, являются базовыми для освоения
предмета «Скульптура». Особенностью данной программы является сочетание
традиционных приемов

лепки

пластилином,

глиной,

соленым

тестом

с

современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как
пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую
деятельность учащихся.

Программа составлена в соответствии с возрастными

возможностями и учетом уровня развития детей.
Учебный предмет «Лепка» реализуется при 8-летнем сроке обучения в 1-3 классах.
Максимальная учебная нагрузка

294

Из них:
- мелкогрупповые занятия
-самостоятельная учебная нагрузка

196
98

Занятия

по

предмету

«Лепка»

и

проведение

консультаций рекомендуется

осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс
обучения

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного

и

индивидуального

подходов.

Занятия

подразделяются

на

аудиторные

и

самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах аудиторные занятия:
1-3 классы – 2 часа в неделю,
самостоятельная работа:
1-3 классы – 1 час в неделю.
Цель программы:
1.

Создание

условий

для

художественного

образования,

эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей.
2. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем
детском возрасте.
3. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных
знаний, умений и навыков в области художественного творчества, позволяющих в
дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной

программы

в

области изобразительного искусства

«Живопись».
Задачи программы:
1. Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами:
стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин,
соленое тесто, пластика - масса).
2. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
3. Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов»,

«плоскость»,

«декоративность»,

«рельеф»,

«круговой

обзор»,

композиция».
4. Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции,
форму.

5. Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные
особенности предметов.
6. Формирование умения работать с натуры и по памяти.
7. Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
8. Формирование конструктивного и пластического способов лепки.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени,
учебного предмета;

предусмотренного на освоение

- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический;
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений).
Предложенные

методы

работы

в

рамках

предпрофессиональной

образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках

и

сложившихся

традициях

изобразительного творчества. Каждый

обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам

аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы
обучающиеся

могут

пользоваться

сетевыми ресурсами

для

сбора

дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд
укомплектовывается печатными и электронными изданиями
дополнительной

учебной

и

основной

и

учебно-методической литературы по специфике

предмета. Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной
мебелью

(столы

и

стулья),

подиумами,

натюрмортными

столиками,

компьютером, интерактивной доской.
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
КЛАССЫ
ПОЛУГОДИЯ
Аудиторные
занятия (в часах)
Самостоятельная
работа (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)
Вид
промежуточной
аттестации

Всего
часов

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

1

2

3

1
32

2
32

3
33

4
33

5
33

6
33

196

16

16

16,5

16,5

16,5

16,5

98

48

48

49,5

49,5

49,5

49,5

294

зачет

зачет

зачет

II. Учебно-тематический план
1 КЛАСС
№

Наименование
раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка
96
32
64

1 раздел «Материалы и инструменты»
1.1

Вводный урок.
Инструменты и
материалы.
Физические и
химические свойства
материалов.

Урок

3

1

2

1.2

1.3

1.4

1.5

Выполнение
несложной
композиции из
простых элементов по
шаблону: «новогодний
носок», «колпак
волшебника»,
«пластилиновая
мозаика».
Выполнение
композиции из
сплющенных
шариков: «бабочки»,
«рыбка».
Выполнение плоской
композиции из
жгутиков: «барашек»,
«дерево», «букет
цветов».
Применение в
композиции
нескольких элементов.
Композиция «часы»,
«домик», «машинка».

урок

3

1

2

Урок

3

1

2

Урок

6

2

4

Урок

6

2

4

2 раздел «Пластилиновая живопись»
2.1

2.2

2.3
2.4

Локальный цвет и его
оттенки.получение
оттенков цвета
посредством
смешиваеия
пластелина. Работа по
шаблону. Осенние
листья, бабочка и др.
Закрепление техники
«Пластилиновая
живопись». «Моё
любимое животное».
«Игрушка».
Выполнение
творческой работы
Применение техники
«Пластелиновая
живопись» в
конкретном изделии.
«Карандашница»,
«Декоративная
вазочка».

