I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Композиция прикладная» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДХШ. Изучение декоративноприкладного искусства необходимо для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по «Композиции прикладной» включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художникприкладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи. В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства с самых ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности. В процессе занятий преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки). Актуальность: народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Издавна замечательные рукотворные изделия: кружева и вышивки, гобелены и лоскутные одеяла, вязаные скатерти и салфетки создавались не для выставок и музеев. Они украшали быт, придавали дому уют и особую, радостную атмосферу. Дымковские игрушки, Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. Во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом. По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных мастеров. Объем учебного времени и виды учебной работы при 8-летнем обучении Вид учебной работы классы полугодия Аудиторные занятия Самостоятельна я работа Максимальная учебная нагрузка Вид промежуточной аттестации Годы обучения Всего часов 4 класс 7 8 16 17 5 класс 9 10 16 17 6 класс 11 12 16 17 7 класс 13 14 16 17 8 класс 15 16 16 17 165 32 34 32 34 32 34 32 34 32 34 330 48 51 48 51 48 51 48 51 48 51 495 З. Э. З. Э. З. З. – зачет; Э.-экзамен. Объем учебного времени и виды учебной работы при 5-летнем обучении Вид учебной работы классы полугодия Аудиторные занятия Самостоятельна я работа Максимальная учебная нагрузка Вид промежуточной аттестации З. – зачет; Э.-экзамен. Годы обучения Всего часов 1 класс 1 2 16 17 2 класс 3 4 16 17 3 класс 5 6 16 17 4 класс 7 8 16 17 5 класс 9 10 16 17 165 32 34 32 34 32 34 32 34 32 34 330 48 51 48 51 48 51 48 51 48 51 495 З. З. З. З. З. Форма проведения учебных аудиторных занятий Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек. Цель программы: развить творческую активность, и художественные способности учащихся, понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства, создать условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития учащихся ;овладение учащимися духовными и культурными ценностями народов мира, выявление одаренных детей в области изобразительного искусства с целью их подготовки к поступлению в соответствующие профессиональные образовательные учреждения. Задачи программы: 1. Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи. 2. Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные. 3. Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках. 4. Создавать предметы декоративно-прикладного искусства. 5. Создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала личности II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1. Беседа о декоративноприкладном искусстве. Закладка для книг, открытка, настенное украшение «Сказочное дерево». (Бумажная пластика) Животное. Стилизация.(Аппликац ия) Эскиз детского коврика на анималистическую тему.(Аппликация) Эскиз для мозаики «Сказочный Беседа 2. 3. 4. 5. Общий объем времени в часах Максимальная Самостоятельная Аудиторн учебная работа ые занятия нагрузка 99 51 48 4 2 2 Урок 4 2 2 Урок 9 5 4 урок 5 3 2 Урок 8 4 4 6 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. город»(Бумага, гуашь) Мозаика из цветной бумаги «Сказочный город».(Аппликация) Эскиз рисунка обоев «Кувшины».(Бумага, гуашь) Эскиз витража «Цирк», «Петух».(Бумага ,акварель) Эскиз фигурки из соленого теста «Сказочный зверь».(Бумага, гуашь) Лепка из соленого теста с последующей росписью «Сказочный зверь». Беседа о народном ДПИ. Геометрический орнамент в полосе.(Бумага, гуашь) Орнаментальная композиция «Букет» , «Цветущее дерево».(Бумага, гуашь) Орнаментальная композиция «Сказочная птица». (Бумага, гуашь) Урок 8 4 4 Урок 8 4 4 Урок 8 4 4 Урок 8 4 4 Урок 8 4 4 Беседа 4 2 2 Урок 8 4 4 Урок 4 4 4 Урок 8 4 4 Второй год № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1. Орнаментальная композиция «Сказочный зверь».(Бумага, гуашь) Керамика как один из видов ДПИ. Глиняная художественная посуда. Освоение росписи(Замена пластилин , папье- Урок 2. 3. Общий объем времени в часах Максимальная Самостоятельная Аудиторн учебная работа ые занятия нагрузка 99 51 48 10 5 5 беседа 10 5 5 урок 12 6 6 4. 5. 6. 7. 8. 9. маше) Эскиз лепной игрушки.(Бумага, гуашь) Лепная и расписная игрушка.(Глина, замена соленое тесто) Разработка эскиза изразца и выполнение его в материале.(пластилин) Различные виды народной росписи. Импровизация на тему Городецкой росписи.(Бумага, гуашь) Роспись по дереву .Эскиз и выполнение в материале.(Заготовка из дерева, гуашь, акрил) Урок 13 7 6 Урок 12 6 6 10 5 5 Беседа 10 5 5 Урок 10 5 5 Урок 12 6 6 Урок Третий год № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1. 