Урок

3

1

2

Урок

3

1

2

Урок

3

1

2

урок

6

2

4

3 раздел «Пластилиновая аппликация»
3.1

Знакомство с приемом
«пластилиновая

урок

6

2

4

3.2

3.3

3.4

аппликация».
Композиция: посудная
полка, аквариум.
«Пластилиновый
алфавит». Выполнение
силуэтов букв с
декорированием
приплюснутыми
кружочками, жгутами
и т.д.
Использование
пластилиновой
аппликации и
процарапывания в
творческой работе
«Снежинка».
Выполнение
многослойной
компазиции:
«Пирожное. Торт».

урок

3

2

2

урок

3

1

2

урок

3

1

2

4 раздел «Пластические фактуры»
4.1

4.2

4.3

4.4

Знакомство с
фактурами. Способы
выполнения
различных фактур.
Выполнение
композиции
«Лоскутное одеяло». В
рамках тем:
«Бабушкин сундучок»,
«Швейная фантазия»,
«Концелярский мир» и
т.д.
Соединение
пластилиновых фактур
и природных форм
(семечки, крупа).
Платье для куклы,
карнавальный костюм,
театральный
(цирковой) занавес.
Интерпритация
природных фактур.
Применение знаний в
творческой
компазиции. «Зоопарк,
Домашнте животные».

урок

3

1

2

урок

3

1

2

урок

3

1

2

урок

6

2

4

5 раздел «Полуобъемные изображения».
5.1

Знакомство с
выполнением

Урок

3

1

2

5.2

5.3

5.4

невысокого
редьефного
изображения.
Композиция «Репка.
Свекла и т.д».
Закрепление умения
набирать
полуобъемную массу
изображения.
Композиция «Божья
коровка», «Жуки».
Выполнение
тематической
композиции:
«Праздник. Новый
год, Рождество».
Создание сложной
формы предмета с
последующим
декорированием.
«Печатный пряник.
Жаворонки» и т.д.

урок

3

1

2

Урок

6

2

4

Урок

6

2

4

6 раздел «Объемные формы»
6.1

6.2

6.3

Лепка геометрических
форм. Выполнение
задания: «Робот.
Ракета и т.д.»
Закрепление навыков
работы с объемными
формами. Выполнение
композиции
«Новогодняя ёлка».
Изготовление игрушек
из пластелина и
природных
материалов: ёжик,
лесовичок.

Урок

3

1

2

Урок

3

1

2

урок

6

2

4

2 КЛАСС
№

Наименование
раздела, темы

1.1

Вводный урок.
Знакомство с техникой
«Соленое тесто».
Физические и
химические свойства

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельна Аудиторные
учебная
я работа
занятия
нагрузка
99
33
66

1 раздел «Соленое тесто».
Урок

3

1

2

1.2

1.3

материалов.
Инструменты и
материалы.
Полуобъемная
композиция «Цирк» в
технике «соленое
тесто» с применением
гуаши.
«Театральная кукла».

урок

6

2

4

урок

6

2

4

2 раздел «Пластилиновая композиция»
2.1

«Изразец»

Урок

3

1

2

2.2

Коллективная работа
«Русская
печка»,»Очаг. Камин».
Изготовление магнита
на тему «Времена
года».

Урок

6

2

4

Урок

6

2

4

2.3

3 раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»
3.1

3.2

3.3

3.4
3.5

Изготовление
«Фактурных валиков»
для дальнейшего
использования в
композициях.
Композиция
«Замороженное
оконце».
Дальнейшее
знакомство с
фактурами,
текстурами. Способы
их выполнения.
Творческая работа
«Пенек с грибами».
«Морские камешки».

Урок

3

1

2

Урок

3

1

2

Урок

3

1

2

Урок

6

2

4

Урок

3

1

2

4 раздел «Коллаж»
4.1
4.2
4.3

Коллаж «Морские
сокровища»
Декоративное панно
«Слово-образ»
Декоративное панно
«Русская народная
сказка»

Урок

3

1

2

Урок

6

2

4

Урок

9

3

6

5 раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»
5.1

Композиция с
использованием
ниток, пластиковых
трубочек и др. «Паук
с паутиной»,

Урок

6

2

4

5.2

«муравейник».
Изделие «Волшебное
зеркало» с
применением
пластилиновой
живописи,
декор.матералов.

Урок-игра

3

1

2

6 раздел «Объемные формы»
6.1

6.2

6.3

6.4

Объемная композиция
на тему «Овощная
семейка»
Объемная лепка на
тему «Домашние
животные. Кошки.
Собака. Животные
Севера и Юга».
Знакомство с
каркасом.
Выполнение
пластилиновой
модели человека.
Коллективная
творческа работа
«Ноев ковчег».

Урок

6

2

4

Урок

6

2

4

Урок

3

1

2

Урок

9

3

6

3 КЛАСС
№

Наименование
раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка
99
33
66

1 раздел «Полимерная глина»
1.1

1.2

1.3

Вводный урок.
Инструменты и
материалы.
Физические и
химические свойства
материалов.
Знакомство с
техникой лепки из
полимерной глины.
Выполнение
простейших форм.
Изготовление
украшений,
брелоков, шкатулок.
Изготовление
магнитов.

Урок

3

1

2

Урок

6

2

4

Урок

6

2

4

2 раздел «Лепка из глины»
2.1

2.2

2.3

2.4

Вводный урок.
Инструменты и
материалы.
Физические и
химические свойства
материалов.
Знакомство с
техникой лепки из
глины.
Изготовление
декоративной
вазочки, посуда с
росписью.
Изготовление
традиционной
игрушки из глины
Тематическое панно
с подвесками. «Кот
на крыше».

урок

3

1

2

Урок

6

2

4

Урок

6

2

4

Урок

6

2

4

3 раздел «Пластилиновая композиция
3.1

3.2

Тематический
натюрморт из
нескольких
предметов
Композицияпанорама. «Замок.
Рыцарский турнир».

Урок

3

1

2

Урок

9

3

6

4 раздел «Объемные формы»
4.1

4.2
4.3

4.4

4.5

4.6
4.7

«Геометрическая
пирамидка».
Изучение и
изготовление
геометрических тел.
Шахматное
королевство
Лепка из натуры.
Использование
чучел птиц и
животных.
Творческая работа
«Басни», «Птичий
двор».
Работа с каркасом.
Динозавр, лошадка,
ослик, жираф.
Человек. Фигура в
движении: «спорт».
Человек и животное.

Урок

3

1

2

Урок

6

2

4

Урок

6

2

4

Урок

9

3

6

Урок

6

2

4

Урок

6

2

4

Урок

6

2

4

4.8

«Охото»
Коллективная работа
«пираты»,
«виртуальный мир».

Урок

9

3

6

III. Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Лепка» построено с учетом возрастных
особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного
мышления. Содержание программы включает следующие разделы:
- материалы и инструменты;
- пластилиновая живопись;
- пластилиновая аппликация;
- пластические фактуры;
- полуобъемные изображения;
- объемные изображения.
1 КЛАСС
1. Раздел «Материалы и инструменты»
1.1. Тема: Инструменты и материалы. Физические свойства материалов. Предмет
«Лепка».

Оборудование

и

пластические

материалы.

Порядок работы в

мастерской лепки. Знакомство с пластилином, его физическими и химическими
свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Цвета в
пластилиновых наборах. Выполнение упражнений на цветовые
Использование

картона,

цветного

смешения.

пластилина. Самостоятельная работа:

закрепление материала на смешивания цветов.
1.2. Тема: Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону:
«Новогодний носок», «Колпак волшебника», «Пластилиновая мозаика». Знакомство
с выразительными средствами предмета «Лепка». Выполнение предварительных
упражнений

на

изготовление

простых элементов:

жгут,

шарик,

пластина,

колбаска, сплющенный шарик и др. Формирование умения комбинировать

простые

формы

в

изделии. Использование

картона,

цветного

пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовок несложных орнаментов из простых
элементов.
1.3.

Тема:

Выполнение

композиции

из

сплющенных

шариков. Закрепление

изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы,
развитие

наблюдательности,

фантазии,

образного мышления.

Творческое

задание: «Бабочки», «Рыбка». Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок - «Бабочка», «Рыбка».
1.4. Тема: Выполнение плоской композиции из жгутиков. Закрепление изученной
техники.

Творческое

Использование

задание:

картона,

«Барашек»,

цветного

«Дерево»,

пластилина.

«Букет цветов».