2. Роспись по металлу. Импровизация на тему заданного рисунка на ткани.(Бумага, гуашь) Роспись тканей. Составление эскиза росписи ткани и выполнение его в материале.(Эскизбумага ,гуашь, акварель по выбору ;работа-ткань, акриловый контур, акварель; резерв ,акварель ;воск, акварель -по выбору) Свободная роспись ткани. Эскиз. Работа в материале Беседа Урок 3. 4. 5. Общий объем времени в часах Максимальна Самостоятель Аудиторн я учебная ная работа ые занятия нагрузка 99 51 48 10 5 5 10 5 5 Беседа Урок 12 13 6 7 6 6 урок 12 6 6 6. 7. 8. 9. Маски. История. Разновидности. Эскиз маски и выполнение ее в материале.(Эскизбумага, гуашь, маскапапье-маше ,возможна бумажная пластика) Многообразие видов художественного текстиля. Эскиз минигобелена.(Бумага, гуашь) Беседа 10 5 5 Урок 10 5 5 10 5 5 12 6 6 Беседа Урок Четвертый год № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1. Эскиз орнамента для отделки костюма.(Бумага, гуашь, акварель) Эскиз для мелкой пластики «Праздник». (Бумага, гуашь) Мелкая пластика из соленого теста «Праздники». Народная вышивка. Эскиз вышитой салфетки.(Бумага, цв.карандаш ,фломастер) Эскиз кружевной или вязанной салфетки(Бумага, черный фломастер, тушь, перо) Эскиз аппликации из ткани и шнура.(Цветная бумага, фломастер) Художественная обработка твердых материалов на территории нашей страны. Урок 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Общий объем времени в часах Максимальна Самостоятель Аудиторн я учебная ная работа ые занятия нагрузка 99 51 48 10 5 5 Урок 10 5 5 Урок 12 6 6 Беседа Урок 13 12 7 6 6 6 Урок 10 5 5 Урок 10 5 5 Беседа 10 5 5 9. Эскиз резьбы по дереву.(Бумага , карандаш ,акварель) Урок 12 6 6 Пятый год № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1. Художественная обработка металла. Эскиз декоративной пластины.(Бумага ,акварель) Художественная обработка камня. Эскиз новогоднего сувенира.(бумага ,материал по выбору) Новогодний сувенир.(Материал по выбору) Художественная обработка кости. Искусство лаковой миниатюры. Выполнение копии лаковой миниатюры.(Бумага ,гуашь; возможна имитация на деревянной основе, с нанесением левкаса, темперными красками) Изделия ДПИ и современность. Проектирование мебели .Стулхарактер. Эскиз.(Бумага ,материал по выбору) Беседа 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Общий объем времени в часах Максимальна Самостоятель Аудиторн я учебная ная работа ые занятия нагрузка 99 51 48 10 5 5 Урок 10 5 5 Беседа 12 6 6 Урок 13 7 6 Урок 12 6 6 Беседа 10 5 5 Беседа 10 5 5 Урок 10 5 5 Беседа 6 3 3 Урок 6 3 3 III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета учитывает следующие принципы: - научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.); - связи теории с практикой; - систематичности и последовательности; - учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности; - доступности и посильности; - наглядности; - прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов) Первый год обучения В четвертом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов. 1.Тема: Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Цели и задачи: Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием , с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе. Материалы и оборудование: Методические пособия, иллюстративный материал. 2.Тема: Закладка для книг, открытка, настенное украшение «Сказочное дерево». Цели и задачи: знакомство индивидуальных особенностей и с возможностями бумаги, навыков учащихся, выявление использование технических приемов складывания и вырезания бумаги. Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы. Материалы и оборудование: методические пособия ,работы учащихся; бумага, цветная бумага, ножницы, клей, линейка, степлер ,декоративные элементы( пайетки ,бусины ,ленты и т.д.),Ф-А-4,А-5 3.Тема: Стилизация животного.(самостоятельная работа) Цели и задачи: знакомство со стилизацией, как языком выразительности в ДПИ, создание стилизованного образа животного для использования его в создании следующей работы, геометризация природных форм. Отбирая главное преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю изображения. Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования. Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную форму. Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, линейка, пр.карандаш, Ф-А-4. 4. Тема: Создание коврика на анималистическую тему. Цели и задачи: создание симметричной декоративной композиции с использованием стилизованного образа животного(самостоятельная работа ,задание №3),оформление коврика по бордюру простым геометрическим орнаментом, понятие об орнаменте. Развитие фантазии. Знакомство с понятием симметричности. Применение в практической работе теоретических знаний. Материалы и оборудование :цветная бумага, ножницы, клей,линейка,пр.карандаш.Ф-А3 5. Тема: Эскиз для мозаики «Сказочный город».