Самостоятельная работа:

выполнение эскиза к творческому заданию.
1.5. Тема:

Применение

наблюдательности,

в

образного

композиции
мышления,

нескольких
мелкой

элементов.

моторики.

Развитие

Композиция

«Часы», «Домик», «Машинка». Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная

работа: выполнение эскиза к творческому заданию, поиск

цветового решения.
2. Раздел «Пластилиновая живопись»
2.1. Тема:

Локальный

цвет

и

его

оттенки.

Получение

оттенков

цвета

посредствам смешивания пластилина. Знакомство с техникой «Пластилиновая
живопись». Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др. Развитие образного
мышления,
цветного

способность передать характер формы. Использование
пластилина.

Самостоятельная

картона,

работа: формирование гербария из

листьев, разных по форме и цвету.
2.2. Тема: Закрепление техники «Пластилиновая живопись». Закрепление знаний,
полученных

на

предыдущих

занятиях,

умение

прорабатывать композицию.

Композиция в материале: «мое любимое животное», «игрушка». Использование

картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение этюдов мягких
игрушек или домашних животных.
2.3. Тема:

Выполнение

творческой

живопись».

Формирование

композиции.

Творческое задание:

работы

способности

в технике
добиваться

«Космос»,

«Пластилиновая
выразительности

«Летний луг». Использование

картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: просмотр книжных
иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы.
2.4. Тема: Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном
изделии. Развитие фантазии, воображения, применение полученных знаний о
техниках и приемах. «Карандашница», «Декорированная вазочка». Использование
картона,

цветного

пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза к

творческому заданию.
3. Раздел «Пластилиновая аппликация»
3.1. Тема: Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Формирование
умения

равномерно

раскатывать

пластилин

и

вырезать

из него

стеками

различные формы. Выполнение композиции: «Посудная полка», «Аквариум».
Использование

картона,

цветного

пластилина. Самостоятельная

работа:

выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной формы.
3.2. Тема: «Пластилиновый алфавит». Дальнейшее формирование понятия
«декоративность», развитие мелкой моторики. Выполнение силуэтов букв с
декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. Использование
картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: работа с книгой.
3.3.

Тема:

творческой

Использование
работе

пластилиновой

«Снежинка».

аппликации

и процарапывания

Формирование умения

в

перерабатывать

природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления.
Использование

картона,

выполнение эскиза снежинки.

цветного пластилина.

Самостоятельная

работа:

3.4. Тема: Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт». Развитие
наблюдательности,

фантазии,

мелкой

моторики.

Использование картона,

цветного пластилина. Самостоятельная работа: разработка формы кондитерского
изделия.
4. Раздел «Пластические фактуры»
4.1. Тема: Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур.
Развитие
формами.

наблюдательности,
Упражнение

на

формирование
оттиски

умения

различных

работать с природными
поверхностей (природные

материалы, мелкие предметы, ткани). Упражнение на выполнение фактур с
помощью

различных

Выполнение разного

инструментов

(стеки,

гребни, зубные щетки и др.).

характера линий. Использование

картона,

цветного

пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов и
др. Самостоятельная работа: подбор различных приспособлений и материалов.
4.2. Тема: Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин
сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др. Формирование
навыков поэтапной работы (выполнение оттисков, комбинирование, составление
композиции). Использование картона, цветного пластилина, мелких предметов,
тканей разных фактур, природных материалов и др. Самостоятельная работа:
разработка эскиза работы «лоскутное одеяло».
4.3. Тема: Соединение пластилиновых фактур и природных форм. Развитие
наблюдательности,
«Карнавальный
картона,

фантазии,

костюм»,

мелкой

моторики.

«Театральный

(цирковой)

цветного пластилина,

семечек,

круп,

«Платье

для куклы»,

занавес». Использование

макаронных изделий и

др.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза платья для любимой куклы.
4.4. Тема: Интерпретация природных фактур. Развитие наблюдательности,
фантазии, мелкой моторики. Упражнения: выполнение фактуры перьев, меха,
кожи

животных

и

птиц.

Применение

знаний

в творческой композиции

«Зоопарк», «Домашние животные». Использование картона, цветного пластилина,

мелких предметов (канцелярские принадлежности, швейные принадлежности и
др.) Самостоятельная работа: работа

с

иллюстративным

материалом, подбор

фотографий, открыток для работы в материале.
5. Раздел «Полуобъемные изображения»
5.1. Тема:

Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения.

Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания
пластилина от целого куска и наклеивания на изображение – шаблон.
«Репка»,

«Свекла»,

Использование

«Морковь»

картона,

«Яблоко»,

цветного

Композиция

«Ягоды», «Виноград»

пластилина.

и

др.

Самостоятельная работа:

выполнение зарисовок овощей, фруктов, ягод.

5.2. Тема: Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения.
Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным изображением,
дополнение

композиции

мелкими

деталями.

Композиция «Божья

коровка»,

«Жуки», «Кит». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная
работа: работа с иллюстративным материалом.
5.3. Тема: Выполнение
полуобъемной

тематической

композицией:

создание

композиции.

Работа

предварительного

над

сложной

эскиза,

поиск

пластического и цветового решения, выполнение работы в материале. «Новый
год»,

«Рождество».

Самостоятельная

Использование

работа:

картона,

выполнение

цветного

композиционных

пластилина.
поисков

для

тематической композиции.
5.4. Тема: Создание сложной формы предмета с последующим декорированием.
Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии,
воображения. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др. Использование картона,
цветного

пластилина,

семечек,

круп, макаронных

изделий

и

др.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза тульского или орловского пряника,
печенья «жаворонок».

6. Раздел «Объемные изображения»
6.1.

Тема:

Лепка

геометрических

форм.

Знакомство

с

объемом,

первоначальные навыки передачи объема. Упражнение на выполнение

шара

(глобус), куба (кубик для настольных игр), конуса (мороженое). Выполнение
задания «Робот», «Ракета», «Трансформер». Использование картона, цветного
пластилина. Самостоятельная работа: изображение геометрических фигур.

6.2. Тема:

Закрепление навыков работы с объемными формами. Закрепление

предыдущего

материала,

развитие

фантазии,

воображения. Выполнение

композиции «Новогодняя елка». Использование картона, цветного пластилина,
бусин, лент, пайеток. Самостоятельная работа: выполнение эскиза новогодней
Елки.
6.3. Тема:
(каштаны,

Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов
шишки,

желуди,

ореховая

и

яичная

скорлупа,

ракушки).Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии.
Применение пластилина как соединительного материала.
«Пугало

огородное» и

др.

Использование

картона,

«Ежик»,«Лесовик»,
цветного пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов игрушек из природных материалов.
2 КЛАСС
1. Раздел «Соленое тесто»
1.1. Тема: Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические
и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. Знакомство с
технологией изготовления соленого теста, его физическими и химическими
свойствами. Знакомство с инструментами и материалами. Использование муки,
воды, соли. Самостоятельная работа: выполнение несложных элементов: шарик,
«колбаска», жгут, и др.

1.2. Тема: Полуобъемная композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с
применением гуаши. Формирование умения сохранять цельность композиции,
работая с мелкими деталями. Гармонизация цветового ряда. Самостоятельная
работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме «Цирк».
1.3. Тема: «Театральная кукла». Формирование умения лепить образ куклыперсонажа любой сказки для детского пальчикового театра. Изготовление кукол
для пальчикового театра. Использование муки, воды, соли (для головки), тканей,
лент, пуговиц (для костюма). Самостоятельная работа: выполнение эскиза будущей
куклы.
2. Раздел «Пластилиновая композиция»
2.1. Тема: «Изразец». Знакомство с русскими изразцами. Формирование навыка
стилизации природных форм в орнамент. Изготовление плакетки для изразца,
нанесение

орнамента.

Самостоятельная

Использование

работа:

Подбор

картона,

цветного

иллюстративного

пластилина.

материала

по

теме

«Орнамент».
2.2. Тема:

Коллективная

Формирование

навыков

работа

работы

«Русская

над

печка»,

коллективным

«Очаг»,

заданием.

«Камин».

Выполнение

плоскостной композиции из фрагментов изразцов, выполненных на предыдущем
уроке. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа:
подбор иллюстративного материала по заданной теме.
2.3. Тема: Изготовление магнита на тему «Времена года». Формирование
способности

добиваться

выразительности

образа,

развитие

фантазии,

воображения. Выполнение плоскостной композиции с применением объемных
деталей.