(самостоятельная работа) Цели и задачи: образно-пластическая организация листа, создание выразительного пластически-цветового образа для последующего выполнения в технике мозаики, развивать наблюдательность, воображение, познакомить с новой техникой творческое мышление и Материалы и оборудование: Бумага,гуашь,Ф-А-3 6. Тема: Мозаика из цв. бумаги «Сказочный город». Цели и задачи: понятие о мозаике –как декоративной технике, создание цельного образа из наборных элементов, работа по эскизу(задание№5) развитие моторики рук, образного мышления. Умения при помощи цвета передать замысел композиции. Научить видеть целое при составлении работы из отдельных мелких частей, подчинять мелкие детали главному в работе. Материалы и оборудование: Цв. бумага, ножницы клей,Ф-А-3 7. Тема: Эскиз рисунка обоев «Кувшины» Цели и задачи: знакомство с краткой историей декорирования жилища, простыми способами декорирования жилища; понятие ритма, закрепление понятия стилизации; заполнение плоскости листа ритмично повторяющимися элементами, поиск гармоничного композиционного и цветового решения, целостность композиции. Материалы и оборудование: Бумага,гуашь,Ф-А-3. 8. Тема :Эскиз витража «Цирк», «Петух». Цели и задачи: знакомство с техникой витража; стилизация изображения путем дробления на геометрические части ,с сохранением узнаваемости предметов, использование в цветовом решении ярких ,контрастных тонов и черной обводки. Материалы и оборудование:Бумага,гуашь,Ф-А3 9. Тема: Эскиз фигурки из соленого теста «Сказочный зверь». (самостоятельная работа) Цели и задачи: создание интересного, выразительного образа сказочного зверя, выполнение эскиза для последующего выполнения в материале, развитие фантазии и творческого воображения. Материалы и оборудование:Бумага,гуашь,ф-А4 10. Тема :Лепка из соленого теста фигурки «Сказочный зверь». Цели и задачи: формировать навыки работы с различными материалами, изучить технические приемы, научить последовательно грамотно вести работу, приобретение навыка заполнения объемной формы узором ,познакомить с новым видом художественной деятельности, научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора, создание декоративной фигурки зверя из соленого теста с последующей росписью и декорированием. Материалы и оборудование : Мука, соль, вода ,стеки ,гуашь ,кисти, клей, декоративные элементы(бусины ,бисер ,пуговицы и т.д.) 11. Тема: Беседа о народном ДПИ. Цели и задачи: знакомство с художественными промыслами России ,развитие кругозора учащихся. Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства. 12. Тема: Геометрический орнамент в полосе. Цели и задачи: виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный; типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый; ритм и симметрия в орнаменте; знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов; грамотно закомпоновать изображение в листе, добиться выразительности. Материалы и оборудование:Бумага,гуашь,ф-А3 13. Тема: Орнаментальная композиция «Букет» , «Цветущее дерево». Цели и задачи: Поиск эскиза и осуществление композиции на задуманную тему. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов, цвета, рисунка в орнаменте. Воспитывать творческую сторону личности. Материалы и оборудование:Бумага,гуашь,ф-А3 14. Тема :Орнаментальная композиция «Сказочная птица» Цели и задачи: Подбор материала, выполнение замысла композиции. Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству. Материалы и оборудование:Бумага,гуашь,ф-А3 Второй год Во пятом классе учащиеся работают с различными материалами. Продолжают знакомство с промыслами России. Многообразием видов росписи. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративноприкладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа. 1. Тема: Орнаментальная композиция «Сказочный зверь» Цели и задачи: Подбор материала, выполнение замысла композиции. Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству. Научить грамотно, компоновать, стилизовать Материалы и оборудование: Бумага,гуашь,ф-А3 2. Тема: Керамика как один из видов ДПИ Цели и задачи: знакомство с художественными промыслами ,развитие кругозора учащихся. Отличительные особенности керамики. Материалы и оборудование :репродукции, методические пособия. 3.Тема: Глиняная художественная посуда. Освоение росписи. Цели и задачи: : развивать кругозор учащихся; формировать навыки работы с материалом; развивать умения декорирования предметов и вещей; познакомить с искусством росписи посуды; видами и способами выполнения росписи. Материалы и оборудование: заготовки из папье- маше (бумага ,клей),гуашь. 4. Тема: Эскиз лепной игрушки. Цели и задачи: выполнение эскиза будущей игрушки в соответствии со стилевыми и конструктивными особенностями Дымково. Материалы и оборудование: бумага,гуашь,ф-А3 5. Тема :Лепная и расписная игрушка. Цели и задачи: знакомство с художественными промыслами ,развитие кругозора учащихся. Лепка и роспись дымковской игрушки. Материалы и оборудование: глина (замена соленое тесто),стеки, гуашь. 