Использование

картона,

цветного

пластилина,

магнитной

Самостоятельная работа: подбор и просмотр иллюстраций о временах года.
3. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»

ленты.

3.1. Тема: Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования
в пластилиновых композициях. Формирование пространственного мышления,
творческого

воображения.

Технология изготовления

фактурного

валика,

знакомство со способом работы. Использование цилиндрических форм (основа
для валика), цветного пластилина, клея. Самостоятельная работа: изготовление
собственных валиков, выполнение разнообразных фактур.
3.2. Тема: Выполнение композиции «Замороженное оконце». Применение в работе
изученных ранее фактур и приемов. Использование техники «пластилиновая
живопись»,

жгутов,

процарапывания

др.

Использование картона, цветного

пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза замороженного окна.
3.3. Тема: Дальнейшее знакомство с фактурами,
выполнения

различных

формирование
выполнение

фактур,

текстур.

текстурами.

Развитие

Способы

наблюдательности,

умения

работать с

природными формами.

Упражнение

оттисков

различных

поверхностей

фольга,

полиэтиленовая

пленка,

кора

и

др.).

(камни,

Использование

картона,

на

ткани,
цветного

пластилина. Самостоятельная работа: продолжение выполнения фактур.
3.4. Тема: Творческая работа «Пенек с грибами». Применение полученных фактур
в композиции «Пенек с грибами». Развитие наблюдательности, формирование
умения работать с природными формами.

Использование картона, цветного

пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок грибов с натуры.
3.5. Тема: «Морские камешки». Формирование умения передавать характер
предметов и поверхностей, их пластическое решение,

развитие фантазии.

Использование цветного пластилина. Самостоятельная работа: лепка различных
камешков.
4. Раздел «Коллаж»
4.1. Тема: Коллаж «Морские сокровища». Закрепление приобретенных знаний,
применение

их

в

творческой

работе.

Развитие

способности передавать

выразительность изображаемых фигур, умение сохранять цельность композиции

при

обработке

ее

отдельных

элементов. Использование

картона,

цветного

пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: зарисовка отдельных
элементов композиции, работа с иллюстративным материалом.
4.2. Тема: Декоративное панно «Слово-образ». Формирование умения находить
цельную

форму

изображаемой

композиции,

развитие

фантазии, освоение

художественных приемов декора. Использование картона, цветного пластилина,
природного материала. Самостоятельная работа: работа с книгой. Знакомство со
шрифтами, шрифтовыми композициями. Копирование отдельных букв.
4.3 Тема: Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная
творческая

работа).

Развитие

умения

передавать

характер

сказочных

персонажей средствами лепки. Развитие навыков работы над коллективным
заданием. Использование картона, цветного пластилина, природного материала.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов к русским сказкам.
5. Раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»
5.1 Тема: «Муравейник», «Паутинка с паучком». Выполнение композиции с
использованием

ниток,

пластиковых

трубочек, декоративных булавок, лент,

кружева и др. материалов для рукоделия. Развитие наблюдательности, фантазии,
образного мышления, умение передавать пластику природных форм средствами
лепки. Использование картона, цветного пластилина, ниток, бусин, пуговиц,
лент

и

др. Самостоятельная

работа:

сбор

подготовительного

материала,

изучение иллюстраций.
5.2 Тема: «Волшебное зеркало». Выполнение несложного изделия – зеркала с
применением
Формирование

пластилиновой
навыков

живописи,

моделирования,

декоративных материалов,

фольги.

развитие воображения, фантазии.

Использование картона, цветного пластилина, ниток, бусин, пуговиц, лент, фольги
и др. Самостоятельная работа: выполнение эскизов зеркал.
6. Раздел «Объемные формы»

6.1. Тема: Объемная композиция на тему: «Овощная семейка». Развитие
наблюдательности,

умения

найти

и

подчеркнуть

в

натуре

характерные

особенности. Передача характера натуры. Использование картона, цветного
пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей и фруктов с
натуры.
6.2. Тема: Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Животные севера и
юга», «Кошки». Развитие наблюдательности, умение подмечать характерные и
выразительные движения, позы животных. Выполнение пластического решения с
учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение

фотографий

домашних животных. Подбор иллюстративного материала.
6.3. Тема: Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека.
Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные
навыки

передачи

движения.

Использование

картона, цветного

пластилина,

проволоки. Самостоятельная работа: фотографирование людей в движении. Сбор
подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций и фотографий.
6.4. Тема:

Коллективная

творческая

работа

«Ноев

ковчег».

Передача

взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление знаний,
умений,

полученных

за

два

года

обучения

по

данной

программе.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза композиции «Ноев ковчег», поиск
образов персонажей композиции.
3 КЛАСС
1. Раздел «Полимерная глина»
1.1. Тема: Полимерная глина.

Вводный урок.

Инструменты и материалы.

Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из
полимерной глины.

Выполнение простейших форм для бижутерии

(бусины,

кольца, кубики, плоские формы – колокольчики, бабочки и др.). Формирование
художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета. Самостоятельная
работа: выполнение несложного украшения из бусин.

1.2. Тема:

Изготовление

украшений.

Закрепление

полученных

навыков

выполнения сувениров: брелоков, шкатулки, рамочки для фото. Формирование
понятия

гармонии,

гармоничное

сочетание

цветов. Самостоятельная работа:

выполнение эскизов изделий.
1.3. Тема:

Изготовление

изготовлении

магнитов.

сувениров,

например,

Применение
магнитов.

полученных

Формирование

знаний

в

понятия

о

декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение
эскизов изделий.
2. Раздел «Лепка из глины»
2.1. Тема: Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические
свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление
декоративной

тарелки

формирование
Самостоятельная

с

последующей

росписью

гуашью. Дальнейшее

понятия орнамент, грамотный подбор цветовой гаммы.
работа:

работа

с

литературой,

подбор иллюстративного

материала.
2.2. Тема: Декоративная вазочка. Изготовление декоративной вазочки, сосуда с
росписью. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение
передавать пластику объемных форм средствами лепки. Самостоятельная работа:
выполнение зарисовок посуды.
2.3. Тема: Глиняная игрушка. Изготовление традиционной игрушки из глины с
росписью: козлики,

уточка,

петушок.

Развитие наблюдательности, умения

подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Выполнение
пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа:
выполнение эскиза глиняной игрушки.
2.4. Тема: Выполнение тематической композиции - панно «Кот на крыше»,
«Ярмарка», «Рождество». Дальнейшее формирование понятия о декоративности,
выразительности

образа.

тематической композиции.

Самостоятельная

работа: выполнение эскизов к

3. Раздел «Пластилиновая композиция»
3.1. Тема: Натюрморт. Выполнение тематического натюрморта из нескольких
предметов. Передача основных пропорций и характера предметов. Работа с
натуры. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа:
выполнение эскизов натюрмортов.
3.2. Тема: Композиция-панорама «Рыцарский турнир», «Бал». Формирование
знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки
движения.

Использование

картона,

цветного

передачи

пластилина. Самостоятельная

работа: подбор иллюстративного материала.
4. Раздел «Объемные формы»
4.1. Тема: «Геометрическая пирамидка». Развитие наблюдательности, фантазии,
образного мышления, формирование умения передавать пластику объемных форм
средствами лепки. Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр,
куб, шар, пирамида). Самостоятельная работа: закрепление знаний, посещение
мастерской скульптуры, керамики.
4.2. Тема:

Творческая

формирование

работа

понятия

о

«Басни»,

«Птичий

декоративности,

двор».

Дальнейшее

выразительности

образа.

Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных.
4.3.

Тема:

Работа

особенности
композиции

с

каркасом.

изготовления
–

животные:

Знакомство

объемной

фигуры

«Динозавр»,

с

каркасом.

Технические

с

каркасом.

Выполнение

«Лошадка»,

«Ослик»,

«Обезьяна»,

«Жираф». Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4.4.

Тема:

Человек.

Дальнейшее

формирование

человеческой фигуры, передачи движения.
«спорт»,

«на

катке»,

«танец»

иллюстративного материала.

и

др.