6. Тема :Разработка эскиза изразца и выполнение его в материале. Цели и задачи : знакомство с краткой историей изразцов, освоение рельефного изображения, формировать навыки работы с различными материалами, изучить технические приемы, научить последовательно грамотно вести работу. Материалы и оборудование: бумага, гуашь, ф-А4, пластилин, основа, стеки, иллюстрации, работы учащихся. 7. Тема :Различные виды народной росписи Цели и задачи: знакомство с художественными промыслами России ,развитие кругозора учащихся. Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Городец ,Хохлома ,Урало-сибирская роспись. Материалы и оборудование: Методические материал. пособия ,иллюстративный 8. Тема: Импровизация на тему Городецкой росписи. Цели и задачи: образно-пластическая организация листа ,создание выразительного пластически-цветового образа , развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение Материалы и оборудование:бумага,гуашь,ф-А3 9. Тема: Роспись по дереву. Эскиз и выполнение в материале. Цели и задачи: развивать кругозор учащихся; формировать навыки работы с материалом; развивать умения декорирования предметов и вещей; познакомить с искусством росписи посуды; видами и способами выполнения росписи по дереву. Материалы и оборудование:Бумага,гуашь,ф-А3 Третий год В шестом классе учащиеся знакомятся с такими видами декоративноприкладного искусства как – папье-маше, роспись по ткани «батик». Продолжают знакомство с возможностями декорирования форм и предметов. Учатся создавать работу, связывая основные части и детали с конструктивной особенностью формы. На занятиях в третьем классе формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу. В основу работы над декоративно-прикладным искусством в третьем классе положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся. 1. Тема: Роспись по металлу. Цели и задачи :знакомство с историей ,творчеством и наследием Жостово. Материалы и оборудование :иллюстративный материал 2. Тема: Импровизация на тему заданного рисунка на ткани Цели и задачи: развитие воображения ,творческий поиск, выделение стилистических ,цветовых и конструктивных особенностей мотива ,с последующей авторской переработкой. Материалы и оборудование: бумага,гуашь,ф-А3 3.Тема:Роспись тканей Цели и задачи: развивать кругозор учащихся; формировать навыки работы с материалом; развивать умения декорирования предметов и вещей; познакомить с искусством росписи ткани; видами батика и способами выполнения. Материалы и оборудование: Репродукции ,работы учащихся ,иллюстрации. 4. Тема :Эскиз росписи ткани и выполнение его в материале Цели и задачи: Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом, формировать навыки работы с различными материалами, изучить технические приемы, научить последовательно грамотно вести работу. Материалы и оборудование: бумага ф-А3,акварель(эскиз), ткань, резерв, акварель, трубочка, кисти 5. Тема: Свободная роспись ткани. Эскиз и работа в материале. Цели и задачи: практическое закрепление полученных знаний, формировать навыки работы с различными материалами, изучить технические приемы, научить последовательно грамотно вести работу. Материалы и оборудование: бумага ф-А3, акварель(эскиз),ткань, материал по выбору 6. Тема : Маски .История. Разновидности. Цели и задачи: расширение кругозора учащихся, получение новых знаний о ДПИ. Материалы и оборудование: репродукции ,работы учащихся ,методический материал. 7. Тема: Эскиз маски и выполнение ее в материале Цели и задачи: Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение изделия. Роспись готовой работы. Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Развивать навыки работы в технике папье-маше. Познакомить с техникой работы папье-маше. Научить создавать предметы декора своими руками. Материалы и оборудование: эскиз-бумага ф-А3,гуашь; пластилин, стеки, бумага, клей, гуашь 8. Тема :Многообразие видов художественного текстиля Цели и задачи: расширение кругозора учащихся Материалы и оборудование: иллюстративный материал 9. Тема: Эскиз мини-гобелена Цели и задачи: Научить создавать и осмысливать произведения декоративноприкладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть замысел работы. Материалы и оборудование: бумага , гуашь,ф-А3 Четвертый год В седьмом классе учащиеся продолжают знакомство с видами декоративноприкладного искусства. Закрепляют знания, умения и навыки предыдущих лет учебы. 1. Тема: Эскиз орнамента для отделки костюма Цели и задачи: декорирование готовых изделий, гармоничность и единство вещи и декора. Материалы и оборудование: бумага,гуашь,ф-А3 2. Тема: Эскиз мелкой пластики «Праздники» Цели и задачи: Работа над замыслом композиции. Материалы и оборудование: бумага,гуашь,акварель,ф-А3 3.Тема:Мелкая пластика из соленого теста «Праздники» Цели и задачи: Работа над замыслом композиции. Выполнение отдельных деталей .Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук. Материалы и оборудование: мука, соль, вода, стеки, гуашь. 