знаний

о

пропорциях

Выполнение фигуры в движении:
Самостоятельная

работа:

подбор

4.5. Тема: Человек и животное. «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк».
Дальнейшее

формирование

знаний

о

пропорциях

человеческой

фигуры,

животных, передачи движения. Поиск выразительного пластического решения.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых
обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:
1. Знание

понятий

предметов»,

«скульптура»,

«плоскость»,

«объемность»,

«декоративность»,

«пропорция»,

«рельеф»,

«характер

«круговой обзор»,

композиция».
2. Знание оборудования и различных пластических материалов.
3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов.
5. Умение работать с натуры и по памяти.
6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию.
Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров
работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На
просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм
текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ
обучающихся.
проводиться

Оценка теоретических знаний
в

форме

(текущий

контроль),

может

собеседования, обсуждения, решения тематических

кроссвордов, тестирования. С целью подготовки к промежуточной аттестации
проводятся консультации в количестве 2 часов (на учебный год).
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
“5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением
необходимой

последовательности,

составил

композиции,

проявил

творческий

фантазию,

композицию, учитывая

законы

подход, технически грамотно

подошел к решению задачи;
“4” («хорошо»)

-

в работе есть незначительные недочеты в композиции и в

цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя,
самостоятельность

обучающегося

практически

отсутствует, работа выполнена

неряшливо, ученик безынициативен.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические

рекомендации

педагогическим

работникам.

Программа

составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития
детей.

Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы

обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся
программой применяются также следующие методы:


объяснительно-иллюстративные

(демонстрация

методических

пособий,

иллюстраций);


частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);



творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);



исследовательские

(исследование

свойств

бумаги,

красок,

а

также

возможностей других материалов);


игровые

(занятие-сказка,

проведение праздников и др.).

занятие-путешествие,

динамическая

пауза,

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание

творческой

укреплению

у

атмосферы

учащихся

на

занятии

способствует

заинтересованности

в

появлению

собственной

и

творческой

деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами
мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной составляющей
творческой

заинтересованности

учащихся

является приобщение

детей

к

конкурсно -выставочной деятельности (посещение художественных выставок,
проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях). Несмотря
на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности
каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это
позволит

объединить

детский

коллектив.

Рекомендации

по

организации

самостоятельной работы обучающихся. Для полноценного усвоения материала
учебной

программой предусмотрено

ведение

самостоятельной

работы.

На

самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий,
которые выполняются в форме домашних заданий

(упражнения к изученным

темам, рисование с натуры, эскизирование). Учащиеся имеют возможность
посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой,
иллюстративным материалом в библиотеке.
VII. Список литературы и средств обучения
1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском
кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28.
2. Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебновоспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7, с. 106-111.
2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.:

Владос, 2004.

с.66-74.
3. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002, с. 3-15.

4. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение,
1979.
5. Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005
6. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003.
7. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1 век до
н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977.
8. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников
средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. –
М., 1998.
9 . Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.:
«Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150.
10. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982.
11. Ерошенков И.Н.

Культурно-воспитательная деятельность среди детей и

подростков. – М.: «Владос», 2004.
12. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ
им. Д.И.Менделеева, 2004.
13. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ
им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29.
14. Керамика

Абрамцева.

Под

ред.

О.И.Арзуманова,

В.А.Любартович,

М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77.
15. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. М.: «Владос», 2002. с.6-15.
16. Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе.
Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998. с. 179-184.

17. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8-20.
18. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. -1ячасть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-25.
19. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.:
«Искусство в школе», 1995, с.9-29.
20. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с англ.
П.А.Самсонова – Минск, 2003, с.31, 36, 56.
21. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
– М.: Просвещение, 1980.
22. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР.

– М:

Внешторгиздат, 1980, с.33-36.
23. Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И. - М.:
Издательство «Знание», 1984, с.31-48.
24. Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред.
Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17.
25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания
в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999, с. 246-250.
26. Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144.
27. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000
с.51-56.
Учебно – методическое обеспечение
Средства обучения:
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными
пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные
доски;
- демонстрационные:

муляжи,

чучела

птиц

и

животных,

гербарии,

мультимедийные

учебники,

демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
-

электронные

мультимедийные

образовательные
универсальные

ресурсы:
энциклопедии,

сетевые

образовательные

ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».