4. Тема: Народная вышивка Цели и задачи: знакомство с различными видами ДПИ. Материалы и оборудование :иллюстративный материал. 5. Тема: Эскиз вышитой салфетки Цели и задачи: разработка дизайна для вышивки, добиться оригинальности замысла и гармоничности композиции. Материалы и оборудование: бумага,цв.карандаш,фломастер,ф-А3 6. Тема:Эскиз кружевной или вязанной салфетки Цели и задачи: разработка интересного эскиза, развитие творческих способностей. Материалы и оборудование: бумага, черный фломастер, черная гелевая ручка,ф-А3 7. Тема :Эскиз аппликации из ткани и шнура Цели и задачи: развивать воображение ,умение работать в различных декоративных техниках, расширение кругозора ,знакомство с техникой коллажа. Материалы и оборудование: бумага ,цв.бумага ,клей ,ножницы, маркер, черный фломастер 8. Тема: Художественная обработка твердых материалов на территории нашей страны Цели и задачи: расширение кругозора, получение новых знаний о ДПИ. Материалы и оборудование: методические пособия, иллюстрации. 9. Тема :Эскиз резьбы по дереву Цели и задачи: развивать воображение ,умение работать в различных декоративных техниках, формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Материалы и оборудование: Пятый год В восьмом классе учащиеся продолжают знакомство с видами декоративноприкладного искусства. Закрепляют знания, умения и навыки предыдущих лет учебы. По итогам изучения программы пятилетнего самостоятельную работу с применением изученного материала. 1. Тема :Художественная обработка металла Цели и задачи: знакомство с видами ДПИ. Материалы и оборудование :иллюстративный материал. 2. Тема: Эскиз декоративной пластины обучения создают Цели и задачи: Научить создавать и осмысливать произведения декоративноприкладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть замысел работы. Материалы и оборудование: бумага ,акварель,ф-А3 3.Тема:Художественная обработка камня Цели и задачи: знакомство с видами ДПИ, расширение кругозора. Материалы и оборудование :репродукции. 4. Тема: Эскиз новогоднего сувенира Цели и задачи: Самостоятельная работа, выполняется учащимися в любой технике, изученной за время обучения, проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной программе. Материалы и оборудование :материал по выбору 5. Тема: Новогодний сувенир. Цели и задачи: Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним праздникам, развитие фантазии и творческого воображения. Формировать навыки работы с различными материалами, изучить технические приемы. Научить последовательно грамотно вести работу. Продолжить изучать приемы работы в смешанной технике. Материалы и оборудование: материал по выбору 6. Тема :Художественная обработка кости Цели и задачи: расширение кругозора, знакомство с видами ДПИ Материалы и оборудование: репродукции ,методические пособия 7. Тема: Искусство лаковой миниатюры Цели и задачи: расширение кругозора, знакомство с видами ДПИ Материалы и оборудование: репродукции ,методические пособия 8. Тема: Выполнение копии лаковой миниатюры Цели и задачи: Научить создавать и осмысливать произведения декоративноприкладного искусства. Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение копии. Формировать навыки работы с различными материалами, изучить новые технические приемы. Материалы и оборудование: Бумага ,гуашь; возможна имитация на деревянной основе, с нанесением левкаса, темперными красками,ф-А3 9. Тема: Изделия ДПИ и современность Цели и задачи: расширение кругозора, знакомство с видами ДПИ Материалы и оборудование: репродукции ,методические пособия 10. Тема :Проектирование мебели. Стул –характер. Эскиз. Цели и задачи: развивать конструктивное мышление и пространственное представление. Продолжить развивать навыки элементов конструирования. Научить в масштабе и объеме передавать идейный замысел работы. Передать основных связь частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы, проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной программе. Материалы и оборудование: бумага, материал по выбору,ф-А3 IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В результате изучения программы учащиеся должны знать, уметь: - виды декоративно-прикладного искусства; - уметь стилизовать природные формы; - работать с различными материалами и в разных техниках; - уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи; - различать и узнавать виды художественных промыслов; - уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера; - уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства; - уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства; - уметь применять полученные знания на практике; - соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм; - грамотно строить композицию с выделением композиционного центра; - завершать работу, добиваться богатства и цельности формы. Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: - развитие коммуникативных навыков; - развитие художественного вкуса; - улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера; - фиксировать склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление; - смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица; - развить фантазию и воображение (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков). Учащийся способен проявлять следующие отношения: - формирование уважения к труду; - воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного; - показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому. V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет учащимся усвоить последовательность технологических операций; рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия; итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы. Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры. Контроль осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках. Дополнительным способом определения результативности учебного процесса является участие в конкурсах различного уровня. Формами промежуточной аттестации являются просмотры и выставки работ учащихся в форме зачёта, организуемые в конце учебного года в 7-ом, 9-ом и 15-ом полугодии при 8-летнем обучении, во 2-ом, 4-ом, 6-ом, 8-ом, 10-ом полугодиях при 5-летнем обучении. Экзамены проводятся в 8 и 14 полугодиях при 8-летнем обучении. С целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации проводятся консультации. При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков: Первый год обучения - грамотно компоновать изображение; - грамотно передавать локальный цвет; - грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону; - грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов; - грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей; Второй год - грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов; - грамотно передавать оттенки локального цвета; - грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами; - грамотно передавать пропорции и объем простых предметов; - грамотно передавать материальность простых мягких и зеркальнопрозрачных поверхностей. Третий год - грамотно компоновать сложные композиции; - грамотно строить цветовые гармонии; - грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения; - грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость; - грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи; 7 класс - грамотно компоновать объекты в интерьере; - грамотно строить цветовые гармонии; - грамотно передавать нюансы светотеневых отношений; - грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов; - грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей; Четвертый год - передавать цельность и законченность в работе; - строить сложные цветовые гармонии; - грамотно передавать сложные светотеневые отношения; - грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере; - грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркальнопрозрачных поверхностей; С учетом данных критериев выставляются оценки: 5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии; 4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев; 3 («удовлетворительно») критериев. - при невыполнении трех-четырех пунктов VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Для успешной реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение: Оборудование: мольберты, табуреты, компьютер, столы, телевизор, DVD- проигрыватель Материалы: Бумага разных сортов Бумага цветная гуашь, акварель, акрил, темпера, кисти, клей, кнопки, скотч Карандаши(цветные, простые) маркеры, фломастеры, тушь, перо, гелевые ручки, пластилин, стеки, мука, соль, ластик, калька Фонд работ учащихся. Фонд методических пособий. Наглядные пособия. Альбомы по искусству Периодические издания: «Юный художник», »Художественная школа» и т.д. VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984. 2. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983. 3. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998. 4. Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003. 5. Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005. 6. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно- прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980. 7. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987. 8. Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 9. Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000. 10. И. А. Дворкина, Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002. Учебно-методическое обеспечение Для успешной реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение: Оборудование: мольберты, табуреты, компьютер, столы, телевизор, DVD- проигрыватель Материалы: Бумага разных сортов Бумага цветная Гуашь, акварель, акрил, темпера, Кисти Клей Кнопки, скотч, карандаши(цветные, простые) Маркеры, фломастеры, тушь, перо, гелевые ручки, пластилин, стеки, мука ,соль, ластик, калька. Фонд работ учащихся. Фонд методических пособий. Наглядные пособия. Альбомы по искусству Периодические издания: «Юный художник», »Художественная школа» и т.д.